© Муранова А.П.
ИВ РАН
ЮВА: ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Цель статьи - показать условия ведения бизнеса в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), раскрыть позитивные качества деловой среды, делающие ту или иную страну привлекательной для иностранных инвесторов, и барьеры, понижающие интерес зарубежных предпринимателей к региону.
ЮВА всё более воспринимается международным деловым сообществом как одна из самых перспективных площадок для выгодного вложения капитала. Это подтверждается большим массивом поступающих прямых иностранных инвестиций (ПИИ), темп прироста которых намного превышает показатели всей группы развивающихся стран. Так, в 2QQQ г. во все страны ЮВА поступили ПИИ в объёме 22,6 млрд. долл., а в 2Q12 г. -111,3 млрд. долл., то есть увеличились в 4,9 раза, тогда как приток ПИИ во все развивающиеся страны вырос за тот же период только в 2,7 раза. Это означает, что прирост ПИИ составлял в среднем в год в ЮВА 14,15%, а в развивающихся государствах - 8,7%1.
О большом интересе к региону свидетельствует и усилившаяся в последнее десятилетие экспансия транснациональных компаний. «Многие глобальные игроки в различных отраслях присутствуют в регионе», отмечается в документе Секретариата АСЕАН «Доклад об инвестициях в АСЕАН в 2012 г.» . Среди них - свыше 5Q таких гигантов, как Bayer, BMW, Coca-Cola, GE, Delta Electronics, Electrolux, Ericsson, Ford, General Motors, HP, Hitachi, IBM, Philips, JVC, Microsoft, Mitsubishi, Motorola, Panasonic, Sharp, Sanyo, Siemens, Toshiba, Unilever, Intel, Samsung, Nikon и другие. Более 8Q% из 5QQ глобальных компаний, включённых в журнал деловых кругов США «Форчун», ведут операции в регионе через неакционерные (контрактные) формы предпринимательства. Топ-Ш глобальных автомобильных компаний и топ-Ш глобальных ком-
паний по производству автозапчастей и компонентов имеют здесь свои предприятия, некоторые из них - в нескольких странах региона. Все 10 глобальных компаний, выпускающих потребительскую электронику (Samsung, HP, Sony, LG, Toshiba, Apple, Nokia, Panasonic, Microsoft и Dell), имеют заводы также в нескольких государствах ЮВА. Регион стал базой и для увеличивающегося числа глобальных фармацевтических и химических компаний. Все 10 крупнейших фармацевтических компаний мира (Pfizer, Novartis, Sanofi, Merck, AstraZeneca, Johnson and Johnson, GlaxoSmithKline и другие) производят здесь продукцию или имеют научно-исследовательские лаборатории. По сведениям на 2010г., в ЮВА базировались 2 390 материнских корпораций и размещались 25 477 филиалов иностранных ком-
~3
паний .
Притягательность ЮВА объясняется многими факторами. В их числе - огромные природные ресурсы, стратегически выгодное географическое положение, большой региональный внутренний рынок, дешёвая рабочая сила, стабильная макроэкономическая ситуация, относительно спокойная политическая обстановка, благоприятный инвестиционный климат, быстрый экономический рост и развитие, расширяющиеся возможности для инвестиций вследствие усиливающейся региональной интеграции и другие. Далеко не последнюю роль играет и такой фактор, как более высокий, чем в других регионах мира, размер прибыли на вложенный капитал. Так, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2005-2011 гг. среднегодовая прибыль составляла в мире в целом 6,9%, в развивающихся странах - 9,4%, в АСЕАН - 11% 4. Говоря о привлекательности региона в целом, следует, однако, иметь в виду, что он неоднороден и включает три группы государств с разным уровнем социально-экономического развития (что тоже влияет на степень привлекательности):1) развитый Сингапур, 2) развивающиеся экономики (Бруней, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Вьетнам, совсем недавно входивший в группу наименее развитых стран мира) и 3) наименее развитый ареал (Камбоджа, Лаос, Мьянма и Тимор-Лесте).
Ответ на вопрос, какие же конкретные факторы определяют интерес к той или иной стране ЮВА, можно найти, на наш взгляд, в материалах таких авторитетных международных организаций, как Всемирный банк (World Bank) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum), которые ежегодно ведут мониторинг ситуации в разных странах мира и ранжируют государства по ряду важных показателей, раскрывающих условия инвестиционной деятельности предпринимателей. Безусловно, в этих материалах есть определённая доля условности и ограниченности, ибо они не отражают все аспекты инвестиционной среды, которые влияют на конкурентоспособность страны, но они показывают сильные стороны функционирующих систем и препятствия для эффективного ведения бизнеса, позволяют увидеть, что именно может быть привлекательно или непривлекательно для инвесторов, и выявить позиции региона в мировых рейтингах, его конкурентные преимущества и слабые стороны, снижающие инвестиционную привлекательность.
Страны ЮВА в рейтингах Всемирного банка
Всемирный банк (ВБ) исследует условия инвестирования для национальных средних и мелких фирм, и существует мнение, что эти условия не распространяются на зарубежных инвесторов. Однако в совместном докладе ВБ и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса, 2013» специально подчёркивается, что хотя исследование проводится с целью оценки условий для национальных средних и мелких фирм, « ...качество законов и постановлений... могут быть полезным сигналом для иностранных инвесторов об общем качестве деловой среды. И, действительно, некоторые законы влияют на иностранные компании в такой же степени, в какой они влияют на национальные фирмы. Безусловно, существует корреляция между общей лёгкостью ведения бизнеса и потоками ПИИ»5. Исходя из этой оценки, автор использовал материалы ВБ для проведения сравнительного анализа деловой среды в странах ЮВА, которая определяет уровень их инвестиционной привлекательности.
В докладе ВБ, опубликованном в октябре 2013 г., представлен рейтинг 189 стран мира по результатам обследования с июня 2012 г. по май 2013 г. (в подготовке материалов участвовали 10 200 экспертов из всех 189 государств).
Главное направление проведённого банком исследования
- выявление масштабов государственного регулирования, которое непосредственно влияет на условия ведения бизнеса и проявляется в 10 важнейших сферах, составляющих жизненный цикл частного предприятия. При этом шесть сфер отражают содержание и стоимость регулирования и включают информацию о количестве процедур, об их продолжительности и стоимости. К ним относятся: 1. Регистрация предприятия; 2. Получение разрешения на строительство; 3. Присоединение к электросетям; 4. Регистрация собственности; 5. Налогообложение; 6. Международная торговля (трансграничные операции). Четыре сферы отражают эффективность правовых институтов; это - 1. Получение кредита, 2. Защита инвесторов 3. Разрешение коммерческих споров (представлена информация о количестве процедур, их продолжительности и стоимости); 4. Разрешение проблемы неплатёжеспособности/банкротства (представлена информация о продолжительности и стоимости операции и о размере возмещения). Конкретные условия ведения бизнеса в каждой стране раскрываются через два типа показателей: 1) количественные показатели в вышеуказанных сферах и 2) рейтинговые показатели, раскрывающие позиции каждой страны. Ранжирование стран проводится по частным индексам, которые формируются на основании информации в 10 вышеуказанных сферах регулирования, и по общему индексу «лёгкость ведения бизнеса», составленному на основе частных индексов. В рамках статьи невозможно представить многие очень ценные материалы ВБ об условиях функционирования частных компаний, но в качестве иллюстрации можно сопоставить некоторые данные о первоначальном этапе бизнеса в ряде стран ЮВА (см. Табл.1).
Таблица 1. Страны ЮВА: условия начала ведения бизнеса
Син- гапур Малай- зия Таи- ланд Индо- незия Филип- пины Вьет- нам Мьян- ма Кам- боджа
Регистрация предприятия
Число процедур 3 3 4 10 15 10 11 11
Сроки (дни) 2,5 6 27,5 48 35 34 72 104
Стоимость, % ВНД на душу 0,6 7,6 6,7 20,5 18,7 7,7 176,7 150,6
Минимальный капитал,% ВНД на душу 0,0 0,0 0,0 38,5 4,6 0,0 7016,0 27,5
Получение разрешения на строительство
Число процедур 11 15 8 13 25 11 16 21
Сроки(дни) 26 130 157 158 77 114 159 652
Стоимость, % ВНД на душу 15,7 14,7 8,3 87,2 79,4 56,3 566,9 35,7
Присоединение к электросетям
Число процедур 4 5 4 6 5 6 5 4
Сроки (дни) 36 32 35 101 42 115 91 168
Стоимость, % ВНД на душу 27,5 49,1 67,3 370,6 118,2 1726,4 3175,5 2636,1
Источник: World Bank.Doing Business 2014. A copublication of the World Bank and the International Finance Corporation.. Wash., 29 October 2013, p.182-234.
Примечание: Минимальный капитал (оплаченный) - это сумма, которую предприниматель должен положить на депозит в коммерческом банке до регистрации предприятия или в течение трех месяцев после учреждения компании. Как правило, размер минимального капитала фиксируется в коммерческом кодексе или в законе о компаниях и устанавливается % от валового национального дохода (ВНД) на душу населения. В 2Q12 г. ВНД на душу населения равнялся (долл. США): в Сингапуре - 47 21Q, Малайзии - 9 800, Таиланде - 5 21Q, Индонезии - 3 420, на Филиппинах - 2 470, во Вьетнаме - 1 400, Лаосе - 1 26Q, Камбодже - SSQ, Мьянме - 835.
Конкретная информация Табл.1 позволяет увидеть, как несхожи условия для инвестирования в разных странах региона. В Сингапуре, Малайзии и Таиланде поддерживаются наиболее благоприятный режим для регистрации предприятия, который намного либеральнее среднемирового (среднемирово-
му предпринимателю нужно пройти через 7 процедур, затратить 25 дней и уплатить сбор в размере 32% подушевого ВНД). Наихудшие условия при регистрации предприятия - в наименее развитой Мьянме. Здесь не только самый высокий в регионе регистрационный сбор, но и самый большой в мире размер минимума капитала, который предприниматель должен внести на депозит в банк, - свыше 58 тыс.долл. США (тогда как в Германии взнос составляет всего 1 евро). Требование о внесении в банк минимума капитала ухудшает инвестиционную среду, и правительства большинства государств мира (112, по данным ВБ) отменили его. В ЮВА оно сохраняется, помимо указанных в таблице стран, ещё и в Тиморе-Лесте. Среди развивающихся стран региона ситуация с регистрацией хуже всего складывается в Индонезии. Кроме того, в Индонезии и Мьянме дороже, чем в остальных странах, обходится получение разрешения на строительство. Но самые большие расходы вынуждены нести предприниматели в наименее развитых странах региона - Вьетнаме, Мьянме, Камбодже и Лаосе - при подключении к электросетям, причём и эта операция самая затратная в Мьянме.
Помимо конкретных данных, условия инвестиционной деятельности в каждой стране раскрываются в формализованном виде через набор индикаторов, которые показывают позиции государств региона в мировых рейтингах (см. Табл. 2).
Таблица 2. Позиции стран ЮВА в мировых рейтингах условий ведения бизнеса, 2013г. (ранжировано 189 госу-________________________дарств)_______________________
Страны I II III IV V VI VII VIII IX Х XI
Сингапур 1 3 3 6 28 3 2 5 1 12 4
Малайзия 6 16 43 21 35 1 4 36 5 30 42
Таиланд 18 91 14 12 29 73 12 70 24 22 58
Бруней 59 137 46 29 116 55 115 20 39 161 48
Вьетнам 99 109 29 156 51 42 157 149 65 46 149
Филиппины 108 170 99 33 121 86 128 131 42 114 100
Индонезия 120 175 88 121 101 86 52 137 54 147 144
Камбоджа 137 184 161 134 118 42 80 65 114 162 163
Лаос 159 85 96 140 76 159 187 119 161 104 189
Тимор- Лесте 172 154 128 44 189 165 115 55 92 189 189
Мьянма 182 189 150 126 154 170 182 107 113 188 155
Для сравнения:
Китай 96 158 185 119 48 73 98 120 74 19 78
Индия 134 179 182 111 92 2S 34 158 132 186 121
Источник: World Bank. Doing Business 2014. A co-publication of the
World Bank and the International Finance Corporation. Wash., 29 Оctober 2013, c.181-234.
Примечание: Римские цифры в таблице означают:
I. Лёгкость ведения бизнеса
II. Открытие бизнеса (регистрация предприятия)
III. Получение разрешения на строительство
IV. Присоединение к электросетям
V. Регистрация собственности
VI. Получение кредита
VII. Защита инвесторов
VIII. Налогообложение
IX. Международная торговля
X. Разрешение коммерческих споров
XI. Разрешение проблемы неплатёжеспособности (банкротства)
Табл. 2 раскрывает сильные и слабые стороны регулирования бизнеса в странах ЮВА и - для сравнения - в соседних Китае и Индии (лучшие показатели в рейтинге, а именно позиции до 30-й, выделены в таблице жирным шрифтом) и демонстрирует огромный разрыв между Сингапуром, Малайзией и Таиландом, с одной стороны, и остальными членами региона -с другой. Только у этих трёх стран в основном престижные места в рейтингах по большинству показателей, и они входят в топ-20 стран мира с наиболее благоприятными условиями для предпринимателей.
Сингапур возглавил в 2013 г. мировой рейтинг, заняв в 8-й раз подряд 1-е место по совокупному индексу «лёгкость ведения бизнеса». Это свидетельствует о том, что в стране в течение длительного периода поддерживается максимально дружественная по отношению к частному сектору деловая среда и что страна обладает большой инвестиционной привлекательностью не только в регионе, но и в мире. Сингапуру отдано также 1-е место по индикатору «международная торговля» за минимальное количество процедур при оформлении трансграничных операций и низкую стоимость контейнерных перевозок (так, для импорта требуется всего 3 документа и 4 дня, тогда
как, например, в Китае - 5 документов и 24 дня, в Индии - соответственно 9 и 16, а стоимость контейнера для импортных перевозок - самая низкая в мире, именно 440 долл., в то время как в Китае - 615 долл., а в Индии - 1 250 долл.). В стране, как было показано в Табл.1, созданы хорошие условия на старте бизнеса (регистрация предприятия, разрешение на строительство, получение кредита, присоединение к электросетям). Для регистрации предприятия нужно пройти всего 3 процедуры, что занимает 2,5 дня (в Китае - 13 процедур и 33 дня). Срок оформления разрешения на строительство (11 процедур) - самый короткий в мире (26 дней по сравнению с 168 днями в Индии и 270 днями в Китае). В Сингапуре - самое быстрое в мире разрешение коммерческих споров (21 процедура и 150 дней, в Китае 37 процедур и 406 дней, а в Индии - 46 процедур и 1420 дней). По уровню защиты инвесторов Сингапур уступает только Новой Зеландии, а в сфере регистрации собственности страна, хотя и занимает более низкие позиции, но, во-первых, это -самый лучший показатель в ЮВА и, во-вторых, срок регистрации - 5,5 дней - намного короче, чем, например, в Китае (29 дней) или в Великобритании (21,5 дня). Ещё одна привлекательная сторона деловой среды Сингапура - очень либеральное налогообложение: в течение года предусматривается 5 налоговых платежей, на которые уходят 82 часа, тогда как в среднем по региону Восточной Азии и Тихого океана в год вносятся 25 платежей и тратится 208 часов.
Малайзия, как и Сингапур, вошла в 2013 г. в топ-10 государств мира по общему индексу «лёгкость ведения бизнеса» наряду с развитыми странами - Новой Зеландией, США, Данией, Норвегией и Великобританией. Конкурентные преимущества Малайзии состоят в лёгкости получения кредита (1-е место в мировом рейтинге), защите инвесторов (4-е место) и организации международной торговли (для экспорта требуются 4 документа и 11 дней, при этом стоимость контейнера для экспортных перевозок - 450 долл. - является самой низкой в мире). Но по сравнению с Сингапуром требуется больше времени и процедур для разрешения коммерческих споров (надо затратить 425 дней и пройти через 29 процедур). Налогообложение в стране также более жесткое - в течение года надо сделать 13
платежей налогов, потратив 133 часа. Наибольшие сложности представляет урегулирование проблемы неплатёжеспособности (срок - 1,5 года - продолжительнее, чем в Сингапуре, но несравненно короче, чем в других странах региона).
У Таиланда более выигрышное, чем у Малайзии, положение в таких областях, как присоединение к электросетям, получение разрешения на строительство, регистрация собственности (2 процедуры в течение 2 дней против 5 процедур в течение
14 дней в Малайзии) и разрешение коммерческих споров (стоимость составляет 15% суммы иска против 27,5% в Малайзии), однако его привлекательность снижается из-за проблем с регистрацией предприятия (стоимость почти вдвое больше, чем в Малайзии), получением кредита, налогообложением (22 налоговых платежа, на которые затрачиваются 264 часа в год), и регулированием неплатёжеспособности (для решения проблемы требуется 2,7 года).
В Брунее неплохую позицию в глобальном рейтинге обеспечивают относительно низкое налогообложение (27 платежей и 96 часов для их внесения), лёгкость присоединения к электросетям (5 процедур и 56 дней), хороший уровень организации трансграничной торговли (5 документов и 19 дней - для экспорта и 5 документов и 15 дней - для импорта), несложная процедура получения разрешения на строительство и относительная непродолжительность (2,5 года) разрешения проблемы неплатёжеспособности. Но негативно влияют такие сферы, как разрешение коммерческих споров (требуется пройти 47 процедур и затратить 540 дней), сложность регистрации предприятия (15 процедур и 101 день) и регистрации собственности (7 процедур и 298 дней).
Во Вьетнаме самым весомым фактором привлекательности выступает получение разрешения на строительство - в этой сфере дела обстоят даже лучше, чем в Малайзии (см.Табл.1). Достойное место занимает страна по показателям «получение кредита», «разрешение коммерческих споров» (36 процедур и 400 дней) и «регистрация собственности» (4 процедуры и 57 дней). Однако имеются очень уязвимые стороны в существующей инвестиционной среде. Это - обеспечение защиты инвесторов, присоединение к электросетям (из-за очень высокой
стоимости операции), разрешение проблемы неплатёжеспособности (требуется 5 лет для решения вопроса) и налогообложение (32 налоговых платежа, которые занимают 872 часа в год -рекорд для региона).
У Филиппин конкурентными преимуществами являются получение кредита и международная торговля (для экспорта требуется 6 документов и 15 дней, для импорта 7 документов и
14 дней). Наихудшие позиции, снижающие привлекательность, страна занимает в такой сфере, как открытие бизнеса (требуется оформить самое большое в регионе количество процедур -
15 и внести на банковский депозит минимальную сумму капитала). Налогообложение (36 платежей, на которые затрачиваются 193 часа), защита инвесторов, регистрация собственности (самое большое в регионе количество процедур - 8, срок исполнения - 39 дней) и разрешение коммерческих споров (37 процедур и 842 дня для решения вопроса) - все эти области являются серьёзными барьерами для привлечения зарубежных инвесторов.
Индонезия, судя по рейтингам сфер бизнеса, учитываемых ВБ, занимает по большинству показателей низкие места и не обладает большой привлекательностью (что, конечно, не соответствует истинному положению). Как и на Филиппинах, наибольшие трудности представляет открытие бизнеса. Разрешение коммерческих споров (40 процедур в течение 498 дней), разрешение проблемы неплатёжеспособности (занимает 4,5 года), налогообложение (самое большое в регионе количество налоговых платежей в год - 52, на которые затрачивается 259 часов), регистрация собственности (затраты составляют 10,9% стоимости собственности - самые высокие среди всех стран ЮВА) тоже являются слабыми сторонами делового климата в стране. И только в двух сферах - международная торговля (для экспорта требуется 4 документа и 17 дней, для импорта - соответственно 8 и 23) и защита инвесторов - страна сохраняет достойные позиции.
Камбоджа занимает высокое место по показателю «получение кредита» и намного более низкие, но вполне конкурентоспособные места по ситуации в двух сферах - налогообложение (40 платежей и 173 часа в год) и защита инвесторов. Вместе
с тем, как в Индонезии и на Филиппинах, самое сложное в стране - это регистрация предприятия. Трудности с разрешением проблемы неплатёжеспособности (срок - 6 лет, самый продолжительный в регионе) и разрешением коммерческих споров (самое большое количество процедур - 44) тоже значительно снижают её привлекательность. К тому же, по показателю «получение разрешения на строительство» (21 процедура и 652 дня) Камбоджа оказалась на самом последнем месте среди стран региона.
Лаос даже по самым лучшим показателям - регистрация собственности, открытие бизнеса, получение разрешения на строительство - занимает низкие места в конце первой сотни. Однако следует отметить, что условия регистрация собственности у неё несколько лучше, чем у Индонезии, Камбоджи и Филиппин, вследствие более низких расходов (1,1% стоимости собственности по сравнению с 4,4% в Камбодже, 4,8% на Филиппинах и 10,9% в Индонезии). Для открытия бизнеса требуется пройти через 6 процедур (в 2,5 раза меньше, чем на Филиппинах), затратить 92 дня и 6,7% подушевого ВНД, то есть около 85 долл. В результате по этому показателю она занимает в регионе, можно сказать, «почётное» 3-е место после Сингапура и Малайзии. Не имея выхода к морю, Лаос испытывает серьёзные трудности в развитии международной торговли, и для оформления трансграничных операций требуется в три с лишним раза больше документов и времени, чем в Сингапуре: для экспорта 10 документов и 23 дня, для импорта - 10 документов и 26 дней. При этом страна несёт самые большие в регионе расходы за перевозки: стоимость контейнера для экспорта составляет 1950 долл., для импорта - 1910 долл. К очень слабым сферам в организации бизнеса в стране относятся также защита инвесторов и разрешение проблемы неплатёжеспособности (последние места в рейтинге).
У Тимора-Лесте достойные позиции в области присоединения к электросетям и в налогообложении. В первом случае требуется пройти всего лишь через 3 процедуры (самое маленькое количество в регионе) и затратить 63 дня (намного меньше, чем в Индонезии, Лаосе, Мьянме и Камбодже). Предприниматели вносят в течение года 18 налоговых платежей, за-
тратив 276 часов, а общая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет 11% прибыли (в Сингапуре - 27,1%). Вместе с тем регистрация собственности, разрешение коммерческих споров и разрешение проблемы неплатёжеспособности являются самыми узкими местами в организации бизнеса в стране (самые последние места в рейтингах), да и другие показатели весьма невысокие.
Мьянма, по данным ВБ, впервые в 2013 г. включившего страну в исследование, имеет крайне низкий уровень привлекательности во всех сферах. Самые большие проблемы испытывают инвесторы при открытии бизнеса и при разрешении коммерческих споров. Как уже отмечалось, главную трудность составляют стоимость регистрации - самая высокая в регионе (её размер равняется 1475 долл., по сравнению с 85 долл. в Лаосе и 349 долл. в Таиланде) и огромнейший предварительный взнос минимального размера капитала на банковский депозит . В Мьянме невероятно дорого обходится инвестору и подключение к электросетям. Очень слабо организованы защита инвесторов и получение кредита. Серьёзные затруднения вызывают такие сферы, как регистрация собственности (срок - 113 дней по сравнению с 2 днями в Таиланде и 56 днями в Лаосе) и разрешение проблемы неплатёжеспособности (срок - 5 лет). Относительным конкурентным преимуществом страны оказывается налогообложение (31 налоговый платеж в год и 155 часов для их оформление, причём налоговых платежей даже меньше, чем во Вьетнаме, Индонезии, Камбодже, Лаосе и на Филиппинах).
Обобщённо ситуацию в ЮВА можно обозначить следующим образом:________________________________________________
Сферы организации бизнеса Страны с лучшими условиями для бизнеса Страны с худшими условиями для бизнеса
1.Регистрация предприятия Сингапур, Малайзия Камбоджа, Мьянма
2.Получение разрешения на строительство Сингапур, Таиланд Мьянма, Камбоджа
З.Присоединение к электросетям Сингапур, Таиланд Лаос, Вьетнам
4.Регистрация собственности Сингапур, Таиланд Мьянма, Тимор-Лесте
5.Получение кредита Малайзия, Сингапур Лаос, Мьянма
б.Защита инвесторов Сингапур, Малайзия Мьянма, Лаос
7.Налогообложение Сингапур, Малайзия Индонезия, Вьетнам
8. Международная торговля Сингапур, Малайзия Камбоджа, Лаос
9. Разрешение коммерческих споров Сингапур, Таиланд Мьянма, Тимор-Лесте
10.Разрешение проблемы неплатёжеспособности Сингапур, Малайзия Лаос, Тимор-Лесте
Примечание: страна, стоящая впереди, имеет более высокий рейтинг. Бруней и Филиппины оказались вне полярных оценок.
Как видно из вышеизложенного материала, страны чётко размежевались по уровню привлекательности. Лидирует развитый Сингапур. Группа развивающихся стран разделилась: близко к Сингапуру примыкают Малайзия и Таиланд с высокими показателями, промежуточное положение - у Брунея, который делит почти пополам высокие и низкие рейтинги, далее следуют страны с преимущественно низкими показателями -Вьетнам, Филиппины и Индонезия. И, наконец, наименее развитые государства - Камбоджа, Лаос, Мьянма и Тимор-Лесте с очень низкими рейтинговыми местами.
Страны ЮВА в рейтингах Всемирного экономического форума
В отличие от ВБ, осуществляющего мониторинг государственного регулирования деловой среды и политики национальных правительств по её улучшению, Всемирный экономический форум (ВЭФ) ведёт наблюдение за состоянием и эффективностью экономики и её различных сегментов. Таким образом, материалы этих двух солидных организаций дополняют друг друга и позволяют рассмотреть проблему привлекательности региона ЮВА в разных аспектах. К тому же, ВЭФ использует более широкий и разнообразный набор показателей, включая и некоторые политические факторы.
Ежегодно экспертно-аналитическая группа ВЭФ совместно с сетью партнёрских организаций (НИИ и другими) выводит индекс глобальной конкурентоспособности, который публикуется в специальных докладах. В «Докладе о глобальной конкурентоспособности в 2013-2014 гг.» ранжированы 148 государств (Мьянма и Лаос включены впервые) как по общему
индексу глобальной конкурентоспособности - ИГК, или GCI (Global Competitiveness Index, который характеризуется в докладе как «всеобъемлющий инструмент, измеряющий микроэкономические и макроэкономические основы национальной конкурентоспособности»6, так и по широкому кругу частных индексов, каждый из которых измеряет различные аспекты эффективности экономики. Частные индексы (их 114) сгруппированы в 12 крупных разделов: 1. Качество институциональной среды (сюда относятся такие показатели, как защита интеллектуальной собственности, защита инвесторов, общественное доверие к политическим деятелям, независимость судебной системы, государственное регулирование, этика фирм, организованная преступность и другие) 2. Инфраструктура (качество автомобильных дорог, железнодорожного и авиатранспорта, портового хозяйства) 3. Макроэкономическая ситуация (сюда входят баланс бюджета, размер валовых национальных сбережений, уровень инфляции, общий государственный долг, кредитный рейтинг страны) 4. Здравоохранение и начальное образование (заболеваемость малярией, туберкулёзом, вич, детская смертность, продолжительность жизни, качество начального образования) 5. Высшее образование и профессиональное обучение (количественные и качественные показатели среднего и высшего образования) 6. Эффективность рынка товаров и услуг (сюда относятся 16 показателей, в том числе интенсивность конкуренции на местном рынке, масштабы рыночных отношений в стране, размеры иностранной собственности, эффективность антимонопольной политики, воздействие налогообложения на принятие решения об инвестициях, воздействие регулирования бизнеса на приток ПИИ) 7. Эффективность рынка труда (учитываются такие показатели, как оплата и производительность труда, использование профессионального менеджмента, способность страны удерживать и привлекать таланты, участие женщин в рабочей силе и др.) 8. Развитость финансового рынка (определяется на основе 8 показателей -наличие и предоставление финансовых услуг, легкость получения займов, наличие венчурного капитала, финансирование через местный рынок ценных бумаг, качество банков и др.) 9. Уровень технологического развития (оценивается через 7 пока-
зателей, в том числе наличие самых последних технологий, усвоение технологий на уровне фирм, ПИИ и передача технологий, использование интернета и мобильной связи). 10. Размеры рынка (внутреннего и внешнего) 11. Ведение бизнеса на современном уровне (включает 9 показателей, а именно степень развития кластеров, качество конкурентных преимуществ, ширина цепочки производства добавочной стоимости, организация процесса производства на современном уровне, размеры маркетинга).12. Инновационный потенциал (определяется, исходя из 7 показателей - качество НИИ, расходы компаний на НИР, государственные закупки технологически продвинутых товаров, численность учёных и инженеров, количество заявок на патенты на 1 млн. населения и др. Разделы с 1 -го по 4-й составляют основные (или базисные) факторы оценки конкурентоспособности страны.
Панорама международной конкурентоспособности стран ЮВА по глобальному и по ряду частных индексов представлена в Табл.3, позволяющей судить о степени привлекательности для зарубежных инвесторов каждого государства региона (так же, как и в Табл.2, сильные стороны каждой страны, а именно позиции до 30-й, выделены жирным шрифтом).
Таблица 3. Позиции стран ЮВА в мировых рейтингах конкурентоспособности, 2012г. (ранжировано 148 стран)
Страны ИГК I II III IV V VI VII VIII IX Х XI
Сингапур 2 3 2 ІЗ 2 2 І І 2 7 І7 9
Малайзия 24 29 29 38 ЗЗ 46 І0 25 6 51 20 25
Таиланд 26 25 5S І 23 55 42 І0 56 71 56 52
Бруней З7 7S 47 З1 S1 66 З4 62 З2 7S 40 66
Вьетнам 38 67 61 26 72 64 50 10З 60 75 З7 ЗЗ
Филиппины 59 79 96 40 96 67 S2 100 4S 77 49 69
Индонезия 70 9S S2 S7 67 95 74 56 9З 102 9S 76
Камбоджа S1 6З S4 9З S0 111 54 44 91 11З 7S 6S
Лаос SS 91 101 83 99 116 55 27 65 97 S6 91
Тимор- Лесте ш 106 Ш З5 121 1З4 1З4 109 141 145 140 1З4
Мьянма 1З9 141 141 125 111 1З9 1З5 9S 144 14S 146 14З
HcmoHHm:The Global Competitiveness Report 2013-2014. Full Data Edition. World Economic Forum. Geneva, 2013. c.136-137, 144-145, 218219, 244-245, 266-267, 288-289, 314-315, 341-342, 364-367, 388-389.
Примечания: 1) ИГК - общий индекс глобальной конкурентоспособности.
2) Римские цифры в таблице означают частные индексы нижеследующих сфер:
I. Качество институциональной среды
II. Инфраструктура
III. Макроэкономическая ситуация
IV. Здравоохранение и начальное образование
V. Высшее образование и профессиональная подготовка
VI. Эффективность рынка товаров и услуг
VII. Эффективность рынка труда
VIII Развитость финансового рынка
IX. Уровень технологического развития
X. Ведение бизнеса на современном уровне
XI Инновационный потенциал
Табл.3 отражает огромный разброс стран региона по уровню международной конкурентоспособности, особенно при сопоставлении Сингапура и Малайзии с наименее развитыми странами региона - Лаосом, Камбоджей, Мьянмой и Тимором-Лесте.
В 2012 г. Сингапур третий год подряд занял вторую позицию в глобальном рейтинге (уступив только Швейцарии) и вошёл вместе с развитыми государствами в верхнюю десятку, а по ряду показателей - в первую пятёрку самых конкурентоспособных стран мира, предоставляющих наилучшие условия для инвестиционной деятельности. Ему отданы престижные места почти по всем главным показателям, кроме двух - «макроэкономическая ситуация» (из-за высокого уровня внутреннего государственного долга по отношению к ВВП - 111% и 141-е место в рейтинге по этому показателю вслед за США) и «ведение бизнеса на современном уровне» (из-за низкого 58-го места по показателю «количество местных поставщиков» и 52-го места по показателю «контроль над международным распределением», хотя, как утверждается в «Докладе», «частный сектор всё больше становится модернизированным и более инновацион-
п
ным») . Он признан мировым лидером (1-е место) по таким показателям, как общественное доверие политическим деятелям, государственное регулирование, эффективность правовых структур в решении споров, прозрачность политики правительства, эффективность рынка товаров, эффективность рынка тру-
да, качество авиатранспорта, упрощённость таможенных процедур, стопроцентный охват детей начальным образованием и качество образования в области математики и естественных наук. В «Докладе» особо отмечено, что «конкурентоспособность Сингапура ещё более возрастает вследствие сильной
о
концентрации внимания на развитии образования» (по этому показателю страна заняла в рейтинге 2-е место вслед за Финляндией). Сингапуру с его высокоразвитым финансовым рынком (2-я позиции) отдано 4-е место в мире по легкости получения займов и по предоставлению финансовых услуг, 5-е место
- по качеству банков и регулированию фондовой биржи, 6-е место - по доступности венчурного капитала.
Являясь одной из самых конкурентоспособных стран мира, Сингапур, естественно, стал наиболее привлекательной в регионе площадкой для размещения иностранного капитала, о чём свидетельствует приведённая ниже Табл.4.
Высокий международный рейтинг и у Малайзии, но она, как следует из показателей Табл.3, заметно уступает Сингапуру. К её главным конкурентным преимуществам относятся низкий уровень инфляции (1,7% в год - 1-е место в рейтинге), надёжное обеспечение защиты инвесторов, развитый финансовый рынок, умеренная налоговая нагрузка на бизнес (20-е место), эффективные рынок товаров и услуг и рынок труда (соответственно высокие 10-е и 25-е места), современный уровень ведения бизнеса и его высокий инновационный потенциал. Снижают конкурентоспособность страны такие значимые факторы, как всё ещё низкий уровень технологического развития, большой общий государственный долг (55,5% ВВП - 105-е место в рейтинге), дефицит государственного бюджета (4,3% ВВП - 103-е место), низкий охват детей средним образованием (105-е место).
Бруней также входит в группу наиболее конкурентоспособных экономик мира. Его престижная позиция в рейтинге поддерживается высоким качеством институциональной среды, благоприятной макроэкономической обстановкой (1 -е место благодаря большому профициту государственного бюджета -26,4% ВВП, низкому общему госдолгу - 2,4% ВВП, незначительной инфляции - 0,5% в год), необременительным налого-
обложением бизнеса, высокой эффективностью рынка труда. Факторами, сдерживающими привлекательность страны, являются слабая защита инвесторов(100-е место), узкий внутренний рынок (134-е место), бюрократизм при регистрации бизнеса (142-е место), недостаточная передача технологий иностранными фирмами (121-е место). С целью преодоления барьера, связанного с узостью внутреннего рынка, правительство организует строительство транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры для обслуживания зарубежных рынков.
Таиланд и Индонезия занимают одинаковые весьма достойные позиции по индексу глобальной конкурентоспособности (37-е и 38-е места).
Конкурентными преимуществами Таиланда являются большой внутренний рынок (22-е место), высокий уровень защиты инвесторов, благоприятная макроэкономическая ситуация, эффективный рынок товаров и услуг, развитый финансовый рынок, государственное регулирование, позитивно воздействующее на приток ПИИ, организация передачи технологии иностранными фирмами, функционирование частного сектора на современном уровне. Вместе с тем на привлекательность страны негативно влияют такие факторы, как низкое качество институциональной среды и невысокий уровень технологического развития (78-е место по обоим показателям), а также ограниченная способность к инновациям (87-е место) и медленные темпы оформления документов при первоначальной регистрации предприятия (106-е место).
К конкурентным достоинствам Индонезии относятся самый большой в ЮВА внутренний рынок (15-е место в мировом
о \ о / -л
рейтинге), довольно высокий инновационный потенциал (3-е место в регионе после Сингапура и Малайзии и 33-е - в мировом рейтинге), современный уровень ведения бизнеса (также 3е место в регионе и 37-е - в мире), защита инвесторов и организация передачи зарубежными фирмами технологий. Слабыми сторонами функционирования экономики являются низкая эффективность рынка труда (103-е место), слабый уровень технологического развития (75-е место), очень медленное оформление документации на старте бизнеса (128-е место).
Среди шестёрки продвинутых стран региона Филиппины выделяются более низким уровнем эффективности экономики, и это отразилось и на глобальном индексе конкурентоспособности, и на частных индексах. Проблемными являются такие сферы, как низкий уровень технологического развития (77-е место), качество институциональной среды (79-е место), эффективность рынка товаров и услуг (82-е место) и рынка труда (100-е место), защита инвесторов(107-е место), производственная инфраструктура (особенно портовое хозяйство и авиатранспорт - соответственно 116-е и 113-е места в рейтинге), высокое налогообложение бизнеса (106-е место). Вместе с тем макроэкономическая обстановка, развитость финансового рынка и современный уровень ведения бизнеса составляют те сферы, где проявляются конкурентоспособные достоинства страны.
Вьетнам, Камбоджа и Лаос, только в конце ХХ в. приступившие к радикальным структурным социальноэкономическим преобразованиям с целью перехода к рыночной экономики и интегрирования в региональное и мировое экономическое пространство, существенно отстают от соседних государств по уровню международной конкурентоспособности. Главным фактором привлекательности во всех трех странах является дешёвая рабочая сила. По показателю «эффективность рынка труда» они, как это хорошо видно в Табл.3, превосходят Индонезию, Таиланд и Филиппины, а по показателю «соотношение оплаты и производительности труда» занимают в международном рейтинге даже престижные позиции (Лаос - 10-е место, Вьетнам - 15-е, Камбоджа - 32-е). Большое позитивное влияние на конкурентоспособность этих стран оказывает государственное регулирование бизнеса, стимулирующее приток ПИИ, особенно в Камбодже и Лаосе (30-е и 31-е места). Вьетнам привлекателен также своим широким внутренним и внешним рынками (соответственно 39-е и 24-е место в мировом рейтинге), тогда как в Лаосе узость и внутреннего, и внешнего рынков (122-я позиция) значительно снижает конкурентоспособность страны. К факторам, уменьшающим привлекательность этих стран, относятся недостаточность защиты инвесторов, особенно в Лаосе и во Вьетнаме, низкий уровень техноло-
гического развития, ограниченность современных форм ведения бизнеса и инноваций, медлительность оформления документации при открытии бизнеса (у Вьетнама - 114-е место, Камбоджи - 138-е, Лаоса - 140-е).
Наименее развитые страны региона - Мьянма и Тимор-Лесте - занимают крайне низкие позиции в рейтинге международной конкурентоспособности по всем основным показателям.
В Мьянме это во многом связано с тем, что страна в течение почти четверти века находилась в политической и экономической изоляции, а экономические санкции развитых государств, введённые в конце ХХ в. и ужесточённые в 2003 г., негативно сказались на её национальном хозяйстве. Вместе с тем у Мьянмы есть факторы несомненной инвестиционной привлекательности, которые не нашли полного отражения в индексе конкурентоспособности, а именно её огромные природные ресурсы, большой внутренний рынок (70-е место в мировом рейтинге) и стратегически выгодное географическое положение между двумя азиатскими гигантами - Китаем и Индией. По некоторым показателям у Мьянмы весьма высокие позиции. Так, у неё престижное 9-е место по охвату детей начальным образованием (99,6% школьного возраста), 20-е место по участию женщин в трудовой деятельности (93 женщины на 100 мужчин), не самое плохое соотношение оплаты и производительности труда (89-е место). Изменившаяся в 2011 г. политическая ситуация и принимаемые новым правительством меры по расширению международных экономических связей и формированию в стране более благоприятной инвестиционной среды (в том числе и для иностранного капитала после принятия в сентябре 2012 г. нового Закона об иностранных инвестициях), безусловно, кардинально изменят ситуацию.
Конкурентным преимуществом Тимор-Лесте является очень низкий уровень налогообложения (7-е место в мире). Кроме того, макроэкономическая ситуация стабильная, и по этому показателю он занимает 1-е место в ЮВА и высокое 35-е место в мировом рейтинге благодаря тому, что хорошо сбалансирован государственный бюджет и нет государственного дол-
га. Однако высокий уровень инфляции (11,8% в год) существенно снижают оценки его конкурентоспособности.
Материалы ВЭФ позволяют увидеть барьеры, препятствующие развитию бизнеса и снижающие привлекательность стран ЮВА. В «Докладе о глобальной конкурентоспособности в 2013-2014 гг.» опубликованы ответы деловых людей на вопрос о том, какие главные факторы негативно воздействуют на предпринимательство. Было предложено определить 16 факторов, ранжировать их в соответствии с уровнем их отрицательного влияния на бизнес и обозначить пять наихудших. Наиболее весомыми препятствиями были названы нижеследующие (в начале списка - самые значимые):
В Сингапуре - жесткое регулирование трудовых отношений, инфляция, недостаточная способность к инновациям, плохо образованная рабочая сила, налоговые ставки.
В Малайзии - неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, коррупция, низкая трудовая этика национальных кадров, недостаточная способность к инновациям, плохо образованная рабочая сила.
В Таиланде - коррупция, нестабильность правительства, нестабильность политики, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, недостаточная способность к инновациям.
В Индонезии - коррупция, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, неразвитость инфраструктуры, трудности финансирования, жесткое регулирование трудовых отношений.
На Филиппинах - неразвитость инфраструктуры, коррупция, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, налоговое регулирование, жесткое регулирование трудовых отношений.
Во Вьетнаме - трудности финансирования, нестабильная политика, плохо образованная рабочая сила, инфляция, неразвитость инфраструктуры (на 7-м месте стоит коррупция).
В Мьянме - трудности финансирования, нестабильная политика, коррупция, плохо образованная рабочая сила, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата.
В Камбодже - коррупция, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, плохо образованная рабочая сила, неразвитость инфраструктуры, нестабильная политика.
В Лаосе - плохо образованная рабочая сила, трудности финансирования, неразвитость инфраструктуры, низкая трудовая этика национальных кадров, коррупция.
В Брунее - трудности финансирования, низкая трудовая этика национальных кадров, жесткое регулирование трудовых отношений, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, недостаточная способность к инновациям (коррупция поставлена на 10- место).
В Тиморе-Лесте - коррупция, низкая трудовая этика национальных кадров, трудности финансирования, неэффективная работа государственного бюрократического аппарата, плохо образованная рабочая сила.
Вышеизложенный материал раскрывает весьма сложную ситуацию в регионе: наряду с большими успехами в социальноэкономическом развитии страны ЮВА испытывают трудности в решении многих аспектов общественной жизни, в том числе преодоление коррупции, захватившей все государства, кроме Сингапура, налаживание эффективной работы государственного аппарата, организация образования и другие, непосредственно воздействующие на конкурентоспособность и притягательность региона.
Конкретным проявлением степени привлекательности той или иной страны служит приток иностранных инвестиций, размеры которого в 2012 г. показаны в Табл.4.
Таблица 4. Приток ПИИ в страны ЮВА в 2012 г.
Страна Приток ПИИ, млн. долл. Удельный вес стран в притоке ПИИ,% ПИИ на душу населения, долл.
Сингапур 56 651 50,89 10 689
Индонезия 19 853 17,83 80
Малайзия 10 074 9,05 345
Таиланд 8 607 7,73 134
Вьетнам 8 368 7,52 94
Филиппины 2 797 2,51 29
Мьянма 2 243 2,01 37
Камбоджа 1 557 1,40 105
Бруней 850 0,76 2 009
Лаос 294 0,26 47
Тимор-Лесте 42 0,04
Всего по региону 111336 100,00 182 (среднее)
Источник: UNCTAD World Investment Report 2013. Annex tables, Web table 1. FDI flows, by region and economy, 1990-2012; Key Indicators for Asia and the Pacific 2013, Mandaluyong City, Philippines. Asian Development Bank.2013, p.179.
Примечание: удельный вес стран в общем притоке ПИИ и размер ПИИ на душу населения подсчитаны автором.
Данные Табл.4 чётко отражают предпочтения зарубежных инвесторов. Пять стран - Сингапур, Индонезия Малайзия, Таиланд и Вьетнам, где проживает 71% жителей региона, поглощают 93% входящих прямых инвестиций. При этом половина из них направляется в Сингапур, население которого - всего лишь 0,9% численности жителей региона. Вторым крупным потребителем ПИИ выступает Индонезия (что, кстати, не очень согласуется с оценками ВБ о низкой степени её привлекательности). На шесть остальных стран приходится почти треть населения и всего лишь 7% притока инвестиций.
* * *
Интерес, на наш взгляд, представляет обследование конкурентоспособности и привлекательности АСЕАН, проведённое в 2011-12 гг. Консультативным советом предпринимателей АСЕАН при сотрудничестве с доктором М.Х. Вонгом, профессором Школы государственной политики Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура (при этом сингапурский сегмент исследования получил поддержку Федерации предпринимателей Сингапура). Были опрошены компании различных масштабов, сроков функционирования, форм собственности и отраслей из всех 10 государств-членов АСЕАН с целью определить привлекательность региона как места для размещения капитала. Было получено 405 ответов и выявлено, что бизнесмены продолжают благоприятно оценивать конкурентоспособность региона и перспективы привлечения инвестиций. Две
трети предпринимателей при планировании инвестиций в регионе воспринимают страны АСЕАН как единое привлекательное пространство, а 88% предпринимателей планируют инвестировать или увеличить инвестиции, по крайней мере, в одной из стран АСЕАН в течение 2011-2012/2013-2014 гг. Самой главной площадкой для вложения капитала была признана Индонезия (50% респондентов), за нею следовали Вьетнам (46%), Сингапур (43%), Таиланд и Малайзия (по 42%), Филиппины (27%), Лаос и Камбоджа (по 26%), Мьянма (17%) (каждому респонденту было разрешено выбирать несколько стран). 36,5% респондентов называли какую-нибудь одну страну АСЕАН, которая предлагает самые лучшие в мире перспективы для зарубежных прямых инвестиций в течение следующих трех лет. Привлекательность АСЕАН была оценена выше, чем Китая, и как рынка для товаров и услуг, и как место производства товаров. Около двух третей респондентов принимали решения об организации бизнеса, исходя из общей инвестиционной привлекательности АСЕАН и имея общее представление о политике стран АСЕАН в отношении торговли и инвестиций, тогда как половина респондентов открывали бизнес, ориентируясь на привлекательность отдельных стран Ассоциации9.
Таким образом, и исследования международных организаций, и частное обследование предпринимательских кругов дают однозначно высокую оценку уровня инвестиционной привлекательности региона.
Меры по повышению привлекательности и конкурентоспособности региона
Повышение привлекательности и международной конкурентоспособности каждой страны и региона в целом рассматривается и руководителями государств, и региональными организациями как очень важное направление экономической политики и для решения этой проблемы принимаются меры как на национальном, так и на региональном уровнях.
На национальном уровне мероприятия правительств направлены на то, чтобы создать в стране дружественную бизнесу инвестиционную среду. Для этого вводится более либеральный инвестиционный режим, включая открытие для ино-
странного капитала большего числа отраслей, упрощение инвестиционных процедур, поддержание щадящего налогообложения, предоставление льгот для притока ПИИ в новые отрасли, организацию доступности банковских кредитов, создание и расширение специальных экономических зон, подписание соглашений об устранении двойного налогообложения, упрощение процедур оформления документации, обеспечение защиты инвесторов, создание необходимой экономической инфраструктуры и т.д.
т~ч *_/ _ *_/
В рассматриваемые годы в связи с активной политикой привлечения иностранного капитала и усиления из-за этого конкуренции в сфере налогообложения, являющейся немаловажным элементом инвестиционного климата, появилась глобальная тенденция понижения налоговых ставок на доходы от бизнеса. Под воздействием общемировых трендов в странах ЮВА также осуществлялось постепенное снижение ставок корпоративного и других налогов. В частности, в Сингапуре ставка налога на прибыль юридических лиц равнялась 25,5% в 2000 г., 20% в 2005 г. и 17% в 2012 г. В Брунее такой же налог взимался по ставке 30% в 2007 г., 27,5% в 2008 г., 23,5% в 2010 г. и 22% в 2011-2012 гг. В Лаосе ставка корпоративного налога снижена в 2011 г. с 35% до 28%. В 2012 г. ставка налога на прибыль юридических лиц понизилась в Таиланде с 30% до 23%, в Мьянме - с 30% до 25%10. В итоге налоговая нагрузка (то есть выплата всех налогов) на предпринимательский корпус стала значительно слабее, чем в других регионах. Так, в 2012г. на все налоги затрачивалось в Тимор-Лесте 15,1% прибыли, Брунее - 16,8% , в Камбодже - 22,5%, в Малайзии - 24,5%, в Сингапуре - 27,6%, Лаосе - 33,3%, Индонезии и Вьетнаме -34,5%. Только в Таиланде, Мьянме и на Филиппинах фискальная нагрузка была выше: соответственно 37,6%,48,9% и 46,6% (для сравнения укажем, что налоговая нагрузка составляла в том же году в США 46%, Японии 50%, в Мексике -52,5%,России - 54,1%, Индии - 61,8%, Китае - 63,7%, Франции 65,7%, Италии 68,3% в Бразилии 69,3 %о11. Помимо понижения налоговых ставок правительства всех стран региона предоставляют специальные налоговые льготы (налоговые каникулы, то есть полное освобождение в течение ряда лет от уплаты нало-
гов на прибыль, значительное уменьшение корпоративного налога, инвестиционные скидки и другие послабления), которые делают инвестиционный режим более привлекательным для иностранного капитала. Данные преференции предусматриваются как налоговыми законодательствами, так и особыми законами об иностранных инвестициях12.
Проводится и политика снижения стоимости банковского кредита, что также способствует улучшению деловой среды. В первом десятилетии XXI в. процентная ставка по кредиту снизилась почти во всех странах: в Сингапуре с 5,8% в год в 2000 г. до 5,4% в 2011 г., Малайзии - соответственно с 7,7% до 4,9%, Таиланде - с 7,8% до 6,9%, Индонезии - с 18,5% до 12,4%, на Филиппинах - с 10,9% до 6,7%, в Камбодже - с 17,3% в 2000 г. до 15,8% в 2009 г., в Лаосе - с 32,0% в 2000 г. до 22,6% в 2010 г. В Брунее процентная ставка сохранялась в течение десятилетия на самом низком в регионе уровне - 5,5%. В Мьянме она, наоборот, повысилась с 15,3% в 2000г. до 16,3% в 2011г, так же, как и во Вьетнаме - соответственно с 10,6% до 17,0%13.
В последние годы принимаются меры по повышению эффективности государственных операций. Сингапур ввел систему онлайн для регистрации предприятий и систему онлайн для регистрации собственности, которая позволяет оформить передачу собственности в течение одного дня. Создана электронная система заполнения налоговой декларации и уплаты налогов. С 2007 г. Сингапур внедряет в торгово-финансовые операции систему одного окна и планирует ввести её во всех странах АСЕАН к 2015г. Бруней создал реестр государственного кредита, чтобы облегчить доступ к кредитам. Индонезия улучшила кредитную информационную систему за счёт разработки правовой основы для учреждения бюро кредитной информации. Малайзия снизила сбор при регистрации компаний, а также сбор за получение разрешения на строительство. Сокращены сроки получения разрешения на строительство. С целью упрощения процедуры регистрации собственности в Малайзии введена онлайн кадастровая информация. Филиппины упростили процесс уплаты налогов за счёт введения системы онлайн для заполне-
14
ния налоговых деклараций и внесения налогов .
Страны региона проводят и другие мероприятия по либерализации инвестиционного режима. Бруней в 2011 г. снял некоторые требования при регистрации предприятий. Иностранцам разрешено арендовать собственность в течение срока до 99 лет вместо 60 лет до этого года и владеть 100% акционерным капиталом в компаниях, которые инвестируют в предприятия обрабатывающей отрасли и рыболовства, производящие продукцию для экспорта. В Камбодже также разрешили 100% владение иностранцами акционерного капитала в большинстве секторов, за исключением земли (но аренда земли сроком 50 лет разрешена). В 2011 г. Камбоджа ввела налоговые льготы для фирм, участвующих в рынке ценных бумаг. Индонезия тоже в 2010 г. разрешила иностранцам инвестировать в ряд отраслей, включая строительные услуги, небольшие электростанции, больницы, а в 2011-2012 гг. предоставила льготы для ряда предприятий, и создала специальные экономические зоны. Мьянма в 2011 г. приняла Закон о специальных экономических зонах и иностранцам разрешено арендовать землю у лиц, владеющих землёй на правах частной собственности. Кроме того, в соответствии с новым Законом об иностранных инвестициях инвесторы получили право арендовать землю у правительства сроком до 60 лет. Филиппины либерализовали авиационную промышленность и ослабили ограничения на внутреннем авиарынке. Сингапур продолжает упрощать процедуры для ведения бизнеса. Так, для регистрации требовалось потратить в 2007 г.
5 дней, в 2012г. - 3 дня. Таиланд объявил и ввел ряд льгот для фирм, планирующих учредить в стране региональные штаб-квартиры15. Во Вьетнаме Закон об инвестициях 2006 г. разрешает иностранным инвесторам участвовать в большинстве сфер экономической деятельности.
Помимо проводимых правительствами стран региона мер по формированию благоприятной инвестиционной среды, немаловажную роль в привлечении зарубежного капитала в регион играют международные и региональные соглашения об инвестициях, которые определяют условия деятельности частных иностранных инвесторов и обеспечивают им дополнительную правовую защиту.
29 марта 2012 г. вошло в силу Всестороннее соглашение
об инвестициях в АСЕАН (The ASEAN Comprehensive Investment Agreement, ACIA), подписанное странами АСЕАН 26 февраля 2009 г. Оно заменило Соглашение о поддержке и защите инвестиций в АСЕАН (The ASEAN Agreement for the Promotion and Protection of Investment), подписанное 15 декабря 1987 г., и Рамочное соглашение о зоне инвестиций АСЕАН (Framework Agreement on the ASEAN Investment Area, AIA), подписанное 7 октября 1998 г., и стало главным региональным документом, регулирующим проблемы инвестиций.
Важное значение для развития региона как привлекательной инвестиционной зоны имеет и План создания экономического сообщества АСЕАН к концу 2015 г., декларация о котором была подписана 20 ноября 2007 г. Статья 23 Плана гласит: «Свободный и открытый инвестиционный режим - ключ к повышению конкурентоспособности АСЕАН для привлечения ПИИ, а также инвестиций внутри АСЕАН. Устойчивый приток новых инвестиций и реинвестиций поддержит и обеспечит динамичное развитие стран АСЕАН». План предусматривает (статья 29) «поддерживать АСЕАН как интегрированную инвестиционную зону и производственную сеть» 16.
Благоприятное воздействие на решения зарубежных инвесторов оказывают экономические соглашения, в том числе и о создании зон свободной торговли (ЗСТ). В ноябре 2002 г. АСЕАН и Китай подписали соглашение о ЗСТ, а в августе 2009 г. - соглашение об инвестициях. В октябре 2003 г. подписано рамочное соглашение между АСЕАН и Индией о всестороннем экономическом сотрудничестве. В апреле 2008 г. подписано соглашение с Японией о всестороннем экономическом партнёрстве, которое включает сотрудничество и в области инвестиций. В июне 2009 г. АСЕАН подписала соглашение об инвестициях с Республикой Корея. В феврале 2009 г. подписано соглашение о ЗСТ между АСЕАН, Австралией и Новой Зе-
-17
ландией .
Кроме того, каждая страна региона заключает двусторонние и многосторонние соглашения об инвестициях и об устранении двойного налогообложения с рядом государств и международных объединений. В 2012 г. страны АСЕАН имели около
370 налоговых соглашений и 336 двусторонних соглашений об инвестициях. Двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений было у Малайзии 90, Вьетнама 81, Индонезии 80, Сингапура 70, Таиланда 62, Филиппин 51, Камбоджи и Лаоса по 37, Брунея 27, Мьянмы 1818.
Проблемы, связанные с инвестициями, постоянно обсуждаются на межгосударственном уровне. В целях координации действий по привлечению иностранных капиталовложений страны АСЕАН ежегодно проводят саммиты по предпринимательству и инвестициям, а также организуют семинары по проблемам инвестиций вне региона, особенно с главными экономическими партнёрами. Например, в сентябре 2012 г. был проведён саммит АСЕАН-Китай. Кроме того, организован специальный инвестиционный форум АСЕАН, в котором участвуют главы инвестиционных агентств каждой страны Ассоциации и обсуждаются вопросы повышения конкурентоспособности региона для привлечения иностранных инвестиций. Первый форум состоялся в 2011 г. в Индонезии, второй - в 2012 г. в Камбодже19.
Вышеизложенный материал свидетельствует, во-первых, о том, что регион в целом, действительно, располагает большой инвестиционной привлекательностью и, во-вторых, о том, что сами страны и в отдельности, и в сообществе прилагают много усилий, чтобы повысить привлекательность и конкурентоспособность и интенсивнее интегрироваться в мировое экономическое пространство.
1 UNCTAD World Investment Report 2013. Annex tables. Web table 1. FDI Inflows, by region and economy,1990- 2012. Темпы роста и среднегодового прироста ПИИ рассчитаны автором на основе данных указанного источника.
2 ASEAN Investment Report. 2012. Jakarta, ASEAN Secretariat, July 2013, p. XV - http://unctad.org/Sections/dite_dir/docs/WIR11_web %20tab%2034.pdf
3 Ibid.
4 Ibid., p. 11
5 World Bank. Doing Business 2013. A co-publication of the World Bank and the International Finance Corporation. Wash.,2013, p.47
6 The Global Competitiveness Report. 2013-2014. Full Data Edition. World Economic Forum. Geneva, 2013, p. 4
7 Ibid., p.12
8 Ibid.
9 Wong, M.H. and Wirjo, A. Findings from 2011-12 ASEAN-BAC Survey on ASEAN Competitiveness, Jakarta, ASEAN Business Advisory Council
10 ASEAN Investment Report 2012, p.99, р.100
11 World Bank. Doing Business 2013, рp.153-205
12
Подробнее о налоговых льготах см. Муранова А.П. Налоговое стимулирование частного бизнеса в Брунее // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Сб.ст. Выпуск XV. М., ИВ РАН. 2010, с.226-246; её же, Налоговое стимулирование частного бизнеса в наименее развитом регионе Юго-Восточной Азии (Мьянма, Камбоджа, Лаос) -Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Сб.ст. Выпуск
XIX.M., ИВ РАН, 2012, с.51-104
1 ^
Key Indicators for Asia and the Pacific. 2012. Mandaluyong City, Philippines, Asian Development Bank, 2012, p.337
14 World Bank. Doing Business.2014.A copublication of the World Bank and the International Finance Corporation. Wash., 29 October 2013, p.10, 61, 88, 160, 164, 165, 167
15 ASEAN Investment Report. 2012, p.19-20
16 ASEAN Economic Community Blueprint -http://www.customs.go.th/wps/wcm/connect/46af6876-8a86-4cb1-at...
17 ASEAN Investment Report. 2012, p.17
18 Ibid, p.18; UNCTAD World Investment Report. 2013, p.230-233
19 ASEAN Investment Report. 2012, p.16