Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1479
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана права на благоприятную окружающую среду / государственное управление в области охраны окружающей среды / экологические права / право на благоприятную окружающую среду / реализация государственной экологической политики / protection of the right to a favorable environment / state management in the field of environmental protection / environmental rights / the right to a favorable environment / implementation of state environmental policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брусницына Светлана Владимировна, Кузнецова Ольга Валерьевна

Статья посвящена анализу деятельности органов государственной власти в области охраны права на благоприятную окружающую среду. Авторы называют виды органов государственной власти, участвующих в охране права на благоприятную окружающую среду, анализируют практику применения законодательства в названной сфере, выявляют проблемы, препятствующие эффективной реализации мер, направленных на охрану экологических прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC AUTHORITIES THAT ENSURE THE PROTECTION OF THE RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT

The article analyzes the activities of state authorities in the field of protection of the right to a favorable environment. The authors name the types of public authorities involved in protecting the right to a favorable environment, analyze the practice of applying legislation in this area, and identify problems that hinder the effective implementation of measures aimed at protecting the environmental rights of citizens

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

УДК 349.6

Брусницына С.В., Кузнецова О.В.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОХРАНУ ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья посвящена анализу деятельности органов государственной власти в области охраны права на благоприятную окружающую среду. Авторы называют виды органов государственной власти, участвующих в охране права на благоприятную окружающую среду, анализируют практику применения законодательства в названной сфере, выявляют проблемы, препятствующие эффективной реализации мер, направленных на охрану экологических прав граждан.

Ключевые слова: охрана права на благоприятную окружающую среду, государственное управление в области охраны окружающей среды, экологические права, право на благоприятную окружающую среду, реализация государственной экологической политики.

* * *

Brusnitsyna S.V., Kuznetsova O.V.

PUBLIC AUTHORITIES THAT ENSURE THE PROTECTION OF THE RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT

The article analyzes the activities of state authorities in the field of protection of the right to a favorable environment. The authors name the types of public authorities involved in protecting the right to a favorable environment, analyze the practice of applying legislation in this area, and identify problems that hinder the effective implementation of measures aimed at protecting the environmental rights of citizens.

Keywords: protection of the right to a favorable environment, state management in the field of environmental protection, environmental rights, the right to a favorable environment, implementation of state environmental policy.

Ä ft ft

Право на благоприятную окружающую среду сегодня является одной из важнейших социальных ценностей, основным и естественным правом человека закрепленным и гарантированным Конституцией РФ1. Одновременно это право закреплено в Федеральном законе «Об охране окружающей

среды»2 и установлено в качестве цели государственной экологической политики3. От его обеспечения зависит жизнь, здоровье и благополучие не только отдельно взятого индивида, ныне живущего гражданина России, но и всего общества в целом, а также будущих поколений.

1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

2 См.: Федеральный закон от 10.01.2002 №2 7-ФЗ(ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» // Сбр. законодательства РФ. 2002. №9 2. Ст. 133.

3 См.: «Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач... для удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, реализации права каждого человека на окружающую среду... » // Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года. Утв. Президентом РФ 30.04.2012.

Учитывая современное состояние окружающей среды и нарастающие экологические проблемы (размещение отходов, загрязнение водоемов и низкое качестве питьевой воды, загрязнение воздуха и др.), значимость права на благоприятную окружающую среду для жителей России с каждым годом возрастает и становится более акту-альнойНа это обращает внимание и Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 г., в котором он подчеркивает, что проблемы экологии, изменения климата, загрязнения окружающей среды и Мирового океана - это общие для всех вызовы глобального развития4.

Известно, что права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РФ и отраслевым законодательством, должны не только провозглашаться, но и защищаться, гарантироваться государством. Государство должно создавать условия для того, чтобы граждане свободно и беспрепятственно могли осуществлять реализацию своих прав, а в случае их нарушения могли их восстановить. В связи с чем полноценная реализация права на благоприятную окружающую среду невозможна без деятельности органов государства, поскольку именно они должны создавать условия для обеспечения, реализации, охраны и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Главной функцией государства выступает охрана интересов человека, защита его прав и свобод.

В научной литературе охрану и защиту прав принято различать.

Защита прав и свобод заключается в использовании правовых средств, направленных на восстановление нарушенного права. Вместе с тем в юридической литературе термин «защита прав» понимается по-разному. Одни авторы под защитой понимают «противодействие незаконным нарушени-

ям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось» [7, с. 169]. Другие авторы предлагают рассматривать «защиту прав» как действия по восстановлению нарушенных прав, обеспечению компенсации физического, морального, материального и профессионального вреда [4, с. 140]. Ряд ученых придерживаются мнения о равнозначности терминов «охрана прав» и «защита прав» [8, с. 77-92].

В отличие от защиты, охрана прав и свобод - более широкое понятие, включающее все меры направленные на предупреждение нарушений, устранение их причин и препятствий в отношении определенного блага. Охрана прав, как считает В.Н. Бутылин, «это взаимосвязанные меры, осуществляемые государственными органами и общественными организациями, направленные на предупреждение нарушений прав, устранение причин, их порождающих, и способствующие нормальному процессу реализации личностью своих прав и свобод» [2, с. 83]. В связи с чем охрану права на благоприятную окружающую среду можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных между собой мер, направленных на предупреждение нарушения права на благоприятную среду, устранение причин, повлекших за собой его нарушение, и обеспечение проживания человека и гражданина в такой окружающей среде, которая бы не оказывала негативного воздействия на его здоровье и способствовала удовлетворению экологических, экономических, эстетических и иных потребностей.

По мнению Н.В. Витрука, обеспечение конституционных прав - это «система общих условий и специальных (юридических) средств, обеспечивающих их реализацию, охрану и защиту» [3, с. 195-195]. На обеспечение права на благоприятную окружаю-

4 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 15 января 2020 r. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

щую среду направлена деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по осуществлению ими своих функций, компетенций, обязанностей с целью создания оптимальных условий для строгой, неуклонной реализации правовых предписаний в области охраны окружающей среды и способствующих осуществлению права на благоприятную окружающую среду.

Обеспечение реализации и охраны права на благоприятную окружающую среду, возлагаемые на государство, подразумевают выполнение им обязанности разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, направленных на предотвращение нанесения вреда здоровью граждан и окружающей среде, выявление и устранение негативного воздействия на окружающую среду, а также ликвидацию последствий, возникающих вследствие причинения вреда окружающей среде и здоровью человека. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. На это указывает и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечающий, что публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана в свою очередь принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, пре-

дупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14 мая 2009 года 8-П5 и от 5 марта 2013 года № 5-П6).

Охрана права на благоприятную окружающую среду осуществляется посредством судебной охраны и защиты, которая обеспечивается деятельностью федеральных судов, и внесудебной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления. Названные субъекты по-разному принимают участие в охране права на благоприятную окружающую среду, применяя разнообразные способы и средства в силу своей компетенции и полномочий.

Среди всех органов государственной власти, участвующих в охране права на благоприятную окружающую среду, особое место принадлежит Президенту РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В этой норме заложена основная функция Президента РФ - быть «верховным арбитром» в процессе соблюдения и обеспечения всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти Российской Федерации, их должностными лицами прав человека. Президент РФ обязуется постоянно следить за состоянием прав и свобод в стране и своевременно реагировать в случае их нарушения. В его распоряжении имеются специальные средства, позволяющие ему выполнять свою правозащитную функцию [7, с. 151-152].

Являясь гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в том числе важнейшего права на благоприятную окружающую среду, Президент РФ должен

5 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2752.

6 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"» // СЗ РФ. 2013. №2 11. Ст. 1164.

обеспечивать такое положение в стране, когда все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, в том числе по охране окружающей среды, не выходя за пределы своей компетенции. По мнению Е.А. Абаевой, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, являясь важной частью компетенции Президента РФ, определяется его внутриполитическими функциями по объединению и координации деятельности органов государственной власти, к которой отнесены следующие полномочия:

- формирование органов государственной власти как способ обеспечения единства государственной власти;

- руководство и координация деятельностью органов государственной власти в системе разделения властей;

- осуществление согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти;

- контроль за эффективностью деятельности органов государственной власти

[1, с. 3].

Именно под непосредственным руководством Президента РФ органы государственной власти осуществляют свою деятельность по охране права на благоприятную окружающую среду Их деятельность направлена на реализацию Основ государственной политики в области экологического развития до 2030 года7, Плана действий по их реализации, утвержденного распоряжением Правительства РФ8 и Стратегии экологической безопасности на период до 2025 года9.

Так, в качестве основных задач государственной политики в области экологического развития Президент РФ определяет:

формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду; восстановление нарушенных естественных экологических систем; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами и др. Решение всех названных задач должно способствовать улучшению качества окружающей среды, а значит и обеспечению реализации основного конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.

Важную роль в реализации государственной экологической политики, определяемой Президентом РФ и направленной на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечение права на благоприятную окружающую среду, выполняют органы исполнительной власти во главе с Правительством РФ. В рамках выполнения своих функций Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности человека, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и

7 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

8 См.: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 №2 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 10.08.2016) // Собр. законодательства РФ. 2012. №> 52. Ст. 7561.

9 См.: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства РФ. 2017. №9 17. Ст. 2546.

свобод граждан10. В сферу деятельности Правительства РФ входит формирование подзаконного регулирования всех правовых институтов, выступающих гарантиями обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Реализация государственной экологической политики, направленной на обеспечение права на благоприятную окружающую среду, осуществляется Правительством РФ через систему различных федеральных министерств, служб и агентств.

Анализ компетенций и полномочий федеральных органов исполнительной власти свидетельствует о том, что в деятельности, направленной на охрану права на благоприятную окружающую среду, задействована совокупность различных органов власти.

Во-первых, это Министерство природных ресурсов и экологии РФ, деятельность которого направлена на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный

мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также на выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической эксперти-зы11. Это и Министерство сельского хозяйства РФ12 (в части охраны земель сельскохозяйственного назначения), Министерство экономического развития РФ13 (в части охраны и использования земель), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий14 (в части участия в ликвидации природных и техногенных катастроф) и др.

В подчинении у названных министерств находятся федеральные агентства, участвующие в управлении природными объектами и ресурсами, находящимися в федеральной собственности (например, Федеральное агентство лесного хозяйства15, Федеральное агентство водных ресурсов16, Федеральное агентство по недропользованию17 и др.), и федеральные службы, осуществляющие функции надзора и контроля в сфере охраны

10 См.: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Собр. законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

11 См.: Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 №2 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020) // Собр. законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6586.

12 См.: Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 №2 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (ред. от 24.07.2020) // Собр. законодательства РФ. 2008. № 25. Ст. 2983.

13 См.: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №2 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» (ред. от 16.07.2020) // Собр. законодательства РФ. 2008. №2 24. Ст. 2867.

14 См.: Указ Президента РФ от 11.07.2004 №2 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ред. от 29.06.2020) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

15 См.: Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 №2 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (ред. от 12.02.2020) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5068.

16 См.: Постановление Правительства РФ от 16.06.2004№ 282«Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (ред. от 07.07.2016) // Собр. законодательства РФ. 2004. №2 25. Ст. 2564.

17 См. :Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №2 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» (ред. от 07.07.2016) // Собр. законодательства РФ. 2004. №2 26. Ст. 2669.

окружающей среды, природопользования, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды18 и др.). Именно контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти имеет особое значение для реализации государственной экологической политики и реализации права на благоприятную окружающую среду, поскольку позволяет проверить соответствие деятельности хозяйствующих субъектов предъявляемым к ним экологических требований, выявить экологические правонарушения и принять меры, направленные на их предупреждение и пресечение.

Основным контрольно-надзорным органом, осуществляющим государственный экологический надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), деятельность которого включает государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и др.19.

При осуществлении своей деятельности, направленной на охрану права на благоприятную окружающую среду, Росприроднад-зор может «применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных наруше-

нием юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации» (п. 6.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 400).

Так, при проведении плановой выездной проверки должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ГУП Республики Мордовия "Управляющая компания "Индустриальный (промышленный) парк "Светотехника" на предмет соблюдения им законодательства в области охраны окружающей среды было установлено, что при осуществлении деятельности на спирально-электродном производстве предприятием не проинвентаризированы в проекте ПДВ металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185 как стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники выделения (технологическое оборудование) и выделяющиеся посредством их загрязняющие вещества, а также не утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от указанного источника, а именно азота диоксида, азота оксида, углерода оксида. Тем самым предприятие не соблюдает экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. По результатам проверки составлен акт проверки и выдано предписание в определенный срок в целях устранения выявленного нарушения и обеспечения нормативов качества окружающей среды провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в полном объеме с утверждением в уполномоченном органе нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный

18 См.: Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 №2 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ред. от 06.09.2018) // Собр. законодательства РФ. 2004. №2 31. Ст. 3262.

19 См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №2 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №2 370» (ред. от 27.07.2019) // Собр. законодательства РФ. 2004. №2 32. Ст. 3347.

воздух от металлических труб от установок сжигания нитрозных газов Z-185 в помещении спирально-электродного производства. Посчитав указанное предписание не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд. Решением от 14.03.2018 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал заявителю в удовлетворении требования. Первый арбитражный апелляционный суд оставил жалобу без удовлетворе-20

ния.

Другой пример: ООО "Горьковский автомобильный завод" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а также о признании недействительным предписания Департамента об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2010 заявленные требования удовлетворены и оспариваемые постановление Департамента от 19.10.2009 №42-з и предписание от 07.10.2009 №326-вн об устранении ОАО "ГАЗ" нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды признаны незаконными. Постановлением Первого Арбитражного апелляци-

онного суда решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2010 по делу № А43-38836/2009 было отменено и отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу от 07.10.2010 № 326-вн21.

Решением судьи Саткинского городского суда Челябинской области от 13 января 2016 года оставлено без изменения постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Челябинской области, заместителя начальника отдела надзора за земельными ресурсами, в сфере охоты, особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Челябинской области В.Л.П ... от 15 октября 2015 года, которым генеральный директор ООО "СаткаТревел" привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей (сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды). В последующем жалоба директора Челябинским областным судом оставлена без удовлетворения, а решение суда без изменения22.

Помимо Росприроднадзора в деятельности, способствующей реализации права на

20 См.: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 № 01АП-3689/2018 по делу №> А39-6832/2017 // СПС «КонсультантПлюс».

21 См.: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу № А43-38836/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

22 См.: Решение Челябинского областного суда от 13 апреля 2016 г. по делу № 7-569/2016 // СПС «Гарант».

благоприятную окружающую среду, принимают участие и иные федеральные службы и агентства. Так, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы23.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в том числе действуя через свои территориальные органы, осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, обеспечивая их защиту от загрязнения опасными химическими веществами; обеспечивает соблюдение требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей24.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности в сфере сель-

ского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды. Эта норма подтверждает значимость благоприятной экологической обстановки в сфере ведения сельского хозяйства, в связи с чем защита земель сельскохозяйственного назначения является важным показателем для реализации экологических прав граждан, а деятельность контрольно-надзорных органов в этой сфере является частью механизма охраны права на благоприятную окружающую среду. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в ходе проведенной проверки управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в отношении Краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" было выявлено, что данное предприятие, осуществляя деятельность, связанную с водоотведением, сбрасывает сточные воды в мелиоративные каналы осушительной системы. Сточные воды представляют угрозу для окружающей среды и здоровья человека. С целью устранения выявленного нарушения вынесено предписание о прекращении сброса сточных неочищенных вод в мелиоративные каналы. Предприятие обратилось в суд о признании недействительным выданного предписания, однако в удовлетворении заявленных требований было отказано25.

23 См.: Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 №2 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ред. от 06.09.2018) // Собр. законодательства РФ. 2004. №2 31. Ст. 3262.

24 См.: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 №2 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (ред. от 03.08.2019) (п. 4) // Собр. законодательства РФ. 2015. №2 12. Ст. 514.

25 См.: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суща от 31.01.2018 №2 05АП-9267/2017 по делу №2 А24-4942/2017; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.04.2018 №2 Ф03-1046/2018 по делу № А24-4942/2017; Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2018 № 303-КГ18-7725 по делу № А24-4942/2017.

В другом случае Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору по Свердловской области в отношении ОАО "Птицефабрика "Свердловская" проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания об устранении выявленного нарушения. В ходе проверки было установлено, что во всех пробах почвы имеется превышение предельно допустимой концентрации химического вещества - нитратный азот. В связи с чем Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области выдано предписание об устранении химического загрязнения нитратным азотом (нитраты по № 03) выше предельно допустимых концентраций на площади 56 га. ОАО "Птицефабрика "Свердловская", полагая, что указанные предписания являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания являются необоснованными применительно к осуществляемой заявителем деятельности на собственном земельном участке по выращиванию зерновой культуры для самообеспечения деятельности по птицеводству без последствий для почвы и выращиваемой зерновой культуры; нарушают права и законные интересы заявителя, возлагая на него дополнительные немотивированные обязанности. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2018 по делу № А60-61956/2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого апелляционного арбитражного суда от 16.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2018, отказано в удовлетворении требований ОАО "Птицефабрика "Свердловская" о

признании недействительным предписания, так как выявлено превышение по показателю "нитратный азот" предельно допустимых концентраций (не более 130 мг/ кг), что не соответствует требованиям ГН 2.1.2041-06. Судами сделан вывод о том, что поскольку деятельность общества по размещению на спорном земельном участке куриного помета привела к ухудшению качества почвы, в частности в результате загрязнения нитратами, надзорный орган правомерно обязал общество провести реабилитационные мероприятия, направленные на устранение химического загрязнения земельного участка.

Охрану права на благоприятную окружающую среду осуществляют и органы государственной власти субъектов РФ. Их полномочия установлены в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе-дерации»26 и других нормативных правовых актах, и в основном дублируют полномочия Правительства РФ на региональном уровне. Так, Правительство Челябинской области участвует в проведении единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Челябинской области; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует работу по охране и рациональному использованию природных ресурсов области, разрабатывает и реализует территориальные программы развития и использования минерально-сырьевой базы области; обеспечивает право населения области на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; разрабатывает и утверждает областные целевые программы в

26 См.: Федеральный закон от 06.10.1999 №2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Собр. законодательства РФ. 1999. №> 42. Ст. 5005.

сфере охраны окружающей среды и обеспечивает их реализацию и др.27.

На уровне субъектов Российской Федерации создаются и специально уполномоченные органы в области охраны окружающей среды. Например, в Челябинской области таким органом является Министерство экологии Челябинской области. Среди основных его функций, способствующих охране права на благоприятную окружающую среду, можно выделить: законопроектную деятельность по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Челябинской области; осуществление регионального государственного экологического надзора; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха и др.

Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. г. № 296-1111 установлено, что органом, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также функции по реализации государственной политики в области экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, водных отношений,

охраны и рационального использования городских почв, охраны и использования зеленого фонда, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

В Санкт-Петербурге задача по осуществлению государственного управления в области охраны окружающей среды, а также в сфере использования и охраны природных ресурсов возложена на Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Этот комитет осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности, находящимися на территории Санкт-Петербурга, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; организовывает и осуществляет мероприятия по охране окружающей среды; организовывает и осуществляет в установленном порядке государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) и др.

Деятельность органов государственной власти в охране права на благоприятную окружающую среду имеет важное значение, поскольку именно права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому и осуществление этими органами своих полномочий в рассматриваемой сфере происходит во взаимодействии, основы которого заложены в принципе разделения властей, в целях достижения баланса между ними, который, в свою очередь,

27См.: Закон Челябинской области «О Правительстве Челябинской области» // Южноуральская панорама. 2001. 25 декабря.

служит катализатором функционирования организационно-правового механизма охраны прав человека и гражданина.

При осуществлении деятельности в области охраны права на благоприятную окружающую среду органами государственной власти применяются разные способы, например «восстановление положения, существовавшего до нарушения права» (ст. 12 ГК РФ), т.е., как сказано в п. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», восстановления нарушенного состояния окружающей среды. Это могут быть требования о восстановлении нарушенных земель, например, в процессе недропользования, о создании лесных насаждений взамен вырубленных или поврежденных, об очистке водных объектов от загрязнений и др. Также можно обращаться с требованиями о «возмещении вреда в натуре» (ст. 1082 ГК РФ), «компенсации вреда окружающей среде» (ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). При этом иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут заявлять как органы государственного экологического надзора (например, Росприроднадзор), так и органы прокуратуры. Как правило, в таких исках при выборе формы возмещения вреда предпочтение отдается возмещению вреда в натуре, что обязывает ответчика восстановить нарушенное состояние окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В некоторых случаях истцы обращаются с требованием о взыскании вреда, причиненного природному объекту, в денежной форме путем возмещения убытков.

Например, Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 16 января 2013 г. по делу № А75-1541/2012 удовлетворено исковое требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Рос-природнадзора) по Ханты-Мансийскому

автономному округу - Югре к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды: нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, а деятельность Общества - эксплуатация нефтепровода - связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды. Факт причинения вреда со стороны истца доказан с учетом имеющихся материалов административного производства, протоколом осмотра от 14.04.2011 и протоколом почв. Результаты тестирования водной вытяжки из почвы также свидетельствуют о причинении вреда окружающей среде при таком значительном превышении содержания нефтепродуктов и хлоридов в почве загрязненного участка28.

Немаловажное значение в области охраны права на благоприятную окружающую среду имеет и деятельность Прокуратуры РФ. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре в РФ»29 прокуратура -единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

К основным полномочиям прокурора при осуществлении надзорной деятельности отнесены: право беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; право требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделение специалистов для выяснения возникших вопросов; проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры мате-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: hmao.arbitr.ru

29 См.: Федеральный закон от 17.01.1992 №2 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства РФ. 1995. №9 47. Ст. 4472.

риалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель в случаях выявленных нарушений закона возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды, предостерегает о недопустимости нарушения закона; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Деятельность прокурора по охране экологических прав подтверждается и судебной практикой. Так, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, которым просил признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения "Дубравы у деревни Велькота" для постановки его на государственный кадастровый учет. Результаты проведенной административным истцом проверки показали, что государственный природный заказник регионального значения "Дубравы у деревни Велькота" не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Суд

первой инстанции, установив, что в результате неисполнения такой обязанности были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации удовлетворил исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании оспариваемого бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области незаконным. Ленинградский областной суд, рассматривая апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 14 марта 2018 года об обязании совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет государственного природного заказника регионального значения "Дубравы у деревни Велькота", оставил жалобу без удовлетворения30.

Еще одни пример: прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Невьянский городской суд Свердловской области с иском к муниципальному предприятию о компенсации причиненного окружающей среде ущерба. В ходе судебного разбирательства проведена судебная экспертиза, с учетом заключения которой прокурор изменил исковые требования, а муниципальное предприятие эти требования признало. В связи с несогласием с корректирующим расчетом размера компенсации вреда и экспертным заключением в гражданское дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями вступил территориальный орган Росприроднадзора, возражавший против принятия судом признания муниципальным предприятием уточенного прокурором иска. Суд первой в своем решении указал только на признание иска и принятие его судом. Неразрешенные требования названного территориального органа выделил в отдельное производство. Названное судебное решение

30 См.: Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 24.05.2018 №2 33а-3110/2018 // СПС «Косультантплюс»

отменено судом апелляционной инстанции, рассмотревшим все заявленные требования и возражения в одном производстве. По делу принят новый судебный акт по существу всех исковых требований31.

Киреевский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоресурс-К» об устранении нарушений природоохранного законодательства в части сбросов в пруд на ручье, являющемся левым притоком р. Скоморошка, недостаточно очищенных сточных вод. При эксплуатации централизованной системы водо-отведения г. Липки Киреевского района ООО «Водоресурс-К» нарушаются требования в области использования и охраны водных объектов. По результатам проверки на имя директора ООО «Водоресурс-К» межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений, но меры к устранению нарушений не приняты. Требование судом удовлетворено, поскольку выявленные нарушения нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и создают угрозу загрязнения водного объекта. Ответчик не обеспечен очистными сооружениями, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, нарушаются требования природоохранного законодательства в области использования и охраны водных объектов32.

По информации Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, реализован ряд мер по снижению шумового воздействия от полетов на жителей близлежащих населенных пунктов. В частности, на аэродроме Шереметьево в ночное время введены ограничения по взлету и посадке для самолетов, не соответствующих установленным требованиям уровня шума, практические рекомендации даны пилотам. В настоящее время ФГУП «Госкорпорация по

ОрВД», АО «МАШ» и ПАО «Аэрофлот «Российские авиалинии» разрабатывают варианты новых схем маневрирования, исключающие полеты над территорией жилых застроек.

Анализ деятельности прокуратуры в области охраны экологических прав позволяет говорит о том, что с каждым годом возрастает показатель ее деятельности в борьбе с экологическими правонарушениями. Вместе с тем говорить об ее эффективности пока рано. Деятельность прокуратуры должна быть направлена на реализацию своей основной функции - предупреждение экологических правонарушений, а не их выявление и привлечение виновных лиц к ответственности. Именно предупреждение правонарушений в области охраны окружающей среды позволяет обеспечить реализацию экологических прав граждан, в том числе реализацию права на благоприятную окружающую среду. Известно, что выявление и ликвидация причин совершения экологических правонарушений не вызывают в дальнейшем рост статических данных. Следовательно, на сегодняшний день органы прокуратуры недостаточно уделяют внимание своей предупредительной функции, способствующей предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Среди органов государственной власти, обеспечивающих охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических прав, особое место принадлежит институту Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который можно рассматривать как эффективный вспомогательный институт контроля за деятельностью государственных органов в их взаимоотношениях с гражданами в случае нарушения их прав должностными лицами этих органов.

31 См.: Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 07.09.2017 по делу №№ 33-13440/2017 // www.ekboblsud.ru > sudpr_det

32 См.: Решение от 27 ноября 2019 г. по делу .№ 2-1232/2019//sudact.ru > regular > doc

Сегодня национальные институты в форме омбудсмена учреждены более чем в ста странах мира. И Российская Федерация в этом случае не является исключением, хотя для нашего государства этот институт является сравнительно новым, но вместе с тем интенсивно развивающимся. Основной задачей института Уполномоченного по правам человека является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими.

Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которому «должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопро-

сам прав и свобод человека, форм и методов их защиты»33.

В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, должность Уполномоченного по правам человека может учреждаться и на территории соответствующего субъекта Российской Федерации34. В настоящее время Уполномоченные по правам человека работают в следующих субъектах: в Санкт-Петербурге35, Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Челябинской36, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях37 и др. В 23 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.

Институт омбудсмена является самостоятельным институтом в системе правового механизма охраны и защиты экологических прав граждан. Он не конкурирует с государственными органами, а лишь дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Его специфика определяется такими функциями, как: выяснение всех обстоятельств дела о нарушении прав гражданина; возможность исправления допущенной по отношению к гражданину несправедливости; инициирование реформ; информационно-воспитательная функция,

33 См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ст.1) // Собр. законодательства РФ. 1997. №2 9. Ст. 1011.

34 См.: Федеральный закон от 18.03.2020 №2 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" // Собр. законодательства РФ. 2020. №12. Ст. 1640

35 См.: Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2020 №2 357-79 "Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге" // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 22.07.2020.

36 См.: Закон Челябинской области от 29.06.2020 № 178-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области"// официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2020. №> 7400202006300007

37 См.: Закон Ставропольского края от 27.07.2020 № 93-кз "Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае" // Ставропольская правда. №9 78. 2020. 1 августа.

включающая в себя невластный характер применяемых им средств и информирование общественности о своей работе [5, с. 13, 14].

Несмотря на отсутствие у Уполномоченного по правам человека конкретных императивных полномочий, его деятельность, способствующая защите экологических прав граждан, является значимой, о чем свидетельствуют его ежегодные доклады. Так, в 2019 году в адрес Уполномоченного поступило 699 обращений граждан на нарушение экологических прав, что, например, на 23% меньше по сравнению с предыдущим годом (в 2018 г. - 906; в 2017 г. - 985). По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н. Маскальковой, снижению обращений граждан способствуют принимаемые государством меры по реализации государственной экологической политики, в том числе направленной на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека за 2019 год свидетельствует о незначительном снижении числа обращений по вопросам охраны водных объектов (на 13%). При этом наблюдается увеличение (на 33%) количества обращений в сфере сохранения лесного фонда, что во многом связано с резонансными сообщениями о лесных пожарах в Сибири в июле -сентябре 2019 года. Больше всего обращений поступило по вопросам охраны земель (58%). Заявители указывали на факты нецелевого использования земельных участков, нерачительного пользования землей, неэффективного проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Кроме того, поступали жалобы в связи с загрязнением земельных участков при размещении и эксплуатации на них промышленных объектов, комплексов по переработке отходов, использованием вредных удобрений. Каждое четвертое обращение касалось охраны атмосферного воздуха (27,3%). В них сообщалось о его заг-

рязнении хозяйствующими субъектами в связи с несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности о превышении предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, о наличии неприятных запахов и других нарушениях требований зако-нодательства38.

Несмотря на то, что общее число обращений по вопросам права на благоприятную окружающую среду и земельных отношений снизилось, в рамках указанных тематик произошел рост (на 16%) количества коллективных обращений (162). Они во многом касались соблюдения экологических прав граждан в ходе строительства и эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов, при осуществлении градостроительной деятельности (64 обращения). По результатам рассмотрения оказано содействие в защите прав в сфере экологии и природопользования свыше 121,4 тыс. человек по 47 жалобам, в том числе по 8 коллективным. Например, обеспечены доступ жителей пгт Ко-реиз Республики Крым к водному объекту Черному морю и надлежащий режим его береговой полосы; прекращен сброс загрязненных сточных вод в ручей Межурка на территории Тверской области и др.

Вместе с тем большая часть жалоб не достигает своих конкретных результатов, поэтому, к сожалению, многие экологические проблемы остаются нерешенными. В качестве основных причин Уполномоченный называет сложность в организации эффективного обращения с отходами производства и потребления; проблемы загрязнения атмосферного воздуха вследствие работы производственных предприятий; проблемы защиты от негативного воздействия, вызванного избыточным шумовым загрязнением воздуха; проблемы обеспечения эффективного государственного надзора и муниципального контроля в экологической сфере увеличение влиятельных собственников экологически опасных объектов, кото-

38 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека за 2019 год.

рые отказываются от сотрудничества в решении экологических проблем, и др. Поэтому, несмотря на деятельность органов государственной власти по обеспечению реализации экологических прав граждан, их жалобы и обращения свидетельствуют о том, что ситуация с соблюдением права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации на сегодняшний день остается напряженной.

Таким образом, деятельность органов государственной власти имеет важное значение в обеспечении охраны права на благоприятную окружающую среду. Она должна обеспечивать реализацию, охрану и защиту права на благоприятную окружающую среду. Надлежащее обеспечение права на благоприятную окружающую среду заключается в обязанности государства в лице государственных органов и органов

местного самоуправления принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Ключевой деятельностью в этом направлении является реализуемая внутренняя политика государства, направленная на охрану и защиту окружающей среды. Однако в государственном регулировании до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы межведомственного взаимодействия и информационно-аналитического обеспечения государственного управления, вопросы конституционно-процессуальных форм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ (вопросы разграничения компетенции и полномочий в рамках экологического законодательства, разграничения ответственности в сфере управления природными объектами и ресурсами).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абаева Е.А. Президентский контроль за эффективностью деятельности органов государственной власти в условиях экономического кризиса // Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса в условиях экономического кризиса: Материалы IX Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 80-летию Саратовской области. Саратов, 2016.

2. Бутылин В.М. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. №№ 12.

3. Витрук Н. В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.

4. Капицын В.М. Права человека и механизмы их защиты: Учеб. пособие. М., 2003.

5. Корабельникова Ю.Л. Конституционно-правовые основы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и органов исполнительной власти в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. М., 2007.

6. Лебедев В.А. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций: в 2 ч. Ч.1. Челябинск, 2012.

7. Общая теория прав человека / Карташкин И.А., Колесова Н.С., Ларин А.М., Ледях И.А., и др.; отв. ред.: Лукашева Е.А. М.: Норма, 1996.

8. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

REFERENCES

1. Abaeva E.A. Prezidentskij kontrol' za effektivnost'yu deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti v usloviyah ekonomicheskogo krizisa // Politiko-pravovye problemy vzaimodejstviya vlasti,

obshchestva i biznesa v usloviyah ekonomicheskogo krizisa: Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii aspirantov, prepodavatelej, prakticheskih rabotnikov, posvyashchennoj 80-letiyu Saratovskoj oblasti. Saratov, 2016.

2. Butylin V.M. Institut gosudarstvenno-pravovoj ohrany konstitucionnyh prav i svobod grazhdan // ZHurnal rossijskogo prava. 200i. № i2.

3. Vitruk N. V. Social'no-pravovoj mekhanizm realizacii konstitucionnyh prav i svobod grazhdan // Konstitucionnyj status lichnosti v SSSR. M., i980.

4. Kapicyn V.M. Prava cheloveka i mekhanizmy ih zashchity: Ucheb. posobie. M., 2003.

5. Korabel'nikova YU.L. Konstitucionno-pravovye osnovy vzaimodejstviya Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii i organov ispolnitel'noj vlasti v obespechenii konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.

6. Lebedev V.A. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: kurs lekcij: v 2 ch. CH.i. CHelyabinsk, 20i2.

7. Obshchaya teoriya prav cheloveka / Kartashkin I.A., Kolesova N.S., Larin A.M., Ledyah I.A., i dr.; о^. red.: Lukasheva E.A. M.: Norma, i996.

8. Rostovshchikov I.V. Prava lichnosti v Rossii: ih obespechenie i zashchita organami vnutrennih del. Volgograd, i997.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

БРУСНИЦЫНА Светлана Владимировна, старший преподаватель, кафедра гражданского права и процесса, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: hsv80@mail.ru

КУЗНЕЦОВА Ольга Валерьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: vero4ka-i98i@bk.ru

Дата поступления статьи: i2.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.