Научная статья на тему 'Современные проблемы методики расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта'

Современные проблемы методики расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / RAIL WAY TRANSPORT / ОБСТАНОВКА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME SITUATION / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT / CRIMINALISTICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Малыхина Екатерина Анатольевна

В статье проводится краткий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, исследуются основные проблемы методики расследования хищений комплектующих объектов железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Малыхина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATIC CONTROL OF INTELLIGENT BUILDINGS BASED ON SENSORS

In article gives a brief analysis of the state of crime in railway transport, the main problems of a technique of investigation of plunders of the completing objects of railway transport are investigated.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы методики расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта»

УДК 343.98.068

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Грибунов Олег Павлович

кандидат юридических наук, доцент Восточно-Сибирского института МВД России

г. Иркутск e-mail:gribunov@mail.ru

Малыхина Екатерина Анатольевна

адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России

г. Иркутск e-mail: Malykhina_Ek@mail.ru

AUTOMATIC CONTROL OF INTELLIGENT BUILDINGS

BASED ON SENSORS

Oleg Gribunov

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Eastern-Siberian Institute of h Ministry оf Internal Affairs of Russia

Irkutsk

Ekaterina Malykhina

graduated in a military academy of the East Siberian institute of the Ministry internal affairs of Russia

Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье проводится краткий анализ состояния преступности на железнодорожном транспорте, исследуются основные проблемы методики расследования хищений комплектующих объектов железнодорожного транспорта.

ABSTRACT

In article gives a brief analysis of the state of crime in railway transport, the main problems of a technique of investigation of plunders of the completing objects of railway transport are investigated.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; обстановка совершения преступления; криминалистическая характеристика; правоохранительные органы; транспортная инфраструктура.

Keywords: Rail way transport; crime situation; criminalistical characteristics; law enforcement; transport infrastructure.

Расследование преступлений — это сложный и трудоемкий процесс, и для достижения положительных результатов данной деятельности требуются определенные знания и умения. Так, например, А. Ю. Головин справедливо отмечает, что деятельность следователя в современных условиях большей частью осуществляется в осложненных рядом факторов условиях, в связи с чем возникает потребность в логически и системно выдержанных криминалистических рекомендациях [1, с. 3]. Это говорит о том, что при расследовании преступ-

лений необходимы не только практические навыки, но также и теоретические знания, которые помогут структурированно и планомерно осуществлять процесс расследования преступлений различных категорий. Для каждого вида преступных деяний необходимы определенные познания, касающиеся конкретного вида преступления, по которому проводится предварительное следствие.

При рассмотрении хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, следует отметить, что эти преступления

имеют общеуголовную направленность, однако в связи с тем, что железнодорожный транспорт является специфическим видом транспорта, методика расследования подобных преступлений имеет ряд особенностей. Основываясь на Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте», отметим, что железнодорожный транспорт является производственно-технологическим комплексом, который включает в себя железнодорожный подвижной состав, инфраструктуры железнодорожного транспорта, другое имущество и предназначен для обеспечения потребностей физических и юридических лиц, а также государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками [2]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что железнодорожный транспорт является сложносочиненной системой железнодорожного комплекса, а объекты данного вида транспорта включают в себя большое количество различных элементов, каждый из которых в своей совокупности обеспечивает безопасность и качество движения.

Существование железной дороги в современном обществе необходимо, ведь железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных и многофункциональных, при этом при помощи него возможно перемещение большого количества различных видов грузов на протяженные участки местности, разделяющие между собой грузоотправителей и грузополучателей. Как справедливо отметил О. П. Грибунов, железнодорожный транспорт является специфичной отраслью экономики страны, при этом имеет свои характерные особенности, которые, в свою очередь, обуславливают специфику преступности на данном виде транспорта и особенности ее предупреждения [3, с. 60].

При рассмотрении хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, принято считать, что речь идет о хищениях грузов непосредственно из подвижного грузового состава или же о хищениях личного имущества у пассажиров, следующих в пассажирских поездах. Однако следует отметить, что в настоящее время происходит рост хищений самих комплектующих объектов железнодорожного транспорта, включающих в себя изделия из цветного и черного металла, раз-

личные устройства связи, комплектующие запасные части локомотивов. Данные хищения являются не только уголовно наказуемыми, они также несут в себе опасность для жизни и здоровья граждан, ведь составляющие элементы объектов рассматриваемого вида транспорта в своей совокупности должны обеспечивать качественное и безопасное функционирование железнодорожного комплекса в целом.

По данным ГИАЦ МВД России подразделениями отделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее — ОЫ IIII) по линии грузовых перевозок за 10 месяцев 2015 г. в Российской Федерации поставлено на учет 4 816 преступлений (за аналогичный период прошлого года поставлено на учет 3971 уголовное дело), из которых на территории обслуживания Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте 190 преступлений (за аналогичный период 2014 г. поставлено на учет 157 уголовных дел, 2013 г. — 154 уголовных дела). Отдельная статистика учета хищений различных элементов объектов железнодорожного транспорта не ведется, однако на примере Линейного отдела МВД России на станции Иркутск-пассажирский отметим, что за период 10 месяцев 2015 г. подразделением ОЫППГ на учет по линии грузовых перевозок поставлено 25 уголовных дел (аналогичный период прошлого года — 25), из которых 15 возбуждены по выявленным фактам хищений комплектующих запасных частей из цветного и черного металла с подвижного состава, с тяговых локомотивов, литых деталей грузовых вагонов и кабелей связи [4].

Увеличение количества данного вида преступлений обуславливается значительным ростом цен на лом цветного и черного металла, наличием большого спектра способов совершения и сокрытия данного рода преступлений, доступностью комплектующих запасных частей, а также большой протяженностью территории и круглосуточным режимом работы.

Криминалистическая методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта в настоящее время находится в процессе становления, в связи с чем существует дефицит научно обоснованных криминалистических рекомендаций, которые необходимы в практической деятельности для сбора первоначальной информации о совершенном преступлении и качественной доказательственной базы.

Следует отметить, что за последние годы написано определенное количество диссертационных исследований, касающихся рассмотрения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта. Этой теме посвящены исследования М. А. Меркулова (рассмотрение методики расследования хищений грузов) [5], А. М. Нудельштейна (анализ расследования хищений имущества пассажиров) [6], а также ряд других работ. Данные диссертации посвящены рассмотрению непосредственно методики расследования хищения грузов и личного имущества у пассажиров поездов, в них проанализирована криминалистическая характеристика хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, подробно рассмотрены способ, место и время совершения деяний, а также личность преступника, оговорены первоначальные следственные действия. Однако в исследованиях не была затронута тема хищений самих объектов железнодорожного транспорта, а именно комплектующих объектов, из которых состоит железнодорожный транспорт. Таким образом, в современной криминалистической науке и практической деятельности органов предварительного следствия в настоящее время сформировалась потребность в разработке и изучении частной, узкоспециализированной методики расследования хищений комплектующих объектов железнодорожного транспорта, целью которой должно стать качественное и эффективное расследование преступлений рассматриваемого вида. Для разработки частной методики расследования указанных хищений необходимо решить следующие виды задач:

1) уточнить понятие и содержание криминалистической характеристики хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта;

2) рассмотреть способ совершения хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта как основной и системообразующий элемент криминалистической характеристики преступлений рассматриваемого вида;

3) изучить личность преступника и мотивацию его преступного поведения;

4) раскрыть особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям рассматриваемой категории, а также исследовать специфику тактики отдельных следственных дей-

ствий на первоначальном и последующем этапах расследования;

5) выявить особенности применения специальных познаний при расследовании преступлений указанного вида;

6) проанализировать взаимодействие следственных и оперативных подразделений при раскрытии и расследовании хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта.

Вышеперечисленные задачи помогут создать объемную теоретическую базу, которая, в свою очередь, будет способствовать качественному и эффективному расследованию хищений комплектующих объектов железнодорожного транспорта. Изучение криминалистической характеристики хищений рассматриваемого вида позволит воссоздать полную картину о месте, способе, времени совершения деяния, а также поможет установить личность преступника, что, в свою очередь, поможет определить комплекс первоначальных следственных действий.

Так, одним из наиболее важных элементов криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений является предмет преступного посягательства, так как он крайне специфичен. К предмету преступного посягательства в данном случае могут относится различные детали из черного и цветного металла, такие как различные кабели и кабели связи, колесные пары, индуктивные шунты, боковые рамы и другие. Данные объекты разнообразны, и в каждом конкретном случае для их хищения требуется разный уровень подготовленности. К примеру, чтобы совершить хищение кабелей и кабелей связи с неохраняемого вагона, находящегося в парке отстоя поездов, необходимы лишь отвертка и канцелярский нож, однако же для совершения хищения таких комплектующих деталей, как индуктивные шунты и колесные пары, понадобятся определенные знания, специальная техника, достаточное количество времени и свободный доступ на охраняемую территорию. В связи с этим в первом случае для совершения преступного деяния не нужны специальные знания и умения, и подобное преступление может совершить любой гражданин, зачастую подобные преступления совершаются местными жителями без постоянного источника дохода, которые полученный металл сдают в пункты приема металлолома, во втором же случае для со-

вершения деяния необходимы специальные познания и умения, такие преступления совершаются зачастую самими работниками железнодорожного комплекса, имеющими прямой доступ к предмету хищений. Справедливо отметили О. П. Грибунов и В. С. Ишигеев, что рассматриваемая категория преступников — это лица, имеющие как прямое, так и косвенное отношение к функционированию объектов железнодорожного транспорта, а именно это действующие либо бывшие работники системы и даже члены их семей или близкие знакомые, ведь не всякий человек отважится даже перейти через пути, особенно в районе станций, где часто ездят маневровые локомотивы [7, с. 252]. Таким образом, можно отметить, что рассмотрение и изучение личности преступника, а также мотивации его преступного поведения являются еще одним важным и неотъемлемым элементом криминалистической характеристики преступлений рассматриваемого вида.

Резюмируя изложенное, отметим, что на сегодняшний день существует необходимость полноценной и качественной разработки методики расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта, которая в дальнейшем будет служить благоприятным подспорьем в преодолении многочисленных трудностей расследования данных преступлений.

Список литературы

1. Головин А. Ю. Криминалистические системы и классификации: вопросы практического использования // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. -2013. - № 1/2. - С. 3-11.

2. О федеральном железнодорожном транспорте : федер. закон от 10 янв. 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. федер. закона от 7 июля 2003 г. № 115-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

3. Грибунов О. П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. - 2013. - № 5-2. - С. 59-63.

4. Данные ИЦ ВС ЛУ МВД России на транспорте по запросу СО ЛО МВД России на ст. Иркутск-пассажирский [Электронный ресурс] // офиц. сайт ФКУ ГИАЦ МВД России. - URL: http://10.5.0.16/csi/modules/.

5. Меркулов М. А. Методика расследования хищений грузов на железнодорожном транспорте : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М. А. Меркулов. -Н. Новгород, 2005. - 29 с.

6. Нудельштейн А. М. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте : автореф. дис. . канд. юрид. наук / А. М. Нудельштейн. - М., 2005. - 24 с.

7. Грибунов О. П. Характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта / О. П. Грибунов, В. С. Ишигеев // Кри-минол. журн. Байкал. гос. ун-та экономики и права. -2015. - № 2. - С. 248-256.

2(10)/2015 Глагол Ъ

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.