Научная статья на тему 'Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России'

Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2938
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОСНОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ / SPECIAL EDUCATION / PERSONS WITH DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / SPECIAL EDUCATION CONDITIONS / MODERN PARADIGM OF EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / SOCIO-CULTURAL TERMS / INCLUSIVE EDUCATION / INTEGRATION / FUNDAMENTALIZATION FOUNDATIONS OF SPECIAL EDUCATION / SPECIAL EDUCATION HUMANIZATION PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме современного общества - реализации новой парадигмы образования. Раскрывается взаимосвязь инновационных процессов общего и специального образования. Осуществляется анализ социокультурных условий, определяющих глобальные изменения в специальном образовании России. Вскрываются кризисные явления, связанные с переосмыслением традиционных оснований специального образования, отставанием модернизации специально-образовательного пространства от изменений социальных потребностей и государственной политики в целом. Определяются противоречия, которые наблюдаются в рамках самой системы. Объективируются основные идеи построения современной концепции помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Характеризуются важные достижения по каждому направлению развития коррекционной практики, на основе которых проводится оценка современного состояния процессов модернизации и становления нового типа системы специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башмакова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current status of special education in the modernization of Russia

This article is devoted to the actual problem of modern society the implementation of a new paradigm of education. Reveals the relationship of innovative processes for general and special education. Performed analysis of sociocultural conditions determining global changes in special education in Russia. Reveals the crisis associated with the rethinking of the traditional bases of special education, especially behind the modernization and educational space on the changes of social needs and public policy in general. Determined by the contradictions that occur within the system itself. Objectifies the main ideas of the modern concept of building assistance to persons with special educational needs. Characterized by important achievements in each direction of a correctional practices, based on which an assessment of the current state of processes of modernization and establishment of a new type of special education.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России»

5. Подросток находится в состоянии постоянного наряженного ожидания негативного отношения к себе. Преобладание в поведении защитных механизмов.

6. Общение девиантных подростков с окружающими носит мимолетный, поверхностный характер. Неустойчивость и отсутствие глубины контактов тесно связаны с общей эмоциональной поверхностностью и незрелостью: слабо развитой способностью к сопереживанию и сочувствию, игнорированием интересов других людей, импульсивностью аффективных реакций, неадекватностью выхода из конфликтных ситуаций.

7. Для подростков характерны недостаточная адекватность понимания себя и других людей, непредсказуемость поступков, склонность к конфликтам, неосмотрительность, упрямство, нарушение общепринятых норм и правил поведения, замкнутость и недоверие.

8. С трудом сдерживают проявление своих импульсов, характерными являются периодические вспышки раздражения, враждебности и агрессии. Могут возникать периодические приступы депрессии.

9. Недостаточность самопознания проявляется в необоснованных завышенных притязаниях, носящих эгоцентрическую направленность.

10. Часто чувствуют себя изолированными, отчужденными, непонятыми и непринятыми. В большой степени испытывают сильную генерализованную тревожность, чувство неполноценности, некомпетентности и неудовлетворенности.

11. Испытывают стресс в ситуациях ожидания, очень нетерпеливы и неустойчивы к фрустрации. На стресс реагируют агрессией, направленной на других людей, обвинением других (экст-рапунитивные реакции], игнорированием общепринятых правил и норм поведения.

12. Неправильный учет ситуации, слабые прогностические способности, а также нарушения эмоционально-волевого регулирования поведения приводят к противоречию со средой.

Описанные результаты прогнозируют неудовлетворительную адаптацию девиантных подростков к разного рода взаимоотношениям между людьми, свидетельствуют о слабой диффе-ренцированности их «Я-концепции», недостаточно глубокой рефлексии, о безразличии к социальным проблемам. Полученные данные указывают на неблагополучие в становлени образа Я у несовершеннолетних правонарушителей, что в свою очередь указывает на острую необходимость построения эффективных психолого-педагогических программ по сопровождению изучаемой категории детей и профилактике девиантного поведения на более раннем этапе онтогенеза.

УДК 316.6

С. Б. Башмакова

Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме современного общества - реализации новой парадигмы образования. Раскрывается взаимосвязь инновационных процессов общего и специального образования. Осуществляется анализ социокультурных условий, определяющих глобальные изменения в специальном образовании России. Вскрываются кризисные явления, связанные с переосмыслением традиционных оснований специального образования, отставанием модернизации специально-образовательного пространства от изменений социальных потребностей и государственной политики в целом. Определяются противоречия, которые наблюдаются в рамках самой системы. Объективируются основные идеи построения современной концепции помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Характеризуются важные достижения по каждому направлению развития коррекционной практики, на основе которых проводится оценка современного состояния процессов модернизации и становления нового типа системы специального образования.

This article is devoted to the actual problem of modern society - the implementation of a new paradigm of education. Reveals the relationship of innovative processes for general and special education. Performed analysis of sociocultural conditions determining global changes in special education in Russia. Reveals the crisis associated with the rethinking of the traditional bases of special education, especially behind the modernization and educational space on the changes of social needs and public policy in general. Determined by

© Башмакова С. Б., 2014 214

the contradictions that occur within the system itself. Objectifies the main ideas of the modern concept of building assistance to persons with special educational needs. Characterized by important achievements in each direction of a correctional practices, based on which an assessment of the current state of processes of modernization and establishment of a new type of special education.

Ключевые слова: специальное образование, лица с нарушениями развития, особые образовательные потребности, специальные образовательные условия, современная парадигма образования, модернизация образования, социокультурные условия, инклюзивное образование, интеграция, фундамента-лизация основ специального образования, гуманизация специальной образовательной практики.

Keywords: special education, persons with disabilities, special educational needs, special education conditions, the modern paradigm of education, modernization of education, socio-cultural terms, inclusive education, integration, fundamentalization foundations of special education, special education humanization practices.

В современном социокультурном пространстве образование рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества жизни общества. Российская система образования в целом претерпевает глобальные изменения, которые определяются задачами перехода страны к демократическому и правовому государству, построения рыночной экономики, преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Модернизация системы образования осуществляется на основе активной роли государства, с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Современная образовательная политика нашла отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» 2012 г., в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., а также в Концепции развития образования РФ до 2020 г.

Концепция перестройки образования напрямую связана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты, меры, генеральные и стратегические линии развития национального образования:

• ускорение темпов развития общества;

• расширение возможностей политического и социального выбора;

• переход от индустриального к информационному обществу;

• расширение межкультурного взаимодействия;

• усиление роли человеческого капитала;

• формирование социальной коммуникабельности и толерантности и др.

Таким образом, модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Основной идеей российской образовательной политики является не только обеспечение современного качества образования, на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям общества, но и сохранение места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры. Основой современной образовательной политики является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов, развитие образования как открытой государственно-общественной системы, обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования всеми членами российского общества. Всё это определяет изменения, происходящие в отдельных образовательных системах, в том числе и системе специального образования.

Длительное время специальное образование в нашей стране развивалось как самостоятельная, дифференцированная от общего образования, социально закрытая система обучения, воспитания, социальной адаптации лиц с нарушениями развития, для которых невозможно получение образования в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой и традиционной образовательной практикой. Советская модель специального образования, просуществовавшая в нашей стране вплоть до начала XXI в., строилась на основе патерналисти-ческой концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями. Основная цель специального образования рассматривалась как воспитание полезных членов общества. Приоритет интересов общества над интересами личности определял статус социальной «мало-ценности» человека с ограниченными возможностями здоровья и развития. По отношению к ним реализовалась ограничительно-покровительственная политика как в образовании, так и в обществе в целом. Это приводило к стойкой социальной маргинализаци лиц с ограниченными возможностями, вынужденному сужению возможностей участия их в социальной жизни. Существующая система специального образования ограничивала самостоятельность выбора и реализации доступных социальных ролей, выполнения социокультурных функций.

В настоящее время система специального образования переживает закономерный кризис, связанный с критическим переосмыслением ее традиционных ценностных оснований. В последние годы всё больше проявляется отставание модернизации специально-образовательного пространства от изменений социальных потребностей и государственной политики в целом. Кризисное состояние специального образования определяется и теми внутренними противоречиями, которые наблюдаются в рамках самой системы.

Исследования Н. Н. Малофеева выявили, что одновременно в рамках одной и той же системы специального образования действуют разнонаправленные тенденции и подходы. Увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями, при этом охват специальным образованием достигает 58% нуждающихся. Имеется необходимость обеспечения образовательной деятельности специальными профессиональными кадрами и неукомплектованность учреждений специального профиля педагогами-дефектологами. В последнее десятилетие наблюдается резкое отставание уровня дифференциации государственной системы подготовки дефектологических кадров от уровня дифференциации системы специального образования. Противоречие между наличием государственной системы специального образования и отсутствием федерального законодательства, регулирующего эту деятельность [1].

Опираясь на теорию Т. С. Куна об общих закономерностях развития, можно предположить, что преодоление кризиса специального образования будет возможно только тогда, когда начнётся активная перестройка всей системы на основе новой научной парадигмы. К приоритетным направлениям новой социальной парадигмы построения специального образования можно отнести идеи гуманизации, фундаментализации и интеграции.

Основой нового взгляда на социально-образовательную реабилитацию человека с ограниченными возможностями развития в гуманистическом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости. Данная идея выделяется как главная цель современного специального образования. Она включает в себя признание приоритетов интересов личности над интересами общества, гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне зависимости от его социальной успешности и полезности, а также возможность участия лиц с ограниченными возможностями в общественно полезном труде. Под независимой жизнью понимается не столько материальная самостоятельность, сколько самостоятельные возможности передвижения в социальном пространстве, социально-коммуникативная компетентность, бытовая самостоятельность и т. д., что обеспечивает человеку с ограниченными возможностями независимость в широком смысле.

Важнейшей задачей обеспечения гуманизации специального образования является исключение не только социально-экономической, но и нравственно-этической дискриминации лиц с ограниченными возможностями. Современное специальное образование нацелено на процесс социокультурного включения воспитанника и принимает в качестве основной идею независимого образа жизни. При этом люди с ограниченными возможностями должны включатся в общественные отношения на их собственных условиях. Специальное образование должно закладывать фундамент социокультурного включения. Для обеспечения этих условий необходимо учитывать специфические и типологические особенности различных категорий лиц с ограниченными возможностями. Содержание специального образования должно разрабатываться не только с учётом особенностей жизнедеятельности различных категорий лиц с ограниченными возможностями, но и условий той среды, в которую они будут включены, а значит определять систему педагогических мер их полноценной социализации.

Таким образом, отечественная система специального образования развивает и внедряет в практику новую концепцию социальной реабилитации человека, центром которой является сам человек, его особые образовательные и иные потребности, его права и интересы. Основными задачами реализации гуманизации специального образования является формирование у человека с ограниченными возможностями здоровья базовых навыков в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

Следующим приоритетным направлением развития национальных коррекционых образовательных систем в нашей стране является идея фундаментализации теории и практики специального образования. На основе её осуществляется переосмысление и уточнение основополагающих положений, концептуальных основ специального образования.

Первостепенной проблемой организации коррекционной помощи является разработка стандартов специального образования, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования, гарантирующая всем лицам с ограниченными возможностями развития обязательное образование с учетом их возможностей и потребностей. В основе стандартов лежит принцип договорённости, согласия и взаимных обязательств 216

личности, семьи, общества, государства. Стандарт специального образования, разрабатываемый ведущими специалистами-дефектологами Н. Н. Малофеевым, О. С. Никольской, О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой и другими, учитывает неоднородность образовательных потребностей обучающихся не столько по клинико-психологическому проявлению нарушения, сколько по степени выраженности и характеру психосоциального проявления, а также качества предшествующего обучения и воспитания. Неоднородность состава группы определяет диапазон различий в требуемом уровне и содержании специального образования. Параметрами разработки стали сроки освоения программ, цензовость образования, условия организации образовательной практики.

Таким образом, в новом подходе к разработке специального образовательного стандарта максимально учитывается дифференциация особых образовательных потребностей лиц с нарушениями развития, с учётом их индивидуальных психофизических и социокультурных возможностей. Наряду с этим выделяются особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с нарушениями развития:

• раннее и своевременное начало специального образования;

• обеспечение в содержании образования специальных компонентов коррекционно-ком-пенсирующей направленности;

• реализация образования специальными методами, приёмами, средствами;

• обеспечение специальных условий образовательной среды;

• включение различных социальных сред в специальное образовательное пространство воспитанников.

Стандартизации подверглись три основных уровня образования: цензовый, нецензовый, индивидуальный, выделяемые с учётом соотнесённости «академических» и «адаптивных» компонентов. Первый уровень призван обеспечивать преимущественно академические компетенции, общие со стандартом общего образования и включением некоторых адаптивных компетенций. Второй уровень в основном реализует адаптивно-социальные компетенции, опосредуемые академическими знаниями с учётом познавательных возможностей учащихся. Третий уровень предполагает усвоение только адаптивных компетенций: социально-бытовые и коммуникативные [2].

Предложенный к реализации в системе общего и специального образования стандарт рассматривается как базовый комплексный документ, определяющий совокупно систему требований по отношению к обществу и обязательств государства перед лицами с нарушениями развития. В то же время он может стать концептуальной основой финансовой обеспеченности и управления системой специального образования лиц с ограниченными возможностями развития. В стандарте закладываются требования к результатам образования и мониторинга качества специального образования. В силу этого стандарт - это эффективный инструмент правового регулирования отношений субъектов системы образования.

Таким образом, разработка стандарта специального образования и его внедрение в образовательную практику может стать мощным стимулом инновационного развития российской образовательной системы. Использование стандарта образования детей с нарушениями развития позволит максимально расширить внедрение специального образования и обеспечить им всех нуждающихся. Он гарантирует конституциональное право всех на образование и даёт возможность выбора условий образования. Внедрение стандарта в практику активизирует и ускорит процессы модернизации специального образования в структурном, содержательном, технологическом, функциональном компонентах.

Развитие современной системы специального образования обеспечивается реализацией ещё одного направления новой парадигмы специальной педагогики - интеграции. Современная государственная образовательная политика выделила идею интеграции как ведущую тенденцию развития национальной системы и определила необходимость разрабатывать особый путь развития интегративных подходов в системе общего и специального образования. Одним из возможных путей образовательной интеграции в России стала разработка проблемы ранней коррекции нарушенного развития. На основе идей Л. С. Выготского о необходимости использования сензитивных периодов становления психики были определены два основных пути ранней компенсации нарушения развития: психолого-педагогический (Е. А. Стребелева, И. С. Кривовиз, Е. Р. Баенская и др.] и нейропсихологический (Ю. А. Разенкова, Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская и др.] подходы. Внедрение в российскую практику этих подходов означает продвижение в создании государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции, которая должна стать не только новой частью специального образования, но и новым основанием построения этой системы.

Другим государственным подходом в реализации интеграционных идей стала разработка инклюзивного образования. Законодательная база новой системы расширяет права родителей,

закрепляя свободу выбора форм обучения и их создания. Современная концепция социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья была закреплена Саламанской декларацией как инклюзивное образование. Она определяет вовлечение в образовательный процесс каждого учащегося посредством образовательной программы, соответствующей его способностям, и тем самым удовлетворение его индивидуальных образовательных потребностей.

Наша страна, поддержав мировое сообщество на Всемирном форуме в Дакаре, прияла договорённость о создании инклюзивного образования или школы для всех, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования. Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action] и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millenium Development Goals on Education] предлагают современный подход, позволяющий обеспечить образование для всех к 2015 г.

В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения -это эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения гуманного общества и предоставления образования для всех. Такие учреждения имеют возможность предоставлять образовательные услуги большинству, а также оптимизировать использование средств на образование в рамках всей системы.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к лицам с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей, включая образование. Инклюзия, как максимальная индивидуализация образования, означает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и развития в жизнь группы сверстников. Цель инклюзивного образования - организация пространства для успешной реализации индивидуальной образовательной программы [3].

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определённую гибкость образовательной системы. Технология обучения и воспитания преобразуется под индивидуальные образовательные потребности ребенка путем использования новых подходов, применения вариативных образовательных форм, средств и методов. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые способы организации образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Новые ожидания предполагают новые требования к работе всех педагогических работников, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы внутренних и внешних отношений. С целью управления инклюзивными процессами вводятся командные и проектные формы организации деятельности. Важной составляющей инклюзивной системы является диагностика и мониторинг, согласование интересов всех участников образовательного процесса. На специалистов инклюзивной системы возлагается обязанность обеспечивать соответствие образовательной среды и технологий потребностям развития каждого ребёнка.

Процесс внедрения инклюзивного образования в нашей стране сталкивается с рядом трудностей. Так, одной из трудностей является недостаток специалистов новой формации, которые готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности развития, и обладают для этого достаточным потенциалом. Другой проблемой внедрения инклюзивного образования в практику является теоретическая неразработанность технологии, отсутствие чётких методологических позиций и методических средств. Всё это характеризует наличие незавершённости в процессе модернизации специального образования, определяет прогноз дальнейших изменений и даёт возможность выделить приоритетные линии дальнейшего развития системы [4].

В то же время благодаря новым социально-образовательным установкам государства разрываются рамки изолированной системы обучения детей с особенностями развития. Устраняются социокультурные барьеры, тормозящие модернизацию системы специального образования как практики коррекционно-развивающей помощи.

Примечания

1. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2009.

2. Малофеев Н. Н., Маркович М. М., Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ. 2010. № 6. С. 8-3.

3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.

4. Современные исследования специальной психологии: проблемы и перспективы инклюзивного образования / под ред. С. Б. Башмаковой, Н. В. Лаптевой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014.

Notes

1. Malofeyev N.N. Special'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire [Special education in a changing world]. Moscow. Prosveshchenie. 2009.

2. Malofeyev N.N., Markovich M.M., Shmatko N.D. Sovmestnoe vospitanie i obuchenie - zakonomernyj ehtap razvitiya sistemy obrazovaniya [Joint education and training - regular stage in the development of the education system] // Upravlenie DOU - Management in additional educational establishments. 2010, No. 6, pp. 8-3.

3. Semago N.Y., Semago M.M. Inklyuzivnoe obrazovanie: ot metodologicheskoj modeli k praktike [Inclusive education: from a methodological model to practice] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie -Psychological science and education. 2011, No. 1.

4. Sovremennye issledovaniya special'noj psihologii: problemy i perspektivy inklyuzivnogo obrazovaniya -Modern studies of special psychology: problems and perspectives of inclusive education / ed. by S. B. Bashmakova, N. V. Lapteva. Kirov. Publ. of VyatSHU. 2014.

УДК 376

Н. С. Морозова

Образовательная технология психолингвистическая лаборатория как форма реализации проектной деятельности студентов

Практика вузовского преподавания в условиях ФГОС ВПО актуальным поставила вопрос о применении активных форм усвоения знаний и формирования компетенций. В статье представлены особенности внедрения в учебный процесс образовательной технологии психолингвистическая лаборатория. На примере освоения студентами дисциплины «Основы психолингвистики» описана постепенная реализация данной технологии - разработка и защита проекта сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм, который реализуется в ходе освоения модуля «Методы психолингвистических исследований». Знакомясь с экспериментальными методиками исследования языка (индивидуального и коллективного языкового сознания) и практически осваивая метод ассоциативного эксперимента, студенты учатся разрабатывать собственный ассоциативный эксперимент, собирать и обрабатывать материал, проводить сравнительно-сопоставительный анализ данных предыдущих экспериментов, интерпретировать результаты наблюдений над языковым сознанием. В результате группы обучающихся разрабатывают и защищают проект сравнительно-сопоставительного словаря русских ассоциативных норм.

The practice of University teaching in the conditions of the Federal state educational standard of the higher professional education raised the issue of using active forms of learning and competence building. The article covers the peculiarities of the introduction of the educational technology "Psycholinguistic laboratory" in the educational process. The article describes the gradual realization of this technology involving development and presentation of the project of the comparative dictionary of Russian associative norms while teaching students the discipline "Fundamentals of psycholinguistics". The project is carried out in the course of mastering the module "Methods of psycholinguistic research". Getting acquainted with experimental techniques of exploring the language (individual and collective linguistic consciousness) and mastering the method of associative experiment, students learn to develop their own associative experiment, to collect and to analyze the material, to carry out comparative data analysis of previous experiments, to interpret the results of observations over linguistic consciousness. As a result the group of students develop and defend their project of comparative dictionary of Russian associative norms.

Ключевые слова: образовательная технология, метод проекта, психолингвистическая лаборатория, ассоциативный эксперимент.

Keywords: educational technology, project method, psycholinguistic laboratory, associative experiment.

В связи с переходом на ФГОС в практике вузовского преподавания актуальным стал вопрос об использовании новых форм и приемов работы, позволяющих решать комплекс задач как по освоению теоретического материала, так и по формированию умений и навыков. В связи с этим представляется интересным и продуктивным применение технологии проектного метода при изучении учебных дисциплин. В рамках данной статьи описаны особенности применения метода проекта в рамках освоения студентами дисциплины «Основы психолингвистики».

© Морозова Н. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.