Научная статья на тему 'Государственный экологический контроль в области охраны Байкальской природной территории'

Государственный экологический контроль в области охраны Байкальской природной территории Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
816
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный экологический контроль / байкальская природная территория / росприроднадзор / межведомственная комиссия по вопросам охраны оз. байкал / state ecological control / baikal natural territory / federal service for supervision of natural resource usage / joint committee on the issues of baikal protection

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Александровна

Рассмотрены вопросы об осуществлении государственного экологического контроля на Байкальской природной территории. Основное внимание уделено правовому регулированию данной деятельности на федеральном уровне. Разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования, а также организации деятельности органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers some issues of state ecological control of Baikal natural territory protection. The main attention is paid to legal regulation of state control at federal level. The author worked out a number of suggestions on legal regulation improvement and on organizing the activity of executive authorities in the considered sphere.

Текст научной работы на тему «Государственный экологический контроль в области охраны Байкальской природной территории»

УДК 351.777(571.53) Е.А. ЯКОВЛЕВА

ББК 67.407(2 Рос) старший преподаватель

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: Malyavka909@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Рассмотрены вопросы об осуществлении государственного экологического контроля на Байкальской природной территории. Основное внимание уделено правовому регулированию данной деятельности на федеральном уровне. Разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования, а также организации деятельности органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: государственный экологический контроль, Байкальская природная территория, Росприроднадзор, Межведомственная комиссия по вопросам охраны оз. Байкал.

E.A. YAKOVLEVA

senior lecturer of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: Malyavka909@mail.ru

STATE ECOLOGICAL CONTROL OF BAIKAL NATURAL TERRITORY PROTECTION

The article considers some issues of state ecological control of Baikal natural territory protection. The main attention is paid to legal regulation of state control at federal level. The author worked out a number of suggestions on legal regulation improvement and on organizing the activity of executive authorities in the considered sphere.

Keywords: state ecological control, Baikal natural territory, Federal Service for Supervision of Natural Resource Usage, Joint Committee on the issues of Baikal protection.

Экологической доктриной Российской Федерации определено, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

В соответствии со ст. 1 федерального закона «Об охране окружающей среды», контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных

документов, в области охраны окружающей среды [3].

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды», государственный экологический контроль состоит:

- из государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

- государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

© ЕА. Яковлева, 2010

- государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- государственного земельного контроля;

- государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

- государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

- государственного экологического контроля во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

- государственного экологического контроля в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- государственного экологического контроля на континентальном шельфе Российской Федерации;

- государственного лесного контроля и надзора;

- государственного экологического контроля в области охраны оз. Байкал [1].

Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля, в соответствии с установленной компетенцией. К объектам, подлежащим государственному экологическому контролю, относятся объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации и оказывающие негативное воздействие на объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, а также природные объекты Байкальской природной территории.

В 1996 г. решением сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО оз. Байкал признано участком всемирного природного наследия. Таким образом, оз. Байкал имеет статус участка всемирного природного наследия, и, в соответствии с Конвенцией об

охране объектов всемирного культурного и природного наследия, Российская Федерация взяла на себя ответственность перед мировым сообществом за его сохранение.

Для выполнения одного из международно-правовых обязательств Российской Федерации, связанных с включением оз. Байкал в список ЮНЕСКО, в 1999 г. был принят федеральный закон «Об охране озера Байкал» — единственный в нашей стране закон, касающийся отдельного природного участка [2]. Данный закон определяет правовые основы охраны оз. Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия.

Согласно закону «Об охране озера Байкал», Байкальская природная территория (БПТ) — это территория, в состав которой входят оз. Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, примыкающие к озеру, а также прилегающая к нему территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

В пределах БПТ выделяются следующие экологические зоны:

- центральная зона;

- буферная зона;

- зона атмосферного влияния.

Площадь БПТ составляет 386 тыс. км2

(для сравнения: суммарная площадь всех заповедников и национальных парков России — 317 тыс. км2, площадь Германии — 356 тыс. км2). В территориально-административном отношении БПТ расположена в границах трех субъектов РФ: Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Непосредственно к побережью Байкала примыкают 12 особо охраняемых природных территорий. Центральная экологическая зона включает в себя оз. Байкал с островами, прилегающие к оз. Байкал водоохранную зону и особо охраняемые природные территории. В этой зоне расположено 155 населенных пунктов с общей численностью населения 140 тыс. чел.; 102 предприятия промышленности, транспорта и ЖКХ, из них 64 — промышленные предприятия, в том числе Байкальский ЦБК. Суммарный сброс сточных вод составляет

около 50 млн м3/год, суммарные отходы — около 280-300 тыс. т/год.

Сегодня функции по государственному контролю (надзору) выполняют на БПТ территориальные органы Росприроднадзора. Осуществление водного и лесного контроля затруднено из-за большого количество мелких предприятий, расположенных на БПТ; земельный контроль проводится только одновременно с другими видами контроля, так как целевые плановые проверки по нему не предусмотрены. Для осуществления эффективного государственного контроля на БПТ следует согласиться с предложением о создании здесь единого территориального органа Росприроднадзора, который должен координировать деятельность других территориальных органов федеральных служб и агентств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [5].

Особое место в организации государственного экологического контроля в области охраны оз. Байкал занимает координационный орган исполнительной власти, который был образован Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 25 апреля 2007 г. № 114, — Межведомственная комиссия по вопросам охраны оз. Байкал (далее — Комиссия). Комиссия создана для согласования действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края по реализации государственной политики в области охраны оз. Байкал, в том числе с целью обеспечения статуса озера как участка всемирного природного наследия.

Основными задачами Комиссии являются:

1. Согласование действий заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в области охраны оз. Байкал, изучению, использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов Байкальской природной территории, сохранению биологического разнообразия, обеспечению экологической безопасности, решению социально-экономических задач региона в соответствии с принципами устойчивого развития.

2. Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Бурятия,

Иркутской области и Забайкальского края при решении вопросов:

- совершенствования на федеральном и региональном уровнях системы нормативноправового регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории;

- осуществления государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы оз. Байкал;

- разработки и реализации целевых программ и проектов по обеспечению охраны оз. Байкал и рациональному использованию природных ресурсов Байкальской природной территории;

- проведения инвестиционной политики на Байкальской природной территории;

- выполнения Российской Федерацией обязательств в сфере охраны оз. Байкал как участка всемирного природного наследия;

- развития международного сотрудничества и реализации международных договоров и соглашений в области охраны оз. Байкал и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории.

3. Подготовка предложений по определению особенностей землепользования на Байкальской природной территории, по территориальному планированию, зонированию и планировке территории.

4. Участие в разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему оз. Байкал, методов их определения, а также перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы оз. Байкал.

В состав Комиссии входят представители российских министерств (МПР, Минэкономразвития, Минрегиона, Минсельхоза, Минэнерго, МИД, МЧС, Минздравсоцразвития), Росгидромета, Ростехнадзора, Росприродна-дзора, Росводресурсов, Роснедр, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, правительств Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, Сибирского отделения Российской академии наук [4].

Однако ни статус, ни результаты деятельности Комиссии не позволяют нам говорить об эффективности этой деятельности. На сегодняшний день из разработанного плана мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования охраны

оз. Байкал на 2008 г. (их более десяти) Межведомственной комиссии удалось завершить работу только по утверждению нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему оз. Байкал. Имеющиеся предложения по повышению эффективности деятель-

ности Комиссии сводятся к определению ее статуса как органа, координирующего правотворческую деятельность в отношении Байкальской природной территории.

Со своей стороны можем также предложить закрепить в федеральном законе «Об охране озера Байкал» статус и полномочия Межведомственной комиссии как органа, координирующего разработку и реализацию государственной политики в отношении Байкальской природной территории при участии всех заинтересованных органов власти.

Список использованной литературы

1. Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды: постановление Правительства РФ от 27 янв. 2009 г. № 53 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 5. Ст. 625.

2. Об охране озера Байкал: федер. закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ [по состоянию на 30 дек. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

3. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ [по состоянию на 27 дек. 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

4. Положение о Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал: утв. приказом МПР РФ от 25 апр. 2007 г. № 114 [по состоянию на 11 апр. 2008 г.] // Российская газета. 2007. 4 июля.

5. Хамнаев И.В. Организационно-правовой механизм охраны экосистемы озера Байкал: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Bibliography (transliterated)

1. Ob osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya v oblasti okhrany okruzhayushchei sredy: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 yanv. 2009 g. № 53 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 5. St. 625.

2. Ob okhrane ozera Baikal: feder. zakon ot 1 maya 1999 g. № 94-FZ [po sostoyaniyu na 30 dek. 2008 g.] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. № 18. St. 2220.

3. Ob okhrane okruzhayushchei sredy: feder. zakon ot 10 yanv. 2002 g. № 7-FZ [po sostoyaniyu na 27 dek. 2009 g.] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 2. St. 133.

4. Polozhenie o Mezhvedomstvennoi komissii po voprosam okhrany ozera Baikal: utv. prikazom MPR RF ot 25 apr. 2007 g. № 114 [po sostoyaniyu na 11 apr. 2008 g.] // Rossiiskaya gazeta. 2007. 4 iyulya.

5. Khamnaev I.V. Organizatsionno-pravovoi mekhanizm okhrany ekosistemy ozera Baikal: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.