32 (287) - 2012
Анализ видов экономической деятельности
УДК 005.35:661.12
РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИЙ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ КОМПАНИЙ
М. А. ЛИТВИНЕНКО,
соискатель кафедры промышленного бизнеса
maksim. litvinenko2012@yandex. ги Государственный университет управления
В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, приоритеты и задачи развития корпораций в современных динамичных условиях глобальной экономики.
Ключевые слова: интеграция, конкуренция, корпорация, приоритеты, развитие, фармацевтическая промышленность.
В современный период развития экономики ключевое значение в формировании производства и капитала имеют процессы интеграции, наблюдающиеся на различных уровнях. Как отмечают эксперты, интеграция финансового и промышленного капитала на основе его концентрации и централизации, а также концентрации производства отражает объективную устойчивую тенденцию промышленно развитой экономики. Отдельное развитие финансового или промышленного капитала становится неэффективным [5].
Основными участниками современной экономики являются корпорации. Как отмечает И. Ансофф, корпорация - широко распространенная в странах с рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предус-
матривающая долевую собственность, юридический статус и осуществление функций управления профессиональными наемными управляющими [1].
В российском законодательстве термин «корпорация» не имеет легального закрепления и не образует самостоятельного юридического понятия. Указанный термин используется в единственном случае: применительно к некоммерческой организации - государственной корпорации. Если рассматривать корпорацию в рамках российской правовой доктрины, то это главным образом коммерческие организации, уставный капитал которых поделен на доли, характеризующиеся организационным единством (наличием органов управления), корпорация сохраняется независимо от изменения состава ее участников [7].
Особое значение корпорации играют в развитии фармацевтической промышленности. Современный фармацевтический рынок представляет собой сложное экономическое и социальное явление. В постиндустриальном обществе одним из ключевых показателей качества жизни человека выступает уровень его здоровья. В связи с этим фармацевтическая индустрия, являясь общественно значимой сферой, участвует в формировании экономической безопасности страны.
Фармацевтическая промышленность выполняет огромную социальную функцию. Благодаря
успехам фармацевтики, в течение ХХ в. продолжительность жизни в экономически развитых странах увеличилась более чем на 20 лет. В значительной степени это результат деятельности фармацевтических корпораций в области разработки эффективных лекарственных препаратов, их сотрудничества и интеграции с различными институтами рыночной экономики [20].
Формирование современных субъектов фармацевтического рынка происходило поэтапно. Первые официальные производители лекарств появились в Средневековье. В основном это были аптеки. Первая из них возникла в 754 г. в Багдаде. Затем они быстро распространились в арабских странах и Европе. К XIX в. многие производители лекарств в Европе и Северной Америке трансформировались в фармацевтические компании.
Большинство современных фармацевтических компаний основано в конце XIX и начале ХХ вв. Ключевые открытия медицинских препаратов в 1920-1930-х гг., прежде всего инсулина и пенициллина, обеспечили освоение массового производства названных лекарств и формирование сети крупных компаний, специализирующихся на производстве и продажах. Крупные компании были основаны в Швейцарии, Германии и Италии, а также в Англии и США.
Активное развитие фармацевтические корпорации получили в 1950-1960-х гг. В этот период было разработано множество препаратов, включая освоение производства контрацептивов, кортизона, препаратов против сердечно-сосудистых заболеваний и др. Это способствовало увеличению числа компаний, росту объемов производства, насыщению рынка новыми препаратами и формированию конкуренции.
После получения негативных результатов использования определенных медикаментов, в частности появления летальных исходов на фоне использования транквилизаторов беременными женщинами, активное развитие получило законодательство в области тестирования и получения разрешения на использование медицинских препаратов. В 1964 г. Всемирная медицинская ассоциация выпустила декларацию, которая установила стандарты для клинических исследований. Фармацевтические компании обязали доказывать эффективность препаратов в процессе клинических испытаний.
Значительное расширение деятельности фармацевтических компаний произошло в 1970-х гг.
в связи с разработкой препаратов против рака. До этого времени фармацевтическая индустрия сохраняла сравнительно небольшие размеры. Далее законодательные требования в отношении производства лекарственных препаратов ужесточились в большинстве стран мира.
К середине 1980-х гг. малые биотехнологические фирмы, столкнувшись с трудностями, связанными с длительностью процесса разработки препаратов и высокими требованиями к клиническим испытаниям, стали ориентироваться на формирование взаимовыгодных отношений (партнерств) с крупными фармацевтическими компаниями. Многие биотехнологические фирмы стали частью крупных фармацевтических корпоративных структур. Фармацевтическое производство стало высоко-концентированным, несколько крупных компаний заняли доминирующую позицию на мировом рынке, также несколько крупных компаний лидировали в каждой стране.
Шел процесс укрупнения и консолидации самих фармацевтических компаний, крупнейшие из которых заняли доминирующее положение не только на национальных, но и на глобальном фармацевтическом рынке [6].
Новые условия для деятельности фармацевтических компаний сложились в 1990-х гг., которые отличаются усилением процессов поглощений и слияний (М&А) и значительным ростом исследовательских организаций, которые на контрактной основе осуществляют разработку и клинические испытания новых лекарственных средств. Изменились методы маркетинга препаратов, лекарства стали продаваться через Интернет.
Фармацевтические компании также стали критиковать за чрезмерное увлечение гонкой за прибылью, формирование чрезмерной зависимости людей от лекарств, отсутствие интереса к разработке препаратов для бедных и развивающихся стран и др.
Анализ зарубежного опыта фармацевтического производства убедительно показывает, что лидерами, имеющими возможность осуществления полного цикла создания инновационных лекарственных средств, являются крупные корпорации.
На современном этапе мировой фармацевтический рынок является высококонкурентным и глобализированным. На 20 крупнейших корпораций приходится 61 % мирового рынка фармацевтической продукции [14] (см. таблицу).
Объем продаж 20 ведущих фармацевтических корпораций мира в 2006-2010 гг., млрд долл.
Корпорация Ранг (2010) 2006 2007 2008 2009 2010
Pfizer 1 59,415 59,909 58,677 57,024 55,602
Novartis 2 31,653 34,479 36,684 38,460 46,806
Merck&Co 3 35,965 39,365 39,488 38,963 38,468
Sanofi-Aventis 4 31,843 34,390 36,437 35,524 35,875
Astrazeneca 5 27,311 29,999 32,498 34,434 35,535
Glaxosmithkline 6 36,212 37,620 36,736 34,973 33,664
Roche l 23,168 27,232 30,285 32,763 32,693
Johnson&Johnson S 27,615 29,010 29,638 26,783 26,773
Abbott 9 15,971 17,359 19,401 19,840 23,833
Lilly 10 15,176 17,177 19,042 20,310 22,113
Teva 11 11,664 13,295 15,143 15,947 21,064
Bayer 12 12,329 14,103 15,887 15,711 15,656
Amgen 13 15,932 15,900 15,281 15,038 15,531
Bristol-Myers Sqb 14 11,348 12,021 13,559 14,110 14,977
Boehringer Ingel 15 11,320 12,556 14,109 15,275 14,591
Takeda 16 11,783 12,748 13,833 14,338 12,983
Dallchi Sankyo 1l 6,752 7,180 8,149 8,773 9,797
Novo Nordisk 18 5,762 6,740 7,941 8,594 9,719
Eisai 19 5,798 6,294 7,109 8,130 8,757
Otsuka 20 4,643 5,294 6,456 7,878 8,732
Мировой рынок в целом - 609,614 671,164 727,067 752,022 791,449
Все представленные корпорации составляют так называемую группу Big Pharma, к которой относятся компании с объемом продаж свыше 3 млрд долл. и затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы свыше 500 млн долл.
В структуре рынков-лидеров крупнейшим и стабильно растущим фармацевтическим рынком в мире являются США (в 2011 г. - 231,5 млрд долл.), на втором месте - Япония (100,9 млрд долл.), на третьем - Китай (40,4 млрд долл.). Россия занимает 8-е место с объемом рынка 18,9 млрд долл. (рис. 1).
Испания Великобритания Италия Россия Канада Бразилия Франция Германия Китай Япония США
14.0 14,2
16.1 18,9 19,9
-122,2
-129,3
138,6 140,4
Ц 100,9
5o
100
Характерной тенденцией, потенцирующей рост объемов национальных фармацевтических рынков, является рост среднедушевого потребления лекарственных средств в мире. Так, если в 2000 г. этот показатель составлял около 50 долл., то в 2011 г. -более 200 долл. Наибольшее значение этого показателя отмечено в США - 731 долл. [11]. Среднее потребление лекарств на душу населения в России за последнее десятилетие увеличилось в 7 раз и составляет 113 долл. в год, тем не менее отставая от уровня многих стран.
Темп роста объемов производства фармацевтической продукции во всем мире на протяжении последних 15 лет устойчиво превышает соответствующий показатель промышленного производства в 4-5 раз. Согласно прогнозам, к 2015 г. фармацевтический рынок достигнет объема 1,1 трлн долл. При этом изменится структура рынка, удельный вес мировых затрат на медикаменты активно развивающихся стран возрастет до 28 % (в 2005 г. этот показатель составлял 12 %). Доля США в данных расходах снизится до 31 % (с 41 % в 2005 г.), а Европы - до 19 % (с 27 % в 2005 г.) [13].
Рис. 1. Объем розничных рынков "2 231 5 лекарственных
-1 средств в 2011 г.,
250 млрд долл. [14]
150
200
0
В этих условиях для крупнейших фармацевтических корпораций активно развивающиеся рынки (emerging markets) являются стратегическим приоритетом с точки зрения увеличения продаж. Среди них первое место занимает Китай с объемом ВВП более 8 трлн. дол. (3-е место в мире), второе - Россия, Бразилия и Индия с ежегодным ростом фармацевтического рынка в объеме от 5 до 15 млрд долл. в каждой стране, третье место занимает группа из 13 стран: Венесуэла, Польша, Аргентина, Турция, Мексика, Вьетнам, ЮАР, Таиланд, Индонезия, Румыния, Египет, Пакистан и Украина с динамикой роста внутреннего рынка фармацевтической продукции в размере от 1 до 5 млрд долл. в год [13].
Важнейшим приоритетом развития корпораций является эффективная интеграция. В современных условиях в фармацевтической сфере широко распространены интеграционные процессы.
Понятие «интеграция» стало широко использоваться в 1950-е гг. На уровне организации интеграция осуществляется в двух основных формах: вертикальной и горизонтальной.
Вертикальная интеграция отражает слияние компаний разных стадий одной технологической цепочки. Строение вертикальной интеграции предоставляет возможность фирме-инициатору либо улучшать условия получения производственных ресурсов, что создает ей запас прочности при конкурентной борьбе, либо создать более эффективный механизм сбыта своей продукции за счет усиления контроля за каналами товародвижения [8]. Эмпирический анализ факторов, мотивирующих компании к вертикальной интеграции, выделяет стремление повысить эффективность деятельности как ключевой [17].
В работе [16] отмечено, что важным фактором вертикальной интеграции является эффект группового давления на результат. А в работе [15] отмечается, что ключевые поставщики фармацевтической субстанции прежде всего из Индии, Китая и Восточной Европы рассматривают себя как единую цепь в рамках создания и производства готовых препаратов.
Большие транснациональные фармацевтические корпорации нередко осуществляют вертикальную интеграцию, работая одновременно в разных сегментах, начиная от поиска и разработки новых лекарств, производства субстанций и кончая производством готовой продукции, контролем качества, маркетингом, продажами и дистрибуцией.
Более мелкие компании часто фокусируются на специфических аспектах фармацевтики, таких как разработка отдельных лекарственных компонентов или лекарственных формул.
В ежегодном отчете одного из мировых лидеров по производству препаратов-дженериков корпорации Teva (Израиль) описывается мотив вертикальной интеграции следующим образом: обеспечение доступа к высококачественному сырью и повышение рентабельности, а также дальнейшее увеличение объемов исследований и разработок новых препаратов [19].
Горизонтальная интеграция является объединением фирм, выпускающих сходную продукцию, но не связанных между собой технологическими цепочками, использующих сходную технологию. Большинство высокотехнологичных фармацевтических компаний стремится создать альянсы с малыми биотехнологическими фирмами и исследовательскими организациями в различных форматах [18].
Необходимость интеграции потенциала российской фармацевтической промышленности очевидна. По мнению экспертов, для решения задач в области обеспечения биологической безопасности, подъема отечественной фармацевтики целесообразно консолидировать имеющиеся в собственности государства фармацевтические активы в единую интегрированную структуру. Практикой доказано, что путь, ведущий к становлению конкурентоспособных и коммерчески эффективных структур в капиталоемких и наукоемких сферах, - это концентрация капитала, производственных мощностей, кадрового потенциала [4].
В 2010 г. на российском фармацевтическом рынке действовало более 350 отечественных производителей, из которых на долю 10 наиболее крупных заводов приходилось более 50 % всех выпускаемых в России лекарств в денежном выражении, и 337 зарубежных производителей, около 7 тыс. дистрибьюторов. Драйвером роста выступает коммерческий сегмент, увеличившийся в 2006-2011 гг. в 2,5 раза (рис. 2).
Характерной чертой отечественного фармацевтического рынка с позиции спроса является доминирование дженериков (в среднем по рынку до 80 %), являющееся результатом длительной изоляции российского фармацевтического рынка от мирового.
В стоимостном выражении две третьих российского рынка занимают импортные лекарства. В 2000-2011 гг. около 90 % импорта лекарственных средств обеспечивают две группы импортеров -
105
64
164
/ Л
V
96
79
190
/ А
Е
120
101
/ А
237
Г
133
116
/ Л
283
Г
226
130
468
/ А
Рис. 2. Структура прироста российского фармацевтического рынка в 2006-2010 гг., млрд руб.
2006
2007
2008
2009
2010
2011
□ Государственный сектор готовых лекарственных средств
□ Коммерческий сектор парафармацевтики
□ Коммерческий сектор готовых лекарственных средств
дистрибьюторские компании и представительства иностранных производителей.
Динамика объемов локального производства фармацевтической продукции представлена на рис. 3 [3].
Положительной тенденцией является рост объемов локального производства фармацевтической продукции. В 2001-2010 гг. данный показатель увеличился в 3,84 раза. При этом 89 % объема отечественных лекарств выпускается на 163 базовых предприятиях. В государственном секторе находятся производители, выпускающие наркотические и психотропные препараты, а также производства вакцин и сывороток [2].
Для российских фармацевтических компаний проблемы формирования эффективных корпораций являются сравнительно новыми. Факторами повышения внимания к корпорациям являются глобальные процессы, необходимость интеграции капитала, производственных и сбытовых возможностей, потребность в привлечении инвестиций и стремление решить проблему низкой конкурентоспособности подавляющего большинства российских фармацевтических предприятий, обусловленная в том числе и низким уровнем корпоративного управления в компаниях.
Усиление конкурентоспособности предприятий на инновационной основе является
фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом министра промышленности и торговли Российской Федерации от 23.10.2009 № 965.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предусмотрено технологическое перевооружение производства на 75 предприятиях фармацевтической промышленности и на 85 предприятиях медицинской промышленности [9].
Среди основных препятствий на пути активного развития и повышения конкурентоспособности российских фармпроизводителей можно выделить:
- сравнительно низкую инвестиционную привлекательность производителей вследствие низкого уровня их финансового и инновационного потенциалов;
4,11
2,99
3,01
2,39
2,08
1,69
1,09
0,95
1,07
1,3
одним из ключевых направлений реализации Стратегии развития
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Рис. 3. Динамика объемов локального фармацевтического производства в 2001-2010 гг., млрд долл.
- недостаточное развитие кластерной структуры фармацевтической сферы (отсутствие ряда вспомогательных и причастных кластеров);
- дефицит площадок под строительство заводов с необходимым пакетом услуг по инфраструктуре;
- устойчивую тенденцию роста степени монополизации российского фармацевтического рынка: десять ведущих корпораций контролируют совокупную долю в 31,3 %;
- недостаточную ориентацию фармацевтического производства на инновации, выполнение всего цикла работ по созданию новых лекарственных средств.
Мировой опыт показывает, что многие из названных проблем (в частности повышение инвестиционной привлекательности, развитие фармацевтических кластеров, концентрация ресурсов для проведения исследований и разработки новых препаратов) можно решить в условиях корпоративной формы хозяйствования.
Преимущества корпораций перед другими формами и видами осуществления хозяйственной деятельности в фармацевтической промышленности можно свести к следующим:
- корпоративная структура позволяет осуществить диверсификацию операций, т. е. перегруппировать ресурсы корпорации и выделить наиболее перспективные направления;
- корпоративная структура позволяет обособить различные лицензионные виды деятельности;
- корпоративная структура позволяет оптимизировать структуру управления фармацевтическим предприятием;
- корпоративная структура позволяет осуществлять грамотное налоговое и финансовое планирование;
- корпоративная структура повышает устойчивость ведения бизнеса и управления рисками;
- корпоративная структура обеспечивает конфиденциальность контроля за оперативной финансово-хозяйственной деятельностью;
- корпоративная структура позволяет эффективно использовать франчайзинг (производство дженериков) и лицензионное производство, развивать внешнеэкономическую деятельность и улучшать свой рекламный имидж;
- корпоративная структура позволяет объединить производство и науку в единый научно-производственный комплекс.
Корпорации, включающие организации, различающиеся по отраслевой и территориальной принадлежности, формируют инфраструктуру экономики, задают динамику ее социально-экономического развития и стабильность отрасли [16]. Компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к капиталу [19].
Среди факторов, способствующих формированию корпораций в фармацевтической промышленности, можно выделить следующие: глобализация мирового фармацевтического рынка, привлечение отечественных и иностранных инвестиций, усиление конкуренции между фармацевтическими компаниями, перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности, рост затрат на исследования и разработки и др.
В современный период фармацевтический сектор сталкивается с экономическими вызовами, наиболее значительными из них являются конкуренция и структура сектора, значительное число сделок по слиянию и поглощениям компаний (М&А) и др. В данных условиях именно корпоративная форма в наибольшей степени способствует адекватному приспособлению к рынку и развитию по различным направлениям.
Рынок в фармацевтическом секторе характеризуется высокой интенсивностью слияний, поглощений и кооперации, в процессе которых используются взаимодополняющие возможности, ресурсы и потенциал компаний. Малые фармацевтические фирмы могут иметь новые лекарства, но не владеть необходимыми ресурсами, производственными мощностями и развитой системой дистрибуции. А у крупных корпораций зачастую простаивают незагруженные мощности. Очевидно, что компании заинтересованы в сотрудничестве, в объединении имеющихся возможностей повышения капитализации за счет синергетического эффекта кооперации.
Можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений фармацевтических компаний: стремление к росту; синергетический эффект; диверсификация; недооценка поглощаемой компании на финансовом рынке; личные мотивы менеджеров; повышение качества управления; мотив монополии; мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.
Важнейшим фактором формирования крупных корпораций в фармацевтике является необходи-
мость концентрации ресурсов для проведения исследований.
Фармацевтическая промышленность является одной из самых наукоемких в мировой экономике. По совокупному показателю расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на фармацевтическую промышленность приходится более 10 % всех затрат на НИОКР с объемом более 120 млрд долл. в год. [13] (рис. 4).
В 2010 г. пять из десяти лидирующих на глобальном уровне исследовательских организаций были фармацевтическими.
При этом длительность разработки инновационного лекарственного средства значительна (10-12 лет), а доля эффективности НИОКР невысока (из каждых 12 инновационных лекарственных формул, находящихся на 1-Ш стадиях доклинических исследований, до стадии первичной коммерциализации доходит только одна), стоимость создания превышает 1 млрд долл. (различна для различных классов лекарственных средств: минимальная -антипаразитарные средства - до 500 млн долл., максимальная - антимикробные препараты - до 1,3 млрд долл.) [10].
Другая тенденция - дальнейшее усиление транснационального характера фармацевтического бизнеса.
В эпоху бурного научно-технологического прогресса и глобальной конкуренции активное сотрудничество компаний из разных стран, включая формирование различных корпоративных структур, становится все более популярным способом ведения бизнеса.
Глобальные фармацевтические компании стремятся расширить свое присутствие во всех регионах мира. Это ключевой элемент корпоративной стратегии. Цель такого подхода -ускорение процесса создания новых лекарственных средств и дополнение исследовательских программ, реализуемых в Северной Америке и Европе, новыми идеями и участниками. Посредством подобной стратегии компании обеспечивают собственный рост в глобальном масштабе и формирование научных альянсов.
В современный период азиатский рынок является приоритетным регионом для крупнейших фармацевтических компаний. Например, в 2010 г. компания Pfizer открыла в Китае научный центр Greenfield в активно развивающейся провинции Хубэй, (г. Ухань). Компания также сотрудничает с Корейским научно-исследовательским институтом биологических наук и биотехнологий, Азиатской группой по исследованию рака (некоммерческой организацией, основанной крупнейшими компаниями Pfizer, Eli Lilly и Merck), глобальной биофармацевтической аутсорсинговой компанией WuXi AppTec, исследовательской организацией в области онкологии и болезней обмена веществ Crown Bioscience, биофармацевтической компанией Cumencor, исследовательскими компаниями в области доклинических испытаний лекарств HD Biosciences и PharmaResources. Компания Pfizer также сотрудничает с вузами, такими как Фуданьский университет, Шанхайский транспортный университет, Институт биологических наук [12].
Фармацевтические корпорации способствуют развитию национальной экономики, обеспечивая наиболее эффективное использование капитала, ресурсов и поддерживая фундаментальные и прикладные исследования.
В целом корпорации в фармацевтическом секторе создаются прежде всего для решения трех основных задач: осуществления предпринимательской деятельности и обеспечения максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств.
В российских условиях крупные фармацевтические корпорации должны выступать стратегическими партнерами государства в осуществлении модернизации экономики, взять на себя функции, с
123 125
105
83
60 40 -20 -
0
2002
2004
2006
2008
2010
Рис. 4. Динамика объема затрат на исследования и разработки в фармацевтической промышленности в 2002-2010 гг, млрд долл.
140 л 120 -100 -80 -60 -40 -20 -
одной стороны, эффективной интеграции в мировой фармацевтический рынок и, с другой стороны, активного развития отечественной фармацевтической промышленности.
Список литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.
2. Артемов С. Состояние отечественного производства фармацевтических субстанций // Аналитический портал химической промышленности Newchemistry. URL: http://www. newchemistry. ru/letter. php?n_id=7002
3. Балашов А. И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология: монография. СПб: СПбГУ-ЭФ, 2012.
4. Гуров В. А. Интеграция науки и производства - двигатель фармацевтической отрасли // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 6.
5. Зайцев Б. Ф. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. М.: Экзамен, 2001.
6. Кондратьев В. Б. Глобальная фармацевтическая промышленность. URL: http:// www. perspektivy. info/rus/ekob/globalnaja_farmacevticheskaja_ promyshlennost_2011-07-18.htm.
7. Корпоративное право: под ред. И. С. Шит-киной. М.: Волтерс Клувер, 2009.
8. Лисиненок И. В. Торгово-промышленные группы: механизм формирования и функционирования. М.: Экономика, 1999.
9. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической
и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2010 №1660-р.
10. Сколько сегодня стоит разработка нового препарата? // Apteka. ua. URL: http://www. apteka. ua/article/133253.
11. Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 г. // ХимРар. URL: http://www. chemrar. ru/i-news/index. php?ELEMENT_ID=14046.
12. Global opportunities // Pfizer. URL: http:// www. pfizer. com/investors/financial_reports/annual_ reports/2010/global-opportunities. jsp.
13. IFPMA - International Federation of Pharmaceutical Manufacturers & Associations - http:// www. evaluatepharma. com
14. IMS - http: //www. imshealth. com
15. Karwal V. The Changing Competitive Landscape in the Global Generics Market: Threat or Opportunity? // Journal of Generic Medicines. 2006. № 3.
16. Kubo K. Explaining Vertical Integration in the Generic Pharmaceutical Industry. Indian Statistical Institute, Delhi. 2011.
17. Lafontaine, Francine and Margaret Slade. Vertical Integration and Firm Boundaries: The Evidence // Journal of Economic Literature. № 45.
18. Roijakkers N., Hagedoorn J., Kranenburg H. Dual market structures and the likelihood of repeated ties - evidence from pharmaceutical biotechnology // http://arno. unimaas. nl.
19. Teva Pharmaceutical Industries - http://www. tevapharm. com.
20. The global pharmaceutical industry. URL: http://129.3.20.41/eps/get/papers/0405/0405002.pdf.