Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Палкина Дарья Сергеевна

В статье рассматривается организация и производится оценка эффективности государственного экологического надзора на примере Вологодской области. Наблюдается тенденция к улучшению экологической обстановки в Вологодской области, но остаются нерешенные проблемы, в том числе в сфере экологического надзора, требующие системного подхода государственной власти. В статье на основе официальных данных о результатах осуществления государственного экологического надзора за 2016-2020 гг. выделен ряд проблем, среди которых: низкая оперативность реагирования на нарушения природоохранного законодательства, недостаток государственных и общественных экологических инспекторов, дублирование функций надзорных органов и т. д. По результатам анализа предложены меры по совершенствованию государственного экологического надзора. Научная новизна исследования состоит в систематизации актуальных данных в сфере охраны окружающей среды, а также в предложении рекомендаций для выявленных проблем. При проведении исследования применялись методы системного анализа, табличной и графической визуализации данных, статистические методы обработки исходных данных. Информационной базой послужили данные Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и сведения, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Палкина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE, PROBLEMS AND IMPROVEMENT OF STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION(ON THE EXAMPLE OF THE VOLOGDA REGION)

The article considers the organization and evaluates the effectiveness of state environmental supervision on the example of the Vologda region. There is a tendency to improve the environmental situation in the Vologda region, but there are still unresolved problems, including in the field of environmental supervision, which require a systematic approach by the state authorities. The article highlights a number of problems based on official data on the results of state environmental supervision for 2016-2020, including: low responsiveness to violations of environmental legislation, lack of state and public environmental inspectors, duplication of functions of supervisory authorities, etc. Based on the results of the analysis, measures are proposed to improve the state environmental supervision.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 332.1 ББК 65.28

DOI 10.47475/2618-9852-2021-16403

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)1

Д. С. Палкина

Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия

В статье рассматривается организация и производится оценка эффективности государственного экологического надзора на примере Вологодской области. Наблюдается тенденция к улучшению экологической обстановки в Вологодской области, но остаются нерешенные проблемы, в том числе в сфере экологического надзора, требующие системного подхода государственной власти. В статье на основе официальных данных о результатах осуществления государственного экологического надзора за 2016-2020 гг. выделен ряд проблем, среди которых: низкая оперативность реагирования на нарушения природоохранного законодательства, недостаток государственных и общественных экологических инспекторов, дублирование функций надзорных органов и т. д. По результатам анализа предложены меры по совершенствованию государственного экологического надзора. Научная новизна исследования состоит в систематизации актуальных данных в сфере охраны окружающей среды, а также в предложении рекомендаций для выявленных проблем. При проведении исследования применялись методы системного анализа, табличной и графической визуализации данных, статистические методы обработки исходных данных. Информационной базой послужили данные Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области и сведения, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: надзор, государственный экологический надзор, эффективность, проблемы, экологическая безопасность.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND IMPROVEMENT OF STATE ENVIRONMENTAL SUPERVISION (ON THE EXAMPLE OF THE VOLOGDA REGION)

D. S. Palkina

Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia

The article considers the organization and evaluates the effectiveness of state environmental supervision on the example of the Vologda region. There is a tendency to improve the environmental situation in the Vologda region, but there are still unresolved problems, including in the field of environmental supervision, which require a systematic approach by the state authorities. The article highlights a number of problems based on official data on the results of state environmental supervision for 2016-2020, including: low responsiveness to violations of environmental legislation, lack of state and public environmental inspectors, duplication of functions of supervisory authorities, etc. Based on the results of the analysis, measures are proposed to improve the state environmental supervision.

Keywords: supervision, state environmental supervision, effectiveness, problems, environmental safety.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья населения

1 Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития и эффективного использования потенциала социально-экономических систем».

страны, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на

охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, что определено в Экологической доктрине Российской Федерации от 31 августа 2002 года2.

Осуществлению охраны окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности способствует проведение эффективного и действенного надзора в области охраны окружающей среды — государственного экологического надзора. Это особенно актуально для регионального уровня в условиях повышения роли регионов в решении задач народнохозяйственного комплекса страны.

Вологодская область является тем регионом, в котором заметна положительная динамика осуществления экологической политики, что проявилось в увеличении объема утилизированных и обезвреженных отходов, сокращении выбросов предприятий и сбросов загрязненных сточных вод в некоторые водные объекты области, реализации программы по профилактике нарушений обязательных требований законодательства, организации «горячих линий» по экологическим вопросам, информировании природопользова-телей об охране окружающей среды и т. д. По итогам апреля 2021 г. Вологодская область заняла 19 место в эко-рейтинге организации «Зелёный патруль» среди 85 субъектов России. Для сравнения, в апреле 2016 г. Вологодская область находилась на 38 месте [1].

Экологическая обстановка в Вологодской области оценивается как стабильная с тенденцией к улучшению, но, несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены и требуют системного подхода и дополнительных действий. Так, в Вологодской области остаются нерешенными проблемы загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления и т. д.

К примеру, если говорить о показателях, которые характеризуют уровень загрязнения окружающей среды, с позиции загрязнения атмосферного воздуха, то основным из них является «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников». На рисунке 1 показаны

лидеры по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух в СЗФО. Вологодская область занимает одну из лидирующих позиций — 2 место, а в 2019 г. опередила республику Коми и заняла первое место. Тем не менее надо упомянуть о тенденции к уменьшению количества выбросов, за 6 лет Вологодская область уменьшила выбросы на 78 тыс. тонн. (15,9 %).

Рис. 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. т Источник: данные Росстата

При таком объеме выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух Вологодская область также занимает первые и вторые места по улавливанию загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников. На рисунке 2 представлены лидеры в СЗФО по улавливанию загрязняющих атмосферу веществ. В 2019 г. произошло резкое сокращение улавливания загрязняющих веществ, это связано в первую очередь с реализацией в Вологодской области федерального проекта «Чистый воздух».

2 Экологическая доктрина Российской Федерации: утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.

Рис. 2. Улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т Источник: данные Росстата

Также в Вологодской области ведется государственный учет объектов негативного воздействия. Это сравнительно новая практика для области, которая началась в 2016 году. На рисунке 3 представлено число объектов негативного воздействия в Вологодской области. Наблюдается рост объектов негативного воздействия. Это связано с тем, что некоторые заявки до сих пор рассматривают и ставят объекты на учет постепенно.

Рис. 3. Государственный учет объектов негативного воздействия, находящихся на территории Вологодской области, 2016-2020 гг., ед.

Источник: составлено по [6], [8].

Формирование государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется с целью реализации риск-ориентированного подхода при организации государственного экологического надзора.

Государственный экологический надзор способствует решению и предотвращению экологических проблем, поэтому его совершенствование позволит повысить эффективность осуществления мер по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности региона.

Таким образом, выявление проблем и определение путей совершенствования государственного экологического надзора (на примере Вологодской области) является актуальной научной задачей, обусловившей тематику данной статьи.

Состояние окружающей среды неразрывно связано с безопасностью государства. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы охраны окружающей среды, под которой следует понимать деятельность органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, органов субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций и различных общественных объединений, физических лиц и предприятий, связанную с восстановлением и сохранением природной среды,

рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, предотвращением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и устранением последствий этих последствий3.

На современном этапе экономического развития в распоряжении государства имеется большое количество различного рода инструментов, предназначенных для воздействия на поведение субъектов, в том числе производителей и потребителей. Одним из таких методов выступает экологический надзор.

Под надзором в федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»4 понимают деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на выявление, предупреждение, а также пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и всеми гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, путем организации и проведения проверок этих субъектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по предупреждению и (или) устранению последствий нарушений, выявленных в ходе проверок.

Применение официального, законодательно закрепленного термина «государственный экологический надзор» определено в работах многих ученых, занимающихся темой контроля за экологией. Ряд авторов (Г. В. Атаманчук, О. Ю. Ганюхи-на и др.) рассматривают надзор как своего рода государственный контроль [3], в то время как другие авторы (Р. Ф. Хабирова, В. В. Кравченко и др.) признают эти термины за синонимы. Однако преобладающим в юридической литературе мнением стало то, что контроль и надзор считаются совершенно самостоятельными видами деятельности [4].

3 Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) : утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.

4 Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Государственный экологический надзор можно считать основополагающим инструментом контроля над соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Выделяют два уровня государственного экологического надзора — федеральный надзор и надзор регионов РФ (региональный).

Федеральный государственный экологический надзор проводит Федеральная служба по природопользованию — Росприроднадзор, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы. Также производит полную проверку исполнения законов в отношении объектов, утверждённых Правительством Российской Федерации в соответствующем списке [5].

Тогда как органы исполнительной власти регионов России занимаются организацией осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. А именно: надзор в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной вид надзорной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору [6].

Государственный надзор осуществляют посредством проведения проверок: внеплановых, плановых, документальных, а также выездных. Проверки осуществляются на основании и в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»5.

С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который заменил указанный ранее закон № 294-ФЗ. Закон был разработан в целях устранения недостатков существовавшего правового регулирования государственного и муниципаль-

5 О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

ного контроля, заключавшихся в недостающем регулировании профилактики нарушений обязательных требований, а также не оправдавшем себя акценте на проведении проверок6.

Государственный экологический надзор в сфере экологии на территории Вологодской области производится посредством законотворческой деятельности.

Реализацию государственного экологического надзора осуществляют множество инстанций по Вологодской области, как на федеральном, так и на региональном уровне. Основные полномочия в этой сфере принадлежат Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (далее — Департамент) и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее — Управление).

Специалисты Департамента и Управления строят свою работу по осуществлению регионального государственного экологического надзора, отталкиваясь от ориентации на возможные риски, сопряженные с проведением мероприятий по надзору и профилактикой правонарушений в сфере экологии, повышением эффективности рейдовых мероприятий. Государственный экологический надзор осуществляется по следующим направлениям.

1. Осуществление плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, в 2020 г. в Вологодской области проверка проходила на предмет соблюдения предприятиями природоохранного законодательства.

2. Работа с обращениями граждан на предмет нарушения природоохранного законодательства.

Департамент ведет работу с обращениями граждан, которые выполняют функции общественных экологический инспекторов. К примеру, в 2020 г. в Департамент поступило 723 обращения, что на 104 обращения или 14,1 % больше, чем в 2019 г. (таблица 1) [7].

Таблица 1

Количество и структура поступивших обращений за 2018-2020 гг., ед.

Показатель / год 2018 2019 2020

Всего обращений 354 621 723

Направлено по подведомственности 144 417 371

Даны разъяснения 63 150 414

Онлайн-обращения 43 69

Источник: составлено по [7

6 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Следует отметить, что в поступивших обращениях в основном затрагивались следующие вопросы [7]:

- нарушение водоохранного законодательства (загрязнение водных объектов, нарушение специального режима использования водоохранных зон водных объектов, ограничение свободного доступа к водным объектам и т. д.);

- нарушение действующего законодательства РФ в области обращения с отходами (несанкционированное размещение отходов, сжигание отходов);

- предотвращение негативного воздействия вод;

- загрязнение атмосферного воздуха на территории городов Вологды и Череповца;

- нарушение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) или недостаточная периодичность вывоза ТКО;

- невывоз отходов, образованных при уборке придомовой территории, которые не отнесены к ТКО;

- некачественная работа региональных операторов с потребителями коммунальной услуги;

- несанкционированное размещение ТКО;

- общие вопросы по реализации «мусорной реформы»;

- разъяснение проведения государственной экологической экспертизы и т. д.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области большая часть обращений в этом направлении (178 обращений, или 36,18 %) переходит от федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и т. д., т. е. по подведомственности от Департамента [8].

Основными вопросами, содержащимися в обращениях, были:

- общие вопросы, связанные с загрязнение окружающей среды;

- о нарушениях в области государственного земельного надзора;

- о нарушениях законодательства в сфере недропользования;

- о нарушениях водного законодательства (загрязнение водных объектов);

- о нарушениях в области использования, охраны, защиты и воспроизводства и т. д. [8]

Анализ состояния исполнения документов показывает, что все обращения граждан были исполнены в 2020 г. в установленные законодательством сроки, как Департаментом, так и Управлением.

Рассмотрим направление по осуществлению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей более подробно.

По данным таблицы 2 очевиден рост количества контрольно-надзорных мероприятий за рассматриваемый период, как по абсолютной величине, так и в расчете на одного инспектора. Также наблюдается существенное увеличение выявленных нарушений природоохранного законодательства. Так, число дел об административных правонарушениях выросло с 15 в 2016 г. до 53 — в 2020 г., то есть в 3,5 раза. К тому же девять дел об административных правонарушениях были направлены в суды для рассмотрения. По решению судов наложено два штрафа в размере 18,0 тыс. рублей, четыре предупреждения, два дела прекращены, одно дело находится на рассмотрении.

Показатель/год 2016 2017 2018 2019 2020 2020 к 2016, %

Число инспекторов в сфере ООС, контроль и надзор (по данным на 1 января) 3 3 3 3 3 0

Число контрольно-надзорных мероприятий (КНМ), всего, в т. ч.: 39 33 26 50 53 35,9

проверок, всего, в т. ч. плановых/внеплановых 20 14 6 7 1 95

16/4 11/3 6/0 7/0 1/0 93/100

рейдов по экспертизе водоохранных зон 4 4 2 3 3 25

возбужденных дел об административных нарушениях по фактам нарушений природоохранного законодательства 15 5 18 40 49 226,7

Количество мероприятий контроля на инспектора 13 11 8,7 16,7 17,7 36,2

Выписано представлений и предписаний 11 6 0 13 21 90,9

Количество расследованных дел об административных правонарушениях 465 З64 286 438 З88 16,6

Количество расследованных дел по проверкам ОМС, органов прокуратуры 450 З47 240 З78 З50 22,2

Таблица 2

Результаты осуществления государственного экологического надзора за 2016-2020 гг.

Окончание таблицы 2

Показатель/год 2016 2017 2018 2019 2020 2020 к 2016, %

Количество предъявленных штрафов 140 5З 67 45 6З 55

Сумма штрафов, тыс. руб 10З5,0 434,5 586,0 811,5 992,0 4,2

Количество предписанных предупреждений 84 157 115 284 249 196,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество закрытых дел 240 194 104 109 76 68,3

Источник: [7]

Число мероприятий по контролю и надзору (возбужденных дел об административных правонарушениях по нарушениям природоохранного законодательства) и штрафов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. увеличилось. Это произошло в основном в связи с увеличением количества жалоб и обращений, нарушений природоохранного законодательства предприятиями и гражданами. Важно отметить, что были усилены надзорные мероприятия по фактам несанкционированного захоронения отходов, нарушений закона об охране водных ресурсов. В 2020 г. выписано штрафов на общую сумму 790 тыс. рублей (рис. 4), из них материалы по двум штрафам на сумму 9 тыс. рублей, взыскано 342 тыс. рублей (43,3 %), направлены в службу судебных приставов для взыскания; по остальным штрафам срок добровольной уплаты не истек [9].

Рис. 4. Сумма административных штрафов за нарушения природоохранного законодательства за 2016-2020 гг., тыс. руб. Источник: [9]

Специалистами Департамента были проведены проверки органов местного самоуправления по реализации переданных полномочий в сфере охраны окружающей среды (по осуществлению регионального государственного экологического надзора): в 2016 г. — 2 проверки, в 2017 г. —

I проверка, в 2018 г. — 3 проверки, в 2019 г. — 4 проверки, в 2020 г. — 4 проверки.

Управлением Росприроднадзора по Вологодской области (далее — Управление) в 2020 г. план контрольно-надзорной деятельности выполнен на 100 %. Была проведена 481 проверка, из них:

II — плановых, 387 — внеплановых, в том числе

231 — по предлицензионному контролю, 83 — рейдовых. Управлением рассмотрено 41 административное дело, переданное по подведомственности, 272 административных дела, возбужденных в соответствии со ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ.

За 2020 г.всего наложено 4713 тыс. руб., взыскано 2030 тыс. руб. штрафов за нарушение природоохранного законодательства. 100 % добровольно не оплаченных постановлений направлены в Федеральную службу судебных приставов. Ущербы: наложено 42 114 тыс. руб., взыскано 11 624 тыс. руб. [8].

По итогам контрольно-надзорных мероприятий было представлено 138 представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства. Также было вынесено 94 предписания по тому же факту. Было привлечено к административной ответственности 145 юридических лиц, 101 должностное лицо, 12 физических лиц (таблица 3). Количество контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Управлением и Департаментом, выросло, так же, как и число выявленных нарушений [6].

Основными задачами Управления остается реализация Федерального экологического надзора за объектами, отвечающими критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Таблица 3

Показатели деятельности Управления Росприроднадзора по Вологодской области за 2019 и 2020 гг.

Показатель Ед. изм. 2019 2020

Ликвидировано нарушений Ед. 110 194

Найдено нарушений Ед. 178 290

Исполнено предписаний Ед. 65 67

Представлено предписаний Ед. 96 94

Рассмотрено административных дел Ед. 230 252

Источник: [7]

Управлением в 2020 г. проведено 25 проверок в области охраны атмосферного воздуха касаемо юридических лиц и ИП, из них:

- 10 плановых проверок;

- 14 внеплановых проверок,

- 1 рейдовая проверка.

Таким образом, деятельность органов государственной власти в осуществлении государственного экологического контроля в Вологодской области можно признать стабильной и достаточно динамичной, подстраивающейся под экологическую и экономическую ситуацию в области.

В целом, любая природоохранная политика, так или иначе, тесно соприкасается с планом развития региона и обязана опираться на финансовые возможности региона.

На современном этапе экономического развития надзорная деятельность за выполнением требований законодательства осуществляется как федеральным органом, так и субъектом Федерации. В принципе, их полномочия абсолютно одинаковы, используемая законодательная база — та же. Разница заключается в том, что между ними поделены объекты. Существуют объекты федерального контроля и объекты регионального контроля. Так, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Вологодской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю включено 691 предприятие [7]. Таким образом, исходя из критериев отнесения объектов к федеральному уровню контроля, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области надзор осуществляется над предприятиями, не оказывающими существенное негативное воздействие на окружающую среду в регионе.

Так как экологический надзор направлен на сохранение компонентов природой среды, а их насчитывается более 10, то далее рассмотрим деятельность Управления на примере атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух — это очень нестабильный компонент природной среды и загрязнения в нем уловить крайне сложно, поэтому здесь должна присутствовать оперативность. К сожалению, Управление Росприроднадзора по Вологодской области на сегодняшний день такой оперативностью не располагает, во-первых, отсутствует собственная лаборатория, а во-вторых, Управление ограничено

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — контроль промышленных предприятий может осуществляться не чаще, чем один раз в три года [10].

При поступлении информации от Филиала ФГБУ Северное УГМС «Вологодский ЦГМС» о регистрации случаев очень высокого загрязнения атмосферного воздуха возникает необходимость проведения Управлением внеплановых проверок предприятий города. Для этого Управлению необходимо согласовать участие лаборатории и передать материалы в Прокуратуру с целью получения разрешения на проведение проверки. Разумеется, все это требует большое количество времени и все это сокращает оперативность работы. Кроме того, численность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области недостаточна для осуществления эффективного надзора за соблюдением предприятиями федерального уровня надзора природоохранного законодательства [10].

В Вологодской области, в целом, наблюдается недостаток, как государственных экологических инспекторов, так и общественных экологических инспекторов и нагрузка на государственных экологических инспекторов колоссальная: за 2020 г. количество контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Департаментом, на одного инспектора составило 18, а в Управлении Росприроднад-зора 48 мероприятий. Это связано с отсутствием специализированного обучения инспекторов, отсутствием заинтересованности и неосведомлённостью граждан о таких профессиях.

В частности, нагрузка на государственных инспекторов растет вследствие увеличения числа жалоб и обращений граждан, как в орган власти лично, так и через информационную систему. Это, в свою очередь, приводит к потери рабочего времени специалистов из-за необходимости реагировать на обращения граждан и дублирующиеся обращения.

Таким образом, исследование позволило нам выделить спектр проблем государственного экологического надзора в Вологодской области и предложить меры для их решения (табл. 4).

Таблица 4

Проблемы государственного экологического надзора, их причины и предлагаемые меры

Ключевые проблемы Причина Предлагаемые меры

1. Низкая оперативность реагирования на нарушения природоохранного законодательства Управления Росприроднадзора по Вологодской области Отсутствие собственной диагностической лаборатории, длительность проведения лабораторных исследований Совершенствование взаимодействия с центрами лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам

Окончание таблицы 4

Ключевые проблемы Причина Предлагаемые меры

2. Недостаток общественных экологических инспекторов в области Отсутствие программ обучения общественных экологических инспекторов, низкая заинтересованность и осведомленность людей в этой области Организация бесплатной стажировки в органах власти, осуществляющих государственный экологический надзор

3. Недостаток государственных экологических инспекторов в области Недостаточное количество ставок в профильных органах государственной власти Вологодской области. Отсутствие специализированных образовательных программ подготовки по профилю «Государственный экологический инспектор» в вузах Вологодской области 1. Увеличение ставок государственных экологических инспекторов в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. 2. Заключение соглашения с ФГ-БОУ ВО ВоГУ о целевой подготовке кадров для Департамента природных ресурсов в профильной магистратуре по направлению «Государственный экологический надзор» (УГНиС 05.00.00 «Науки о земле»)

4. Потери рабочего времени специалистов из-за необходимости реагировать на дублирующиеся обращения граждан Значительное количество жалоб и обращений граждан и их рост из-за: - массовых нарушений природоохранного законодательства гражданами и хозяйствующими субъектами вследствие недостаточности мероприятий экологического надзора; - низкой осведомленности граждан о деятельности органов государственного экологического надзора, из-за чего поступают несколько жалоб по одной и той же проблеме (и на каждую требуется готовить ответ), а также поступают жалобы и обращения, предмет которых лежит за рамками зоны ответственности надзорных органов Создание Информационно-аналитической системы «Экологическая карта Вологодской области» на основе использования ГИС-технологий

Источник: составлено автором

Таким образом, следует отметить, что региональный государственный надзор в сфере окружающей среды является одним из важнейших элементов системы формирования экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации и всей страны в целом. Вологодская область продолжает проводить уверенную природоохранную политику, контрольно-надзорную деятельность и вводит в практику программы по профилактике правонарушений обязательных требований законодательства, «горячие линии» по разным темам, информирование природопользователей касаемо темы охраны окружающей среды. Также уменьшает число загрязненных сточных вод, поступающих в воду, увеличивает число перерабатываем отходов, продолжает придерживаться Стратегии-2030 и намеченных в ней задач. Вместе с тем в данном исследовании выявлены следующие проблемы

государственного экологического надзора: низкая оперативность реагирования на нарушения природоохранного законодательства Управления Росприроднадзора по Вологодской области; недостаток общественных экологических инспекторов в области; недостаток государственных экологических инспекторов в области; потери рабочего времени специалистов из-за необходимости реагировать на дублирующиеся обращения граждан. Для их решения нами предложены следующие меры: совершенствование взаимодействия с центрами лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам; организация бесплатной стажировки в органах власти, осуществляющих государственный экологический надзор; увеличение ставок государственных экологических инспекторов в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области;

заключение соглашения с ФГБОУ ВО ВоГУ о целевой подготовке кадров для Департамента природных ресурсов в профильной магистратуре по направлению «Государственный экологический надзор»; создание Информационно-аналитиче-

ской системы «Экологическая карта Вологодской области» на основе использования ГИС-техноло-гий. Важно отметить, что их реализация потребует слаженной и целенаправленной работы на всех уровнях управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Организация «Зелёный патруль». — URL: https://greenpatrol.ru/ru (дата обращения 18.10.2021).

2. Кравченко, В. В. «Контроль» и «надзор» — основные черты, различие и взаимосвязь в праве / В. В. Кравченко // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2013. — № 5 (83). — С. 153-156.

3. Хорунжая, Т. А. Экологические проблемы регионов Вологодская область / Т. А. Хорунжая // Зеленый мир. — 2016. — № 5-6. — С. 97-105.

4. Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования : официальный сайт. — URL: https://rpn.gov.ru/ (дата обращения 18.10.2021).

5. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области: офиц. сайт. — URL: https://dpr.gov35.ru/ (дата обращения 15.10.2021).

6. Публичный доклад «О результатах Деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за 2020 год»: утвержден начальником Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от 27.01.2021 г. — URL: https://dpr.gov35.ru/ (дата обращения 15.10.2021).

7. Анализ обращений граждан и организаций, поступивших на рассмотрение в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, за 2020 год. — URL: https://rpn.gov.ru/regions/29/requests/ (дата обращения 18.10.2021).

8. Об экологической обстановке на территории Вологодской области и итогах деятельности Департамента в 2020 году : доклад Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 29.04.2021.

9. Хабирова, Р. Ф. Сущность и цели государственного контроля в Российской Федерации / Р. Ф. Хабирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 6-3 (45). — С. 191-194.

10. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области : офиц сайт. — URL: http://35.rpn.gov.ru/ (дата обращения 15.10.2021).

11. Национальная безопасность России: проблемы обеспечения экономического роста : моногр. / В. А. Ильин [и др.]. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — 300 с.

12. Печенская, М. А. Региональное развитие: цели и возможности / М. А. Печенская // Финансы. — 2014. — № 10. — С. 135-145.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Палкина Дарья Сергеевна — инженер-исследователь отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах Вологодского научного центра РАН, Вологда, Россия. [email protected]

REFERENCES

1. Organizaciya «Zelenyy patrul'» [The organization «Green Patrol»]. Available at: https://greenpatrol.ru/ru, accessed 18.10.2021. (In Russ.).

2. Kravchenko V. V. «Kontrol'» i «nadzor» — osnovnye cherty, razlichie i vzaimosvyaz' v prave [«Control» and «supervision» — the main features, differences and interrelation in law]. Zhurnal nauchnyh publikaciy aspirantov i doktorantov [Journal of scientific publications of postgraduates and doctoral students], 2013, no. 5 (83), pp. 153-156. (In Russ.).

3. Khorunzhaya T. A. Ekologicheskie problemy regionov Vologodskaya oblast' [Ecological problems of the regions of the Vologda region]. Zelenyy mir [Green World], 2016, no. 5-6, pp. 97-105. (In Russ.).

4. Rosprirodnadzor — Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya [Rosprirodnadzor — Federal Service for Supervision of Natural Resources] : official website. Available at: https://rpn.gov.ru/, accessed 18.10.2021. (In Russ.).

5. Departament prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschey sredy Vologodskoy oblasti [Department of Natural Resources and Environmental Protection of the Vologda Region]: official website. Available at: https://dpr.gov35.ru/, accessed 15.10.2021. (In Russ.).

6. Publichnyy doklad «O rezul'tatah Deyatel'nosti Departamenta prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschey sredy Vologodskoy oblasti za 2020 god»: utverzhden nachal'nikom Departamenta prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschey sredy ot 27.01.2021. [Public report «On the results of the Activities of the Department of Natural Resources and Environmental Protection of the Vologda Region for 2020»: approved by the Head of the Department of Natural Resources and Environmental Protection on 27.01.2021.] Available at: https://dpr.gov35.ru/, accessed 15.10.2021. (In Russ.).

7. Analiz obrascheniy grazhdan i organizaciy, postupivshih na rassmotrenie v Severnoe mezhregional'noe up-ravlenie Rosprirodnadzora, za 2020 god [Analysis of appeals of citizens and organizations received for consideration by the Northern Interregional Department of Rosprirodnadzor for 2020. Available at: https://rpn.gov.ru/regions/29/ requests/, accessed 18.10.2021. (In Russ.).

8. Doklad «Ob ekologicheskoy obstanovke na territorii Vologodskoy oblasti i itogah deyatel'nosti Departamenta v 2020 godu»: Departament prirodnyh resursov i ohrany okruzhayuschey sredy ot 29.04.2021. [Report «On the environmental situation in the Vologda Region and the results of the Department's activities in 2020»: Department of Natural Resources and Environmental Protection dated 29.04.2021] (In Russ.).

9. Khabirova R. F. Suschnost' i celi gosudarstvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federacii [The essence and goals of state control in the Russian Federation] // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], 2020, no. 6-3 (45), pp. 191-194. (In Russ.).

10. Upravlenie Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere prirodopol'zovaniya (Rosprirodnadzora) po Vologodskoy oblasti [Department of the Federal Service for Supervision of Natural Resources Management (Rosprirodnadzor) in the Vologda Region]. Available at: http://35.rpn.gov.ru//, accessed 15.10.2021. (In Russ.).

11. Ilyin V. A. [et al.]. Nacional'naya bezopasnost' Rossii: problemy obespecheniya ekonomicheskogo rosta: mono-grafiya [National security of Russia: problems of ensuring economic growth: a monograph]. Vologda, ISERT RAS, 2016. 300 p. (In Russ.).

12. Pechenskaya M. A. Regional'noe razvitie: celi i vozmozhnosti [Regional development: goals and opportunities]. Finansy [Finance], 2014, no. 10, pp. 135-145. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.