ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
М.В. Колесникова
Донской государственный технический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10896
Аннотация. В статье рассматривается общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха. Отмечено, что общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей природной среды и законодательством об общественных объединениях. Предложены варианты совершенствования режима охраны атмосферного воздуха: режим соблюдения согласованных нормативов в области охраны атмосферного воздуха и режим соблюдения общих нормативов в области охраны атмосферного воздуха.
Ключевые слова: экология, общественный экологический контроль, охрана атмосферного воздуха.
На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос о необходимости общественного экологического контроля при проведении оценки воздействия на окружающую среду, когда заказчик (инвестор, застройщик, орган государственной власти, орган местного самоуправления) в обязательном порядке должен информировать общественность о намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Между тем, как отмечают ученые, государственный экологический контроль значительно превалирует в своей компетенции над общественным, тем самым ставя административные барьеры при осуществлении общественного экологического контроля, а также создавая пресловутый коррупцио-генный фактор при осуществлении государственного экологического контроля [1, 2].
Необходимость «контролировать» субъектов общественного контроля порождает двойной контроль, лишая подчиняющийся общественный контроль собственно независимости [3].
Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей природной среды и законодательством об общественных объединениях. Важное преимущество общественного экологического контроля
над другими видами контроля - это его реальная независимость от государственных структур и ведомственных интересов, он в большей степени отражает экологические интересы населения [4, 5].
Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется также Законом РФ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В соответствии с этим законом под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе [6].
Вредные вещества в атмосфере населенного пункта оказывают влияние на каждого жителя: взрослого или ребенка, больного или здорового, при этом оно круглосуточно и непрерывно на протяжении всей жизни. Вследствие этого для одних и тех же загрязняющих веществ могут быть определены значительно отличающиеся друг от друга значения предельно допустимых концентраций. Обычно коэффициент ПДК веществ в воздухе рабочей зоны намного выше ПДК [7].
Общие токсины вызывают сильное отравление организма в целом. Наиболее явные нарушения заметны со стороны нервной системы человека: возникают судоро-
ги, расстройства сознания, паралич. К группе веществ общих токсинов относят ароматические углеводороды и их нитро-и амидопроизводные, органические соединения с фосфором, хлором, а также некоторые неорганические вещества.
Как зарубежный, так и отечественный опыт свидетельствует о необходимости делегирования части экологических полномочий органам местного самоуправления. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение заданной нарушением этого права вреда.
Возникает вопрос по выработке системы охраны окружающей среды, которая сможет:
а) обеспечить за счет общенациональных административно-правовых мер охрану прав человека на жизнь, здоровье и безопасную окружающую среду;
б) обеспечить возможность территориальным общинам, организациям гражданского общества и отдельным субъектам влиять на процесс и результат решения вопросов управления окружающей средой;
в) сбалансировать на наиболее децентрализованном уровне преимущества экологических решений с точки зрения результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и экономического благосостояния территориальной общины и с точки зрения изменений окружающей природной среды.
Несмотря на это, а также принимая во внимание отдельные элементы механизма охраны атмосферного воздуха по действующему законодательству РФ и возможности его совершенствования, приведем
возможную модель общественного контроля охраны атмосферного воздуха, решающее значение в которой имеет позиция территориальных общин административно-территориальных единиц, расположенных в пределах зоны загрязнения атмосферного воздуха конкретным субъектом хозяйствования, за исключением того, что обеспечивается вмешательство государства в деятельность соответствующих субъектов в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан или недопустимых рисков разрушения экосистем [8].
В свете вышеизложенных соображений считаем, что отечественное законодательство [9] должно предусмотреть два режима охраны атмосферного воздуха: режим соблюдения согласованных нормативов в области охраны атмосферного воздуха и режим соблюдения общих нормативов в области охраны атмосферного воздуха.
Вышеизложенная модель предоставляет необходимую гибкость субъектам хозяйствования и местным сообществом, включая общественные организации, создавать возможность для взаимодействия, которое сможет обеспечить максимально возможное сбалансирование экономических и экологических интересов всех сторон.
Таким образом, общественный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха - это совместная деятельность всех субъектов экологических правоотношений, направленная на обеспечение эффективной охраны и рационального использования атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной для человека окружающей среды обитания, улучшения качества атмосферного воздуха на основе соблюдения режима законности в области его охраны.
Библиографический список
1. Исакова Ю.И. Процессы институционализации гражданского контроля в области земельного надзора (контроля) / Ю.И. Исакова и др. Монография. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2014. - 202 с.
2. Кузина С.И. Коррупция в сфере государственной службы как угроза экономической безопасности российского государства / С.И. Кузина и др. // Правовые вопросы обеспечения экономической безопасности государства в условиях информатизации общества. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д.: ФГБОУ ВО «ДГТУ», 2018. - С. 330-336.
3. Пчельников М.В. Особенности нормативного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды // Юристъ-Правоведъ. - 2017. -№ 4 (83).
4. Пчельников М.В. Вопросы организации общественного контроля в области охраны окружающей среды // Общественно-правовой контроль и мониторинг за состоянием окружающей среды как важная часть процесса формирования правового государства и гражданского общества. - М.: Изд-во «Юрист», 2014. - 240 с.
5. Шерстобоев О.Н. Общественный контроль в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 4.
6. Пчельников М.В. Деятельность общественных объединений в сфере экологического контроля в Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2012. - № 2. - С. 99-104.
7. Исакова Ю.И. Экологическое право: учеб. пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. - 152 с.
8. Кузьменко Ю.А. Эколого-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды / Ю.А. Кузьменко и др. // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. -2017. - С. 567-574.
9. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Сагирян И.Г. Научная публикация студента / И.Г. Сагирян и др. Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: ДГТУ, 2019. - 56 с.
PUBLIC ENVIRONMENTAL CONTROL OVER ATMOSPHERIC AIR PROTECTION
M.V. Kolesnikova
Don state technical university
(Russia, Rostov-on - Don)
Abstract. The article deals with the public environmental control over the protection of atmospheric air. It is noted that the public control over the protection of atmospheric air is carried out in the manner prescribed by the legislation in the field of environmental protection and the legislation on public associations. The variants of improving the regime of air protection are proposed: the regime of compliance with the agreed standards in the field of air protection and the regime of compliance with General standards in the field of air protection.
Keywords: ecology, public environmental control, air protection.