Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КООПЕРАЦИЯ / SME / AGRICULTURE / PEASANT (PRіVATE) FARMS / STATE SUPPORT / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова О.В.

В статье дан комплексный анализ современного состояния, выявлены базовые проблемы, основные направления государственной поддержки и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в РФ и Тверской области в условиях изменений макроэкономической ситуации в стране.The article provides a comprehensive analysis of the current state of the identified and examined the basic problems and the main directions of the State support of peasant (individual) farms in Russia and the Tver region in conditions of external changes Wednesday.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство)

Автор: О. В. БОГДАНОВА, д.э.н., профессор, г. Тверь

В статье дан комплексный анализ современного состояния, выявлены базовые проблемы, основные направления государственной поддержки и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в РФ и Тверской области в условиях изменений макроэкономической ситуации в стране.

The article provides a comprehensive analysis of the current state of the identified and examined the basic problems and the main directions of the State support of peasant (individual) farms in Russia and the Tver region in conditions of external changes Wednesday.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственная поддержка, кооперация.

Keywords: SME, agriculture, peasant (private) farms, State support, cooperation.

Малый и средний бизнес (МСП) в Российской Федерации является важным сектором экономики, одним из ключевых факторов социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения, заселения сельских территорий и сохранения земельных ресурсов от деградации. Предприниматели малого и среднего бизнеса играют важнейшую роль в создании и поддержании экономических взаимоотношений внутри и за пределами государства.

Среди субъектов МСП наибольшую долю занимают ИП - 55,1 %, юридическим лицам принадлежит 44,9 %. Малое и среднее предпринимательство в РФ - это, в первую очередь, микробизнес (95,5 % от общего числа субъектов МСП). Число средних предприятий сравнительно невелико. Анализ распределения МСП - ЮЛ по категориям показал, что наибольшую долю занимают микропредприятия - 91,1 %. На долю малых предприятий приходится 8,2 %, средних - 0,7 %. В структуре субъектов МСП -ИП доля средних составляет 0,01 %, малых - 0,8 %, микро- 99,19 % [7].

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) - организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. В настоящее время в предпринимательстве действуют 2 типа КФХ. КФХ первого типа - являются юридическими лицами; КФХ второго типа -физическими лицами. До 1 января 2021 г. КФХ первого типа не обязаны проходить перерегистрацию и вправе сохранить статус юридического лица. КФХ второго типа (физическое лицо) не является субъектом предпринимательской деятельности. Глава КФХ является индивидуальным предпринимателем.

Рассмотрим вопрос допустимой организационной формы КФХ в хронологическом порядке:

■ с 22.11.1990-х до 11.06.2003 г. - юридические лица [2];

■ с 11.06.2003 г. по 30.12.2012 г. - вновь созданные КФХ не имели статуса юридического лица [1];

■ с 31.12. 2012 г. - вновь созданные КФХ могут быть (ст. 86.1 ГК РФ) или не быть юрлицами (п. 5 ст. 23 ГК РФ) [1];

■ до 01.01.2021 г. просуществуют КФХ, соответствующие законодательству 1990-х гг. (они вправе сохранить статус юрлица до 01.01.2021 г.) [3].

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает ФЗ № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3].

Динамика количества КФХ в РФ за последние 11 лет, сведения о которых содержатся в ЕГРИП, представлена на рисунке 1. По данным ЕГРИП на 01.01.2019 г. в РФ зарегистрировано 147672 КФХ, в том числе до вступления в силу части 1 ГК РФ - 7921 ед. (юр. лица), в Тверской области 753 и 30 ед. соответственно [7].

Рисунок 1 - Динамика количества КФХ в РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРИП, тыс. ед. (на 01.01 соответствующего года) [7]

Из 146672 КФХ 146982 ед. (99,53 %) создано гражданами РФ, 674 ед. (0,46 %) - иностранными гражданами и 16 ед. (0,01 %) - лицами без гражданства.

КФХ развиваются на территории РФ неравномерно. Распределение КФХ по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Наибольшее число КФХ наблюдается в ЮФО - 20,8 %, ПФО - 19,7 % и СКФО - 18,3 %. Согласно статистическим данным на эти 3 федеральных округа приходится 58,8 % общего количества КФХ. В Тверской области на 01.01.2019 г функционировало 753 КФХ (3,8 % от общего количества по ЦФО и 0,51 % - по РФ).

При сокращении общего количества КФХ происходит их укрупнение. Общая площадь используемых КФХ и ИП земель достигла 43,3 млн га, средний размер землепользования в среднем по стране вырос до 247,8 га (выше, соответственно, на 47, 5 % и в 2,4 раза по сравнению с данными ВСХП 2006 г.) [6, с. 58]. Посевная площадь за 2014-2018 гг. увеличилась на 19,7 %, в том числе зерновых и зернобобовых культур - на 16,1 %, кормовых культур - на 25,6 %, технических культур - на 31,6 %. Соответственно, увеличивается производство продукции растениеводства: зерна - на 23, сахарной свеклы - на 30,4, семян и плодов масличных культур - на 65,4, картофеля - на 20, овощей - на 22,5 %.

За анализируемый период поголовье КРС в КФХ, включая ИП, увеличилось на 23,8 %, в том числе коров - на 18,2 %, что обусловило рост производства мяса КРС (в убойном весе) на 35,3 %, молока на 31,6 % по сравнению с 2014 г. [11, с. 26].

Вклад КФХ, включая ИП, в развитие сельского хозяйства и, соответственно, в решение задачи обеспечения продовольственной безопасности страны отражен на рисунке 2.

120 100 80 60 40 20 0

51,7 54 55,1 55,2 56,5

■-

38,1 34,5 32,5 32,4 31

12,5

11 5 12,4 12,4

1и,2 2014 г. 11,5 2015 г. 7 1 2016 г. 1 2017 г. 2018 г.

СХО ЛПХ КФХ

Рисунок 2 - Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в % к итогу) [11,

с. 21]

Удельный вес КФХ, включая ИП, в производстве сельхозпродукции возрастает за анализируемый период с 10 до 12,5 %. Для сравнения отметим, что в 1995 г. на долю фермерских хозяйств приходилось 1,9 %, в 2000 г. -3,0 % от общего объема производства сельхозпродукции.

В Тверской области в 2018 году удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составил 30,7 %, в том числе продукции растениеводства - 66,8 %, животноводства - 20,4 % [9].

Удельный вес КФХ, включая ИП, в структуре производства основных видов сельхозпродукции в целом по стране отражен на рисунке 3.

8,2 .3

33,2

Семена подсол. - 33,2 зерно - 29,0 овощи - 18,7 картофель - 12,7 сах.свекла - 10,7 молоко - 8,2 скот и птица - 3,0

29

Рисунок 3 - Структура производства основных видов сельхозпродукции в КФХ, включая ИП, в РФ (в % от объема производства в хозяйствах всех категорий в 2018 г.). Рассчитано на основе [11]

Основной причиной популярности регистрации КФХ в России можно назвать специальные программы господдержки, многие из которых спонсируют именно крестьянские хозяйства. В рамках «единой» субсидии основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) являются: грантовая поддержка начинающих фермеров; грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка СПоК для развития их материально -технической базы; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами

хозяйствования.

В рамках «единой» субсидии основными мерами государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК) являются: грантовая поддержка начинающих фермеров; грантовая поддержка развития семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка СПоК для развития их материально-технической базы; возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

С 2017 года грантовая поддержка малых форм хозяйствования оказывается в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (единая субсидия). Субъекты Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления развития сельского хозяйства и объём их финансирования из средств единой субсидии.

В 2018 году объём ассигнований федерального бюджета, направленных на грантовую поддержку КФХ и СПоК, увеличен по сравнению с 2017 годом на 23,1% и составил 11,1 млрд руб., или 29,43 % общего объёма средств единой субсидии, в том числе: на поддержку начинающих фермеров - 3,93 млрд руб.; на развитие семейных животноводческих ферм - 4,49 млрд руб.; на грантовую поддержку СПоК -2,65 млрд руб. Гранты предоставлены 2353 начинающим фермерам, 717 семейным животноводческим фермам и 213 кооперативам [6, с. 61].

КФХ-грантополучателями в 2018 г. создано 6021 новых постоянных рабочих мест в сельской местности при плане 3731 рабочих мест, в кооперативах, получивших грантовую поддержку, создано 1249 новых рабочих места при плане 574 рабочих мест (уровень выполнения плана 161,4 и 217,6 % соответственно). Получателями грантовой поддержки (ИП и КФХ и СПоК) обеспечен прирост производства сельскохозяйственной продукции в 4, 32 и 10,1 раза соответственно [6, с. 60-61].

Важным аспектом эффективного развития КФХ является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки.

В качестве примера можно привести разработанный стратегический подход государственной поддержки субъектов МСП в Тверской области. В 2017 году объем государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям области в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области на 2017-2022 годы» выплачено 59,2 млн руб., в том числе из областного бюджета - 13,5 млн руб., из федерального бюджета - 39,4 млн рублей [8]. В

2018 году сельскохозяйственным товаропроизводителям Тверской области в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» выплачено 77,1 млн рублей, в том числе из областного бюджета - 12,4 млн рублей, из федерального бюджета - 64,7 млн рублей [9].

Государственная поддержка осуществлялась по следующим направлениям: возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования; грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм; грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы.

В 2017 году господдержка в области оказана 6 начинающим фермерам, 3 семейным животноводческим фермам и 2 сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Полученные гранты позволили фермерам приобрести технику, оборудование, сельскохозяйственных животных, построить и реконструировать производственные помещения.

Сельскохозяйственным потребительским кооперативам полученные гранты позволили развивать свою материально-техническую базу: внедрить новые технологии и создать высокопроизводительные рабочие места, осуществить строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов, приобрести оборудование и технику для производственных объектов, уплатить часть взносов по договорам лизинга оборудования и технических средств.

Однако, несмотря на активную государственную поддержку, отдельные меры проводимой государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточны для эффективного развития КФХ.

По данным ЕГРИП, по состоянию на 01.01.2019 г. количество КФХ в РФ, прекративших свою деятельность, составило 288361 ед., в том числе в связи с принятием членами хозяйств единогласного решения о прекращении деятельности - 274498 ед. (95,2 %), в Тверской области 1899 и 1828 (96,3 %) соответственно (рис. 4).

Число ликвидируемых КФХ стало превышать число вновь созданных. В течение последнего отчетного года (с 01.01.2018 г. по 01.01.2019 г.) было зарегистрировано 18541 хозяйство, прекратили вою деятельность 21699 КФХ, в том числе 21578 ед. (99,4 %) - в связи с принятием членами КФХ единогласного решения о прекращении деятельности, в Тверской области 92 и 126 ед. (100 %) соответственно [7].

Рисунок 4 - Причины прекращения деятельности КФХ в РФ [7]

Предпринимательской деятельности в России, согласно результатам опроса 2018 г., проведенного РСПП, мешают три ключевые проблемы: рост цен и тарифов; избыточно высокие налоги; недостаток квалифицированных кадров [10].

Выполненное исследование позволило выявить базовые проблемы развития КФХ как в целом по РФ, так и Тверской области: отсутствие единого подхода к определению правового статуса; чрезмерное административное давление; малые объемы и недоступность для большей части хозяйств различных форм господдержки; сохраняющееся несовершенство земельных отношений, механизма агрострахования; низкая финансовая и юридическая грамотность; низкий уровень материально-технической оснащенности; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; низкая рентабельность производства; недостаток квалифицированных кадров; низкий уровень доступа к рынку сбыта сельхозпродукции, льготным кредитам; неразвитость рыночной инфраструктуры; слабость кооперативного движения.

Таким образом, несмотря на высокую востребованность и эффективность мер господдержки, потенциал КФХ в импортозамещении и комплексном развитии сельских территорий, повышении занятости и доходов сельского населения недоиспользуется.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств обычно характерна высокая занятость работников в основном производстве, у них остается мало времени на выполнение функций обслуживания производства.

Недостаточное развитие в АПК административного района (области) инфраструктурных подразделений, ориентированных на обслуживание фермерских хозяйств, вынуждает фермеров самостоятельно решать вопросы материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, реализации продукции, что отнимает у них много времени и сокращает затраты труда, которые могли бы быть обращены непосредственно на сельскохозяйственное производство.

Производственная деятельность крестьянских хозяйств организуется в условиях большой нехватки техники, материальных и финансовых ресурсов. В настоящее время выживают только те хозяйства, члены которых вместе с производством сельскохозяйственной продукции занимаются коммерческой деятельностью, торгуют готовыми продуктами питания и товарами широкого потребления. Работают рентабельно хозяйства, являющиеся членами различных кооперативов и ассоциаций, то есть действующие совместно, что и позволяет им иметь положительные результаты.

Высокие эффективность и уровень товарности современного фермерского хозяйства в развитых странах - это результат не только использования новейшего высокопроизводительного оборудования, прогрессивных технологий, автоматизации производства, но и его надежного обслуживания специализированными фирмами: снабженческо-сбытовыми, внедренческими, посредническими, по переработке продукции и др.

На федеральном уровне фермеров России объединяет общественная организация - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). Эта организация была образована в 1990 г. на первом съезде фермеров. Она выражает их интересы, защищает их права, координирует предпринимательскую деятельность, ведет диалог с административными структурами от имени частного сектора села, участвует в подготовке законодательных актов в его интересах, инициирует принятие этих актов, распространяет передовой опыт формирования рыночной инфраструктуры села. Ассоциация крестьянских хозяйств является примером интеграции. Эти интеграционные процессы продолжаются и сейчас.

В Москве 19-20 февраля 2019 г. состоялся юбилейный XXX Съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). В работе съезда приняли участие около 800 делегатов со всех регионов страны, представители федеральных государственных органов власти, органов управления АПК субъектов Российской Федерации (в том числе Тверской области).

Опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что фермерские хозяйства эффективно могут развиваться только при развитой системе межфермерских кооперативов, которые обслуживают,

консультируют, защищают и представляют интересы крестьян, «отпочковывают» и концентрируют отдельные стадии, процессы производства, сбыта, учета, материально-технического обеспечения, внедрения научно-технических достижений и т.д.

В соответствии с майским Указом Президента РФ № 204 [4] в целях повышения доступности господдержки, увеличения объемов финансирования и совершенствования механизма доведения средств до аграриев Минсельхозом России разработан федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (Паспорт утвержден в декабре 2018 г.) [5].

Федеральный проект предусматривает реализацию мероприятий по грантовой поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставлению субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах РФ предусмотрено предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ 3736 млн руб. на период с 2019 по 2021 гг. [5].

В Тверской области в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» с 2019 по 2024 годы запланированы бюджетные ассигнования в сумме 438,12 млн рублей на оказание грантовой поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам (грант «Агростартап»), предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров [8].

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=5142-6&rnd=F7966ED8F54AC324DD321E3883326CB7&req=doc&base=LAW &n=340325&REFDQC=5142&REFBASE=LAW#8vceemi59x.- Загл. c экрана.

2. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 (ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 11050/. -Загл. c экрана.

3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон РФ от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014 № 171-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 42662/. - Загл. c экрана.

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018. - № 204 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/. - Загл. c экрана.

5. Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: Паспорт национального проекта (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/7218593 8/.- Загл. c экрана.

6. О ходе и результатах реализации в 2018 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы: Национальный доклад. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. - 182 с.

7. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 25.01.2020).

8. Об итогах работы агропромышленного комплекса Тверской области // Министерство сельского хозяйства Тверской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минсельхоз.тверскаяобласть.рф/ (дата обращения 05.03.2019).

9. Отчет о деятельности Правительства Тверской области за 2018 год // Правительство Тверской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://тверскаяобласть.рф/sistema-organov-gosudarstvennoy-vlasti/pravitelstvo-tverskoy-oblasti/otchety-o-deyatelnosti-pravitelstva-tverskoy-oblasti/?special=y (дата обращения 10.02.2020).

10. Российский союз промышленников и предпринимателей // Аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rspp.ru . - Загл. c экрана.

11. Сельское хозяйство в Росси 2019: Стат. сб. / Россия - М., 2019. - 91 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.