Научная статья на тему 'Основные направления правового регулирования вопросов охраны окружающей среды'

Основные направления правового регулирования вопросов охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
827
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тезиев Т.М., Алборов И.Д., Хугаева Р.Г.

Статья посвящена актуальным проблемам развития правового регулирования вопросов охраны окружающей среды. Начавшиеся в конце XX начале XXI веков экологические проблемы наносят широкомасштабный убыток национальным, региональным и в целом мировой системам окружающей среды, формируя угрозу благополучию и самому существованию не только некоторых государств, но и всему человечеству. Поэтому в последнее время не случайно в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления правового регулирования вопросов охраны окружающей среды»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

© Тезиев Т.М.*, Алборов И.Д.*, Хугаева Р.Г.*

Северо-Осетинский республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Владикавказ Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

Статья посвящена актуальным проблемам развития правового регулирования вопросов охраны окружающей среды. Начавшиеся в конце XX - начале XXI веков экологические проблемы наносят широкомасштабный убыток национальным, региональным и в целом мировой системам окружающей среды, формируя угрозу благополучию и самому существованию не только некоторых государств, но и всему человечеству. Поэтому в последнее время не случайно в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук.

Ключевые слова правовое регулирование, охрана окружающей среды, права человека на благоприятную окружающую среду.

Человечеству XX век принес немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время жизнь поставил на Земле на грань экологической катастрофы. Оценка влияния на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и другой деятельности, которая прямое или косвенное влияние может оказать на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и другой деятельности [5, с. 55].

Охрана природной среды - одна из самых актуальных проблем современности. Функционирование общества неразрывно связано с извлечением и потреблением полезных для человека свойств природной среды, а значит, и с постоянным ее преобразованием. Научно-технический прогресс, способствующий появлению новых технологических систем, в конечном итоге приводит к тому, что вред, причиняемый человеком природе, приобретает опасные размеры, угрожающие самой биологической основе существования общества.

* Председатель Северо-Осетинского республиканского комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ, кандидат технических наук, доцент, Академик МАНЭБ.

* Заведующий кафедрой Экологии и техносферной безопасности СКГМИ (ГТУ), доктор технических наук, профессор, Академик МАНЭБ.

" Доцент кафедры Конституционного и административного права СКГМИ (ГТУ), кандидат юридических наук, доцент.

Социальная потребность в качественном углублении экологических знаний, практическом применении результатов экологических исследований, сформировалась в условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами.

Ухудшение экологической ситуации ущемляет социальные потребности и противоречит интересам населения, вызывая социально-экономическую напряженность на региональном и национальном уровнях. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду - может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.

В ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которые как известно, представляют собой, основные начала, положения, подходы к постановлению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам. Сформулированные в настоящем Законе нормы-принципы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они проявляют суть охраны окружающей среды, основу ее правового регулирования и осуществления.

Данные принципы всеми субъектами должны соблюдаться, которые участвуют в отношениях по охране окружающей среды. Предусмотренные в Экологической доктрине организационно-правовые меры имеют следующие направления: сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимое условие существования человеческого общества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как нужное условие качества жизни населения.

По трем направлениям реализовывается правовое регулирование нормирования в сфере охраны окружающей среды:

1) определение нормативов качества окружающей среды;

2) определение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

3) определение нормативов допустимого изъятия природных ресурсов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает

главные направления в области охраны окружающей среды. Кроме того, Федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» и другими реализовывается правовое регулирование вопросов экологического нормирования.

Сегодня официально признано, что в России система нормирования воздействий на окружающую среду, существующая, не отвечает запросам, предъ-

являемым к таким системам в странах с высоким уровнем социально-экономического развития, существенно проигрывает им по факторам прозрачности и эффективности и внутренних ресурсов для развития в современном виде не имеет. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и другие статьи содержатся, относящиеся охраны окружающей среды в субъектах РФ.

В субъектах РФ вопросы конституционно-правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды были предметом рассмотрения ряда научных работ. Однако, актуальность научного исследования указанных вопросов до сих пор сохраняется. Совокупность правовых принципов и норм представляет собой экологическое право, которые регулируют общественные отношения:

- по охране окружающей среды от вредных влияний в процессе хозяйственной и другой деятельности;

- по рациональному употреблению природных ресурсов;

- по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- по обеспечению экологической безопасности.

При этом деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение отрицательного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий принято понимать под охраной окружающей среды.

В законе приоритетным принципом бесспорно наименован - принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

Охрана окружающей природной среды в соответствии с назначенными принципами выполняется, то есть руководящими идеями, которые в основе природоохранительной деятельности лежат и в нормах экологического законодательства предусмотрены [6, с. 27].

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, организации и учреждения, а также граждане обязаны руководствоваться следующими основными принципами (ст. 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав че-

ловека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.

Не менее важной задачей, стоящей перед экологическим законодательством, является правовое обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Решение указанной задачи также до сих пор не найдено, о чем красноречиво свидетельствует стремительное ухудшение качества окружающей среды: деградация естественных экологических систем, изменение и (или) уничтожение генетического фонда растений, животных и других организмов, истощение природных ресурсов и иные негативные, часто необратимые процессы.

К числу иных концептуально значимых задач эколого-правового регулирования следует отнести создание правовых условий для организации и развития системы экологического образования и воспитания, а также правовой основы для формирования экологической культуры; определение правовой основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

Осуществляя регулирование отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды, Закон об охране окружающей среды предусматривает необходимость создания федеральных программ в сфере экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации; регулирует все виды предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; закрепляет порядок экологического страхования, которое осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В соответствии с Законом нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стан-

дартов в области охраны окружающей среды (ч. 3 ст. 19), а также с соблюдением устанавливаемых в законодательном порядке требований [4, с. 32].

В Законе об охране окружающей среды определяются и закрепляются такие виды нормативов, как: а) общие нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов; б) нормативы допустимого воздействия на окружающую среду; в) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; г) нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду и другие нормативы в области охраны окружающей среды.

В Конституции РФ имеется ряд положений по экологической безопасности и охране окружающей природной среды. Так, в ст. 41 указано, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию страны. На основании этого, ст. 42 гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями [1]. Действующая Конституция РФ в статье 37 гарантирует каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим нормативным актом, определяющим государственную стратегию в этом направлении деятельности, в котором более или менее полно регламентируется порядок возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Опираясь на указанный закон об охране окружающей среды, иные нормативно-правовые акты, не претендуя на всеобъемлющий анализ по данной проблематике, попробуем рассмотреть основные аспекты правового регулирования, касающиеся порядка возмещения вреда окружающей природной среде, а также возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан.

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права экологическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей природной среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Вопрос об ответственности за экологическое правонарушение, в частности за причинение вреда, имеет большое практическое значение. Общее понятие экологического правонарушения было дано в статье 81 Закона от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Это: «ви-

новные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека». Данное рядовое понятие экологического правонарушения является основанием гражданско-правовой имущественной ответственности, хотя его определение отсутствует в действующем законе об охране окружающей среды. Однако, как правильно указывалось в юридической литературе, в сочетании со ст. 86 Закона от 19.12.1991 г. (ст. 77 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ), где говорится о вреде, причиненном загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и так далее, оно кратко и четко охватывает и раскрывает суть и содержание экологического правонарушения.

Таких правонарушений совершается немало. Чаще всего они выявляются соответствующими специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль и надзор (в пределах своей компетенции) за соблюдением законодательства о природопользовании и охране окружающей среды.

Экологические споры относятся к экономическим спорам. Именно так подведомственность арбитражных судов определена Законом «Об арбитражных судах» (ст. 2).

По закону причинителем вреда согласно ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды» могут быть признаны: предприятия, организации, учреждения, граждане. То есть это любые юридические и физические лица. Потерпевшие также юридические и физические лица.

Вред причиняется не только гражданам, но и самой окружающей природной среде, объектам, ресурсам, взятым как в отдельности, так и в совокупности. Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Министерства природных ресурсов РФ и других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков. То есть, как мы видим, в этих случаях в качестве истцов выступают приро-доресурсовые и природоохранительные органы. Их действия целесообразно согласовывать, чтобы избежать случаев одновременного предъявления двух исков по одному и тому же поводу, нарушению, объекту.

Имущественная ответственность за причинение вреда окружающей природной среде, как известно, выполняет три основных функции: стимулирующую, превентивную и компенсаторную. Если первые две присущи всем видам ответственности за нарушение природоохранительного законодательства (уголовной, административной, дисциплинарной), то компенсаторная функция является отличительным признаком имущественной ответ-

ственности, реализуемой в настоящее время, как правило, в форме возмещения вреда. Гражданский кодекс РФ предусматривает два способа возмещения - реальный (в натуре) и в денежном выражении (ст. 1082). При этом действует принцип полного возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды.

Суть компенсаторной функции имущественной ответственности состоит в том, что денежные средства, взысканные с причинителя вреда, должны быть использованы для восстановления нарушенного права, в данном случае, благоприятного состояния окружающей среды.

Указанные пробелы законодательства в части устранены принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. Так, в ч. 2 ст. 78 говорится: «На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ».

Важной новеллой экологического законодательства, повышающей эффективность имущественной ответственности в области охраны окружающей среды, является правило, закрепленное в ч. 3 ст. 78, в соответствии с которым срок исковой давности по данным требованиям увеличен до 20 лет.

Вред окружающей природной среде причиняется, согласно ст. 77 Закона «Об охране окружающей среды», ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Ст. 78 того же Закона установлено, что ущерб определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками.

Одной из форм совершенствования правовой охраны окружающей природной среды, а также меры, обеспечивающей возмещение экологического вреда, является страхование.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Страхование имущественной ответственности предприятий и организаций всех форм собственности на случай загрязнения окружающей среды (экологическое страхование) должно являться формой возмещения ущерба, причиненного в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения ими окружающей природной среды.

В качестве страхователей по такому виду страхования должны выступать промышленные предприятия, деятельность которых может быть наи-

более вероятной потенциальной причиной неблагоприятного воздействия на окружающую среду, жизнь и имущество граждан.

Согласно Конституции РФ, предусмотренные в ней экологические права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Их основу составляют конституционные права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ) с одновременным возложением на каждого обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду есть аналог конституционного права на жизнь. Не случайно первыми и основными принципами охраны окружающей среды очень справедливо названы соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Закона РФ об охране окружающей среды). Экологические права не дарованы людям государством, обществом, а принадлежат каждому землянину в силу факта его рождения как обязательное условие его жизни, являются неотчуждаемыми от личности.

Возмещение вреда здоровью от неблагоприятных воздействий окружающей среды относится к видам объективной юридической ответственности за вред. Поскольку экологический вред - разновидность имущественного, то юридическим основанием его возмещения являются общие правила по данному вопросу, содержащиеся в конституционном, гражданском, трудовом и медицинском законодательстве. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право па возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1, с. 60].

Вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан подлежит возмещению в полном объеме в порядке, установленном соответствующими актами российского законодательства. Механизм защиты соответствующего права регулируется Законом «Об охране окружающей среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «Об использовании ядерной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» и др.

Катастрофы, крупные аварии, экологические бедствия вызывают столь значительный ущерб, что обязанные по закону причинители не в состоянии

его практически компенсировать из-за отсутствия у них достаточных средств. Примером может служить Чернобыльская АЭС, которая как юридическое лицо - владелец источника повышенной опасности, хотя и обязана, но не в состоянии покрыть причиненный ущерб своим имуществом. В подобных случаях закон о возмещении вреда практически не может действовать. Интересы потерпевших остаются полностью или частично ущемленными, ущерб (исчисляемый в миллиардах рублей) - не компенсированным.

В принципе, государство несет ответственность по долгам (обязательствам) граждан, но оно вынуждено оказывать помощь потерпевшим, однако и такая помощь не компенсирует всем и в полном объеме причиненный катастрофой ущерб. Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды мер социально-экономической защиты, льгот и компенсации, получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС.

Так, было принято несколько постановлений на союзном и республиканском уровне, в том числе Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы па Чернобыльской АЭС».

Если потерпевший (пострадавший в результате загрязнения окружающей природной среды) не удовлетворен выплатой ему пособий, пенсии, иных предоставлений материальной помощи по государственному социальном)' страхованию и обеспечению или другим видам страхования, либо каким-то образом оказался вне действия данной системы, то он вправе обратиться к причинителям вреда с требованиями о получении дополнительной пли полной компенсации за причиненный ему вред. Такого рода требования реализуются в виде компенсаций, выплаченных причинителем вреда добровольно или принудительно - в судебном порядке при предъявлении потерпевшим иска в суд. В таких ситуациях вступает в действие общий порядок возмещения вреда, предусмотренный гражданским законодательством и законодательством об охране окружающей среды.

Такой иск может быть предъявлен гражданином, потерпевшим вред, а также при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом, членами семьи. потерявшей кормильца. профсоюзной организацией в интересах потерпевшего, либо семьи, потерявшей кормильца. Кроме того, иски предъявляются прокурором в интересах пострадавшего, органами охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ. общественными экологическими объединениями. По существующим гражданско-процессуальным правилам истец по данной категории дел освобождается от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с проведением экспертизы и подготовкой дела к слушанию. При отсутствии сведений об источнике причинения вреда здоровью иск предъявляется государству в целом в лице его специально уполномоченных органов. Такими органами являются

органы системы Министерства природных ресурсов РФ. отраслевые, специально уполномоченные органы, выполняющие функции государственного экологического контроля. В их структуре имеются специальные внебюджетные экологические фонды, позволяющие от имени государства компенсировать причиненный вред.

Согласно ст.79 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

Однако для реализации своего права на компенсацию вреда, причиненного повреждением здоровья, потерпевший гражданин вынужден обосновывать свои требования и представлять доказательства факта причинения повреждения здоровья, наличия причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей - предприятий, учреждений, организаций и граждан. В итоге потерпевший должен доказать, что конкретные загрязши ели окружающей природной среды обязаны возместить ему вред, причиненный повреждением здоровья.

Факт повреждения здоровья и связанные с этим неблагоприятные имущественные последствия должны быть доказаны документально. Обязанность доказывания лежит на потерпевшем.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья. Когда факт заболевания доказан, перед потерпевшим возникает более сложная задача: доказать причинную связь между повреждением его здоровью и загрязнением окружающей природной среды.

Установление причинной связи между действием или бездействием причинителя вреда и наступившими последствиями в настоящее время является слабым звеном в механизме возмещения вреда; для принятия обоснованного судебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличие экологического правонарушения.

И, наконец, дело существенно меняется, если установить причинителей вреда невозможно (независимо от причин невозможности). На практике это может оказаться в подавляющем случаях. В этом случае вступает в действие экологическое законодательство, согласно которому сумма денежных средств за причиненный вред здоровью гражданина взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов [8, с. 387].

В случаях, когда в результате одного итого же загрязнения окружающей природной среды произошло не только повреждение здоровья гражданина, но и пострадало его имущество, потерпевший вправе в одном исковом заявлении предъявлять требования о компенсации причиненного ему вреда совокупно, т.е. по тому и другому основаниям вместе взятым.

Однако на практике такие случаи являются редкостью. Слишком различны основания, условия и обстоятельства возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья и нарушением имущественного положения гражданина. В Законе об охране окружающей среды есть статья, касающаяся возмещения вреда, причиненного имуществу граждан. Согласно ст.79, вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. Вместе с тем, подлежит возмещению: прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Для полного оформления судебного дела о возмещении имущественного вреда, причиненного гражданину загрязнением окружающей природной среды, потерпевший обязан определить размер причиненного ему вреда и размер возмещения, по этому вопросу в исковом заявлении должны быть приведены документально подтвержденные расчеты. Размер причиненного вреда устанавливается исходя из рыночной стоимости испорченного или уничтоженного имущества с учетом его износа.

Справки о рыночной стоимости недвижимого имущества могут выдать бюро технической инвентаризации зданий и сооружений, органы системы Госкомимущества, или другие учреждения, связанные с рынком недвижимости, а также органы по земельным ресурсам и земельному устройству. Они же могут определить и процент износа (амортизации) объектов недвижимого имущества.

Стоимость движимого имущества рассчитывается па основе прейскурантов, действующих на рынках и в торговой сети. Для определения Процента износа движимого имущества используются документы о регистрации машин, о времени покупки того или иного предмета, заключения товароведческих и технических экспертиз, а также свидетельские показания. Из исчисленной таким путем суммы причиненного вреда вычитаются суммы полученного страхового возмещения и иных материальных компенсаций, полученных в бесспорном, внесудебном порядке. Оставшаяся сумма и составит сумму иска.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что компенсацию вреда, причиненного гражданину повреждением его здоровья или нарушением имущественного положения (состояния) в результате

загрязнения окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или граждан, является делом исключительно сложным и, далеко не отработанным в административной и судебной практике. Трудность доказывания наличия причинной связи между поведением причинителя вреда и вредом здоровью потерпевшего, пожалуй, остается главным аргументом, сдерживающим развитие судебной практики.

Государственным органам, общественным организациям и гражданам предстоит шаг за шагом продвигаться по пути развития этой практики. Но в современных условиях, разумеется, велико значение компенсации вреда и материальной помощи, которые граждане могут получить за счет средств государственного социального страхования и обеспечения, да и вообще, любых каналов страхования, которыми и следует активно пользоваться. Целесообразно также активное использование возможности компенсации вреда, причиненного повреждением здоровья в результате загрязнения окружающей природной среды, за счет средств государственных внебюджетных экологических фондов, развитие системы квалифицированной юридической помощи населения по рассматриваемым нами вопросам. Возможны и другие варианты, максимально обеспечивающие возмещение экологического вреда.

В ряду существующих экологических проблем одной из центральных, актуальных и одновременно нерешенных в Российской Федерации является проблема экологических прав граждан в аспекте обеспечения их соблюдения и реализации. В правовом, социальном государстве, к каковому Конституция РФ относит Россию, эта проблема должна решаться на основе того, что человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью. Как видно из изложенного, компенсация вреда окружающей природной среде, а также компенсация вреда, причиненного гражданину повреждением его здоровья или нарушением имущественного положения - дело, характеризующееся высокой степенью сложности, что вызвано различными объективными и субъективными причинами. Такой вред не может быть возмещен, он может быть лишь компенсирован. Поэтому перед законодателями стоит трудная задача по разработке такого механизма защиты соответствующего права, который бы в максимальной степени отвечал интересам граждан.

Общий гражданско-правовой механизм возмещения вреда распространяется и па возмещение вреда здоровью и имуществу граждан. Общим основанием ответственности являются ст. 42 Конституции РФ о защите, охране жизни и здоровья граждан; ст. 1064 и 1079 и другие Гражданского кодекса РФ; ст. 77, 78 и 79 Закона об охране окружающей среды. Эти права обеспечиваются социальным и государственным страхованием граждан: образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи; организацией медицинского обслуживания населения; возмещением в

судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф.

Статья 80 Закона об охране окружающей среды регулирует иски о прекращении экологически вредной деятельности. Решение суда или арбитражного суда о прекращении такой деятельности должно служить основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

Социально-экономическое развитие страны в условиях рыночной экономики неразрывно связано с решением сложных проблем в области охраны окружающей среды и природопользования. Сейчас существуют экологические вопросы и связанные с ними проблемы, требующие безотлагательного решения. К ним относятся преобладание добывающих и ресурсоемких отраслей в промышленности, которое приводит к деградации природной среды, истощению ее ресурсов; весьма невысокая эффективность применяемых организационно-правовых, экономических механизмов и отдельных мер; значительная доля теневой экономики в предпринимательстве и природопользовании. Следует отметить, с одной стороны, низкий технико-технологический и организационный уровень производства, а с другой -высокую изношенность производственных фондов предприятий. Итак, проведенный анализ показывает, что действующее экологическое законодательство решает не все поставленные перед ним задачи. В связи с этим актуальны попытки научного осмысления новой модели развития данной отрасли законодательства в современных условиях. В рамках указанной модели должны получить импульс поступательного развития следующие направления эколого-правового регулирования: создание правовых условий для повышения активности граждан в сфере реализации экологических прав и обязанностей [5, с. 22].

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации» / авт. историко-правового комментария М.В. Баглай. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2008. - 160 с.

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Вестник экологического образования. - 2004. - № 2-3 - 16 с.

5. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник. - М.: Юристъ, 2000.

6. Коробкин В.И. и др. Экология. - Ростов-н/Д., 2008.

7. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. - Киев: Наукова думка, 1989. - 231 с.

8. Тезиев Т.М. Возмещение экологического вреда по российскому праву // Образование, охрана труда и здоровье: матер. IV Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 25 апреля. - Владикавказ 2014. - С. 382-389.

9. Тезиев Т.М., Савхалова С.Ч. Правовые аспекты охраны окружающей среды // Обучение, оценка соответствия и управление охраной труда. (Проблемы. Задачи. Решения): матер. I Всерос. науч.-практ. конф. руководителей организаций, специалистов в области охраны труда. - Ялта, 12-14 октября 2014. - С. 43-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.