Научная статья на тему 'Современное состояние мирового фармацевтического рынка'

Современное состояние мирового фармацевтического рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11904
1143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Юлия Михайловна

Рассматривается современное состояние мирового фармацевтического рынка. Приведены данные, позволяющие описать сложившуюся ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE WORLD PHARMACEUTICAL MARKET

The article discusses the current state of the global pharmaceutical market. The data allow to describe the situation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние мирового фармацевтического рынка»

vestment decisions. Defined the expediency of the use of modified method of optional-discount analysis. Diagnostics of the business model JSC «Power Grid Optical Networks Engineering» and estimation the effectiveness of strategic decision of the management by method of optional-discount analysis are performed.

Key words: business model, investment decisions, efficiency evaluation, the method of optional-discount analysis.

Romanova Lyudmila Efimovna, doctor of economic science, professor, milarom12@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Larikova Irina Igorevna, master student, sky-red@list.ru, Russia, Moscow, Joint Stock Company «Power Grid Optical Networks Engineering»

УДК 339.14:61

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Ю.М. Филатова

Рассматривается современное состояние мирового фармацевтического рынка. Приведены данные, позволяющие описать сложившуюся ситуацию.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтическая отрасль.

Фармацевтический рынок является динамично развивающимся сектором мировой экономики. Это объясняется ростом емкости рынка лекарственных средств в мире, быстрым расширением ассортимента лекарственных средств. Поэтому, несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, фармацевтический рынок продолжает развиваться.

На начало XXI века мировой фармацевтический рынок можно охарактеризовать как кооперацию четырех участников данного сегмента: продавцов и производителей различных товаров для здравоохранения, ученых-исследователей, занимающихся созданием и внедрением новых препаратов для лечения, врачей, назначающих данные продукты, и потребителей, непосредственно приобретающих продукцию. Уникальность рынка проявляется в функциях, которыми он наделен. В первую очередь, это обеспечение населения доступными лекарственными средствами и поддержание здоровья всех членов общества в пределах своих возможностей.

Потребление лекарственных средств находится в зависимости от ряда факторов, таких как уровень развития медицины в разных странах, организации и экономической состоятельности систем здравоохранения, культурной и социальной среды общества, активности производителей

препаратов на рынке, мышления и действий потребителей-пациентов. В некоторых развитых странах наблюдается ситуация избыточного потребления лекарственных средств.

В табл.1 представлены сведения о потреблении препаратов на душу населения в год в некоторых странах мира.

Таблица 1

Показатель потребления лекарственных препаратов, 2013 [1]

Сумма, доллары США Страны

Свыше 250 Япония, США, Германия, Бельгия, Франция, Швейцария

100-250 Швеция, Финляндия, Нидерланды, Дания, Италия, Испания, Великобритания, Ирландия, Португалия, Греция, Аргентина, Канада

50-100 Страны бывшего «социалистического» лагеря: Россия, Польша, Чехия, Венгрия, Болгария

Анализ данного показателя на рубеже ХХ-ХХ1 веков подтверждает установленный в 70-е годы феномен увеличения потребления препаратов в индустриально развитых странах с различными общественными и экономическими системами. Граждане государств с более высоким уровнем дохода на душу населения тратят на лекарственные средства соответственно больше, чем граждане стран с низким доходом. На настоящий момент доходы граждан развивающихся стран почти в 10-15 раз ниже доходов граждан экономически развитых стран. В то же время, по мнению экспертов, показатель среднедушевого потребления препаратов стоит оценивать в комплексе с показателем ВНП на одного человека.

На рис. 1 представлены расходы государств на здравоохранение, % от

ВВП.

По оценкам данных разных источников существует зависимость степени затрат государства на здравоохранение и объемом ВВП (ВНП). Анализируя данные рис.1, можно сделать следующий вывод: с ростом объема ВВП увеличиваются расходы правительства в сегмент здравоохранения.

Согласно информации Всемирной Организации Здравоохранения, в США около 14 % ВВП приходится на инвестиции в здравоохранение, в Европе этот показатель составляет от 6 до 9 %. Расходы на здравоохранение в России не превышают 3 % от ВНП, что значительно меньше соответствующих показателей развитых стран. Опираясь на рекомендации ВОЗ, затраты государства на здравоохранение не должны быть ниже 6-9 % от ВНП.

Стабильность роста мирового фармацевтического рынка сохраняется в течение последнего десятилетия, при этом глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. существенным образом не отразился на динамике индустрии. Темпы роста в 2008 г. несколько замедлились по сравне-

нию с предыдущим периодом - 6,5% против 7,5%, однако в целом тенденция роста сохранена. В 2013 г. объем рынка превысил 1,1 трлн. долл. США, в 2016 по оценкам экспертов объем продаж ожидается не ниже 1,2 трлн. долл. США, а к 2020 году мировой фармацевтический рынок может вырасти до 1,5 трлн. долл. США (динамика рынка проиллюстрирована на рис.2).

Рис.1. Расходы государств на здравоохранение, % от ВВП [2]

Рис.2. Динамика развития фармацевтического рынка с 2004 по 2014 гг. [3]

Исходя из данных рис.2, средний темп прироста за наблюдаемый период составил 6,3%.

Существует несколько причин, обуславливающих увеличение объёма фармацевтического рынка:

1. Общий рост заболеваемости из-за ухудшения экологической обстановки, прогрессии болезней и усиления влияния техногенных факторов;

2. Тенденция «старения населения» в индустриально развитых странах.

Географическая структура мировой фармацевтической промышленности включает в себя отдельные региональные сегменты: рынки развитых стран (Западная Европа, Япония, Северная Америка), быстрорастущие рынки стран с развивающейся экономикой и остальной мир (рис.3).

Рис.3. Концентрация производственных сил мирового фармацевтического рынка, 2013 год [4]

Производственные мощности мировой фармацевтической индустрии за последнее десятилетие были сконцентрированы в пределах трех ключевых регионов: США, Японии и Европы (80 % от мирового производства). Наряду с этим в данных странах фармацевтическая промышленность отличается высоким уровнем прибыльности, следуя за электронной и космической промышленностью, что само по себе служит предпосылкой существования развитого фармацевтического рынка.

Однако в последнее время наметилась тенденция смещения производственных сил. Все большая активность наблюдается на рынках стран Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Аргентина) и в странах Азии (в основном Китай).

В стоимостном выражении наибольшая часть современного рынка лекарственных препаратов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (табл.2).

По данным, представленным в табл.2, можно сделать вывод о том, что высокие темпы краткосрочного прироста характерны для фармацевтических рынков стран Азии и Латинской Америки. В ближайшей перспек-

тиве до двух третей роста мирового рынка будет обеспечивать Китай, при этом конкуренцию ему могут составить только США, но их роль на мировой фармацевтической арене все же не будет столь существенной. По оценкам экспертов, на долю Китая и США в последующие несколько лет придется до 80% прироста объема мирового рынка лекарственных средств.

Таблица 2

Мировой фармацевтический рынок (региональная структура)

в 2014-2015 гг.* [3]

Регион Объем рынка (в млрд долл. США), 2014 г. А изм. (2014/2015 г.), %

Мир в целом 1057,1 6,0

Северная Америка 406,2 4,9-7,9

Европа 243,0 1,9-4,9

Азия, за исключением 201,5 7,0-10,0

Японии + Африка

Япония 88,0 0,0-3,0

Латинская Америка 75,5 7,5-10,5

Примечание. * - за 2015 г. приведены диапазоны оценки роста рынка.

Двадцать крупнейших компаний-производителей фармацевтической продукции сосредоточены в основном в США и в странах Западной Европы. Они образуют так называемую группу Big Pharma (Большая Фар-ма) с объёмом продаж более 500 млрд долл. США и расходами на НИОКР свыше 70 млрд долл. США. В табл.3 представлена прибыль крупнейших фармацевтических компаний по состоянию на 2013 год.

Таблица 3

Прибыль крупнейших фармацевтических компаний по состоянию на 2013 год

Наименование компании Страна происхождения Прибыль, млрд долл. США

Johnson &Johnson США 71,312

Novartis Швейцария 57,92

Roche Швейцария 52,307

Pfizer США 51,584

Sanofi Франция 45,078

GlaxoSmithKline Великобритания 44,146

Merck&Co. США 44,033

Bayer HealthCare Германия 25,969

AstraZeneca Швеция-Великобритания 25,711

Eli Lilly США 23,113

Американские компании Johnson&Johnson, Eli Lilly, швейцарские Novartis и Roche, немецкая Bayer HealthCare и британская GlaxoSmithKline смогли увеличить свои доходы после патентного обвала 2012 года. Чистая прибыль фирмы Bayer выросла на 7,6 % по сравнению с предыдущим годом, для Johnson&Johnson этот показатель составил 6,7 %. Американская компания AbbVie после отделения от Abbott Laboratories не смогла войти в данный рейтинг, что поспособствовало получению Eli Lilly 10 места в топе. Доходы других корпораций остались без изменения или выросли менее чем на 3 %.

Ассортимент выпускаемых лекарственных препаратов этими компаниями достаточно широк: от примерно 4,5 тыс. наименований во Франции до 19 тыс. в США (рис.4)

«

в о я

а й S3 я

К

Рис.4. Ассортимент лекарственных препаратов в некоторых странах

мира, тыс. наименований [1]

Среди новых лекарств, пополнивших ассортимент рынка, присутствуют препараты для лечения грибковых и бактериальных инфекций, средства для лечения гипертонии, бессонницы и психических расстройств, обезболивающие препараты, медикаменты для лечения опухолевых заболеваний, атеросклероза, вирусных инфекций, нарушений иммунной системы человека и т. д.

Одной из наиболее отличительных особенностей фармацевтической промышленности является большая доля затрат на R&D, то есть расходов на разработку и выведение инновационных препаратов на рынок. Стоимость процедуры оценивается в 1 млрд долл. США, её продолжительность - 10-15 лет. Большая часть лекарственных средств, находящихся в разработке, аккумулирована у представителей Большой Фармы.

В географическом аспекте развитие сегмента R&D мировой фармацевтической индустрии весьма неоднородно. Страновая структура фармацевтического рынка по количеству компаний, работающих в сфере R&D за 2013 год в %, представлена на рис.5.

Рис.5. Географическая структура фармацевтического рынка по количеству компаний, работающих в сфере R&D, 2013 год, % [5]

Исходя из анализа рис.5, первенство в данном рейтинге принадлежит США - на их долю приходится половина общего числа компаний, занимающихся разработкой и внедрением инновационных препаратов. Европейским странам принадлежат 15 % международных фирм, работающих в RAD-сегменте; отдельной позицией выделены Великобритания, Франция и Германия.

Однако на фоне развития инновационных технологий в медицине существуют некоторые противоречия. Наблюдается стремительный рост рынков развивающихся стран - доля выпуска препаратов растет, несмотря на более низкую степень наукоёмкости производства в этих странах. И в то же время выпускаемые средства не являются инновационными продуктами, полученными в результате многолетних исследований, - в первую очередь речь идет о дженериках, не требующих столь больших затрат для своего производства.

Дженерики составляют прямую конкуренцию инновационным препаратам. За последние годы наблюдается тренд увеличения продаж джене-риков по сравнению с продажами инновационных брендов. Наибольшая доля реализации воспроизведенных препаратов наблюдается в Италии, где дженерики составляют 50 % против 7,6 % других средств.

На настоящий момент крупнейшим производителем незапатентованных лекарственных препаратов является Индия. Основными направлениями развития индийской фармацевтической промышленности являются активная экспансия на рынки развивающихся стран (в первую очередь Россия и Китай) и выпуск готовых лекарственных форм. На Индию приходится почти 70 % от мирового производства фармацевтических ингредиентов.

Таким образом, выявлено:

- мировой фармацевтический рынок является важнейшей частью

функционирования современного постиндустриального общества. Уникальность рынка проявляется не только в высоких финансово-экономических показателях, сравнимых с показателями международных корпораций в иных сферах, но в первую очередь в социальной направленности его функционирования, нацеленной на удовлетворение важнейшей потребности современного человека - потребности в охране и поддержания своего здоровья;

- эффективность работы рынка, то есть обеспеченность населения лекарственными средствами и оказание должной медицинской помощи, оценивается с помощью различных показателей, например, долей государственных расходов на здравоохранение в ВВП (в разных источниках ВНП). По данным экспертов, чем выше доля правительственных затрат на медицинское обеспечение в ВВП, тем качественнее в данном государстве медицинское обслуживание (по мнению специалистов ВОЗ, этот показатель должен варьироваться в пределах 6-9 %);

- в ближайшей перспективе сохранится тенденция роста мирового фармацевтического рынка. За последнее десятилетие рост прирост составил 6,3% несмотря на колебания мировой экономической индустрии. Производственные мощности на протяжении последнего десятилетия были сконцентрированы в пределах трёх основных регионов: США, страны ЕС и Япония.

- затраты фармацевтических корпораций в сферу R&D высоки и сравнимы с показателями их прибыли. На этом же фоне увеличивается производство воспроизведенных препаратов-дженериков, а не инновационных продуктов. Этим обуславливается повышение активности на рынках стран Латинской Америки и Азии.

Список литературы

1. Медицинское товароведение [Электронный ресурс] // Электронные данные. URL: znaytovar.ru/tema60.html (дата обращения: 28.01.2016)

2. Ташенов А. С., Чередниченко Н.Н. Перспективы развития фармацевтического рынка Единого экономического пространства // Евразийский банк развития. Отраслевой обзор. № 18. 2013.

3. Total Unaudited and Audited Global Pharmaceutical Market by Region 2014 - 2019. - IMS Health, 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://www.imshealth.com/deployedfiles/imshealth/Global/Content/Corporate/Pr ess%20Room/Top_line_data/2014/World%20figures%20by%20Region%20201 5- 2019.pdf (дата обращения: 28.01.2016)

4. Локшин В. Фармацевтический рынок Казахстана в современных условиях. Международные фармацевтические производители [Электронный ресурс] // URL: catradeforum.org/static/pdf (дата обращения: 28.01.2016)

5. Топ-10 фармацевтических компаний по прибыли за 2013 год / электронный журнал «Клиническая фармация» [Электронный ресурс] // URL: http://clinical-pharmacy.ru/digest/farmacevtrinok/4147-top-10-farmacevti cheskih-kompaniy-po-pribyli-za-2013-god.html (дата обращения: 25.01.2016)

6. Филатова Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2015. 72 с.

Филатова Юлия Михайловна, канд. физ.-мат. наук, доц., viimffamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CURRENT STATE OF THE WORLD PHARMACEUTICAL MARKET

YM.Filatova

The article discusses the current state of the global pharmaceutical market. The data allow to describe the situation.

Keywords: pharmaceutical market, pharmaceutical industry.

Filatova Yulia Michailovna, candidate of physical and mathematical science, docent, yumff@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК [331.108+331.2](075.8)

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Л.Е. Романова

Для выполнения финансового анализа использования трудового потенциала организации предлагается использовать показатель зарплаторентабельности, который позволяет связать финансовые результаты деятельности организации с затратами, связанными с оплатой труда персонала. Предложены факторные модели для измерения меры влияния востребованности продукции организации на рынке и воздействия факторов, характеризующих эффективность использования персонала организации - производительности труда, средней заработной платы на показатель зарплаторентабельности.

Ключевые слов: потенциал, зарплаторентабельность, финансовые результаты деятельности организации, оплата труда, производительность труда, коэффициент опережения.

В современных условиях научным сообществом не выработано однозначной точки зрения на определение эффективности использования трудового потенциала организации. Разночтения наблюдаются и в самом объекте исследования, поскольку авторы используют такие категории как трудовые ресурсы, трудовой потенциал, рабочая сила и др., так и в принципиальных методологических подходах к выполнению экономического анализа трудовых ресурсов и расходов на оплату труда.

Потенциал (экономический, производственный, трудовой) пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.