Научная статья на тему 'A Posteriori: m&a — купить нельзя продать'

A Posteriori: m&a — купить нельзя продать Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ / ДОЛЖНАЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / ВОЗВРАТНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / ПРИБЫЛЬ / M&A / DUE DILIGENCE / ROI / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Сергей

Это двенадцатая статья из серии публикаций о мировом опыте фармацевтического бизнеса под общим названием «A Posteriori» (c лат. буквально — «из последующего») — знание, полученное из опыта. В этой публикации мы рассмотрим основные элементы процесса M&A и его базовые параметры в международной практике и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«A Posteriori: M&A — buy not sell» 2 written by Davydov Sergey, senior partner of the MCE Company, a leading supplier of strategy implementation programs in Europe, Russia, CIS and the Middle East. It presents a series of Sergey Davydov articles on the practice of the world experiences the pharmaceutical business under the title «A Posteriori», which translated from Latin («from the subsequent») means knowledge derived from experience. In this paper we consider the main elements of this process and its basic parameters in the international practice and in Russia. They are discussed in the framework of the concept «TFM: Trends, Factors, Business Models», developed by the author.

Текст научной работы на тему «A Posteriori: m&a — купить нельзя продать»

32 MMfHUUM

Сергей ДАВЫДОВ, частный бизнес-консультант, старший партнер Management Centre Europe (Практика фармацевтического бизнеса в России и СНГ)

A Posteriori:

M&A - КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

Это двенадцатая статья из серии публикаций о мировом опыте фармацевтического бизнеса под общим названием «A Posteriori» (c лат. буквально — «из последующего») — знание, полученное из опыта. В этой публикации мы рассмотрим основные элементы процесса M&A и его базовые параметры в международной практике и в России.

Ключевые слова: слияния и поглощения, должная добросовестность, возвратность инвестиций, прибыль

Тот, кто отправляется за золотом, должен иметь много серебра.

Викинги 1

• «БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕМ, КТО ВИДИТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ОНИ СТАНУТ ОЧЕВИДНЫМИ»

M&A (merge & acquisition — слияние и поглощение) — внешний способ развития бизнеса через приобретения двух видов. Поглощение: приобретение > 30% уставного капитала компании с целью контроля при сохранении ее юридической независимости. Слияние: объединение двух или более компаний, в результате чего образуется новая: а) с сохранением прав и обязанностей старых компаний и передачей в новую только прав контроля над ними (слияние активов) или с передачей всех прав и обязанностей, б) в одну из действующих компаний (присоединение) или с) во вновь созданную компанию (слияние форм). В фармацевтической индустрии эти сделки могут преследовать несколько основных целей (рис. 1). Крупнейшие сделки в мире за всю историю (округлено до млрд долл.):

1. 1999 г. — Vodafone Airtouch + Mannesmann = 172.

2. 1999 г. — Pfizer + Warner-Lambert = 90.

3. 1998 г. — Exxon + Mobil = 77.

■■И

Сергей Давыдов

4. 2000 г. - Glaxo Wellcome + SmithKline Beecham = 76. Причем Vodafone особенно отличился, приобретя чуть ранее в том же 1999 г. другую компанию AirTouch Communications за 60 млрд долл. В 2013 г. Vodafone снова в фокусе — компания решила продать фирме Verizon Communications (USA) 45% акций крупнейшей сотовой компании США Verizon Wireless (это

Keywords: M&A, Due diligence, ROI, profitability

The Article «A Posteriori: M&A — buy not sell»* written by Davydov Sergey, senior partner of the MCE Company, a leading supplier of strategy implementation programs in Europe, Russia, CIS and the Middle East. It presents a series of Sergey Davydov articles on the practice of the world experiences the pharmaceutical business under the title «A Posteriori», which translated from Latin («from the subsequent»») means knowledge derived from experience. In this paper we consider the main elements of this process and its basic parameters in the international practice and in Russia. They are discussed in the framework of the concept «TFM: Trends, Factors, Business Models»», developed by the author.

Sergey DAVYDOV, Senior Associate of Management Centre Europe (MCE). A POSTERIORI: M&A - BUY NOT SELL.

* Buy not sell - quibble: you can put comma after first word - that means buy or after second - that means sell.

совместное предприятие было создано в 2000 г.) за 130 млрд долл. Другие 55% принадлежат Verizon Communications.

• ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК ЗЕРКАЛО

Даниэль Васелла2, исполнительный директор швейцарской фармацевтической компании Novartis AG, хотел объе-

MANAGEMENT CENTRE EUROPE (MCE)

1 Викинги (VIII-XI вв.) - свободные безземельные крестьяне-язычники, совершавшие морские походы в поисках земель и денежной добычи: норманны (норвежские и датские) - на запад и варяги (шведские и викинги с побережья Балтики) - на восток (прим. автора).

2 Daniel Lucius Vasella, MD (1953) - врач, руководитель Островного госпиталя в Берне (Швейцария), в 1988-1992 гг. - отделения Sandoz в USA, далее гендиректор Sandoz Pharma Ltd., в 1996-2013 гг. - исполнительный директор Novartis (Sandoz + Ciba-Geigy и продажа агробизнеса - Syngenta). Самый высокооплачиваемый менеджер Европы.

MCE является ведущим поставщиком программ реализации стратегии в Европе, России, странах СНГ и Ближнего Востока. Мы помогаем компаниям, работающим в сфере здравоохранения, успешнее воплощать свои стратегии с помощью развития управленческих навыков менеджеров высшего, старшего и среднего уровня. Для этого мы предлагаем консалтинг, услуги по процессам трансформации бизнеса и реализации стратегий, командный и индивидуальный коучинг и наставничество, формируем обучающие рабочие группы для отдельных менеджеров и проводим корпоративное обучение. MCE работает только с опытными экс-топ-менеджерами в сфере здравоохранения, имеющими богатый российский и международный опыт.

www.mce.eu

www.mce.eu/industry-expertise/pharma/

A POSTERIORI: M&A — КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

рщшиим f» 33

динить ее с компанией Roche и приобрел в 2001—2003 гг. 33% голосующих акций. Однако это решение не поддержали, но акции были оставлены как долгосрочная инвестиция, причем не зря — компания сильно подорожала, и теперь эти акции стоят 12 млрд долл. (2012). Как определить, сколько стоит компания? Конечно, можно и нужно провести ее анализ, например, Due Diligence (см. ниже). Но в конечном счете она стоит столько, сколько за нее готовы заплатить (см. подробнее о ценообразовании в сентябрьском номере журнала «Ремедиум» за 2012 г. — «A Posteriori — управление ценой»). А индикатором этого и является фондовый рынок — рынок, где компании выступают как товар. Крупнейший — американский, ведущая биржа — Нью-Йоркская (www. nyse.com).

Стоимость компаний изменяется очень сильно, причем внешние факторы здесь играют значительно большую роль, чем внутренние (в т. ч. и эффективность самой компании). Приведем пример российской компании (не фармацевтической, поскольку российский фондовый рынок этой индустрии — это рынок одной компании). Компания «Совкомфлот»: крупнейшая в России, входит в топ-5 танкерных компаний мира, 158 судов, 10 строятся. Как изменялась стоимость компании?

1. 2012 г., лето: 3,2—3,4 млрд долл. (оценка Министерства экономического развития РФ).

2. 2012 г., осень: 2,7—2,9 млрд долл. (оценка Deutsche Bank).

3. 2013 г., начало: 1,4 млрд долл. (оценка правительства России).

То есть компания подешевела в оценках меньше чем за 9 мес. больше чем в 2,3 раза! Конечно, есть и более драматичные примеры. Компания SEDC3 летом 2008 г. стоила 2,2 млрд долл., а в апреле 2013-го — уже всего 7 млн долл. Стоимость компании на фондовом рынке отражает состояние реальной экономики, самой компании, наконец, сам фондовый рынок обладает значительной степенью автономности. Так что это «зеркало» не всегда хорошо отражает состояние компании и экономики. Но это один из важнейших инструментов оценки бизнеса.

рисунок Г 1 Структура MâA-сделок — 2012 («Global pharma & biotech M&A report — 2013», www.imap.se/en/ Industrirapporter)

1 — географическая экспансия, 14%

2 — поглощение маркетируемых

продуктов, 31%

3 — поглощение разрабатываемых

продуктов, 41%

4 — выкуп акций, 8%

5 — увеличение рыночной доли, 6%

♦ ГКЧП: ГДЕ? КТО? ЧТО? ПОЧЕМ?

Много ли заработано фармацевтическими компаниями лиги Big Farma? Да, много (округлено до млрд долл.): Pfizer = 23, Johnson & Johnson = 20, Merck & Co = 18, Eli Lilly = 7. К заинтересованным компаниям можно отнести и Bristol-Myers Squibb Company (BMS), и AstraZeneca. В целом только 5 ведущих фармкомпаний США имели на конец 2012 г. > 70 млрд долл.: наличности много, кроме того, процентные ставки низкие, а прогнозы по операционной прибыли не радужные — теряется патентная защита. Короче, самое время что-то полезное прикупить. А что конкретно купили (табл. 1)?

♦ Pharmasset разрабатывает препарат Софосбувир (пероральный ингибитор полимеразы вируса гепатита С), объем продаж которого может составить более 50% от объема продаж всех препаратов для лечения гепатита С и достичь к 2018 г. 21 млрд долл. (Decision Resources).

♦ Скинувшиеся по 50% BMS и AZ покупают разработки препаратов Баета® (эксенатид, агонист глюкагонопо-добного пептида-1: GLP-1 агонист), Bydureon® (эксенатид пролонгирован-

3 SEDC (Central European Distribution Corporation) - алкогольный бизнес, в России владеет брендами «Зеленая марка», «Журавли», «Parliament».

ного действия), Симлин® (прамлинти-да ацетат — синтетический аналог амилина), Метрелептин (препарат для лечения метаболических расстройств, связанных с приобретенной или унаследованной липодистрофией). Эти препараты значительно усилят проти-водиабетические портфели компаний-покупателей (второе направление по мировым расходам после противоопухолевых препаратов — The Global Use of Medicines: Outlook Through 2016, IMS Health).

♦ Watson стала третьей по рангу мировой дженериковой компанией, планируя следовать стратегии брендирова-ния препаратов.

♦ GSK приобрела права на Бенлиста® (белимумаб) — препарат для лечения системной красной волчанки. На финальных стадиях разработки препараты Албиглутид — антагонист рецептора глюкагоноподобного пептида-1, предназначенный для лечения сахарного диабета 2-го типа, а также Дарапладиб — ингибитор фосфолипазы Lp-PLA2, фермента, участвующего в образовании атеросклеротических бляшек.

♦ Dainippon Sumitomo Pharma приобрела разрабатываемые препараты для лечения колоректального рака BBI608 и BBI503.

♦ Valeant переместилась с 3-го на 1-е место на мировом фармацевтическом рынке дерматологических препаратов. Препарат для лечения угревой сыпи Solodyn® (миноциклин), препараты Dysport™ (ботулотоксин типа А), Restylane® составляют около 40% годового объема продаж Medicis Pharmaceutical и 75% ее чистой прибыли.

♦ BMS приобрела Даклатасвир для лечения гепатита С.

♦ Novartis (Sandoz) тоже решила усилить свои позиции в сегменте дерматологии, как и Valeant, приобретая дерматологический портфель Fougera Pharma, и планирует (и может) стать лидером в этой категории.

♦ AstraZeneca приобрела препарат лези-нурад (RDEA594) для лечения подагры (последняя стадия клинических испытаний), а рынок лекарств от подагры в 2019 г. может достигнуть 2 млрд долл. (Decision Resources).

Говоря о дерматологическом направлении, отметим, что компания Astellas (ви-

34 MMfHUUM

МЕНЕДЖМЕНТ

димо, глядя на все происходящее), напротив, решила продать свои дерматологические препараты, ключевым из которых является средство для лечения экземы Протопик (такролимус, патент в США истекает в 2014 г.), за 0,5—1,0 млрд долл. Из сделок непроизводственных: Walgreen Co (27 млрд долл. и 8,2 тыс. аптек) + Alliance Boots (16,2 млрд долл. и 2,5 тыс. аптек) (2012) = 45% акций за 6,7 млрд долл. (4 млрд долл. наличными, остальное 10% акции Walgreen) + опцион на

55% акций за 9,5 млрд долл. на три года. Для сравнения приведем крупнейшие сделки 2010—2011 гг. (www.levinassoci-ates.com/dealsearch, все в млрд долл.):

1. 2011 г. — Takeda Pharmaceutical + Nycomed = 13,6. Takeda на этом не останавливается — в 2012-м купила URL Inc. (USA) за 0,8 и дженериковую Multilab (Brazil) за 0,265 и планирует продолжить приобретения. Причины традиционны: патентной защиты лишаются противо-диабетический препарат Actos и противоязвенное средство Prevacid., а в целом Takeda прогнозирует 40%-ное снижение операционной прибыли.

2. 2011 г. — Teva Pharmaceutical + Cephalon = 6,8.

3. 2011 г. — Astellas + права на лекарство от рака = 1,4.

4. 2010 г. — Novartis + Alcon = 28,3.

5. 2010 г. — Sanofi (ранее Sanofi-Aventis) + Genzyme Corp. = 20,1.

И еще 19 компаний стоимостью > 1 млрд долл. в 2010 г.

В первой половине 2013 г. уже заключено сделок на сумму приблизительно 94 млрд долл. (+13%).

1. В 2013 г. Valeant приобретает американскую офтальмологическую компанию Bausch & Lomb Holdings Inc. за 8,7 млрд долл. План продаж Bausch & Lomb на 2013 г. = 3,3 млрд долл., EBITDA = 0,72 млрд долл. Будет сокращено 10—15% рабочих мест (текущая численность:

Valeant — >7 тыс. сотрудников, Bausch & Lomb — 11 тыс.). Экономия уже в 2013 г. превысит 500 млн долл., что больше запланированного ранее.

2. Perrigo покупает Elan (капитализация 7 млрд долл.) за 8,6 млрд долл. До этого к ней сваталась куча разных «женихов»: Allergan Inc., Forest Laboratories Inc., Mylan International и Endo Health Solutions Inc. А в июне 2013 г. Elan отвергла просто «королевское» предложение компании Royalty Pharma за 8 млрд долл. Как видим, не зря.

3. Примерно за столько же Actavis Inc. (капитализация 17 млрд долл., та самая, сделанная из Actavis и Watson Pharmaceuticals) приобретет ирландскую компанию Warner Chilcott Plc. (капитализация 4 млрд долл.) — 8,5 млрд долл. Новая компания получит креативное название New Actavis и штаб-квартиру в Ирландии (стране с очень интересным налогооб-

ложением для международных компаний — ставка корпоративного налога равна 12,5%), акционеры Warner Chilcott Plc. получат 23% ее акций, а сама она будет продавать лекарств на 11 млрд долл. в год. Любопытно, что незадолго до этого саму Actavis хотела купить сначала канадская Valeant Pharmaceuticals Int. за 13 млрд долл. (не удалось, и она купила Bausch & Lomb Holdings Inc. за 8,7 млрд долл.). А уж потом компания Mylon (капитализация 11 млрд долл.) предложила 15 млрд долл. — и тоже мимо (между прочим, предлагала купить за цену большую, чем стоит сама). Вот уж воистину ставь запятую, куда хочешь: «Купить нельзя продать». Похоже, что New Actavis купить будет сложнее — дороговато.

4. Большая интрига была и вокруг американской биофармацевтической компания Onyx Pharmaceuticals Inc. В июне 2013 г. она отклонила предложение компании Amgen Inc. в 10 млрд долл. (рыночная капитализация компании 9,9 млрд долл.) и привлекла к поиску покупателя инвестиционный банк. Почему так дорого? Onyx совместно с Bayer продает препараты Нексавар (сорафениб) и Стиварга (регорафениб) (в США), а совместно с Pfizer разрабатывает препарат палбоцик-либ для лечения рака молочной железы, проходяший III фазу клинических испытаний. Но главное — это препарат для лечения множественной миеломы Кипро-лис (карфилзомиб), одобренный FDA в 2012 г. Объем его продаж, по прогнозам, составит 1 млрд долл. к 2018 г. Текущий объем продаж компании = 362 млн долл., убыток = 188 млн долл. Вот как-то так. После отказа Onyx заинтересовались Pfizer и Novartis, а эксперты заявили, что она может понравиться еще и Bayer, AstraZeneca, Merck & Co, Gilead, Bristol-Myers Squibb. По слухам, прикинув свои шансы, Eli Lilly решил отказаться от дорогой «невесты». А вот Amgen отказ не остудил — он снова рвался в бой за «руку и сердце», накинув еще 400 млн долл., и купил (Pharmaceutical Business Review First Word Pharma).

5. Loblaw Companies Limited, крупнейшая компания Канады в сфере розничной и оптовой торговли продуктами питания, договорилась о покупке крупнейшей аптечной сети страны — Shoppers Drug Mart Corporation — за 12 млрд долл. Но довольно о прошлом.

таблица Г1 M&A-2012 (www.firstwordpharma.com, www.evaluategroup.com)

Покупатель Куплена Млрд долл.

Gilead Sciences Inc. (США) Pharmasset Inc. (США) 11,2

Bristol-Myers Squibb Co/ AstraZeneca Plc. (США) Amylin Pharmaceuticals Inc. (США) 7,0

Watson Pharmaceuticals Inc. (США) Actavis (Исландия) 5,9

GlaxoSmithKline (Великобритания) Human Genome Sciences Inc. (США) 3,0

Dainippon Sumitomo Pharma (Япония) Boston Biomedical (США) 2,6

Valeant Pharmaceuticals International Inc. (Канада) Medicis Pharmaceutical (США) 2,6

Bristol-Myers Squibb (США) Inhibitex (США) 2,5

Инвестиционный фонд Texas Pacific Group (США) Par Pharmaceutical Co Inc. (США) 1,9

Novartis AG (Швейцария) Fougera Pharmaceuticals Inc. (США) 1,5

AstraZeneca (Швеция — Великобритания) Ardea Biosciences (США) 1,3

КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

РШШииМ 35

Что в планах?

1. GlaxoSmithKline (UK) + Human Genome Sciences (USA, биотехнологии) = 3,0 млрд долл. (это, кстати, 99%-ная премия к рыночной цене компании, т. е. практически в 2 раза дороже).

2. Galderma (Швейцария, 1981 г., владельцы L'Oreal SA и Nestle SA, средства для ухода за кожей) + Spirig Pharma (Швейцария, средства для защиты от солнца и для сухой кожи) = данные о стоимости не разглашены. Учитывая консолидацию компаний в дерматологическом сегменте — неудивительно.

3. Видимо, вдохновленный сделкой Walgreen Co и Alliance Boots, крупный дистрибьютор ЛС и оператор сети аптек в США McKesson Corporation ведет переговоры с мажоритарным акционером немецкого аптечного игрока Celesio о покупке компании за 5,4 млрд долл. У Celesio 132 оптовых филиала (в основном в 14 странах), снабжающих лекарствами 65 тыс. аптек и больниц. Сделка позволит McKesson увеличить оборот с 6—7 млрд долл. в год до 10.

4. Shire (UK) покупает ViroPharma (USA, орфанные препараты, основной препарат Cinryze для профилактического лечения врожденного ангионевротического отека с продажами в США 300 млн долл.; общие продажи 2012 г. около 0,5 млрд долл.) за 4,2 млрд долл.

5. Британский производитель товаров для здоровья, средств личной гигиены и лекарственных препаратов компания Rec-kitt Benckiser «рассматривает стратегические альтернативы» (в смысле возможно продать) для своего фармподраз-деления, оцениваемого примерно в

3.2 млрд долл.

6. Интересны такие компании, как Amgen, Gilead, Biogen, Celgen и др., в категории >10 млрд долл., а также 30—40 компаний стоимостью > 1 млрд долл. Это и дженериковый бизнес, и биотехнологии. Вообще дженерики стали более интересны — пик патентного обвала пришелся на 2012 г.: блокбастеры Сероквель (AstraZeneca, антипсихотик), Лексапро (Lundbeck, антидепрессант), Актос (Ta-keda, противодиабетическое средство), Сингуляр (Merck & Co., противоастмати-ческий и противоаллергический препарат). Последний в 2011 г. продавался на

3.3 млрд долл., потерял защиту в США в августе 2012-го, и продажи за месяц рух-

A POSTERIORI: M&A —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нули на 90%! Хотя справедливости ради отметим, что приобретения дженерико-вых компаний значительно меньше потерь оригинальных компаний — только 5 препаратов стали блокбастерами, перевалив рубеж в 1 млрд долл., и все они в руках лидеров-дженериков: Teva, Sandoz (Novartis), Actavis (Watson) c напарниками — Daiichi Sankyo, Ranbaxy, Global Pharma. Продажи всех препаратов чуть выше 1 млрд долл., кроме одного — конечно, это Липитор (аторвастатин) — 2,2 млрд долл. в США (www.evaluatephar-ma.com).

С географической точки зрения наиболее привлекательным является Китай. На осень 2012 г. объем инвестиций в развивающиеся страны составил 20 млрд долл. (+75%), из них в Китай — 6,8 млрд долл. (+34%), в то время как на мировом рынке наблюдается снижение к 2011 г., когда общий объем сделок составил 225 млрд долл. (www.freshfields. com/en/global).

• БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ

В отчете, подготовленном Организацией биотехнологической промышленности (BIO), 100 (25%) публичных биотехнологических компаний в США были проданы или прекратили существование с конца 2007 г. По словам управляющего директора по связям с инвесторами и развитию бизнеса BIO Джона Крейгхе-да, компании пытались привлечь финансовые средства через IPO и поглощение других компаний, однако это не всегда удавалось. Количество сделок по поглощениям/слияниям в американском биотехнологическом секторе в 2008 г. увеличилось до 55 по сравнению с 40 в 2007 г., в 2009 г. оно сократилось до 38.

В текущем году пока заключена 21 сделка. Около 294 публичных компаний, сохранившихся в биотехнологическом секторе, находятся в лучшем положении, чем в конце 2008 г., когда у 45% компаний средств хватало менее чем на год работы. Сейчас в секторе только 25% компаний с такими ограниченными ресурсами. С августа 2009 г. публичными стали 13 компаний, за это время цена акций 12 из них упала в среднем

4 Valeant Pharmaceuticals International: продажи 3,3 млрд долл., убыток 116 млн долл., капитализация 27,6 млрд долл.

на 20%. Среди «выживших» публичных компаний, у которых есть средства на работу в течение по меньшей мере года, 40% сократили штат, 11% выпустили долговые обязательства и 7% продали часть активов.

• РОССИЯ

Труба пониже и дым пожиже.

1. 2012 г. Valeant Pharmaceuticals Int.4 (Канада, в России представлена через Jelfa) + «Натур продукт интернэшнл» (группа компаний «Ренова») = 137 млн долл., причем 20 млн долл. было возвращено (долг компании 63 млн долл.). «Натур продукт» силен в ОТС для лечения острых респираторных заболеваний (Антигриппин, Антиангин, Новосепт), а также на рынке БАД У компании 24 бренда + 138 препаратов, собственного завода нет. А в 2013 г. Valeant приобретает «Эко-мир Фарма» ориентировочно за 15 ± 5 млн долл. Этот производитель БАД имеет MS в 2,2% с оборотом примерно в 20 млн долл. в розничных ценах (2012), производит препарат-лидер для зрения Лютеин Форте.

2. Ищет «жениха» биотехнологическая петербургская компания «Биокад» (основана в 2001 г.). В ее приданом — создание производства аналогов препаратов для лечения онкозаболеваний, в т. ч. Ритуксан, Герцептин и Авастин швейцарской компании Roche. Претендентов на руку двое: американцы Pfizer и Amgen, причем последний только что уже купил Onyx. «Невеста» оценивается в диапазоне 0,75—1,0 млрд долл.

3. Неудачей увенчались планы Abbott Lab. приобрести компанию по производству иммуномодуляторов и вакцин «НПО Петровакс Фарм» за 280 + 25 млн долл. Лидирующие продукты «Петровакс Фарм» — Гриппол (вакцина против гриппа) и Полиоксидоний (иммуномо-дулятор). Как разработчик вакцин компания имеет лицензию на работу с возбудителями инфекционных заболеваний и попадает в список компаний, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности государства (закон №57 от 29 апреля 2008 г.), и сделка должна быть одобрена правительством. Не одобрена. Разрешение ФАС получил «Фармстандарт», но контрольный пакет покупает группа «Интеррос».

36 РШЩЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

таблица Г 2 Котировки компаний фармацевтического сектора на Московской бирже

№ Код Компания Руб. Млн долл.* MS, %

1 PHST ОАО «Фармстандарт» 61 273 147 244 2 009 68

2 PRTK ОАО «ПРОТЕК» 15 919 714 281 522 18

3 VRPH ОАО «Верофарм» 8 329 000 000 273 9

4 APTK ОАО «Аптечная сеть 36,6» 3 381 000 000 111 4

5 LIFE ОАО «Фармсинтез» 820 182 931 27 1

6 DIOD ОАО «ДИОД» 615 337 500 20 1

Всего 90 338 381 956 2 962 100

* Московская биржа на 28 декабря 2012 г.

4. 2006 г. «Фармстандарт» + «Мастер-лек» = 146 млн долл. Это покупка 15 брендов, главным образом Арбидола, Амиксина и Флюкостата, завода нет. А в 2013 г. «Фармстандарт» подал заявку в ФАС на покупку «Петрофакс фарм» (www. petrovax.ru, создана в 1996 г., оборот (2012) = 150 млн долл.), ранее это сделала компания Abbott. Предполагаемая стоимость 150—200 млн долл., т. е. сделка может оказаться крупнейшей на российском рынке за всю историю. Кстати, еще не так давно, в 2003 г., дочерняя компания американской ICN Pharmaceuticals — ICN Russia (продажи 100 млн долл., прибыль 37 млн долл. в 2002 г.) была продана за 55 млн долл. инвестиционной компании «Профит Хаус» и создан сам «Фармстандарт». Во второй тур конкурса по продаже компании входили также «ПРОТЕК» и «Аптечная сеть 36,6», но «Профит Хаус» предложил на 5 млн долл. больше. Спустя 10 лет «Фарм-стандарт» стоит на Московской бирже (www.rts.micex.ru) в 54 раза дороже! Но конечно, главная интрига — объявленные планы «Фармстандарта». А. Компания объявила о решении выделить безрецептурный бизнес в отдельную компанию «Отисифарм». Она получит:

I) права на 63 товарных знака и пять патентов,

II) акции кипрской Donelle Company (99,93%), «Виндексфарма» и сингапурской Bever Pharmaceutical (по 100%),

III) 2,8 млрд руб. + 679 млн руб. после конвертации части дебиторской задолженности. Компанию оценивают в 2,5 млрд долл., эксперты — в 1,0 млрд долл. «Фармстандарт» в 2012 г.: капитализация = до 3,0 млрд долл., но снизи-

лась до 2,0 млрд долл. Продажи = 1,6 млрд долл., прибыль = 296 млн долл., продажи ОТС = 476 млн долл. (около 30% всех продаж). Из них: Арбидол = 128 млн долл. (27%), Коделак = 18 млн долл. (4%), Терпинкод = 12 млн долл. (3%), но продажи снижаются. B. Но это не все. В рамках плана по обратному выкупу акций дочерняя компания «Фармстандарта» — ОАО «Фармстан-дарт-Лексредства» консолидировала 18,94% акций, а «Фармстандарт» обменял ее и 48 млн долл. деньгами в придачу (что всего примерно 590 млн долл.) на кипрскую Bristley Enterprises Ltd. (владелец Александр Шустер), владеющую компанией Bever Pharmaceutical, которая, в свою очередь, владеет эксклюзивным 20-летним контрактом со швейцарской Stragen Chemical SA, для которой итальянская Erregierre S.p.A. эксклюзивно производит субстанции для Арбидола и Афобазола. В общем, «Дом, который построил Джек, или Вот такая эксклюзивность».

5. ОАО «Аптечная сеть 36,6», обремененная непомерными долгами (совокупный долг компании = 9,2 млрд руб. за вычетом денежных остатков), приняла логичное решение: продать все принадлежащие ей акции (54%) производственной компании «Верофарм» компании ООО «Гарден-хиллс» (владелец Роман Авдеев, совладелец Московского кредитного банка) за 5 млрд руб. (порядка 150 млн долл.). Этот банк в мае 2013 г. стал практически единственным кредитором «Аптечной сети 36,6» с лимитом 8 млрд руб. Поскольку деньги пойдут на погашение кредита банка, этот долг сократится до 3 млрд. Для его погашения планируются также продажи части недвижимости и магази-

нов. На этом дело не закончилось: Бекте-миров и Кривошеев, владеющие еще и 40,01% «Аптечной сети 36,6», через британскую Investments Ltd. решили продать тому же покупателю около 30% своих акций. Бизнес меняет основного владельца.

6. Кипрская компания Alvansa Ltd. (95% — UFG Private Equity и Газпромбанк, 5% — Андрей Младенцев и другие миноритарии) приобретает OBL Pharm (управляющий Андрей Младенцев). Стоимость оценивается экспертами в 25— 50 млн долл. Компания планирует приобрести в ближайшие 3—5 лет еще около 5 российских фармкомпаний с оборотом до 100 млн долл. и более.

7. Компания Stada планирует приобрести права на различные товарные знаки линейки «Аквалор» и право на продажу их на территории России за 178 млн долл., это 10 продуктов на основе морской воды в виде спреев и капель с разной концентрацией. Передача производственных мощностей и перевод персонала не планируются.

• DUE DILIGENCE, ИЛИ КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Due Diligence (должная добросовестность) — процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, независимая оценка его финансового состояния, положения на рынке, инвестиционного риска, деятельности компании в целом. Возьмем, например, Genzyme. Цена за акцию: запрошенная — 89 долл. (23 млрд долл.), нижний предел — 69 долл. Цена в значительной мере определялась прогнозами на пике продаж препарата Campath (алемтузимаб) (рассеянный склероз): Genzyme — 3 млрд долл., Sanofi — 0,7 млрд долл., экспертов и аналитиков — 1,8 млрд долл. Одни критиковали цифры Genzyme: у компании нет достаточно надежной репутации в прогнозах продаж. Другие говорили, что разница между цифрами Genzyme и Sanofi означает различные оценки рисков. Другой пример значимости прогноза продаж: компания AstraZeneca (существенно нуждающаяся в пополнении своего портфеля) приобрела Omthera Pharmaceuticals за 323 млн долл. Но акционеры последней могут получить еще 120 млн долл., если производители препарата Epanova смо-

A POSTERIORI: M&A — КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

РШШииМ f» 37

таблица Гз Оборот и прибыль 10 крупнейших американских фармацевтических компаний (млрд долл., 2011)

Компания Объем продаж Прибыль Прибыль, %

Pfizer 6S S,B 12

Johnson & Johnson б2 1B,B 22

Merck 46 0,9 2

Abbott BS 4,6 1B

Eli Lilly 2B 5,1 22

Bristol-Myers Squibb 19 B,1 1б

Amgen 15 4,6 B1

Gilead Science S 2,9 B6

Mylan 5 0,B б

Allergan 5 0,0 0

Итого 286 4B,1 15

таблица Г4 Топ-11 фармкомпаний, уволивших самое большое количество сотрудников (Bloomberg)

Компания Уволено с 2008 г.

Merck & Co 4б 140

AstraZeneca 25 7BB

Pf'zer 16 517

Johnson & Johnson 9 200

GlaxoSmithKline S 687

Sanofi 7 684

Roche 6 750

Eli Lilly 6 250

Abbott S 900

Novartis 5 B90

Bristol-Myers Squibb 5 285

Итого 14B 5B6

гут достичь определенных промежуточных целей в области его разработки или в целом препарат достигнет определенного уровня продаж.

• BUSINESS DEVELOPMENT

Business Development состоит, в частности, из двух зеркальных процессов: in-license (покупка лицензий на препараты) и out-license (их продажа). Соответственно, сделки могут быть проведены на всех трех стадиях разработки препарата (фазах 1—2—3), а также касаться препаратов, которые выведены на рынок. Собственно, можно покупать препараты, приобретая компанию (что происходит весьма часто, и во многих случаях это удобнее), а можно купить (продать) отдельные продукты. Например, GlaxoSmithKline Plc продает австралийскому подразделению холдинга Aspen Pharmacare (ЮАР) за 270 млн долл. права на торговые марки 25 ЛС, включая противовирусный Валтрекс и антибиотики Тиментин и Амоксил. Business Development — это не только новые препараты, но и новые территории. Одна из крупнейших компаний Японии — Eisai открывает свое представительство в России и выводит препарат для лечения рака молочной железы Халавен. Позднее компания планирует вывести препараты для лечения эпилепсии Зонегран и Эксалиеф и получить регистрацию на Файкомпа и Иновелон. Перепрофилирование лекарств позволяет фармацевтическим компаниям эко-

номить деньги на новых исследованиях. Компании в поиске новых лекарств тестируют сотни тысяч лекарственных препаратов для т. н. «целевой привязки» и тратят по 10—15 лет и около 1,3 млрд долл. Поиск новых показаний для действующих препаратов обходится значительно дешевле и осуществляется быстрее. Примеры: компания Pfizer разрабатывала препарат Виагра для лечения стенокардии, а применяется он для лечения эректильной дисфункции. А ее же препарат Регейн, предназначавшийся для лечения высокого кровяного давления, в настоящий момент является эффективным лекарством от выпадения волос. Приблизительно 30 тыс. лекарственных препаратов были убраны в долгий ящик фармкомпаниями, начинавшими их разработку. Причины этого — или недостаток доказанной эффективности, или неадекватная бизнес-модель развития лекарства. Но среди них много безопасных веществ, показавших значительный потенциал. Препарат Лонафар-ниб (Merck) для лечения рака головы и шеи облегчает симптомы детской проге-рии. UK Medical Research Council и национальные институты здоровья США запустили программы поиска нового применения «старых» препаратов. Если вещество окажется потенциально интересным в каком-либо новом варианте, компания-разработчик сохраняет право выкупить его обратно и разрабатывать в дальнейшем самостоятельно. Поэтому фармкомпании не раскрывают формулы веществ участникам конкурса.

Еще одно направление — совместные исследовательские разработки. 10 из 12 крупнейших в мире фармацевтических компаний отметили снижение рентабельности RSD-разработок (в среднем этот показатель сократился с 11,8% в 2010 г. до 8,4% в 2011 г., Deloitte). Повышение эффективности RSD-разработок связывают с более тесным сотрудничеством фармацевтических компаний с научными учреждениями.

• RETURN ON INVESTMENT (ROI)

ROI — один из важнейших показателей эффективности компании. Для его повышения компания может пойти на buy-back — процедуру выкупа компанией своих собственных акций. Компания Pfizer делала это не раз, последнее решение — на 10 млрд долл. Деньги у компании есть: чистая прибыль Q1 2013 г. выросла на 53% (vs Q1 2012 г.) и достигла 2,75 млрд долл., самое время потратить их на что-то ценное. А если есть понимание, что сама компания имеет хорошие перспективы, то есть резон вложиться именно в нее и тем самым еще больше поднять капитализацию. В 2011 г. многие компании показали неплохие продажи и прибыль (табл. 3).

Как видно из таблицы, прибыль в основном выражается в двузначных цифрах. А вот в 2012 г. продажи 15 крупнейших международных фармацевтических компаний снизились на 1,4% — до 433 млрд долл. Прибыль до уплаты налогов уменьшилась более чем на 4% —

38 »3 РШЩЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

таблица Г 5 Расходы на продвижение фармацевтических компаний в США (2012, Cegedim Strategic Data)

Каналы продвижения Млрд долл. % Рост, %

Визиты медицинских представителей 15,0 55 -5

Сэмплинг 5,7 21 -9

Реклама на потребителя 3,1 11 NA

Встречи и другие мероприятия 2,1 8 -2

Рассылки 1,2 4 16

Клинические исследования 0,1 0 -13

Печатная реклама 0,1 0 -44

Итого 27,3 100 -8

таблица Гб Стоимость разработки новых ЛС в среднем за 1997—2011 гг. (млрд долл.)

Компания Апробированных препаратов Расходы в 1997—2011 гг. На 1 препарат

AstraZeneca 5 59 12

GLaxoSmithKLine 10 82 8

Sanofi 8 63 8

Roche Holding AG 11 86 8

Pf'zer Inc. 14 108 8

Johnson & Johnson 15 88 6

ELi LiLLy & Co 11 50 5

Abbott Laboratories 8 36 4

Merck & Co Inc. 16 67 4

BristoL-Myers Squibb Co 11 46 4

Novartis AG 21 84 4

Amgen Inc. 9 33 4

Всего 139 802 6

со 120 до 115 млрд долл. Особенно сильное снижение показали американская Bristol-Myers Squibb (66,5%), британская AstraZeneca (37,6%) и израильский производитель дженериков Teva (38,5%). Направления снижения издержек — сокращение персонала и уменьшение выплат врачам. Например, Merck & Co (в компании работает около 81 тыс человек) рассчитывает добиться сокращения издержек на 1 млрд долл. к концу 2014 г. и на 2,5 млрд долл. к концу 2015-го. Основа для этого — сокращение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

персонала на 20% к концу 2015 г.: порядка 16 тыс человек. Примерно 10% (около 5 тыс человек) персонала сократит компания Teva к концу 2014 г. (табл. 4).

Структура снижения издержек на продвижение представлена в таблице 5 (не только сокращение визитов медицинских представителей (и их самих), но и других расходов). Только бюджет на прямые рассылки был увеличен — возможно, для поддержания определенного уровня инфор-

мационного давления на таргетирован-ных врачей при сокращении затрат на другие каналы продвижения. Существенно же выросли расходы на программы электронной детализации (e-Detailing), рассылки по электронной почте и веб-семинары как в США (+65%), так и в топ-5 крупнейших фармацевтических рынков стран ЕС (+40%). При этом нормальным показателем ROI для рекламы ЛС, направленной на потребителя в США, является в среднем 1 : 2, а при онлайн-продвижении может достигать 5 : 1. Общее сокращение составило 8%, или 2,2 млрд долл. Это достаточно много. Общий объем мировых промоционных расходов фарм-компаний составил 90 млрд долл. (34 страны), в целом динамики нет, а падение в США компенсируется ростом в развивающихся странах: Бразилии — +22%, России — +42%, Китае — +30%. Расходы на медицинских представителей в США, как видно из таблицы, составляют 55%, в других странах даже выше: в топ-5 стран ЕС — 58%, Японии — 65%, России — 73%, Китае — 82%. Если задуматься о точке приложения основных усилий для сокращения издержек компании, то это, конечно, эффективность деятельности медицинских представителей, которым стоит посвятить одну их будущих статей. Компании ищут дополнительные доходы, например от out-license: Eli Lilly единовременно заработала почти 0,5 млрд долл. от продажи прав вне США на лекарство от диабета компании Amylin Pharmaceuticals. GlaxoSmithKli-ne собирается продать свои бренды напитков «Люкозэйд» и «Рибена» — примерно за 2,5 млрд ф. ст., а Pfizer — ветеринарное подразделение Zoetis. Но конечно, главное и в конечном счете единственное направление — разработка новых лекарств, такова логика данной модели бизнеса (табл. 6). Уже много раз упомянутый тренд — высокая доля препаратов, теряющих патентную защиту, — продолжает оставаться актуальным.

Объем продаж препаратов, теряющих патентную защиту (данные по годам, EvaluatePharma, 2013 г.): 2010-й — 31 млрд долл., 2012-й — 67 млрд долл., 2013-й — 29 млрд долл., 2014-й — 40 млрд долл., 2015-й — 56 млрд долл.,

КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ

РШШииМ 39

2016-й — 31 млрд долл. Соответственно, растет доля дженериков, падает прибыльность — как воздух нужны новые качественные препараты, а они все дороже и появляются все реже. Стоимость разработки нового препарата подсчитана простым, но наиболее адекватным способом — делением всего исследовательского бюджета каждой фармкомпании на количество апробированных медикаментов, т. е. учитываются и все неудачные препараты, и все косвенные расходы (табл. 6). Получается очень дорого, поэтому многие компании прибегают к услугам сторонних организаций — аутсорсингу. Его доля в R&D-затратах в фармацевтике в 2011 г. составила 26,5%, (24,1 млрд долл.), а к 2018 г. она достигнет 37,1% (GBI Research). К крупнейшим CRO можно отнести Covance, Paraxel, Quintiles (все — США), Wu-xi (Китай), Icon (Ирландия). Именно в этой области и самые большие возможные эффекты от повышения производительности труда и снижения рисков. Поскольку блокбас-теров становится все меньше, компании разрабатывают нишевые и орфанные препараты. Производители разрабаты-

A POSTERIORI: M&A —

вают и запускают инновационные лекарственные препараты в таких сегментах, где представлено меньше дешевых аналогов, даже если у таких специализированных препаратов меньше защитных патентов.

Закончим на позитиве. Прогноз на 2013 г. положительный, прибыльность вырастет. Более того, согласно рейтингу TSR5, самыми доходными для акционеров являются компании, занятые в фармации, энергетике и производстве потребительских товаров (тройка лучших в порядке убывания). Так что на сегодняшний день:

«Фармацевтический бизнес — самый прибыльный в мире из легальных».

Разнообразны методы развития компании: органическое развитие — самостоятельное, различные формы совместной деятельности — партнерства, наконец, слияние или поглощение другого бизнеса. Каждое из этих трех направлений имеет свои преимущества и

5 TSR (Total Shareholder Return) - средневзвешенный совокупный доход акционеров той или иной компании с учетом роста котировок акций и дивидендного дохода. Разработан Boston Consulting Group.

недостатки в зависимости от конкретной рыночной ситуации, особенностей компании и поставленных целей. Чтобы понять, какая бизнес-модель стратегически наиболее эффективна, необходимо определить наблюдаемые в настоящее время тренды. После этого следует предпринять анализ того, что стоит за этими трендами, каковы их движущие силы. В свою очередь, такой анализ позволяет не только более адекватно прогнозировать потребности в будущем, но и создавать более эффективную бизнес-модель. Это разработанная автором концепция ТФМ — тренды, факторы, модели, — и она может применяться не только в бизнесе, для которого первоначально была создана. Продолжение — в следующей статье.

Эту и предыдущие И статей автора можно прочитать также на сайте компании MCE:

www.mce-ama.com/ Pharma-in-Russia-and-CIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.