Научная статья на тему 'Фармацевтические рынки стран Юго-Восточной Азии: состояние и перспективы'

Фармацевтические рынки стран Юго-Восточной Азии: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1580
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / АСЕАН / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / COUNTRIES OF SOUTH EAST ASIA / ASEAN / PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтынбаева О.М.

Экономический кризис, быстро-снижающиеся реальные доходы населения, нарастающий дефицит финансирования системы здравоохранения создают предпосылки для стагнации и даже сокращения российского фармацевтического рынка. В то же время внешнеэкономическая деятельность, особенно в условиях падения национальной валюты, сулит отечественным производителям высокие экспортные доходы [1]. В свете этого чрезвычайно актуальной является активизация процесса выхода российских компаний на фармрынки других стран, включая прежде всего быстрорастущие азиатские рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical markets of South East Asia: current states and prospects

The study examines the socio-economic state of emerging markets in South East Asia. The main trends contributing to the regional development are determined, and a comparative analysis of national healthcare systems is done. Additionally, pharmaceutical markets of the leading regional economies (Indonesia, the Philippines, Vietnam and Thailand) are analyzed. In light of the study’s findings, the market entry prospects for the pharmaceutical companies are discussed. The South East Asia looks promising for establishing foreign trade thanks to its sustainable economic growth, large population size and intragovernmental actions on trade liberalization and business facilitation (in particular, within ASEAN framework agreements). The rapid expansion of Asian middle class, the increase in public and private healthcare expenditures, the broadening healthcare access among various social groups as well as the remaining burden of disease are promising pharmaceutical companies the ever-evolving business opportunities in the region.

Текст научной работы на тему «Фармацевтические рынки стран Юго-Восточной Азии: состояние и перспективы»

24 I.',';:,1 IPEMEDUUM

О.М. АЛТЫНБАЕВА, ООО «НТФФ «ПОЛИСАН»

Фармацевтические рынки

СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Привлекательность стран Юго-Восточной Азии для внешнеэкономических партнеров обусловлена их устойчивым экономическим ростом, значительной численностью населения, нацеленностью на либерализацию торговых отношений и упрощение ведения бизнеса в регионе (прежде всего в рамках АСЕАН). Растущий быстрыми темпами средний класс, увеличение государственных и частных расходов на здравоохранение, расширение доступа различных групп населения к услугам здравоохранения и одновременно сохраняющаяся непростая эпидемиологическая обстановка создают условия для развития бизнеса фармацевтических компаний в данном регионе.

Экономический кризис, быстро-снижающиеся реальные доходы населения, нарастающий дефицит финансирования системы здравоохранения создают предпосылки для стагнации и даже сокращения российского фармацевтического рынка. В то же время внешнеэкономическая деятельность, особенно в условиях падения национальной валюты, сулит отечественным производителям высокие экспортные доходы [1]. В свете этого чрезвычайно актуальной является активизация процесса выхода российских компаний на фармрынки других стран, включая прежде всего быстрорастущие азиатские рынки.

• ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ АСЕАН

В настоящий момент в Юго-Восточной Азии (ЮВА) только Сингапур относится к числу развитых стран, остальные — к развивающимся и странам с формирующимся рынком (emerging market) (Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Бруней, Камбоджа, Лаос и Мьянма) [2]. Страны ЮВА входят в состав различных политических и экономических альянсов, главным из которых на региональном уровне является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). 22 ноября 2015 г. лидеры десяти стран — членов АСЕАН подписали декларацию о создании до конца 2015 г. единого Экономического сообщества (AEC/ASEAN Economic Community) [3].

Ключевые слова:

страны Юго-Восточной Азии,

АСЕАН, фармацевтический рынок

Этот шаг во многом закрепил высокую степень интеграции в различных сферах, которая к этому времени уже была достигнута в регионе ЮВА. Основными задачами АСЕАН в экономической сфере на ближайшие годы являются установление свободного обращения товаров, услуг, инвестиций и человеческого капитала внутри региона, формирование региональной цепочки поставок, усиление экономического сотрудничества, повышение конкурентоспособности региональной экономики в глобальном масштабе [4].

Если бы страны АСЕАН представляли собой одну страну, то по размеру ВВП в

2014 г. они заняли бы 7-е место в мире (табл. 1). Среднегодовой темп экономического роста в период с 2007 по 2013 г. составил 5,1% (всей мировой экономики — 3,3%) [5]. За период с 2000 по 2014 г. наблюдалось почти трехкратное увеличение совокупного ВВП стран АСЕАН. Гетерогенность рынков АСЕАН отражается в показателе ВВП на душу населения: в Сингапуре он более чем в 30 раз выше, чем в Лаосе, и в 50 раз выше, чем в Камбодже и Мьянме (табл. 2). По прогнозам The Economist Intelligence Unit [6], общий ВВП АСЕАН почти удвоится к 2020 г. (по сравнению с 2014 г.), 120 млн людей перейдут в средний и высший социальные классы. Экономика Индонезии, которая является лидирующей в АСЕАН (35% от общего ВВП), будет демонстрировать темп роста не менее 5% в год вплоть до 2020 г. Данный показатель для остальных стран АСЕАН будет также расти, варьируя в пределах от 2,2% (Сингапур) до 7,7% (Мьянма) (табл. 2).

В ЮВА отмечается стабильное увеличение прямых иностранных инвестиций, которые в период 2000—2013 гг. при среднегодовых темпах роста 14% достигли 131,5 млрд долл. [5]. По данным ООН, в 2014 г. АСЕАН привлекла больше

Keywords: Countries of South East Asia, ASEAN, pharmaceutical market

T

he study examines the socio-economic state of emerging markets in South East Asia. The main trends contributing to the regional development are determined, and a comparative analysis of national healthcare systems is done. Additionally, pharmaceutical markets of the leading regional economies (Indonesia, the Philippines, Vietnam and Thailand) are analyzed. In light of the study's findings, the market entry prospects for the pharmaceutical companies are discussed. The South East Asia looks promising for establishing foreign trade thanks to its sustainable economic growth, large population size and intragovernmental actions on trade liberalization and business facilitation (in particular, within ASEAN framework agreements). The rapid expansion of Asian middle class, the increase in public and private healthcare expenditures, the broadening healthcare access among various social groups as well as the remaining burden of disease are promising pharmaceutical companies the ever-evolving business opportunities in the region.

O.M. ALTYNBAEVA, NTFF Polisan OOO. PHARMACEUTICAL MARKETS OF SOUTH EAST ASIA: CURRENT STATES AND PROSPECTS.

таблиц^! Сравнение экономических показателей ведущих стран мира

ВВП, 2014, триллион текущих долларов Среднегодовой темп роста ВВП, 2000—2013, %

США 17,4 Китай 10,0

Китай 10,4 Индия 7,0

Япония 4,6 АСЕАН 5,1

Германия 3,9 Россия 4,4

Великобритания 2,9 Бразилия 3,2

Франция 2,8 Канада 1,9

АСЕАН 2,5 США 1,8

Бразилия 2,3 Великобритания 1,5

Италия 2,1 Германия 1,1

Индия 2,1 Франция 1,0

Источник: база данных World Bank http://data.worldbank.org/

прямых иностранных инвестиций (133 млрд долл.), чем Китай (128,5 млрд долл.). Значительная часть иностранных инвестиций в странах ЮВА (примерно 25%) приходится на долю других стран этого региона [8]. Совокупный внешнеторговый оборот АСЕАН в 2014 г. составил 2,5 трлн долл., на АСЕАН приходится 7% мировой торговли и 24,3% внутрирегиональной торговли ЮВА. Регион АСЕАН занимает 4-е место по величине экспорта, усту-

пая только Евросоюзу, Северной Америке и Китаю [9]. Отмечается, что страны АСЕАН перестали быть преимущественно рынками сбыта и начали вести активную экспортную деятельность. В частности, Китай стал важным рынком сбыта для Малайзии и Сингапура. В целом страны АСЕАН имеют выгодное расположение с точки зрения дальней-

шего расширения и диверсификации торговли в Азиатском регионе [10]. Исторически страны ЮВА были расположены в районах пересечения крупных торговых путей. По индексу связности McKinsey1, который оценивает структуру и динамику притока и оттока товаров, услуг, финансов и людей, а также сопутствующий информационный обмен, в 2014 г. Сингапур занимал 4-е место в мире. Малайзия (18-я) и Таиланд (36-й) также входят в топ-50 наиболее «связанных», т. е. вовлеченных во всевозможные международные обмены, стран.

• СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В настоящий момент совокупная численность населения стран АСЕАН составляет более 600 млн, регион уступает только Китаю и Индии. Во многих странах ЮВА ожидается рост численности населения трудоспособного возраста, что в следующие 20—30 лет будет создавать предпосылки для существенного увеличения ВВП (табл. 3). Ожидается, что к 2025 г. 68% населения АСЕАН

1 Индекс связности McKinsey (McKinsey Connectedness Index) оценивает структуру потоков товаров, услуг, финансов, кадровых ресурсов и информации, учитывая размер страны, с целью определить, насколько каждая из стран связана через такого рода операции с другими странами [12].

таблиц^2 Общие экономические показатели для региона ЮВА

Страны ВВП в текущих долларах, 2014 ВВП на душу населения, в текущих долларах, 2014 Темп роста к предыдущему году, %

Млрд долл. Доля, % Тыс. долл. 2013 2014 2015 f 2016 f 2017 f 2018 f 2019 f 2020 f

АСЕАН-5* 2 518,4 100 127 009 5,1 4,6 4,6 4,9 5,3 5,4 5,5 5,5

Индонезия 888,7 35,3 3 493 5,6 5 4,7 5,1 5,5 5,8 6 6

Таиланд 404,8 16,1 5 977 2,8 0,9 25 3,2 3,6 3,4 3,3 3,2

Малайзия 338,2 13,4 11 310 4,7 6 4,7 4,5 5 5 5 5

Сингапур 307,9 12,2 56 289 4,4 2,9 2,2 2,9 3,2 3,2 3,2 3,2

Филиппины 284,6 11,3 2 871 7,1 6,1 6 6,3 6,5 6,5 6,5 6,5

Вьетнам 185,9 7,4 2 049 5,4 6 6,5 6,4 6 6 6 6

Мьянма 63,1 2,5 1 181 8,4 8,5 8,5 8,4 8,3 8 7,7 7,7

Бруней 17,1 0,7 41 007 -2,1 -2,3 -1,2 3,2 3,8 5,5 11,2 5

Камбоджа 16,6 0,7 1 083 7,4 7 7 7,2 7,2 7,3 7,3 7,3

Лаос 11,7 0,5 1 749 8 7,4 7,5 8 7,5 7,2 7,4 7,4

Примечание. Темпы роста рассчитаны для *АСЕАН-5: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Вьетнам.

Источник: база данных the United Nations http://unctadstat.unctad.org/EN/

будут составлять люди трудоспособного возраста [11].

В последние годы, благодаря стабильному экономическому развитию и улучшению общих условий жизни, происходит формирование среднего класса с устойчивой покупательной способностью. С 2000 г. наблюдается стабильный рост доходов населения со среднегодовыми темпами 5% [13]. Согласно оценкам McKinsey, более 67 млн домо-хозяйств АСЕАН относятся к классу потребления с доходами, позволяющими совершать единовременные крупные покупки. Урбанизация и рост потребления стимулируют друг друга. 22% населения АСЕАН живут в городах, насчитывающих более 200 тыс. жителей, и вклад этих городов в ВВП региона составляет около 54% [10]. В процессе развития региона ЮВА структура заболеваемости в большинстве стран постепенно меняется, при-

таблиц^з Основные демографические показатели

Страны Население (тысяч человек), 2014 Городское население (%), 2014 Средний возраст, 2014

Бруней 417 77 29,6

Камбоджа 15 328 21 24,5

Индонезия 254 455 53 29,6

Лаос 6 689 38 22,3

Малайзия 29 902 74 27,9

Мьянма 53 437 34 28,3

Филиппины 99 139 45 23,2

Сингапур 5 470 100 34

Таиланд 67 726 49 36,7

Вьетнам 90 730 33 29,6

АСЕАН 623 299

Источник: база данных World Bank http://data.worLdbank.org/, показатели среднего возраста — база данных ЦРУ: https://www.cia.gov.

рисуно^! Структура смертности в ЮВА, %

100

80

60

40

20

| | — материнская смертность | | — дефицит питательных веществ | | — тропические инфекции и малярия | | — цирроз печени | | — убийства и самоубийства | | — неврологические заболевания | | — заболевания пищеварительного тракта □ — СПИД/ВИЧ и туберкулез | | — диабет, урогенитальные, эндокринные заболевания, заболевания крови | | — младенческая смертность | | — хронические респираторные заболевания | | — онкологические заболевания | | — другие причины смертности | | — острые кишечные, респираторные

и прочие инфекции | | — сердечно-сосудистые заболевания

Источник: база данных Institute for Health Metrics and Evaluation http://vizhub.healthdata.org/gbd-compare/

4,8

0

обретая черты, характерные для развитых стран: растет доля хронических заболеваний (сердечно-сосудистые, онкологические, диабет, ожирение) и увеличивается число прожитых лет в состоянии нездоровья (рис. 1). Совместная работа международных организаций (ВОЗ и др.) и правительств АСЕАН по улучшению условий жизни, осуществление программ профилактики инфекционных заболеваний ведут к сокращению уровня заболеваемости опасными инфекциями. Если в 1990-е гг. туберкулез и ВИЧ/СПИД вместе занимали 4-е место в рейтинге среди причин смертности, то в 2013 г. они сместились на 6-е место (сокращение на 25%), уступив позиции диабету и хроническим респираторным заболеваниям. Диарея и респираторные инфекции демонстрируют схожую динамику (сокращение на 60%), что частично связано с улучшением санитарных условий в

густонаселенных областях. Тем не менее в регионе в целом сохраняется сложная эпидемиологическая обстановка. В частности, остается проблемой туберкулез — по причине появления устойчивых штаммов [14]. Для Филиппин характерна высокая доля случаев пневмонии и гепатита В [15]. Лаос занимает первое место по числу смертельных случаев, обусловленных респираторными и кишечными инфекциями (16,7% в общей структуре смертности).

• СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития стран АСЕАН стало совершенствование

здравоохранения. Это обусловлено, с одной стороны, ростом уровня жизни и увеличивающимися запросами населения, с другой — тем, что развитая система здравоохранения является условием успешного экономического роста. В последние годы государства АСЕАН направляют свои усилия на всеобщее обеспечение населения медицинскими услугами в рамках государственных программ социального страхования (рис. 2). В 2012 г. практически все население Таиланда было застраховано.

То же можно сказать и о Малайзии, где население имеет доступ к государственным медицинским услугам, финансируемым за счет общей системы налогообложения с частичной сооплатой со

стороны пользователей услуг. В Сингапуре 93% населения получают медицинские услуги в рамках системы обязательного медицинского страхования. В Индонезии застрахованы пока только 60% населения, полного охвата обязательным медицинским страхованием планируют достичь к 2019 г. Наименее социально защищенным является население Лаоса и Камбоджи (соответственно 15 и 24% населения застрахованы), но работа правительств по улучшению ситуации продолжается [16]. В течение 2000-х гг. расходы на государственное медицинское страхование в некоторых странах ЮВА выросли в два-три раза.

Для Таиланда характерна наиболее значительная доля государственного финансирования сферы здравоохранения (80% в 2013 г.). Расходы на здравоохранение в Таиланде составляют 17% государственного бюджета, что выше, чем во всех остальных странах АСЕАН и некоторых европейских странах [17]. Сфера здравоохранения Вьетнама развивается аналогично Таиланду. В 2013 г. доля расходов на здравоохранение в структуре государственного бюджета этой страны составляла более 9%. По данному показателю Вьетнам занимает второе место после Таиланда. Тем не менее до сих пор потребители вынуждены большую часть расходов оплачи-

рисунок Охват населения государственным медицинским страхованием, 2012, %

вать из собственного кармана: на долю частных расходов в 2013 г. приходилось около половины всех затрат на здравоохранение (рис. 3). По данным Всемирного банка [18], в Индонезии в 2013 г. подушевой расход на здравоохранение, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 293,3 долл., близкие значения данный показатель имеет в Филиппинах (287 долл.) и во Вьетнаме (308,3 долл.). Это в 2 раза меньше показателя Таиланда (658 долл.). Несмотря на значительный прогресс, развитие здравоохранения в целом ряде стран АСЕАН сдерживается такими факторами, как недостаток финансирования (относительно низкий объем общих и государственных расходов на здравоохранение по сравнению с развитыми странами), недостаточное количество квалифицированного медицинского и фармацевтического персонала [20]. В некоторых случаях географические особенности препятствуют охвату населения медицинскими услугами. В Индонезии с населением более 250 млн жителей даже базовые меди-

цинские услуги часто оказываются недоступны для значительной части населения. Страна представляет собой островное государство, включающее 6 000 населенных островов. Очевидно, что индонезийцы имеют неравные возможности для получения медицинских услуг. Если в крупных городах доступ к большинству медицинских услуг не представляет сложности, то в отдаленных регионах, например в провинции Папуа, дорога к врачу может занять несколько дней.

• ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РЫНКИ АСЕАН

Реформы в государствах АСЕАН затрагивают также сферу обращения ЛС. Экономическое сообщество АСЕАН нацелено на создание высококонкурентного фармацевтического рынка со свободным обращением лекарственных препаратов и медицинских изделий. С целью стимуляции роста фармацевтического рынка постепенно упрощаются административные и регуляторные процедуры. Примером либерализации отрасли стало и то, что лидеры стран АСЕАН приня-

ли соглашение о взаимном признании результатов инспекций производителей ЛС, включая проверки условий производства препаратов, уже выпущенных в обращение. АСЕАН установила единую форму регистрационного досье для лекарств в СГО-формате. Гармонизируются нормативные требования к ввозимым ЛС. Разрабатываются нормативные документы, согласно которым отзыв фармацевтической продукции и предупреждения о рисках контрафакта в одной стране будут иметь силу и в остальных странах-участниках. В целом такого рода стандартизация должна сделать ситуацию более прозрачной для иностранных фармацевтических компаний при выходе на рынки ЮВА [19]. Среди четырех наиболее крупных развивающихся экономик АСЕАН-4 (Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины) Индонезия имеет самую высокую долю в общих фармацевтических продажах — 33,4%. За ней следуют Таиланд, Вьетнам, Филиппины, где данный показатель в 2014 г. составил 25,6, 22,3 и 18,7% соответственно (рис. 4). Объем фармацевтических продаж в Индоне-

рисунок

12

10

Фармацевтические продажи в странах АСЕАН

| | — Индонезия | | — Таиланд | | — Вьетнам | | — Филиппины | | — Малайзия | | — Сингапур | | — Мьянма | | — Камбоджа | | — Бруней □ — Лаос

Источник: исследовательское агентство ВМ1 http://www.bmiresearch.com/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

6

4

2

0

Фармацевтические продажи в странах АСЕАН, 2014

зии в 2014 г. оценивался в 5,9 млрд долл. (рис. 5). Однако фармацевтические продажи на душу населения в Индонезии остаются минимальными среди четырех стран АСЕАН — 23,2 долл., что связано с большой численностью населения (рис. 6). Ввиду относительной развитости фармацевтического рынка и сферы здравоохранения в Таиланде потребление лекарств на душу населения остается выше, чем в остальных странах АСЕАН-4: в 2014 г. оно составило 66 долл. (во Вьетнаме — 42 долл., в Филиппинах — 33 долл.). При этом в период с 2000 по 2010 г. темпы роста расходов на лекарства в Таиланде и

Вьетнаме составляли 10% в год, в Филиппинах — 9%, в Индонезии — 7%. Важно отметить, что во Вьетнаме доля затрат на фармацевтику в общем объеме затрат на здравоохранение в 2010 г. составляла 43%, что приближается к значению этого показателя в Таиланде (51%) [20]. Тем не менее доля государства в затратах на лекарства во Вьетнаме оставалась небольшой — 22% (для сравнения: в Таиланде — 90%). Согласно данным исследовательской компании BMI, в Таиланде на долю Rx в 2014 г. приходилось 80% общих фармацевтических продаж, что является следствием развитых программ возмещения. В Таиланде лечебные учреждения закупают более 75% всех препаратов на базе тендеров для дженериков или переговоров по брендированным препаратам [21]. Вьетнам, следуя примеру Таиланда в развитии и улучшении программ возме-

щения, демонстрирует рост доли рецептурных препаратов, которая в 2014 г. составила 74% [22]. В Филиппинах доля рецептурных препаратов также высока — 72% (рис. 7), однако расходы на фармацевтику возмещаются в основном из

кармана потребителей. Согласно данным за 2013 г., амбулаторные лекарства практически не входили в программы возмещения в этой стране [15]. В АСЕАН разрабатывают меры по сдерживанию и оптимизации государственных расходов на лекарства. В Индонезии и Филиппинах установлен контроль над ценами на ЛП, проводится периодическое обязательное снижение цен на ЛП, приоритет в назначениях отдается дженерикам. Кроме того, государство привлекает самих пациентов к сооплате расходов на ЛП. В Таиланде контролируется список назначаемых ЛП, продвигаются дженерики, устанавливаются ограничения по расходам на ЛП [2].

Отмечается, что страны АСЕАН озаботились развитием национальной фармацевтической отрасли. В частности, правительство Индонезии защищает местную промышленность прямыми и непрямыми методами. Основным барь-

ером для входа в фармацевтическую отрасль является ограничение на собственность иностранных фирм в стране: максимальный размер иностранного капитала составляет 85% (2015 г.). Кроме того, иностранные компании, которые не владеют производственными площадками в стране, не могут самостоятельно заниматься дистрибуцией своих ЛП [22]. Защита интересов местных производителей отражается на перечне лидеров рынка. По данным рейтинга IMS Health [23], в топ-20 ведущих компаний 80% составляют местные игроки. Десятка местных компаний-лидеров контролирует 40% рынка в натуральном выражении [24]. Вход иностранных компаний в местную отрасль сдерживает и то, что в Индонезии недостаточно разработаны механизмы по защите прав интеллектуальной собственности и противодействию недобросовестной конкуренции. Однако в последние годы отмечается увеличение объема импорта: темп роста в 2010— 2014 гг. составлял в среднем 10% в год [25]. В 2014 г. объем импорта готовых ЛС составил 710 млн долл., ведущими экспортерами были Швейцария, Германия, США.

В настоящее время правительство Таиланда финансирует разработку и исследования новых препаратов и стимулирует местных производителей. С этим частично связано увеличение количества местных фармацевтических фирм в стране в последнее десятилетие. Местные игроки представлены как государственными, так и частными фармацевтическими компаниями. Кроме того, на рынке представлены ведущие международные фармацевтические фирмы: им принадлежит 44% рынка в стоимостном выражении [21]. Регион привлекает развитой инфраструктурой, возможностями для контрактного производства, присутствием квалифицированных кадров и мягким регуляторным режимом. Иностранные компании предпочитают переносить свои технологии на площадки нескольких крупных производителей Таиланда (упаковка или часть основных стадий), а не инвестировать в собственные производственные мощности в стране. Примером может служить компания Merck, которая привлекает к производству своих препаратов двух мест-

ных производителей, при этом она планирует производить ЛП не только для национального рынка, но и для других стран АСЕАН. Этим способом Merck намеревается снизить издержки и воспользоваться преимуществом бестарифного режима в регионе [24]. На фармацевтическом рынке Филиппин иностранные компании являются главными игроками, на их долю приходится 75%. Однако с вступлением в 2008 г. в силу закона о всеобщем доступе к более дешевым и качественным медикаментам фармацевтический рынок значительно изменился. Данный закон установил максимальные розничные цены на лекарства, что привело к 50%-му снижению цены более чем на 100 препаратов. При этом ускорился процесс выхода дженериков на рынок. Это вызвало усиление конкуренции со стороны местных фармацевтических компаний, которые сосредоточены на производстве дженериков. Основным фактором в этой конкуренции выступает цена. Государство начало проводить активный мониторинг розничных цен на препараты, обязательным стало информирование населения о ценах на лекарства, поэтому многим иностранным компаниям приходится значительно снижать цены на свои брендирован-ные препараты (в некоторых случаях на 60%) [15].

Правительство Вьетнама для укрепления национальной отрасли ведет политику по переходу на международные стандарты производства. Тем не менее в 2014 г. только треть фармацевтических компаний Вьетнама были сертифицированы по GMP. Большинство местных производителей выпускают дженерики с низкой стоимостью, предпочтение отдается наиболее популярным ЛП. Рынок специфических ЛП, требующих для своего производства более сложных технологий, занят иностранными компаниями [14]. Многие иностранные фармацевтические фирмы вступают в партнерские отношения с местными производителями с целью производства и дистрибуции своих ЛП на внутреннем рынке. Примером может служить компания GSK, которая в 2010 г. начала сотрудничество с местной компанией Savipharm. GSK обеспечивает регистрацию ЛП, техническую поддержку и кон-

троль качества (включая модернизацию систем контроля качества на предприятии), тогда как Savipharm отвечает за производство и реализацию продукции [26].

Импорт фармацевтических субстанций и ГЛС во многих странах ЮВА составляет значительную часть в структуре всего внешнеторгового оборота фармацевтической продукции. В частности, во Вьетнаме 90% активных фармацевтических субстанций ввозится из других стран. Ведущими импортерами являются Индия и Китай, доля которых в общем объеме импорта субстанций в 2013 г. составила 51,4 и 18,3% соответственно [27]. В Филиппинах в 2014 г. импорт ГЛС составлял 94% всего внешнеторгового оборота фармацевтической продукции, в Таиланде — 82%, в Индонезии — 58% [25].

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы гармонизации регуляторных механизмов и экономической интеграции постепенно ведут к усилению деловой активности в регионе, что вместе с благоприятной демографической динамикой способствует стабильному экономическому росту стран АСЕАН. Отмечается растущая инвестиционная активность, диверсификация экспортно-импортных операций, улучшение инфраструктурной составляющей. Государства АСЕАН активно работают над развитием сферы здравоохранения и реализацией проектов по всеобщему обеспечению населения медицинскими услугами в рамках социальных программ. Это создает благоприятные стратегические перспективы для деятельности в регионе фармацевтических компаний.

В будущем конкуренция на фармацевтических рынках стран ЮВА будет оставаться на высоком уровне. В первую очередь это связано с активностью индийских и китайских компаний в ЮВА. Кроме того, конкуренция обусловлена значительной фрагментированностью фармацевтической отрасли крупных региональных экономик (Индонезии, Вьетнама, Таиланда, Филиппин), где действует несколько тысяч небольших производителей. Благодаря прочным деловым связям, пониманию местных

обычаев и привычек, достаточной гибкости и адаптации к динамично развивающейся внешней среде многие местные игроки рынков ЮВА стали серьезными конкурентами для западных фирм. По данным IMS Health, местные и региональные игроки (Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Пакистан) по таким показателям, как доля на рынках Азии и совокупные темпы роста, за последние 5 лет опередили международные компании [28]. Отмечается, что региональные участники усиливают свои позиции на рынке во всех основных сегментах.

В таких условиях многие международные компании пытаются внедрять инновационные стратегии, разработан-

ные специально для фармацевтических рынков стран Азии, в т. ч. для стран ЮВА. Некоторым ценой проб и ошибок удалось сохранить здесь свои позиции, тогда как другим повезло меньше [29]. Как сообщает исследовательское агентство McKinsey, даже опытным международным компаниям придется пересмотреть свою тактику и стратегию, чтобы быть успешными на данных рынках [30]. По словам главы IMS Health доктора Шриканта Раджагопала (Dr. Srikanth Rajagopal), время единой стратегии, подходящей для всех рынков, прошло, успех возможен только при условии гибкой адаптации к меняющимся условиям развивающихся рынков [29]. Инвесторы признают, что сотрудниче-

ство с местными игроками и понимание локальных особенностей культуры и среды способствуют успеху в этом непростом регионе. Стоит отметить, что истории успеха могут быть показательным примером дифференцированного подхода к рынкам различной сложности и должны учитываться российскими производителями при реализации стратегии выхода на фармацевтические рынки азиатских стран. Решающим фактором успешного выхода на рынки данного региона и дальнейшего продвижения является понимание как обстановки в регионе в целом, так и специфики ситуации в каждой отдельной стране.

>

ИСТОЧНИКИ

1. Трофимова Е.О. Российская фармацевтическая промышленность в 2014 году Ремедиум. Специальное издание, 2015: 32-40. Pharmerging markets: Picking a pathway to success. IMS Health. 2013.

2. South East Asia's Pharmerging Landscape. IBC Asia South East Asia Pharmaceutical Forum. 2012. 12 р.

3. Соловьева Т. История попыток создания зоны свободной торговли АТЭС. 2014. [Электронный ресурс]: ТАСС-Информационное агентство России [Режим доступа]: http://tass.ru/info/1565838.

4. ASEAN Integration Report 2015 // ASEAN Economic Community. 2015. [Электронный ресурс]: ASEAN [Режим доступа]: http://www.asean.org/.

5. ASEAN Community 2015: Managing integration for better jobs and shared prosperity. International Labour Organization and Asian Development Bank. 2014.

6. Winning in ASEAN: How Companies Are Preparing for Economic Integration. 2014. [Электронный ресурс]: The Boston Consulting group [Режим доступа]: https://www.bcgperspectives.com/content/ articles/growth_globalization_winning_asean_how_companies_are_prep aring_economic_integration/.

7. [Электронный ресурс]: Международный Валютный Фонд [Режим доступа]: http://www.imf.org/.

8. ASEAN Investment Report 2015: Infrastructure Investment and Connectivity. ASEAN Secretariat. 2015.

9. [Электронный ресурс]: Конференция ООН по Развитию и Торговле. [Режим доступа]: http://unctadstat.unctad.org/EN/.

10. Understanding ASEAN: Seven things you need to know. 2014. [Электронный ресурс]: McKinsey&Company [Режим доступа]: http://www. mckinsey.com/insights/public_sector/understanding_asean_seven_things _you_need_to_know.

11. ASEAN Demographic Dividend. 2013. [Электронный ресурс]: ASEAN Briefing [Режим доступа]: http://www.aseanbriefing.com/news/ 2013/11/25/asean-demographic-dividend.html#sthash.xjpo58qh.dpuf.

12. Global flows in a digital age. 2014. [Электронный ресурс]: McKinsey&Company [Режим доступа]: http://www.mckinsey.com/ insights/globalization/global_flows_in_a_digital_age.

13. [Электронный ресурс]: Международная Федерация по Диабету. [Режим доступа]: http://www.idf.org/.

14. Brief Sector Note on Pharmaceutical Industry in Vietnam. Italian trade Agency. 2014 [Режим доступа]: http://www.ice.gov.it/.

15. Philippines Pharmaceutical Market. 2014. [Электронный ресурс]: Pacific Bridge Medical [Режим доступа]: http://www.pacificbridgemed-ical.com/publication/2014-philippines-pharmaceutical-market-update/.

16. Van Minh H et al. Progress toward universal health coverage in ASEAN. 2014.

[Электронный ресурс]: PubMed.gov [Режим доступа]: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4309835/.

17. [Электронный ресурс]: База данных ОЭСР [Режим доступа]: http://stats.oecd.org/.

18. [Электронный ресурс]: База данных Всемирного банка [Режим доступа]: http://data.worldbank.org/.

19. Jill E. Sackman. Report from Southeast Asia. 2014. [Электронный ресурс]: PharmTech. [Режим доступа]: http://www.pharmtech.com/report-southeast-asia.

20. Health at a Glance: Asia/Pacific 2014: Measuring Progress towards Universal Health Coverage // OECD Publishing. 2014. [Электронный ресурс]: OECD iLibrary [Режим доступа]: http://wwwoecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/health-at-a-glance-asia-pacific-2014_health_glance_ap-2014-en.

21. Thai Pharmaceutical Market. 2014 [Электронный ресурс]: Pacific Bridge Medical [Режим доступа]:

http://www.pacificbridgemedical.com/publication/thailand-pharmaceuti-cal-market-update-2014/.

22. Indonesian Pharmaceutical Market. 2014 [Электронный ресурс]: Pacific Bridge Medical [Режим доступа]: http://www.pacificbridgemed-ical.com/publication/indonesian-pharmaceuticals-2014-update/.

23. Healthcare and Life Sciences Review. 2013. [Электронный ресурс]: Pharma Boardroom [Режим доступа]: http://pharmaboardroom.com/ country_reports/indonesia/.

24. Competition Issues in the distribution of Pharmaceuticals. Global Forum on Competition. 2014. [Электронный ресурс]: OECD iLibrary [Режим доступа]: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydoc-umentpdf/?cote=DAF/C0MP/GF/WD(2014)20&docLanguage=En.

25. [Электронный ресурс]: International Trade Centre.[Режим досту-па]:http://www.intracen.org/.

26. Vietnam Pharmaceutical Market. 2012 [Электронный ресурс]: Pacific Bridge Medical [Режим доступа]: http://www.pacificbridgemedical.com/ publication/vietnam-pharmaceutical-market-updates/.

27. Бюро по Статистике Вьетнама. 2014 [Режим доступа]: http://www.gso.gov.vn/.

28. Lessons from rising stars: Why have local players outperformed multinationals in emerging markets? Emerging Markets, IMS Strategy Conference, 2013: 20.

29. Understanding the paradox of Asia's pharma market to ensure success. IMS Asia-Pacific Insight., 2013, 3: 15.

30. Todd G. Think regionally, act locally: Four steps to reaching the Asian consumer. 2009 [Электронный ресурс]: McKinsey & Company [Режим доступа]: http://www.mckinsey.com/insights/marketing_sales/ think_regionally_act_locally_four_steps_to_reaching_the_asian_con-sumer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.