Б.В. НОРИК*. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРИГРАНИЧНОГО ШАХРЕСТАНА САРАВАН (ПО МАТЕРИАЛАМ ИРАНСКОЙ НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКИ И СМИ).
Аннотация. Провинция Систан и Белуджистан, будучи самой значительной по площади из всех останов Исламской Республики Иран, одновременно относится к числу наименее развитых в экономическом и социальном отношениях маргинальных регионов страны. Одним из главных факторов, способствующих нестабильности в этом регионе, является наличие достаточно протяженной границы с Пакистаном, неустроенность которой способствует процветанию контрабанды топлива и наркотиков, а также повышает уровень террористической опасности на юго-востоке ИРИ. Особенно это ощущается в приграничных областях, к числу которых относится шахрестан Сараван - район, наиболее часто используемый контрабандистами для пересечения ирано-пакистанской границы. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть актуальное состояние упомянутого шахрестана, опираясь на данные иранской научной периодики и СМИ.
Ключевые слова: Исламская Республика Иран; Систан и Белуджистан; Сараван; ирано-пакистанская граница; контрабанда топлива; контрабанда наркотиков; проект «Раззак».
NORIK B.V. On Actual State of Sarawan Boundary Region (According to Iranian Scientific Periodicals and Mass Media)
Abstract. Sistan and Baluchestan province being the most substantial in size of all the ostans of Islamic Republic of Iran at the same time is among the marginal regions of the country less developed
* Норик Борис Вячеславович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра сравнительного изучения цивилизаций Института научной информации по общественным наукам РАН.
in economical and social aspects. One of the main factors flushing instability in the region is a rather lengthy border with Pakistan. Unsettled state of the border contributes well to prosperity of fuel contraband and drug smuggling as well as raises terroristic threat in the south-east of Islamic Republic of Iran. This state of affairs is particularly felt in border regions one of which is shahrestan Sarawan being the most often used area by smugglers for crossing the IranPakistan border. Thereupon it seems appropriate to examine the actual state of the aforementioned shahrestan on the base of Iranian scientific periodicals and mass media.
Keywords: Islamic Republic of Iran, Sistan and Baluchestan, Sarawan, Iran-Pakistan border, fuel contraband, drug smuggling, Razzak project.
Для цитирования: Норик Б.В. Современное состояние приграничного шахрестана Сараван (по материалам иранской научной периодики и СМИ) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 2. -С. 34-58. DOI: 10.31249/rva/2022.02.03
Шахрестан (область) Сараван располагается на востоке остана (провинция) Систан и Белуджистан Исламской Республики Иран и известен тем, что именно в нем находится самая восточная точка страны, в которой раньше всего восходит солнце (деревня Кухак бахша Бампошт)1. Площадь шахрестана, некогда достигавшая 23 880 км2, в 2016 г. составляла 16 096 км2, а в 2019 г. -13 274 км2, что связано с выделением из его состава новых административных единиц2. Шахрестан, имеющий население 191 661 че-
1 В самой западной точке Ирана солнце восходит на 1 ч 17 мин позднее. Помимо титула «колыбель солнца» среди почетных прозваний шахрестана Сараван в остане Систан и Белуджистан - «земля финиковых пальм и петроглифов» (здесь обнаружено более 50 древних петроглифов) и «местный Кум» (за прежнюю религиозность и образованность его жителей [7; 57]. Подробнее о петроглифах в шахрестане Сараван см., например: [11].
2 С целью реализации принципа экономического районирования и повышения эффективности управления столь обширной провинцией иранское правительство неуклонно следует политике административного дробления остана Си-стан и Белуджистан. Так, за последние два года в остане было создано 7 новых шахрестанов, общее число которых достигло 26 [83]. В 2021 г. изменения коснулись и шахрестана Сараван, в связи с чем статистические данные 2019 г. утратили
ловек (согласно переписи 2011 г. - 175 728 человек), располагается на высоте 1195 м над уровнем моря и находится на расстоянии 337 км от столицы остана, г. Захедан, и 1892 км от столицы ИРИ, Тегерана (по воздуху - 1394 км). На востоке шахрестан имеет общую границу с Пакистаном протяженностью около 300 км1. Жители шахрестана главным образом белуджи-сунниты, которые говорят на мекранском диалекте белуджского языка, часть населения знает урду. На 2016 г. в шахрестане было пять городов - Сараван, Сиркан, Джалк, Гошт и Мохаммади2, три бахша (района) -Маркязи, Бампошт и Джалк и восемь дехестанов (сельский округ) - Гошт, Хоуме, Нахук, Джалк, Каллеган, Кухак ва Эсфандак, Кештеган, Бампошт, а в 2019 г. - четыре бахша - Маркязи, Джалк3, Бампошт, Мехреган и девять дехестанов (дехестан Кухак и Эсфандак был разделен на два самостоятельных дехестана). 9 января 2021 г. бахшу Джалк был присвоен статус шахрестана и он, получив новое название Гольшан, был выделен из состава шахрестана Сараван. Таким образом, по состоянию на конец 2021 г. в составе шахрестана Сараван осталось три бахша и шесть дехеста-нов (дехестаны Джалк и Каллеган в статусе бахшей вошли в состав шахрестана Гольшан), но количество городов осталось неизменным - место «выбывшего» Джалка занял Эсфандак, получивший статус города летом 2021 г. Наиболее гористым районом шахре-
свою актуальность. К сожалению, в данный момент новые данные недоступны, а вычисление, например, новой площади шахрестана Сараван путем простого вычитания из цифры 2019 г. площади бывшего бахша Джалк даст неверную цифру, поскольку дехестан Нахук, входивший в состав бахша Джалк, остался в составе шахрестана Сараван.
1 Ранее протяженность границы шахрестана Сараван с Пакистаном составляла 384 км, однако после создания в 2007 г. шахрестанов Сиб ва Суран и Заболи (позднее Мехрестан) эта цифра стала распространяться на упомянутые три шахрестана [63; 65].
2 Согласно переписи 2016 г., население Саравана составляло 60 014 человек, Мохаммади - 5606 человек, Гошта - 4992, Джалка - 2877 человек, Сиркана -2196 человек - URL: https://www.amar.org.ir/1395 - j ^jj-^j^e-^jb^ju Lu-^ jj^S-Cil «u iiq'i-^.&aj-4j-i ijt «^/^ jLtu ju gjüj/j^ui (дата обращения: 13.12.2021).
3 Бахш Джалк отделяется от бахша Маркязи горной цепью Бадамкух / Ба-дамукух (высшая точка -2618 м), тянущейся с северо-запада на юго-восток. Город Джалк находится в 100 км к северо-востоку от г. Сараван [61].
стана Сараван является бахш Бампошт. В северной его части проходит горная цепь Сийахан, берущая начало в районе горной цепи Тафтан1, а в южной - горная цепь Бампошт, представляющая собой продолжение горной цепи Джабал-е Барез (провинция Кер-ман). Горы Бампошт проходят через граничащий с Сараваном на западе шахрестан Ираншахр, разделяют одноименный бахш на северный и южный, служа водоразделом бассейнов рек Машекиль (на севере) и Наханг (на юге), и в районе Кухака уходят в пакистанскую провинцию Панджгур. Соответственно, в Бампоште населенные пункты находятся в долинах, а в Эсфандаке и Хоуме -на равнине. Наиболее значительная река шахрестана - Машекиль, протяженностью 240 км (основные притоки - Симиш, Машкид и Рутак). Река берет начало в горах Бирк2, в 98 км к западу от Сара-вана, и имеет восьмикилометровый участок, проходящий по ирано-пакистанской границе, который начинается в 5 км к югу от деревни Кухак: по окончании этого участка Машекиль уходит на территорию Пакистана. Благодаря горному рельефу в Сараване прохладнее, чем, например, в «центральном» Белуджистане -шахрестане Ираншахр. Сезонная температура в разных районах области колеблется между 45°С летом и - 4°С зимой. Ежегодная норма осадков - от 70 до 153 мм [8, с. 30-32, 232-233, 235; 13; 18; 25; 26; 31, с. 20; 46; 47; 48; 54; 57; 61; 72, с. 230-231].
До 1926 г. на месте Саравана находилась деревня Шастун, которая постепенно разрослась до уровня города и получила новое название (в 1935 г. Сараван стал центром одноименного бахша, а
1 Горная цепь Тафтан (Чехель тан) располагается в пределах трех шахре-станов остана Систан и Белуджистан - Тафтан, Мир Джаве и Хаш (шахрестан Тафтан был образован путем выделения из состава шахрестана Хаш в 2019 г.: центр - Нукабад, 165 км к югу от Захедана). Протяженность - 12 км с северо-запада (к востоку от деревни Назиль) на юго-восток (западнее деревни Санган). В состав цепи входит большое количество вершин, среди которых особой известностью и популярностью пользуются четыре: северная Зийарат / Тафтан (высота от уровня Персидского залива - 3941 м, от уровня мирового океана - 4042 или 4050 м., находится в 100 км к югу от Захедана, в 55 км к юго-западу от Мир Джаве, в 50 км к северо-востоку от г. Хаш и в 39 км к юго-востоку от деревни Назиль), южная Мадар-е кух, северо-восточная Собах кух и Наркух, расположенная к западу от Мадар-е кух [1; 34; 66; 67].
2 Горная цепь Бирк (длина ок. 120 км, ширина ок. 10 км) тянется из шахре-стана Хаш в шахрестаны Мехрестан (бывший Заболи) и Сиб ва Суран [8, с. 32; 9].
статус города получил в 1947 г.1). Само же поселение, обозначаемое топонимом «Сараван», судя по всему, находилось несколько далее, поскольку последний упоминается в раннем персоязычном трактате «Худуд аль-алам» («Границы мира») как городок с небольшой областью, именуемой Алим. В районе Саравана много крепостей, наиболее крупной из которых была крепость Дезак2 [2, с. 124; 8, с. 233; 47; 78, с. 103].
В конце февраля 2021 г. Сараван оказался в центре внимания иранских и зарубежных СМИ в связи со случившимся в 8 ч. утра 22 февраля 2021 г. на пограничном пункте Шамсар (Шамесар)3 инцидентом, в результате которого погибло, по разным данным, от одного до нескольких десятков человек. Официальные отчеты утверждают, что зачинщиками стали нелегальные перевозчики топлива, находившиеся на пакистанской стороне границы и желавшие въехать в Иран: один из них был застрелен пакистанскими пограничниками, несколько человек получили ранения, а на следующий день толпа, подстрекаемая активистами террористической группировки «Джейш аз-зольм», устроила разгром в здании мэрии г. Сараван [69]. Садек Эмами, автор «альтернативной» версии, связывает это происшествие с тем, что в результате усиления
1 Тем не менее на сегодняшний день 90% улиц г. Сараван не имеют асфальтового покрытия. В целом проблема качества дорог в шахрестане Сараван стоит весьма остро. Особенно это относится к бахшу Бампошт, где из 870 км дорог по состоянию на осень 2020 г. асфальтировано только 200 км. Значительная часть дорог здесь представляет собой труднопроходимые пути. Так, жители дехе-стана Кештеган вынуждены тратить по 4-5 часов, чтобы покрыть расстояние в 50 км, отделяющее их от столицы бахша Бампошт - г. Сиркан. Помимо высокой аварийности это затрудняет оказание медицинской помощи: большое число тяжелобольных умирает по пути. В то же время далеко не все асфальтированные дороги находятся в хорошем состоянии. Так, печальной известностью пользуются дороги Сараван - Хаш протяженностью 160 км и Сараван - Кухак, характеризующиеся крайне высокой аварийностью. Обе дороги покрыты асфальтом низкого качества и имеют многочисленные трещины. Помимо этого первая трасса имеет крайне узкие полосы [21; 43; 52].
2 В настоящее время крепость Дезак находится в полуразрушенном состоянии. Лучше всего сохранилась крепость Себ, расположенная в 45 км к юго-западу от Саравана [57].
3 Пункт находится недалеко от одноименной деревни, относящейся к бах-шу Бампошт. Следует иметь в виду, что в остане Систан и Белуджистан имеется еще два топоса с названием Шамесар - в шахрестанах Конарак и Никшахр.
контроля за незаконной торговлей топлива потоки были перенаправлены в соседний шахрестан Сарбаз1 и на официальные пограничные пункты, тем более что за несколько месяцев до инцидента Пакистан по примеру иранской стороны установил на своей территории ограждение с колючей проволокой, и в ответ на любые попытки его повредить или демонтировать пакистанские военные немедленно открывали огонь. В итоге в Шамсаре собралось несколько тысяч машин, столько же ждало с пакистанской стороны. 22 февраля 2021 г. военные КСИР решили выстроить машины в ряд, но «топливные» дельцы пустили слух, что они собираются перекрыть границу. После этого огромная толпа бросилась к «пешеходному» терминалу и снесла его. В это время группа людей напала на иранский пограничный пункт, однако была рассеяна огнем пограничников. В 15.00 под влиянием слухов напротив базы КСИР в Сараване собралась толпа. Командир базы связался с главой местного племени Барани Деразехи, и последний сумел успокоить народ. Однако через несколько часов в социальных сетях появился призыв собраться напротив мэрии. Утром 23 февраля собравшаяся толпа, не обнаружив мэра на месте, проникла в здание и попыталась поговорить со служащими мэрии. В результате было разбито несколько стекол, оборудование в конференц-зале, а также подожжено несколько полицейских машин2. Автор заметки считает, что если бы среди толпы были представители террористических группировок, то инцидент перерос бы в серьезное вооруженное столкновение, поскольку для сараванских подростков и молодых людей взяться за оружие не так уж и сложно (sic!), а то, что этого не случилось, говорит о внятном представлении белуджей о безопасности [53; 56; 84]. Между тем, согласно данным Управле-
1 Тем не менее Сараван по-прежнему фигурирует в сводках, связанных с контрабандой топлива. Так, в ходе спецоперации, проведенной в первой половине февраля 2021 г., было выявлено и уничтожено четыре склада для хранения контрабандного топлива, а в ходе осмотра шести трейлеров и шести автобусов было обнаружено 170 750 литров нелегальных нефтепродуктов [37].
2 23 февраля 2021 г. Реза Пахлави (старший сын Мохаммад-Резы-шаха Пахлави) и Кэмерон Хансаринийа (Национальный фонд поддержки демократии в Иране, МОТТО) выложили в Твиттере кадры, на которых толпа возмущенных жителей громит здание мэрии Саравана, и охарактеризовали эти кадры как антиправительственные протесты, вызванные нищетой и унижением [28].
ния ООН по правам человека, возмущение началось после того, как бойцы КСИР расстреляли десятерых водителей, занимавшихся перевозкой контрабандного топлива. В ходе дальнейших беспорядков, распространившихся за пределы Саравана, по примерным данным были убиты 23 человека [20]1.
Упомянутый инцидент выпячивает одну из главных проблем остана Систан и Белуджистан в целом и шахрестана Сараван в частности - зависимость экономики приграничных районов от торговых контактов с соседним Пакистаном, значительную часть которых составляет контрабанда (топлива, наркотиков) и торговля людьми): этому способствуют маргинальность региона, достаточно протяженная общая граница с Пакистаном, низкий уровень жизни, засушливый климат2, отсутствие во многих сельских районах водоснабжения3 и электроснабжения, незначительное число промышленных предприятий4, высокий уровень безрабо-
1 Эти данные предсказуемо были опровергнуты иранскими официальными лицами. Так, комментируя февральские беспорядки в Сараване, губернатор провинции Систан и Белуджистан Ахмад-Али Моухебати настаивал на том, что конфликт имел место по обеим сторонам границы, и заявил, что данные иностранных оппозиционных СМИ завышены [4].
2 Большая часть территории шахрестана Сараван находится в зоне сильной и средней степени опустынивания, обусловленного климатическими и антропогенными факторами. Сдерживание данного процесса требует постоянного внимания (мульчирование, создание ветроломных препятствий, контроль за передвижением транспортных средств, создание растительного покрова) [29, с. 98100].
3 Особенно остро эта проблема ощущается в Бампоште, обладающем горным рельефом, в силу чего проведение постоянного водоснабжения в эти районы затруднительно. Из 114 деревень бахша Бампошт только 66 имеют водопроводные коммуникации, однако на их долю приходится 81% всех деревенских жителей бахша (29 160 человек из 35 687 человек). Остальным жителям приходится пользоваться колодцами, вырытыми по берегам сезонных речек, а при длительном отсутствии дождя надеяться на доставку воды. На середину ноября 2020 г. в остане Систан и Белуджистан оставалось 2194 деревни, не имеющие водоснабжения, однако уже к весне 2021 г. предполагалось провести воду к 173 из них [50].
4 Имеющиеся предприятия едва ли могут способствовать решению проблемы занятости населения. Так, в начале 2014 г. в шахрестане Сараван был открыт первый завод по производству сланцевого кирпича мощностью 60 т кирпича в день, сырье для которого доставляется с близлежащих гор. Однако завод создал лишь 20 рабочих мест. В 2017 г. началась разработка марганцевого месторожде-
тицы1 [31, с. 27; 79, с. 64]. В настоящее время сельское хозяйство и скотоводство в шахрестане представлены достаточно слабо2, хотя в 2019 г. в Сараване было завершено восемь проектов по ремонту канатов, систем дождевого орошения и холодильных камер на общую сумму 114 млрд 750 млн риалов (в том числе ремонт самого длинного в провинции Систан и Белуджистан каната Сарджу, протяженностью 15 км и орошаемой площадью 103 га, и каната Каль-пурган: стоимость проекта - 1 млрд 190 млн риалов)3. Поэтому, несмотря на то что здесь выращивают яблоки, гранаты, лимоны, инжир, пшеницу, ячмень, кукурузу, бобовые, рис, табак, а в тепличных комплексах - помидоры, огурцы, болгарский перец, баклажаны, клубнику и листовую зелень, основным продуктом сельского хозяйства остается финик, разнообразием сортов которого
ния в Хайбар-е Эспаке, обеспечившая 20 рабочих мест, число которых увеличится до 60 в случае подтверждения первоначальной оценки запасов месторождения в 500 тыс. т. На 2017 г. в Сараване действовало 9 гравийно-песчаных карьеров, на каждом из которых постоянно работало по 5 человек (правда, в данном случае необходимо учитывать потребность в большом количестве грузового транспорта) [15; 16].
1 При этом необходимо учитывать, что 49% населения шахрестана Сара-ван составляют женщины, отношение к трудовой, а тем более предпринимательской деятельности которых в традиционно ориентированном обществе шахреста-на оценивается как отрицательное. Не случайно личностно-культурный фактор занимает первое место в иерархии факторов, препятствующих развитию предпринимательской деятельности среди белуджских женщин Саравана [32, с. 9, 27]. В то же время многие женщины заняты в народных промыслах (всего на остан Систан и Белуджистан приходится 20 000 рабочих мест, связанных с этим видом деятельности) [55].
2 В то же время шахрестан обеспечивает себя мясом птицы. Здесь имеется 21 птицефабрика с годовым объемом производства в 1 995 000 цыплят (4390 т мяса). На начало 2021 г. к сдаче были готовы две новые птицефабрики, еще две находились в завершающей стадии строительства (общий годовой объем производства новых четырех фабрик, на возведение которых было выделено 80 млрд риалов, - 100 000 цыплят в год) [70].
3 Из 15 000 га сельскохозяйственных и садовых земель шахрестана Сара-ван 7000 га - орошаемые, из которых 5200 га (75%) орошаются из канатов. На 943 га посевных территорий шахрестана используется капельное орошение. На 2020 г. для полива использовались 1411 колодцев, 91 канат и 35 источников. В начале 1980-х годов в шахрестане Сараван имелось ок. 326 канатов [8, с. 235; 59; 75].
так славится Сараван1. Ежегодно здесь производится более 38 170 т фиников2 [8, с. 235; 59; 75; 80; 86].
Одним из факторов, увеличивающих безработицу и толкающих людей на путь торговли топливом, выступает «захват» рынка Саравана афганцами. В течение последних восьми лет местные жители предпочитают приобретать товары у иностранных продавцов. Афганцы торгуют косметикой и парфюмерией, средствами гигиены, тканями высокого качества (контрабанда из Чабахара и Пакистана), а также работают в галантерейных магазинах, контролируя более 80% рынка. Десять лет назад на рынке преобладали местные жители, но афганцы вытеснили их, предлагая владельцам торговых точек более высокую арендную плату. Некоторые из них способны платить арендную плату по 6 млн туманов в месяц. Это привело к общему повышению стоимости аренды в Сараване, поэтому местные торговцы вынуждены закрывать свои лавки и переходить в сферу контрабанды топлива и торговли людьми [13].
Если говорить о торговле местных жителей с Пакистаном, то ее легальная сторона обеспечивается приграничными рынками. До отделения от Саравана бахша Джалк здесь находилось два из пяти рынков, расположенных на границе с Пакистаном, - Джалк и Кух-ак. Рынок Кухак, открытый в 1996 г., находится в 5 км от деревни Кухак (бахш Бампошт) на специально огражденной территории в 10 га. От Саравана до Кухака идет 77-километровая дорога3, которая требует ремонта и модернизации в связи с большими объемами провозимых грузов [33; 45; 72, с. 339]. Рынок Джалк, находящийся в 1 5 км от г. Джалк и занимающий площадь в 1 0 га, начал работать с 2006 г. Тем не менее вскоре рынок оказался мало востребованным ввиду отсутствия с пакистанской стороны дорожной инфраструктуры, способной пропускать тяжелый грузовой транспорт [45; 82, с. 29]. Впоследствии ситуация изменилась и объемы,
1 Финики как основной продукт Саравана отмечаются и в «Худуд аль-алам» [78, с. 103].
2 Сбор фиников в шахрестане Сараван начинается в двадцатых числах июля и завершается к середине ноября (поздние сорта «макили» и «халиле»). Наибольшей известностью пользуется сорт «рабби» (иное название - «пакистанский финик»), под который занято 8031 га [80].
3 Отрезок автомобильной дороги «Ираншахр - Сараван - Кухак» (учетный номер 92).
пропускаемые через указанные пункты, заметно увеличились, однако эти рынки были главным образом ориентированы на государственный экспорт, давая местным жителям лишний повод вставать на путь контрабанды1.
На 2019 г. ежедневный объем контрабанды топлива в остане Систан и Белуджистан оценивался в 5-7 млн л.2, при этом примерно 85% всего контрабандного топлива, проходящего через восточную границу, поступает в Систан и Белуджистан из других останов, в частности, Исфахана и Тегерана по поддельным накладным3: ежедневная квота на потребление топлива в остане Систан и Белуджистан в 2019 г. составляла 2,5 млн л., из которых только часть уходила на контрабанду (ежедневная норма старых микроавтобусов, нерабочей сельскохозяйственной техники и грузовиков и даже теплиц4) [76, с. 10-12]. Доставка топлива из других регионов увеличивает его цену для тех, кто непосредственно переправляет его через границу: если на АЗС литр квотированного дизельного топлива стоит 300 туманов, то по мере приближения к границе его
1 Определенное улучшение ситуации произошло после внеочередного визита в Систан и Белуджистан президента Ирана айатоллы Сеййеда Эбрахима Раи-си в начале сентября 2021 г., в ходе которого, в частности, был поднят вопрос о челночной торговле. В результате «челноков» начал принимать рынок Кухак: ежемесячно жители 50-километровой приграничной зоны имеют право приобретать 800 наименований товаров (в том числе запчасти для автомобилей и бытовую технику) на 166 долларов на человека (или 644 доллара на домохозяйство из четырех человек) и продавать на территории Ирана [27].
2 До повышения цен на бензин в 2019 г. и введения квоты на топливо в 2017 г. эти объемы оценивались от 10 до 30 млн л. в день [76, с. 14].
3 В 2018 г. на пяти пограничных пунктах была запущена единая база данных, позволяющая проверять подлинность накладных нефтяных трейлеров. С помощью этой базы в 2018 г. было выявлено 400, а за девять месяцев 2019 г. -318 трейлеров, следующих за границу по поддельным накладным [62].
4 Строительство теплиц относится к числу приоритетных государственных стратегий, имеющих цель повышения уровня сельскохозяйственного производства, создания дополнительных рабочих мест и интенсификацию экономического роста. Однако в целом ряде случаев разрешение (а равно и кредит) на возведение теплиц получают далекие от сельского хозяйства люди, единственное желание которых -продажа топливной квоты, предусмотренной для этого типа построек [76, с. 12-13]. Например, в 2011 г. в остане Йазд была установлена квота в 27 000 литров дизельного топлива в месяц на каждый гектар теплицы [49].
цена может достигать 4200 туманов и выше1. Большую часть топлива, вывозимого в Пакистан, составляет дизельное топливо. Именно поэтому квотирование и повышение цен на бензин осенью 2019 г. практически никак не отразились на контрабанде: увеличение затрат на бензин компенсируется увеличением стоимости продаваемого топлива [24]. Если поначалу и наблюдался некоторый спад, то высокий уровень инфляции и значительная разница в цене на топливо в Иране и Пакистане довольно быстро вернули контрабанду в прежнее русло: в частности, на улицах снова появились торговцы, продающие топливо небольшими канистрами [76, с. 1112]. Топливо вывозят трейлерами, в дополнительных баках, установленных в пассажирских автобусах и других транспортных средствах2, а также в специальных многослойных емкостях, называемых бурдюками (последние закрепляются в багажнике пикапа и сверху закрываются брезентом). Бензин чаще всего возят на легковых автомобилях, в которых снимаются задние сиденья (поэтому задняя подвеска сараванских автомобилей, как правило, поднята на максимальную высоту). Благодаря лояльности пакистанских властей некоторые торговцы топливом добираются до пакистанских населенных пунктов: по ту сторону границы имеются установки для перекачки топлива, но за это берутся дополнительные деньги, поэтому везти прямо в населенные пункты Пакистана выгоднее [53].
Опасность контрабанды заключается в том, что она способна менять потребительские модели и даже системы ценностей, поскольку имеет и положительные результаты: создание «рабочих мест», увеличение дохода, повышение уровня жизни и появление возможности у населения больше вкладываться в иные отрасли экономики, в частности сферу услуг, ЖКХ и т.д., снижение оттока населения в города, а также возвращение мигрантов в пригранич-
1 Иногда сделки заключаются в рупиях: в Сараване пакистанская рупия в ходу наряду с риалом [53].
2 В приморском остане Чабахар контрабанда осуществляется морем ввиду близости порта Чабахар к пакистанскому порту Гвадар (70 км). Топливо либо сразу загружается на быстроходные моторные лодки, либо сначала помещается на торговые суда, а затем в безопасном месте перегружается на те же лодки [76, с. 13-14].
ные районы1. В целом все это способствует развитию приграничных регионов [31, с. 27; 79, с. 72-73]. В то же время контрабанда лишает государство немалой части доходов от продажи нефтепродуктов, в связи с чем иранское правительство начало масштабную войну против нелегального вывоза дизельного топлива, бензина, нефти, дегтя и пр. В рамках этой борьбы в конце сентября 2020 г. в шахрестане Сараван был запущен пилотный проект «Раззак», представляющий собой совместную программу КСИР, правительства остана Систан и Белуджистан, Штаба по борьбе с контрабандой товаров и валютных средств остана Систан и Белуджистан и Государственной компании по распределению нефтепродуктов. В рамках этого проекта жители 20-километровой приграничной зоны, занимающиеся перевозкой топлива, обеспечивались картой «Раззак», по ней каждое домохозяйство получало право на приобретение 200 литров дизельного топлива в неделю по специальной цене, которая была выше квотированной, но ниже рыночной. Карту можно было арендовать у владельца на неделю, с владельцев карт никаких дополнительных налогов не взималось2. Топливо поставлялось из Бандар-Аббаса, выдавалось на АЗС в Гольшане, Сиркане и Эсфандаке и вывозилось в Пакистан через утвержденные проектом пограничные пункты, главными из которых были Шамсар (Шаммесар), Рутак и Лулякдан. Ежедневно Государственная компания по распределению нефтепродуктов должна была поставлять на участвующие в проекте АЗС 5 млн л. дизельного топлива. Однако это условие не выполнялось: нередко случались задержки, которые могли достигать десяти дней. Кроме того, компания продавала топливо по слишком высокой цене (5700 туманов) и при этом не обеспечивала его доставку с нефтеперерабатывающего завода в Бандар-Аббасе к месту выдачи, в связи с чем местным жителям приходилось самим нанимать нефтяные трейлеры (1 7 млн туманов каждый), вследствие чего цена за литр возрастала до 6690 туманов, что, с учетом стоимости литра на пакистан-
1 При этом в Систан и Белуджистан, главным образом в Сараван, приезжают безработные из других регионов, в частности Кермана, Курдистана и Западного Азербайджана [53].
2 Те, у кого нет машины, ради получения карты иногда покупают подержанный грузовик, которым не пользуются, но при этом выписывают поддельные накладные, по ним выкупают на АЗС ежедневную квоту дизельного топлива по цене 300 туманов, получая прибыль от продажи в десятикратном размере [24; 53].
ской границе ок. 10 000 туманов, делало торговлю практически нерентабельной. По состоянию на лето 2021 г. проект «Раззак» фактически не работал, хотя его учредители утверждали, что он остается в силе и в данный момент прорабатываются корректировки, в частности повышение квоты и снижение отпускной цены. В качестве сопутствующего результата реализации проекта ожидалось повышение безопасности на дорогах благодаря снижению числа ДТП, связанных с нарушением скоростного режима водителями, с физическим износом автомобилей, в силу интенсивной эксплуатации в тяжелых условиях, требующих частого технического обслуживания, а также с частыми преследованиями нарушителей закона. Создавая устойчивую легальную занятость, проект должен был повысить безопасность в приграничном районе, хотя серьезные опасения спецслужб вызывали въезжающие автомобили, способные служить прикрытием для террористов. Тем не менее из-за указанных выше причин проект пока не работает в полную силу, и контрабандная торговля продолжает доминировать, поскольку она гораздо выгоднее и в известной мере проще легальной, тем более что, по некоторым данным, пакистанские пограничники взимают пошлину как с нелегальных, так и с легальных перевозчиков топлива, иногда даже открывая огонь в сторону нежелающих платить [24; 53; 56; 60; 74; 81].
В незаконной торговле участвуют даже чиновники среднего звена, продающие дельцам свою квоту. Эта деятельность считается более легкой, чем сельскохозяйственные работы: простая сдача карты «Раззак» в аренду может приносить ее владельцу достаточно солидные доходы. Наиболее предприимчивые могут зарабатывать на топливе сотни миллионов туманов в месяц (это главным образом относится к крупным дельцам: у основной массы занятых в этом бизнесе доходы гораздо ниже). В топливный бизнес вовлекаются даже подростки, иногда вынужденные бросать школу в 12 лет1: сохранение подобной тенденции приведет к резкому сни-
1 Упоминавшийся уже автор «альтернативной» версии «сараванского инцидента» пишет, что одному подростку, использующему для переправки топлива четырех ослов, удалось накопить на банковском счете более 100 млн туманов [53]. Стоит отметить, что эта статья породила немалое количество отрицательных комментариев: особое возмущение вызвали утверждения автора о сверхдоходах, получаемых в топливном бизнесе.
жению уровня грамотности в шахрестане1. Кроме того, из-за достаточно крупных доходов, приносимых топливным бизнесом, Са-раван превратился в один из самых дорогих городов остана Систан и Белуджистан, при этом уровень безработицы здесь составляет 44,8% (третье место среди городов Ирана) [24; 31, с. 20; 53; 74; 60; 81]. Это способствовало маргинализации населения, незаконному захвату земли и строительству временных жилищ. В период с 2003 по 2018 гг. произошло заметное увеличение численности населения, а также территорий пригородов Саравана (в частности, Деза-ка, Зангийане и Аспича; например, в Дезаке с 1580 до 7566 человек и с 159 до 288 га, соответственно). Борьба с этим явлением стала одной из задач целевых проектов развития сельских районов, в рамках которых упорядочивались принципы распределения земли, а также велась работа по пресечению деятельности незаконных торговцев землей [22, с. 106-108, 112].
Таким образом, любое перекрытие границ, в том числе и под предлогом ковидных ограничений, воспринимается жителями Са-равана крайне болезненно2 (например, тот же самый погранпункт в Шамсаре снова был закрыт на несколько недель в апреле 2021 г.). Во-первых, это лишает многие семьи средств к существованию. Во-вторых, из-за закрытия границ в ближайших к границе деревнях скапливаются значительные запасы топлива, что вызывает беспокойство местных жителей, поскольку такой объем способен уничтожить всю деревню (так, в находящейся менее чем в 6 км от пакистанской границы деревне Каллеган взрыв топлива уничтожил целый дом). В-третьих, закрытие границ отсекает местных жителей приграничных районов от медицинской помощи, для получения которой они нередко ездят в Пакистан (в этом случае им приходится давать взятку пограничникам, чтобы провезти топливо и «отбить» поездку), поскольку дорога, как правило, занимает два-три часа и гораздо более безопасна, чем путь в 250 км до Саравана, куда придется ехать даже за лекарством, выписанным врачом на
1 Этот процесс усиливается острой нехваткой школьных учителей. Так, на начало 2019 г. в остане Систан и Белуджистан не хватало 14 000 учителей [35].
2 Депутат Меджлиса от Саравана Малек Фазели обратился к властям с просьбой не закрывать границу с Пакистаном, поскольку экономика шахрестана, а также подобных ему областей на 80% зависит от приграничной торговли, и последствия могут оказаться хуже коронавируса [36].
месте [6; 43]. Здесь стоит отметить, что ситуация со здравоохранением в рассматриваемом шахрестане достаточно сложная. До недавнего времени в Сараване была только одна больница «Рази», которая, несмотря на значительное укрупнение1, произошедшее со времени ее открытия в 1972 г., когда в ней было всего 25 коек, все равно не могла обеспечить потребности данного региона. После открытия 12 июля 2021 г. больницы «Иранмехр», рассчитанной на 220 коек, шахрестан Сараван вошел в число шахрестанов, имеющих две больницы. Тем не менее серьезных улучшений не последовало, что особенно актуально на фоне пандемии коронавируса. Так, буквально через несколько дней после открытия новой больницы депутат Меджлиса от г. Сараван Малек Фазели утверждал, что положение в сфере борьбы с коронавирусом в шахрестане достигло критической точки: не хватает кислородных аппаратов и специалистов, хотя провинция Систан и Белуджистан находится в красной зоне. По словам руководителя департамента здравоохранения Саравана Ахмада Сепахийана, в первой декаде июля 2021 г. в коронавирусном отделении сараванской больницы «Рази» находились 39 больных с дыхательной недостаточностью, и это был предел возможностей больницы в данном направлении2 [17; 36; 63; 68; 85].
1 Здесь, в частности, было открыто отделение по лечению талассемии. Иран считается одним из главных очагов распространения этого заболевания, общее число носителей которого составляет 2-3 млн, а число больных - 25 000 человек (ежегодный прирост - 800 человек). По соотношению количества больных к общему числу населения Иран занимает первое место в мире по заболеваемости талассемией. Среди провинций, в которых регистрируется наибольшее число случаев, находится Систан и Белуджистан. В Сараване зарегистрировано 218 детей, больных талассемией. При этом следует иметь в виду, что большинство больных бета-талассемией в той или иной степени склонны к депрессии. Кроме того, по меньшей мере, 80% этих больных страдают той или иной формой психического расстройства и представляют опасность для обычных людей [44, с. 76-79; 58].
2 По данным руководителя Центра здравоохранения шахрестана Сараван Сины Моллашахи Санатгяра, в период с конца марта по начало сентября 2021 г. в области проведено более 17 000 тестов на коронавирус, 94 пациента скончались, на 2 сентября в больницах находились 20 человек (общее число заболевших в остане Систан и Белуджистан к этому времени достигло 118 215 человек, общее число умерших - 2456 человек) [77].
Надо сказать, что нехватка специалистов - общая проблема остана Систан и Белуджистан, особенно его приграничных районов. Квалифицированные кадры, будь то врачи или преподаватели, не хотят ехать в этот депрессивный регион по целому ряду причин. Во-первых, это плохое качество дорог и отсутствие авиасообщения. В Сараване имеется небольшой аэропорт местного значения. После сдачи в эксплуатацию в 2007 г. он обслуживал три шахрестана: Сараван, Мехрестан и Сиб ва Суран. В 2009 г. пассажирские рейсы прекратились, с одной стороны, из-за нерентабельности, а с другой - в силу слабого оснащения. В 2021 г. были проведены работы по удлинению и расширению ВПП (с 2170^30 м до 3300^45 м, что теоретически позволит принимать самолеты Boing 747 и Airbus A 380), а на середину октября 2021 г. еще только находились в стадии реализации проекты по созданию систем топливного обеспечения и резервного питания, а также метеобазы [10; 73]. Поэтому в данный момент жители упомянутых трех областей вынуждены пользоваться аэропортами Захедана и Ираншахра, до которых им приходится добираться на автомобиле, хотя статистика смертельных ДТП на соответствующих трассах исключительно высока [30]. Во-вторых, достаточно высокая степень террористической угрозы. Так, например, 21 марта 2021 г. на одной из площадей г. Сараван неизвестная террористическая группировка привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва погиб один человек, трое получили ранения [3]. В-третьих, общая нестабильность, обусловленная тем, что Сараван является не только одним из наиболее оживленных районов контрабанды топлива, но и важным звеном наркотрафика из Пакистана, в борьбе с которым участвуют полиция по борьбе с оборотом наркотиков, пограничные войска и КСИР. Объёмы конфискованных наркотических средств наглядно показывают масштабы незаконной деятельности. Например, в сентябре 2020 г. в районе Максухте была обезврежена банда наркодельцов, изъято 1273 кг 600 г наркотиков (1222 кг 400 г опиума и 15 кг 200 г гашиша) [19], в первой половине ноября 2020 г. здесь же было изъято 4026 кг 615 г наркотиков (3702 кг 610 г опиума и 324 кг 5 г других видов) [23], в начале января 2021 г. в этом же районе было изъято 6160 кг опиума и 439 кг гашиша (тор-
говцы скрылись) [51]. В первой декаде января 2021 г. в районе Ас-пич1 были задержаны пять участников банды торговцев наркотиками, у которых изъяли 829 кг 690 г опиума. Остальным членам банды удалось скрыться [42]. В начале марта 2021 г. в Максухте был обнаружен склад 1020 кг 500 г наркотиков (397 кг морфина, 537,5 кг опиума, 86 кг гашиша) [40]. Во второй половине мая 2021 г. в Сараване после трехчасовой перестрелки была задержана банда из трех человек, изъято 367 кг 200 г амфетамина [14]. 25 июня 2021 г. в районе Кухак были задержаны два контрабандиста, у которых обнаружили 1096 кг 800 г опиума [38]. В середине ноября 2021 г. в результате обысков двух квартир в Максухте было обнаружено 1177 кг 950 г наркотиков (1046 кг 200 г опиума, 131 кг 750 г амфетамина) [39]. В первой половине октября 2021 г. была задержана банда наркоторговцев, у которой изъяли 476 кг 700 г наркотиков (383 кг 200 г опиума, 70 кг 500 г гашиша и 23 кг метамфета-мина [41].
Вместе с тем ряд исследователей констатирует улучшение качественных характеристик социального капитала среди сельских жителей центрального района шахрестана Сараван, способствующее большей устойчивости социальной безопасности: сохранение языковых моделей, традиционного образа жизни, религии и идентичности, снижение конфликтов между сельскими жителями, снижение употребления наркотиков среди молодежи, расширение контактов с иными национальными и религиозными группами, сотрудничество сельских жителей с пограничниками и органами внутренних дел в рамках борьбы с контрабандой и незаконным пересечением границы. Тем не менее проблемы, от которых регион страдает долгие годы, сохраняются, и для их решения по-прежнему актуальны уже всем хорошо известные и понятные меры -необходимость капиталовложений, облегчение условий и активизация приграничной торговли, вверение губернаторам приграничных провинций особых полномочий, создание новых источников дохода, способных конкурировать с контрабандой, искоренение
1 Аспич - деревня в дехестане Хоуме Центрального бахша шахрестана Сараван. Согласно переписи населения 2016 г., в ней проживали 2819 человек -URL: https://www.amar.org.ir/1395 - ^.^/¿^л j ^jij-^j^e-^jU^ju Jlu-^ jj^-Crtajniqu^j&ij-Aj-i'nT«^/^ jL^i ju (дата обращения: 13.12.2021).
50
дискриминации местного населения при приеме на государственную службу, а также улучшение ситуации в сельском хозяйстве и скотоводстве [5, с. 284-285; 12, с. 70-71; 31, с. 28-29; 71]. Определенные шаги для решения проблем предпринимаются (развитие дорожной инфраструктуры, геологоразведочные работы и разработка новых месторождений полезных ископаемых, проекты по развитию сельского хозяйства), однако степень их эффективности неодинакова: например, разработка уже разведанных месторождений замораживается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры (подъездные пути, электрификация и т.д.) или невозможности привлечь необходимые инвестиции. Удастся ли центральной и местной властям исправить подобный дисбаланс, покажет будущее.
Список литературы
1. Абдаллахи М. Тафтан = Тафтан // Данеш-наме-йе джахан-е ислам. - URL: https://rch.ac.ir/article/Details/11014 (дата обращения: 04.01.2022). - Яз. фарси [здесь и далее. - Прим. ред.]
2. Алави Н.Х. Краткий обзор социально-политического положения Саравана на современном этапе = Негах-и бе оуза-йе сийаси-эджтемаи-йе Сараван дар до-уре-йе моасер // Пажухеш-наме-йе тарихха-йе махалли-йе Иран. - 2020. - Т. 8, № 1. - С. 123-144.
3. Амалийат-е теруристи дар Сараван йек коште ва се маджрух бар джай гозашт = Теракт в Сараване: один человек погиб, трое получили ранения. - URL: https://tejaratnews.com (дата обращения: 04.01.2022).
4. Амар-е расанеха-йе моанед дар хосус-е коштеха-йе хадесе-йе Сараван доруг буд = Данные враждебных СМИ относительно числа погибших во время инцидента в Сараване - ложь. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5156288 (дата обращения: 05.01.2022).
5. Амини А., Дахани М., Файзи Ш. Влияние пограничного статуса на устойчивость развития сельских районов. Ситуационное исследование: сельские районы центрального бахша Бампошт шахрестана Сараван = Арзйаби-йе таасир-е моукейат-е марзи бар пайдари-йе тоусее дар навахи-йе рустайи. Моуред-е мо-талее: манатек-е рустайи-йе бахш-е марзи-йе Бампошт аз тавабе-йе шахре-стан-е Сараван // Джографйа ва тоусее. - 1400 (2021). - № 62. -С. 271-294.
6. Аташ-е зир-е хакестар дар Сараван: амбашт-е газуиль дар хане-йе рустаийан = Тлеющий огонь: склад дизельного топлива в сельском доме. - URL: https://www.hamshahrionline.ir/news/596366 (дата обращения: 05.01.2022).
7. Аусат Хашеми: эмкан-е хата-йе энсани дар бархорд ба сухтбарха воджуд да-рад = Аусат Хашеми: в столкновении с перевозчиками топлива мог иметь ме-
сто человеческий фактор. - URL: http://www.tabnaksistanbaluchestan.ir/fa/news/ 944011 (дата обращения: 06.01.2022).
8. Афшар Систани И. Белуджистан и его древняя цивилизация = Балучестан ва тамаддон-е дирине-йе ан. - Тегеран, 1371 (1992). - 522 с.
9. Ашнайи ба кух-е Бирк - Систан ва Балучестан = Гора Бирк - Систан и Белуджистан. - URL: https://www.hamshahrionline.ir/news/479095 (дата обращения: 04.01.2022).
10. Баздид-е остандар-е виже-йе Систан ва Балучестан аз форудгах-е Шохада-йе Сараван = Губернатор провинции Систан и Белуджистан побывал в сараван-ском аэропорту «Шохада». - URL: http://news.mrud.ir/news/98972 (дата обращения: 08.01.2022).
11. Баззи К., Хатам Г-А. Мифоанализ петроглифов из Нахука (Сараван) и бытование мифа в современной жизни региона = Остурекави-йе накуш-е сангнега-реха-йе Нахук-е Сараван ва барраси-йе хозур-е ан дар зендеги-йе энсан-е эмруз-е мантаке // Накшмайе, 1392 (2014). - № 17. - С. 7-15.
12. Базрафшан Дж., Туланинежад М. Анализ влияния социального капитала на поддержание устойчивой безопасности деревень приграничных районов центрального бахша шахрестана Сараван = Тахлил-е асарат ва каркярдха-йе сармайе-йе эджтемаи дар амнийат-е пайдар-е рустаха-йе манатек-е марзи-йе бахш-е маркязи-йе шахрестан-е Сараван // Тахкикат-е карборди-йе улум-е джографйайи. - 1395 (2016). - № 41. - С. 55-76.
13. Бамери Ф. Захват сараванского рынка иностранцами на фоне отсутствия контроля со стороны чиновников = Бамери Ф. Тасхир-е базар-е Сараван тавассот-е атба-йе хареджи дар набуд назарат-е масулан. - URL: https://www. mehrnews.com/news/5032680 (дата обращения: 05.01.2022).
14. Банд-е бозорьг-е варедат-е мавад-е мохаддер-е санати дар Систан ва Балуче-стан монхадем шод = В провинции Систан и Белуджистан уничтожена крупная банда, занимавшаяся контрабандой наркотиков промышленного производства. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5216669 (дата обращения: 06.01.2022).
15. Бахребардари аз нохостин кархане-йе аджор-е шиль-е джонуб-е шарк-е ке-швар дар Сараван = В Сараване запущен первый на юго-востоке страны завод по производству сланцевого кирпича. - URL: http://zahedan.irib.ir (дата обращения: 07.01.2022).
16. Бахребардари-йе маадан-е манганез-е Эспаке-йе Сараван = Разработка марганцевого месторождения в Эспаке (Сараван). - URL: https://www.asrehamoon. ir/fa/doc/news/96196 (дата обращения: 29.12.2021).
17. Бахребардари-йе расми аз бахшха-йе бимарестан-е Иранмехр-е Сараван = Официальный ввод в эксплуатацию лечебных отделений сараванской больницы «Иранмехр». - URL: https://behdasht.gov.ir/230324 (дата обращения: 29.12.2021).
18. Бахш-е Джалк-е шахрестан-е Сараван бе шахрестан-е Гольшан эртека йафт = Бахш Джалк шахрестана Сараван возведен в статус шахрестана <с наимено-
ванием> Гольшан. - URL: https://www.farsnews.ir/my/c/50709 (дата обращения: 07.01.2022).
19. Биш аз йек тон-е анва-йе мавад-е мохаддер дар Сараван кяшф шод = В Сара-ване обнаружено больше тонны наркотических веществ. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5027201 (дата обращения: 07.01.2022).
20. В ООН осудили убийство водителей грузовиков с топливом в Иране. - URL: https://news.un.org/ru/story/2021/03/1398072 (дата обращения: 05.01.2022).
21. Гафлят-е масулан аз джаддеха-йе марг дар Сараван: адам-е тахсис-е этебарат мане-йе асли-йе пишрафт-е пружеха-ст = Чиновники игнорируют дороги смерти в Сараване: отсутствие финансирования - основное препятствие на пути продвижения проектов. - URL https://www.tasnimnews.com/fa/news/ 1399/05/20/2323140 (дата обращения: 06.01.2022).
22. Горгич С-А., Камбари С., Табибнийа С.Х. Снижение незаконного захвата земель и городской маргинализации как результат реализации целевых проектов развития сельских районов. Ситуационное исследование: пригороды г. Сараван (от Дезака до Аспича) = Горгич С-А., Камбари С., Табибнийа С.Х. Барраси-йе асар-е эджра-йе тархха-йе хади-йе рустайи бар кахеш-е тасарро-фот-е арази ва хашийенешини-йе шахрха. Намуне-е пажухеш: рустаха-йе хо-уме-йе шахр-е Сараван (Дезак та Аспич) // Барнамеризи-йе фазайи. -1399 (2020). - Т. 10, № 3. - С. 98-117.
23. Даргири-йе мосалляхане-йе марзбани ба аза-йе банд-е бозорьг-е качак-е ма-вад-е мохаддер дар Сараван/4 тон-е мавад-е афийуни аз качакчийан кяшф шод = Вооруженное столкновение пограничников в Сараване с членами крупной наркобанды. Изъято 4 тонны опиатов. - URL: https://www.tasnimnews.com/fa/ news/1399/08/22/2388069 (дата обращения: 06.01.2022).
24. Дахмарде Х. Контрабанда топлива в провинции Систан и Белуджистан после введения квоты на бензин = Дахмарде Х. Качак-е сухт дар Систан ва Балуче-стан пас аз сахмийебанди-йе бензин. - URL: https://www.irna.ir/news/83595085 (дата обращения: 07.01.2022).
25. Деразехи К. Красная гора - символ стойкости населения приграничных районов бахша Бампошт = Деразехи К. Кух-е сорх намад-е эстекамат-е мардом-е марзи-йе бахш-е Бампошт. - URL: https://mayarjal.ir/fa/news/482 (дата обращения: 29.12.2021).
26. Джографйа-йе шахрестан-е Сараван = География шахрестана Сараван. - URL: https://gsi.ir/zahedan/fa/page/2945 (дата обращения: 6.01.2022).
27. Доулят-е мардоми ва талаш-е 100 рузе дар Систан ва Балучестан = Народное правительство и <программа первой> «стодневки» в провинции Систан и Белуджистан. - URL: https://www.irna.ir/news/84567066 (дата обращения: 06.01.2022).
28. Жители иранского Серавана начали антиправительственные протесты из-за ужасающей нищеты. - URL: https://www.mk.ru/incident/2021/02/24/zhiteli-irans kogo-seravana-nachali-antipravitelstvennye-protesty-izza-uzhasayushhey-nishhety.html (дата обращения: 08.01 .2022).
29. Зульфекари Ф., Хосрови Х. Оценка интенсивности процесса опустынивания в области Сараван согласно модели IMDPA = Зульфекари Ф., Хосрови Х. Ар-зйаби-йе шеддат-е бийабанзайи-йе мантаке-йе Сараван ба эстефаде аз модел-е IMDPA // Джографйа ва барнамеризи-йе мохити. - 1395 (2016). - Т. 27, № 2. -С. 87-102.
30. Иранманеш Заранди М. Аэропорт Саравана обладает необходимым оснащением, но практически не работает = Форудгах-е Сараван моджаххаз амма ни-ме таатиль. - URL: https://www.iribnews.ir/fa/news/2493713 (дата обращения: 08.01.2022).
31. Карим-заде М. Факторы, обуславливающие совершение контрабанды товаров, и их влияние на экономику пограничного шахрестана Сараван = Барраси-йе авамел-е моассер бар качак-е кала ва таасир-е ан бар эктесад-е шахрестан-е марзи-йе Сараван // Энтезам-е эджтемаи. - 1395 (2016). - Т. 8, № 2. - С. 17-31.
32. Карим-заде М. Факторы, не позволяющие белуджским женщинам заниматься предпринимательской деятельностью = Барраси-йе маване-йе карафарини-йе занан-е балуч-е шахрестан-е Сараван // Моталеат-е эджтемаи-раваншенахти-йе занан. - 1398 (2019). - Т. 17, № 2. - С. 7-34.
33. Кухак фаальтар аз гозаште хахад буд = Кухак будет работать эффективнее. -URL: https://www.iribnews.ir/fa/news/3227529 (дата обращения: 8.01.2022).
34. Кухха ва гарха-йе остан-е Систан ва Балучестан = Горы и пещеры остана Систан и Белуджистан. - URL: http://golshn12.blogfa.com/post/2949 (дата обращения: 29.12.2021).
35. Кямбуд-е 14 хезар моаллем дар Систан ва Балучестан = В провинции Систан и Белуджистан не хватает 14 000 учителей. - URL: https://www.isna.ir/news/ 97111005336 (дата обращения: 07.01.2022).
36. Кямбудха-йе шарайат-е феели-йе остан-е Систан ва Балучестан аз забан-е намайанде-йе Сараван = Представитель Саравана <в иранском парламенте> о современных нуждах провинции Систан и Белуджистан. - URL: https://www. isna.ir/news/1400042719085 (дата обращения: 07.01.2022).
37. Кяшф-е биш аз 170 хезар литр-е сухт-е качак дар Систан ва Балучестан = В провинции Систан и Белуджистан обнаружено больше 170 000 литров контрабандного топлива. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5148997 (дата обращения: 07.01.2022).
38. Кяшф-е биш аз йек тон-е мавад-е мохаддер дар Сараван = В Сараване обнаружено больше тонны наркотиков. - URL: https://www.mehrnews.com/news/ 5245128 (дата обращения: 07.01.2022).
39. Кяшф-е биш аз йек тон-е мавад-е мохаддер дар Систан ва Балучестан = В провинции Систан и Белуджистан обнаружено больше тонны наркотиков. -URL: https://www.irna.ir/news/84481335 (дата обращения: 10.01.2022).
40. Кяшф-е биш аз йек тон-е мавад-е мохаддер дар джонуб-е шарк-е кешвар = На юго-востоке страны обнаружено больше тонны наркотиков. - URL: https://www.pana.ir/news/1169416 (дата обращения: 10.01.2022).
41. Кяшф-е 476 килуграм-е мавад-е мохаддер дар Систан ва Балучестан = В провинции Систан и Белуджистан обнаружено 476 кг наркотиков / Дастгири-йе
4 качакчи. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5327279 (дата обращения: 10.01.2022).
42. Кяшф-е 829 килу-йе мавад-е мохаддер дар амалийат-е такаваран-е полис-е Систан ва Балучестан = В ходе операции полицейского спецназа в провинции Систан и Белуджистан обнаружено 829 кг наркотиков. - URL: https://www. mehrnews.com/news/5119612 (дата обращения: 10.01.2022).
43. Мардом-е Систан ва Балучестан бара-йе дарман-е коруна бе Пакестан мира-ванд = Жители провинции Систан и Белуджистан ездят лечиться от коронави-руса в Пакистан. - URL: https://www.rfi.fr/fa/20210717 (дата обращения: 10.01.2022).
44. Факторы развития депрессии у больных бета-талассемией, обратившихся в Центр по лечению талассемии шахрестана Сараван с 21 марта 2017 г. по 20 марта 2018 г. = Афсордеги ва авамел-е муассер бар ан дар бимаран-е моб-тала бе бета талассеми-йе мажур-е мораджееконанде бе Маркяз-е талассеми-йе шахрестан-е Сараван дар сал-е 1396 / Масинаинежад Н., Мохаммад А.А., Аллахйари Дж., Замани Афшар М. // Хун XII. - 1398 (2019). - № 2. - С. 75-81.
45. Моаррефи-йе базарчеха-йе марзи дар остан-е Систан ва Балучестан ба Паке-стан [Приграничные рынки на границе с Пакистаном в остане Систан и Белуджистан]. - URL: https://economic.mfa.ir/portal/newsview/43774 (дата обращения: 10.01.2022).
46. Моаррефи-йе шахрестан-е Сараван = Шахрестан Сараван: общие сведения. -[2016]. - URL: https://www.sbportal.ir/fa/cities/saravan (дата обращения: 10.01.2022).
47. Моаррефи-йе шахрестан-е Сараван = Шахрестан Сараван: общие сведения. -[2019]. - URL: https://www.sbportal.ir/fa/news/5459 (дата обращения: 05.01.2022).
48. Моджтахедпур Й. Тафтан // Даират аль-маареф-е бозорг-е ислами. - URL: https://www.cgie.org.ir/fa/article/239663 (дата обращения: 05.01.2022).
49. Модир-е амел-е Эттехадийе-йе гольханедаран-е Йазд: хахан-е дарйафт-е газу-иль-е литр-и 16,5 туман та пайан-е фасл-е бардатш-им = Исполнительный директор Союза тепличников г. Йазд: «Мы хотим получать дизельное топливо по 16,5 тумана за литр до конца сезона сбора урожая». - URL: https://www. isna.ir/news/8910-00630 (дата обращения: 05.01.2022).
50. Моталеат-е абрасани бе 90 руста-йе бахш-е Бампошт-е Сараван анджом шоде-аст = Произведены расчеты по обеспечению водой 90 деревень сараванского бахша Бампошт. - URL: https://www.irna.ir/news/84111649 (дата обращения: 05.01.2022).
51. Наками-йе качакчийан дар энтекал-е махмуле-йе бозорг-е мавад-е мохаддер бе кешвар = Неудачная попытка контрабандистов переправить вглубь страны крупную партию наркотиков. - URL: https://www.mojnews.com/360995 (дата обращения: 28.12.2021).
52. Рахха-йи ке бе бирахе мираванд = Пути, ведущие в никуда. - URL: http://www.qudsonline.ir/news/594788 (дата обращения: 5.01.2022).
53. Ревайат-и дигяр аз маджара-йе «Сараван» = Альтернативная версия «сараван-ского инцидента». - URL: https://www.isna.ir/news/99120906542 (дата обращения: 07.01.2022).
54. Рудхане-йе Машекиль = Река Машекиль. - URL: https://seeiran.ir (дата обращения: 10.01.2022).
55. Санае-йе дасти ва накш-е ан дар эктесад-е ханевар = Народные промыслы и их роль в экономике домохозяйства. - URL: https://www.irna.ir/news/84360374 (дата обращения: 05.01.2022).
56. Сар та пийаз-е эттефакат-е Сараван = Сараванские события от а до я. - URL: https://www.eghtesadnews.com/395534 (дата обращения: 28.12.2021).
57. Сараван. - URL: https://www.tarafdari.com/node/1863202.
58. Сараван 218 кудак-е бимар-е талассеми дарад = В Сараване зарегистрировано 218 детей больных талассемией. - URL: https://www.farsnews.ir/news/ 8604050184 (дата обращения: 07.01.2022).
59. Сараван дар тоулид-е гушт-е сефид ходкяфа шод/Тоулид-е салане-йе 50 хезар тон-е хорма Сараван добился самодостаточности в производстве белого мяса/Производство 50 000 т фиников в год. - URL: https://www.mehrnews.com/ news/448219 (дата обращения: 07.01.2022).
60. Саранджам-е тарх-е «Раззак» че шод? = Чем закончился проект «Раззак»?. -URL: https://www.epe.ir/News/24208 (дата обращения: 07.01.2022).
61. Сасанпур Ф. Джалк // Данеш-наме-йе джахан-е ислам. - URL: https://rch.ac.ir/ article/Details/10195 (дата обращения 08.12.2021).
62. Таамин-е сухт-е качак-е манатек-е марзи аз останха-йе маркязи = Поставки контрабандного топлива в приграничные районы из центральных останов. -URL: https://epe.ir/News/21632 (дата обращения: 08.12.2021).
63. Тарихче-йе бимарестан[-е Рази] = Краткая история больницы <«Рази»>. -URL: https://razi.zaums.ac.ir/39170.page (дата обращения: 08.12.2021).
64. Тасвиб-наме дар хосус-е таксимат-е кешвари дар шахрестан-е Сараван-е остан-е Систан ва Балучестан = Постановление об административном делении в шахрестане Сараван остана Систан и Белуджистан. - URL: https://rrk.ir/ Laws/ShowLaw.aspx?Code=22723 (дата обращения: 11.12.2021).
65. Тасвиб-наме дар хосус-е эслахат-е таксимат-е кешвари дар остан-е Систан ва Балучестан. Шахрестан-е Сараван ва Сарбаз = Постановление об изменении административного деления в остане Систан и Белуджистан. - URL: https://rc.majlis.ir/fa/law/show/135007 (дата обращения: 09.12.2021).
66. Тафтан: зарфийат-йе гярдешгяри-йе нашенахте-йе Систан ва Балучестан = Тафтан: неисследованный потенциал провинции Систан и Белуджистан в сфере туризма. - URL: https://www.irna.ir/news/83901706 (дата обращения: 08.12.2021).
67. Тафтан кух-е зийарат = Тафтан - гора паломничества. - URL: https://www. isna.ir/news/91050402386 (дата обращения: 08.12.2021).
68. Тахтха-йе бахш-е коруна дар Сараван такмиль шод = Свободные койки в ко-видном отделении в Сараване закончились. - URL: https://donya-e-eqtesad. com/3779777 (дата обращения: 28.11.2021).
69. Ташрих-е маджара-йе даргири дар марз-е Сараван аз шайеэ та вакейат = Анатомия столкновения на границе в Сараване: от слухов к реальности. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5154625 (дата обращения: 07.01.2022).
70. Тоулид-е 3 хезар ва 690 тон-е гушт-е морг дар шахрестан-е Сараван = В Сара-ване произведено 3690 т мяса птицы. - URL: https://www.mehrnews.com/ news/5124889 (дата обращения: 07.01.2022).
71. Фааль кярдан-е теджарат-е марзи моуджеб-е эштегальзайи дар Систан ва Ба-лучестан мишавад = Активизация приграничной торговли будет способствовать росту занятости в провинции Систан и Белуджистан. - URL: https://www.mehrnews.com/news/5350106 (дата обращения: 12.01.2022).
72. Фарханг-е джографйайи-йе Иран (абадиха). = Географический словарь Ирана (населенные пункты). - [Б. м.] : Энтешерат-е Дайере-йе джографйайи-йе Се-тад-е артеш, 1332 (1953). - Джелд 8, Остан 8 : Керман и Мекран.
73. Форудгах-е Сараван мах-е айанде бе бахребардари мирасад =Аэропорт Сара-вана будет сдан в эксплуатацию в следующем месяце. - URL: https://www.isna.ir/news/00061683746 (дата обращения: 07.01.2022).
74. Хаме анче ке байад дарбаре-йе тарх-е Раззак беданид. Хадаф-йе тарх-е Раззак чист? = Всё, что вам необходимо знать о проекте «Раззак». Какова цель проекта «Раззак»? - URL: https://www.ana.press/news/571984 (дата обращения: 07.01.2022).
75. Хафтад-о пандж дарсад аз арази-йе аби-йе Сараван вабасте бе аб-е канат-аст = 75% орошаемых земель в Сараване зависит от системы канатов. - URL: https://www.mehrnews.com/news/4679163 (дата обращения: 07.01.2022).
76. Хернашки Х. Факторы, способствующие контрабанде топлива в остане Си-стан и Белуджистан = Барраси-йе авамел-е муассер бар качак-е сухт дар остан-е Систан ва Балучестан // Данеш-е энтезами-йе Систан ва Балучестван. - 1399 (2020). - № 35. - С. 1-25.
77. Хифдах хезар тест-е коруна дар Сараван аз эбтеда-йе сал-е джари анджам шоде-аст = С начала текущего года в Сараване выполнено 17 000 тестов на коронавирус. - URL: https://www.irna.ir/news/84457494 (дата обращения: 7.01.2022).
78. Худуд аль-алам мин аль-машрик ила-ль-магриб. Ке бе сал-е 372-е хеджри-йе камари талиф шоде-аст = Границы мира от востока до запада / Бе кушеш-е доктор Манучехр Сотуде. - Тегеран : Кетабхане-йе Тахури, 1362 (1983). -252 с.
79. Шарафи Х., Шакур А., Деразехи Й. Краткий анализ факторов, влияющих на контрабанду товаров в сельских районах приграничного шахрестана Сараван = Тахлил-и бар качак-е кала ва авамел-е муассер бар ан дар рустаха-йе шахре-стан-е марзи-йе Сараван // Барнамеризи-йе мантакеи. - 1399 (2020). - № 37. -С. 63-76.
80. Шешсад хектар аз нахлестанха-йе Сараван говахи-йе хорма-йе органик дарйафт кярданд = На 600 га финиковых рощ Саравана получен органический сертификат. - URL: https://www.mehrnews.com/news/4694854 (дата обращения: 02.01.2022).
81. Эблаг-е доулят ру-йе замин монд / Шеркят-е пахш шир-е газуиль-е «тарх-е Раззак»-ра баст = Заявление правительства повисло в воздухе. Компания по распределению перекрыла кран подачи дизельного топлива проекта «Раззак». -URL: https://www.mehrnews.com/news/5155547 (дата обращения: 04.01.2022).
82. Эбрахим-заде И., Хафез Реза-заде М., Дараи М. Рынки приграничных городов -окно для развития городского туризма. Ситуационное исследование: остан Систан и Белуджистан = Базарчеха-йе шахрха-йе марзи дариче-и бе тоусее-йе гярдешгяри-йе шахри. Моталее-йе моуреди: остан-е Систан ва Балучестан // Хамайеш-е мелли-йе шахрха-йе марзи ва амнийат: чалешха ва рахйафтха. -Данешгах-е Систан ва Балучестан. - 1391 (2012). - 30 ва 31 фарвардин. -С. 19-32.
83. Эзафе шодан-е 2 шахрестан-е джадид бе Систан ва Балучестан = В провинции Систан и Белуджистан создано два новых шахрестана. - URL: https://www. isna.ir/news/1400042820054 (дата обращения: 07.01.2022).
84. Эмами С. Повесть о Сараване = Дастан-е Сараван. - URL: https://farhikhtegan daily.com/news/52127 (дата обращения: 02.01.2022).
85. Эфтетах-е бимарестан-е Иранмехр-е Сараван ба хозур-е вазир-е бехдашт = Открытие в Сараване больницы Иранмехр: на церемонии присутствовал министр здравоохранения. - URL: https://www.iribnews.ir/fa/news/3162652 (дата обращения: 09.01.2022).
86. Эфтетах-е 8 тарх-е бахш-е кешаварзи дар Сараван = Сдача 8 проектов в сельскохозяйственном секторе в Сараване. - URL: https://www.mehrnews.com/ news/4705343 (дата обращения: 07.01.2022).