Научная статья на тему 'О ПОДХОДАХ К ПОНЯТИЮ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ" В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН'

О ПОДХОДАХ К ПОНЯТИЮ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ" В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / ТЕРРОРИЗМ / IRAN / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топорков Владимир Михайлович

На современном этапе развития цивилизации терроризм попрежнему является одной из самых серьезных угроз миропорядку, стабильности и безопасности. Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. В статье рассматривается подходы к пониманию термина «терроризм», его формы, признаки и особенности его проявлений в современном Иране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE CONCEPT OF "INTERNATIONAL TERRORISM" IN THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

At the present stage of development of civilization, terrorism is still one of the most serious threats to the world order, stability and security. Modern terrorism is a complex, multifaceted and extremely negative sociopolitical phenomenon that has gone beyond the national borders of individual states and has turned into a largescale threat to the security of the entire world community. The article discusses approaches to understanding the term «terrorism», its forms, signs and features of its manifestations in modern Iran.

Текст научной работы на тему «О ПОДХОДАХ К ПОНЯТИЮ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ" В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ИРАН»

О подходах к понятию «международный терроризм» в Исламской Республике Иран

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ТОПОРКОВ,

доктор юридических наук, эксперт НИИ ИПБ СНГ

Аннотация:

На современном этапе развития цивилизации терроризм по-прежнему является одной из самых серьезных угроз миропорядку, стабильности и безопасности. Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. В статье рассматривается подходы к пониманию термина «терроризм», его формы, признаки и особенности его проявлений в современном Иране. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Иран; терроризм

Approaches to the concept of «international terrorism» in the Islamic Republic of Iran

VLADIMIR MIKHAILOVICH TOPORKOV,

Doctor of Law, Expert of the Institute of the security problems CIS

ANNOTATION

At the present stage of development of civilization, terrorism is still one of the most serious threats to the world order, stability and security. Modern terrorism is a complex, multifaceted and extremely negative socio-political phenomenon that has gone beyond the national borders of individual states and has turned into a large-scale threat to the security of the entire world community. The article discusses approaches to understanding the term «terrorism», its forms, signs and features of its manifestations in modern Iran. KEYWORDS: Iran; terrorism

Терроризм стал в последние 20-30 лет характерным явлением в жизни многих государств и мирового сообщества в целом. Данный термин имеет далеко не однозначное толкование субъектами международного права. Очевидна разница в подходах к понятию не только между западной и восточной цивилизациями, но и внутри каждой из них. Характерное для общественного мнения европейских стран и США представление о так называемом «исламском экстремизме» нельзя назвать в полной мере соответству-

ющим реалиям современного мира. Публичное применение термина не способствует диалогу между Западом и Востоком. Сегодня от терроризма в большей мере страдают сами государства исламского мира. «Арабская весна» дестабилизировала положение во многих из них, породила новые опасные очаги напряженности, переросшие в локальные военные конфликты. В этой связи с точки зрения террористической уязвимости не является исключением и Исламская Республика Иран.

Иран не раз подвергался террористическим атакам. Началом интенсивной волны терактов в этой стране можно считать 2005 г., поскольку ранее в течение несколько лет наблюдалось практически полное отсутствие террористической угрозы. С 2005 г. террористическая активность в стране заметно возросла, сосредоточившись в нескольких регионах страны:провинциях Хузестан(на границе с Ираком), Систан и Белуджистан (на границе с Афганистаном и Пакистаном), Курдистан (на границе с Турцией) и Западный Азербайджан (на границе с Ираком и Турцией). За прошедшие годы здесь произошли десятки и сотни чрезвычайных происшествий, которые можно отнести к разряду террористических. В их числе вооруженные нападения, заказные убийства и покушения на убийство, взрывы, взятия заложников и похищения человека с целью выкупа. Жертвами терактов являлись мирные люди, военные и гражданские чиновники [1].

Организации, использующие методы террора, имеют как внутреннее происхождение в силу наличия оппозиционных настроений в иранском обществе, так и зарубежное, созданных при участии иностранных спецслужб. Иранские власти в качестве террористических рассматривают ряд из них. Одной из наиболее активных является Организация моджахедов иранского народа (в средствах массовой информации оперируют аббревиатурами и названиями: ОМИН, «Федаи», «Федаин-е хальк»). Созданная в 1965 г., она действует на основе идеологической базы, включающей элементы ислама и марксизма. С акциями ОМИН связывают гибель видных государственных деятелей ИРИ, в числе которых президент М. Раджаи, премьер-министр М. Бахонар, глава судебной власти М. Бехешти [6].

Другой организацией в этом ряду является «Пежак» (Партия свободной жизни Курди-

стана). Наряду с Рабочей партией Курдистана (РПК) «Пежак» входит в состав Курдской демократической конфедерации, ведущей борьбу за формирование независимого курдского государства. «Пежак» имеет преимущественно антииранскую направленность, действует в провинциях Курдистан, Западный Азербайджан, а также приграничных районах иракской территории. Организация осуществила ряд терактов и диверсий,направленных против иранских военных и государственных объектов на западе страны. Одним из крупнейших стало нападение на полицейскую автоколонну, в результате которой погибло 22 сотрудника правоохранительных органов. В 2009 г. в ходе атаки на полицейский участок погибло 18 военнослужащих Сил охраны правопорядка МВД ИРИ.

К числу террористических Иран относит и «Джандуллу» - белуджскую сепаратистскую группировку, выступающую за независимость Белуджистана. Действует в основном в иранской провинции Систан и Белуджистан, имеет базы в Пакистане и Афганистане. Основанная в 2002 г., организация осуществила ряд терактов в Иране, одним из наиболее «громких» из которых стал взрыв на проходившем в 2009 г. совещании руководителей провинции Систан и Белуджистан с участием группы высокопоставленных офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Погибло более 50 человек, включая заместителя командующего сухопутными силами корпуса генерал-майора Н. Шуштари. В 2009-2010 гг. осуществлен ряд крупных терактов в мечетях г. Захедан, в результате которых погибло в общей сложности около 100 человек. Терроризм в стране сохраняется и в последующие годы. В начале 2019 г. в г. Захедане террорист-смертник взорвал автомобиль рядом с автобусом, в котором находились военнослужащие, погибло более 40 человек.

К организациям, признаваемым ИРИ в качестве террористических, относятся и иные, менее известные группировки: «Падишахий-е Иран», «Аль-Ахваз», «Движение суннитского джихада», «Ансараль-Ислам», «Хузестанские арабские мученики», «Аль-Бадр», «Народно-демократический фронт арабов Ахваза», «Кумеле». В настоящее время для Ирана сохраняет угрозу террористическая организация Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) [2].

Вопросами борьбы с терроризмом в ИРИ занимаются многие государственные структуры. Координирующим органом является Высший совет национальной безопасности (ВСНБ). Его цели, задачи, состав, а также некоторые вопросы практической работы закреплены в главе 13 Конституции ИРИ [3]. В составе ВСНБ функционируют два совета: Совет по делам обороны и Совет по делам безопасности. Последний анализирует процессы и явления для принятия мер по предотвращению кризисных ситуаций. Одна из комиссий Совета занимается проблематикой терроризма. Непосредственные меры по противодействию терроризму осуществляются Министерством внутренних дел, Силами охраны правопорядка МВД, Министерством информации (основной разведывательный и контрразведывательный орган), КСИР. При МВД ИРИ создано несколько антитеррористических мобильных групп (борьба с терроризмом на транспорте, на объектах жизнеобеспечения и т.д.).

Ситуацию в связи с терроризмом можно определить как находящуюся под контролем властей. Свидетельствуют об этом некоторые результаты деятельности силовых структур страны. Одной из наиболее известных операций иранской контрразведки является захват 23 февраля 2010 г. Абдулмалека Риги, игравшего важную роль в организации деятельности террористов на востоке Ирана.

Он имел отношение к терактам в иранской провинции Систан и Белуджистан. В их числе упомянутая выше резонансная акция 18 октября 2009 г. с гибелью представителей высшего руководства КСИР и белуджских религиозно-племенных авторитетов. По заявлениям иранских властей, А. Риги задержан во время его перелета через воздушное пространство Ирана из Эмиратов в Киргизию путем принудительной посадки пассажирского самолета на территории ИРИ. Тогда СМИ Ирана широко осветили этот успех своих спецслужб, опубликовав доклады министра информации верховному руководителю ИРИ аятолле Ха-менеи и комментарии высших должностных лиц страны по данному поводу [5].

Нормативная база Ирана по противодействию терроризму включает комплекс правовых актов, основными из которых являются Закон о присоединении Исламской Республики Иран к Конвенции Исламской конференции по борьбе с международным терроризмом, Закон о национальной безопасности, Закон о правоохранительных и силовых органах, Закон о государственной границе, Закон о таможенной службе, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Воздушный и Морской кодексы, Правила приобретения и хранения оружия и взрывчатых веществ, Положение о банковской деятельности, Положение об охране государственных объектов, дипломатических представительств и режимных учреждений.

Согласно Закону о присоединении Исламской Республики Иран к Конвенции Исламской конференции по борьбе с международным терроризмом преступление террористической направленности - это совершение, покушение или участие в любом преступлении, которое направлено на реализацию террористических целей в любой из стран-союзников или деяние, которое согласно внутреннему законодательству страны-союзни-

ка подлежит наказанию и направленно против граждан, имущества, благополучия этой страны или ее устоев, а также совершаемое против иностранных граждан, пребывающих в юрисдикции страны. Термин «страна-союзник» или «союзная сторона» применим к любой стране, являющейся членом Организации Исламская конференция, которая подписала данную Конвенцию или присоединилась к ней, или направила свое прошение о присоединение к ней.

Правовая база, регламентирующая противодействие Ирана терроризму, имеет ряд особенностей. В статье первой Закона Исламской Республики Иран «О борьбе с материальным обеспечением терроризма» указывается, что «любая экономическая активность в интересах лиц и организаций, которые осуществляют террористическую деятельность, и совершивших одно или несколько из указанных деяний, признаются материальным обеспечением терроризма и являются преступлением». В перечне деяний, подпадающих при некоторых условиях под определение терроризма, значатся:

• совершение или угроза совершения действий, сопряженных с насилием;

• повреждение или разрушение государственных или негосударственных учреждений или имущества;

• нанесение ущерба окружающей среде;

• производство, завладение, перемещение, ношение, хранение, незаконное распространение, похищение, незаконное получение и контрабанда ядовитых, радиоактивных и химических веществ, бактериальных и биологических материалов;

• производство, продажа или покупка, незаконное использование или контрабанда взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов;

• действия, создающие угрозу безопасности аэропортов и полетов воздушных судов;

• захват самолетов в полете и незаконный контроль над ними;

• насильственные действия, направленные на пассажиров или экипаж самолета, а также действия, создающие угрозу имуществу, находящемуся на самолете во время полета;

• производство, владение, получение, похищение, контрабанда, ношение, хранение, распространение, использование или угроза использования ядерного, химического, бактериального или биологического оружия;

• пиратство, незаконный захват судов или же незаконное осуществление контроля над ними, а также совершение действий, создающих угрозу безопасности передвижению судов путем посылания ложных сообщений;

• повреждение судов, грузов на этих судах, причинение вреда пассажирам или команде;

• захват или незаконное осуществление контроля над сооружениями, расположенными в прибрежной зоне, совершение действий, создающих угрозу находящимся в них людям, а также любые действия, ведущие к уничтожению или повреждению этих сооружений с целью создания угрозы безопасности данной зоне;

• закладывание бомб в общественных местах, правительственных зданиях, на транспортных путях и в учреждениях железнодорожного транспорта;

• совершение преступлений, которые с точки зрения законодательства Ирана и международных конвенций, к которым правительство Ирана присоединилось, считаются террористическими.

Последнее вызвано участием ИРИ в приведенной выше Конвенции Исламской конференции по борьбе с международным терроризмом [4]. В документах Конвенции указано, что страны, присоединившиеся к ней, под «терроризмом» понимают действия, сопряженные с применением насилия или угрозой

его применения, имеющие цель создать панику среди населения, поставить под угрозу жизнь, здоровье людей, общественную безопасность, окружающую среду, частное или общественное имущество, национальные богатства (к примеру, месторождения полезных ископаемых), международные учреждения, государственную целостность и суверенитет стран - участников Конвенции.

Содержание понятия «терроризм», закрепленное в Федеральном законе Российской Федерации «О противодействии терроризму» близко Закону ИРИ «О борьбе с материальным обеспечением терроризма». В обоих случаях указанное понятие сводится к «практике воздействия на принятие решения органами государственной власти или международными организациями, связанную с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий». Вместе с тем термин «терроризм», раскрытый в Конвенции Исламской конференции, имеет более широкое содержание, так как действия, сопряженные с насилием, не обязательно должны быть связаны с воздействием на принятие решений органами власти стран-участников или международных организаций. Такой подход, опуская существенный признак, квалифицирующий терроризм, позволяет рассматривать более широкий круг действий в качестве террористических.

Взгляды иранских властей на борьбу с терроризмом в контексте внешней политики ИРИ усматриваются также из материалов состоявшейся в Тегеране 25-26 июня 2011 г. международной конференции по этому вопросу. Обращает внимание сам факт инициативы Ирана провести у себя такую конференцию. В форуме приняло участие до 70 стран, преимущественно в лице глав внешнеполитических ведомств и пяти глав государств (Афганистана, Таджикистана, Судана, Пакистана, Ирака). Российскую Федерацию представлял

Чрезвычайный и полномочный Посол в ИРИ А.А. Садовников.

В послании лидера Ирана аятоллы Хаме-неи в адрес Конференции были подвержены критике политика Израиля в отношении палестинских территорий, поддержка Соединенными Штатами деструктивных сил на Ближнем Востоке, осуждено применение ими современных систем оружия в Афганистане, где гибнет мирное население. Напомнено также о факте уничтожения американцами над Персидским заливом ракетой иранского пассажирского самолета, взрыв многолетней давности в конференц-зале г. Тегерана, когда погибло 72 деятеля новой исламской власти. В выступлении президента Ирана М. Ахмадинежада говорилось, что «терроризм есть следствие утраты моральных ценностей. Атака 11 сентября 2001 г. дала повод для нападения на другие страны. Корни этого дела пока неясны. Доллар - это тоже вид терроризма. Не имея золотого содержания, он наносит экономический ущерб другим странам. Было бы полезно образовать некий постоянный международный орган, который бы вырабатывал единые подходы, единое понимание терроризма, способов борьбы с ним» [7].

В высказываниях ряда представителей исламских стран прозвучало отрицание обвинений в адрес ислама как религии, связанной с терроризмом. Выступавшие делали акцент на том,что терроризм не имеет границ,национальной или религиозной принадлежности.

В материалах, распространенных среди участников Конференции, содержалось определение терроризма, сформулированное иранцами: «Терроризм - систематическое применение насилия, иных мер или подходов в целях создания общей атмосферы страха и боязни. Для достижения конкретных политических целей используются мягкие, полужесткие и жесткие способы. Терроризм мо-

жет реализовываться политическими организациями, левыми и правыми течениями, националистическими или религиозными группировками, революционерами и даже государственными структурами, такими как армия, полиция и спецслужбы».

Важным моментом являлось стремление разделить терроризм и освободительную борьбу народов. Эти усилия иранцев соответствуют упомянутому выше Закону ИРИ «О борьбе с материальным обеспечением терроризма», в котором также сказано, что «действия, предпринимаемые отдельными лицами, организациями, народами и нациями для противостояния иностранной интервенции, колонизации или проявлениям расизма, не считаются террористическими», а также Конвенции Исламской конференции по борьбе с международным терроризмом, где сказано, что борьба народа, в том числе с оружием в руках против интервенции, вторжения, колонизации или подчинения с целью освобождения, определения своего будущего в соответствие с основами международного

права, не считается преступлением террористической направленности.

Участники Конференции высказали практически единый подход к тому, что отсутствуют общепризнанные, включая и в рамках международных организаций, определения понятий «терроризм» и некоторых других в этой связи терминов.

Таким образом, иранские подходы к понятию «международный терроризм» и «терроризм» в целом соответствуют общемировым. Некоторое расхождение касается деятельности организаций, которые, по мнению Ирана, ведут национально-освободительную борьбу. Особенности иранского внутреннего законодательства, включающего религиозные нормы, позволяют существенно расширять круг деяний, подпадающих под признаки и понятие «терроризм». Прикаспийские государства в защите общих экономических и политических интересов могут с учетом изложенного рассчитывать на взаимопонимание с Исламской Республикой Иран при организации противодействия террористическим угрозам в регионе.

Нормативно-правовые акты и ли

1. Филин Н. Террористическая угроза в современном Иране // Iran.ru. 26 июня 2002 г. Электронный ресурс URL: http://www.iran.ru/news/ analytics/81473/b_Terroristicheskaya_ugroza_v_ sovremennom_Irane_b.

2. В Иране задержаны сторонники «Исламского государства» // BBC News. Русская служба. 08.09.2014 г. URL: https://www.bbc.com/russian/ rolling_news/2014/09/140908_rn_iran_islamic_state

3. Конституция Ирана // Конституции стран мира. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=83&page=5

4. Материалы Исламской конференции по борьбе с международным терроризмом (ghanun-eelhag-e doulat-e jomhuri-e eslami-e iranbekonven-siun-e sazeman-e konferans-e eslamijahat-e mobareze-baterrorism-e beinolmellali). [Электронный ресурс] // URL: http://rc.majlis.ir/fa/law/show/134868 (дата обращения: 17.06.2018 г. (на перс. языке).

5. «Джамхурий-е ислами». 28.02.2010 г.

6. «Джамхурий-е ислами». 22.12.2010 г.

7. «Джамхури-йе ислами. 26.06.2011 г.

Normative legal acts and literature

8. Filin N. Terrorist threat in modern Iran // Iran.ru. June 26, 2002 Electronic resource URL: http://www. iran.ru/news/analytics/81473/b_Terroristicheskaya_ ugroza_v_sovremennom_Irane_b.

9. Supporters of the «Islamic State» detained in Iran // BBC News. Russian service. September 8, 2014 Electronic resource. URL: https://www.bbc.

com/russian/rolling_news/2014/09/140908_rn_iran_ islamic_state

10. Constitutions of Iran // Constitutions of the countries of the world. Electronic resource. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=83&page=5

11. Materials of the Islamic Conference on Combating International Terrorism (ghanun-eelhag-e doulat-e

jomhuri-e eslami-e iranbekonvensiun-e sazeman-e kon-ferans-e eslamijahat-e mobarezebaterrorism-e beinol-mellali). [Electronic resource] // URL: http://rc.majlis. ir/fa/law/show/134868 (date of access: June 17, 2018) (in Persian).

12. «Jamhuriy-e Islami». 28 February 2010

13. «Jamhuriy-e Islami». December 22, 2010

14. Jamhuri-ye Islami. June 26, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.