Научная статья на тему 'Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации'

Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ (ИНКЛЮЗИВНАЯ) ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SPECIAL (INCLUSIVE) OF THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич

Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в общеобразовательных организациях наравне со сверстниками это сравнительно новый подход для российского образования. У каждого ребёнка свой, индивидуальный маршрут развития и обучения, своя вершина. Если у одного ребёнка это путь по прямой и гладкой дороге, то у другого этот путь тернист и труден, порой занимает больше времени и усилий. По такому пути ребёнок идёт медленнее, преодолевая препятствия. Пути достижения этой вершины должен определить педагог. Возможно, придётся выбирать обходные «пути», учитывать компенсаторные возможности (Л.С.Выготский «О дефекте и компенсации») детского организма. Нахождение современного образования на переходном этапе, диктует необходимость разрабатывать новые подходы в образовании с учетом потребностей всех категорий детей. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании и как следствие, условием реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение в образовательный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение это направление имеет в случае обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Специальная (инклюзивная) информационно-образовательная среды дошкольной образовательной организации выполняя ряд функций (проективная, социальная, педагогическая, коррекционно-развивающая, функция индивидуальной направленности образования) играет важную роль в достижении задач инклюзивной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND FUNCTIONS OF SPECIAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The inclusion of children with special educational needs in the educational process in educational institutions on a par with their peers is a relatively new approach to Russian education. Each child has their individual route of development and learning, its top. If one child is the path straight and smooth road, then the other, this path is thorny and difficult, sometimes takes more time and effort. In this way the child is slower, overcoming obstacles. Achieving this peak should be determined by the teacher. You may have to choose a roundabout path, to account for compensation (L. S. Vygotsky "defect and compensation") of the child's body. Finding modern education in transition, dictates the need to develop new approaches in education based on the needs of all categories of children. One of the priority strategic directions of modernization of education and as a result, the condition of realization of basic educational programs in accordance with the requirements of Federal state educational standard of preschool education is the introduction in educational process of information and communication technologies. Of particular importance is the direction of the education of children with disabilities and persons with disabilities. Special (inclusive) of the information-educational environment of preschool education institution performing a number of functions (projective, social, pedagogical, correctional and developmental, function of the individual orientation of the education) plays an important role in achieving the objectives of inclusive practices.

Текст научной работы на тему «Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации»

педагогические науки

Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

УДК 373.24

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Филатова Юлия Салихьяновна, аспирант Казаринов Анатолий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор Глазовский государственный педагогически институт имени В.Г. Короленко (42762, Россия, Глазов, ул. Первомайская д. 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. Вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в общеобразовательных организациях наравне со сверстниками - это сравнительно новый подход для российского образования. У каждого ребёнка свой, индивидуальный маршрут развития и обучения, своя вершина. Если у одного ребёнка это путь по прямой и гладкой дороге, то у другого этот путь тернист и труден, порой занимает больше времени и усилий. По такому пути ребёнок идёт медленнее, преодолевая препятствия. Пути достижения этой вершины должен определить педагог. Возможно, придётся выбирать обходные «пути», учитывать компенсаторные возможности (Л.С.Выготский «О дефекте и компенсации») детского организма. Нахождение современного образования на переходном этапе, диктует необходимость разрабатывать новые подходы в образовании с учетом потребностей всех категорий детей. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании и как следствие, условием реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является внедрение в образовательный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение это направление имеет в случае обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Специальная (инклюзивная) информационно-образовательная среды дошкольной образовательной организации выполняя ряд функций (проективная, социальная, педагогическая, коррекционно-развивающая, функция индивидуальной направленности образования) играет важную роль в достижении задач инклюзивной практики.

Ключевые слова: специальная (инклюзивная) информационно-образовательная среда, инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

THE ROLE AND FUNCTIONS OF SPECIAL INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2017

Filatova Yulia Alihanovna, graduate student Kazarinov Anatoly Sergeyevich, doctor of pedagogical Sciences, Professor Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko ((42762, Russia, Udmurtia, Glazov, St. may day d. 2, e-mail: [email protected])

Abstract. The inclusion of children with special educational needs in the educational process in educational institutions on a par with their peers is a relatively new approach to Russian education. Each child has their individual route of development and learning, its top. If one child is the path straight and smooth road, then the other, this path is thorny and difficult, sometimes takes more time and effort. In this way the child is slower, overcoming obstacles. Achieving this peak should be determined by the teacher. You may have to choose a roundabout path, to account for compensation (L. S. Vygotsky "defect and compensation") of the child's body. Finding modern education in transition, dictates the need to develop new approaches in education based on the needs of all categories of children. One of the priority strategic directions of modernization of education and as a result, the condition of realization of basic educational programs in accordance with the requirements of Federal state educational standard of preschool education is the introduction in educational process of information and communication technologies. Of particular importance is the direction of the education of children with disabilities and persons with disabilities. Special (inclusive) of the information-educational environment of preschool education institution performing a number of functions (projective, social, pedagogical, correctional and developmental, function of the individual orientation of the education) plays an important role in achieving the objectives of inclusive practices.

Keywords: special (inclusive) of the information-educational environment, inclusive education, preschool educational institution, children with disabilities, children with disabilities.

В последнее время педагогическая система нашего государства претерпевает определённые качественные изменения. Современное Российское образование отличают кардинальные структурные изменения. Дошкольное образование, на сегодняшний день, являясь первой ступенью образования, рассматривает ребёнка как субъект образовательных отношений, что предполагает поиск инновационных подходов и стратегий в решении образовательных задач.

Одним из актуальных вопросов является организация системы инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Актуальность вопроса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (физического и/ или психического) (ОВЗ) в ДОО заключается в обеспечении прав детей данной категории на получение качественного, доступного образования.

Анализ требований, предъявляемых к образовательной среде ДОО как средства реализации инклюзивной практики позволил выявить ряд имеющихся противоречий между социальным заказом на внедрение и реализацию инклюзивного образования в отечественной педагогической практике, как этап социализации детей с ОВЗ, между обязательным исполнением требований

создания специальных условий для получения детьми с ОВЗ полноценного, качественного образования и недостаточным научно-обоснованным содержанием, наполняемостью среды, отсутствием методологии, конструктивного описания способов достижения результата.

Выявленные противоречия не позволяют на сегодняшний день в полной мере приступить к реализации требований законодательства в области дошкольного образования и определяют проблему исследования, которая предполагает ответ на следующий вопрос: какова роль и функции специальной информационно-образовательной среды в дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивную практику.

Основным механизмом решения задач дошкольного образования в работе с детьми с особыми потребностями является создание специальных условий для обучения, воспитания, развития, коррекции дефектов, адаптации и как одно из них - организация иной, приспособленной, специальной образовательной среды наполненной технологическим, информационным компонентом.

Разработка данного вопроса в современной педагогике, несмотря на его актуальность и востребованность со стороны педагогов-практиков ДОО, до сих пор не приобрела технологической и методической завершен-

Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич pedagogical

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ... sciences

ности.

Задача исследования заключается в определении роли и функций категории специальной информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации.

С.И.Ожегов даёт краткое толкование значения слова «Среда» как 1. «....вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н.», 2. «Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов» [1, с. 758].

С педагогической точки зрения рассматривает понятие «среда» Г.Ю.Беляев, говоря о функциональной составляющей образовательной среды, выявляя связь образовательной среды с типом образовательного учреждения [2].

Н.А.Спичко говорит об образовательной среде как совокупности материального фактора и межличностных отношений, отмечая, что все факторы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Автор указывает на благоприятное воздействие специально организованной педагогической среды для полноценного формирования компетент-ностей, способности к самовыражению, личностному росту [3].

Идея информационной среды впервые была сформулирована математиком, философом Ю.Шрейдером в 1976г. Информационная среда, по утверждению автора учит ребёнка поиску информации, сведений, а взаимодействие в информационном пространстве способствует формированию умения работать с информацией, преобразовывая её [4].

Вопросы функционирования информационно-образовательной среды в современных условиях успешно рассматриваются отечественными учёными (Е.О. Иванова [5], О.А.Обдалова [6]).

В развитии, воспитании и образовании современных детей образовательная среда занимает центральное место, а наполнение её информационно-технологической составляющей даёт большие возможности, многократно увеличивая её функциональность, тем значительнее этот факт, когда мы говорим о детях с особыми образовательными потребностями.

На современном этапе развития системы образования неоспоримо, что период бессознательной, неконтролируемой информатизации канул в лету. Значимость информационно-образовательной среды (ИОС) неоспорима, поэтому без продуманного руководства ее развитием на основе понимания принципов, подходов и закономерностей, алгоритмов организации дальнейший прогресс и совершенствование процесса не представляется возможным, а будет являться лишь неразумным, нецелесообразным расходованием ресурсов.

Специальная (инклюзивная) информационно-образовательная среда дошкольной организации (СИОС ДО), реализующей инклюзивное образование наряду с компонентами образовательной среды ДОО включает в себя компоненты специальной (коррекционной) образовательной среды наполняя их технологической составляющей.

Исходя из позиции функции, как проявления свойств объекта в системе, основная функция специальной (инклюзивной) информационно-образовательной среды дошкольной организации определяется обеспечением оптимальных результатов процесса реализации инклюзии, а именно в достижении образовательных, коррекцион-но-развивающих, воспитательных, социально-адаптивных задач.

Наличие информационно-технологической составляющей СИОСДО позволяет реализовать ряд функций:

Проективная функция СИОСДО обеспечивает возможность разработки соответствующих методических материалов, в соответствии с индивидуальными потребностями ребёнка, плана педагогической деятельности, ее содержание и адаптированный характер, повышения 298

профессионального уровня педагога, обмена информацией.

Социальная функция. Способность СИОСДО обеспечить включение ребёнка с ОВЗ в социальные отношения, выходящие за рамки ДОО, с привлечением социальных партнёров к реализации инклюзивной практики посредством организации различных видов деятельности с использованием информационных, технических ресурсов.

Педагогическая функция. Важно, что бы дети с ОВЗ наравне с нормально развивающимися сверстниками получали определённые знания, навыки и имели возможность активно применять их в жизни. Роль СИОСДО в данном процессе заключается в определении способа получении знаний, формирования умений и навыков ребёнка с ОВЗ. СИОСДО служит средством визуализации процесса, обеспечит интерактивность процесса восприятия и взаимодействия.

Прослеживается прямая взаимосвязь и между качеством образования в целом и ребёнка с ОВЗ: чем выше качество образования обычных детей, тем соответственно, выше качество образования ребёнка с ОВЗ. СИОСДО позволит вывести качество образования детей в ДОО на новый уровень, отвечающий современным требованиям системы образования.

На современном этапе развития понятийного аппарата инклюзивной практики выделяют четыре особенности инклюзивного образования (Брахман, Хауге): повышение сплоченности детского коллектива, повышение участия - каждый ребёнок должен вносить свой вклад в общее дело по мере своих возможностей, повышение демократизма - учёт позиции каждого, повышение отдачи и результативности - высокий уровень образования для каждого ребёнка [7]. СИОСДО позволит реализовать данные направления в работе, опираясь и учитывая особенности каждого члена детского коллектива.

Коррекционно-развивающая функция (оздоровительная). Включает в себя использование адаптированных образовательных программ, для реализации которых необходимы специальные методы, пособия, методические, развивающие материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающие интерактивность, реалистичность изображения, способных мотивировать ребёнка на деятельность, вызвать интерес, способствовать проявлению инициативы, облегчить процесс взаимодействия между участниками коррекционного процесса.

Эти процессы взаимосвязаны и напрямую зависят от типа отклонения, степенью выраженности дефекта, наличия либо отсутствия вторичных нарушений. В то же время для педагога важно организовать среду группы и ДОО в целом так, что бы присутствие ребёнка с ОВЗ не приводило к нарушению образовательного процесса остальных детей.

Известные отечественные ученые Г.Я.Трошин, В.П.Кащенко, Л.С.Выготский [8,9] и др. говорили о необходимости сближения общей и специальной (коррек-ционной) педагогики с целью осуществления идеи совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.

Техническая функция заключается в обеспечении воспитательно-образовательного процесса необходимым информационно-техническим оборудованием предназначенного для конкретного ребёнка, в соответствии с медицинским, коррекционно-развивающим аспектом, особенностями формирования психических функций.

Реализация данной функции требует создания специальных условий (кадровые, материально-технические), особого, грамотного, ответственного подхода со стороны участников образовательного процесса.

Функция индивидуальной направленности образования. Одним из затруднений образовательного процесса в дошкольной организации реализующей инклюзивное образование служит колоссальный диапазон индивиду-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

альных возможностей и образовательных потребностей детей с ОВЗ в процессе обучения: от детей, с относительно лёгкими нарушениями, не требующими специальных условий, до детей с тяжёлыми, стойкими, отягощённы-ми нарушениями, коррекция которых без специально организованных условий не представляется возможной. Специально организованная ИОС призвана помочь педагогу в преодолении данных трудностей.

СИОС ДО должна учитывать индивидуальные особенности конкретного ребёнка, его проблемы и компенсаторные возможности; обеспечить: выявление отклонений на ранних сроках, максимально раннее начало коррекции и обучения, изменение содержания образования, в некоторых случаях сокращение его объема, необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения коррекционной направленности, расширение образовательного пространства (выход за пределы образовательной организации), иной уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Индивидуализация обучения в данном случае требуется в большей степени, чем для ребенка без особых потребностей в обучении. Специальная ИОС должна строиться с учётом возрастных психических особенностей и возможностей дошкольника, в соответствии с особенностями режима пребывания ребёнка в ДОО, учитывать ведущий вид детской деятельности.

Всё чаще звучат высказывания об инклюзии как не-ком идеологическом понятии, а сам инклюзивный подход приравнивают к дифференцированному. Насыщение образовательной среды информационно-технологическим компонентом в полной мере позволит осуществить дифференциацию подачи изучаемого материала, способствует, опираясь на особенности восприятия информации ребёнком, более полному её усвоению.

Реализация функций присущих образовательной среде ДОО в контексте ИОСДО наделяет их иными свойствами и даёт ряд преимуществ. Специальная информационно-образовательная среда или инклюзивная информационно-образовательная среда, благодаря наличию информационно-технологической составляющей приспосабливаясь к нуждам отдельно взятого ребёнка с ОВЗ, является средством, обеспечивающим дифференцированный, личностно-ориентированный, индивидуальный, акмеологический подход в процессе обучения, воспитания, коррекции, адаптации и социализации ребёнка с ОВЗ.

Для оптимального выполнения определённых функций специальная информационно-образовательная среда ДОО реализующей инклюзивное образование должна отвечать следующим показателям:

-совокупность коррекционно-педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий;

-интеграция информационно-коммуникационных технологий, как в воспитательно-образовательный, так и в коррекционно-развивающий процесс;

-поддержка и обеспечение активными, инновационными (проектная, дистанционная, познавательно-исследовательская и др.) формами развивающей и образовательной деятельности;

-новая роль педагога - педагога-новатора; -новые подходы к взаимодействию: возможность дистанционного обучения, взаимосвязь всех участников образовательного процесса с организациями педагогической, культурной и социальной сферы, интерактивность процесса взаимодействия;

-техническая и методическая поддержка воспитатель-образовательного, коррекционно-развивающего процессов;

-открытость, возможность обмена и распространения опыта, информации, в том числе средствами образовательных и информационных ресурсов сети Интернет;

-наличие вычислительной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, программно-аппаратных и демонстрационно-дидактических комплексов,

информационно-методических центров, прикладных программ, в том числе поддерживающих административную и финансово-хозяйственную деятельность ДОО;

-логичность построения образовательных процессов от постановки целей, до мониторинга результатов.

Итак, в педагогическом аспекте среда понимается как некое окружение человека, а так же условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Оказывая определенное влияние на развитие личности, данное взаимодействие способно ускорить или затормозить процессы коррекции, воспитания, обучения, развития и адаптации, что имеет решающее значение в случае с детьми с ОВЗ.

На современном этапе определения стратегии и тактики решения обозначенной проблемы - недостаточность разработки теоретико-методологической основы инклюзивного дошкольного образования важно изучить значимость специальной информационно-образовательной среды дошкольной организации, обосновать механизм её использования, обозначить функции и определить роль в достижении задач инклюзивной практики ДОО.

Пересмотр, дополнение традиционных компонентов педагогической системы при попадании в неё «особенного» ребёнка, компонентами, обеспечивающими оптимальный результат его обучения (социокультурная интеграция и реабилитация, обучающий, коррекцион-но-развивающий, оздоровительный, воспитательный) и насыщение их информационо-технологическим содержанием, основанном на применении информационно-коммуникативных технологий, обеспечивает создание специальной информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ, в условиях ДОО.

Функциональность такой среды обширна и затрагивает все направления в работе с ребёнком с ОВЗ, наделяя их качественно иными свойствами, в большей степени удовлетворяющими требованиям индивидуального и дифференцированного подходов.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют утверждать, о значительной роли СИОСДО в процессе реализации инклюзивной практики в ДОО. Такая среда способна обеспечить педагога всеми необходимыми инструментами для достижения оптимальных результатов воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов, а значит удовлетворяющей требованиям современного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп.-М.: Рус. яз., 1989. - 924с.

2. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. -М., 2000. - 157 с.

3. Спичко, Н. А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н. А. Спичко // ИЯШ. 2004. № 5. С. 44-48.

4. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда / Ю.А. Шрейдер // НТИ. -Сер. 1. -1976. - № 1. - С. 19-27.

5. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, - 190 с.

6. Обдалова, О. А. Информационно-образовательная среда как средство 2002 и условие обучения ИЯ в современных условиях / О. А. Обдалова // Язык и культура. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2009. № 1. С. 93-102.

7. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — http://psyjournals.ru/psyedu/2011/n3/Ytterstad_full. shtml [Инклюзия - что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? - Психологическая наука и образование

Филатова Юлия Салихьяновна, Казаринов Анатолий Сергеевич

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ..

pedagogical sciences

2011. № 3].

8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. -527с.

9. Выготский; Л.С. Собр. соч.: В 6 т: Т.5.: Основы дефектологии / Под ред. А.В; Запорожец. М.: Педагогика, 1983. -369с.

Статья поступила в редакцию 25.07.2017. Статья принята к публикации 23.09.2017.

300

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.