Научная статья на тему 'Рынок фармацевтической продукции и вопросы национальной безопасности России'

Рынок фармацевтической продукции и вопросы национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1375
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Ирина Александровна, Овчаров Евгений Геннадьевич

В статье осуществлен анализ развития и особенностей рынка фармацевтической продукции в России. Дается характеристика российского рынка лекарственных препаратов и деятельность на нем крупнейших транснациональных корпораций мира. Выявлены приоритетные направления развития отечественной фармацевтической индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MARKET OF PHARMACEUTICAL PRODUCTS AND RUSSIAN NATIONAL SECURITY

An analysis of development and peculiarities of the market of pharmaceutical products in Russia is preformed. The Russian market of medicinal preparations and activity of largest transnational corporations of the world are characterized. The major preferred directions of development of Russian pharmaceutical industry are revealed.

Текст научной работы на тему «Рынок фармацевтической продукции и вопросы национальной безопасности России»

ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

РЫНОК ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

И. А. РОДИОНОВА, Е.Г. ОВЧАРОВ

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия

В статье осуществлен анализ развития и особенностей рынка фармацевтической продукции в России. Дается характеристика российского рынка лекарственных препаратов и деятельность на нем крупнейших транснациональных корпораций мира. Выявлены приоритетные направления развития отечественной фармацевтической индустрии.

Обеспечение здоровья нации и национальная безопасность: постановка вопроса.

Не драматизируя в целом ситуацию, следует подчеркнуть, что с понятием «национальная безопасность» связаны многие проблемы современной России. Необходимо помнить, что безопасность гражданского общества и безопасность государства, в сущности, неразделимы, хотя средства и способы решения этих проблем, безусловно, лежат в разных плоскостях.

Словарь русского языка С.И. Ожегова характеризует безопасность, как «положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь [10, с. 40]. Понимание разнообразных аспектов безопасности государства и общества расширяется при изучении множества факторов: экономических, политических, экологических, духовно-нравственных. Стоит, например, напомнить, что только за последнее десятилетие средняя продолжительность жизни населения в нашей стране значительно сократилась (у мужчин - на 15 лет, причем средняя продолжительность их жизни оказалась ниже отметки пенсионного возраста).

Имеется ряд демографических проблем, которые, в сущности, будут определять не только современное, но и будущее России, возможности реализации экономических и геополитических целей развития. Уровень рождаемости опустился в нашей стране до беспрецедентно низкого уровня (менее 9 рождений на каждую тысячу жителей), причем снизились показательности рождаемости во всех 89-ти субъектах РФ - от регионов Крайнего Севера до южных республик и областей. С точки зрения перспектив развития опасность представляет как количественное сокращение населения на фоне его ускоряющегося старения, так и снижение качества воспроизводственного потенциала за счет имеющихся негативных тенденций. Другая проблема выражается в характеристиках состоянии здоровья нации и росте показателя смертности (более 15 на каждую тысячу жителей). В результате в современной России естественный прирост населения выражается отрицательной величиной, что позволяет всерьез говорить о процессе «депопуляции». Изменяется также половозрастная структура населения страны, в т.ч. вследствие увеличения миграционных потоков. Не следует забывать еще об

одной проблеме. Экономические преобразования в нашей стране, в течение считанных лет перескочившей от социализма к капитализму, сопровождаются невиданным социальным расслоением. Средний доход самых богатых граждан превышает доход 10% самых бедных в 14-15 раз, и это притом, что критическим уровнем расслоения является десятикратное превышение [11, с. 211].

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к проблематике обеспечения здоровья нации. Одним из направлений улучшения ситуации является проблематика снабжения населения страны высококачественными и желательно недорогими лекарственными средствами. При этом стоит отметить, что в целом необходим пересмотр всей стратегии здравоохранения: улучшение уровня массового медицинского обслуживания, увеличение инвестиций на развитие медицинский исследований, поддержка и развитие отечественной фарминдустрии, контроль за поступающими в страну лекарственными препаратами и т.п. Не секрет, что даже простейшие и самые необходимые лекарственные препараты Россия ныне импортирует, несмотря на наличие технологий, производственных мощностей, квалифицированных кадров внутри страны.

Постановка задачи исследования продиктована изучением современного состояния отечественной фармацевтической промышленности и рынка продукции отрасли в контексте поиска решения задачи обеспечения здоровья нации. В последние годы происходит серьезная борьба за российский рынок. Причем мировая тенденция «господства» на фармацевтическом рынке крупнейших ТНК и фирм-производителей «оригинальных препаратов» не характерна для рынка России, где по объемам продаж лидируют в основном компании, реализующие непатентованные лекарственные средства («дженерики»),

В стране резко снизилось отечественное производство медикаментов и лекарственных препаратов. И хотя наши лекарства в среднем в несколько раз дешевле иностранных, ныне наша страна до 70% потребностей в лекарствах удовлетворяет за счет дорогостоящего импорта (причем зачастую это аналоги, прежде производившихся у нас, отечественных препаратов).

Роль крупных ТНК на мировом рынке фармацевтической продукции.

Известно, что вся продукция фармацевтической индустрии, и в первую очередь огромное количество лекарственных препаратов, является жизненно необходимой людям вне зависимости от того, в какой стране они проживают. Крупную фармацевтическую промышленность имеют только экономически высокоразвитые государства, в связи с чем рынок продукции фармацевтической отрасли очень велик и многообразен, велика конкуренция. Действует большое количество фирм, создающих и реализующих продукцию отрасли: в США - более 1100 и среди них много крупных, в Японии - 1500 фирм, но 75% из них - это мелкие фирмы. Большинство крупных - это транснациональные корпорации с филиалами во многих государствах мира. На 20 ведущих ТНК в мире приходится 60% продаж медикаментов в мире. Причем, даже в США половина фармацевтических фирм создана иностранным капиталом (в Японии - около 20%).

Научный и производственный потенциал крупных фирм очень велик. Безусловно, роль крупных фармацевтических ТНК в отрасли определяют расходы на НИОКР. Так, доля затрат на фундаментальные исследования в ТНК обычно выше средних показателей в той или иной стране мира. Научная и коммерческая интеграция, проявляющаяся в создании альянсов крупных корпораций, организации обмена информацией, объединении сбытовых сетей, способствует не только оптимизации административных, научных, технологических и сбытовых

структур компаний, но и существенно снижает издержки. Все это в конечном итоге позволяет удешевить препараты, попадающие в больницы и на прилавки аптек, а также аккумулировать финансовые ресурсы для разработки новых лекарств.

В последние годы происходили значительные события в области консолидации деятельности фирм, в частности процессы слияний и объединений компаний. В этой связи доля в мировом рынке у лидирующих ТНК отрасли составила примерно 3-5%. Годовой оборот и объемы продаж наиболее крупных и успешно развивающихся компаний превышает десятки миллиардов долларов. В качестве лидеров обозначились американские компании: Pfizer (годовой оборот свыше 45 млрд. долл., 2004 г.), Johnson & Johnson (около 42 млрд долл.) и Merck (около 23 млрд), британская GlaxoSmithKline (около 39 млрд), швейцарские - Novartis, Roche (более 24 млрд долл.). При этом рыночная капитализация наиболее известных фармацевтических фирм таких, как Pfizer (261,6 млрд долл., 2004 г.), Johnson & Johnson (149 млрд долл.), Novartis и GlaxoSmithKline (по 115 млрд долл.) сопоставима с таковым показателем у крупнейших мировых банков: Citigroup (259,2 млрд долл.), HSBC (163,6 млрд долл.), Bank of America (118,5 млрд долл.), а также сопоставима или даже превышает рыночную капиализацию многих известнейших ТНК, например, таких как: General Electric (299,3 млрд. долл.), Intel (180 млрд долл.), Exxon Mobil (263,9 млрд долл.), ВР (174,5 млрд долл.), Toyotta Motor (128,7 млрд долл.), Coca Cola (119,2 млрд долл.) [12, с. 5].

Суммарная рыночная капитализация двух десятков корпораций фармацевтической отрасли, входящих в список 500 крупнейших ТНК, составляет

1,49 трлн. долл., что превышает суммарный показатель по корпорациям разных отраслей промышленности, но и по ТНК в секторе "услуги связи" (с крупнейшими фирмами Vodafon Group, NTT Docomo, Veizon Communication, Nippon Telegraph & Telephon и др.), а также в секторе - "компьютеры и ИТ-оборудование" (где крупнейшими являются такие фирмы, как Intel, Cisco System, Nokia, Deil, Hewlett-Packard и др.).

Анализируя роль ТНК в развитии мирового фармацевтического рынка, необходимо представить те изменения, которые имели место в такой привлекательной для международного бизнеса сфере, как фармацевтическая индустрия.

Стратегические аспекты деятельности фармацевтических корпораций в системе распределения.

Территориальное и временное (продолжительность создания того или иного препарата) несовпадение процессов производства лекарственных средств и их потребления предопределяют то особое значение, которое свойственно системе распределения (и в широком, и узком смысле этого слова) столь неординарного вида продукции.

Создание и финансирование сети распределения, с одной стороны, затратный фактор для фармацевтической компании. В некоторых случаях он может составлять до 50-70% в структуре розничной цены. С другой стороны, выбор, организация, согласованность, профессионализм и уровень работы во всех звеньях дистрибьюторской сети во многом определяют конечную эффективность деятельности фармацевтической фирмы. Это связано с тем, что обращение компании к посреднической структуре в известной степени означает потерю фирмой контроля над определенными элементами процесса коммерциализации лекарственного препарата.

Создание, выбор или привлечение сети распределения - стратегический аспект деятельности любой фармацевтической компании, который должен быть совместим с ожиданиями конечного потребителя, но в рамках собственных интересов корпорации.

Процесс выведения лекарственных препаратов на фармацевтический рынок обладает особой спецификой. Проблема состоит не столько в том, что отдельному учету подлежат лекарственные вещества (субстанции) и готовые лекарственные средства (препараты). Она еще в том, что в производственной номенклатуре перечислены и различные формы выпуска, определяемые фармакологической спецификой лекарственной формы, дозировкой, упаковкой и т.п. По разным оценкам, число присутствующих на мировом рынке лекарственных субстанций в настоящее время составляет от 13,6 тыс. до 23 тыс. Одновременно, количество форм выпуска колеблется в диапазоне от 105 тыс. до 127 тыс. (согласно некоторым источникам - насчитывается свыше 200 тыс. форм) [6].

Безусловно, и мировой, и национальные фармацевтические рынки претерпевают эволюцию. Причем ассортимент обновляется не только за счет впервые вводимых на рынок оригинальных препаратов на основе новых субстанций, но и путем выпуска новых рецептур на базе известных субстанций или введением в оборот их аналогов. Однако в последнее время все более очевидной становится также тенденция к росту абсолютного количества выводимых из оборота препаратов. Это, с одной стороны, обусловлено появлением на рынке более эффективных и безопасных лекарств новых поколений, а с другой - причина состоит в феномене появления резистентности (приспособления) к уже используемым препаратам у вирусов и других представителей болезнетворной микрофлоры. Свой вклад в процесс «обновления» номенклатуры рынка, несомненно, вносят так называемые «ажиотажные» мероприятия, когда даже незначительно измененному препарату присваивается новое имя. Альтернативный (вышеуказанному) процесс введения лекарств на фармацевтические рынки также имеет свою специфику. Здесь основным показателем необходимо считать появление новых химических сущностей, что свидетельствует о качественной стороне эволюции фармацевтических рынков.

Иными словами, абсолютный прирост ассортимента мирового фармацевтического рынка происходит за счет препаратов, базирующихся на известных лекарственных субстанциях, а новое потребительское качество обеспечивается в значительной степени новым комплексом вспомогательных ингредиентов, новой упаковкой, изменением или улучшением способа доставки и т.п.

В то же время, рассуждая о новых химических сущностях, уточним, что наиболее существенных успехов здесь достигают компании стран с мощной экономикой, характеризующейся избытком частного или государственного капитала для долгосрочных и венчурных инвестиций. Так, например, многократное превосходство Японии по количеству представленных на рынок новых химических сущностей в 1990-е гг. во многом объяснялось системой государственных гарантий, используемых японскими компаниями в процессе привлечения капитала для разработки принципиально новых продуктов, что в свою очередь базируется на многолетнем положительном торговом сальдо страны.

Следует отметить, что борьба за лидерство в области создания новых лекарственных веществ на протяжении второй половины XX в. проходит с переменным успехом между тремя регионами - США, Японией и странами Западной Европы.

Рынок непатентованных лекарственных средств

Анализ структуры мирового фармацевтического рынка невозможен без учета соотношения патентованных и непатентованных лекарственных средств («дженериков»). По оценкам компании «Frost & Sullivan», в 1995 г. продажи рецептурных «дженериков» на 17 крупнейших национальных фармацевтических рынках превышали 20% от всего объема сбыта рецептурных лекарственных средств.

Все дженерики можно подразделить на две основные группы: 1) препараты без патентной защиты, продаваемые под торговым названием (brand name) и 2) препараты, продаваемые под международными непатентуемыми наименованиями (INN). Причем вторая группа препаратов значительно обширнее, чем первая и реализуется эта продукция обычно по более низким ценам. В последние годы рынок «дженериков» значительно увеличился. Среди развитых стран США выступают самым большим потребителем «дженериковых» препаратов. Так, в 1983 г. доля «дженериков» на рынке США составляла 15%, к концу 1980-х гг. этот показатель поднялся выше отметки 30%, а в 2000 г. - превышал 50% от всего объема рынка [6].

Следует подчеркнуть, что перманентное и повсеместное увеличение доли «дженериков» на фармацевтических рынках имеет ярко выраженные экономические корни. Высокие цены на оригинальные препараты являются скрытым катализатором дифференциации населения в отношении возможности поддержания здоровья. Концепция социальной стабильности, исповедуемая абсолютным большинством правительств стран мира, требует соблюдения хотя бы внешних атрибутов доктрины «равных возможностей», что ставит использование дженериков во главу угла бюджетной медицины. Кроме того, ценовая конкуренция, создаваемая дженериками (их стоимость на 40-60% ниже патентозащищенных аналогов), оказывает чрезвычайно конструктивное влияние на развитие мирового фармацевтического рынка в целом.

Структурные параметры современного российского фармацевтического рынка.

В 2004 г. региональная структура мировых продаж медикаментов выглядела следующим образом: Северная Америка - 47,8%, страны ЕС - 27,8%, Япония -

11,1%, Латинская Америка-3,8%, остальные страны Европы и СНГ - 1,8%, прочие

- 7,7%.

Фармацевтический рынок всегда представлял собой значительную и активно развивающуюся часть экономики России. Так, в России в конце 1980-х гг. объем фармацевтического рынка составлял (согласно оценкам) около 2,5 млрд долл. Но общая дезорганизация хозяйства уже в начальный период перестройки российской экономики привела к свертыванию размеров фармацевтического рынка до 0,6 млрд долл. (в 1993 г. в ценах производителей). Но затем наступила некоторая стабилизация ситуации, хотя произошли глубокие качественные изменения. Фармацевтический рынок громко заявил о себе как об одном из наиболее успешно приспособившихся к новым условиям секторов экономики, и его размеры стали расти. Но девальвация, дефолт по внутренним и некоторым международным обязательствам государства, кризис банковской системы страны 1998 г.,

фактически парализовавший платежную систему России, стали новым испытанием для российской экономики. Все эти события привели к очередному сокращению фармацевтического рынка до 1,7 млрд. долл. в 1999 г. Это самый худший показатель с 1993 г. [5, с. 72-23; 16].

Касаясь вопросов национальной безопасности России, охарактеризуем главные, на наш взгляд, структурные параметры современного российского фармацевтического рынка. Это соотношение, или удельный вес: 1) лекарственных средств отечественного и импортного производства; 2) рецептурных и безрецептурных препаратов; 3) лекарственных средств больничного и аптечного отпуска. Рассмотрим ситуацию по всем трем позициям.

Соотношение .между российскими и импортными препаратами на рынке. В советское время оно тяготело к пропорции 55:45 в пользу отечественных лекарственных средств [16]. Но уже с начала 1990-х гг. в связи с либерализацией импорта и одновременным нарастанием хозяйственных трудностей у российских производителей доля иностранных лекарственных средств быстро нарастала. Своего максимума (64%) она достигла в 1994 г., однако произошедшая в сентябре-октябре того же года девальвация рубля изменила тенденцию. В 1995-1996 гг. соотношение между отечественными и импортными препаратами было примерно равное. Дальнейшее развитие событий характеризовалось новым нарастанием значения импорта. В 1997 г. доля иностранной продукции на российском рынке достигла 60%. В 1998 г. произошла новая девальвация рубля, причем более масштабная, чем в 1994 г. Однако она уже не вызвала перераспределения доли рынка в пользу отечественного производителя. В результате чего в 1998 г. доля импорта на российском фармацевтическом рынке достигла 61%, а в 1999 г. превзошла 65%, поставив абсолютный рекорд [15, с. 26-29]. В настоящее время дальнейшего роста доли импорта пока не наблюдается.

Следует отметить, что в натуральном выражении доля российских лекарственных средств, безусловно, выросла по сравнению с периодом начала 1990-х гг. Но с тех пор цены на импортные лекарства росли особенно сильно. В итоге в стоимостных показателях доля импорта продолжала расти. Но в условиях рыночной экономики именно стоимостные, а не натуральные показатели имеют решающее значение. Иначе говоря, российский потребитель платит преимущественно иностранным производителям столь необходимой продукции.

Не менее существенные структурные сдвиги произошли в последние годы в соотношении рецептурных и безрецептурных препаратов. Рост значения безрецептурного сегмента рынка лекарственных препаратов обусловлен как возросшей образованностью и информированностью населения нашей страны (в том числе и медицинской), так и с общемировыми тенденциями роста безрецептурного сегмента фармацевтического рынка. Только за период 1996-1999 гг. доля лекарств безрецептурного отпуска в России выросла с 50% до 63%. Причем исходная величина доли была огромной по международным меркам [15, с. 26-29]. Реально без рецепта в аптеках по просьбе покупателя отпускаются почти все препараты, кроме наркотических, психотропных и ограниченного круга иных лекарств. В этой связи реальная доля рынка, работающего в безрецептурном режиме, согласно некоторым оценкам, приближается к 80%. Данную ситуацию вряд ли можно считать удовлетворительной.

Структура российского фармацевтического рынка необычна и с точки зрения соотношения больничных и аптечных продаж. Так, еще в 1996 г. потребление лекарств через больницы занимало значительную часть рынка - около 40%. Но в дальнейшем ухудшение финансирования лечебных учреждений РФ привело к резкому сокращению их доли (до 25% в 2001 г.). Причем уменьшение доли шло на фоне общего уменьшения объема отечественного фармацевтического рынка. Поэтому изменение больничного спроса на лекарственные средства без всяких преувеличений можно назвать катастрофическим. За 1998-1999 гг. объем

больничного сегмента сократился более чем в 2,6 раз (с 1,24 до 0,48 млрд. долл.), хотя в последние годы наблюдался некоторый рост (0,6 - 0,7 млрд. долл.) [3, с. 22-34; 4, с. 18-21].

Приведенные факты позволяют сформулировать следующее: с начала 1990-х гг. в России наблюдалось резкое падение отечественного производства лекарственных средств, а также рост спроса на импортные препараты, которые реализовывались на российском рынке по все более высоким ценам. Так, например, в 1993 г. цена упаковки самого дорогого лекарственного средства в московских аптеках в среднем составляла 13 долл., а в 1997 г. - уже 216 долл. При этом за тот же период с 1993 по 1996 гг. средняя долларовая (то есть не подверженная российской гиперинфляции того времени) цена российских препаратов выросла в 3,3 раза [1]. Однако в последние годы ни российские, ни иностранные производители не решаются еще более повышать (долларовые) цены. Покупатель в настоящее время очень чутко реагирует на изменения цен. В аптеках типичными стали просьбы заменить даже прописанный врачом препарат на более дешевый. Самостоятельный выбор покупателя на безрецептурном сегменте рынка, разумеется, еще сильнее определяется мотивами экономии средств.

Важнейшим комплексом макроэкономических факторов, влияющих на состояние фармацевтического рынка, являются параметры внешнеэкономического равновесия российской экономики и, прежде всего, курс рубля. Импорт лекарств не достиг бы наблюдаемых ныне огромных размеров, если бы курс рубля не делал его сравнительно доступным. Однако применительно к фармацевтической продукции, в данном явлении есть и позитивная сторона, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. Сотни тысяч, если не миллионы, россиян обязаны своим здоровьем и даже жизнью появлению в арсенале врачей современных лекарств из зарубежных высокоразвитых стран. Преодоление колоссального отставания отечественной медицины в плане использования новейших лекарственных препаратов не было бы столь быстрым и столь массовым без быстрого наращивания импорта.

Иными словами повышение курса рубля и связанное с ним изменение сравнительной конкурентоспособности российских и иностранных производителей в ближайшие годы будет одной из основных тенденций, определяющих структуру фармацевтического рынка.

Нормотворческая деятельность государства на фармацевтическом рынке.

С одной стороны, на российском фармацевтическом рынке государство устанавливает общие рамки и правила деятельности, задавая тем самым условия конкурентной борьбы для всех остальных субъектов рынка. С другой, - само является крупнейшим покупателем, определяя закупки лекарственных средств за счет средств бюджетов всех уровней, а фактически также средств обязательного медицинского страхования. Соответственно, субъекты фармацевтического рынка активно конкурируют за государственный заказ на лекарственные средства.

Нормотворческая деятельность государства сосредотачивалась на следующих основных направлениях: 1) совершенствование правовой базы деятельности на фармацевтическом рынке; 2) принятие актов, регулирующих внешнюю торговлю лекарственными средствами. Одним из важных событий стала публикация нового перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Принято Постановление Правительства РФ № 347 от 29.03.1999 г. «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства».

Введенный порядок внешне напоминает действующую во многих странах Европы систему регистрации цен, используемую для установления так называемых

референтных цен. Однако принципиальное отличие европейской от современной российской системы государственного регулирования фармацевтических цен состоит в том, что референтные цены используются исключительно при оплате льготных медикаментов и имеют обязательный характер только для занятых их финансированием органов. Таким образом, философия европейской системы референтных цен состоит в экономии расходов государства (или страховой медицины) на оплату лекарств. И она относится к деятельности государства как крупнейшего покупателя медикаментов, реализующего свое право на выработку наиболее выгодной для себя процедуры закупок (референтная цена обычно тяготеет к цене наиболее дешевого, но доброкачественного дженерика).

Философия же российской системы состоит во всеобщем государственном контроле за ценами на медикаменты. Не случайно, введение регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства постоянно официально называется первым этапом введения регистрации цен на все лекарства. Тем самым государство диктует правила ценообразования не только для себя, но и для остальных субъектов фармацевтического рынка. Причем условия приходится диктовать не единственному (когда собственно и возможен контроль) монополисту, а тысячам субъектов рынка, преследующим разные интересы.

Значительным нововведением стало Постановление Правительства РФ . № 1259 от 14 октября 1999 г. об изменениях ставок таможенных пошлин. Перечень лекарств, попавших под максимальное, 20%-е обложение, согласно официальным комментариям, составлен из препаратов, производство которых в достаточных объемах освоено отечественной фармацевтической промышленностью. Фактически же в него было включено большинство импортных препаратов-бестселлеров.

Государственная политика защиты отечественного производителя с помощью подъема таможенных ставок исчерпала свои возможности. Их дальнейший рост сверх 25% вступит в прямое противоречие с международными обязательствами России. Поддержка национальных фармацевтических производителей должна принимать иные формы.

Динамика общей заболеваемости и уровня платежеспособности населения России.

Динамика общей заболеваемости в стране за годы реформ характеризовалась заметным ростом. Обращают на себя внимание также следующие моменты. Доля лиц моложе трудоспособного возраста (детей, подростков) снизилась с 24,5% в 1989 г. до 18,1% в 2003 г., а по абсолютной величине численность детей и подростков упала за эти годы на 3,7 млн. человек (с 36 до 26 млн. чел.) [14]. Хотя и с некоторым преувеличением, но можно сказать, что российское население «стареет» не столько из-за роста численности лиц старшей возрастной группы, сколько из-за сокращения числа детей. Иными словами, в последние годы в России (в отличие от подавляющего большинства развитых стран) демографическая нагрузка на трудоспособное население не растет, но ситуация изменится в худшую сторону уже в ближайшем будущем.

С точки зрения влияния на объем и структуру фармацевтического рынка, изменения половозрастной структуры населения нашей страны вызывают: 1) снижение потенциальной потребности в лекарствах для детей; 2) умеренный рост потенциальной потребности в лекарствах для людей старшего возраста; 2) временное облегчение нагрузки на трудоспособное население по финансированию оплаты лекарств для стариков и детей, которое в будущем, по мере входа в

трудоспособный возраст малочисленных поколений «детей реформ», сменится ее резким утяжелением.

Охарактеризуем еще один аспект проблемы. Россия продолжает оставаться государством с высокой долей сельского населения (в настоящее время - 27%), значительно превышающей уровень, типичный для развитых стран (обычно - 5-10%). Это обстоятельство заметно сужает потенциальный размер фармацевтического рынка. Сельские жители, в среднем, потребляют в 2-3 раза меньше лекарственных средств, чем городские [16]. В этой связи, наиболее примечательной тенденцией последнего десятилетия, отличающей Россию, стало прекращение уменьшения доли сельского населения (и, соответственно, роста доли городского). В 1989 г. доля сельского населения составляла 26,5%, а ныне поднялась до 27,0% [14].

Характеризует платежеспособность населения страны показатель располагаемого денежного дохода. Показатель, во-первых, включает данные по доходам всех категорий населения (например, учитывает и заработную плату занятых, и стипендии учащихся, и пенсии пенсионеров); во-вторых, учитывает как доходы физических лиц от трудовой деятельности, так и их выручку от предпринимательства и вложений капитала, с учетом размеров величины обязательных платежей (налогов и т.п.). Следует отметить, что в годы перестройки экономики наиболее сильным изменением положения населения стало значительное сокращение реальных доходов. Денежные доходы потеряли реальную покупательную способность из-за резкого роста потребительских цен. При этом среди основных групп непродовольственных товаров именно цены на медикаменты и лекарственные препараты росли наиболее быстрыми темпами. Не получая нормального медикаментозного обеспечения, население лишилось одного из важнейших мотивов обращения к врачу и в большей мере стало рассчитывать на решение проблем своего здоровья с помощью самолечения.

Изменение географии импорта лекарственных препаратов.

В СССР, как известно, подавляющая часть лекарственных средств поступала из восточноевропейских стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи. После перехода к рыночной экономике роль основных поставщиков быстро перешла к высокоразвитым странам (рост удельного веса с 53% до 62% в период 1996-2000 гг.). При этом существенно (с 30% до 26%) упала доля восточноевропейских стран, а также уменьшилась не слишком значительная прежде доля развивающихся стран (с 11% до 9%) [7, с. 26-29; 16].

Подобное развитие событий показывает, какие из конкурентных преимуществ -качество и новизна продукции или низкие цены являются более востребованными на российском рынке. Особенно велико конкурентное преимущество иностранных фирм на безрецептурном сегменте рынка (российские производители контролируют в настоящее время не более 20% этого сегмента). Причем лучшие позиции занимают: фирмы из бывших социалистических стран, крупные западные производители, ведущие активную рекламно-маркетинговую экспансию в России, а также производители, сделавшие исключительную ставку в своей стратегии собственно на Россию. Освоение российского рынка иностранными производителями проводится, прежде всего, внешнеторговыми методами. Исключений из этого правила мало. Действует ряд небольших проектов лицензионного производства (как правило, этикетирование, упаковка, в лучшем случае таблетирование) на российских заводах. В незавершенном состоянии находится несколько более крупных инвестиционных проектов. Из российских же

фирм из данной ситуации определенные выгоды может извлечь лишь группа заводов «ICN Pharmaceuticals», все остальные - в явном проигрыше1.

Отдельного комментария заслуживает резкое, почти двухкратное сокращение (с 6% до 3,3%) доли импорта фармацевтической продукции из бывших республик СССР. Совершенно очевидно, что это результат прямого импортозамещения. Первоначально фармацевтические предприятия Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии выпускали примерно тот же ассортимент препаратов, что и российские. Кроме того, некоторые из традиционных лекарств производились только в ближнем зарубежье, что естественным образом обеспечивало им нишу на отечественном рынке. Но в 1990-е гг. российские фармацевтические компании вытеснили с рынка производителей традиционной продукции из стран "ближнего зарубежья", дублирующих изготовляемые ими самими препараты.

Еще в начале 1990-х гг. список 10 ведущих стран-поставщиков лекарственных препаратов в Россию наполовину состоял из бывших социалистических стран Европы. Но к 2000 г. в нем остались лишь Венгрия и Словения. При этом уже 7 из первых 10 стран были западноевропейскими (в 1992 г. их было лишь 4) [1; 16].

Не менее 75% (по оценке авторов) всего объема импортируемых лекарственных средств в Россию осуществляют крупнейшие фармацевтические корпорации мира. Препараты, которые они производят, зачастую идут без указания конкретной страны изготовления, поэтому при статистическом анализе они выделяются в отдельную категорию. В большинстве обзоров рынка страновая структура импорта лекарственных средств описывается с помощью рейтингов поставщиков. И в этих рейтингах поставщиков позиция США весьма слабая: поставки лекарственных препаратов из США составляют, например, менее 9% от поставок из Германии. Однако американские фирмы часто поставляют препараты в Россию через свои европейские региональные конторы. Поэтому рейтинг стран-поставщиков фактически занижает роль США при характеристике регионального аспекта импорта лекарственных средств в Россию [16]. В целом в последние годы выделилась устойчивая группа стран, играющих наибольшую роль в импорте лекарственных средств в Россию. Это США, Германия, Венгрия, Индия.

Российские производители на рынке фармацевтической продукции.

В настоящее время основными отечественными производителями в России являются 117 предприятий фармацевтической промышленности, из них более 80% предприятий - это частные акционерные общества. Общий объем производства в 2000 г. достигал 880 - 940 млн. долл. Совокупный ассортимент выпускаемых в России наименований лекарственных средств превышает 2500 наименований.

Начальный период хозяйственных реформ был для фармацевтической отрасли, как и для всей промышленности России, очень тяжелым. Согласно оценкам, в 1991

- 1996 гг. производство готовых лекарственных форм сократилось почти в 2,5-3 раза. В 1997 г. впервые наметился подъем, и к 2001 г. отрасль (одной из первых в экономике страны) достигла уровня производства 1990 г. Среди многочисленных причин, вызвавших рост объема продукции отечественной фармацевтической промышленности, выделяется один основной фактор. Это резкое снижение цен на отечественные лекарственные средства и, что особенно важно, сохранение этого уровня в последующем. Однако факторами, заставляющими потребителя

1 Складывается, однако, впечатление, что после первоначальных расходов на ее приобретение иностранный инвестор избегает крупных вложений капитала в производство, предпочитая использовать ресурсы самофинансирования (то есть те средства, которые зарабатывают сами заводы в России). А потому объем капиталовложений фирмы весьма скромен.

смириться с повышением цен на импортные препараты, служат их эффективность (в некоторых случаях - просто незаменимость), высокое качество и, что особенно важно для безрецептурного сегмента, - интенсивность рекламной поддержки. У российских лекарственных средств эти факторы зачастую отсутствуют.

В настоящее время лидирующие позиции в ранжире по выпуску лекарственных средств среди крупнейших российских производителей фармацевтической продукции с учетом промышленных групп (по итогам 2003 г.) занимали: ЗАО «Отечественные лекарства», ООО «Ай Си Эн», ЗАО «Брынцалов-А» (Горно-Алтайск), АОО «Нижфарм» (Нижний Новгород), ЗАО «Верофарм», ОАО «Акрихин» (Старая Купавна), ФГУП «Мосхимфармпрепараты» (Москва). Производители фармацевтической продукции, как правило, не выпускают более 200-300 разновидностей лекарственных средств. Именно такой спектр предложения имеют, в частности, крупнейшие отечественные и иностранные производители, действующие на российском рынке. У более мелких производителей ассортимент часто составляет 30-40 наименований. В то же время ассортимент продукции аптек в крупных городах России обычно превышает 2 тыс. наименований, а в Москве -достигает 3 тыс. и более (максимум, зафиксированный в 2000 г., приближался к 5 тыс.) [13].

Исходной точкой развития оптовой торговли в России была действующая вплоть до 1991 г. жестко централизованная система снабжения медикаментами. Но уже к 1993-1994 гг. она довольно быстро сменилась рыночной оптовой торговлей с безусловным преобладанием частного капитала. Вместо примерно сотни государственных оптовых организации советского времени, уже к середине 1990-х гг. в России действовало 3,5 тыс. оптовых торговых фирм, являвшихся в основном частными предприятиями. Центром притяжения для всех субъектов рынка -дистрибьюторов, иностранных и отечественных производителей, на фоне традиционного отношения населения как к приоритетной структуре в выборе лекарства была аптека. Но настоящее время уже дистрибьюторы формируют ассортимент, который является основополагающей базой рынка.

К главным изменениям в оптовой торговле следует отнести: 1) качественно новый уровень концентрации оптовой торговли лекарственных средств (формирование крупных и способных активно влиять на рыночную ситуацию компаний); 2) вторжение оптовых фирм в розничную торговлю лекарственными средствами, формирование аптечных сетей; 3) установление более тесных связей с российскими производителями (рост интереса к отечественным лекарственным препаратам). Аптеки, кардинально адаптируясь к рынку, продемонстрировали свои, несвойственные им ранее подходы, дистрибьюторы как новое явление в экономике страны привносили и привносят инновационные решения в управлении, логистике и пр., производители - на пороге коренной модернизации всех составляющих производства (производственная база, формирование ассортимента, модели управления и пр.). Роль основополагающего активатора спроса все более переходит к населению (потребителю), но одновременно должна повыситься роль врача с позиции новых тенденций (частичная оплата лекарства государством плюс оплата населением).

Итак, касаясь вопросов национальной безопасности России, мы отметили ухудшение структурных параметров современного российского фармацевтического рынка. В Законе «О безопасности», принятом в 1998 г., национальная безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз» [8]. А в основных положениях «Концепции национальной безопасности» это определение претерпело

принципиальные изменения и «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [9]. Но хотя в последние годы в России официально провозглашен приоритет общечеловеческих интересов над государственными и классовыми, условия для его обеспечения еще не сложились, и он может приниматься лишь как идеологическая установка на будущее.

С точки зрения перспектив развития российской фарминдустрии, следует подчеркнуть тот факт, что отечественным производителям продукции данной отрасли предопределена роль центра привлекательности лишь в том случае, если государство сделает им шаг навстречу. Должна быть продумана роль государственных органов в организации условий в форме соответствующих нормативных положений, а также в отработке регулирующих барьеров выведения фармацевтической продукции на рынок. Следует также помнить, что изменяется характер традиционных заболеваний, появляются все новые. Необходимость фиксации и изучения изменений в окружающей природе и их воздействия на человека, предложение новых лекарственных средств - также одна из стратегических задач отечественной фарминдустрии.

В качестве приоритетного направления развития научно-исследовательского сектора на ближайшие годы должна быть предложена идея генерации принципиально новых (менее затратных) подходов к созданию оригинальных лекарственных субстанций. Создаются средние и малые предприятия (в основном, частные), отмечается некоторая активизация совместных с иностранными компаниями производств и т.д. Поэтому вполне прогнозируемым представляется как рост отечественного производства фармацевтической продукции, так и эволюционирование этого сегмента в более привлекательный для рынка объект. Не стоит забывать, что важность рынку фармацевтической продукции придает социальная значимость товара. Лекарство будет нужно людям всегда, независимо от его стоимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнес путеводитель по фармацевтическому рынку России / Под ред. А.Ю. Юданова, Е.А. Вольского, С.А. Лагунова. - М.: Классик-Консалтинг, 1998.

2. Бизнес путеводитель по фармацевтическому рынку России / Под ред. А.Ю. Юданова, Е.А. Вольского, С.А. Лагунова. - М.: Классик-Консалтинг, 2000.

3. Варпаховская И. Официальные итоги 1998 фармацевтического года // Ремедиум. - 1999.

4. Захарова В., Романова С. Медицинская промышленность России: итоги 1999 года //Ремедиум - 2000. - № 4.

5. Импорт лекарственных средств в 1998 году: «до» и «после» кризиса //Ремедиум. - 1999. -№ 5.

6. Краснокутский А.Б., Лагунова A.A. Фармаэкономика. T.I / Науч. ред. Падалкин В.П. -М.: Классик-Консалтинг, 1998.

7. Мешковский А. Комплекс неполноценности в российском фармацевтическом производстве // Ремедиум. - 1999. -№ 12.

8. О безопасности. Федеральный Закон //Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие документы. 4.1. -М., 1998.

9. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984.

11. ОсиповГ., Бородин П. Россия в XXI в.//Безопасность Евразии. - 2003.-№ 3.

12. 500 крупнейших компаний мира // Ведомости. - 26 мая 2004 г.

13. Ремедиум, № 1, 2002 (http://www.remedium.ru).

14. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004.

15. Усенко В., Устинова И., Варпаховская И. Мировой фармацевтический рынок в 1999 г: Россия почти не видна //Ремедиум. - 2000. - № 4.

16. Фармацевтический рынок России: расстановка сил 2000 / Под ред. Юданова А.Ю., Логунова С.А. - М.: Классик консалтинг, 2000.

RUSSIAN MARKET OF PHARMACEUTICAL PRODUCTS AND RUSSIAN NATIONAL SECURITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I.A RODIONOVA, E.G. OVCHAROV

Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya sir., 6, 117198, Moscow, Russia

An analysis of development and peculiarities of the market of pharmaceutical products in Russia is preformed. The Russian market of medicinal preparations and activity of largest transnational corporations of the world are characterized. The major preferred directions of development of Russian pharmaceutical industry are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.