Научная статья на тему 'Фармацевтические рынки стран БРИК: быстрый рост и испытание кризисом'

Фармацевтические рынки стран БРИК: быстрый рост и испытание кризисом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РЫНКИ / БРИК / АКРОНИМ БРИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Елена

В последние годы фармацевтические рынки стран БРИК приковывали внимание мировой фарминдустрии как ключевые точки роста. В условиях финансового кризиса они по-прежнему оцениваются как наиболее активно растущие рынки сбыта. Однако испытание кризисом, надо полагать, по-разному отразится на рынках этих стран, которые достаточно формальным образом объединены под общим брэндом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pharmaceutical markets of BRIC countries have been in the spotlight of the world's attention as the key growth opportunities during the last several years. However, the burden of the financial crisis may have a different impact on each of the four countries which are united under the common «brand» only for a formal reason. Elena TROFIMOVA, Doctor of Pharmacy, «Tsitomed. Marketing» (ZAO TsMPharm). THE PHARMACEUTICAL MARKETS OF BRIC: RAPID GROWTH AND THE CRISIS ISSUE.

Текст научной работы на тему «Фармацевтические рынки стран БРИК: быстрый рост и испытание кризисом»

РШШииМ 2009 январь

Елена ТРОФИМОВА, д.ф.н., «Цитомед. Маркетинг» (ЗАО «ЦМ Фарм»)

Фармацевтические рынки

стран БРИК: быстрый рот и испытание кризисом

В последние годы фармацевтические рынки стран БРИК приковывали внимание мировой фарминдустрии как ключевые точки роста. В условиях финансового кризиса они по-прежнему оцениваются как наиболее активно растущие рынки сбыта. Однако испытание кризисом, надо полагать, по-разному отразится на рынках этих стран, которые достаточно формальным образом объединены под общим брэндом.

(быстрый экономический рост

Акроним БРИК (BRIC, или BRICs) в начале нового столетия был введен профессиональными участниками международного фондового рынка для обозначения высокодоходных ценных бумаг 4 стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай), чьи фондовые индексы и кредитные рейтинги быстро росли. Вскоре этот термин получил широкое распространение и стал использоваться для обозначения группы лидирующих стран из числа тех, которые в англоязычной терминологии принято называть emerging economies, т.е. страны с формирующейся рыночной экономикой, олицетворяющие собой переходный этап между развивающимися странами (developing economies) и странами с развитой экономикой (developed economies).

Впервые картина блестящего будущего стран БРИК была нарисована аналитиками банковского холдинга Goldman Sachs в докладе «Dreams with BRICs: The Path to 2050»1, опубликованном в октябре 2003 г. В соответствии со сформированными в то время прогнозами, в 2025 г. совокупный ВВП стран БРИК должен составить примерно половину от ВВП наиболее экономически развитых стран «большой шестерки» G62, а через 40 лет его превзойти; причем Китай к этому времени, обойдя США, должен выйти в лидеры мировой экономики, а

1 www.goldmansachs.com

2 США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия.

3 www.imf.org

The pharmaceutical markets of BRIC countries have been in the spotlight of the world’s attention as the key growth opportunities during the last several years. However, the burden of the financial crisis may have a different impact on each of the four countries which are united under the common «brand» only for a formal reason.

Elena TROFIMOVA, Doctor of Pharmacy, «Tsitomed. Marketing» (ZAO TsMPharm). THE PHARMACEUTICAL MARKETS OF BRIC: RAPID GROWTH AND THE CRISIS ISSUE.

Индия — занять третье место, опередив Японию. Китаю были определены стратегические конкурентные преимущества в сфере производства, Индии — оказания услуг (прежде всего, информационных технологий), а России и Бразилии — в поставках сырьевых ресурсов.

В более позднем исследовании Goldman Sachs «BRICs and Beyond», относящемся к ноябрю 2007 г., отмечалось, что за прошедшие годы темпы роста экономик БРИК в среднем были примерно на 2% выше, чем это прогнозировалось, и 10% от мирового ВВП в долларовом эквиваленте были достигнуты этими странами не к концу первого десятилетия, как ожидалось, а существенно раньше.

Если опираться на данные Международного валютного фонда (МВФ3), то в 2007 г. в текущих ценах на долю

стран БРИК приходилось 12,8% от мирового ВВП (Китай — 6%, Индия — 2%, Россия — 2,4%, Бразилия — 2,4%), в то время как G6 составляли 53,2% (табл. 1). Закономерно, что расчеты ВВП, основанные на паритете покупательной способности, еще больше усиливают положение стран БРИК (на их долю приходится, соответственно, 21,4% против 41,5% G6). В отличие от валовых показателей, уровень ВВП на душу населения, даже по паритету покупательной способности, в странах БРИК существенно ниже, чем в развитых странах, причем относится это в первую очередь к Индии и Китаю, имеющим более чем миллиардное население. Особенно высокие темпы развития в последние годы показала экономика Китая, где рост ВВП с 2003 по 2007 гг. составлял не менее 10% в год (табл. 1). Ускоренными темпами, которые в 2005—2007 гг. превысили 9%, развивалась экономика Индии. Россия, после снижения темпов экономического развития в 2005 г., по итогам

2007 г. вышла на уровень 8,1%. По сравнению с другими странами менее устойчивой и более низкой выглядит динамика экономики Бразилии, однако и здесь в 2007 г. были получены относительно высокие показатели (5,4%). Основой для мощного роста экономик БРИК за последние годы были проведенные в этих странах экономические реформы, положительный эффект от глобализации, участие в ВТО (кроме России), богатое и дешевое ресурсное обеспечение, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Важной тен-

денцией последних лет является то, что страны БРИК перестали рассматриваться только как источник дешевых ресурсов, а превратились в крупнейшие новые рынки сбыта. В условиях мощного экономического развития быстро растущий спрос наблюдался не только на индустриальных, но и на потребительских рынках, формируемых населением численностью около 2,8 млрд. чел. (т.е., более 40% населения всего мира) (табл. 3).

2007 г. был ознаменован тем, что впервые компании формирующихся рыночных экономик потратили больше средств на покупку активов в развитых странах, чем корпорации самих развитых стран. Наблюдалось принципиальное изменение ситуации, когда основными инвесторами стали выступать развивающиеся страны, имеющие высокие экспортные доходы. До последнего времени основные направления инвестиций стран с фор-

мирующимся рынком были связаны с ресурсным сектором, в то время как в перспективе ожидается перенос акцента на обрабатывающие и высокотехнологичные компании4.

Для стран БРИК, так же как и для других стран с формирующейся рыночной экономикой, характерно активное развитие инфраструктурной составляющей. По итогам 2007 г. по отношению к ВВП уровень этих инвестиций в формирующихся экономиках был в 2 раза выше, чем в развитых странах. Китай и Индия в реальных показателях за последние 5 лет инвестировали в инфраструктуру больше, чем за весь XX в. По мнению журнала The Economist, переживаемый инвестиционный бум, являющийся круп-

4 Кузнецова Н.П., Шавшуков, В.М. Прорыв восходящих стран-гигантов// С.-Петербургский университет. - 2008. - №15.

5 Bilding BRISc of Growth// The Economist,

Jun 5th 2008.

нейшим в истории, создает необходимую основу для дальнейшего ускоренного роста БРИК и других стран с формирующейся экономикой5.

(ПРЕВЫШЕНИЕ ДОПУСТИМЫХ ГРАНИЦ РОСТА

До последнего времени термин БРИК использовался для формального обозначения группы стран, имеющих общие черты. Впервые шаги на пути создания политического альянса, способного трансформировать свои экономические преимущества в политическую силу (что предрекалось в докладах Goldman Sachs), были предприняты странами БРИК в мае 2008 г. в Екатеринбурге на первой специальной встрече министров иностранных

таблица 1| 10 лидирующих стран по ВВП (по паритету покупательной способности), 2007

ВВП по паритету покупательной способности ВВП в текущих ценах Темпы роста к пред. г., %

Место Страна млрд. долл. долл. на душу населения, доля, % млрд. долл. доля, % 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (прог- ноз) 2009 (прог- ноз)

Мировой 65 281 100,0 54 585 100,0 3,6 4,9 4,4 5,1 5,0 3,9 3,0

Европейский союз 14 754 22,7 16 906 31,0 1,5 2,7 2,2 3,3 3,1 1,6 0,6

1 США 13 808 45 725 21,3 13 808 25,3 2,5 3,6 2,9 2,8 2,0 1,6 0,1

2 Китай 7 035 5 325 10,8 3 280 6,0 10,0 10,1 10,4 11,6 11,9 9,7 9,2

3 Япония 4 292 33 596 6,6 4 382 8,0 1,4 2,7 1,9 2,4 2,1 0,7 0,5

4 Индия 2 996 2 563 4,6 1 101 2,0 6,8 7,9 9,1 9,8 9,3 7,9 6,9

5 Германия 2 812 34 212 4,3 3 321 6,1 -0,2 1,2 0,8 3,0 2,5 1,8 -0,0

6 Велико- британия 2 168 35 634 3,3 2 804 5,1 2,8 2,8 2,0 2,8 3,0 1,0 -0,1

7 Россия 2 090 14 705 3,2 1 290 2,4 7,3 7,2 6,4 7,4 8,1 7,0 5,5

8 Франция 2 068 33 508 3,2 2 594 4,8 1,1 2,5 1,9 2,2 2,2 0,8 0,2

9 Бразилия 1 837 9 703 2,8 1 314 2,4 1,1 5,7 3,2 3,8 5,4 5,2 3,5

10 Италия 1 788 30 365 2,8 2 105 3,9 -0,0 1,5 0,6 1,8 1,5 -0,1 -0,2

Примечание: Данные рассчитаны, исходя из оценочной численности населения на начало 2007 г. Источник: World Economic Outlook Database, October 2008, International Monetary Fund.

таблица 2| Динамика ВВП по группам стран

2003 2004 2005 200б 2007 2008 2009

Мировой 3,б 4,9 4,4 5,1 5,0 3,9 3,0

Экономически развитые страны 1,9 3,2 2,1 3,0 2,б 1,5 0,5

Страны еврозоны 0,8 2,1 1,б 2,8 2,б 1,3 0,2

Основные экономически развитые страны ^7*) 1,8 2,9 2,3 2,7 2,2 1,2 0,1

Страны с формирующейся рыночной и развивающейся экономикой б,3 7,5 7,1 7,9 8,0 б,9 б,1

* G7 - США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада. Источник: World Economic Outlook Database, October 2008, International Monetary Fund

таблица з|10 лидирующих стран

по численности населения 2008 г.

№ Страна Население, млн.

1 Китай 1 322

2 Индия 1 131

3 США 303

4 Индонезия 235

5 Бразилия 18б

б Пакистан 1б5

7 Бангладеш 150

8 Россия 142

9 Нигерия 133

10 Япония 127

Источник: Википедия (на основе 1

данных национальной статистики)

РИСУНОК 1

Динамика мировых продаж ЛС (включая аудируемые и неаудируемые IMS рынки)

Примечание: В постоянных долл. ценах.

14

12

10

8

6

4

2

О

Источник: IMS Health Market Prognosis

дел 4 стран. В ноябре 2008 г. в рамках «большой двадцатки», проходившей в Бразилии, обсуждение возможностей координированных действий стран БРИК, актуальность которых возросла в условиях финансового кризиса, продолжилось на уровне министров финансов и глав центральных банков.

В докладе МВФ «World Economic Outlook Report (October 2008)» говорится, что ухудшению показателей глобальной экономики предшествовал длительный период роста, опирающийся, прежде всего, на интеграцию в мировую экономическую систему развивающихся стран. В течение последних 4 лет три четверти почти 5%-го роста ВВП (табл. 2), наиболее высокого с начала 70-х годов, был обеспечен странами с формирующейся рыночной экономикой. Однако, как отмечается в докладе, либе-

ральная международная макроэкономическая политика способствовала превышению допустимых темпов роста и нарастанию дисбалансов на финансовых рынках, рынках жилья и биржевых товаров. Финансовый кризис, который начался в августе 2007 г. с кризиса ипотечного кредитования, углубился с весны 2008 г. и в сентябре вошел в новую активную фазу. В докладе подчеркивается, что влияние кризиса наблюдается во всей мировой экономике, и особенно остро в странах с формирующимся рынком. Несмотря на это, перспективы экономического развития этих государств оцениваются МВФ более оптимистично, чем ведущих мировых экономических держав.

В III квартале 2008 г. на фоне обвального падения фондовых индексов именно в развивающихся странах наблюдался рекордный отток капитала.

По данным агентства Bloomberg6, с начала года индекс MSCI Emerging Markets, отражающий положение дел на биржах стран с формирующейся экономикой, снизился на 39%, что примерно вдвое превысило снижение индексов США. Наиболее пострадавшими оказались фондовые рынки стран БРИК, и причина этого заключалась в том, что в предыдущий период они развивались особенно активно. Однако, как подчеркивается в докладе МВФ, негативное влияние на экономику в большей степени, чем падение фондовых индексов, оказывает кризис в банковской сфере. В связи с этим осенью национальными правительствами не только развитых, но и стран с формирующимся рынком были предприняты антикризисные меры, направленные на поддерж-

6 www. bloomberg.com

ку финансовой сферы, включая крупномасштабные вливания ликвидности в банковский сектор.

В настоящее время ситуация в экономике, испытывающей финансовый стресс и сильное давление все еще высоких цен на энергоносители и другие биржевые товары, остается в значительной степени неопределенной. Важнейшей политической задачей национальных правительств, по мнению

глядят достаточно оптимистичными. Так, в соответствии с данными рейтингового агентства Б^Л7 темпы роста мирового ВВП в 2009 г. окажутся самыми низкими с начала 90-х годов и составят только 1%.

Согласно МВФ, несмотря на то что в большинстве стран с формирующимся рынком темпы роста ВВП окажутся ниже тренда, они, тем не менее, сохранятся на достаточно высоком уровне,

Barometer», условия ведения бизнеса в странах БРИК в перспективе 6 месяцев хоть и оцениваются по сравнению с текущей ситуацией как менее благоприятные, но не столь значительно, как в странах ЕС и Северной Америке (индексы соответствующих групп стран составили -6, -47,8 и -39,1).

ДРАЙВЕРЫ ГЛОБАЛЬНОГО ФАРМРЫНКА

ТАБЛИЦА 4

Динамика продаж ЛС по группам стран (исключая неаудируемые IMS рынки и рынки стран СНГ)

Регион Продажи, 2007 Рост продаж*

млрд. долл. % 2007/06 2006/05 2005/04

% % %

Мировые бб3,5 100,0 б,1 б,5 б,9

Северная Америка 304,5 45,9 4,2 8,0 5,2

Европа 20б.2 31,1 б,7 4,8 7,1

Азия, Австралия, Африка б2,2 9,4 13,1 9,8 11,0

Япония 58,5 8,8 4,2 -0,7 б,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Латинская Америка 32 4,8 12 12,9 18,5

Примечание: В постоянных долл. ценах.

Источник: IMS Health Market Prognosis

МВФ, остается стабилизация финансовых условий, преодоление низкой экономической активности и удерживание под контролем уровня инфляции. В соответствии с октябрьскими базовыми прогнозами МВФ, предполагающими контролируемое развитие событий в глобальной экономике, следует ожидать снижения темпов роста мирового ВВП с 5% в 2007 г. до 3,9% в 2008 г. и 3,0% в 2009 г. (в июльском прогнозе предполагалось, что рост в эти годы составит, соответственно, 4,1 и 3,9%) (табл. 2). Страны с развитой экономикой будут переживать рецессию или окажутся близки к ней во второй половине 2008 г. и в начале 2009 г., а ожидаемый позднее, во второй половине 2009 г., подъем в этих странах будет происходить достаточно медленно. Прогнозы МВФ, на фоне ожиданий многих других инвестиционных банков и исследовательских центров, вы-

что позволит этим странам, как и в прежние годы нового столетия, вносить львиную долю в рост мирового ВВП. Ожидается, что в 2009 г. экономика Китая, несмотря на кризис, вырастет на 9,2%, Индии — на 6,9%, России — на 5,5%, Бразилии — на 3,5% (ранее прогнозировался рост, соответственно, на 9,7, 8, 7,3 и 4%) (табл. 1). В целом экономики развивающихся стран в 2009 г. вырастут на 6,5%, в то время как аналогичные показатели развитых стран и, в частности, «большой семерки» составят только 0,5 и 0,1% соответственно (табл. 2). Достаточно оптимистично по сравнению с развитыми странами ситуация на формирующихся рынках оценивается также и представителями бизнеса. Так, согласно октябрьским данным проекта The Economist «Global Business

7 www.fitch.com

На фоне высоких темпов экономического развития, повышения уровня жизни населения, увеличения расходов на здравоохранение фармрынки стран с формирующейся рыночной экономикой в последние годы росли значительно более высокими темпами, чем рынки развитых стран и весь мировой фармрынок. Согласно данным IMS Health, начиная с 2002—2003 гг. темпы роста мирового фармрынка постепенно сокращались. В 2007 г. они составили только 6,4%, в то время как в 2001 г. этот показатель исчислялся 11,8% (рис. 1). Особенно низкая динамика в 2007 г. была продемонстрирована рынком США, самым крупным из национальных рынков, который увеличился только на 3,8%. На фоне развитых рынков Северной Америки, Европы и Японии регионы, в которых представлены страны с формирующейся рыночной экономикой, выделялись высокими темпами роста продаж (табл. 4).

Среди стан БРИК, согласно данным IMS Health, наиболее высокая динамика фармрынка была характерна для Китая и России, где продажи ЛС выросли, соответственно, на 25,7 и 20,2% (табл. 5). В Индии и Бразилии динамика была более умеренной (соответственно, 13,0 и 9,7%), но при этом существенно выше, чем в развитых странах. Общие продажи ЛС в странах БРИК в 2007 г. составили 50,4 млрд. долл., причем наиболее крупных размеров достигли китайский и бразильский рынки, на долю которых пришлось, соответственно, 35 и 31% (индийский и российский рынки — соответственно, 18 и 15%). Несмотря на более скромные общие объемы, российский рынок существенно превосходит

таблица б| Динамика продаж ЛС в странах БРИК

Страны Продажи, млрд. долл. Продажи на душу населения, долл.* Рост продаж

200б 2007 2007 2007/0б**

Бразилия 12,9 15,7 84,4 9,7

Китай 13,4 17,б 13,3 25,7

Индия 7,5 9,2 8,1 13,0

Россия б,4 7,9 55,б 20,2

*В постоянных долл. ценах. **Расчет произведен с учетом данных таблицы 3. Источник: IMS Health Market Prognosis

таблица б| Прогноз продаж ЛС по группам стран, 2009

Страны Рост продаж 2009/2008, % Продажи 2009, млрд. долл.

Мировые ,5 5, —5 ,5 4 820

США 1—2 292—302

Ведущие европейские страны (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания) 3—4 1б2—172

Япония 4—5 84—88

Ведущие страны с формирующимся рынком (Китай, Бразилия, Индия, Южная Корея, Мексика, Турция, Россия) 14—15 105—115

Источник: IMS Global Pharmaceutical and Therapy Forecast™

препаратов составит 1,3 трлн. долл., а до-

китайский и индийский по потреблению на душу населения. Еще выше удельные показатели в Бразилии, но и здесь уровень продаж на душу населения на порядок ниже, чем в развитых странах.

Фармрынки стран БРИК имеют пока еще весьма скромные показатели стоимостных объемов, позволяющих им занимать только примерно 7% от всего мирового рынка ЛС. Для них также характерны принципиальные отличия от развитых рынков в структуре потребления. В частности, в связи с недостаточным развитием системы здравоохранения и широким распространением самолечения, во всех странах велика доля ОТС-продуктов. В Китае значительную часть рынка составляют средства традиционной восточной медицины. В Бразилии и России сильны позиции целого ряда старых брэндов с низким уровнем доказательности, а также целого ряда новых продуктов lifestyle8. Фармрынки стран с формирующейся экономикой в последние годы играли роль одного из ведущих драйверов мирового фармрынка. Согласно данным IMS Health, в 2007 г. вклад этих стран в общий рост составил 17%, в то время как в 2002 г. он оценивался в 11%9. В соответствии с выводами, к которым пришли аналитики Pricewaterhouse-Coopers (PWC) в докладе «Pharma 2020: The Vision, Which Path Will You Take?»10, опубликованном в 2007 г., профиль мирового рынка существенно изменился, и внимание фармкомпаний в значительной степени сфокусировано на странах с формирующимся рынком, с которыми они во многом связывают новые для себя возможности. В будущем привлекательность этих рынков, как предполагалось, возрастет еще больше, что обусловлено и ожидаемыми рекордными темпами роста экономик этих стран, и высоким потенциалом рынка в связи с большой численностью населения, и перспективой формирования среднего класса, и прогнозируемыми сдвигами в структуре заболеваемости. В связи с улучшением условий и увеличением продолжительности жизни значительной части населения развивающихся странах следует ожидать роста хронических забо-

леваний, которые в настоящее время доминируют в структуре заболеваемости развитых стран.

По расчетам PWC, в 2004 г. 7 основных стран с формирующимся рынком тратили на рецептурные препараты в среднем 0,94% от ВВП, в то время как у стран «большой семерки» G7 этот показатель соответствовал 1,31%. Однако, рисуя в 2007 г. картину будущего, PWC основывался на предположении, что доля расходов на лекарства и в той, и в другой группе стран со временем будет увеличиваться. Если основные развитые страны будут демонстрировать рост продаж ЛС в пределах 5—7% в год, а основные страны с формирующейся экономикой — 10—15%, то, по оценкам PWC, к 2020 г. глобальный рынок рецептурных

ля 7 ведущих развивающихся стран вырастет до 19%, причем Китай займет 2-е или 3-е место в рейтинге национальных фармрынков. Согласно прогнозам IMS Health, относящимся к апрелю 2008 г., уже к 2012 г. Китай окажется на 5 месте в этом рейтинге11, Бразилия — на 10-м, а остальные страны «формирующейся семерки» E7 — Россия, Индия, Турция, Мексика, Южная Корея — займут, соответственно, с 11-го по 15-е места.

(«КРИЗИСНЫЕ» КОРРЕКТИВЫ

Мировой финансовый кризис, как следует из отчетов IMS Health12, оказал и будет продолжать оказывать негативное влияние на динамику фармрынка.

8 A.Drakulich. A Reality Check on Emerging Markets // Pharmaceutical Technology,

02.07.08 / www.pharmaceutical-technology.com

9 Н.Милевчич, глава Представительства IMS Health в России. XIV Российский фармацевтический форум Института Адама Смита, С.-Петербург, 20-22 мая 2008 г.

10 www.pwh.com

11 Г.Тюган, глава по Восточной и Центральной Европе F.Hoffman-La Roche Ltd, XIV Российский фармацевтический форум Института Адама Смита, С.-Петербург, 20-22 мая 2008 г.

12 IMS Health Forecasts 4.5-5.5 Percent Growth for Global Pharmaceutical Market in 2009, Exceeding $820 Billion, 29.10.08 / www.imshealth.com

В США наблюдается значительно более выраженное, чем в прежние периоды депрессий, влияние кризиса на фармрынок. Вместе с потерей рабочих мест многие американцы теряют также и страховое покрытие лекарственного обеспечения, что ведет к сдвигу в структуре финансирования рынка в сторону платежей из кармана конечных потребителей и делает спрос на лекарства более эластичным по отношению к негативным экономическим факторам.

По оценке IMS Health, экономический кризис не позволит рынку США вырасти на 2—3%, как это ожидалось ранее. Рост в 2009 г., как и в 2008 г., составит только 1—2% (табл. 6). На пяти основных европейских рынках (Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании) также ожидается сокращение динамики роста, однако она будет сохраняться на более высоком уровне, чем в США (3—4%), поскольку эти рынки зависят прежде всего от бюджетов возмещаемых программ. В Японии, на втором по величине национальном рынке, в 2009 г. ожидается достаточно высокий рост на уровне 4—5%, что помимо прочих факторов обусловливается тем, что в этот год не будет проводиться сокращения цен, которое тотально на государственном уровне осуществляется в этой стране раз в два года.

В целом ожидается, что мировой фарм-рынок в 2009 г. вырастет на 4,5—5,5%,

примерно так же, как и в 2008 г., и со-

ставит более 820 млрд. долл., при этом

более высокие по сравнению с развитыми странами темпы роста будут до-

стигнуты за счет развивающихся стран. Вместе рынки ведущих стран с формирующимся рынком E7, которые включают Китай, Бразилию, Индию, Южную Корею, Турцию и Россию, по прогнозам IMS Health, в 2009 г. должны вырасти на 14—15% и составить

105—115 млрд. долл., т.е. примерно

13% от всего мирового рынка. Основной предпосылкой роста формирующихся рынков является ранее установившаяся тенденция расширения государственного и частного финансирования, способствующего значительному росту доступности и спроса на инновационные лекарства. В связи с высокими темпами роста, эти рынки находятся в фокусе внимания мировой фарминдустрии, что само по себе способствует их дальнейшему развитию. В то же время, как и на других рынках с высокой долей финансирования из средств населения, влияние экономического кризиса в Бразилии, Индии и России, по мнению IMS Health, также будет весьма заметным.

Китай и Индия традиционно рассматривались как конкуренты западных компаний (прежде всего, итальянских и испанских) в сфере поставок активных субстанций. По данным Pharmaceutical Technology13, в настоящее время в Индии и Китае базируется, соответственно, 29 и 16 вполне состоявшихся производственных компаний, которые имеют многолетний опыт по поставкам субстанций на регулируемые рынки Европы и Северной Америки. Индийские компании в последнее время оказывают также заметное влияние на рынок готовых форм, о чем можно судить по высокой динамике подачи заявок на ускоренную регистрацию дженериков. Помимо того, что страны БРИК в последнее время воспринимались как привлекательные растущие рынки сбыта, они также открыли новые возможности для ведущих компаний в сфере клинических испытаний, исследований и разработки, производства ЛС. Все это позволило рассматривать страны БРИК в качестве привлекательного объекта инвестиций для мировой фармотрасли. Представленные далее обзоры фарм-рынков стран БРИК проведены по материалам Pharmaceutical Technolo-

13 K.Kuhrt. The BRIC Countries: Opportunities for Regulated Market Players // Pharmaceutical Technology, 1.08.2008 / www.pharmaceutical-technology.com

14 K.Kuhrt. The BRIC Countries: Opportunities for Regulated Market Players // Pharmaceutical Technology, 1.08.2008 / www.pharmaceutical-technology.com

15 P.V.Arnum. Changing Patterns for Global Pharmaceutical Growth // Pharmaceutical Technology Sourcing and Management, 13.07.2007 / www.pharmaceutical-technology.com

16 A.Drakulich. A Reality Check on Emerging Markets // Pharmaceutical Technology, 02.07.2008 / www.pharmaceutical-technology.com

17 Ф.Клод, директор Nomura Code Secutities Ltd, XIV Российский фармацевтический форум Института Адама Смита, С.-Петербург, 20-22 мая 2008 г.

gy14,15,1б, Российского фармацевтического форума Института Адама Смита в 2008 г.17, а также прочим доступным источникам.

(БРАЗИЛИЯ: ВБЛИЗИ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОГО РЫНКА

Бразилия представляет собой второй по величине после Мексики фармры-нок в Латинской Америке. Среди всех стран БРИК для нее характерны наиболее высокие показатели расходов на здравоохранение в процентном отношении от ВВП и в расчете на душу населения. Вместе с тем в этой стране средства населения являются все же превалирующим источником финансирования здравоохранения (55%), в т.ч. и в области лекарственного обеспечения, где нет возмещаемых программ.

Сфера регулирования бразильского рынка, в связи с тем, что она еще только формируется, характеризуется частыми изменениями. Предпринимаемые правительством меры направлены на повышение эффективности государственных расходов на здравоохранение, в связи с чем установлен контроль за ценами на рецептурные средства, создаются благоприятные условия для реализации генерической продукции, заявлена готовность регулирующих органов проводить принудительное лицензирование. Последнее стало очевидным в связи с инцидентом с антиретровирусным препаратом Storin (efavirentz) компании Мегск, по отношению к которому Министерством здравоохранения Бразилии было принято решение о выдаче принудительной лицензии (поскольку не были достигнуты договоренности с компани-ей-производителем о приемлемых условиях закупки этого препарата). Несмотря на все эти меры, в силу относительно высокого уровня доходов населения (например, по сравнению с Индией и Китаем), а также значительной доли платежей из кармана потребителей, бразильский рынок в стоимостном выражении по-прежнему на 90% представлен брэндированной продукций. Лидирующие позиции занимают 4 основные компании ^К,

Novartis, Pfizer, BMS), на долю которых приходится почти треть всех продаж. Международные корпорации чаще отказываются от практики размещения своих производств в Бразилии, поскольку здесь слабо защищаются патентные права. В то же время такие компании, как Eli Lilly и Novo Nordisk инвестировали в производственные мощности, которые ориентированы на выпуск продукции не только для внутреннего рынка страны, но и на экспорт. Например, завод Novo Nordisk по выпуску инсулина, открывшийся в апреле 2007 г., является крупнейшей зарубежной площадкой компании (инвестиции составили 200 млн. долл.), продукция которой на 95% экспортируется, причем в основном в западные страны.

В генерическом секторе доминируют локальные компании, из них 4 — EMS, Medley, Eurofarma и Ache/Biosintetica — составляют 80% всех продаж. Из числа иностранных генерических производителей больше всего на бразильском рынке преуспела компания Sandoz, в то время как Apotex, как сообщается, в связи с высокой конкуренцией собирается продавать свои производственные мощности в Сан-Паулу. Другие представители развитых рынков, среди них немецкие компании ratiopharm и Stada Arzneimittel AG, в настоящее время также ограниченно представлены на бразильском рынке. В то же время, поскольку в Бразилии на государственном уровне проводится политика, направленная на гармонизацию требований к регистрации дженериков с международными нормами, перспективы освоения этого рынка зарубежными компаниями расширяются. Предполагается, что Teva выйдет на бразильский генерический рынок через поглощение одного из локальных игроков. Интерес к этому рынку проявляют также индийские компании (Cadila Healthcare, Ranbaxy Laboratories, Wockhardt), которые определяют свое присутствие на нем или через поглощения, или через создание дочерних предприятий.

Мощности по производству субстанций в Бразилии невелики, большинство из них принадлежит локальным

производителям. В то же время небольшое число европейских игроков также имеют здесь свои производства, поскольку это позволяет, находясь вблизи крупных рынков Северной и Южной Америки, использовать более дешевые производственные ресурсы и пользоваться более благоприятным патентным режимом для производителей субстанций, чем в Европе. Этими преимуществами, например, пользуются компании Italfarmaco и ACS Dobfar. Производственные мощности по выпуску субстанции valsartan для собственных целей в Бразилии имеет также Novartis.

При достаточно небольшом числе локальных производителей субстанций, низких импортных пошлинах и при этом значительной производственной базе готовых генерических форм, совершенно логичным выглядит то, что импорт активных субстанций в Бразилию достигает значительных объемов. Несмотря на то что регулирование фармацевтической сферы в Бразилии становится все более жестким, большинство бразильских производителей ГЛС по-прежнему больше ориентируются на цены, а не на качество. В результате основные объемы субстанций в страну импортируются из Индии и Китая и других стран, обеспечивающих поставки по низким ценам.

( ИНДИЯ:ВВЕРХ ПО ЦЕПОЧКЕ СТОИМОСТИ

Для Индии характерен низкий уровень жизни, что определяет, в целом, низкую покупательную способность населения. Однако в последние годы здесь идет активный процесс формирования среднего класса (в 2007 г. около 300 млн. чел.), который предъявляет растущий спрос на медицинские услуги и медикаменты. В медицинской сфере превалируют платежи из кармана потребителей (примерно 80%), однако доступность медицинского обслуживания в связи с относительно низким уровнем цен достаточно велика. В стране быстро расширяется «медицинский туризм», который стимулируется развитием частной медицины, в т.ч. основанной на аюрведических тра-

дициях. Доходы этой сферы увеличиваются на 30% в год и к 2012 г., по прогнозам, могут достигнуть 2 млрд. долл. Индийский рынок является четвертым в мире по продажам лекарств в натуральном выражении, но при этом занимает 13—15 место по стоимостным показателям. Объясняется это тем, что более 40% этого рынка занимает генерическая продукция локальных производителей. Кроме того, для фрагментированного индийского рынка характерен низкий уровень цен (один из самых низких в мире), что обусловлено, с одной стороны, низким уровнем покупательной способности населения, с другой — развитым, высококонкурентным рынком предложения. Доля национальных компаний на рынке увеличивается, в то время как мультинациональные корпорации, напротив, сокращают свое долевое присутствие (с 40% в 1991 г. до 20% в 2007 г.). Экспорт составляет 43% от всех продаж индийских компаний; в 2000— 2005 гг. экспортные поставки в развитые страны росли в среднем на 33% в год. Реализация дженериков на мировом рынке для индийских компаний особенно выгодна, поскольку внутренний рынок характеризуется низкой нормой прибыли. Индийские компании активно осваивают рынок США, где в составе всех заявок на ускоренную регистрацию на их долю приходится 40%. Индия отличается также тем, что в этой стране больше всего заводов, сертифицированных FDA за пределами США.

Привлекательность поставок на индийский рынок готовой продукции снижается в связи с традиционно слабой защитой прав интеллектуальной собственности в этой стране. Хотя ситуация изменилась в позитивную сторону в 2005 г. в связи с вступлением Индии в ВТО, ряд прецедентов последних лет свидетельствует о том, что патентное регулирование по-прежнему ориентировано на поддержку джене-риковых компаний. Так, в 2007 г. компании Novartis было отказано в патентной защите бета-кристаллической формы инновационного препарата Gleevec (imatnib mesylate), а в марте

2008 г. отклонен судебный иск Roche к

компании Cipla в связи с реализацией генерической версии оригинального препарата Tarceva (erlotinib).

Несмотря на то что западные компании достаточно настороженно смотрят на индийский рынок как на рынок сбыта, он привлекает их с точки зрения использования имеющихся здесь развитых и, одновременно, дешевых ресурсов. Индийские фармкомпании все больше фокусируются на сфере исследований и разработок и на сотрудничестве с западными инновационными компаниями. Особенно сильные позиции индийская отрасль занимает в сфере химического синтеза и клинических испытаний. Стратегические альянсы по разным направлениям созданы целым рядом компаний, например, Ranbaxy и GSK, Bayer, Schwarz; Torrent и AstraZeneca; Suven и Eli Lilly; GVK и Bio Wyeth. Собственный центр исследований и разработок в Бенгало-ре имеет AstraZeneca.

Для большого пула генерических компаний, которые инвестировали в производственные активы, присутствие на индийской территории — это возможность эффективно конкурировать с индийскими компаниями по обслуживанию северо-американского джене-рикового рынка. Sandoz владеет тремя заводами по производству готовых форм в штате Махараштра (противотуберкулезных препаратов, цефалос-поринов и твердых оральных форм). Компания Watson в 2005 г. купила завод по выпуску твердых оральных форм в Гоа, ранее принадлежавший Dr. Reddy’s. Компания Mylan Laboratories приобрела контрольный пакет акций индийской компании Matrix Laboratories (736 млн. долл.), причем цели этого поглощения были связаны не с освоением внутреннего рынка, а с получением доступа к производственным мощностям Matrix по выпуску субстанций.

Несмотря на то что Индия является одним из лидеров производства субстанций в мире, значительный их объем импортируется в страну. Треть ввозится из Китая, в то время как остальная часть поставляется с регулируемых рынков, прежде всего из Германии, США, Италии и Франции, что опреде-

ляется размещением внутри страны производственных площадок западных компаний, а также экспортной ориентацией индийских генерических компаний. Хотя в Индии установлены высокие налоги на ввоз субстанций, они могут не применяться в том случае, если произведенная готовая продукция будет экспортироваться.

В целом в 90-е годы и новом столетии Индия значительно продвинулась вверх по цепочке формирования стоимости ЛС, и, по прогнозам, ее позиции в области введения в оборот новых субстанций и готовых ЛС будут укрепляться и в дальнейшем, так же как и активно развивающаяся в этой стране область клинических испытаний. Дальнейшее развитие получит также и генерический сектор, причем объемы экспорта продолжат свой рост в среднем на 41% в год в западные страны и на 26% — в развивающиеся (общий объем экспорта, по прогнозам, к 2011 г. будет сопоставим с общими продажами лекарств на индийском рынке в 2007 г.). Широкие перспективы получит также контрактное производство, которое уже по итогам 2006 г. оценивалось в 659 млн. долл.

(КИТАЙ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

В Китае, как и в Индии, при постоянном росте расходов на здравоохранение их доля по отношению к ВВП демонстрирует тенденцию сокращения. Однако сами эти расходы, составляя примерно 5% от ВВП, в 2007 г. исчислялись значительной величиной (156,7 млрд. долл.), существенно превосходящей расходы во всех других странах БРИК (Бразилия — 106, Индия — 49 млрд. долл.). Аналогично Индии, в Китае формируется средний класс, который по состоянию на начало 2007 г. включал 80 млн. домохозяйств. Китай отличается более высоким уровнем жизни по сравнению с Индией, и покупательная способность населения здесь выше. В то же время доступность медицинских услуг для населения в Китае ниже (в связи с относительно высоким уровнем цен). Государством стимулируется развитие

частного страхования. В расходах на здравоохранение превалируют средства населения, которые составляют 70%. Это меньше, чем в Индии (79%), но больше, чем в Бразилии (55%) и России (30%).

Особенностью китайского фармрынка является то, что значительную его часть составляют средствами китайской народной медицины. Рынок фрагментирован, и ни одна мультинациональная компания не занимает на нем значительной доли. Сфера регулирования реформируется, при этом систематически проводятся кампании по снижению цен. Генерическая продукция составляет 95% от объемов производства и 76% — от общих объемов внутреннего рынка лекарств. В связи со слабой патентной защитой на рынке доминируют дженерики, которые на регулируемых рынках не представлены.

Кроме конкуренции со стороны местных генерических производителей, а также того, что Китай не выполняет своих обязательств члена ВТО по защите интеллектуальной собственности, проблему для иностранных компаний составляет также система дистрибьюции, характерная для страны. Дело в том, что местные дистрибьюторские фирмы фокусируются обычно только на одной из провинций, что является препятствием для широкого освоения китайского рынка иностранными производителями. Даже ведущие фарм-компании, такие как Abbott, AstraZeneca и Boehringer Ingelheim, уже в течение многих лет представленные на китайском рынке, пока еще не смогли охватить всю страну.

Предполагается, что в перспективе потребительский рынок Китая по-прежнему останется прежде всего генерическим — в силу относительно низкой покупательной способности населения, которая сохранится в течение длительного времени даже при ожидаемых значительных темпах роста доходов населения. Несмотря на это, китайская фармацевтическая отрасль представляет собой значительный интерес для инвестиций со стороны ведущих фармкомпаний в связи с низкой стоимостью ресурсов, а также зна-

чительным потенциалом, причем не только в производственном секторе, но прежде всего в сфере исследований и разработок. В настоящее время китайская фармотрасль встала на инновационный путь развития, основным драйвером которого является биотехнология. Уже получили одобрение 20 био-фармацевтических продуктов, разработанных в Китае, и более 130 биофарма-цевтических компаний сертифицированы по GMP. В будущем Китай, как считают эксперты, может стать одним из ведущих центров по созданию биодженериков.

Можно привести многочисленные примеры инвестиций мировых лидеров в китайскую отрасль. Так, компания AstraZeneca инвестировала в производственный комплекс в Уси (134 млн. долл.), который обеспечивает 80% всех ее поставок на китайский рынок. В планах компании — создание крупного инновационного центра в Шанхае с инвестициями в 100 млн. долл. Eli Lilly имеет завод и крупный исследовательский центр в Сучжоу, который в дальнейшем претендует на то, чтобы стать крупнейшим научным центром компании за рубежом. GlaxoSmithKline имеет в Китае четыре производственные компании, три из которых являются совместными предприятиями с местными партнерами. Центр исследований и разработок GlaxoSmithKline открыт в Шанхае. Novartis владеет производственными мощностями в Цзянсу (83 млн. долл.) и исследовательским центром в Пекине. Объявлено о планах создания биомедицинского центра в Шанхае (100 млн. долл.). Pfizer вложил порядка 500 млн. долл. в целый ряд производственных площадок и исследовательский центр. Инвестиции в сферу исследований и разработок осуществил еще целый ряд корпораций, в т.ч. Merck, Roch Novo Nordisk.

Инвестиции в китайскую фарминдустрию осуществляются и дженериковыми производителями, ориентированными на освоение китайского рынка сбыта, прежде всего Stada, Actavis, Teva, Sandoz. Teva усилила свое присутствие через поглощение американских компаний Sicor и Ivax, которые создали совместные предприятия с китайскими партне-

рами (Tianjin Pharmaceutical Holdings и Kunming Pharmaceutical Factory). Компания Sandoz приобрела производственные мощности в Тяньцзины (в результате поглощения Hexal), а также генерическое производство в провинции Гуандун (ранее принадлежало Grunenthal). Основная часть субстанций, используемых для производства готовой продукции, производится местными предприятиями внутри страны. Если китайские производители и импортируют активные вещества, то прежде всего из Индии и других стран с низкими ценами. В отличие от Индии, Китай не экспортирует большие объемы готовых

препаратов на регулируемые рынки, поэтому не нуждается в субстанциях высокого качества. На обеспечение внутреннего спроса ориентированы также производственные мощности по выпуску готовых форм западных компаний.

Хотя у западных производителей субстанций нет больших шансов на освоение китайского рынка, он представляет для них интерес с точки зрения размещения производственных мощностей и центров по разработке ЛС. Среди крупных западных производителей субстанций, разместивших свое производство в Китае, приводится пример компании DSM, более мелких — Hovione (Португалия) and Esteve (Испания).

(РОССИЯ: ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК СБЫТА

Характерной чертой российского рынка является то, что лидирующие позиции на нем занимают прежде всего ведущие западные компании и производители дженериков из Восточной Европы. Позиции локальных компаний слабые, хотя российский фармрынок имеет выраженную генерическую ориентацию и является крупнейшим рынком воспроизведенных препаратов в Европе.

Привлекательность потребительского рынка в России для зарубежных компаний в последние годы определялась значительным увеличением государственных расходов на здравоохранение, высокими темпами роста доходов населения, расширяющимся средним клас-

сом, инвестирующим в свое здоровье, растущим спросом на препараты для лечения хронических заболеваний, а также готовностью конечных потребителей оплачивать из своего кармана дорогостоящие лекарства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сложности работы на российском рынке для зарубежных компаний сопряжены с масштабностью территории страна и низким уровнем развития инфраструктуры. Большую проблему составляют защита интеллектуальной собственности, широкое распространение контрафактной продукции, непрозрачность и бюрократизм в сфере регистрации ЛС. Вопросы вызывает также жизнеспособность государственной возмещаемой программы, кризисная ситуация в которой является перманентным явлением.

В отличие от потребительского рынка ЛС, инвестиции западных компаний в российскую фарминдустрию оцениваются как ограниченные. В последние 5 лет они касались сектора готовых лекарственных форм, в то время как производство субстанций, а также сфера исследований и разработок привлекательности для иностранного капитала не представляли.

Очевидным выглядит тот факт, что по сравнению с такими странами, как Индия и Китай, российская фармотрасль, в силу низкого потенциала, имеет ограниченные перспективы развития — даже несмотря на крупные масштабы внутреннего потребительского рынка ЛС, а также обсуждаемые планы государственных инвестиций. Она значительно менее развита, чем промышленность Индии и Китая и менее интегрирована в мировую фарминдустрию, чем промышленность Бразилии.

Финансовый кризис, сокращающий возможности по аккумуляции ресурсов, делает ситуацию в российской отрасли еще более сложной. Вместе с тем в связи с кризисом можно ожидать и позитивных изменений для внутренних производителей, а именно, переключения спроса на более дешевую отечественную продукцию. Но, как показывает опыт 1998 г., это явление скорее всего будет иметь краткосрочный характер, поскольку в стране по-прежнему не созданы необходимые условия для импор-

тозамещения, и на фоне возобновления роста доходов населения спрос на лекарства начнет быстро сдвигаться в сторону импортной продукции.

Изменение структуры рынка в пользу внутренних производителей, инициированное кризисом, более вероятно на бразильском рынке, где тому способствует проводимая государственная политика. Оно также неизбежно произойдет на китайском и индийском рынках, где позиции локальных производителей реально сильны.

В отличие от производственного сектора, Россия как рынок сбыта в период кризиса не утратит своей привлекательности для зарубежных компаний. Более того, по сравнению, например, с Индией она скорее выигрывает именно в связи с тем, что конкуренция со стороны локальных производителей здесь низкая. В целом же потребительские рынки стран БРИК, при прогнозируемых высоких темпах их роста, оставляют для мировой фармотрасли значительные возможности.

По сообщению агентства Bloomberg 1.12.200818, Goldman Sachs по-прежнему

высоко оценивает миссию стран БРИК в мировой экономике в условиях кризиса. Однако центральное место при этом отводится Китаю, где аккумулированы наиболее значительные золотовалютные резервы (почти 2 трлн. долл.) и где государством реализуются беспрецедентные по своему масштабу программы развития экономики. Согласно последнему ноябрьскому плану китайского правительства в период до 2010 г. будет выделено 586 млрд. долл. на расширение внутреннего спроса, резервы которого велики, и стимуляцию экономического роста. Инвестиции будут направлены в инфраструктуру, социальную сферу и другие стратегические секторы. Реформированию будет подлежать также область здравоохранения. Экспертами отмечается изменение модели экономического роста, когда с экспорта Китай постепенно переориентируется на внутреннее потребление.

В целом, как представляется, именно китайская фармотрасль не только не про-

18 William Mellor and Le-Min Lim BRIC Shoppers Will 'Rescue World' Goldman Sachs Says // Bloomberg, 1.12.2008 / www. bloomberg.com.

играет, но в конечном счете выиграет от криза, сделав на фоне общей депрессии значительный рывок вперед. Для этого в предшествующие годы были созданы необходимые предпосылки в виде формирования мощного производственного и инновационного потенциала, а также стратегических инвестиций ведущих мировых компаний. Мощная поддержка экономики на государственном уровне, а также переключение спроса на отечественную продукцию, надо полагать, будет способствовать динамичному развитию отрасли и в кризисное для глобальной экономики время.

Финансовый кризис является серьезным испытанием не только для экономик стран с формирующимся рынком, но и для самого брэнда БРИК, который в последние годы активно «раскручивался» и был успешно «позиционирован» и на фармрынке. Для того чтобы брэнд сохранил свою «силу», каждая из составляющих этой аббревиатуры должна с честью выйти из испытания кризисом. Насколько это реально, может показать только время.

р Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.