Научная статья на тему 'Особенности преступности на железнодорожном транспорте'

Особенности преступности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1495
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРЕСТУПНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / СТРУКТУРА / СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / RAILWAY TRANSPORT / CRIME ON THE RAILWAY TRANSPORT / STRUCTURE / STATUS AND DYNAMICS OF CRIME IN RAILWAY TRANSPORT / CHARACTERISTIC FEATURES OF CRIME IN RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин А.Н.

В статье на основе проведенного криминологического анализа рассматривается состояние преступности на железнодорожном транспорте. Дается авторское определение данного вида преступности как достаточно массового, негативного, исторически изменчивого социального явления уголовного правового характера, имеющего свои характерные особенности, определяемые спецификой железнодорожного транспорта, складывающегося из совокупности всех уголовно-наказуемых деяний, совершенных на объектах данного вида транспорта за определенный период времени. Рассматривается динамика и структура данного вида преступности за 2007-2016 годы, определяются особенности преступности на железнодорожном транспорте, знание которых необходимо для организации предупредительной работы по данному виду преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRIME ON THE RAILWAY TRANSPORT

The article on the basis of criminological analysis we consider the state of crime in railway transport. The author’s definition of this crime as fairly massive, negative, historically changeable social phenomenon of criminal legal nature, having its own peculiarities, determined by the specificity of rail transport resulting from the aggregate of all criminal acts perpetrated on the objects of a given type of transport for a certain period of time. Determined the dynamics and structure of this type of crime for 2007-2016, determined by the characteristics of crime on the railway transport, which are necessary for the organization of preventive work for this type of crime.

Текст научной работы на тему «Особенности преступности на железнодорожном транспорте»

1

-

к

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

/

ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

FEATURES OF CRIME ON THE RAILWAY TRANSPORT

УДК 343.9

А.Н. ВАРЫГИН,

доктор юридических наук, профессор (Саратовская государственная юридическая академия, Россия, Саратов) Тел.: 8 (8452) 29 90 43

ALEXANDER N. VARYGIN,

doctor of law, professor (Saratov state law Academy, Russia, Saratov)

Аннотация: в статье на основе проведенного криминологического анализа рассматривается состояние преступности на железнодорожном транспорте. Дается авторское определение данного вида преступности как достаточно массового, негативного, исторически изменчивого социального явления уголовного правового характера, имеющего свои характерные особенности, определяемые спецификой железнодорожного транспорта, складывающегося из совокупности всех уголовно-наказуемых деяний, совершенных на объектах данного вида транспорта за определенный период времени. Рассматривается динамика и структура данного вида преступности за 2007-2016 годы, определяются особенности преступности на железнодорожном транспорте, знание которых необходимо для организации предупредительной работы по данному виду преступности.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; преступность на железнодорожном транспорте; структура, состояние, динамика преступности на железнодорожном транспорте; характерные особенности преступности на железнодорожном транспорте.

Abstract: the article on the basis of criminological analysis we consider the state of crime in railway transport. The author's definition of this crime as fairly massive, negative, historically changeable social phenomenon of criminal legal nature, having its own peculiarities, determined by the specificity of rail transport resulting from the aggregate of all criminal acts perpetrated on the objects of a given type of transport for a certain period of time. Determined the dynamics and structure of this type of crime for 2007-2016, determined by the characteristics of crime on the railway transport, which are necessary for the organization of preventive work for this type of crime.

Keywords: railway transport; crime on the railway transport; structure, status and dynamics of crime in railway transport; characteristic features of crime in railway transport.

Важнейшей отраслью общественного производства в любом государстве является транспорт. Он призван удовлетворять потребности предприятий, учреждений, граждан в перевозках грузов и пассажиров. Несмотря на многообразие видов транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный, трубопроводный, воздушный), свое внимание мы уделим железнодорожному транспорту как одному из наиболее распространенных и развитых видов. Например, в структуре грузооборота на транс-

порте он занимает около 44%, пассажирообо-рота 27% [1, с. 318, 321].

Железнодорожный транспорт - это вид транспорта, который выполняет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги [2, с. 11].

Анализ специальной литературы позволяет выделить определенные особенности данного вида транспорта:

1) универсальность железнодорожного транспорта, заключающаяся в возможности

обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах страны и в любое время года;

2) высокая провозная способность и эффективность перевозок грузов и пассажиров;

3) сравнительно большие скорости перемещения грузов и багажа (максимальная скорость 200 км/ч);

4) круглосуточный цикл работы транспорта;

5) нормативный характер работы (любой технологический процесс регламентирован нормами права (уставами, правилами и т.д.);

6) меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с иными видами транспорта, например, автомобильным, воздушным.

Данные отраслевые особенности железнодорожного транспорта, в свою очередь, определяют криминологически значимые факторы, накладывающие отпечаток на структуру преступности на данном виде транспорта, формирующие ее особенности, делающие железнодорожные объекты «привлекательными» для преступников.

Эти факторы заключаются, на наш взгляд, в следующем:

- сосредоточение на объектах железнодорожного транспорта большого количества товарно-материальных ценностей - грузов и багажа. Ежегодно по железным дорогам страны перевозятся грузы на миллиарды рублей, что не может не привлекать внимания преступников к объектам данного вида транспорта. Не случайно на протяжении многих лет кражи грузов были распространенными преступлениями на железнодорожном транспорте;

- нахождение на пассажирских станциях, вокзалах, в пассажирских поездах большого количества пассажиров, имеющих при себе определенные, порой немалые суммы денег и другое имущество, что обусловливает хищения личного имущества у пассажиров;

- достаточно быстрое перемещение грузов и пассажиров в пространстве и во времени, что затрудняет определение факта и места совершения преступления, его следов, позволяет преступникам быстро скрываться с места преступления и избегать уголовной ответственности;

- подвижной состав железнодорожного транспорта (вагоны как грузовые, так и пассажирские, локомотивы) весьма удобен для перевозки

предметов, изъятых из гражданского оборота (наркотиков, оружия, драгоценных металлов и камней), так как в них много технологических полостей, в которых эти предметы можно прятать и перевозить, в том числе и через государственную границу;

- подвижной состав железнодорожного транспорта является источником повышенной опасности, может причинять вред жизни, здоровью граждан, а также вред окружающей среде. Не случайно за ряд деяний, связанных с неправильной эксплуатацией и нарушением правил безопасности, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 263, 266-268 УК РФ).

Подвижной состав также привлекает внимание террористов, так как на нем может находиться большое количество пассажиров, а также перевозятся горючие, взрывчатые, отравляющие вещества, взрыв или поджог которых приведет к значительным людским потерям, чего и добиваются террористы.

Все вышесказанное указывает на распространенность и специфику преступности на железнодорожном транспорте, знание которой является необходимым условием ее успешного предупреждения.

С учетом традиционного определения преступности как совокупности преступлений, преступность на железнодорожном транспорте можно определить как достаточно массовое, негативное, исторически изменчивое социальное явление уголовного правового характера, имеющее свои характерные особенности, определяемые спецификой железнодорожного транспорта, складывающееся из совокупности уголовно-наказуемых деяний, совершенных на объектах транспорта за определенный период времени.

Объектами железнодорожного транспорта являются железнодорожные рельсовые пути, железнодорожные станции и расположенные на них предприятия транспорта, подвижной состав (локомотивы, вагоны, платформы и т.п.), средства связи, сигнализации данного транспорта.

Как в целом в стране, в различных сферах общественной жизни, так и на железнодорожном транспорте преступность в последние годы менялась и количественно, и качественно. Данные о состоянии и динамике преступности на указанном виде транспорта представлены в таблице 1 [3].

годы 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

состояние (в тыс.) 83,9 81,9 75,0 58,3 53,3 46,5 42,0 40,6 40,5 37,2

динамика (в %) +3,8 -2,3 -8,5 -22,2 -8,6 -14,5 -9,5 -4,0 -0,1 -8,3

Таблица 1

Как видно из приведенных данных, количество преступлений за последние 10 лет на объектах железнодорожного транспорта сократилось, причем существенно - с 83,9 тыс. до 37,2 тыс. преступлений, то есть в 2,2 раза. При этом следует отметить, что количество тяжких и особо тяжких преступлений сокращалось не так значительно - в 1,9 раз, а их удельный вес увеличился с 23% до 26%.

Также следует отметить еще такое обстоятельство, как высокий уровень латентности преступности на железнодорожном транспорте. Он связан с рядом причин. Во-первых, жертвами многих преступлений против собственности и личности являются пассажиры, которые, не желая делать вынужденную остановку, сходить с поезда, опаздывать на него, часто сами не обращаются в правоохранительные органы по поводу совершенных в отношении них преступлений. Во-вторых, работники железнодорожного транспорта, прежде всего служб грузоперевозок, имеют немало способов «давления» на грузоотправителей и получателей, которые в силу этого нередко предпочитают получать груз с недостачей, повреждением, возникшими, в том числе, и в результате преступлений. По результатам отдельных исследований на железной дороге регистрируется только около 30% всех совершенных в действительности преступлений [4, с. 143].

Анализ статистических данных позволяет представить структуру преступности на железнодорожном транспорте. Она выглядит следующим образом:

1. Преступления против собственности - 39,5%.

2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков) - 27,5%.

3. Преступления в сфере экономической деятельности - 17,0%.

4. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы, интересов службы в коммерческих и иных организациях (коррупционные преступления) - 7,5%.

5. Преступления против общественной безопасности - 3,5%.

6. Иные преступления (против личности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, другие) - 5,0%.

Приведенные данные показывают, что на железнодорожном транспорте велика доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это обусловлено тем, что преступники для перевозки наркотиков, особенно из Среднеазиатского региона, активно используют пассажирский железнодорожный транспорт. Например, в 2015 году в Астраханской области были

задержаны два проводника плацкартного вагона поезда «Душанбе-Москва», у которых было изъято 30 кг героина [5].

Значителен удельный вес преступлений в сфере экономической деятельности. При этом невелико количество преступлений против личности. Они в 2016 году составили 2%.

Меньше, чем в структуре общероссийской преступности, на железнодорожном транспорте преступлений против собственности. Если в целом по стране удельный вес таких преступлений составляет 60%, то на железнодорожном транспорте 39,5%.

Если в целом в стране структура преступности в последние десятилетия менялась несущественно, то на железнодорожном транспорте изменения более наглядны. Например, ранее самыми распространенными преступлениями на данном виде транспорта были кражи грузов (в 90-е годы их регистрировалось около 50-60 тыс. в год), а в последние годы не более 3 тыс.

Сравнивать преступность на железнодорожном транспорте с преступностью на иных видах транспорта весьма сложно, так как специальных статистических учетов по иным видам транспорта нет и ориентироваться можно лишь на отчеты соответствующих управлений МВД на транспорте (водном, воздушном) и материалы уголовных дел. Например, на автомобильном транспорте, в отличие от железнодорожного, велико количество преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств. Так, в 2016 г. зарегистрировано 22,0 тыс. таких преступлений [6, с. 6]. На трубопроводном транспорте самыми распространенными преступлениями являются хищения нефти и нефтепродуктов.

Даже эти вышеприведенные немногочисленные данные показывают, что преступность на железнодорожном транспорте имеет определенную специфику и особенности, обусловленные спецификой самого железнодорожного транспорта.

Она представляет собой достаточно массовое, негативное, исторически изменчивое социальное явление уголовно-правового характера, имеющее определенные особенности, определяемые спецификой железнодорожного транспорта, и складывающееся из совокупности уголовно-наказуемых деяний, совершенных на его объектах за определенный период времени.

Несмотря на распространенность преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, их опасность, специфику, криминологических исследований преступности на данном виде транспорта, как и на иных его видах, очень мало. Это, в свою очередь, требует организации

и проведения криминологических исследований так называемой «транспортной преступности» в целях выявления ее криминологических и иных (криминалистических, уголовно-правовых) особенностей и выработки на их основе наиболее

перспективных, отвечающих современным реалиям мер предупреждения. Такие меры должны в обязательном порядке учитывать специфику преступности на транспорте, в частности, на железнодорожном транспорте.

Литература

1. Россия в цифрах. 2013. Краткий статистический сборник. - Москва: Росстат, 2013.

2. Большая энциклопедия транспорта. В 8 т. Т. 4: Железнодорожный транспорт / под ред. Н.С. Конырева. - Москва, 2003.

3. Данные ГИАЦ МВД РФ ф.1 «Транспорт» за 2007-2016 гг.

4. Кутяев В. Криминологическая характеристика скрытой преступности на железнодорожном транспорте (по материалам Волго-Вятского УВД на транспорте): дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2003.

5. http://mirtesen.yug.svpressa.ru/blog/43174462178/V-Astrahani-osuzhdenyi-provodniki-poezda,-perevozivshie-30-kg-ge. (Дата обращения 9.04.2017 г).

6. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 г. Стат. сб. - Москва, ГИАЦ МВД РФ, 2017.

= References =

1. Rossiya v tsifrakh. 2013. Kratkii statisticheskii sbornik. - Moskva: Rosstat, 2013.

2. Bol'shaya entsiklopediya transporta. V 8 t. T. 4: Zheleznodorozhnyi transport /Pod red. N.S. Konyreva. - Moskva, 2003.

3. Dannye GIATs MVD RF f.1 «Transport» za 2007-2016 gg.

4. Kutyaev V. Kriminologicheskaya kharakteristika skrytoi prestupnosti na zheleznodorozhnom transporte (po materialam Volgo-Vyatskogo UVD na transporte): dis. ... kand. yurid. nauk. - N. Novgorod, 2003.

5. http://mirtesen.yug.svpressa.ru/blog/43174462178/V-Astrahani-osuzhdenyi-provodniki-poezda,-perevozivshie-30-kg-ge. (Data obrashcheniya 9.04.2017 g).

6. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-dekabr' 2017 g. Stat. sb. - Moskva, GIATs MVD RF, 2017.

(статья сдана в редакцию 27.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.