УДК:612.017.11:616.248
Котова Ольга Евгеньевна, студентка 3 факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный Минздрава России
e-mail: spiritofkot02@gmail.com Страхов Иван Александрович, студент 3 факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный Минздрава России
e-mail: vanyastrakhov@mail.ru
СОСТОЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА США
Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние фармацевтического рынка в США. Представлен обзор ключевых показателей рынка за последние несколько лет. В ходе анализа этих показателей выявлены основные тенденции, перспективы развития и проблемы американского фармацевтического рынка с учетом мировых тенденций.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, мировой фармацевстический рынок, фармацевтический рынок США, фармацевтическая отрасль.
Kotova Olga Evgenevna, student of the pharmaceutical faculty, Kursk State Medical University.
e-mail: spiritofkot02@gmail.com
Strakhov Ivan Alexandrovich, student of the pharmaceutical faculty, Kursk State Medical University.
e-mail: vanyastrakhov@mail.ru
PHARMACEUTICAL MARKET IN THE USA
курса фармацевтического медицинский университет»
курса фармацевтического медицинский университет»
Summary: this article examines the current state of the pharmaceutical market in USA. A review of key market indicators over the past few years is presented. The analysis of these parameters revealed the basic tendencies and prospects of development of pharmaceutical market in USA.
Keywords: pharmaceutical market, pharmaceutical industry, global pharmaceutical market, pharmaceutical market in the USA.
По оценкам международной фармацевтической компании "Evaluate Pharma", в 2016 году объем фармацевтического рынка достиг 1 158 млрд. $ США, что на 6,3 % больше, чем 2015 году. Фармацевтический рынок США остается самым крупным в мире и в 2016 году его объем увеличился на 5 % и достиг 434 млрд. долларов.
Целью данной статьи является анализ состояния, рассмотрение проблем и перспектив фармацевтического рынка США на современном этапе, а так же его место на российском фармацевтическом рынке.
Для достижения поставленной цели использовался комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: статистические (метод группировок, обобщающих показателей), логический анализ, табличный, графический анализы.
Американский фармацевтический рынок сегодня можно признать абсолютным лидером, поскольку на его долю приходится около 48 % мирового рынка, а расходы здравоохранения на душу населения в США вдвое превышают общемировые показатели. Одним из факторов, позитивно влияющих на фармрынок США, является гибкий подход к использованию маркетинговых стратегий по разработке и продвижению новых препаратов [3, c.111].
Рисунок 1. Распространение продаж инновационных препаратов в мире.
Соединенные Штаты Америки продолжают удерживать передовые позиции за счет увеличения инвестиционных вложений в клинические исследования и разработку большого количества препаратов, в борьбу с редкими и серьезными заболеваниями. Заслуживает внимание еще тот факт, сколько компании тратят на исследование, потому что из этого можно узнать, какая компания ставит в центр внимания вопрос внутреннего роста. В области затрат на научные исследования и разработки лидирует американская компания Merck, которая тратит почти 10 млрд. долларов США что составляет 47,6 % от ее оборота. За Merck следуют такие компании, как Roche (8,72 млрд. долларов), Novartis (7,92 млрд. долларов), Pfizer (7,84 млрд. долларов), J&J (6,97 млрд. долларов), AstraZeneca (5,63 млрд. долларов) и Sanofi (5,72 млрд. долларов). В таблице 1 представлен рейтинг топ-20 мировых фармацевтических компаний по объему продаж и чистой прибыли в 2016 году. Девять из них являются фармацевтическими компаниями США [1, c.168].
Таблица 1. Рейтинг топ-20 мировых фармацевтических компаний по объему продаж и чистой прибыли в 2016 году.
Объем продаж, млн $ США Чистая прибыль, млн $ США
Рейтинг Компания 2015 2016 Прирост 2016/2015, % 2015 2016 Прирост 2016/2015, %
1 Pfizer 48.851 52.824 8.13% 6.960 1.215 4%
2 Roche 48.145 50.110 4.08% 9.158 9.800 1%
3 Novartis 49.414 48.518 -1.81% 12.041 11.314 -6%
4 MerckSharpDohme 39.498 39.800 0.16% 11.920 4.442 -63%
5 Sanofi 36.130 36.510 -0.44% 8.559 9.212 8%
б GlaxoSmithKline 29.840 34.190 16.59% 4.611 12.809 114%
l Johnson&Johnson 31.455 33.500 6.50% 10.365 9.862 -5%
Объем продаж, млн $ США Чистая прибыль, млн $ США
Рейтинг Компания 2015 2016 Прирост 2016/2015, % 2015 2016 Прирост 2016/2015, %
8 Gilead Sciences 32.639 30.390 -6.89% 18.108 13.501 -25%
9 Abbvie 22.859 25.560 11.82% 5.144 5.953 16%
10 Bayer 24.090 25.270 4.90% 6.997 8.382 20%
11 Astra-Zeneca 24.708 23.002 -6.90% 2.825 3.499 24%
12 Amgen 21.662 22.991 6.14% 7.954 8.785 10%
13 Teva 19.652 21.903 11.45% 3.352 2.154 -36%
14 Elli Lilly 19.959 21.222 6.33% 2.408 2.738 14%
15 BristolMyersSquibb 16.560 19.427 17.31% 2.381 2.077 -13%
16 Novo Nordisk 16.036 16.609 3.57% 5.180 5.635 9%
17 Boehringer Ingelheim 16.113 17.905 11.12% 1.266 1.907 51%
18 Allergan 6.736 15.071 123.64% 454 2.334 414%
19 Takeda 16.310 14.930 -8.46% -1.312 690 147%
20 Astellas 11.336 12.473 10,03% 1.391 1.800 29%
Компании по производству дженериков развернули активную работу по выпуску и регистрации новых препаратов, что обостряет конкурентную борьбу на американском фармрынке. На рынке дженериков превалируют препараты следующих терапевтических категорий: средства, оказывающие влияние на дыхательную и центральную нервную системы, противоопухолевые препараты и препараты, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм. Сердечнососудистые препараты занимают около 21 % рынка дженериков США, антибиотики - 14,4 %, и чуть меньше анальгетики - 14 %.
Одним из основных рисков для крупных фармацевтических компаний США на сегодняшний день является окончание срока действия патентной защиты на оригинальные блокбастеры. Эти препараты образуют заметную долю в общих продажах фармацевтических гигантов и данное явление имеет большое влияние на общие результаты их хозяйственной деятельности. В таблице 2 продемонстрированы лишь некоторые примеры последствий окончания сроков патентной защиты для фармацевтических компаний, работающих на американском рынке.
Таблица 2. Последствия патентного обвала на американском фармрынке до 2022 года для крупных фармацевтических компаний.
Оригинальный препарат Действующее вещество Производитель Окончание срока патентной защиты Продажи в 2016 годы, млн $ Продажи в 2022 году, млн $
Cialis Тадалафил Eli Lilly Ноябрь,2017 1469 55
Viagra Силденафил Pfizer Декабрь,2017 1148 188
Sustiva Эфавиренз Bristol Myers Squibb Декабрь,2017 1065 122
Pristiq Десфенлафаксин Pfizer Март, 2017 578 145
Strattera Атомоксетин Eli Lilly Май, 2017 535 13
Viread Тенофовира дизопроксилфумарат Gilead Sciences Декабрь,2017 591 428
За период 2015-2016 гг. из 10 фармацевтических компаний США, лидирующих на рынке России, 9 увеличили объем продаж своих лекарственных средств в пределах 20-100 % [2, c.46].
Так, лидером среди американских ЛС на российском рынке является препарат Виагра компании Pfizer. Объем продаж этого препарата увеличился за анализируемый период с 34,96 до 47,38 млн. $ - на 35,5 %. Наряду с Виагрой, в десятку входят еще 2 препарата компании Pfizer - Дифлюкан и Норваск, занимающие 6 и 8 места соответственно [1, c.170].
Препарат Моноприл компании Bristol-Myers Squibb занимает третью позицию: за анализируемый период объем его продаж снизился с 25,16 до 23,47 млн. долл., на 6,7 %.
Подобная ситуация свидетельствует о сосредоточении усилий компаний на каком-то одном сегменте фармрынка России с целью получения максимальных прибылей от продажи одного-двух препаратов [3, c.115].
Таким образом, лидерство американских фармкомпаний на российском рынке закрепляется путем внедрения нескольких препаратов, которые занимают сильные позиции на рынке и создают ожесточенную конкуренцию.
Целенаправленная политика американских компаний по проникновению на фармрынок России обеспечивает абсолютное лидерство и возможности влияния на него.
Список литературы:
1. Филатова, Ю.М. Современное состояние мирового фармацевтического рынка / Ю.М. Филатова, Л.В. Романова, И.И. Ларикова // Известия Тульского государственного университета. Серия Экономика. - 2016. -№2. - С. 167-174.
2. Рослякова Е.А. Экономический анализ состояния и развития мировой фармацевтической отрасли в условиях процесса глобализации / Е.А. Рослякова // Вестник Омского государственного университета. Серия Экономика. - 2015. - №1. - С. 41-47.
3. Зязева Н.Н. Современное состояние и перспективы развития мирового фармацевтического рынка / Н.Н. Зязева // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №4. - С.106-116.