Научная статья на тему 'Российский рынок лекарственных средств в контексте ключевых трендов мировой фармацевтики'

Российский рынок лекарственных средств в контексте ключевых трендов мировой фармацевтики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Юрий Олегович

Повышенное внимание к развитию российского фармацевтического рынка обусловлено формированием рыночных отношений в социальной сфере, переходом на новые принципы финансирования отрасли, решением проблем улучшения качества жизни населения. Статья посвящена анализу тенденций развития российского фармацевтического рынка на фоне мировой фармацевтической индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN MARKET OF MEDICINES IN THE CONTEXT OF KEY TRENDS OF WORLD PHARMACEUTICS

Special attention to development of the Russian pharmaceutical market is caused by formation of the market relations in the social sphere, transition to the new principles of financing of the industry, the solution of problems of improvement of quality of life of the population. The article is devoted to the analysis of tendencies of Russian pharmaceutical market’s development against the world pharmaceutical industry.

Текст научной работы на тему «Российский рынок лекарственных средств в контексте ключевых трендов мировой фармацевтики»

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В КОНТЕКСТЕ КЛЮЧЕВЫХ ТРЕНДОВ МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ

Аннотация. Повышенное внимание к развитию российского фармацевтического рынка обусловлено формированием рыночных отношений в социальной сфере, переходом на новые принципы финансирования отрасли, решением проблем улучшения качества жизни населения. Статья посвящена анализу тенденций развития российского фармацевтического рынка на фоне мировой фармацевтической индустрии.

Ключевые слова: российский фармацевтический рынок, импорт, экспорт, фармацевтическая промышленность.

THE RUSSIAN MARKET OF MEDICINES IN THE CONTEXT OF KEY TRENDS OF WORLD PHARMACEUTICS

Annotation. Special attention to development of the Russian pharmaceutical market is caused by formation of the market relations in the social sphere, transition to the new principles offinancing of the industry, the solution of problems of improvement of quality of life of the population. The article is devoted to the analysis of tendencies of Russian pharmaceutical market's development against the world pharmaceutical industry.

Keywords: Russian pharmaceutical market of Russia, import, export, pharmaceutical industry.

Постепенное замедление темпов роста экономики России способно отрицательно сказаться на ключевых параметрах социально-экономического развития и ведет к снижению качества и уровня жизни населения. Поэтому возрастают угрозы безопасности государства в разных сферах, в том числе и с точки зрения лекарственной безопасности [4]. Эффективное обеспечение лекарствами важно с точки зрения старения населения, именно поэтому важное своевременное обеспечение населения доступными лекарственными средствами [6].

Между тем, ситуация в данной области остается сложной. Например, рост цен на лекарственные средства в стране опережает темпы инфляции. При этом растут объемы продаж лекарств, что на фоне сдержанного роста доходов населения ведет к снижению качества и уровня жизни из-за перераспределения доходов в пользу фармацевтических компаний. Ухудшается и структура продаж лекарственных средств с позиций их экономической доступности для основных потребителей.

Доля России на мировом фармацевтическом рынке составляет 1,8 % [7] и она входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира. Являясь частью российской экономики, которая переходит на рыночные основы и, в то же время - частью мирового рынка лекарственных средств, российский рынок развивается с характерными для него правилами игры и сложившимися тенденциями [1]. По мере интеграции в мировую экономику взаимосвязь мирового и российского рынков усиливается, что скажется на будущем страны, где задача улучшения обеспечения населения лекарственными средствами стала одной из острейших социально-экономических проблем. Усиление той взаимосвязи наглядно прослеживается в результате анализа роста объемов внешней торговли лекарственными средства в России (в основном за счет роста импорта), а также растущей деловой активности зарубежных фармацевтических транснациональных корпораций (ТНК) в России.

Развитие и формирование российского фармацевтического рынка изначально проходило в условиях разрушения планово-распределительной системы лекарственного обеспечения и здравоохранения в целом, а располагаемые доходы населения сделали качественные лекарственные средства недоступными для большинства жителей нашей страны. Такие обстоятельства, как низкий уро-

УДК 339.944 Ю.О. Марченко

Yury Marchenko

© Марченко Ю.О., 2015

вень доходов населения страны, который не позволяет оплачивать дорогие импортные оригинальные лекарственные средства, а также почти полное уничтожение фармацевтической науки страны в начале 1990-х гг. позволяют утверждать, что российский рынок лекарственных средств еще долгое время будет дженериковым рынком, а возможности по развитию национальной фармацевтической промышленности на основе освоения производства новейших лекарственных средств будут серьезно ограничены.

По данным аналитической маркетинговой группы DSM, объем российского фармацевтического рынкав конечных ценах постоянно возрастает: если в 2009 г. он составлял около 695 млрд руб., то в 2012 г. - 921, в 2013 г. - 1945 млрд руб. [2]. По результатам 2013 г. Россия находилась на седьмой позиции в мире среди ведущих фармацевтических рынков и на третьем, исходя из показателя темпов прироста рынка.

Розничная торговля на рынке лекарственных средств России не является монополизированной, поскольку на 10 ведущих аптечных сетей приходится лишь 16,2 %, на 20 сетей - 23,7 % рынка [3]. Несмотря на устойчивые темпы прироста продаж, в дальнейшем розничная сеть будет стремиться к укрупнению на основе слияний и поглощений, поскольку рентабельность большинства этих предприятий пока остается низкой. Что касается производства лекарственных средств в нашей стране, то порядка 90 % продукции выпускается на 168 предприятиях, которые и составляют потенциал национальной фармацевтической промышленности. Российским производителям принадлежит в основном ниша терапевтических групп лекарственных средств, которые характеризуются низкой себестоимостью, низкой эффективностью и высоким уровнем морального устаревания.

Крупнейшие зарубежные игроки фармацевтического рынка России реализуют на нем широкий спектр конкурентоспособных (иногда и дорогих) препаратов. Так, например, компания Novartis реализует такие известные бренды, как Терафлю, Отривин, Линекс. Sanofi продает такие известные препараты, как Эсенциале и Нош-па (ежегодно попадают в двадцатку импортных брендов, реализуемых на российском рынке). Российская компания «Фармстандарт», наоборот, реализует часть морально устаревших брендов, например, Пенталгин и Афобазол.

Объем импорта лекарственных средств в Россию составил в 2013 г. 14,9 млрд долл., что составляет 4,8 % от совокупного отечественного импорта товаров и услуг. Свыше 90 % совокупного объема импорта лекарственных средств приходится на две основные группы импортеров - представительства иностранных производителей и дистрибьюторские компании, однако доля представительств иностранных компаний в импорте продолжает возрастать. Таким образом, тенденция последних лет продолжилась, когда зарубежные крупнейшие производители хотят более четко контролировать экспорт своих лекарств на территорию нашей страны, самостоятельно выстраивая ценовую политику на основе требований и реалий рынка и оперативно реагируя на малейшие изменения конъюнктуры рынка. Здесь сложилась достаточно монопольная структура, поскольку на 10 крупнейших представительств зарубежных ТНК приходится 59 % импорта среди всех представительств иностранных компаний. Если рассматривать группу дистрибьюторов, то здесь уровень монополизации еще выше, поскольку на 19 крупнейших дистрибьюторов приходится уже 85,9 % импорта в соответствующей группе [3]. Большая часть импорта приходится на трех основных дистрибьюторов «Р-Фарм», «Про-тек»и «Катрен».

Ключевыми тенденциями развития российского фармацевтического рынка в послекризисные годы стали: в розничном секторе: снижение цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) за счет введения государственного регулирования цен и в результате -снижение цен на препараты, не входящие в данный перечень (для поддержания их конкурентоспособности); в секторе льготного обеспечения лекарствами: снижение участников программы ОНЛС (программа обеспечения необходимым лекарствами), что выразилось в снижении объемов отпуска

лекарств по базисному конкурсу; в секторе госпитальных закупок: снижение закупочных цен; замещение импортных лекарств отечественных по некоторым группам; рост закупок дорогих лекарств для лечения сложных заболеваний (антибиотики нового поколения, диагностические средства, противораковые препараты, иммунодепрессанты), в результате средние цены в данном секторе значительно выросли; снижение закупок относительно дешевых препаратов.

В краткосрочной перспективе ключевым направлением развития фармацевтического рынка РФ останется локализация производства лекарственных средств. В 2013 г. на рынке РФ действовало около одной тысячи производителей лекарств, включая такие гиганты, как Sanofi, Pfizer, KRKA, AstraZeneca, GlaxoSmithKline. Следует отметить активную кластеризацию указанных ТНК путем создания собственных производств как оригинальных лекарств, так и дженериков; передачи патентов на готовый продукт или технологию его производства; разработки новых лекарственных средств. Доля 20 крупнейших производителей на российском рынке в 2013 г. составила 53,6 % [3], причем тройка крупнейших из них Novartis, Sanofi и «Фармстандарт». В целом по стране прослеживается тенденция повышения уровня локализации фармацевтического производства в России (сначала это, как правило, импорт и упаковка готовых лекарств, а далее - строительство дорогих крупных заводов полного производственного цикла). Эта ситуация отвечает интересам как России, так и зарубежных фармацевтических ТНК. Последние получают преимущественный доступ к одному из быстрорастущих рынков лекарственных средств, а Россия - существенный приток иностранных инвестиций.

В свою очередь, развитие экспортного потенциала российского фармацевтического комплекса, помимо отсутствия стандартовGMP (англ. Good Manufacturing Practice - надлежащая производственная практика), сдерживается коррупцией в стране, несовершенством законодательства, экономической конъюнктурой и недостатком квалифицированных кадров. Для российской фармацевтической промышленности важно доведение ее до инновационного уровня, поскольку производство инновационных высокоэффективных лекарственных средств обеспечит широкие возможности диагностики, лечения и профилактики многих заболеваний населения, что будет способствовать росту продолжительности их жизни [5].

Сегодня на российском рынке представлено не больше 70 оригинальных инновационных препаратов, которые разработаны российскими компании, причем наиболее успешные препараты разработаны малыми и средними предприятиями, созданными не более двух десятков лет назад при минимальных затратах на исследования и разработки и без прямой господдержки. При этом, в современном мире ежегодно появляется до 40 новых препаратов. В России таких препаратов могло бы быть и больше, однако считаем, что в рамках экстенсивной модели национальной фармацевтической отрасли, при росте рынка в перспективе, большая его часть останется за зарубежными производителями.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы, препятствующие инновационному развитию фармацевтической индустрии РФ: высокая зависимость рынка от инновационных лекарственных средств зарубежных компаний и почти полное отсутствие разработок российских производителей; отсутствие финансовых средств для разработки инновационных лекарств, жизненно важных для страны; неэффективность государственной поддержки фармацевтического комплекса; несовершенство механизма взаимодействия бизнеса и государства, которое должно быть направлено на инновационное развитие фармацевтической отрасли.

Библиографический список

1. Аверина, М. Российский рынок лекарственных средств как составляющая мирового фармацевтического рынка / М. В. Аверина, М. Ю. Шевкуненко // Бизнес в законе. 2010. - № 2. - С. 179-181.

2. Аналитический отчет Фармацевтический рынок России - 2012. - М.: Группа ДСМ, 2013. - 76 с.

3. Аналитический отчет Фармацевтический рынок России - 2013. - М.: Группа ДСМ, 2014. - 71 с.

4. Литвиненко, А. Н. Экономическая и национальная безопасность:проблема соотнесенияпонятий / А. Н. Литвиненко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2013. - № 3(173). - С. 9-16.

5. Мамуто, А. О. Инновационное развитие фармацевтического комплекса на основе механизма государственно-частного партнерства : автореф. дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. О. Мамуто. - СПб., 2013. - 26 с.

6. Потапов, А. А. Проблема ценообразования на лекарственные средства в РоссийскойФедерации / А. А. Потапов // Финансы и бизнес. - 2009. - № 4. - С. 163-168.

7. Global Outlook for Medicines through 2018. - New Jersey : IMIS Institute for Healthcare Informatics, 2014. -42 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.