Научная статья на тему 'Экономическая оценка и анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности'

Экономическая оценка и анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шоломицкая М. М.

Проведен анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности. Освещены изменения и новейшие тенденции и течения, последствия которых, с одной стороны, существенно влияют на развитие самого мирового фармацевтического бизнеса, а с другой формируют инновационный потенциал на рынках развивающихся стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE GLOBAL PHARMACEUTICAL INDUSTRY ECONOMIC ASSESSMENT AND ANALYSIS

Global pharmaceutical industry innovative development has been analyzed highlighting the latest changes and trends which, on the one hand, have a significant effect on global pharmaceutical business development, and on the other hand, build up an innovative capacity in the markets of developing countries.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка и анализ инновационного развития мировой фармацевтической промышленности»

УДК 661.12 (476)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

М.М. ШОЛОМИЦКАЯ

Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Введение. В современных условиях одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Такая переориентация системы управления деятельностью обусловлена усилением роли интеллектуального и информационного ресурса, который составляет основу для формирования инновационного развития экономики. Базисом инновационного развития экономики любого государства является развитие информационных технологий, авиакосмической промышленности, фармацевтической и микробиологической промышленности, индустрии биотехнологий и нанотехнологий, ядерной энергетики. В этом ряду особое место по своей значимости и социальной направленности занимает фармацевтическая промышленность, которая представляет собой мощный конгломерат производителей и дистрибуторов, ученых-исследователей, врачей и потребителей. Деятельность, которых обусловлена степенью развития инновационного процесса в области внедрения инновационных лекарственных средств. В связи с этим значительный интерес представляет анализ основных трендов инновационного развития мировой фармацевтической промышленности.

Результаты и их обсуждение. Мировое лидерство в разработках (R&D) медицинских инноваций принадлежит США, Швейцарии, Великобритании, Японии и Германии. Согласно Ассоциации фармацевтических исследователей и производителей США (PhRMA), в 2011 г. в научноисследовательскую деятельность фармацевтические компании - члены PhRMA инвестировали почти 50 млрд долл. При этом на американский биофармацевтический сектор приходится около 20% общих расходов на R&D по всем отраслям экономики. Это более 3 000 лекарственных препаратов, в т. ч. 932 - противоопухолевых, 383 - для лечения респираторных заболеваний и 98 - для лечения болезни Альцгеймера и других интеллектуальных нарушений [3, с. 41-42].

Если сравнить рост расходов на R&D по ведущим инновационным фармацевтическим компаниям, то мировым лидером, согласно данным консалтинговой компании Booz & Company, в 2012 г. стала швейцарская фармацевтическим компания Novartis (таблица 1), увеличив затраты на НИОКР на 5,5% по сравнению с 2011 г. Компания Roche, которая сократила за год расходы на НИОКР на 2,1%, уступила вторую строчку рейтинга и опустилась на третье место. Следует отметить, что по данному показателю фармацевтические компании заняли в 2012 г. восемь мест в Топ-20, уступив первое место компании Toyota, которая сместилась с шестого места 2011 года [16]. Если приводить примеры по компаниям, то американская компания Pfizer в 2012 г. потратила на R&D 9,1млрд долл., или 13,5% годовой выручки, однако данная компания планирует сокращать расходы на R&D до уровня 6,5-7 млрд долл. в год с целью повышения производительности труда в R&D и эффективности разработок. В частности, компания Pfizer использует такие подходы, как перемещение своих сотрудников в новые центры инновационных разработок, которые расположены в непосредственной близости к крупнейшим передовым академическим центрам США в Бостоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Кроме того, ресурсы компании сконцентрированы на разработках, которые проходят поздние стадии исследований [3, с. 42].

97

Таблица 1 - Рейтинг инновационных фармацевтических компаний мира

Место в рейтинге Наименование компании Страна Расходы на R&D, млрд. долл. США

2012 2011 2010 2012 2011 2010

2 3 6 Novartis Швейцария 9,6 9,1 7,5

3 1 1 Roche Швейцария 9,4 9,6 9,1

4 2 5 Pfizer США 9,1 9,4 7,7

7 5 14 Merck США 8,5 8,6 5,6

12 10 7 Johnson & Johnson США 7,5 6,8 7,0

13 16 8 Sanofi-Aventis Франция 6,7 5,8 6,4

16 13 9 GlaxoSmithKline Великобритания 6,3 6,1 6,2

20 18 - AstraZeneca Великобритания 5,5 5,3 -

На протяжении многих лет на мировом фармацевтическом рынке по уровню затрат на исследования и разработки доминировала американская исследовательская школа, которая вносила значительный вклад в развитие исследовательской деятельности. В периоды 1993-1997 гг., 1998-2002 гг. и 2003-2007 гг. годовой рост затрат на научные исследования и разработки в США превышал таковые в странах Европы на 2,2%, 3,2% и 1,6% соответственно. В 2008-2012 гг. ситуация изменилась в пользу Европейских стран (рисунок 1). В 2008 г. в Европе на R&D в фармацевтической отрасли было инвестировано 26,5 млн евро, в 2009 г. - 27,4 млн евро, 2010 г. - 27,8 млн евро, 2011 г. - 29,2 млн евро, 2012 г. - 30,0 млн евро [12-15]. Наибольшая доля расходов на исследования и разработки в общем объеме расходов в 2011 г. приходилась на такие сраны, как Великобритания -19,1%, Германия - 18,2%, Швейцария - 17,0%, Франция - 16,4%.

12

10

8

6

4

2

0

Рисунок 1 - Годовой рост затрат на процессы R&D на фармацевтическом рынке в странах Европы

и США, %

1077----------------10,7

1993-1997 1998-2002 2003-2007 2008-2012

■ Европа ВСША

Вместе с тем необходимо отметить, что за анализируемый нами период наблюдается устойчивая тенденция снижения среднегодовых темпов роста затрат на процессы R&D как в США, так и в странах Европы. Причиной снижения расходов на R&D послужил глобальный экономический кризис и, как следствие, принятые большинством национальных правительств европейских стран мер, направленных на сокращение расходов на здравоохранение. Характерно, что рост количества новых субстанций, производимых в тех или иных странах (рисунок 2), не связан напрямую с затратами на процессы R&D. Если в 1993-2002 гг. по количеству субстанций Европа превосходила США, то 2003-2012 гг. эта тенденция сменилась на противоположную. В то же время значительно увеличилось количество разработанных новых субстанций в Японии за 2003-2012 гг. по сравнению с 1993-2002 гг. Разработанные новые лекарственные средства активно продаются в первое время на мировом фармацевтическом рынке. Лидерство по продажам новых лекарственных средств принадлежит США - 62%, Европе - 18%, Японии - 9% (рисунок 3). Именно эти три региона продолжают доминировать на мировом фармацевтическом рынке и определяют его динамику.

98

100

80

60

40

20

0

1993-1997 1998-2002 2003-2007 2008-2012

■ Европа ИСША ■ Япония ■ Другие страны

Рисунок 2 - Количество новых химических/биологических субстанций по годам (1993-2012)

70

60

50

40

30

20

10

0

2005-2009

ІСША ■ Европа ■ Япония

2006-2010 2007-2011

I Другие страны ■ Развивающиеся страны

Рисунок 3 - Географическая структура мирового фармацевтического рынка по объему продаж новых лекарственных средств за 2005-2011 гг., %

Однако следует отметить в развитии мирового фармацевтического рынка следующие тенденции:

1) замедление темпов роста от 8 до 4,5-5% в развитых странах (рисунок 4).

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 4 - Динамика роста мирового фармацевтического рынка за 2003 - 2012 гг. с прогнозом до

2015 г., млрд. долл. США.

99

2) территориальное перемещение основных ведущих регионов фармацевтического рынка от развитых стран к развивающимся, к которым относят следующие группы стран:

1) Бразилия, Россия, Индия, Китай (БРИК);

2) Венесуэла, Польша, Аргентина, Турция, Мексика, Вьетнам, Южная Африка, Таиланд, Индонезия, Румыния, Египет, Пакистан, Украина [5, с. 27].

Именно эти страны, согласно данным аналитического агентства IMS Health, в течение последующих 3 лет будут обеспечивать около 50% вклада в прирост мирового фармацевтического рынка и к 2014 г. достигнут масштабов Европы и Японии вместе взятых, обеспечив Big Pharma дополнительный прирост продаж в размере 140 млрд долл. [2, с. 35].

3) сокращение темпов роста сегмента оригинальных препаратов и увеличение темпов роста дженериков (рисунок 5)

Данная тенденция связана с желанием государств оптимизировать расходы в сфере здравоохранения. При этом компании-производители оригинальных (патентованных) лекарственных препаратов, стремясь удержать и увеличить свою долю на рынке, расширяют свои портфели за счет брэндированных дженериков. Например, в портфеле компании AstraZeneca около 15% (доля по объему продаж на российском фармацевтическом рынке) собственных брэндированных дженериков (лидеры продаж: Betalok Zok, Pulmicort, Diprivan, Losec, Marcain Spinal). Компания Teva имеет около 30% таких препаратов в портфеле. В то же время необходимо отметить, что оригинальные препараты доминируют на развитых рынках и занимают более 50% [4, с. 14-15].

4) расширение использования биотехнологических разработок в создании новых лекарственных препаратов.

Согласно данным отчета агентства Evaluate Pharma, рынок биопрепаратов неуклонно растет. Если в 2005 г. на его долю (без учета вакцин) приходилось 17% объема всего фармацевтического рынка, то в 2012 г. - более четверти [1, с. 72] и составляет около 160 млрд долл. В 2011 г. объем продаж биотехнологических компаний увеличился на 10% по сравнению с 2010 г. и доход достиг 33,4 млрд долл. - наибольший показатель с 2000 г. При этом объем инвестиций в отрасль на протяжении последних 4 лет составляет 16-17 млрд долл. в год. Наиболее активно разработка и производство современных (генно-инженерных) биотехнологических препаратов осуществляются в Северной Америке, Японии, Австралии, Западной Европе. Доля биофармацевтики в этих странах, по разным источникам, достигает 32-46% фармацевтического рынка и имеет тенденцию к увеличению.

Доминируют на рынке биофармацевтики производители из США (таблица 2). По итогам 2010 г. 6 из них вошли в Топ-10 биофармацевтических компаний по объему продаж (Amgen Inc., Gilead Sciences Inc., Biogen Idec Inc., Genzyme Corp., Celgene, Cephalon) [8, с. 18].

Таблица 2 - Коммерческие лидеры в сфере биофармацевтики в США

(доход свыше 500 млн. долл.)

2010 2011

Alexion Alexion

Amgen Amgen

Amylin Amylin

Biogen Idec Biogen Idec

Bio-Rad Laboratories Bio-Rad Laboratories

Celgene Celgene

Cephalon Cubist

Cubist Gen-Probe

Gen-Probe Gilead Sciences

Genzyme Illumina

Gilead Sciences Life Technologies

Illumina Salix Pharmaceuticals (органический рост)

Life Technologies IDEXX Laboratories

IDEXX Laboratories United Therapeutics

Talecris Biotherapeutics Vertex Pharmaceuticals (органический рост)

United Therapeutics Viro Pharma (органический рост)

100

605 млрд долл., 2005 г.

■ Оригинальные препараты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Дженерики

■ Другие

856 млрд долл., 2010 г.

■ Оригинальные препараты

■ Дженерики

■ Другие

1065-1095 млрд долл., 2015 г.

■ Оригинальные препараты

■ Дженерики

■ Другие

Рисунок 5 - Мировые затраты на лекарственные средства с учетом сегмента

Главным биофармацевтическим блокбастером по итогам 2011 г. стал препарат Липитор фармацевтической компании Pfizer, принесший ей доход свыше 11 млрд долл. В России этот препарат зарегистрирован как Липримар, его продажи в 2011 г. составили чуть больше 15 млн долл., а продажи другого лекарственного средства - Лирика (для лечения эпилепсии) - более 20 млн долл [7, с. 36].

Следует отметить, что появлению и развитию американского биофармацевтического рынка способствовали такие ключевые факторы, как надежная защита прав интеллектуальной собственности компаний - разработчиков инновационных продуктов; расширенный период защиты данных (15 лет у биотехнологических препаратов против 5 лет у малых молекул); понятная и прозрачная регуляторная система; поддержка науки со стороны государства, особенно в области биомедицинских исследований и разработок; наличие эффективной системы коммерциализации научных разработок, позволяющей ученым получать прибыль от результатов их деятельности в случае ее успеха; поощрение государством медицинских инноваций; стимулирование предпринимательства.

Причем начало биотехнологии положили не национальные институты здравоохранения или крупные фармацевтические производители, а сравнительно небольшие стартапы: Amgen, Genentech и Biogen. Согласно статистике, из 4 000 биотехнологических компаний, основанных в 80-х годах прошлого столетия, к настоящему времени работают, окупили вложенные инвестиции и приносят прибыль лишь шесть, включая Amgen. Но, несмотря на высокую ресурсоемкость и рискованность инвестиций, биофармацевтика остается одним из наиболее привлекательных и быстрорастущих сегментов фармацевтического бизнеса. В 2011 г. 62% акционерных биотехнологических компаний в США увеличили расходы на R&D. Одновременно увеличился и объем венчурных инвестиций в биотехнологические компании - на 22% по сравнению с 2010 г. В 2011 г. венчурные компании вложили 4,73 млрд долл. в 446 американских биотехнологических предприятий, что стало наибольшей суммой, инвестированной в эту отрасль с 2007 года [8, с. 18-19].

Активный интерес фармацевтических производителей к биотехнологии подтверждает и количество поданных патентных заявок за 2006-2010 гг. (рисунок 6). За данный период среднегодовой рост по патентным заявкам в области биотехнологии увеличился на 3%, в то время как по фармацевтическому сектору произошло снижение на 1,6%. Наибольшее количество поданных патентных заявок приходится на США - 30,7% от общего количества поданных патентных заявок в фармацевтическом секторе и 33,4% в биотехнологическом секторе. Вторая позиция принадлежит Китаю - 11,4% и 8,6% соответственно, третья - Германии - 7,9% и 8,6% соответственно и замыкает лидерство Япония - 7,2% и 10,7% соответственно [17] (рисунок 7).

80 О о о

70 000

60 000

50 000

40 000 -

30 000

20 000

10 000

0

68 289

69 207

68 649

66 981

63 992

36 362

32 311

32 242

33 564

35 802

2006

2007 2008 2009

-Биотехнология Я Фармацевтика

2010

Рисунок 6 - Патентные заявки в области биотехнологии и фармацевтике за 2006-2010 гг.

102

Рисунок 7 - Географическая структура патентных заявок в области биотехнологии и фармацевтике за 2006-2010 гг.

Анализ информации о компаниях, подавших наибольшее число заявок в Мадридскую систему международной регистрации знаков в 2009-2011 гг., также свидетельствует о высокой изобретательской и патентной активности. Так, в топ-30 вошли 12 фармацевтических компаний, из них 3 компании из Германии, 2 - из Венгрии. Крупнейшим заявителем на протяжении трех лет являлась швейцарская фармацевтическая компания Novartis (таблица 3).

Таблица 3 - Топ-30 заявителей по Мадридской системе международной регистрации знаков в 2009-2011 гг.

Место в рейтинге в 2011 г. Наименование компании Страна Количество заявок

2009 2010 2011

1 Novartis Швейцария 136 118 125

2 Philip Morris Brands S.A.R.L. Швейцария 47 137 110

3 Boehringer Ingelheim Pharma Gmbh & Co. Германия 52 112 98

4 Richter Gedeon NYRT. Венгрия 70 8 89

5 Societe Des Produits Nestle S.A. Швейцария 51 68 80

6 Koninklijke Philips Electronics N.Y Нидерланды 38 76 92

7 Bayerische Motoren Werke AG (BMW) Германия — 42 75

8 Bsh Bosch Und Siemens Hausgerate Gmbh Германия 64 65 74

9 Janssen Pharmaceutica NV Бельгия 61 66 68

10 L'oreal Франция 67 43 67

11 Abercrombie & Fitch Europe SA Швейцария — 22 59

12 Egis Gyogyszergyar Венгрия 64 53 57

13 Siemens AG Германия 44 36 52

14 Glaxo Group Limited Великобрита- ния 53 60 51

15 Apple Inc. США 13 49 50

16 Temasek Holdings (Private) Limited Сингапур — 5 48

16 Kabushiki Kaisha Hbg Япония — — 48

103

Окончание таблицы 3.

16 Bayer AG Германия 54 23 48

17 Sanofi-Aventis Франция 69 18 47

18 Henkel AG & Co. Kgaa Германия 98 78 46

19 Agilent Technologies, Inc. США — — 44

20 Bakoma Sр. Zо.о. Польша — — 40

21 Gtrc Services, Inc. США — — 38

22 Royal Wine Corp. США — — 34

22 Renault S.A.S Франция 17 11 34

22 Osram Gmbh Германия 19 31 34

22 Daimler AG Германия 21 31 34

23 U.O. Merchandise, Inc. США — — 33

24 Coty Germany Gmbh Германия 11 19 32

24 Dermapharm AG Германия 19 11 32

24 Intenso Gmbh Германия — 21 32

25 Intersnack Group Gmbh & Co. Kg Германия — 20 31

25 Mibe Gmbh Arzneimittel Германия 26 39 31

25 Hafele Gmbh &Co Kg Германия 8 18 31

26 Velinor AG Швейцария — 20 30

27 Zentiva, K.S. Чехия 23 36 29

28 Barilla G.E R. Fratelli Spa Италия 7 — 28

28 Lidl Stiftung & Co. Kg Германия 109 31 28

28 Basf Se Германия 30 39 28

28 Syngenta Participations AG Швейцария 39 62 28

29 Saint-Gobain Isover «Les Miroirs» Франция 22 7 27

29 Volkswagen AG Германия 10 14 27

30 Millennium Pharmaceuticals, Inc. США — — 26

30 Cisco Technology, Inc. США — 12 26

30 KRKA, Tovarna Zdravil, D.D., Novo Mesto Словения — 80 26

30 Lg Innotek Co., Ltd. Корея — — 26

30 Itm Entreprises Societe Par Actions Simplifiee Франция 38 32 26

Таким образом, несмотря на то, что данный период развития мирового фармацевтического рынка получил название патентного обвала в связи с окончанием сроков патентной защиты множества препаратов, все же наблюдается процесс концентрации исключительных прав (интеллектуальной собственности) в портфелях ведущих фармацевтических корпораций и компаний, что позволяет им наращивать свои нематериальные активы.

В 2012 г. компания Pfizer располагала чистыми нематериальными активами стоимостью в 872 млн долл. США, из которых 393 млн долл. США приходится на права интеллектуальной собственности. В 2011 г. стоимость чистых нематериальных активов составляла 851 млн долл. США, из которых 465 млн долл. США приходилось на права интеллектуальной собственности. Однако в 2010 г. компания располагала чистыми нематериальными активами стоимостью в 1,8 млрд долл. США, из которых 954 млн долл. США приходилось на права интеллектуальной собственности [11].

Несмотря на то, что наблюдается тенденция обесценивания нематериальных активов (за исключением гудвилла) в фармацевтической промышленности всего мира, доля их в общем объеме активов компании по сравнению с другими сферами наибольшая - около 60% [6, с. 34].

Следующая тенденция, которая характеризует развитие мирового фармацевтического рынка, обусловлена процессами консолидации, слияний и поглощений. В 2009 г. данный процесс достиг уровня 135,0 млрд долл. США, что на 7% выше, чем в 2008 г., который составил 126,2 млрд долл. США. Самая крупная сделка, совершенная в 2009 г., была между американскими компаниями Merck и Schering-Plough Corp. и составила 41 млрд долл. США [10, с. 19-20], в 2011 г. - японская компания Takeda приобрела за 12,2 млрд долл. США швейцарскую компанию Nycomed [9, с. 54].

104

Вслед за Big Pharma развивать новый сегмент, проводя политику слияний и поглощений, начали и менее крупные участники фармацевтического рынка. По данным Ernst&Young, из 49 сделок, совершенных в 2010 г., и 57 - в 2011 г., только в 7 случаях покупателями выступили крупные фармацевтические компании [8, с. 19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные цели фармацевтических компаний, участвующих в данном процессе, можно объединить в три группы:

1) приобретение крупных конкурентов с целью расширить спектр выпускаемых препаратов и объединить финансовые возможности;

2) приобретение биотехнологических компаний, обладающих потенциальным ассортиментом или даже отдельными субстанциями;

3) приобретение компаний, выпускающих дженерики, с целью контроля жизненного цикла препарата после истечения срока патентной защиты.

Преследуя данные цели, фармацевтические компании создают крупных диверсифицированных гигантов, которые позволяют получать большие обороты, но при этом несут огромные финансовые и деловые риски, становятся трудно управляемыми, способствуют исчезновению известных и знаменитых брендов международного фармацевтического бизнеса и приводят к социальным и культурным конфликтам.

Так, например, компания Pfizer после выкупа компании Wyeth сократила штат на 15%. После приобретения компании King Pharma было объявлено об уменьшении объема финансирования научных исследований и разработок на 6 млрд долл. США. Немецкий концерн Bayer после слияния с немецкой компанией Schering AG сократил несколько тысяч рабочих мест и закрыл производства, расположенные в Европе [9, с. 55].

Таким образом, процесс консолидации фармацевтического сектора - это результат изменений, которые происходят согласно внутренним и внешним условиям развития фармацевтической промышленности.

Выводы. Мировой фармацевтический рынок продолжает развиваться и демонстрировать свою инновационность, но это инновационность характеризуется замедленным среднегодовым темпом роста затрат на процессы R&D как в США, так и в странах Европы, сокращением темпов роста сегмента оригинальных препаратов и увеличение темпов роста дженериков, что в свою очередь приводит к обесцениванию нематериальных активов (за исключением гудвилла). Социальная значимость, высокая эффективность и безопасность новых лекарственных препаратов, а также выделение фармацевтической промышленности как приоритетного направления инновационного развития большинством государств позволили расширить использование биотехнологических разработок в создании новых лекарственных препаратов и инвестировать в рынки с большим ростом -«развивающиеся». Все эти мировые тенденции требуют применения новых бизнес-моделей создания и продвижения инновационных продуктов на фармацевтическом рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быковченко, И. Биоаналоги - новации и перспективы / И. Быковченко // Ремедиум. - 2013. - №1. - С. 72-73.

2. Давыдов, С. A Posteriori: анализ фармацевтического рынка - в поисках неизведанного / С. Давыдов // Ремедиум. - 2012. - №10. - С. 34-40.

3. Давыдов, С. Big Pharma - новые блокбастеры / С. Давыдов // Ремедиум. - 2012. - №7. - С. 41-46.

4. Денисова, М. Маркетинговая сегментация и тренды рынка лекарственных препаратов / М. Денисова // Ремедиум. - 2012. - №2. - С. 10-15.

5. Камер, Б. Быстрорастущие рынки развивающихся стран: блестящие умы, большие возможности / Б. Камер // Ремедиум. - 2012. - №2. - С. 25-30.

6. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: экономические и организационно-правовые механизмы управления: монография / В. И. Кудашов, Ю. В. Нечепуренко. - Минск : Амалфея: Мисанта, 2013. -192 с.

7. Сидорова, И. Лекарства с приставкой «био» / И. Сидорова // Ремедиум. - 2012. - №7. - С. 36-40.

8. Широкова, И. Биотехнологии на фармрынке / И. Широкова // Ремедиум. - 2012. - №9. - С. 18-25.

9. Штерн, У. Кто есть кто в мире фармы, или загадочные переплетения интересов мировых фармацевтических компаний / У. Штерн // Рецепт. - 2012. - №1. - С. 49-56.

10. Штерн, У. Мировой фармацевтический рынок 2010 - караван идет дальше / У. Штерн // Ремедиум. -2010. - №6. - С. 18-21.

105

11. Financial Review Pfizer Inc. and Subsidiary Companies [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pfizer.com/files/annualreport/2012/financial/fmancial2012.pdf. Дата доступа : 20.09.2013.

12. The Pharmaceutical Industry in Figures [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.efpia.eu/uploads/Figures_Key_Data_2013.pdf. - Дата доступа : 20.09.2013.

13. The Pharmaceutical Industry in Figures [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://itam.org.tr/docs/EFPIA_Figures_2012.pdf. - Дата доступ а: 20.09.2013.

14. The Pharmaceutical Industry in Figures [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.efpia.eu/uploads/Modules/Documents/efpia_industry_in_figures_2010-20100611- 01-en-v1.pdf. -

Дата доступа : 20.09.2013.

15. The Pharmaceutical Industry in Figures [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.efpia.eu/uploads/Modules/Documents/figures-2008-pdf.pdf. - Дата доступа : 20.09.2013.

16. The Top Innovators & Spenders [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://www.booz. com/global/home/what-we-think/global-innovation-1000/top-innovators-spenders#sthash.IcxRtX5Z.dpuf. - Дата доступа : 18.06.2013.

17. Wipo [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.wipo.int/export/sites/www/freepublications/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf. - Дата доступа : 25.08.2013.

INNOVATIVE GLOBAL PHARMACEUTICAL INDUSTRY ECONOMIC

ASSESSMENT AND ANALYSIS

M.M. SHOLOMITSKAYA

Summary

Global pharmaceutical industry innovative development has been analyzed highlighting the latest changes and trends which, on the one hand, have a significant effect on global pharmaceutical business development, and on the other hand, build up an innovative capacity in the markets of developing countries.

© Шоломицкая М.М.

Поступила в редакцию 2 октября 2013г.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.