К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОДИФИКАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
В.А. Подкалюк, студент
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10821
Аннотация. В работе исследуются проблемы систематизации и кодификации экологического законодательства, рассматриваются проблемы организации структурной, комплексной, единообразной системы нормативных актов в сфере охраны окружающей среды.
Ключевые слова: правовая охрана, окружающая среда, кодификация, реформа экологического законодательства.
Россия будет стабильно развиваться, при этом укрепляя национальную безопасность, только в случае обеспечения сохранности природных ресурсов и надлежащего качества окружающей среды. Любая хозяйственная или другая деятельность, которая, может оказать влияние на окружающую среду, должна осуществляться при соблюдении существенных принципов экологического права [1]. Это позволит добиться благополучного социального и экономического развития нашей страны и повысить уровень жизни.
В 2012 году начали действовать утверждённые Президентом РФ «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [2]. В соответствии с указанными основами при разрешении задач улучшения законодательного урегулирования охраны окружающей среды и экологической безопасности надлежит применять определённые меры, которые позволят добиться цели. К данным мерам относятся:
- создание и введение в действие актов, которые будут сосредоточены на исполнение политики государства в области экологической безопасности;
- организация структурной, комплексной, единой и не двойственной системы актов для охраны окружающей среды, гарантирования экологической безопасности и рационального природопользования.
Некоторые теоретики и юристы высказывают собственное мнение относительно проблемы кодификации экологического
законодательства. Одним из них можно назвать Боголюбова С. А. По его мнению, законодательство РФ в области экологического права подобает считать некачественной юридической базой. Оно не позволяет устойчиво и результативно регулировать правоотношения, которые возникают у человека по поводу окружающей среды [3].
Исходя из анализа законодательства полагаем, что в России в настоящее время не существует единого акта, который включал бы экологические правила для всех лиц, исполняющих деятельность, соединённую с влиянием на окружающую среду.
Экологическое законодательство состоит из множества федеральных законов и подзаконных актов. Как показывает практика их применения, большинство актов содержат определённые законотворческие ошибки. Возникают ситуации, когда нормы и определения противоречат друг другу. Данные пробелы не позволяют добиться назначенных целей правового регулирования в сфере природопользования [4].
Нашей стране следует возвратиться к проблеме кодификации экологического законодательства, а именно создания Экологического кодекса РФ. Данное суждение высказала Москалькова Т. Н. - Уполномоченным по правам человека в РФ.
На конференции она заявила, что поступает множество жалоб от граждан в отношении состояния окружающей среды. По её данным на первом месте по субъек-
там находится Челябинская область, далее следует Московская область. Она считает, что возникла необходимость все акты, которые регулируют экологические отношения соединить в единый Экологический кодекс [5].
Самым спорным и актуальным вопросом в экологическом праве считается кодификация экологического законодательства. Юридические источники содержат много научных исследований относительно указанного вопроса [6].
Дискуссии и споры возникают при определении предмета регулирования Экологического кодекса. Так, Анисимов А. П. полагает что вводить в Экологический кодекс РФ полностью все природоресурсные акты возможно, однако положительного результата может и не быть. Таким путём не будет достигнута цель совершенствования качества правоприменения [7].
В России ещё в 2007 году были попытки разработать концепцию проекта Федерального закона «Экологический кодекс РФ». Закон включал самостоятельный предмет регулирования. Предмет прописывался в ст. 2 и подразделялся на три группы общественных отношений, которые взаимосвязаны между собой:
- в области охраны окружающей среды;
- в области обеспечения экологической безопасности человека;
- в области охраны, целесообразного применения и воспроизводства природных ресурсов [8].
По представлению юристов, не охватывая экологические ограничения в процесс природопользования, нельзя гарантировать стабильное применение и сохранность природных ресурсов. Деление охраны природных ресурсов и их использование на два отдельных предмета не разрешает осуществлять деятельность в природоохранной сфере, а также лишает её средств, которые обеспечивают исполнение [9].
Проект Кодекса, в предмет регулирования, включает отношения, которые складываются для обеспечения экологической безопасности. Представленное разделение связано с тем, что политика нашего государства выделяет это в качестве самостоя-
тельного направления. Положение прямо указывается в Конституции РФ [10].
Государство придаёт большое значение вопросу экологической безопасности, поэтому вступают в силу иные нормативно-правовые акты, которые издаются Президентом РФ и Правительством РФ. Так в 2017 году был принят Указ Президента РФ № 176 «О Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года». Указ содержит норму, которая прописывает, что решать главные задачи в сфере обеспечения экологической безопасности необходимо при помощи совершенствования и улучшения законов в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности [11].
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» раскрывает только понятие «экологическая безопасность». Последующее законодательное развитие указанная тема не приобрела. Важно заметить, что отдельные авторы сообщают точку зрения о том, что понятия «экологическая безопасность» и «национальная безопасность» являются тождественными [12].
В практической деятельности возникает проблема использования экологического законодательства судебными органами. Проблема появляется из-за отсутствия конкретной концепции организации экологического законодательства. Вышеуказанный закон очень часто критикуется, так как не содержит норм, которые бы разрешали проблемы экологизации управления и других сторон жизни общества [13]. Так же считается, что он не описывает природоохранный механизм, включает неясность определённых положений, которые можно толковать в двойственном понимании. Исследователи считают, что даже принятие закона не повысило эффективность охраны окружающей среды [14].
В природоохранительном законодательстве необходима систематизация и реформирование. Главной целью реформирования важно выделить достижение наилучшего совмещения экономических, социальных и экологических интересов государства, общества и человека. Цель выра-
жается в том, что будут введены поощрения предпринимателем, если они придерживаются всех нормативов, необходимых для охраны окружающей среды.
Исходя из всего анализа, имеется перечень объективных причин принять единый кодифицированный акт. Данный акт не только содержал бы список всех норм, но и регулировал экологическое право. К предпосылкам следует отнести:
- отсутствие независимости и единства имеющегося законодательства, чтобы защищать общественные и государственные экологические интересы;
- наличие пробелов, противоречий в законах и двойственной формулировки норм;
- ограниченный характер главного Федерального закона «Об охране окружающей среды», который содержит множество отсылочных норм;
- не учитываются экологические факторы во время создания других важных законов. Это затрудняет осуществление некоторых экологических норм.
При создании Экологического кодекса РФ необходимо проанализировать такой опыт в зарубежных странах, которые уже
имеют сформированную практику или осуществляют активную работу в изучаемой области.
Сосредоточенность правового регулирования повлечёт определенность. Это удобно в юридическом смысле и, следовательно, уменьшает вероятность нарушений, которые содействуют появлению непонятности и запутанности правового регулирования.
В заключении следует отметить, что, систематизируя и кодифицируя экологические нормы в один источник, улучшится качество создания экологических стандартов. Это поможет устранить все коллизионные вопросы в сфере окружающей среды и природопользования. Принятие Кодекса существенно облегчит задачу для правоприменителя и законодателя, и разрешит устранить противоречия во время судопроизводства. Экологический кодекс РФ будет являться настоящим гарантом обеспечения стабильных условий, которые позволят обеспечить возможность сохранения жизни и здоровья населения, улучшит условия окружающей среды, ведь это одна из главных задач нашего государства в современное время.
Библиографический список
1. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
2. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» (утв. Президентом Российской Федерации в 2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Боголюбов, С. А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2015. № 6. С. 15-21.
4. Пчельников, М.В. О некоторых проблемах формирования экологической правовой политики России // Философия права. - 2009. - № 1 (32). - С. 67-70.
5. Интервью Москальковой Т. Н. [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2010. № 42.
6. Кузьменко, Ю.А. Эколого-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды. / Ю.А. Кузьменко и др. // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. 2017. С. 567-574.
7. Анисимов, А. П. Экологический кодекс: каким ему быть? // Современное право. -2015. - № 2.
8. Концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации // Экологическое право России: Материалы научно-практической конференции: Сборник научных статей / Под ред. А. К. Голиченкова. - М.: ПОЛТЕКС, 2016. - С. 224-232.
9. Пчельников, М.В. Современная экологическая политика в сфере охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - № 2. - С. 70 -74.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
11. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.04.2017, № 17, ст. 2546.
12. Лиманская, А.П. Повышение экологической культуры населения / А.П. Лиманская и др. // Комплексная безопасность государства и общества материалы международной научно-практической конференции. Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону. - Ростов н/Д, 2017. С. 144-148.
13. Переверзева, О.В. Воспитание экологического сознания в системе высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры / О.В. Переверзева и др. // Крымский научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 18-25.
14. Игнатьева, И. А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. - 2014. - № 1. - С. 16-19.
15. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019 - 56 с.
ON THE PROBLEM OF SYSTEMATIZATION AND CODIFICATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION OF RUSSIA
V.A. Podkalyuk, student Don state technical university (Russia, Rostov-on - Don)
Abstract. The paper studies the problems of systematization and codification of environmental legislation, considers the problems of organization of structural, complex, unified and non-dual system of normative acts in the field of environmental protection.
Keywords: legal protection, environment, codification, reform of environmental legislation.