Научная статья на тему 'Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития'

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6068
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ / ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / EDUCATORS’ WILLINGNESS AND CAPACITIES / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES / SPECIAL CONDITIONS FOR EDUCATION AND TRAINING / VARIABILITY OF EDUCATIONAL SERVICES / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возняк Ирина Владимировна

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования. Введение новых нормативных документов ставит перед педагогическими работниками серьезные задачи по созданию доступной образовательной среды и изменению содержания образования. В статье представлены результаты исследования готовности педагогов к инклюзивному образованию, анализ которых может быть использован при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS OR DISABILITIES: MODERN APPROACHES, PROBLEMS AND PROSPECTS

The article reports on the problems of education of children with special needs and disabilities at the present stage of Russian educational system development. Introducing new normative instruments represents a significant challenge for educators, including the creation of a fully accessible learning environment for those children and changing educational contents. The article presents the findings of the monitoring of educators’ willingness and capacities to adopt inclusive education. The results may be used for creating teacher development training and retraining programmes.

Текст научной работы на тему «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития»

УДК 376.3

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

И.В. Возняк

Аннотация. Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования. Введение новых нормативных документов ставит перед педагогическими работниками серьезные задачи по созданию доступной образовательной среды и изменению содержания образования. В статье представлены результаты исследования готовности педагогов к инклюзивному образованию, анализ которых может быть использован при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения, воспитания и развития, вариативность образовательных услуг, инклюзивное образование, готовность педагогов образовательных организаций.

EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

OR DISABILITIES: MODERN APPROACHES,

PROBLEMS AND PROSPECTS

I.V. Voznyak

Abstract: The article reports on the problems of education of children with special needs and disabilities at the present stage of Russian educational system development. Introducing new normative instruments represents a significant challenge for educators, including the creation of a fully accessible learning environment for those children and changing educational contents. The article presents the findings of the monitoring of educators’ willingness and capacities to adopt inclusive education. The results may be used for creating teacher development training and retraining programmes.

Key words: children with special needs and disabilities; special conditions for education and training; variability of educational services; inclusive education; educators’ willingness and capacities.

В последние годы в России наблюдается тенденция к позитивным изменениям в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика государства в сфере образования ориентирована на создание необходимых правовых, экономических и социокультурных условий, направленных на обеспечение доступности образования и социальной адаптации каждого ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

Еще недавно на страницах научнометодических журналов активно поднимались вопросы об отождествлении понятий «инклюзивное» и «интегрированное» образование, дети «с ограниченными возможностями здоровья» и «с особыми образовательными потребностями» и др. Принятие в 2012 году нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесло ясность в терминологию и принципы организации деятельности образовательного учреждения по обучению, воспитанию и

развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

До 2013 года статистические данные о численности детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляемые учреждениями здравоохранения и образования, часто отличались друг от друга. С позиции медиков в данную категорию входили только дети-инвалиды, что сильно снижало фактическое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. А педагоги значительно завышали данные, считая, что это не только дети-инвалиды, но и все обучающиеся, имеющие различные нарушения в физическом и (или) психологическом развитии, которые мешают ребенку осваивать общеобразовательную программу.

Сегодня проблема разногласий решена. Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона об образовании «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий» [2]. Следует обратить внимание, что данное понятие состоит из трех обязательных условий, чтобы признать статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

- наличие у ребенка недостатков в физическом и (или) психологическом развитии;

- ребенок должен пройти обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, которая подтвердит имеющиеся у него недостатки в физическом и (или) психологическом развитии;

- психолого-медико-педагогическая комиссия на основе результатов обследования ребенка определит специальные условия обучения, воспитания и развития ребенка, без создания которых невозможно получение качественного образования.

Согласно Положению о психолого-медикопедагогической комиссии обследование ребенка проводится только с письменного согласия родителей (законных представителей) и ее решение носит рекомендательный характер [5].

Сегодня существует три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с которыми родители (законные представители) могут выбрать вариант получения образовательных услуг:

- дифференцированное обучение в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, задержку психического развития;

- интегрированное обучение в отдельных классах для детей с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных учреждений;

- инклюзивное обучение в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с обычными детьми.

При выборе варианта и формы получения образования необходимо учитывать не только особенности развития и индивидуальные возможности конкретного ребенка, но и готовность образовательного учреждения к его обучению.

С 1 сентября 2016 года в образовательных организациях начнется реализация федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3, 4]. К этому времени органам управления образованием и образовательным организациям предстоит провести большую подготовительную работу по нормативно-правовому, организационно-

методическому, информационному, финансовоэкономическому и кадровому обеспечению введения новых образовательных стандартов.

На одно из перечисленных выше направлений следует обратить особое внимание - на обеспечение образовательных организаций кадрами, знающими специальные педагогические подходы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания в Белгородской области региональной системы подготовки педагогов для инклюзивного образования, актуальным стало решение проблемы: при каких внутренних (психологических) и внешних (педагогических) условиях формируется готовность педагогов.

В 2013 году было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформиро-ванности мотивационного, когнитивного, операционального и личностного компонентов готовности у педагогов дошкольных и общеобразовательных организаций Белгородской области.

В анкетировании приняли участие 1292 педагогических работника разных категорий: заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций (11%), руководители и заместители руководителя общеобразовательных организаций (10%), воспитатели (9%), учителя начальных классов (14%) и учителя-предметники (26%), педагоги дополнительного образования (6%), учителя-логопеды (12%), педагоги-психологи (10 %), социальные педагоги (2%).

Опрос показал, что опыт работы с данной категорией детей имеют 61% педагогов, а дефектологическое образование получили 1,4% педагогов. Лишь 23% педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации по проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный анализ по категориям педагогических работников показал, что больше всего курсовой подготовкой были охвачены учителя-логопеды и педагоги-психологи - 66% и 40% соответственно, менее всего - учителя-предметники (8%), старшие воспитатели дошкольных образовательных организаций (12%), педагоги дополнительного образования (13%), воспитатели (14%) и учителя начальных классов (14%). Из этого можно сделать вывод о том, что тематика программ повышения квалификации в большей степени касается вопросов организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и ориентирована на обучение педаго-гов-психологов и учителей-логопедов, и не обеспечивает потребности педагогов, осущест-

вляющих образовательный процесс. Старшие воспитатели и заместители директора образовательных организаций тоже остро нуждаются в подготовке, так как, являясь председателями психолого-медико-педагогического консилиума, обязаны создавать специальные условия, организовывать коррекционную помощь, обеспечивать взаимодействие и контроль эффективности деятельности всех педагогов, работающих с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Хотелось бы обозначить ряд проблем, выявленных в ходе анализа результатов анкетиро-

вания, направленного на изучение сформиро-ванности когнитивного компонента профессиональной готовности.

Педагогам предлагалось сначала оценить свои знания правовых основ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенностей развития и организации специальных условий обучения детей с различными нарушениями развития, затем ответить на вопросы тестов по данным темам. Результаты анкетирования и тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной готовности педагогов к

инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (в процентах)

№ п/п Параметры Уровень(%)

высокий средний низкий

само- оценка тест само- оценка тест само- оценка тест

1. Знание правовых основ образования детей с ОВЗ 17 11 47 63 36 26

2. Знание современных подходов к обучению детей с ОВЗ 13 11 72 69 15 20

3. Знание особенностей детей с различными нарушениями развития 15 13 71 65 14 22

4. Знания специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ 11 24 75 54 14 22

Низкие знания и затруднения выявлены у педагогов при ответах, касающихся нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Более всего педагоги осведомлены в вопросах организации специальных условий обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития.

Знания современных подходов к обучению детей с недостатками в физическом и (или) психологическом развитии показали 70% респондентов, причем педагоги менее осведомлены в области инклюзивного образования - 42%.

При ответах на вопросы анкеты педагоги более высоко оценили свои знания особенностей детей с проблемами развития речи (57%), интеллектуальной (51%) и эмоционально-волевой сферы (55%). Менее знакомы с особенностями детей, имеющих нарушения слуха (39%), зрения (40%), опорно-двигательного аппарата (46%). Вероятно, это связано с тем, что основная масса детей-инвалидов по слуху и зрению обучается в отдельных образовательных организациях по

специальным программам и учебникам при помощи сурдопедагогов и тифлопедагогов.

В процессе ответов на вопросы анкеты часть педагогов оставила комментарии в своих бланках: «К сожалению, нет специального образования», «Очень хочу помочь, но не знаю как», «Я работаю в обычной школе, а не коррекционной», «Мое дело - учить, а корректировать должны психологи и дефектологи». Очевидно, что решающим условием, способствующим формированию профессиональной готовности, является характер мотивации педагогической деятельности и личностные качества педагога.

Интерес к вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья проявили 85% педагогов дошкольных образовательных учреждений и 62% педагогов школ. Об эмоциональной готовности к работе с детьми, имеющими нарушения развития, заявили 73% дошкольных педагогических работников и 55% педагогических работников школ. Можно сделать вывод о более высокой мотивационной и эмоциональной готовности педагогов дошкольных образовательных органи-

заций по сравнению с педагогами общеобразовательных организаций.

При этом 73% педагогов подтвердили, что нуждаются в помощи при организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Респондентам было

предложено проранжировать ресурсы, способствующие повышению профессиональной компетентности в данном направлении, по степени значимости. В результате был определен рейтинг предпочтений педагогов при выборе ресурсов, который представлен в таблице 2.

Таблица 2. Рейтинг предпочтений при выборе ресурсов повышения профессиональной компетентности

Рейтинг Ресурсы

I Получение высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогов в сфере коррекционного образования

II Получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки педагогов в сфере коррекционной педагогики (не менее 250 часов)

III Получение высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогов в сфере инклюзивного образования

IV Получение дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки педагогов в сфере инклюзивной педагогики (не менее 250 часов)

V Получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации (не менее 100 часов)

VI Участие педагога в работе научно-практических конференций, семинаров по проблемам образования детей с ОВЗ

VII Включение в программу курсов повышения квалификации всех категорий педагогических работников лекций по проблеме организации образования детей с ОВЗ (не менее 16 часов)

VIII Участие педагога в работе профессиональных методических объединений и творческих групп по проблемам образования детей с ОВЗ

IX Методическое сопровождение педагога, обучающего ребенка с ОВЗ, опытными педагогами и специалистами (супервизия)

X Получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации (не менее 70 часов)

XI Самообразование

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что все категории педагогических работников считают самыми важными ресурсами - получение высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогов в сфере коррекционного и инклюзивного образования и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки педагогов в сфере коррекционной педагогики. Менее востребованными оказались такие ресурсы как самообразование, получение дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации (не менее 70 часов)

Литература:

1. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических

и супервизия опытными педагогами и специалистами.

Полученные результаты исследования подтверждают недостаточную готовность педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимым условием является организация обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере коррекционной и инклюзивной педагогики, направленные на формирование профессиональной и личностной готовности.

кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2014. № 2. C. 1— 18. Режим доступа: URL: http://psyedu.ru/journal/ 2014/2/Margolis.phtml.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

// Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - Федеральный выпуск № 303.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1598 (Вступает в силу: 1 сентября 2016 г.).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1599 (Вступает в силу: 1 сентября 2016 г.).

5. Положение о психолого-медикопедагогической комиссии: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013г. № 1082.

References:

1. Margolis A.A. Trebovanija k modemizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'-nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogiche-skih kadrov v sootvetstvii s professional'-nym standartom pedagoga: predlo-zhenija k rea-lizacii dejatel'nostnogo podhoda v

podgotovke pedagogicheskih kadrov [Jelektronnyj resurs] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie PSYEDU. ru. 2014. № 2. C. 1—18. Rezhim dostupa: URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Ros-sijskaja gazeta. - 2012. - 31 dekabrja. - Federal'nyj vypusk № 303.

3. Ob utverzhdenii federal'nogo

gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija dlja obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 19 dekabrja 2014 g. № 1598 (Vstupaet v silu: 1 sentjabrja

2016 g.).

4. Ob utverzhdenii federal'nogo

gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlja obuchajushhihsja s um-stvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami): Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossij-skoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 19 dekabrja 2014 g. № 1599 (Vstupaet v silu: 1 sentjabrja 2016 g.).

5. Polozhenie o psihologo-mediko-

pedagogicheskoj komissii: Prikaz Ministerstva

obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 20 sentjabrja 2013g. № 1082.

Сведения об авторе:

Возняк Ирина Владимировна (г.Белгород, Россия), начальник службы психологопедагогического сопровождения и здоровьесбережения Муниципального казенного учреждения «Научно-методический информационный центр», e-mail: [email protected]

Data about the author:

Voznyak I. V. (Belgorod, Russia), head of psychological and educational support and health care department of Municipal state owned unitary enterprise ‘Scientific and Methodological Information Centre, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.