ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.З. Калугина, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10895
Аннотация. В работе рассмотрены особенности правового регулирования деятельности в сфере общественного экологического контроля на региональном уровне. Описаны возможности реализации экологических прав граждан при получении статуса общественного инспектора. По итогам выполненного исследования, автор приходит к выводу, что общественные инспекторы оказывают большое содействие органам государственной власти в сфере охраны окружающей среды и данное направление требует развития во всех регионах России.
Ключевые слова: общественный инспектор, общественный экологический контроль, правовая охрана, окружающая среда, экологические права, экологическое законодательство.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации [1] каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Для обеспечения должного уровня охраны окружающей природной среды была сформирована система общественного контроля за обеспечением экологической безопасности и создании необходимых условий эффективного взаимодействия общественных организаций, активных граждан и органов государственной власти [2].
12.07.2017 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды РФ) утвердило порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, который вступил в силу с 05.03.2018 года [3].
Часть 4 ст. 68 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] закрепляет возможность граждан, которые изъявили желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности, добровольно и безвозмездно, осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический
контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.
В соответствии с вышеуказанными положениями Минприроды Ростовской области утвердило 03.07.2018 г. Приказ «Об утверждении положений по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области» [5], согласно которому была утверждена комиссия, в обязанности которой входит организация деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды (общественные инспекторы) предназначены для оказания содействия Росприроднадзору, Рослесхозу, их региональным органам для содействия в обеспечении охраны окружающей среды [6].
Общественным инспектором может стать гражданин, достигший 18 лет и изъявивший желание в виде заявления в соответствующий орган государственного надзора. Данное заявление рассматривается в комиссии по организации деятельности общественных инспекторов, в течение 30 календарных дней, затем комиссия принимает решение: либо отказать в принятии, либо назначить заседание с участием гражданина с целью оценки его знаний нор-
мативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды. В случае удовлетворительной оценки комиссии, гражданину присваивается статус общественного инспектора и выдается удостоверение, сроком на один год с возможностью дальнейшего продления.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды на территории Ростовской области обладают определенными правами. К ним можно отнести:
- право фиксации с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области охраны окружающей среды, а также природопользования;
- направлять соответствующие данные в органы государственного надзора;
- участвовать в работе по экологическому просвещению населения;
- сообщать физическим лицам о совершении ими экологического правонарушения;
- принимать меры для сохранения доказательств подтверждающих экологическое правонарушение;
- содействовать в реализации государственных программ по охране окружающего мира и экологической безопасность и др.
Также, присвоение статуса общественного инспектора влечет за собой и опреде-
требований в области охраны окружающей среды и предоставление отчета о результатах деятельности в области охраны окружающей среды и взаимодействии с органами государственного природного надзора [7].
При выявлении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, общественный инспектор фиксирует правонарушение и направляет материалы для принятия мер в уполномоченные государственные органы в том числе и в Минприроды Ростовской области и органы местного самоуправления.
Очень важно, что сотрудники природоохранных министерств взаимодействуют с общественными инспекторами, организуют повышение их правовой грамотности в сфере охраны окружающей среды, проводят практические занятия с претендентами на присвоение статуса общественного инспектора, что, конечно, способствует повышению общей экологической культуры населения [8].
Таким образом, общественные инспекторы оказывают большое содействие органам государственной власти в сфере охраны окружающей среды и нельзя отрицать их нужность и значимость в контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
ленные обязанности, а именно соблюдение
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Пчельников, М.В. Особенности нормативного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды // Юристъ-Правоведъ. 2017. № 4 (83).
3. Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 "Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2018 N 50111) // https://minjust.consultant.ru/documents/38516 (дата обращения 10.05.2019).
4. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Российская газета, N 6, 12.01.2002.
5. Приказ Минприроды по Ростовской области от 03.07.2018 № ПР-119 «Об утверждении положения по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды на территории Ростовской области» // https://xn--d1ahaoghbejbc5k.xn--p1ai/documents/active/?nav-documents=page-8 (дата обращения 10.05.2019).
6. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
7. Пчельников М.В. К вопросу о возможности осуществления лесного контроля и надзора в городских лесах // Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов: Сб. науч. статей. - Ростов н/Д, 2008. - С. 165-170.
8. Лиманская, А.П. Повышение экологической культуры населения / А.П. Лиманская и др. // Комплексная безопасность государства и общества материалы международной научно-практической конференции. Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону. - Ростов н/Д, 2017. - С. 144-148.
9. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF PUBLIC INSPECTORS FOR ENVIRONMENTAL PROTECTION ON THE TERRITORY OF THE ROSTOV REGION
A.Z. Kalugin, student Don state technical university (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. The paper discusses the features of legal regulation of activities in the field ofpublic environmental control at the regional level. The possibilities of implementing the environmental rights of citizens when obtaining the status of a public inspector are described. According to the results of the study, the author comes to the conclusion that public inspectors provide great assistance to state authorities in the field of environmental protection and this area requires development in all regions of Russia.
Keywords: public inspector, public environmental control, legal protection, environment, environmental rights, environmental legislation.