Научная статья на тему 'Большая фарма прирастает m&a'

Большая фарма прирастает m&a Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛИЯНИЯ-ПОГЛОЩЕНИЯ / M&A / ПРИОБРЕТЕНИЕ / СДЕЛКА / КОНСОЛИДАЦИЯ / БЛОКБАСТЕРЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / MERGER AND TAKEOVER / ACQUISITION / DEAL / CONSOLIDATION / BLOCKBUSTERS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Ирина

Мировой фармацевтический рынок в последние десятилетия характеризуется интенсивными процессами слияний и поглощений компаний (M&A). Эти процессы существенно изменили картину рынка: если посмотреть на список ведущих компаний 15-20-летней давности и сегодня, то это уже совершенно разные игроки рынка. Недавний мировой финансово-экономический кризис дал новый толчок M&A: эффективные компании, воспользовавшись ситуацией, поглотили менее успешных игроков и еще более усилили свои позиции. В посткризисный период слияния-поглощения продолжились, причем, по мнению ряда экспертов, в ускоренном режиме. Истечение сроков патентной защиты на блокбастеры, генерическая конкуренция, отсутствие новых разработок вынуждают компании увеличить свою активность на рынке M&A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIG PHARMA GROWS THROUGH M&A

Infrastructure of children healthcare, innovative technologies at pharmaceutical and medical product industry.

Текст научной работы на тему «Большая фарма прирастает m&a»

Ab uno disce omnes.

По одному узнай все или всех.

тренды

ФОРВАРДЫ ФАРМРЫНКА

ЗАРУБЕЖНЫЕ ФАРМРЫНКИ

• Большая

фарма прирастает M&A

• В гостях хорошо, а дома лучше?

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Большая фарма

ПРИРАСТАЕТ M&A

Мировой фармацевтический рынок в последние десятилетия характеризуется интенсивными процессами слияний и поглощений компаний (М&А). Эти процессы существенно изменили картину рынка: если посмотреть на список ведущих компаний 15—20-летней давности и сегодня, то это уже совершенно разные игроки рынка. Недавний мировой финансово-экономический кризис дал новый толчок М&А: эффективные компании, воспользовавшись ситуацией, поглотили менее успешных игроков и еще более усилили свои позиции. В пост-кризисный период слияния-поглощения продолжились, причем, по мнению ряда экспертов, в ускоренном режиме. Истечение сроков патентной защиты на блокбастеры, генерическая конкуренция, отсутствие новых разработок вынуждают компании увеличить свою активность на рынке М&А.

Ключевые слова: слияния-поглощения, Ы&Л, приобретение, сделка, консолидация, блокбастеры, конкуренция

• ЦИФРЫ И ФАКТЫ

2010 г. был отмечен целым рядом крупных сделок по M&A (табл. 1). Общая сумма Топ-25 состоявшихся и запланированных сделок составила более 100 млрд. долл.

Тенденция к укрупнению сохранилась и в 2011 г., который ознаменовался целым рядом сделок по M&A, самой крупной из которых стала покупка биотехнологической корпорации Genzyme компанией Sanofi за 20,1 млрд. долл. (табл. 2).

Кроме того, на III квартал 2011 г. запланировано закрыть сделку по слиянию компаний Teva и Cephalon, которая уже одобрена акционерами Cephalon и находится на рассмотрении регуляторных органов. До конца 2011 г. должна завершиться сделка по слиянию компаний AMAG Pharmaceuticals и Allos Therapeutics, стоимость которой оценивается в 686 млн. долл., а также должно вступить в силу соглашение о приобретении Icagen компанией Pfizer, подписанное в июле нынешнего года. Общая сумма этой сделки оценивается в 56 млн. долл., включая стоимость акций, которыми уже владеет Pfizer. По экспертным оценкам, пополнив продуктовый портфель новыми пер-

спективными препаратами компании Icagen, Pfizer сможет в определенной степени скомпенсировать финансовые потери, связанные с истечением сроков патентной защиты наиболее продаваемых им продуктов, в частности блокбастера Lipitor® (аторвастатин). Предполагается, что в 2011 г. будет завершена и сделка Pfizer с датской компанией Ferrosan, портфель которой включает такие брэнды, как мультивитамины Мульти-табс®, пробиотик Бифиформ®, продукт полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 — Fri Flyt/Active Omega, а также брэнды премиум-класса по уходу за кожей Imedeen®.

Высокую активность в сфере M&A демонстрирует в этом году и рынок медицинского оборудования. Среди завершенных сделок — приобретение в марте 2011г. компанией Philips мирового поставщика анестезиологического оборудования и решений для операционных — Dameca. Активно ведет себя в сфере M&A и другой участник рынка медицинского оборудования — компания Johnson&Johnson В июле 2010 г. она приобрела за 480 млн. долл. компанию Micnis Endovascular — производителя оборудования, применяющегося в неврологии. Кроме того, по данным газеты Wall Street Journal, компания Johnson&Johnson ведет

Key words: merger and takeover, M&A, acquisition, deal, consolidation, blockbusters, competition.

Mergers and takeovers remain a key factor in the development of the global pharmaceutical market. Consolidation encourages companies to resolve issues associated with patent expiry for blockbusters, shortage of innovations and competition in the generic market. Russia is not an exception; however the number of deals and their scale are comparatively small.

Irina SHIROKOVA, Remedium. BIG PHARMA GROWS THROUGH M&A.

переговоры о приобретении американо-швейцарского производителя оборудования медицинского предназначения — Synthes Inc, выпускающего имплантаты и инструменты, которые используются при операциях на позвоночнике. Предполагается, что сумма сделки составит приблизительно 20 млрд. долл. Ранее Johnson&Johnson вела переговоры со Smith&Nephew Plc., специализирующейся в области ортопедии.

• УЧАСТНИКИ M&A —

ИННОВАЦИОННЫЕ И ГЕНЕРИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ

Сегодня в сделках M&A так или иначе задействованы все категории фармацевтических компаний. Так, в роли поглощающей стороны выступают как инновационные, так и генерические компании. Аналогичная ситуация и с объектами поглощения. Исходя из последних сделок по M&A, в качестве объектов поглощения довольно часто оказываются биотехнологические компании, как, например, Genzyme, OSI Pharmaceuticals, Martek Biosciences, ZymoGenetics, Crucell NV, Advanced BioHealing.

По словам Инны Каспаровой, менеджера по развитию бизнеса российского представительства компании Pfizer, в настоящее время на фармацевтическом рынке остаются актуальными сделки между R&D-компаниями. Однако, учитывая большие сроки и высокую стоимость исследований, невысокий процент революционных продуктов и истечение сро-

ТАвлИЦА^ф Топ-25 завершенных и запланированных в 2G1G г. М&А-сделок

№ Компании Дата сделки Сумма сделки, млн. долл.

l Novartis International AG — Alcon (Nestle S.A.) 08.10 28 300

г Sanofi (ранее Sanofi-aventis) — Genzyme Corp. 08.10 18 Б00

3 Merck KgaA — Millipore Corp. 02.10 7200

4 Astellas Pharma Inc. — OSI Pharmaceuticals Inc. 0Б.10 4000

Б Reckitt Benckiser Group Plc. — SSL International Plc. 07.10 3900

6 Carlyle Group — NBTY 07.10 3800

7 Abbott Laboratories Inc. — Piramal Healthcare Limited 0Б.10 3700

В Teva Pharmaceutical Industries Ltd. — Ratiopharm GmbH 03.10 362Б

9 Pfizer Inc. — King Pharmaceuticals, Inc. 10.10 3600

l0 Grifols S.A. — Talecris Biotherapeutics Holdings Corp. 06.10 3400

ll Biovail — Corp. — Valeant Pharmaceuticals International 06.10 3300

12 Celgene Corp. — Abraxis BioScience Inc. 06.10 2900

l3 Covidien Plc. — EV3 Inc. 06.10 2600

l4 Johnson&Johnson Services Inc. — Crucell NV 09.10 2300

1Б McKesson Corp. — US Oncology 11.10 2160

l6 Thermo Fisher Scientific Inc. — Dionex Corp. 12.10 2100

17 Charles River Laboratories International Inc. — WuXi PharmaTech (Cayman) Inc. 04.10 1600

1В Cardinal Health Inc. — Kinray Inc. 11.10 1300

19 Endo Pharmaceuticals Holdings Inc. — Qualitest Pharmaceuticals Inc. 09.10 1200

20 Thomas H. Lee Partners, LP (THL) — InVentiv Health Inc. 0Б.10 1100

21 Royal DSM NV — Martek Biosciences Corp. 12.10 1087

гг Cogent Inc. — 3M Co. 08.10 943

23 Boehringer Ingelheim Co., Ltd. — SSP Co. Ltd. 02.10 913

24 Bristol-Myers Squibb — ZymoGenetics Inc. 09.10 88Б

2Б Aspen Pharmacare Holdings Ltd. — Sigma Pharmaceutical Group 0Б.10 806

Источник: www.apteka.ua

таблиц^ Сделки, завершенные в январе-августе 2G11 г.

№ Дата Компании

1 01.2011 Teva — Theramex Institute

2 01.2011 Teva — Infarmasa

3 03.2011 Sanofi — BMP Sunstone Corporation

4 03.2011 Pfizer — King Pharmaceuticals

Б 04.2011 Sanofi — Genzyme

6 04.2011 Amgen — Bergamo

7 05.2011 Shire — Advanced BioHealing

8 05.2011 Watson Pharmaceuticals — Specifar Pharmaceuticals

9 07.2011 Teva — Taiyo Pharmaceutical Industry

Источник: www.remedium.ru

ков патентной защиты на существующие блокбастеры, крупные фармацевтические компании постепенно смещают фокус на генерический бизнес. В свою очередь генерические компании также заключают сделки по слиянию и поглощению. Среди объектов поглощения макси-

мально привлекательными являются средние или небольшие R&D-компании, имеющие в своем портфеле несколько потенциальных препаратов. Вторыми по привлекательности остаются генерические компании, имеющие хорошие производственные мощности, сертифици-

рованные по стандартам GMP. Эти компании легко вливаются в быстроразви-вающиеся рынки за счет доступности и большого ассортимента препаратов. «Сегодня наблюдается размывание границы между R&D и генерическими компаниями, — уточняет Константин Дубинин, директор по внешним связям компании Teva. — У компаний, традиционно считающихся генерическими, в портфеле все больше оказывается инновационных препаратов, тогда как у компаний с репутацией инноваторов — все больше дженериков. Так, например, последняя из объявленных сделок компании Teva — это покупка инновационной американской компании Cephalon».

• ЭКОНОМИКА ДИКТУЕТ...

Высокая активность фармацевтических компаний в M&A не в последнюю очередь стимулируется серьезными изменениями на фармацевтическом рынке, вызванными такими факторами, как усиление мер по надзору и безопасности; акцент на дженерики в системах страхового возмещения; регулирование ценообразования; принятие решений плательщиками, а не врачами; номенклатурный сдвиг от средств первой помо-^ щи в сторону специализированных ЛС. По мнению Антона К А Пушкарева, руководителя отдела корпоративных комму-W никаций компании Bayer BP Healthcare, данные факторы заставляют фармацевтические компании вносить серьезные коррективы в стратегии своего развития: шкращать аутсорсинг и оптимизировать штатное расписание в целях снижения затрат; изменять структуру коммерческой модели; осваивать новые рынки (биоаналоги, услуги); увеличивать свое присутствие на развивающихся фармацевтических рынках; участвовать в процессах слияния и поглощения. «Слияния и поглощения — это один из способов адаптации к новым условиям ведения бизнеса, — полагает Антон Пушкарев. — Совершенные в 2009 г. мегаслияния Pfizer и Wyeth, Merck&Co. и Schering Plough, Roche и Genentech являются наиболее храктерными примерами отношения фармацевтических компаний к M&A как способу преодоления текущих труднос-

тей. Благодаря слияниям и поглощениям компании получают доступ к новым рынкам и новым продуктам, многообещающим исследованиям, повышают производительность в области исследований и разработок, получают контроль над существующим или потенциальным коммерчески успешным ЛС, достигают экономии затрат в случае успешной совместной деятельности, выходят в быстрорастущую терапевтическую область; повышают эффективность управления». Эту точку зрения разделяет Инна Каспарова, подчеркивая, что консолидация позволяет компаниям укрепить свой бизнес за счет минимизации издержек, объединения капиталов для их более эффективного расходования, а также завоевать большую долю рынка, занимая ранее недоступные ниши. «Инновационные компании пополняют свой продуктовый портфель уже имеющими успех на рынке препаратами и таким образом нивелируют удар со стороны конкурентов, выпускающих генерические версии оригинальных ЛС после потери ими патентной защиты, — отмечает Инна Каспарова. — Другой целью сделок по слиянию и поглощению является стремление получить новые технологические платформы и инновационные разработки. Так, например, компания Pfizer успешно вышла на вакцинный рынок с современной вакциной для предотвращения заболеваний, вызываемых пневкомокковой инфекцией, а также с генно-инженерным биологическим препаратом для лечения ювенильного ревматоидного артрита (оба препарата ранее производились компанией Wyeth). Помимо инновационных компаний на рынке M&A весьма активны игроки, стремящиеся увеличить свое присутствие присоединением компаний с аналогичным направлением деятельности. Кроме того, увеличивается количество тех, кто нацелен приобретать компании на развивающихся рынках ввиду высоких перспектив роста и возможности обеспечить там прочное присутствие».

Татьяна Галкова, директор по коммуникациям компании «Sanofi — Россия», сообщила, что стратегия Группы основана на трех ключевых принципах. Первый — увеличение инноваций в исследованиях и разработках. Второй — исполь-

зование внешних возможностей для роста, учитывая, что новых продуктов будет недостаточно для замены ЛС с истекшим сроком действия патентов. Третий — преобразование компании, адаптация организационной структуры к вызовам будущего.

«Для того чтобы компенсировать возможные потери по мере того, как оригинальные препараты компании будут терять патентную защиту и уступать долю рынка дженерикам, очень важно генерировать новый рост, — уверена Татьяна Галкова. — Стратегия Группы направлена на диверсификацию в таких областях, как производство безрецептурных, ветеринарных препаратов, брэндированных дженериков, а также позиционирование на нетрадиционных рынках. Внешний рост обеспечивается реализацией последовательной политики приобретений и партнерств. Только за 2 года (2009— 2011) состоялось более 70 новых приобретений и партнерств, в т.ч. поглощение ведущих генерических компаний Zentiva (Центральная и Восточная Европа), Medley (Бразилия) и Kendrick (Мексика), производителей вакцин — Acambis и Shantha, товаров для здоровья — Chattem и Symbion, ветеринарных препаратов — Merial, препаратов для лечения редких заболеваний — Genzyme. С января 2009 г. объем инвестиций в 23 приобретения, включая Genzyme, составил 23 млрд. евро».

В результате таких стратегических приобретений компания Sanofi смогла не только укрепить свои позиции в традиционных для нее областях, но и серьезно развивать новые для себя направления, предлагая рынку товары для здоровья, ветеринарные препараты, ЛС для лечения редких заболеваний. И если еще 2 года назад в портфеле компании было лишь несколько региональных брэндов, относящихся к сегменту «товары для здоровья» (Эссенциале, Но-шпа, Маалокс в России и несколько препаратов в Латинской Америке), то сегодня, благодаря новым приобретениям, Sanofi является пятой компанией в мире по объему продаж данной продукции. Кроме того, благодаря политике приобретений и партнерств, компания пополняет портфель перспективных препаратов и в стратегических областях медицины, в частности в онкологии.

О широких возможностях, получаемых компаниями в результате слияний-поглощений, позволяет судить также анализ многих других недавних сделок в сфере M&A. Так, активный игрок на рынке M&A — израильская компания Teva, благодаря приобретению у Merck KGaA компании Theramex Institute, специализирующейся на продуктах для женского здоровья, получила в свое распоряжение продукты, применяемые в области гинекологии, для лечения ос-теопороза, в период перименопаузы и менопаузы, а также противозачаточные средства, в т.ч. Orocal® (кальция карбонат), Colpotrophine® (промест-риен), Lutenyl® (номегестрол), Mona-zol® (сертаконазол), Estreva® (эстради-ол), Antadys® (флурбипрофен). Сделка с одним из крупнейших перуанских фармацевтических производителей Corporacion Infarmasa, продуктовый портфель которого насчитывает более 600 наименований генерических ЛС, позволила компании Teva не только расширить предложение в сегменте антибиотиков, но и значительно укрепить рыночные позиции компании в Латинской Америке.

После покупки 100% акций третьей по величине японской генерической компании Taiyo Pharmaceutical Industry Co. Ltd. (сумма сделки составила 934 млн. долл.), Teva получила 550 наименований ЛС, сильный научно-исследовательский коллектив и современное производственное предприятие, а также возможность значительно усилить свое присутствие на японском фармацевтическом рынке. Портфель Pfizer в результате сделки с King Pharmaceuticals пополнился обезболивающими препаратами. Кроме того, расширенный портфель Pfizer включает продукцию бизнес-подразделения Meridian компании King — EpiPen — автоматические шприцы, предназначенные для введения ЛС в чрезвычайных условиях.

С покупкой безрецептурного бизнеса компании Ferrosan американский гигант сможет усилить свое присутствие в сегменте биологически активных добавок. Не исключено, что благодаря сделке Pfizer также получит доступ к производственному предприятию в г. Клуж-Напо-ка в Румынии, где до этого компания выступала только импортером.

С приобретением Bergamo — прибыльного предприятия с развитой местной инфраструктурой и восстановлением прав на продукцию компании в Бразилии, у Amgen появилась возможность расширить присутствие на бразильском фармацевтическом рынке.

Покупка частной греческой генерической компании Specifar Pharmaceuticals позволила Watson Pharmaceuticals Inc. — производителю оригинальных препаратов и дженериков — укрепить свое положение на рынке ЛС Греции.

Поглощение американской биотехнологической компании Advanced BioHealing английской компанией Shire может стать для нее первым шагом на пути создания нового подразделения по регенеративным препаратам.

Сделка между AMAG Pharmaceuticals и Allos Therapeutics, по экспертной оценке, позволит компаниям достигнуть синергии и, как следствие, ежегодной экономии операционных расходов в размере 55—60 млн. долл.

• ЛОЖКА ДЕГТЯ

Как у любого сложного процесса, у слияний-поглощений имеются свои негативные стороны. Давид Мелик-Гусейнов,

директор компании Cegedim Strategic Data, напоминает, что многим компаниям после завершения сделки приходится расставаться с частями бизнеса, кумулятивное влияние которых снижается. Случается, что одна и та же компания реализует проактивную MSA-стратегию и одновременно продает части своего бизнеса, которые со временем перестают быть профильными. Кроме того, в период адаптации после сделки происходит болезненный процесс выстраивания кросс-функциональной организационной структуры. Присоединенная компания старается сохранить ключевой менеджмент на своих позициях, однако покупатель зачастую навязывает свою корпоративную культуру приобретенному активу. Сотрудники, чьи интересы, личные планы не совпадают с новыми стандартами, вынуждены искать новое место работы.

• МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОТРАЖАЮТСЯ НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ

Безусловно, мировые тенденции развития фармацевтического рынка путем

слияний и поглощений находят свое отражение и в России.

Инна Каспарова называет три основных направления, в рамках которых осуществляются M&A на российском фармацевтическом рынке:

+ Глобальные компании присутствуют в России, и сделки на глобальном уровне приводят к процессу объединения российских филиалов.

+ Глобальные компании приобретают российских игроков с целью локализовать производство и обеспечить доступ своих препаратов на российский фармацевтический рынок.

+ Российские компании покупают более мелких российских игроков, что приводит к концентрации отечественного фармацевтического рынка и выделению нескольких ведущих игроков. Первое направление легко проиллюстрировать на примере компании Teva, бизнес которой в России за последние 5 лет увеличился более чем в 10 раз. «Сегодня Teva уверенно входит в десятку крупнейших фармацевтических компаний в России, — сообщает Константин Дубинин. — Это происходит как за счет органического роста, так и за счет сделок по слияниям и поглощениям. Заметными событиями для нас в России стали вхождение в группу Teva компании Pliva (бывшего подразделения американской Barr) и компании Ratiopharm». Что касается второго и третьего направлений, то сегодня российский рынок не может похвастаться большим количеством слияний-поглощений с участием отечественных компаний. Один из последних примеров подобных сделок — вхождение компании «АнвиЛаб», владеющей правами на известные фармацевтические брэнды (Антигриппин-Максимум, Гепагард, Инфлюнет и т.д.) и являющейся правообладателем товарного знака «Лаборатория АНВИ» в производственный сегмент компании «ПРОТЕК» (ООО «ФармФирма «Сотекс»). Общая сумма сделки составила около 60 млн. долл.

Вениамин Мунблит, директор подразделения «Аналитика и консультирование» компании «Синовейт-Комкон», объясняет неразвитость рынка M&A в России несколькими причинами: ограниченным потенциалом рынка (численность населения намного меньше,

чем в Индии или Китае, а потребление на душу населения ненамного выше), непрозрачностью отечественного фармацевтического рынка, частой сменой правил игры и, самое главное, отсутствием интересных объектов для поглощения. Эти проблемы, по его мнению, практически отсутствуют, например, на индийском рынке, что обеспечивает высокую частоту и глобальность сделок по M&A в этой стране. «Среди индийских компаний немало тех, чей оборот составляет сотни миллионов долларов — отмечает Вениамин Мунблит. — Компанию такого уровня недавно купил Abbot, известны и другие сделки с участием индийских фармацевтических производителей. В России, после покупки иностранными игроками «Нижфарма» и «АКРИХИНа», серьезных объектов для поглощения практически не осталось. «Валента», переговоры о продаже которой велись почти год, больше не продается, поскольку решила развиваться самостоятельно. А более мелкие игроки не интересны крупным инвесторам. Компания с оборотом 5 млрд. долл. не будет покупать российского производителя с оборотом в 10—20 млн. долл., поскольку только отвлечение менеджмента на такую сделку обойдется гораздо дороже. К тому же я искренне сомневаюсь, что существует хотя бы одна российская разработка, которая могла бы без очень серьезных дополнительных инвестиций попасть на рынки развитых стран».

Слияния и поглощения — закономерное явление, способствующее развитию фармацевтического рынка, о чем свидетельствует мировой опыт. Успешно проведенная сделка по M&A приводит к укреплению и расширению позиций компании на рынке, обеспечивает наибольшую эффективность в маркетинге, позволяет максимально сосредоточить средства на развитие продукта. И наконец, в условиях, когда проводить исследования во всем мире становится все сложнее и дороже, слияния-поглощения позволяют решить проблему наметившегося дефицита инновационной продукции — блокбастеров, так необходимых фармацевтическим компаниям.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.