ГЕОПОЛИТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Дарья ХАРИТОНОВА
геополитическое и геоэкономическое
положение макрана и его сотрудничество со странами шос
в энергетической сфере
С учётом начала новой эры в энергетике в развивающихся экономиках государств Южной и Восточной Азии и постепенного перехода на более экологически чистые источники энергии (например, на природный газ) всё большее значение имеют новые транспортно-энергетические маршруты. Особое значение приобретает побережье Макрана, которое, по мнению автора, повысит своё геополитическое и геостратегическое значение в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Во многом этому будет способствовать соперничество двух азиатских держав — Китая и Индии, которые реализуют транспортные и инфраструктурные проекты на территории Макрана.
В частности, Нью-Дели принимает участие в развитии морского глубоководного порта Чахбехар. Пекин, в свою очередь, реализует крупнейший транс-портно-инфраструктурный проект «Китайско-пакистанского экономического коридора» на территории Пакистана с выходом к глубоководному морскому порту Гвадар. Однако развитие данных проектов имеет переменный успех, который определяется множеством факторов. Если развитие иранского порта в основном зависит от его дальнейшего финансирования, то в развитии пакистанского порта на первый план выходят вопросы безопасности и системной борьбы с терроризмом и сепаратизмом на территории провинции Белуджистан.
Несмотря на это, на побережье Макрана присутствует потенциальная возможность реализации энергетических проектов—магистральных газопроводов «Мир», «Иран — Пакистан — Индия», развитие МГП «Север — Юг» в Пакистане. Автор отмечает, что мировой тренд по поставкам сжиженного природного газа коснулся и южноазиатских стран. Индия и Пакистан полагают, что получение
ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна, заместитель заведующего Отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Полянка 7/10 стр. 3. E-mail: dariahar09@gmail.com. SPIN-код: 7555-4681
Ключевые слова: Пакистан, Россия, энергетика, нефть, природный газ, сотрудничество, СПГ, МГП «Иран — Пакистан — Индия», экономика.
СПГ по спотовым поставкам более выгодно, чем заключение долгосрочных контрактов ввиду нестабильности мировых цен на энергетические ресурсы и использования относительно небольших объёмов газа в настоящее время. Тем не менее, решение Ираном и Пакистаном внутренних вопросов безопасности на территории Макрана существенно повысит его имидж как нового транспортного и энергетического хаба.
Введение
В связи с высокой динамикой и непредсказуемостью развития международных отношений всё большее значение приобретают эффективные транспортные коммуникации, которые могут обеспечить альтернативные маршруты поставки энергетических ресурсов. В Южной Азии интерес к альтернативным маршрутам проявляют нетто-импортёры Индия и Пакистан, которые экспортируют большую часть энергетических ресурсов (нефть и природный газ). С помощью Пакистана другой азиатский нетто-импортёр энергетических ресурсов Китай стремится также обеспечить альтернативные маршруты поставок, реализуя при этом на территории исламской республики крупный транспортно-инфраструктурный проект «Китайско-пакистанский экономический коридор» (КПЭК). Его развитие происходит в рамках китайской концепции «Сообщества единой судьбы» и глобальной экономической инициативы «Один пояс — один путь», озвученных Председателем Коммунистической партии Китая (КПК) С. Цзинь-пином в 2013 г. С того момента, географическая зона Макрана* входит в интересы китайского руководства. Это означает, что в среднесрочной перспективе полупустынная прибрежная полоса, расположенная вдоль побережья Аравийского моря и Оманского залива, приобретёт существенный геополитический вес и международное значение.
Геополитическое и геоэкономическое положение Макрана
Побережье Макрана имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение не только для стран Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии, но и для такой крупной азиатской державы, как Китай (см. рис.). Несмотря на стратегическое положение Макрана относительно мировых транспортных энергетических коммуникаций, инфраструктура его побережья до сих пор не сильно развита. Отчасти это связано с географическим
* Макран представляет собой узкую прибрежную полосу побережья Индийского океана, которая расположена к западу от г. Джаска (провинция Хормозган в Иране), далее в провинции Белуджистан до района Ласбела, неподалёку от г. Карачи в Пакистане. Из 1000 км береговой линии Макрана около 750 км находится в Пакистане. В данную зону входят два стратегических морских порта — иранский Чахбехар и пакистанский Гвадар.
фактором, его большой протяжённостью вдоль побережья Аравийского моря. Однако в данном регионе есть и другие значимые факторы, которые препятствуют его успешному развитию. Тем не менее владение конкурентными преимуществами в данном регионе в виде морских глубоководных портов даёт их обладателям (региональным державам) не только экономические выгоды, но и геополитическое преимущество. В этой связи в зоне Макрана представляют значительный интерес иранский морской порт Чах-бехар и пакистанский морской порт Гвадар.
Чахбехар является единственным глубоководным морским портом Ирана, который имеет выход в Индийский океан. Стратегическое военно-политическое и экономическое положение Чахбехара определяет заинтересованность Исламской Республики Иран (ИРИ) в его непосредственном развитии. Его освоение сопряжено с иранской стратегией развития побережья Макрана, в рамках которой реализуется строительство крупного нефтехимического комплекса в районе города Джаск. Порт Чахбехар состоит из двух отдельных портов — Шахид Калантари и Шахид Бехешти. Модернизация порта Шахид Бешехти началась в 2007 г., в тот момент его мощность была увеличена до 8,5 млн т грузов в год.
1 Морские транспортные коммуникации в Азии // https://Lpinimg.com/originals/01/dd/ 82/01dd8256ae75cc1ee7d26fa95395a992.jpg, дата обращения 11.03.2020.
В 2016 г. Индия, Афганистан и Иран подписали Трёхстороннее соглашение о транзите и торговле. Реализация данного соглашения предусматривает финансирование Нью-Дели строительства и введения в эксплуатацию порта Шахид Бехешти в Чахбехаре (два терминала и пять причалов), а также в течение 10 лет ведение оформления и обработки грузов. Соглашение о намерениях предоставляет и законодательную базу для отправки товаров в Афганистан. Документом также предусмотрено строительство железной дороги, которая соединит район месторождения железа Хаджигак в афганской провинции Бамиан с портом Чахбехар [ Стобдан, 2018]. Отметим, что в тот момент Индия открыла кредитную линию на развитие порта Шахид Бехешти в размере 500 млн долл.
В настоящее время через порт ежегодно проходит свыше 8,5 млн т грузов, и Тегеран намерен значительно увеличить показатели к 2024 г. В феврале 2018 г. в ходе визита президента Ирана Х. Роухани в Нью-Дели было подписано соглашение о передаче в аренду индийской стороне порта Шахид Бехешти. Отметим, что 26 декабря 2018 г. Иран на основании Чахбе-харского соглашения передал порт Шахид Бехешти под оперативное управление индийской компании Indian Ports Global Ltd (IPGL) на срок до 18 месяцев с возможностью пролонгации до 10 лет2.
Одновременно с этим Индия провела технико-экономическое обоснование (ТЭО) и открыла кредитную линию для строительства железнодорожных путей в Иране до административного центра провинции Систан и Белуджистан города Захедан. По мнению эксперта индийского Института оборонных исследований и анализа Ф. Стобдана полная реализация проекта строительства порта в Чахбехаре и железнодорожных путей в провинции Систан и Белуджистан, не может быть в полной мере завершена без участия в проектах республик Центральной Азии [ Стобдан, 2018].
Необходимо заметить, что в геополитическом плане Индия рассматривает иранский порт Чахбехар как возможность прямого доступа к природным ресурсам и рынкам товаров государств Центральной Азии и Афганистана ввиду динамичного экономического развития Индии. На данный момент товарооборот Индии с Центральной Азией не высокий и составляет около 1 млрд долл. Для качественного подъёма товарооборота необходимо наладить бесперебойное и безопасное транспортное сообщение. Это позволит обойти Пакистан, с которым Индия находится в конфликте и стать международной транспортно-экономической альтернативой китайскому проекту «Один пояс — один путь».
Для стран Центральной Азии развитие порта Чахбехар и строительство в будущем железнодорожной ветки в его направлении по коридору «Чахбе-
2 Иран передал Индии в оперативное управление часть порта Чахбехар // https://regnum. ru/news/economy/2545523.html, дата обращения 02.02.2020.
хар — Ираншехр — Захедан — Мешхед» с выходом на туркменскую границу позволит сделать не только кратчайший сухопутный маршрут доставки грузов для морских перевозок, но и активизировать экономическое сотрудничество с Южной Азией. Отметим, что с открытием порта в Чахбехаре Узбекистан уже проявил интерес к выходу к Индийскому океану, заключив сделку с афганскими железными дорогами всего через два дня после открытия терминала Шахид Бехешти. Во многом это связано с внешнеполитической стратегией Республики Узбекистан при новом президенте Ш. Мир-зиёеве и стремлении центральноазиатской республики выступить в качестве регионального лидера.
Иран, свою очередь, рассматривает морской порт Чахбехар как крупный военно-политический (военная база Корпуса Стражей Исламской революции) и торговый центр (альтернатива мелководного морского порта Бен-дер-Аббас). В зоне Макрана Тегеран также реализует другой проект — международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», который в перспективе обеспечит поставки индийских товаров через Иран, Азербайджан и Россию в Европу. Два проекта (МТК «Север — Юг» и проектируемый транзитный коридор в Центральную Азию из Чахбехара) в долгосрочной перспективе могли бы быть объединены в единую транспортную сеть. Согласно некоторым экспертным оценкам, со вводом в эксплуатацию порта в Чахбехаре и МТК «Север — Юг» товарооборот Индии и Евразии может вырасти до 170 млрд долл. (60,6 млрд долл. — экспорт, 107,4 млрд долл. — импорт) [Стобдан, 2018]. Всё это повышает геоэкономическое значение морского порта Чахбехар и создаёт альтернативную китайской инициативе «Один пояс — один путь» сеть международных транспортных коммуникаций с перспективами поставок энергетических ресурсов. Тем не менее по сравнению с пакистанским морским портом Гвадар финансирование иранского порта Чахбехар остаётся на низком уровне.
В 2015 г. между Китаем и Исламской Республикой Пакистан (ИРП) было подписано соглашение о создании КПЭК, который направлен на соединение Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР с морским глубоководным портом Гвадар через всю территорию Пакистана с помощью разветвлённой сети шоссейных и железнодорожных дорог. КПЭК является составной частью глобальной инициативы Пекина «Один пояс — один путь». Его реализация включает различные экономические и транспортно-инфраструктурные проекты, которые соединят отдалённые западные города КНР с пакистанскими портами. Стоимость проекта КПЭК — 62 млрд долл. [Белокреницкий, 2019 : 14]. Реализация проекта позволит существенно сократить время доставки грузов (в том числе и энергетических ресурсов) от Гвадара до китайского города Кашгар в СУАР, где расстояние составляет 3 тыс. км. И ещё 3,5 тыс. км составляет путь от Кашгара до китайского побережья Тихого океана. Предполагается, что данный
путь будет более быстрым и безопасным для транспортировки энергоресурсов, чем поставки через Малаккский пролив.
Морской порт Гвадар передан правительством Пакистана китайской государственной компании из Гонконга China Overseas Port Holding (COPHC) в аренду на 40 лет. Данная компания получила полные права на администрирование порта, который является третьей крупнейшей морской гаванью Пакистана. Китайская сторона обязуется развить свободную экономическую зону: построить дороги, энергетические объекты, гостиницы и другую инфраструктуру. Например, построить заводы по переработке морепродуктов в промышленной зоне Гвадара.
В договоре также отмечается строительство международного аэропорта и электростанции, так чтобы первые партии китайских товаров из СУАР оказались на побережье Аравийского моря. По мнению бывшего советника по экономике главного министра Белуджистана К. Бенгали, 91 % доходов от деятельности морского порта Гвадар будут доставаться Пекину и только 9 % — Исламабаду. В Гвадаре работают тысячи китайских рабочих и материалы для строительства закупаются также в Поднебесной. Отметим, что в настоящее время через пакистанский порт Гвадар проходит свыше 30 млн т грузов ежегодно, что как минимум в три раза больше, чем через иранский порт Чахбехар. Планируется, что Китай сможет увеличить этот показатель до 400 млн т в год к 2045 г. Необходимо отметить, что в китайской инициативе «Один пояс — один путь» участвуют все континенты. Пекин осуществляет крупные транспортные и инфраструктурные проекты на общую сумму около 8 трлн долл. По мнению экспертов, в большей зависимости от КНР находятся: Джибути, Киргизия, Лаос, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Мальдивы и Черногория [Мануков, 2018]. Данные страны занимают выгодные геополитические и геостратегические позиции в Юго-Восточной Азии, Африке, Индийском океане, Центральной Азии и Европе.
Два государственных китайских предприятия China Merchants Port Holdings и COSCO Shipping осуществляют морскую торговлю КНР. Данные компании владеют долями акций не только в Азии и Африке, но и в европейских портах в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Нидерландах и на острове Мальта. В греческом морском порту Пирей Китай владеет контрольным пакетом акций. Все эти порты уже в некоторой степени стали составной частью китайской инициативы «Один пояс — один путь». А за пределами евразийского континента китайские компании вложили инвестиции в самый высокодоходный терминал Бразилии TCP Participagdes SA, также выделено 2 млрд долл. на строительство и эксплуатацию порта на тихоокеанском побережье Перу. Таким образом, инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина отражает долговременный, всеобъемлющий и геостратегический характер китайской внешней политики.
Заметим, что в ноябре 2019 г. США и их союзники Япония и Австралия выдвинули инициативу по созданию глобально-инфраструктурного проекта «Сеть голубых точек» (Blue Dot Network). Проект должен быть реализован под руководством Вашингтона в целях «устойчивого развития инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе и во всём мире» без участия Пекина [Добров, 2020]. Однако мы полагаем, что большинство стран мира поддержат уже осуществляющуюся китайскую инициативу «Один пояс — один путь» с учётом значительных прямых инвестиций из Поднебесной. Однако инвестиционное сотрудничество с КНР не проходит безболезненно для государств-реципиентов. Так, в 2019 г. Исламабад, находящийся в состоянии кризиса платёжного баланса, не смог оплатить долги Пекину по КПЭК.
Тем не менее Пакистан заинтересован в скорейшем выходе из экономического кризиса. В том числе посредством позиционирования себя как транзитного государства между Китаем, Афганистаном, Центральной Азией, Россией и странами Персидского залива с соответствующими экономическими дивидендами. Необходимо отметить, что в этом году в пакистанский порт Гвадар пришёл первый сухогруз с контейнерами для Афганистана3. Но порт Гвадар расположен в наименее населённой и безопасной пакистанской провинции Белуджистан.
Территория Белуджистана подвержена сепаратистским настроениям среди этнического меньшинства белуджей. Там базируется множество местных группировок, в том числе Освободительная армия Белуджистана; пакистанский Талибан и «Лашкар-э-Джангви» («Армия Джхангви») (организации запрещены в России)4. Данные организации обвиняют официальный Исламабад в нарушениях прав белуджей; в борьбе против политических активистов, призывающих к свободе для этнических белуджских районов провинции. Их заявления базируются на обвинениях правительства в эксплуатации природных ресурсов провинции, без предоставления даже базовых прав и услуг её местным жителям5. В связи с этим на объекты КПЭК периодически нападают представители указанных группировок. Например, в 2018 г. было совершено нападение на консульство Китая в Карачи (провинция Синд), а в провинции Белуджистан вообще перманентно происходят атаки террористов.
3 Через пакистанский порт Гвадар пошёл транзит в Афганистан // https://eadaily.com/ru/ news/2020/01/15/cherez-pakistanskiy-port-gvadar-poshel-tranzit-iz-afganistana, дата обращения 07.02.2020.
4 Напавшие на пятизвёздочный отель в Пакистане убиты спецслужбами // https://www. bbc.com/russian/news-48238190, дата обращения 08.02.2020.
5 Белуджские террористы убили 14 человек в Пакистане // https://golosislama.com/news. php?id=36304, дата обращения 08.02.2020.
Более того, экономически активное местное население Гвадара, занимающееся рыболовством, также выражает недовольство. Из-за модернизации порта жители были вынуждены переселиться [Мануков, 2018]. Данные проблемы не имеют однозначного решения и требуют от Исламабада принятия комплексных и системных мер по созданию системы безопасности как для местного населения, так и китайской иностранной рабочей силы. Учитывая ограниченные ресурсы Пакистана, этот вопрос мог бы быть решён в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Это способствовало бы в будущем её возрастающему военно-политическому и экономическому влиянию, драйверами которого стали бы государства-члены Организации.
Таким образом, в географической зоне Макрана сосредоточены интересы крупных азиатских игроков (Индии и Китая), претендующих на доминирование и контроль над глубоководными портами в Индо-Тихоокеанском регионе. Однако к влиянию на данный регион причастны не только Индия и Китай, но и страны Персидского залива. В частности, интерес к проектам на побережье Макрана проявили Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар. Так, Абу-Даби, во-первых, поддерживает через Нью-Дели развитие иранского порта Чахбехар. Необходимо отметить, что в 2015 г. состоялся государственный визит премьер-министра Н. Моди в ОАЭ в тот момент, когда Пакистан передал в аренду землю в порту Гвадар [Annan, 2017]. А во-вторых, ОАЭ оказывает финансовую поддержку пакистанской оппозиции. Нью-Дели и Абу-Даби опасаются, что порт Гвадар в среднесрочной перспективе составит конкуренцию крупнейшему на Ближнем Востоке эми-ратскому порту Джебель Али.
Учитывая данный расклад, другая ближневосточная монархия Катар рассматривает пакистанский морской порт Гвадар как перспективный экономический и политический проект в регионе Макрана для сотрудничества с более дружественными государствами (Китаем и Пакистаном). Более того, Доха в прошлом году инвестировала в экономику Пакистана 3 млрд долл., что в совокупности составило 9 млрд долл. Ожидается, что персидская монархия модернизирует объекты инфраструктуры: купит две газовые электростанции и ещё две построит. А также модернизирует национальный авиаперевозчик Pakistan International Airlines6.
Развитие энергетического сотрудничества Макрана со странами ШОС
Побережье Макрана является не только перспективным с точки зрения реализации крупных транспортных и инфраструктурных проектов, но
6 Битва инвестиций Катара и Саудовской Аравии: выигрывает Вашингтон // ЫИ^:// eadaily.com/ru/news/2019/01/30/bitva-investiciy-katara-i-saudovskoy-aravii-vyigryvaet-vashington, дата обращения 07.02.2020.
и с точки зрения доставки энергетических ресурсов с Ближнего Востока в страны Индо-Тихоокеанского региона. Главным образом побережье Макрана предусматривает поставки энергетических ресурсов из ИРИ в Пакистан и Индию, тем более что в исламской республике идёт активный процесс геологоразведки и открытия новых месторождений Южного Парса7. Вместе с этим Тегеран стремится соединить побережье Макрана (порт Чахбехар) и г. Ираншехр посредством 290-километрового магистрального газопровода. Данный проект должен обеспечить газом промышленные предприятия на юге провинции Систан и Белуджистан, включая нефтехимические заводы, сталелитейные заводы и тепловые электростанции (ТЭС) в Чахбехаре и Конараке, завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), а остальной газ будет поставляться в Оман и Пакистан.
В 2018 г. проект по строительству МГП «Ираншехр — Чахбехар» был активизирован при поддержке правительства ИРИ министерства обороны и министерства нефти Ирана. Отметим, что в конце апреля 2018 г. Китайская федерация нефтяной и химической промышленности (CPCIF) подписала с властями Ирана соглашение о создании крупного нефтехимического парка в провинции Систан-Белуджистан, что могло бы стать частью схемы урегулирования старых китайских нефтяных долгов в размере 18 млрд долл. Иранская сторона полагает, что участие Китая в разработке нефтехимического парка Чахбехар будет способствовать передаче технологий в Иран8. Однако в настоящее время проект не реализован до конца из-за отсутствия у иранского правительства инвестиций в данный проект.
Страны Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) являются одним из самых перспективных рынков из-за их стремительного экономического роста. С учётом диверсификации внешнеэкономических энергетических направлений государств-экспортёров энергоресурсов России и Ирана интерес представляют энергозависимые государства этого региона. Одним из них является Пакистан, участник Шанхайской организации сотрудничества.
Природный газ является перспективным энергетическим ресурсом в экономике ИРП для практически всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Тем более что избранное в 2018 г. правительство И. Хана нацелено на переход к большему использованию природного газа и снижению потребления продуктов нефти (мазута), особенно с учётом волатильности цены на неё. Тем не менее страна не является в полной мере платёжеспособной и находится в процессе выхода из финансово-экономического кризиса с помощью под-
7 В Иране обнаружили крупное месторождение газа // https://neftegaz.ru/news/gas/ 499671-v-irane-obnaruzhili-krupnoe-mestorozhdenie-gaza/, дата обращения 09.02.2020.
8 Иран хочет начинать строительство нового газопровода до порта Чахбехар // Ы^:// neftegaz.ru/news/transport-and-storage/195058-iran-khochet-nachinat-stroitelstvo-novogo-gazoprovoda-do-porta-chabakhar/, дата обращения 09.02.2020.
держки международных структур. Необходимо отметить, что природный газ не является преобладающим в энергетической палитре Пакистана. Несмотря на явно растущее значение природного газа для экономики Пакистана, его поставки на сегодня скромны. Однако это не мешает Исламабаду стремится к увеличению доли природного газа в экономике и вести переговоры о реализации энергетических проектов на территории Макрана.
Одним из проектов энергетического сотрудничества на побережье Ма-крана является строительство МГП «Мир» между Ираном и Пакистаном. В марте 2019 г., несмотря на политические сложности и давление США, произошла активизация переговоров по строительству МГП «Мир», по которому природный газ из Ирана будет поставляться в Пакистан. Однако уже в мае 2019 г. пакистанская сторона заявила о прекращении работ на пакистанском участке. Необходимо отметить, что Иран уже построил на своей территории газопровод протяжённостью около 900 км и сейчас ожидает, когда Пакистан построит газопровод протяжённостью 700 км на своей территории. Исламабад обязался завершить строительство МГП «Мир» до 2024 г. В октябре 2019 г. в Тегеран состоялся визит пакистанской делегации во главе с министром нефти и природных ресурсов Пакистана Ш. Х. Аб-басси для проведения переговоров об ускорении реализации проекта поставок иранского газа в Пакистан. Ввиду острой нехватки средств на осуществление данного проекта, Исламабад выступил с предложением поставок иранского газа в виде СПГ через терминалы в Омане.
Тем не менее существуют и другие варианты энергетических проектов на территории Пакистана, в реализации которых заинтересована Россия. В том числе и строительство МГП «Иран — Пакистан — Индия» (ИПИ). Изначально проект обсуждался ещё в 1995 г. В то время по экономическим соображениям для его реализации был выбран сухопутный маршрут. Но осуществить проект тогда не удалось. В 2013 г. переговоры по проекту МГП ИПИ были остановлены с введением США односторонних экономических и финансовых санкций против Ирана в связи с ядерной программой.
К данному проекту вернулись только в 2017 г. после принятия в 2015 г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе и снятия с Ирана части экономических и финансовых санкций. Это позволило значительно продвинуться в реализации данного проекта. Отметим, что в обновлённом варианте предполагается строительство не сухопутного, а морского маршрута МГП ИПИ. Это значительно повышает стоимость реализации проекта (до 10 млрд долл.), но несколько нивелирует риски, связанные с безопасностью. Так, в сухопутном варианте предполагалось, что МГП ИПИ будет проходить через пакистанскую провинцию Белуджистан. Однако из-за роста террористической активности в данном регионе Пакистана было принято решение об изменении маршрута газопровода.
В ноябре 2017 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании (МоВ) между министерством энергетики России и министерством нефти Ирана, который позволяет осуществлять поставки иранского газа в Индию. Предполагается, что ПАО «Газпром» будет участвовать в разработке четырёх месторождений Фарзад-А, Фарзад-Б, Северный Парс и Киш. Это позволит обеспечить проект МГП ИПИ надёжной ресурсной базой. В тоже время между ПАО «Газпром» и Национальной иранской нефтяной компанией был подписан МоВ о подготовке ТЭО проекта МГП ИПИ.
В марте 2018 г. состоялось первое заседание российско-иранской рабочей группы по сотрудничеству в сфере реализации проекта по строительству МГП ИПИ. Москва и Тегеран разрабатывают проект создания совместного предприятия, которое займётся не только строительством МГП, но и разработкой месторождений, которые станут ресурсным источником для него.
7 июня 2018 г. представитель МИД Пакистана М. Файзал сообщил о готовности подписать МоВ с Россией для проведения ТЭО строительства МГП ИПИ. Уже в сентябре 2018 г. данный МоВ был подписан между министерствами энергетики России и Пакистана9. Предполагается, что по этому проекту Москва будет поставлять Исламабаду от 5,5 до 10,0 млрд куб. м иранского газа в год. Планируется, что участок «Иран — Пакистан» МГП ИПИ будет введён в эксплуатацию в 2021—2022 гг. Стороны также договорились, что ПАО «Газпром» проведёт ТЭО МГП ИПИ в 2019 г. В феврале 2019 г. ПАО «Газпром» и пакистанская государственная нефтегазовая компания Inter State Gas Systems подписали меморандум о разработке технико-экономического основания проекта МГП ИПИ. Однако в январе 2020 г. министр нефти и природного газа Индии Д. Прадхан заявил, что его страна не намерена участвовать в проекте строительства морского газопровода ИПИ из-за Пакистана и вообще не хочет участвовать в каких-либо проектах с этой республикой. В Нью-Дели скептично относятся к реализации данного проекта ввиду рисков, связанных с безопасностью в пакистанском Белуджистане и финансово-экономическими санкциями в отношении Ирана. Индия больше отдаёт предпочтение развитию поставок сжиженного газа и собственной разведки и добычи на восточном побережье в Бенгальском заливе.
Ещё одним энергетическим проектом, представляющим интересы России на территории Пакистана, является МГП «Север — Юг». В октябре 2015 г. между Россией и Пакистаном было заключено межправительственное соглашение о строительстве магистрального газопровода (МГП) «Се-
9 Россия и Пакистан подписали меморандум по газопроводу «Иран — Пакистан — Индия». Аргумент для Индии? // https://neftegaz.ru/news/view/175476-Rossiya-i-Pakistan-podpisali-memorandum-po-gazoprovodu-Iran-Pakistan-Indiya.-Argument-dlya-Indii, дата обращения 11.02.2020.
вер — Юг». Проект подразумевает строительство МГП протяжённостью 1,1 тыс. км и пропускной способностью до 12,4 млрд куб. м из города Карачи, расположенного на побережье Макрана, до города Лахор. Город находится на северо-востоке страны, является одним из крупнейших торгово-экономических центров и вторым по численности населения. В административном центре провинции Пенджаб должны быть построены электростанции, работающие на этом газе. При этом следует учитывать, что агломерация Лахор испытывает острую нехватку энергоресурсов, поэтому в качестве топлива нередко используются автомобильные резиновые покрышки. В настоящее время в порту Касим города Карачи работают два терминала по импорту СПГ с общей мощностью по регазификации в 34 млн куб. м в день (12,4 млрд куб. м в год), но они работают не на полную мощность 10.
Согласно проекту МГП «Север — Юг», в Лахоре планируется строительство газовых электростанций. Заметим, что гарантом соглашения с российской стороны выступил российский сырьевой холдинг «РТ — Глобальные ресурсы», который является дочерней компанией ГК «Ростех». Тем не менее договорённость о строительстве МГП «Север — Юг» была отложена до 2019 г. из-за односторонних западных санкций, наложенных на российскую компанию «РТ — Глобальные ресурсы»11. В настоящее время ведутся переговоры по вопросу технико-экономического обоснования (ТЭО) данного проекта с оценкой капитальных и операционных затрат для урегулирования тарифных условий. Таким образом, данные энергетические проекты по реализации МГП находятся на стадии проработок и не имеют определённого срока окончания строительства.
В этом случае для удовлетворения своих энергетических потребностей Исламабад отдаёт предпочтение СПГ. Пакистан, ввиду увеличения закупки СПГ, при непосредственном участии нидерландских корпораций Enrgo и Royal Vopak ввёл в эксплуатацию в марте 2015 г. первый СПГ-терминал. Через него в страну поступает газ из Катара. Второй СПГ-терминал введён в эксплуатацию в конце ноября 2017 г. в порту Касим (г. Карачи). Его задача состоит в том, чтобы содействовать обеспечению потребности трёх тепловых газотурбинных электростанций в провинции Пенджаб. Заметим, что долгосрочный контракт на поставку во второй СПГ-терминал был заключён с итальянской Eni и среднесрочный контракт — со швейцарской Gunvor. Однако данные компании поставляют только 2 млрд куб. м газа в год.
10 ТМК вошла в проект строительства газопровода в Пакистане за 2 млрд долл. // Ый^:// www.rbc.ru/business/11/01/2019/5c384a379a79472ff47e3503, дата обращения 20.02.2020.
11 Смена партнёра. Газопровод «Север — Юг» в Пакистане будет, но не с Ростехом // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/511353-smena-partnera-gazoprovod-sever-yug-v-pakistane-budet-no-ne-s-rostekhom/, дата обращения 20.02.2020.
Остальную часть газа Исламабад закупает на споте. Тем не менее с начала
2018 г. цены на газ на спотовом рынке не устраивают руководство страны. Тогда было принято решение о заключении более дешёвых, чем на споте, прямых контрактов на поставки СПГ из Омана, Малайзии и России.
В 2017 г. между Россией и Пакистаном было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере поставок сжиженного природного газа. Однако пакистанская сторона в начале декабря 2017 г. утвердила, а в феврале 2018 г. уже подписала межправительственное соглашение о поставках СПГ из Омана. Согласно ему, Пакистан в рамках правительственного механизма удовлетворения энергетических потребностей страны может продвигать контракты на импорт СПГ и нефтепродуктов из Омана.
В тот момент экономическая ситуация в Исламской Республике Иран (ИРИ) до выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в мае 2018 г. и в последующем одностороннего введения финансово-экономических санкций была более благоприятной для развития энергетического сотрудничества с Пакистаном. В такой ситуации в сентябре
2019 г. Пакистан пересмотрел своё отношение к российскому СПГ, тогда как ещё в мае этого года между ПАО «Газпром» и Pakistan LNG Limited не было договорённостей. Но уже в сентябре 2019 г. заместитель председателя Сената Пакистана С. Мандвивалла выразил желание поставлять российский СПГ в Пакистан ввиду трудностей с поставками ПГ из Ирана (в связи с действующими американскими санкциями).
Россия рассматривает Пакистан как одно из перспективных направлений стратегического партнёрства в энергетической сфере. Реализация МГП «Север — Юг», скорее всего, будет отложена на среднесрочную или долгосрочную перспективу до решения ключевой ставки по тарифным позициям на прокачку ПГ. Для Пакистана более благоприятными, ввиду строительства СПГ-терминалов, являются поставки российского СПГ. На фоне нерешённых противоречий с трубопроводным газом они могут быть более конкурентоспособными по цене. Облегчить положение Исламабада в энергетической сфере можно только путём вхождения в капитал пакистанских нефтегазовых компаний, создания совместных предприятий с иностранными партнёрами или прямых инвестиций в добычу и разведку нефтегазовых месторождений. В любом случае исламская республика сможет решить энергетические проблемы после реализации части структурных проблем в национальной экономике.
Однако в таких условиях предварительных договорённостей с российской стороной Исламабад диверсифицирует государства-экспортёры. На данный момент в качестве поставщиков СПГ в исламскую республику выступают Катар и КСА. Доха в 2019 г. увеличила экспорт СПГ в Пакистан на 200 млн куб. футов в день. Отметим, что к этому моменту Исламабад уже импортировал 500 млн куб. футов в день в рамках 15-летнего контракта на
поставки. В перспективе Пакистан планирует принимать ещё 700 млн куб. футов в день в результате запуска второго СПГ-терминала в порту Касим12.
Ввиду поставок СПГ как более перспективного направления развития нефтегазового бизнеса Эр-Рияд в лице национальной нефтяной компании Saudi Aramco в прошлом году впервые осуществил первую в своей истории поставку СПГ из Сингапура в Индию. В перспективе КСА собирается поставлять трейдинговый СПГ из юго-восточной Азии и в Пакистан. Заметим, что Эр-Рияд также рассматривает возможность участия в СПГ-проектах как в российской Арктике («Арктик СПГ — 2»), так и в Африке. Но в поставках СПГ существуют определённые риски. Они заключаются в темпах роста рынка, спроса и предложения, при учёте определённых факторов: цен на углеводороды (в разрезе межтопливной конкуренции), экономического роста, эффективности использования энергоресурсов, национальных законодательств по экологической политике.
Заключение
Индия с помощью геополитического и геоэкономического развития Ма-крана пытается решить больше политические задачи, чем экономические. Так, с помощью развития порта Чахбехар Нью-Дели пытается выйти на перспективный рынок Центральной Азии и Афганистана. Этому будет способствовать:
• осуществление операционного контроля над портом Шахид Бехешти в Чахбехаре;
• установление регулярного и частого сообщения между портами в Индии (Мандра, Кандла и Мумбаи) и Чахбехаром;
• будущее расширение железной дороги Чахбехар — Захедан — Мешхед до Герата в Афганистане и соединение г. Мазари-Шариф с Гератом [Стобдан, 2018].
Пакистан в развитии своего побережья Макрана с помощью Китая преследует в первую очередь экономические цели. Однако насколько они будут оправданы в экономическом плане для Исламабада, покажет время. Тем не менее в политическом плане дальнейшая полномасштабная реализация проекта КПЭК в перспективе будет способствовать ослаблению сепаратизма в провинции Белуджистан.
Однако побережье Макрана таит общие для Ирана, Пакистана и Индии вызовы и угрозы с учётом взаимосвязанной транспортной доступности между реализуемыми энергетическими проектами. Во-первых, две страны из трёх находятся в террористическом очаге (провинции Систан и Белуд-
12 Кто сможет оспорить лидерство Катара на рынке СПГ? // https://www.vesti.ru/doc. html?id=3133632&cid=6, дата обращения 21.02.2020.
жистан в Иране и Белуджистан в Пакистане). Террористы связаны как с местными этническими меньшинствами по обе стороны границы, так и с движением Талибан в Афганистане и другими террористическими группировками, например «Исламским государством» (запрещённая в России террористическая организация).
Во-вторых, относительно государства-экспортёра энергоресурсов Ирана действуют односторонние американские финансово-экономические санкции. После выхода США в мае 2018 г. из СВПД по урегулированию ситуации вокруг Иранской ядерной программы, Вашингтон ввёл широкие санкции в отношении энергетического сектора и перевозки грузов, а также зарубежных финансовых институтов, которые проводят операции с Центральным банком Ирана и другими иранскими банками. Всё это привело к сокращению объёмов поставляемой Ираном нефти по официальным и неофициальным каналам до 1/3 в 2019 г. Следствием этого стала высокая инфляция на территории исламской республики и обесценивание национальной валюты — иранского риала.
Это создало Исламабаду условие для поиска новых экспортёров в условиях кризиса платёжного баланса. Тем не менее, Иран, даже в условиях санкционного давления США, стремится развивать энергетические проекты в регионе Макрана. В этом году он приступил к реализации проекта порта Бандар-э-Джаск и нефтепровода протяжённостью 1 тыс. км и стоимостью 1,8 млрд долл., который соединит Гурие в сельском округе Шоай-бие-йе Гарби, в провинции Хузестан, с округом Джаск, в провинции Хор-мозган13. Проект реализуется при участии частной иранской Petroleum Engineering and Development Company (PEDEC) и Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) и патронируется Корпусом стражей исламской революции. Необходимо заметить, что Россия также участвует в этом проекте. К проекту может присоединиться Китай, который выразил полную поддержку данному проекту и готов закупать нефть. Таким образом, Иран не только способствует энергетическому сотрудничеству с крупными азиатскими игроками, но и пытается решить проблему окончательного строительства МГП ИПИ.
Однако Индия и Пакистан находятся в индо-пакистанском конфликте из-за споров о территориальной принадлежности бывшего княжества (ныне индийского штата) Джамму и Кашмир. Из-за этого есть проблема реализации нефтегазовых проектов, например, МГП ИПИ, обозначенного выше. Для Нью-Дели обострение ситуации в Кашмире и столкновения с Пакистаном в 2018—2019 гг. важнее развития совместных энергетических проектов в регионе.
13 Запад может обеспокоиться из-за последнего энергетического проекта Ирана // Ы^:// www.vesti.ru/doc.html?id=3245166, дата обращения 04.03.2020.
В условиях глобальной конкуренции за транспортные энергетические коридоры в мире происходит развитие альтернативных маршрутов транспортной и энергетической коммуникации. Новые транспортные и энергетические проекты сталкиваются с множеством трудностей, начиная от обострения военно-политических конфликтов, заканчивая борьбой с мировым терроризмом и геополитическими амбициями азиатских держав.
Список литературы
Белокреницкий В. Я. 2019. Бангладеш обгоняет Пакистан. Временный парадокс или устойчивая тенденция социально-экономического развития? // Азия и Африка сегодня. № 4. С. 9-16. DOI: 10.31857/S032150750004377-6
Добров Д. 2020. США пытаются сдержать торговую экспансию Китая // https:// inosmi.ru/politic/20200204/246765502.html, дата обращения 07.02.2020.
Мануков С. 2018. Пекин стремится подменить МВФ // https://expert. ru/2018/03/14/pekin-stremitsya-podmenit-mvf/?ny, дата обращения 06.02.2020.
Стобдан Ф. 2018. Индия предложила противовес китайской инициативе «Пояс и путь» — индийский дипломат // https://eurasia.expert/indiya-predlozhila-protivoves-kitayskoy-initsiative-poyas-i-put/, дата обращения 01.02.2020.
Annan I. 2017. «New Dubai»: How the Pakistani Port of Gwadar Threatens Regional Role of UAE? // http://csef.ru/en/politica-i-geopolitica/326/novyj-dubaj-kakim-obrazom-pakistanskij-port-gvadar-ugrozhaet-regionalnoj-roli-oae-8202, accessed 07.02.2020.
Белуджские террористы убили 14 человек в Пакистане // https://golosislama. com/news.php?id=36304, дата обращения 08.02.2020.
Битва инвестиций Катара и Саудовской Аравии: выигрывает Вашингтон // https://eadaily.com/ru/news/2019/01/30/bitva-investiciy-katara-i-saudovskoy-aravii-vyigryvaet-vashington, дата обращения 07.02.2020.
В Иране обнаружили крупное месторождение газа // https://neftegaz.ru/news/ gas/499671-v-irane-obnaruzhili-krupnoe-mestorozhdenie-gaza/, дата обращения 09.02.2020.
Запад может обеспокоиться из-за последнего энергетического проекта Ирана // https://www.vesti.ru/doc.html?id=3245166, дата обращения 04.03.2020.
Иран передал Индии в оперативное управление часть порта Чахбехар // https://regnum.ru/news/economy/2545523.html, дата обращения 02.02.2020.
Иран хочет начинать строительство нового газопровода до порта Чахбехар // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/195058-iran-khochet-nachinat-stroitelstvo-novogo-gazoprovoda-do-porta-chabakhar/, дата обращения 09.02.2020.
Кто сможет оспорить лидерство Катара на рынке СПГ? // https://www.vesti. ru/doc.html?id=3133632&cid=6, дата обращения 21.02.2020.
Морские транспортные коммуникации в Азии // https://i.pinimg.com/ originals/01/dd/82/01dd8256ae75cc1ee7d26fa95395a992.jpg, дата обращения 11.03.2020.
Напавшие на пятизвёздочный отель в Пакистане убиты спецслужбами // https://www.bbc.com/russian/news-48238190, дата обращения 08.02.2020.
Россия и Пакистан подписали меморандум по газопроводу «Иран — Пакистан — Индия». Аргумент для Индии? // https://neftegaz.ru/news/view/175476-Rossiya-i-Pakistan-podpisali-memorandum-po-gazoprovodu-Iran-Pakistan-Indiya.-Argument-dlya-Indii, дата обращения 11.02.2020.
Смена партнёра. Газопровод «Север — Юг» в Пакистане будет, но не с «Рос-техом» // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/511353-smena-partnera-gazoprovod-sever-yug-v-pakistane-budet-no-ne-s-rostekhom/, дата обращения 20.02.2020.
ТМК вошла в проект строительства газопровода в Пакистане за 2 млрд долл. // https://www.rbc.ru/business/11/01/2019/5c384a379a79472ff47e3503, дата обращения 20.02.2020.
Через пакистанский порт Гвадар пошёл транзит в Афганистан // https:// eadaily.com/ru/news/2020/01/15/cherez-pakistanskiy-port-gvadar-poshel-tranzit-iz-afganistana, дата обращения 07.02.2020.
DARIA V. KHARITONOVA,
Deputy Head Division of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of Commonwealth Countries.
Address: 7/10 b. 3, B. Polyanka str., Moscow, Russian Federation. E-mail: dariahar09@gmail.com SPIN-code: 7555-4681
geopolitical and geoeconomic setting of makran and its cooperation with the sco countries in the energy sphere
Keywords: Pakistan, Russia, energy, oil, natural gas, cooperation, SNG, «Iran - Pakistan - India» (IPI) gas pipeline, economic.
Abstract
Given the beginning of a new era in energy in the developing economies of South and East Asia and the gradual transition to more environmentally friendly energy sources (for example, natural gas), new transport and energy routes are becoming increasingly important. Of particular importance is the coast of Makran, which, according to the author, will increase its geopolitical and geoeconomic importance in the medium and long term. In many ways, this will be facilitated by the rivalry of two Asian powers: China and India, which are implementing transport and infrastructure projects on the territory of Makran.
In particular, New Delhi is involved in the development of the deep sea port of Chahbahar. Beijing, in turn, implements the largest transport and infrastructure project of the China-Pakistan Economic Corridor (CPEC) in Pakistan with access to the deep-water seaport of Gwadar. However, the development of these projects has no permanent success, which is determined by many factors. If the development of the Iranian port mainly depends on its further financing, then the development of the Pakistani port primarily addresses security issues and the systemic fight against terrorism and separatism in the territory of the province of Balochistan.
Despite this, there is a potential possibility of implementing energy projects in the Makran zone — the Mir, Iran-Pakistan-India main gas pipelines (IHP), and the development of the North-South IHP in Pakistan. The author notes that the global trend in the supply of liquefied natural gas (LNG) has also affected South Asian countries. India and Pakistan believe that receiving LNG by spot deliveries is more profitable than concluding long-term contracts due to the instability of world energy prices and the use of relatively small volumes of gas at present. Nevertheless, Iran and Pakistan's decision on domestic security issues in the territory of Makran will significantly enhance its image as a new transport and energy hub.
References
Belokrenitsky V. Y. 2019. Bangladesh Overtakes Pakistan. A Temporary Paradox or a Steady Trend of Socio-Economic Development? // Asia and Africa Today. № 4. S. 9-16. DOI: 10.31857/ S032150750004377-6 (InRuss.)
Dobrov D. 2020. The United States is Trying to Restrain China's Trade Expansion // https://inosmi.ru/politic/20200204/246765502.html, accessed 07.02.2020. (InRuss.)
Manukov S. 2018. Beijing Seeks to Replace the IMF // https://expert.ru/2018/03/14/ pekin-stremitsya-podmenit-mvf/? ny, accessed 06.02.2020. (InRuss.)
Stobdan F. 2018. India Proposed a Counterweight to the Chinese Belt and Way Initiative—an Indian Diplomat // https://eurasia.expert/indiya-predlozhila-protivoves-kitayskoy-initsiative-poyas-i-put/, accessed 01.02.2020. (InRuss.)
Annan I. 2017. «New Dubai»: How the Pakistani Port of Gwadar Threatens Regional Role of UAE? // http://csef.ru/en/politica-i-geopolitica/326/novyj-dubaj-kakim-obrazom-pakistanskij-port-gvadar-ugrozhaet-regionalnoj-roli-oae-8202, accessed 07.02.2020. (InEng.)
Balochian Terrorists Killed 14 People in Pakistan // https://golosislama.com/news. php?id=36304, accessed 08.02.2020. (InRuss.)
The Battle of Qatar and Saudi Arabia Investments: Washington Wins // https://eadaily. com/en/news/2019/01/30/bitva- investiciy- katara-i - saudovskoy- aravii - vyigryvaet-vashington, accessed 07.02.2020. (InRuss.)
A Large Gas Field Was Discovered in Iran // https://neftegaz.ru/news/gas/499671-v-irane-obnaruzhili-krupnoe-mestorozhdenie-gaza/, accessed 09.02.2020. (InRuss.)
The West May be Worried About the Latest Iranian Energy Project // https://www. vesti.ru/doc.html?id=3245166, accessed 04.03.2020. (InRuss.)
Iran Transferred Part of the Port of Chahbehar to India for Operational Management // https://regnum.ru/news/economy/2545523.html, accessed 02.02.2020. (InRuss.)
Iran Wants to Begin Construction of a New Gas Pipeline to the Port of Chah-behar // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/195058-iran-khochet-nachinat-stroitelstvo-novogo-gazoprovoda-do-porta-chabakhar/, accessed 09.02.2020. (InRuss.)
Who Can Challenge Qatar's Leadership in the LNG Market? // https://www.vesti. ru/doc.html?id=3133632&cid=6, accessed 21.02.2020. (InRuss.)
Sea Transport Communications in Asia // https://i.pinimg.com/originals/01/dd/ 82/01dd8256ae75cc1ee7d26fa95395a992.jpg, accessed 11.03.2020. (InRuss.)
Those Who Attacked a 5-Star Hotel in Pakistan Were Killed by Special Services // https://www.bbc.com/russian/news-48238190, accessed 08.02.2020. (InRuss.)
Russia and Pakistan Signed a Memorandum on the «Iran — Pakistan — India» Gas Pipeline. An Argument for India? // https://neftegaz.ru/news/view/175476-Rossiya-i-Pakistan-podpisali-memorandum-po-gazoprovodu-Iran-Pakistan-Indiya.-Argument-dlya-Indii, accessed 11.02.2020. (InRuss.)
Change of Partner. The North-South Gas Pipeline in Pakistan Will be, but not With «Rostec» // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/511353-smena-partnera-gazoprovod-sever-yug-v-pakistane-budet-no-ne-s-rostekhom/, accessed 20.02.2020. (InRuss.)
TMK Entered the Gas Pipeline Construction Project in Pakistan for 2 Billion Dollars // https://www.rbc.ru/business/11/01/2019/5c384a379a79472ff47e3503, accessed 20.02.2020. (InRuss.)
Transit to Afghanistan Went Through the Pakistani Port of Gwadar // https://eadaily. com/en/news/2020/01/15/cherez-pakistanskiy-port-gvadar-poshel-tranzit-iz-afganistana, accessed 07.02.2020. (InRuss.)