Научная статья на тему 'Современное состояние преступности на объектах транспорта в России'

Современное состояние преступности на объектах транспорта в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2061
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / STATE OF CRIME / TRANSPORT / TRANSPORT SECURITY / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черняков С.А., Дудин В.Ю.

Стабильная и эффективная работа транспортной системы Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации в стране, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечивает необходимые условия для обеспечения лидерства России в мировой экономической и политической системе. Состояние безопасности транспортной системы, безусловно, влияет на возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках и перемещении грузов. Транспортная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, поскольку транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества. Обеспечение транспортной безопасности невозможно без учета состояния преступности на объектах транспортной инфраструктуры и актуализации вопросов ее предупреждения. В статье авторы на основе научного анализа статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», результатов собственных и иных криминологических исследований, посвященных анализу состояния и причинности преступности в сфере транспортной инфраструктуры, раскрывают криминологическую ситуацию преступности на объектах транспорта. Проведенная авторами констатация криминологических показателей преступности на объектах транспорта, а также научные выводы, основанные на их анализе, необходимы при разработке мер, направленных на предупреждение преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF CRIME AT TRANSPORT FACILITIES IN RUSSIA

Stable and efficient operation of the transport system of the Russian Federation plays an exceptional role in creating conditions for modernization in the country, transition to an innovative path of development and sustainable growth of the national economy, provides the necessary conditions to ensure Russia’s leadership in the world economic and political system. The state of security of the transport system certainly affects the ability of the state to effectively perform such important functions as the protection of national sovereignty and security of the country, ensuring the needs of citizens in transportation and movement of goods. Transport security is one of the most important components of the national security of the state, since transport, along with other infrastructure sectors, provides the basic conditions for the life of society. Ensuring transport security is impossible without taking into account the state of crime in the transport infrastructure and updating the issues of its prevention. In the article the authors on the basis of scientific analysis of statistical data of PKU «MIAC Russian interior Ministry», the results of their criminological and other studies on the analysis of the status and causation of crime in the sphere of transport infrastructure, open the criminological situation of crime on transport objects. The authors ‘ statement of criminological indicators of crime at transport facilities, as well as scientific conclusions based on their analysis are necessary in the development of measures aimed at crime prevention

Текст научной работы на тему «Современное состояние преступности на объектах транспорта в России»

БЕЗОПАСНОСТЬ НАТРАНСПОРТЕ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА В РОССИИ

THE CURRENT STATE OF CRIME AT TRANSPORT FACILITIES IN RUSSIA

УДК 343.988

С.А. ЧЕРНЯКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) sache2009@yandex.ru

В.Ю. ДУДИН

(Тамбовский ЛО МВД России на транспорте,

Россия, Тамбов)

SERGEY А. CHERNYAKOV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

VADIM YU. DUDIN

(Tambov Linear Department for Transport of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Tambov, Russia)

Аннотация: стабильная и эффективная работа транспортной системы Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации в стране, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечивает необходимые условия для обеспечения лидерства России в мировой экономической и политической системе.

Состояние безопасности транспортной системы, безусловно, влияет на возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках и перемещении грузов.

Транспортная безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, поскольку транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества.

Обеспечение транспортной безопасности невозможно без учета состояния преступности на объектах транспортной инфраструктуры и актуализации вопросов ее предупреждения.

В статье авторы на основе научного анализа статистических данных ФКУ «ГИАЦ МВД России», результатов собственных и иных криминологических исследований, посвященных анализу состояния и причинности преступности в сфере транспортной инфраструктуры, раскрывают криминологическую ситуацию преступности на объектах транспорта. Проведенная авторами констатация криминологических показателей преступности на объектах транспорта, а также научные выводы, основанные на их анализе, необходимы при разработке мер, направленных на предупреждение преступности.

Ключевые слова: состояние преступности, транспорт, транспортная безопасность, предупреждение преступности.

Для цитирования: Черняков С.А., Дудин В.Ю. Современное состояние преступности на объектах транспорта в России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 48-53.

Abstract: stable and efficient operation of the transport system of the Russian Federation plays an exceptional role in creating conditions for modernization in the country, transition to an innovative path of development and sustainable growth of the national economy, provides the necessary conditions to ensure Russia's leadership in the world economic and political system.

The state of security of the transport system certainly affects the ability of the state to effectively perform such important functions as the protection of national sovereignty and security of the country, ensuring the needs of citizens in transportation and movement of goods.

НАТРАНСПОРТЕ

Transport security is one of the most important components of the national security of the state, since transport, along with other infrastructure sectors, provides the basic conditions for the life of society.

Ensuring transport security is impossible without taking into account the state of crime in the transport infrastructure and updating the issues of its prevention.

In the article the authors on the basis of scientific analysis of statistical data of PKU «MIAC Russian interior Ministry», the results of their criminological and other studies on the analysis of the status and causation of crime in the sphere of transport infrastructure, open the criminological situation of crime on transport objects. The authors ' statement of criminological indicators of crime at transport facilities, as well as scientific conclusions based on their analysis are necessary in the development of measures aimed at crime prevention.

Keywords: state of crime, transport, transport security, crime prevention.

For citation: Chernyakov S.A., Dudin V.Yu. The current state of crime at transport facilities in Russia // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 48-53.

Обеспечение безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», относится к числу приоритетных задач, решаемых государственными органами. Достижению указанной цели должен отвечать уровень правоохранительной работы, осуществляемой на объектах транспорта.

Транспортная система является достаточно специфичной отраслью экономики Российского государства, что обусловлено наличием у нее характерных особенностей, а также объясняет особую специфику преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.

Транспортные преступления - сложные общественно опасные деяния с альтернативными последствиями, причиняющими вред и интересам граждан, и интересам нормальной деятельности определенной структуры транспортной системы, и в конечном итоге всей транспортной системе [5, с. 17].

На территории Российской Федерации в 2018 году количество зарегистрированных преступлений, совершенных на транспорте, составило 38605, что на 0,1% меньше, чем в 2017 году1 (количество зарегистрированных преступлений - 38647)2, что свидетельствует об относительно устойчивом уровне преступности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. При этом стоит отметить, что количество выявленных лиц, совершивших преступления на объектах транспорта и транспортной

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://i^^/reports/item/16053092

2 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2017 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://i^^/reports/item/12167987/

инфраструктуры, в 2018 году сократилось на 3,7% (21351 лицо) по сравнению с 2017 годом (22173 лица).

Проанализированные данные позволяют сделать вывод о недостаточной эффективности системы профилактики преступности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. В связи с этим изучение преступлений на объектах транспорта является необходимым элементом в системе разработки и совершенствования профилактических мер, что делает криминологическую характеристику исходным этапом для оптимизации данного процесса, а ее изучение - актуальной проблемой современности.

Криминологическая характеристика представляет собой совокупность данных об определенном виде или группе преступлений либо о конкретном противоправном деянии, используемых в процессе разработки и реализации профилактических мер [6, с. 375].

В структуру криминологической характеристики преступлений входит три группы элементов:

1. Объективные (статистика преступлений, социальные условия, географические условия, время и другие).

2. Субъективные (свойства личности преступника и потерпевшего).

3. Комплексные - условия, способствующие совершению преступлений, механизм преступления, последствия преступлений.

Таким образом, перейдем к рассмотрению криминологической характеристики преступлений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, а затем проанализируем наиболее распространенные из них.

В общей структуре преступности в 2018 году на объектах транспорта значительную часть составили преступления против собственности - 39,4% (15207 фактов), из них подавляющее большинство - кражи, которые состав-

НА ТРАНСПОРТЕ

ляют 83,1% (12649 фактов), среди которых в том числе кражи грузов, составляющие 14,9% (1893 факта) от общего количества краж, совершенных на объектах транспорта. Преступления против личности составляют небольшую часть, а именно 1,9% (729 фактов), от общего количества зарегистрированных преступлений. Также за 2018 год в Российской Федерации на объектах транспорта было зарегистрировано 9961 преступление, связанное с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, сильнодействующими веществами и новыми потенциально опасными психоактивными веществами, что составляет 25,8% от общего количества зарегистрированных преступлений, а также 1180 фактов (3,06%), связанных с незаконным оборотом оружия3.

Из вышеприведенных данных становится явным преобладание краж среди преступлений, совершенных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Несмотря на то, что по сравнению с 2017 годом в 2018 году количество краж, совершенных на объектах транспорта, сократилось на 0,4%, стоит все же отметить, что их доля значительно превышает 50% на протяжении достаточно долгого промежутка времени. При этом процент раскрываемости краж самый низкий в сравнении с другими преступлениями и составляет всего 51,2%. Приведенные данные указывают на своеобразную устойчивость тенденции к совершению данного вида преступлений, а также на отсутствие эффективной системы предупреждения и противодействия им.

Кражи грузов на объектах транспорта, как правило, совершаются путем сруба запорных устройств и закруток, взлома дверей и люков, выдавливания пола контейнеров [2, с. 118], а также путем мошенничества, подлога, изготовления и использования фиктивных документов, проникновения в компьютерные сети железных дорог, снятия информации о предприятиях, имеющих код-справки, для использования в хищении грузов, оформления «ложного транзита», переадресовок грузов, подмены перевозочных документов и т.п. [1, с. 126]. Предметом краж являются грузы, среди которых могут быть как различная бытовая техника, так и черные, цветные металлы, нефтепродукты, строительные материалы и другие. Кражи, как правило, совершаются в

3 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://i^^/reports/item/16053092

ночное время, чему дополнительно способствует плохая освещенность объектов транспорта. Преступниками зачастую являются работники транспортных организаций в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Данному виду преступности в наибольшей степени присущ признак организованности и четкого разделения ролей между участниками преступной группы, практически все преступления совершаются по предварительному сговору.

Причинами, способствующими совершению краж грузов, являются: плохо организованная система охраны грузов и, как следствие, доступность груза для преступника, ненадежность запорно-пломбировочных устройств, а также в ряде случаев слабый надзор за несовершеннолетними лицами.

Одними из самых распространенных и самых латентных (свойство преступлений, выражающееся в неполноте их официальной регистрации) преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, по-прежнему остаются кражи личного имущества граждан. В большей степени высокий уровень латентности данных преступлений обусловлен неосмотрительным отношением граждан к собственному имуществу, то есть зачастую гражданин не может точно вспомнить, где он в последний раз видел свое имущество, а также их нежеланием обращаться в органы внутренних дел с заявлением о совершении в отношении них кражи. Как правило, предметом краж становятся мобильные телефоны, денежные средства, а также детали гардероба (верхняя одежда, обувь и т.д.).

Время совершения краж имущества граждан различно и напрямую зависит от вида транспорта. Так, на объектах железнодорожного транспорта кражи имущества, как правило, совершаются либо в ночное время суток, либо во время длительных стоянок поездов дальнего следования, когда большая часть граждан, оставив имущество без присмотра, находится на перроне. На объектах воздушного и водного транспорта кражи имущества, находящегося в багаже граждан, совершаются в момент его нахождения в специальных помещениях хранения груза и багажа пассажиров. Также данному виду преступности характерно явление сезонности: в летнее время подобных преступлений совершается в разы больше, что вызвано увеличением пассажиропотока, а следовательно, и увеличением скопления материальных ценностей на объектах транспорта [4, с. 153].

Что касается способов совершения краж, то стоит отметить, что зачастую завладение иму-

НАТРАНСПОРТЕ

ществом граждан совершается путем использования свободного доступа к предмету преступления. Анализ практической деятельности органов внутренних дел на транспорте показал, что граждане зачастую оставляют свои вещи без присмотра, чем и провоцируют совершение в отношении них преступных действий. Так, например, зачастую похищаются телефоны, оставленные без присмотра на зарядке, или имущество, оставленное без присмотра на столиках купе, в туалетах и т.п. Наиболее интересными для анализа в плане способа совершения преступления являются карманные кражи как разновидность краж имущества граждан, совершаемые на объектах транспорта. По способу совершения данные преступления делятся на два вида:

1. Простой способ, к которому относят все виды краж, совершенных с применением особых навыков и умений использования так называемой ширмы, в роли которой могут выступать журнал, пакет, одежда и т.п.

2. Квалифицированный способ, который подразумевает использование специально изготовленных предметов, средств, в значительной мере облегчающих совершение кражи. К ним относятся отточенные монеты, ножницы, пинцеты, крючки и т.п. В таких случаях воры, как правило, используют их для пореза или срезания пакетов и сумок, принадлежащих гражданам.

Что касается личности преступников, то зачастую рассматриваемым преступлениям присущ случайный тип личности преступника. Совершаются данные преступления в большинстве случаев лицами в возрасте от 30 до 45 лет (75% случаев), имеющими среднее образование или не имеющими его. Рассматривая карманные кражи, можно отметить, что они совершаются, как правило, в составе группы лиц. Эти группы являются достаточно устойчивыми и находятся в постоянной готовности к совершению преступлений, что обусловлено четким распределением и предварительной отработкой ролей участников группы. Наиболее устойчивыми являются группы, в состав которых входят лица, ранее судимые за указанные преступления, или лица цыганской национальности, для которых данный вид деятельности является профессиональным.

В данном случае стоит также отдельно остановиться на личности жертвы преступных посягательств. При кражах на объектах транспорта жертвами в основном становятся женщины и дети, что объясняется тем, что они с наименьшей степенью вероятности, чем мужчины, могут оказать преступнику сопротивление и хранят

ценные вещи при себе либо в местах, доступных для совершения кражи. Также лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, независимо от пола в 90% случаев становятся жертвами преступных посягательств.

К причинам совершения краж имущества граждан на объектах транспорта можно отнести следующие:

1. Небрежное отношение граждан к своему имуществу, проявляющееся в оставлении его без присмотра.

2. Распитие алкогольных напитков гражданами на объектах транспорта.

3. Недостатки в деятельности правоохранительных органов.

4. Различные социальные причины (низкий уровень достатка граждан, низкий уровень образования и трудовой занятости и т.п.).

Приведенные нами ранее статистические данные свидетельствуют о том, что второе место по количеству совершений на объектах транспорта занимают преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, сильнодействующими веществами, новыми потенциально опасными психоактивными веществами, их удельный вес составил 25,8%. Данный показатель обусловлен в первую очередь тем, что объекты транспорта являются одним из наиболее удобных способов для сокрытия и транспортировки наркотиков, что позволяет преступникам за раз перевозить в огромных количествах наркотические средства. Также объекты транспорта позволяют прятать наркотики в технологических полостях, перевозимых грузах и багаже, что при обнаружении все равно создаст трудности в доказывании принадлежности наркотических средств тому или иному лицу. Стоит отметить, что данному виду преступности присущ организованный характер.

Следующим наиболее распространенным видом преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, являются преступления экономической направленности. Анализ статистических данных о состоянии преступности за 2018 год показал, что их удельный вес составил 14,7% (5702 факта)4. Проведенные исследования показывают, что экономические преступления в транспортном комплексе страны в большей степени совершаются на объектах железнодорожного транспорта [3, с. 46]. Это вызвано в

4 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/reports/item/16053092

НА ТРАНСПОРТЕ

первую очередь тем, что объекты его инфраструктуры характеризуются значительной финансовой обеспеченностью.

Преступления экономической направленности становятся все более изощренными. Сотрудники органов внутренних дел на транспорте в своей практике сталкиваются с новыми более оригинальными способами совершения преступлений. Как правило, в экономической сфере преступления чаще всего совершаются путем мошенничества с использованием поддельной документации.

Касаемо вопроса личности преступника, стоит отметить, что в 90% случаев преступления совершаются должностными и материально ответственными лицами, сотрудниками и работниками транспортных организаций. Также экономической преступности на объектах транспорта характерен признак организованности, что в значительной степени облегчает совершение и сокрытие события преступления.

К причинам и условиям, способствующим совершению экономических преступлений на транспорте и транспортной инфраструктуре, относятся:

1. Слабая степень организованности учета и формирования отчетности о нарушениях правил и безопасности движения, допущенных участниками перевозочного процесса.

2. Отсутствие правовой регламентации деятельности экспедиторов, осуществляющих свою деятельность в сфере перевозок. Так, результаты исследований показали, что значительная часть из них (16,76%) - это лица, ранее судимые.

3. Объективные сложности, наличие которых обусловлено сложностью процесса выявления рассматриваемых преступлений и процесса доказывания вины лиц, совершивших преступления.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что преступления, совершаемые на объектах транспорта и транспорт-

ной инфраструктуры, имеют свою специфику, обусловленную наличием особенностей, присущих транспортному комплексу.

Наиболее распространенными преступлениями в общей структуре являются преступления против собственности, а именно кражи, что объясняется огромным скоплением на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры людей и материальных ценностей, что и делает объекты транспорта привлекательными для преступников. Учитывая важную роль транспортного комплекса в жизнедеятельности общества и государства, стоит отметить, что высокий процент совершаемых имущественных преступлений и низкий процент их раскрываемости являются мощными факторами, дестабилизирующими общественный порядок и имущественную безопасность граждан.

Проведенный анализ также позволяет нам сделать вывод о том, что большой процент преступлений экономической направленности совершается работниками предприятий и организаций транспортной инфраструктуры, действующими, как правило, в составе организованных групп.

Так, в процессе исследования нами были выявлены причины и условия, способствующие совершению тех или иных преступлений, способы их совершения, а также рассмотрены наиболее типичные для данных преступлений личности преступников.

Таким образом, приведенная криминологическая характеристика преступлений, совершаемых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, позволит грамотно организовать работу по профилактике и противодействию преступности на объектах транспортного комплекса, задав основные направления деятельности органов внутренних дел на транспорте при учете индивидуальных географических, демографических, социально-экономических и других особенностей каждого региона.

Литература

1. Деревянко К.И. Структура преступности на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 125-127.

2. Джикия В.К. Проблемы организованной преступности на водном транспорте // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 7. С. 118-119.

3. Ивушкина О.В. Преступления в сфере грузоперевозок на железнодорожном транспорте и их предупреждение (по материалам Восточно-Сибирской железной дороги) // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 1 (76). С. 45-51.

4. Ионов А.Н. Специально-криминологическое предупреждение краж личного имущества граждан, совершаемых на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта // Бизнес в законе. 2009. № 2. С. 152-154.

5. Суденко В.Е. Транспортные преступления: особенности квалификации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 11 (11). С. 15-20.

6. Эминов В.Е. Криминологическая классификация и характеристика преступлений // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2006. № 2 (65). С. 374-377.

НАТРАНСПОРТЕ

References

1. Derevyanko K.I. Struktura prestupnosti na zheleznodorozhnom transporte (na primere Kuzbasskogo UVDT) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 343. S. 125-127.

2. Dzhikiya V.K. Problemy organizovannoi prestupnosti na vodnom transporte // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 7. S. 118-119.

3. Ivushkina O.V. Prestupleniya v sfere gruzoperevozok na zheleznodorozhnom transporte i ikh preduprezhdenie (po materialam Vostochno-Sibirskoi zheleznoi dorogi) // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 1 (76). S. 45-51.

4. IonovA.N. Spetsial'no-kriminologicheskoe preduprezhdenie krazh lichnogo imushchestva grazhdan, sovershaemykh na ob''ektakh infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta // Biznes v zakone. 2009. № 2. S. 152-154.

5. Sudenko V.E. Transportnye prestupleniya: osobennosti kvalifikatsii // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2016. № 11 (11). S. 15-20.

6. Eminov V.E. Kriminologicheskaya klassifikatsiya i kharakteristika prestuplenii // LEX RUSSICA (RUSSKII ZAKON). 2006. № 2 (65). S. 374-377.

(статья сдана в редакцию 19.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.