ББК 20.1 г(2Рос-4Ирк) YAK 574(571.5)
Ю.А. ЗУЛЯР
Y.A. ZULIAR
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕАБАЙКАЛЬЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
ENVIRONMENTAL PROBLEMS PREBAIKALIA IN POST-COUNCIL-SKY THE PERIOD OR AT THE TURN OF CENTURIES
В статье освещаются экологические проблемы Иркутской области с конца 1980-х гг. до настоящего времени. Большое внимание уделено анализу проблем оз. Байкал и всего «участка мирового наследия». Показана роль общественности в деле сохранения природы региона. Выявлены нарастающие угрозы заповедным комплексам, негативные последствия реализуемой государством политики рационализации заповедного дела в стране.
In article environmental problems of the Irkutsk region since the end of the 1980th are covered so far. The great attention is given to the analysis of problems of the Lake Baikal and all «a site of world heritage». The public role in preservation of the nature of the region is shown. Accruing threats to reserved complexes, negative consequences of policy of rationalization of reserved business realized by the state in the country are revealed.
Ключевые слова: экология, охрана природы, Сибирь, Байкал, участок мирового наследия ЮНЕСКО, экологическое движение общественности, заповедник, академическая наука, загрязнение природной среды.
Key words: ecology, conservation, Siberia, Baikal, site of world heritage of UNESCO, ecological movement of the public, reserve, academic science, environment pollution.
Иркутская область обладает богатейшими минеральными, водными, гидроэнергетическими, лесными, охотничье-промысловыми ресурсами, наряду с этим, регион являлся и продолжает оставаться одним из наиболее неблагополучных с экологической точки зрения.
Иркутская область в середине 1980-х гг. представляла собой индустриально развитый урбанизированный регион. В области по итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г. проживало 2831 тыс. чел., из которых 80,5% -в городах и посёлках городского типа. Несмотря на малочисленность населения области в сравнении с её территорией и неравномерность его расселения - в основном вдоль железной дороги, реальная антропогенная нагрузка на природу региона была высока. Объяснялось это активным промышленным и жилищным строительством, гигантским размахом гидроэнергетики, постоянной трансформацией таёжных ландшафтов в целях превращения их в сельхозугодья. Принципиальным было использование мощной дорожной и строительной техники и все возрастающая автовооружённость предприятий и населения.
Унифицированные агротехнологии, навязываемые земледельцам, привели к забвению и отказу от веками и поколениями отточенных традиционных приёмов и методов, обеспечивавших естественное восстановление почвенного плодородия. Интенсивные насильственно внедряемые методы не были в надлежащем объёме обеспечены технологиями, техникой, оборудованием, специалистами и расходуемыми материалами, а также организационными мероприятиями. В результате этого несогласования начался процесс снижения плодородия почв региона, и к концу советского периода пахотные угодья были истощены, повреждены, заражены вредителями и повсеместно нуждались в восстановлении.
Интенсивное промышленное, транспортное и городское строительство вывело из сельскохозяйственного оборота сотни тысяч гектаров сельхозугодий. Укрупнение сельскохозяйственных поселений, изменение условий жизни, ломка традиционных социально-аграрных отношений привели к «забрасыванию» огромного количества малых полей в таёжной и подтаёжной зонах, которые вскоре затянулись редколесьем. Более богатые, в смысле почвенного плодородия, угодья забрасывались и заменялись новыми малопродуктивными участками, отвоёванными у тайги или располагавшимися в неудобицах.
Мощное негативно техногенное и антропогенное воздействие на природную среду региона усугублялось высокой ранимостью сибирской природы. Понимание этих процессов и наличие на территории области уникальных природных объектов и, прежде всего, оз. Байкал, традиционно усиливало экологический компонент политики Центра и региональных органов власти.
К середине 1980-х гг. окончательно оформилась советская модель управления природно-заповедными объектами и комплексами. В зависимости от их союзного, республиканского или местного значения оно осуществлялось Советом Министров СССР, Совминами союзных и автономных республик, исполкомами областных, краевых, районных и городских Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными органами государства. К ним относились: Госплан СССР, ГКНТ, Минсельхоз СССР, госкомитеты по охране природы в союзных республиках, министерствах и ведомствах Союза СССР и союзных республик, АН СССР.
В январе 1985 г. Президиум Совмина РСФСР принял решение о разработке Территориальной комплексной схемы охраны природы (ТерКСОП) бассейна озера Байкал и утвердил головную организацию - проектный институт Гипрогор (Москва) Госстроя РСФСР, который в 1986 г. приступил к её подготовке. К разработке схемы было привлечено свыше 60 институтов, в т.ч. более 10 академических. Байкальская схема изначально строилась на основе иной идеологии, нежели предшествовавшие советские ТерКСОПы. Если в других районах они предусматривали снижение, минимизацию антропогенного пресса на природу, то в основу байкальской схемы была положена (по мнению её идеолога В. Викулова) «...методолого-научная основа режима особого природопользования, то есть безусловного, гарантированного, неограниченного по времени сохранения уникального природного объекта». 14 апреля 1990 г. Президиум Совмина РСФСР утвердил ТерКСОП Байкал [7]. Схема была согласована со всеми республиканскими, областными организациями, а также прошла общественные обсуждения на местах.
Это решение означало переход к новой современной модели региональной экологической политики. Вместе с тем, подобные разработки чаще всего имели ведомственную направленность и не всегда рассматривали весь комплекс охраняемых природных территорий. Природные заповедники и национальные парки находились в разных ведомствах, поэтому было трудно рассчитывать на их успешное взаимодействие. Другой проблемой ТерКСОПов являлось то, что по советской системе социальные нужды города или района финансировались, в основном, за счёт отчислений от доходов предприятий. Средства на охрану природы шли из тех же источников, поэтому при выборе приоритетов, в условиях хронического денежного дефицита, местные власти, проблемы охраны природы рассматривали как второстепенные и финансировали по остаточному принципу.
Главной задачей руководства страны и Байкальского региона было сохранение уникального природного комплекса. Она получила своё выражение через создание мощной системы охраняемых природных территорий. В начале 1990-х гг. площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Иркутской области составляла 1795,6 тыс. га или 2,4% территории региона. Организационно они входили в состав двух заповедников, Прибайкальского национального парка, «Тофаларского» заказника республиканского значения, 9 заказников областного значения с комплексным
режимом охраны природы, 6 заказников областного значения с режимом охраны одного вида. В 16 охотничьих заказчиках площадью около 900 тыс. га занимались восстановлением и увеличением численности охотничье-промысловых животных, созданием благоприятной обстановки во время перелёта водоплавающих птиц, охраной мест нереста рыбы и нагула молоди и т.д. Кроме этого, в Приангарье памятниками природы объявлены и охранялись 78 природных объектов, имевших научное, историческое, эстетическое, эколого-культурное значение [2; 7, с. 70, 75, 179]. Вместе с тем, серьёзной проблемой заказников являлось состояние егерской службы и её техническое оснащение. В 1985 г. в Иркутской области в более чем 10 заказниках общей площадью 650 тыс. га, насчитывалось всего 24 штатных егеря.
Создание охраняемых природных территорий было своевременной попыткой сохранения уникального регионального биоразнообразия. Здесь в связи с развитием соответствующих отраслей в середине 1980-х гг. эти ресурсы активно использовались, а в ряде территорий неэффективно эксплуатировались. В частности, перегороженная тремя плотинами р. Ангара, перестала быть судоходной и превратилась в цепочку водохранилищ, зато стабильно обслуживала регион дешёвой электроэнергией. В результате их создания, область лишилась самых богатых сельхозугодий, в т.ч. пашенных.
С 1960 г. уровень озера зависит не только от соотношения выпавших в его водосборном бассейне осадков и притока поверхностных и подземных вод, испарения и стока р. Ангары, но и от режима эксплуатации Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС. После сооружения плотины Иркутской ГЭС и наполнения её водохранилища (1956-1958 гг.) подпор от плотины в 1959 г. распространился до Байкала и в 1964 г. превысил его среднемноголетний уровень. В 1990-е гг. зафиксированы колебания уровня озера от 80 до 113 см. С повышением уровня Байкала площадь его водного зеркала увеличилась примерно на 500 кв. км или на 1,6% площади всей акватории. Этот процесс сопровождался затоплением пляжей, подтоплением и заболачиванием пониженных прибрежных территорий и приустьевых участков рек, размывом террасовых и скальных берегов и разрушением причальных сооружений. Постановлением Правительства РФ (26.03.01) определены предельные значения уровня воды в Байкале при использовании его водных ресурсов в пределах отметок 456 м (минимальный уровень) и 457 м (максимальный). С 2001 г. это решение Правительства стабильно выполняется [4, с. 11, 139].
В результате переосвоения рыбных ресурсов Байкала, потеряли своё промысловое значение такие ценные виды как сиг и осётр. Из-за повышения уровня Байкала в интересах гидроэнергетики, сократилась кормовая база основной промысловой рыбы региона - омуля, что привело к снижению его потребительских качеств (размеров и жирности) [9, с. 207]. В результате работы на берегу озера Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, происходило постоянное загрязнение воды и дна южной части озера.
Достигло опасного уровня и продолжало увеличиваться загрязнение рек и озёр промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми стоками. Возрастали объёмы загрязнения воздуха промышленностью и транспортом. Пять городов области входили в десятку самых загазованных городов России.
Значительные объёмы природных ископаемых на территории области добывались открытым способом, что приводило к разрушению природных ландшафтов, особенно велики были последствия в районе городов Черем-хово, Бодайбо, Тулуна. Рекультивация нарушенных земель осуществлялась в недостаточной мере и с ненадлежащим качеством.
Основным видом использования минеральных ресурсов и лесного хозяйства оставалась первичная и неглубокая обработка, что приводило к дополнительным транспортным издержкам, захламлению районов лесозаготовки, расширению территорий, занятых под свалки. Особенно масштабными были отходы гидролизного, целлюлозно-бумажного производств и теплоэнергетических станций.
Вместе с тем, советская экономика и законодательство в середине 1980-х годов демонстрировали стремление к экологизации. Новое строительство в регионе преимущественно осуществлялось в рамках территориально-производственных комплексов, ориентированных на комплексное использование природных ресурсов, на мало и безотходные производства, замкнутые системы водоснабжения, снижение материало- и энергоёмкости на единицу произведённой продукции. Ужесточались требования по уровню предельно допустимых концентраций вредных веществ в стоках и выбросах. Была создана Байкальская природоохранная прокуратура.
Были и несомненные успехи, самым первым природным ресурсом, освоенным в регионе русскими властями, но фактически уничтоженным к началу советского периода, являлся пушной зверь. В начале ХХ в. соболь в регионе был практически выбит, но за годы советской власти произошло значительное увеличение его популяции. Это свидетельство способности советской власти эффективно решать сложные экологические проблемы. Этот вывод подтверждается восстановлением поголовья нерпы, варварски выбиваемой в начале века, и омуля, находившегося на грани исчезновения в начале 1960-х годов.
Следует выделить из практики регионального природопользования проблему уникального феномена - оз. Байкал. Имея значительные размеры и меридиональное размещение в юго-восточной части региона, он является своеобразным магнитом, притягивающим к себе людей, транспортные коммуникации, промыслы и промышленное производство. Важно отметить, что кроме Иркутской ГЭС, Байкальского и Селенгинского комбинатов и проведения через Северобайкальск БАМа, на его берегах не создано серьёзных загрязняющих производств. Байкал не повторил судьбу Великих американских озёр, превращённых к началу 1970-х гг. в безжизненные водоёмы. Большую роль в этом сыграла научная и творческая интеллигенция. Байкал в конце рассматриваемого периода в целом остался в рамках основных характеристик своей экосистемы. В конце 1980-х годов в период т.н. «перестройки» правительство решило прекратить загрязнение Байкала промстоками БЦБК за счёт их переброски в р. Иркут, а через него в р. Ангару, что уничтожило бы их животный мир. Благодаря протестам общественности, начатый проект был отменен.
В результате политических пертурбаций начала 1990-х гг. резких изменений в экологической политике и экологической ситуации в регионе не произошло, продолжилось развитие уже действовавших процессов, и проявились новые тенденции.
Проводилась политика усиления режима охраны природы Байкала -уникального природного объекта, богатейшего духовного ресурса, превратившегося в международный символ России. В апреле 1987 г. Иркутский облсовет принял решение об организации охраны памятников природы на западной стороне озера. В конце 1987 г. Сибирское отделение АН СССР выступило с предложением - дать Байкалу статус «участка мирового наследия» по линии ООН. В марте 1988 г. СССР ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного наследия, и Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО приступила к составлению проекта Перечня выдающихся ценностей Советского Союза. Президиум Иркутского научного центра с участием ученых Бурятии и в присутствии журналистов 13 декабря 1988 г. поддержал её окончательный проект. Затем свою часть работы выполнили местные и федеральные органы. В декабре 1996 г. XX сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившая в мексиканском городе Мерида, после рассмотрения соответствующей заявки РФ, включила озеро Байкал в Список всемирного наследия [2, с. 73; 3, с. 186; 10, с. 3].
При включении Байкала в данный Список Комитетом ЮНЕСКО Правительству РФ были даны пять рекомендаций: 1) принять федеральный закон об оз. Байкал; 2) перепрофилировать Байкальский ЦБК в целях ликвида-
ции его как источника загрязнения; 3) снизить сброс загрязняющих веществ в р. Селенга; 4) увеличить ресурсное обеспечение деятельности прилегающих к озеру заповедников и национальных парков; 5) продолжить дальнейшую поддержку научных исследований и мониторинга на оз. Байкал [5, с. 8]. Девяностые годы были сложными и неоднозначными для России, но у правительства страны были все возможности для выполнения этих элементарных требований мирового сообщества.
Принятое ЮНЕСКО решение базировалось на том, что в целом Байкал чист, его площадь составляла около 90 тыс. кв. км. Она сопоставима с площадью таких стран, как Австрия, Португалия, Венгрия, в два раза превышает площадь Швейцарии и Дании. Другие участки мирового наследия гораздо меньше (не более 9 тыс. кв. км) и мало населены. На побережье Байкала живёт около 140 тыс. человек, а на территории его бассейна - около 1 млн. [1, с. 27]. Сохранение этого участка потребовало от России выделения и закрепления в Законе всей территории, оказывающей на него влияние (386 тыс. кв. км). Экологические задачи такого масштаба на планете ещё не решались.
Федеральный закон «Об охране озера Байкал» был принят в 1999 г. как рамочный [6, с. 7]. Функции федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны природы оз. Байкал с 2004 г. согласно Положению, утверждённому постановлением Правительства РФ (30.07.04), стала выполнять Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В 2004 г. ФЗ «Об охране озера Байкал» были внесены изменения, предусматривающие создание координационного органа для координации действий. Правительство РФ (29.08.2006) поручило организовать в этом качестве Межведомственную комиссию по вопросам охраны оз. Байкал, но пока она не создана.
В 2006 г. закончено согласование описания Байкальской природной территории (БПТ) и её экологических зон с органами исполнительной власти. 27 ноября 2006 г. Правительство РФ утвердило его. Границы центральной экологической зоны (ЦЭЗ) в основном совпадают с границами участка всемирного природного наследия [5, с. 9].
Следующей проблемой является земельная политика в прибрежных территориях. После принятия Земельного кодекса РФ и ряда подзаконных актов существует возможность приватизация ценных в природном и в социальном плане земель. Факты говорят, что вдоль побережья бессистемно и зачастую вне закона возникают дачные посёлки, отдельные дома отдыха и просто усадьбы. На побережье расположено 110 населённых пунктов. Но эти поселения не только не имеют генеральных планов своего развития, но даже точно определённых и законодательно утверждённых границ застройки пригородной и водоохранной зон.
В настоящее время исследованием Байкала и его водосборной территории занимаются 11 институтов СО РАН, расположенных в Иркутске и Улан-Удэ, а в рамках 8 интеграционных проектов участвуют ещё 12 институтов из Новосибирска, Томска, Красноярска, Читы. Вместе с тем, сложившаяся структура системы ведения мониторинга природопользования и охраны окружающей среды на территориях трёх субъектов РФ БПТ представлена в основном службами различных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов различного подчинения. Они разобщены, несмотря на то, что работают на одной байкальской территории, работают по своим индивидуальным программам, отражающим узкие интересы каждого ведомства.
Существующие сегодня на БПТ элементы системы мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды не решают задачу Единого мониторинга уникальной экологической системы оз. Байкал и БПТ в полной мере и на уровне современных требований.
Несмотря на серьёзные недостатки организации охраны и рационального использования природных комплексов оз. Байкал, положение в целом благополучное. Проводимый мониторинг подтверждает удовлетворительное состояние экосистемы озера. Результаты исследований Лимнологического института СО РАН акватории озера не выявили антропогенных изменений концентраций главных ионов, тяжёлых металлов и видового состава фитопланктона. Проведённый Институтом геохимии СО РАН подекадный мониторинг химического состава стока озера Байкал (с 1997 г.) показал, что среднегодовое содержание большинства главных компонентов в водах истока р. Ангары достаточно устойчиво. Концентрации токсичных металлов значительно ниже предельно допустимых значений.
В результате исследований ученых расширяется список эндемичных байкальских организмов. Ихтиофауна Байкала весьма разнообразна и в настоящее время представлена 55 видами из 15 семейств. Большинство видов не являются промысловыми, но многие их представители эндемичны. Основным промысловым видом является омуль, общая биомасса которого на протяжении последнего десятилетия стабильна (ихтиомасса около 20 тыс. т), что во многом обусловлено деятельностью рыбоводных заводов.
Фактический вылов омуля составляет в настоящее время немногим больше 80% разрешённого объёма, причём 44% общего вылова составляет браконьерский. Вторым по объёму вылова являются частиковые породы рыб (плотва, окунь, елец, карась). Последние годы запасы мелкочастиковых стабилизировались и их улов постепенно увеличивается. Запасы сазана, язя и щуки не учитываются в промысловой статистике и подвержены значительному браконьерскому прессу, превышающему биологические возможности изъятия. Налим имеет не снижающиеся стабильные запасы. Вылов рыбы в Байкале в целом сокращается с 2877,0 т в 2001 г. до 2215,3 т. в 2006 году. Численность байкальского тюленя составляет 70-120 тыс. голов - этой популяции также не грозит исчезновение, но необходим постоянный корректный контроль [5, с. 49].
Положительные результаты достигнуты в ходе борьбы за создание на Байкале режима «природной заповедности». В настоящее время границах Байкальской природной территории сеть особо охраняемых природных территорий представлена 5 заповедниками, 3 национальными парками, 23 заказниками, 200 памятниками природы, одним ботаническим садом, лечебно-оздоровительными местностями и курортами. В границах БПР существуют две рекреационные местности - «Байкальский Прибой-Култушная» и «Лема-сово» в Кабанском районе. Площадь ООПТ в пределах Байкальской природной территории (БПТ) равна 38,6 тыс. кв. км, что составляет 10% от площади БПТ. В границах участка всемирного природного наследия «Озера Байкал» ООПТ занимают 24,8 тыс. кв. км (27,8% площади участка) [5, с. 50].
Таким образом, анализ состояния заповедного дела в Байкальском регионе свидетельствует, что оно находится в удовлетворительном состоянии. Однако эта оценка выводится на фоне общего неудовлетворительного состояния дел в сельском хозяйстве, лесной и лёгкой отраслях. Финансирование заповедников, заказников и национальных парков не обеспечивает нормального выполнения ими своих функций, хотя после 2005 г. наблюдается постоянный прогресс в плане централизованного финансирования. Фактически в заповедники из федерального бюджета средства поступают только на зарплату. Не достаточно финансируется их основная деятельность. Они выживают в основном за счёт грантов, хоздоговорных тем и туризма. Научные коллективы природных резерватов малочисленны, а финансирование научно-исследовательских работ - мизерное. Несовершенна законодательная база заповедного дела и охраны уникальных природных объектов в целом. К серьёзным проблемам относятся неконтролируемый туризм, пожары, браконьеры непонимание и противодействие местного населения и районных властей.
В 2012 г. в Иркутской области функционирует система, направленная на охрану и снижение антропогенной нагрузки на экосистему региона, и, в первую очередь, Байкала. К её основным элементам относятся: 1) законодательное и нормативно-правовое регулирование; 2) реализация проектов и программ; 3) осуществление экологической экспертизы; 4) проведение экологического мониторинга; 5) выполнение экологического контроля; 6) научные исследования; 7) формирование экологической культуры; 8) Байкальское экологическое движение; 9) международное сотрудничество; 10) обеспечение свободного доступа к информации. Вместе с тем, эффективность этой системы пока далека от оптимального уровня.
Литература
1. Бахтин, В.И. Проблемы нормативно-правовой базы создания единой системы экологического мониторинга, как фактор устойчивого природопользования на Байкальской природной территории [Текст] / В.И. Бахтин // Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона : матер. межд. науч. конф. (Иркутск, 16-19 сент. 2003 г.). - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2003. - С. 26-30.
2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 1992 году [Текст]. - Иркутск : Иркутский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Минприроды РФ, 1993. - 142 с.
3. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 1999 году [Текст]. - Иркутск : Государственный комитет по охране окружающей среды Иркутской области Госкомэкологии России, 2000. - 320 с.
4. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2007 году [Текст]. - Иркутск : Изд-во Бланкиздат, 2008. -360 с.
5. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2006 году» [Текст]. - Иркутск : Сибирский филиал ФГУНПП «Росгеол-фонд», 2007. - 420 с.
6. Грачев, М.А. О состоянии озера Байкал и байкальского участка мирового природного наследия [Текст] / М.А. Грачев, Т.В. Ходжер // Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона : матер. межд. науч. конф. (Иркутск, 16-19 сент. 2003 г.). - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2003. - С. 5-11.
7. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области [Текст] / И.Л. Савельева [и др.]. - Иркутск : СО РАН, 1998. - 238 с.
8. Природные ресурсы и охрана окружающей среды [Текст]. Экономико-статистический сборник. 2010. - Иркутск : Иркутскстат, 2011. - 112 с.
9. Синюкович, В.Н. Уровненный режим оз. Байкал после зарегулирования [Текст] / В.Н. Синюкович // Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона : матер. межд. науч. конф. (Иркутск, 16-19 сент. 2003 г.). - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2003. - С. 207-209.
10. Байкал в список мирового культурного и природного наследия [Текст] // Советская молодёжь. - 1988. - 17 дек.