Научная статья на тему 'Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды'

Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
574
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ANTHROPOGENIC EFFECT / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / STATE ENVIRONMENTAL CONTROL (SUPERVISION) / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / BAIKAL NATURAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Скорых Наталья Николаевна, Перелыгина Анастасия Викторовна

В статье анализируется динамика антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию и влияния на нее государственного экологического надзора в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов. В результате сделаны выводы о пробелах организации и правового регулирования государственного экологического надзора и необходимости совершенствования законодательства об охране окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Скорых Наталья Николаевна, Перелыгина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды»

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

ART 183041 DOI 10.24422/МС1Т0.2018.8.15661 УДК 351.79

Скорых Наталья Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск skorixn@mail.ru

Перелыгина Анастасия Викторовна,

магистрант факультета государственного и муниципального управления Сибирского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск perelygina-anastasiya@inbox.ru

Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды

Аннотация. В статье анализируется динамика антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию и влияния на нее государственного экологического надзора в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов. В результате сделаны выводы о пробелах организации и правового регулирования государственного экологического надзора и необходимости совершенствования законодательства об охране окружающей среды.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, государственный экологический контроль (надзор), Байкальская природная территория, природоохранное законодательство, антропогенное воздействие.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Несмотря на то что наша страна продолжает играть ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, экологическая ситуация в Российской Федерации по-прежнему характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природные системы. Распространение в обществе витальных ценностей, а также антропоцентрических установок, направленных на удовлетворение материальных потребностей, ведет к оттеснению экологических ценностей на периферию общественного сознания [1].

В результате этого возрастает негативное влияние и на уникальные природные комплексы, одним из ценнейших среди которых является Байкальская природная территория (далее - БПТ). Вся деятельность в данном регионе регулируется режимом особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и подлежит экологической экспертизе и экологическому контролю, что зачастую не соблюдается. Обеспечение законности в деятельности особо охраняемых природных территорий является одной из первостепенных задач контрольно-надзорных органов в экологической сфере. Несмотря на регулярные проверки деятельности хозяйствующих субъектов и соблюдения ими природоохранного законодательства, ежегодно выявляются тысячи нарушений. Одной из причин этого стала реформа системы управления охраной окружающей среды, в том числе приведшая к фактическому упразднению государственного и муниципального экологического контроля. Теперь в природоохранной сфере федеральный государственный контроль стал называться федеральным государственным надзором, с подразделением на

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, в рамках которого не допускается какое-либо вмешательство в административно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, а соответственно, и влияние на нее.

Поэтому целью исследования стал анализ результатов государственного экологического надзора на БПТ с позиции задач обеспечения ее устойчивого развития.

При подготовке данной работы авторами использовались общенаучные методы, включая системный подход, логический анализ нормативно-правовых документов, официальных докладов и публикаций по вопросам охраны окружающей среды на БПТ.

БПТ является единственной в России, где природоохранная и хозяйственная деятельность регулируется специальным федеральным законом - Об охране озера Байкал [2].

БПТ - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него [3].

На БПТ в целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия на ее состояние от разных видов деятельности, например хозяйственной, осуществляется экологическое зонирование. Выделяют три экологические зоны (центральная и буферная экологические зоны, экологическая зона атмосферного влияния) с различным влиянием на уникальную экологическую систему озера в пределах трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края (табл. 1).

Таблица 1

Площадь Байкальской природной территории, тыс. км2

Показатель Всего Субъект РФ

Республика Бурятия Иркутская область Забайкальский край

Площадь субъекта РФ - 351,33 798,20 431,50

Площадь экологических зон, в т. ч. ЦЭЗ 89,1 57,27 31,83 -

БЭЗ 217,97 162,37 - 55,6

ЭЗ атмосферного влияния 79,09 0,80 78,29 -

Общая площадь БПТ 386,16 220,44 110,12 55,60

Центральная экологическая зона (ЦЭЗ) - это территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, водоохранную зону и ООПТ, прилегающие к нему.

Буферная экологическая зона (БЭЗ) - территория за пределами ЦЭЗ, которая включает в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории РФ.

Экологическая зона атмосферного влияния представляет собой территорию вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, где расположены хозяйственные объекты, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Сохранение уникального объекта всемирного значения и крупнейшего ресурса питьевой воды для нынешнего и будущего поколений является важной государственной задачей. Потенциальную угрозу чистоте и сохранности озера Байкал представляет хозяйственная деятельность на окружающей озеро БПТ, основными показателями антропогенного воздействия на природную среду которой являются:

- выбросы от стационарных источников;

- сбросы в поверхностные водные объекты;

- образование отходов.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

За 2014-2016 гг. объёмы выбросов от стационарных источников, расположенных на БПТ, увеличились на 58,5% и составили 653,6 тыс. т (табл. 2).

Таблица 2

Показатели антропогенного воздействия на природную среду в границах Байкальской природной территории [4]

Субъект РФ Наименование показателя по годам

Выбросы от стационарных источников, тыс. т Сбросы в поверхностные водные объекты, млн м3 Образование отходов, млн т

2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016

Иркутская область 327,5 349,2 554,7 3,0 2,8 3,4 0,922 0,535 0,926

Республика Бурятия 77,9 102,9 88,7 440,9 503,0 504,5 46,187 47,860 42,704

Забайкальский край 6,5 5,8 10,3 1,6 1,3 10,3 57,152 60,600 40,242

Всего БПТ 411,9 457,9 653,6 445,5 507,1 518,2 104,260 108,996 83,872

Иркутская область оказывает преимущественно негативное влияние на природную среду БПТ в части выбросов загрязняющих веществ, 85% от общего количества выбросов от стационарных источников на БПТ в целом, в связи с преобладанием в Прибайкалье северо-западного переноса воздушных масс. Основным источником загрязнения является г. Ангарск, в котором по комплексному индексу загрязнения атмосферного воздуха уровень загрязнения оценивается как высокий. Веществом, определяющим уровень загрязнения атмосферного воздуха в этом городе, является озон. В 2016 г. средние за год концентрации формальдегида превышали допустимую норму в 1,1 раза.

Объём сбросов сточных вод в рассматриваемый период увеличился на 16,4% и составил 518,2 млн м3. Значительный объем сбросов в поверхностные водные объекты приходится на Республику Бурятия, 97% от общего объема сброшенных сточных вод, так как более 50% территории субъекта расположено в границах БПТ. Основными источниками загрязнения водных объектов являются сточные воды объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных предприятий. Проблема охраны водных ресурсов состоит в недостаточной обеспеченности инфраструктуры средоза-щитными фондами, большинство действующих очистных сооружений изношены, более половины сточных вод не соответствуют качеству, так как сбрасываются без очистки либо недостаточно очищенными.

Из основных видов загрязнений уменьшился только объём образования отходов на 20% и составил 83871,5 тыс. т. Однако в разрезе регионов ситуация различна. Так, объем образования отходов уменьшился на 33% по сравнению с 2015 г. в Забайкальском крае, в Республике Бурятия - на 11 %, а в Иркутской области увеличился более чем на 70%.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на БПТ устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:

- приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

- учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;

- сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;

- обязательности государственной экологической экспертизы.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

В целях реализации экологической функции государства российское экологическое законодательство предусматривает ряд принципов и норм, объединенных в правовые институты, среди которых следует выделить институт управления в сфере охраны окружающей среды. Он предусматривает осуществление различных видов управленческой деятельности, включая экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологический мониторинг и экологический надзор.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основной задачей государственного экологического надзора определяет организацию и проведение проверок, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и/или устранению последствий выявленных нарушений.

Показателем эффективности государственного экологического надзора является снижение негативного воздействия на природную среду и улучшение экологической ситуации как на БПТ, так и в России в целом.

Непосредственно по отношению к предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность, государственный экологический надзор включает в себя:

- государственный надзор в области обращения с отходами;

- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

На БПТ в 2016 г. в рамках этих видов надзора проведено 737 проверок по соблюдению природоохранного законодательства, что на 19% меньше, чем в 2015 г., и на 26%, чем в 2014 г. (рис. 1) Снижение количества проверок сопровождается ростом негативного воздействия на природную среду.

Рис. 1. Число проверок на БПТ по видам надзора за 2014-2016 гг.

Так, за 2014-2016 гг. объем сбросов в поверхностные водные объекты и количество правонарушений в части нарушения правил охраны водных объектов увеличиваются (см. рис. 2).

Отчасти это обусловлено пробелами организации государственного экологического надзора и распределением полномочий между федеральными и региональными структурами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.05.2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре», на федеральном уровне государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и её территориальные органы. Таким образом, на БПТ к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор, относятся Управления Росприроднадзора по Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальскому краю. Помимо этого региональный экологический надзор осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, выполняющими исполнительно-распорядительную деятельность в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий и т. д. (например, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области).

si

о а

о

вэ о а с о Я о Ч о в

о &

250 200 150 100 50 0

445,5 507,1 __-■_ -518,2

233 207

171

3 --А 14 --*-- 28 -А

600

300 200

2014

2015 Год

2016

Проведено проверок

■ Сбросы в поверхностные водные объекты -Количество правонарушений по ст. 8.13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

S =

ч о sa

и «1

Ö = §s

" 3

gj Н (Я И

В ^ P5 О

3

о о а \o U

0

Рис. 2. Динамика объема сбросов в водные объекты, проведенных проверок и выявленных нарушений правил охраны водных объектов по ст. 8.13 КоАП

На различных уровнях неоднократно рассматривался вопрос сосредоточения полномочий по осуществлению государственного экологического надзора только на уровне субъектов РФ, т. е. без деления надзора на региональный и федеральный, но соответствующие решения так и не приняты. При этом такой подход к осуществлению надзора представляется более эффективным, нежели существующий, поскольку позволит повысить результативность государственного управления в данной сфере, оптимизировать кадровые затраты, предоставит возможность субъектам РФ в полной мере обладать информацией о состоянии окружающей среды в регионе и оперативно принимать необходимые меры.

Другой причиной роста антропогенного воздействия на природную среду БПТ, как показано ранее, и снижения профилактической функции надзора по предотвращению загрязнения природной среды является чрезмерная загруженность немногочисленного состава инспекторов, непосредственно выполняющих функции по надзору. Так, на одного государственного инспектора Росприроднадзора в среднем приходится 10 проверок - максимально возможная нагрузка, учитывая, что срок одной проверки составляет один месяц (за исключением положенных двух месяцев в году на отпуска и больничные в соответствии с трудовым законодательством) - 20 рабочих дней по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плюс 10 дней на выдачу предписаний по выявленным нарушениям, подготовку материалов в суд, расчет вреда в случае его причинения, оформление отчета и пр. Средняя нагрузка на одного инспектора Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области примерно в этих же границах, а с учетом общего числа контрольно-надзорных мероприятий, проведенных службой, включая плановые/внеплановые рейдовые мероприятия и участие государственных инспекторов Иркутской области в области охраны окружающей среды в качестве спе-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

циалистов в проверках, проводимых органами прокуратуры Иркутской области, составляет более 20 проверок [5]. Размер же заработной платы инспектора несоразмерен трудовой нагрузке и рискам, связанным с осуществлением должностных обязанностей. При этом механизмы реализации законодательно установленных государственных гарантий в вопросах обеспечения безопасности и неприкосновенности государственных инспекторов, а также защиты их прав, чести и достоинства правоприменительной практикой не обеспечены. До сих пор в организации работы по осуществлению регионального государственного экологического надзора не решены вопросы, касающиеся обеспечения инспекторского состава средствами самообороны, форменной одеждой и спецодеждой.

По-прежнему требует совершенствования методическое обеспечение осуществления государственного экологического надзора. Так, до сих пор отсутствует утвержденная методика расчета размера вреда, причиненного атмосферному воздуху.

Меры по защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора позволяют хозяйствующим субъектам уклоняться от проведения государственного экологического надзора и избегать надзорных мероприятий путем ликвидации или реорганизации, образования новых юридических лиц, внесения изменений в наименование, а также другими способами, при этом безнаказанно нарушать требования законодательства в области охраны окружающей среды.

В настоящее время отсутствует эффективное взаимодействие органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды на всех уровнях из-за того, что данные вопросы законодательно не отрегулированы. Отсутствие адекватного правового механизма, позволяющего держать экологическую ситуацию под контролем общества и государства, приводит к увеличению частоты возникновения ситуаций, влекущих за собой в том числе необратимые для окружающей природной среды последствия [6]. Поэтому требуется незамедлительное решение и законодательное оформление следующих вопросов:

- сосредоточение полномочий по осуществлению государственного экологического надзора только на уровне субъектов РФ;

- увеличение численности инспекторского состава, обеспечение повышения его социального статуса и защищенности с учетом конфликтного характера профессиональной деятельности;

- совершенствование методического обеспечения проведения государственного экологического надзора;

- ужесточение наказания за уклонение от проверок, решение вопроса о правопреемстве при проведении проверок в случаях фактической передачи осуществляемой деятельности иному лицу.

Только полное и всестороннее проведение надзорного мероприятия, выявление нарушений и привлечение по всем нарушениям к ответственности позволяют обеспечить предупреждение совершения новых нарушений, приводят к формированию понимания у хозяйствующих субъектов важности и необходимости соблюдения природоохранных требований. Действенный экологический контроль, осуществляемый государством, призван обеспечивать заметное положительное воздействие на состояние окружающей среды.

Ссылки на источники

1. Калиева А. Д. Влияние экологической ситуации России на формирование экологического сознания населения региона: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Астрахань, 2010. - С. 5-6.

2. Об охране озера Байкал: федер. закон от 01 мая 1999 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2220.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Скорых Н. Н., Перелыгина А. В. Государственный экологический надзор на Байкальской природной территории в решении проблем охраны окружающей среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018. - № 8 (август). - 0,4 п. л. - иН1: http://e-koncept.ru/2018/183041.htm.

3.

4.

5.

6.

Там же.

Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2016 году». - Иркутск: ИНЦХТ, 2017. - 374 с.

Доклад об осуществлении регионального государственного экологического надзора службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области за 2017 год. - URL: http://irkobl.ru/sites/baikal/kontrol/docklads/

Вершило Н. Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 6. - С. 38.

Natalia Skorykh,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Administrative Management Chair, Siberian Institute of Management - a branch of the RANEPA, Novosibirsk skorixn@mail.ru Anastasia Perelygina,

Graduate Student, Siberian Institute of Management - a branch of the RANEPA, Novosibirsk perelygina-anastasiya@inbox.ru

State environmental supervision in the Baikal natural area in solving environmental problems Abstract. The article analyzes the dynamics of anthropogenic effect on the Baikal natural territory and the role of state environmental supervision in the field of waste management, protection of atmospheric air, use and protection of water bodies. The authors make conclusions about the drawbacks in the organization and legal regulation of state environmental supervision, and the need to improve legislation concerning environmental protection.

Key words: environmental protection, state environmental control (supervision), Baikal natural area, environmental legislation, anthropogenic effect. References

1. Kalieva, A. D. (2010). Vliyanie ehkologicheskoj situacii Rossii na formirovanie ehkologicheskogo soz-naniya naseleniya regiona: avtoref. dis.... kand. sociol. nauk, Astrahan', pp. 5-6 (in Russian).

2. (1999). "Ob ohrane ozera Bajkal: feder. zakon ot 01 maya 1999 g. № 94-FZ", Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii, № 18, st. 2220 (in Russian).

3. Ibid.

4. (2017). Gosudarstvennyj doklad "O sostoyanii ozera Bajkal i merah po ego ohrane v 2016 godu", INCKHT, Irkutsk, 374 p. (in Russian).

5. Doklad ob osushchestvlenii regional'nogo gosudarstvennogo ehkologicheskogo nadzora sluzhboj po ohrane prirody i ozera Bajkal Irkutskoj oblasti za 2017 god. Available at: http://irkobl.ru/sites/baikal/kontrol/docklads/ (in Russian).

6. Vershilo, N. D. (2017). "K voprosu o gosudarstvennom ehkologicheskom kontrole i nadzore", Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, № 6, p. 38 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 24.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 10.06.18 Опубликована Published 31.08.18

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Скорых Н. Н., Перелыгина А. В., 2018

www.e-koncept.ru

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.