РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-
НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ)
ЛИПУНЦОВА Анна Владимировна,
старший преподаватель кафедры конституционного и международного права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассматриваются основные направления деятельности, функции и полномочия совещательно-консультативных органов при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, которыми являются Общественный совет и Научно-технический совет. Автором отмечается значительная роль данных органов в охранительной деятельности по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ее отдельных компонентов посредством реализации различных мероприятий органами общественности. Подчеркивается необходимость налаживания и развития путей взаимодействия органов государственной власти и общественных советов в природоохранной сфере, в том числе в рамках осуществления единой реформы контроль-надзорной деятельности государства.
Abstract: the article discusses the main activities, functions and powers of Advisory and Advisory bodies of the Federal service for supervision of natural resources, which are the Public Council and the Scientific and technical Council. The author notes the significant role of these bodies in the protection activities to prevent negative impact on the environment and its individual components through the implementation of various activities by public authorities. The necessity of establishing and developing ways of interaction between public authorities and public councils in the field of environmental protection, including in the framework of a single reform of control and Supervisory activities of the state.
Ключевые слова: контроль, надзор, государственный экологический надзор, общественный контроль, общественный экологический контроль, федеральные органы исполнительной власти, Росприроднадзор, Общественный совет, Научно-технический совет.
Keywords: control, supervision, state ecological supervision, public control, public ecological control, Federal Executive authorities, Rosprirodnadzor, Public Council, Scientific and technical Council.
На сегодняшний день проблемы негативного воздействия на окружающую среду носят всеобъемлющий характер, которые затрагивают интересы большого круга лиц. При этом важно подчеркнуть, что решение данных проблем должно учитывать не только публичные, но и частные интересы. Важнейшим органом, реализующим контрольно-надзорную функцию в природоохранной сфере, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Одним из направлений, способствующих оптимизации контрольно-надзорных полномочий Росприроднадзора, является его взаимодействие с общественностью, которое проявляется, в том числе, в создании при нем совещательно-консультативных органов, деятельность которых основывается на законодательстве об общественном контроле[2].
На данный момент таковым органом общественного контроля при Росприроднадзоре является Общественный совет, осуществляющий свою деятельность на основе соответствующего положения, согласно которому он «призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан РФ, защиту их прав и свобод, а также прав общественных объединений при осуществлении государственными органами государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Росприроднадзора, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Росприроднадзора» [3].
Целью деятельности Общественного совета является «осуществление общественного контроля за деятель-
ностью Росприроднадзора, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов, участие в мониторинге качества предоставления государственных услуг, реализации контрольно-надзорных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценке эффективности государственных закупок, рассмотрение ежегодных планов деятельности органа власти и отчета об их исполнении, а также иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством» [3].
Общественный совет призван: «участвовать в мониторинге качества предоставления государственных услуг Росприроднадзором, антикоррупционной работе, оценке эффективности государственных закупок и кадровой работе данного органа, в работе аттестационных комиссий и конкурсных комиссий по замещению должностей, рассматривать проекты общественно значимых нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых природоохранным ведомством, и вносить свои предложения по их корректировке, а также рассматривать иные вопросы согласно действующим нормативным правовым актам» [3].
Для реализации поставленных целей данный совещательный орган вправе: «рассматривать планы деятельности Росприроднадзора, участвовать в подготовке отчетов и докладов о результатах его контрольно-надзорной деятельности; проводить слушания по приоритетным направлениям деятельности Росприроднадзора; принимать участие в работе органов, создаваемых Росприроднадзором по вопросам
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2019. № 7(175)
кадровой работы, антикоррупционной деятельности и закупок (товаров, работ, услуг), а также осуществлять мероприятия, рекомендованные Концепцией открытости федеральных органах исполнительной власти, осуществлять мониторинг публичной декларации Росприроднадзора и/или публичного плана деятельности Росприроднадзора; осуществлять выборочный анализ качества ответов Росприроднадзора на обращения граждан; утверждать основные мероприятия (операционные планы) Росприроднадзора по выполнению намеченных приоритетных мероприятий и (или) достижению установленных конечных результатов; взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях Общественного совета» [3].
Для реализации указанных прав Общественный совет наделен следующими полномочиями: приглашать на свои заседания руководителей федеральных органов исполнительной власти и представителей общественности; создавать комиссии и рабочие группы; привлекать к своей работе граждан РФ, общественные объединения и иные организации; организовывать проведение общественных экспертиз проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Росприроднадзором; направлять запросы и обращения в федеральные органы исполнительной власти; информировать органы государственной власти и широкую общественность о выявленных в ходе контроля нарушениях; создавать собственные сайты [3].
Отметим, что вопросы, рассматриваемые Общественным советом, носят разноплановый характер и за последний период охватывают проблемы, среди которых наиболее значимыми являются: повышение качества и прозрачности контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзо-ра, формирование института общественных экологических инспекторов; экологические проблемы при проектировании и строительстве мусоросжигательных заводов; выполнение Публичной декларации целей и задач Росприроднадзора; содержание проверочных листов (списков контрольных вопросов) по отдельным видам надзора Росприроднадзора и эталонной карты коррупционных рисков и мер по их минимизации; рейтинги экологической эффективности предприятий и регионов; анализ обращений граждан и организаций, поступивших на рассмотрение в центральный аппарат Роспри-роднадзора; совершенствование законодательства об экологической экспертизе. В рамках стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Советом анализируется правоприменительная практика, даются рекомендации по таким направлениям, как: внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; систематизация и актуализация обязательных требований; программа профилактики нару-
шения обязательных требований; показатели (критерии) результативности и эффективности деятельности органа; информатизация работы Росприроднадзора [5].
Одной из актуальнейших задач в рамках деятельности Общественного совета является совершенствование института общественных экологических инспекторов, предусмотренного экологическим законодательством [1], в том числе, посредством разработки информационной платформы для них, что будет способствовать решению проблем, связанных с отсутствием консолидации и нормативного оформления статуса инспекторов. На наш взгляд, данные совместные мероприятия будут способствовать оптимизации и общественного контроля, и в тоже время государственного экологического надзора, что позволит органам государственной власти и инспекторам координировать свои действия и обмениваться приобретенным опытом. По словам председателя Общественного Совета Ю.И. Шабалы, площадка данного совещательного органа позволяет отразить весь срез интересов общественности в сфере охраны окружающей среды, как базовой ценности, являющейся краеугольным камнем устойчивого развития страны. Данный орган старается выносить на обсуждение самые резонансные и болезненные вопросы. Вместе с тем на сегодня не определены порядок взаимодействия общественных и государственных инспекторов, система проверки их квалификации, регулярной аттестации, однако в настоящее время привлекаются эксперты для решения этих задач [6]. В свете разрешения данной проблемы также видится актуальным унификация требований к работе общественных инспекторов, а также формирование системы материально-технической поддержки и признания ведомствами достижений общественных инспекторов.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что Общественный совет - это важнейший социальный институт взаимодействия общества и государства в деле природопользования и охраны окружающей среды. Деятельность Общественного совета направлена на обеспечение права и свобод граждан, общественных объединений и интересов всего государства в целом.
Еще одним совещательным органом при Роспри-роднадзоре является Научно-технический совет (НТС), который «образован в целях выработки рекомендаций по решению наиболее важных вопросов по осуществлению государственного контроля и надзора в сфере природопользования» [4]. Руководителем НТС назначен член-корреспондент Российской академии наук, президент Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского В.А. Грачёв. Основное направление деятельности данного органа связано с реализацией принципа регуляторной гильотины - механизм комплексной реформы контроля и надзора, который преду-
сматривает анализ и пересмотр действующих обязательных требований законодательства, их актуализацию и сокращение. По словам руководителя Росприроднадзора С.Г. Радионовой, НТС станет ключевым механизмом, важнейшей площадкой для принятия решений: «Сюда мы приглашаем всех заинтересованных в переменах представителей науки, бизнеса и экспертного сообщества, всех, кто может предложить свое видение и варианты решения проблем. Именно здесь мы будем обсуждать вопросы правового регулирования, регуляторной гильотины» [7].
К основным задачам НТС относятся рассмотрение и внесение предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства, проектов нормативных правовых актов, а также нормативно-технических документов, обсуждение докладов Росприрод-надзора, экспертная оценка передовых технологий и ряд других, предусмотренных соответствующим положением [4]. Для реализации поставленных задач совет может заслушивать на своих заседаниях как членов, так и представителей надзорного органа; запрашивать необходимые материалы; привлекать к работе определенных специалистов, а также создавать рабочие группы [4].
Таким образом, НТС является дискуссионным пространством по обсуждению актуальных вопросов в сфере экологии и обмену опытом, каналом получения обратной связи о реализации правовых норм, пробелах и коллизиях в экологическом законодательстве, которые требуют устранения, создании искусственные препятствий, излишнего документооборота, административных барьерах и других проблемах в сфере реализации контрольно-надзорной деятельности, направленной на обеспечение охраны окружаю-
Библиография :
щей среды. При этом главнейшая задача данного органа -отсечение избыточных контрольно-надзорных требований может быть решена только совместными усилиями в сотрудничестве органами власти, предпринимательским сообществом, представителями научных кругов и общественных объединений. Видится, что деятельность данного органа будет способствовать эффективной реализации регуляторной гильотины, сбалансированному сокращению контрольных и надзорных мероприятий, что в целом скажется на совершенствовании государственного регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что общественные советы при федеральных органах исполнительной власти играют важную роль в формировании эффективной системы государственного управления в той или иной сфере. Особенно актуальным видится объединение власти и общественности в деле решения экологических проблем, которые призваны решать, в том числе, Росприроднадзор и функционирующие при нем Общественный совет и Научно-технический совет. Деятельность данных консультативно-совещательных органов направлена на достижение единых целей - обеспечение прав и законных интересов государства, общества и каждой личности в области природопользования и охраны окружающей среды. Важно отметить, что реализация подобного механизма совместной деятельности возможна на основе принципов гласности, системности, эффективности, которая должна решать приоритетные для общества проблемы по наиболее актуальным и сложным вопросам в сфере рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 30 (часть I). - Ст. 4213.
Об утверждении Положения об Общественном совете при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и его структуры: приказ Росприроднадзора от 06.02.2015 № 92 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Положение о Научно-техническом совете Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере природопользования [Сайт]. Режим доступа: http://rpn.gov.ru/node/4313 (дата обращения: 27.04.2019).
Реформа контрольной и надзорной деятельности: паспорт приоритетной программы (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Общественный совет при Росприроднадзоре обратился в Правительство РФ с просьбой об увеличении штатной численности ведомства и его территориальных органов [Электронный ресурс] // Общественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования [Сайт]. Режим доступа: https://osrpn.ru/news/729/ (дата обращения: 25.04.2019).
Светлана Радионова провела организационное совещание НТС Росприроднадзора [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере природопользования [Сайт]. Режим доступа: http://rpn.gov.ru/news/svetlana-radionova-provela-organizacionnoe-soveshchanie-nts-rosprirodnadzora (дата обращения: 27.04.2019).
4.