Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Если российская экономика пойдет по такому пути, то возможно, Россия сможет стабилизировать производственные сектора экономики, сократив сырьевой, что благоприятно скажется на общем экономическом росте [3].
Библиографические ссылки
1. Кимельман С. А. «Сырьевая экономика России: правда и вымыслы» // Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON. «Научно-Информационное Агентство «Наследие Отечества».
12.08.2009. URL: http://gagarin.viperson.ru/wind.php? ID=580973&soch=1.
2. Сырьевая экономика в России задушила несырьевую // Информационное агентство «Финмаркет». 13.03.2013. URL: http://www.fmmarket. ru/z/nws/hotnews.asp?id=3257805.
3. Путин В. В. Нам нужна новая экономика // Электронное периодическое издание «Ведомости». 30.01.2012. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/ news/1488145/ onashihekonomicheskihzadachah.
© Левко Е. А., 2013
УДК 336.563.1.
А. Э. Лукашева Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Проводится анализ современного состояния малого предпринимательства в России. Рассматриваются основные проблемы малого предпринимательства и перспективы его развития.
Важность существования сектора малого предпринимательства в экономике России не ставится под сомнение. Малые предприятия стимулируют развитие внутреннего платежеспособного спроса, способствуют сокращению безработицы среди трудоспособного населения, наполнению бюджетов региональных и местных уровней, увеличению количества банковских услуг. В 2012 году было зарегистрировано 238 тысяч малых предприятий. Общий объем оборота малых предприятий составил 2963 миллиардов рублей [1]. На долю малого предпринимательства приходится 21-22 % ВВП России. Доля малого предпринимательства в производстве ВВП ниже, чем в развитых странах, таких как США (50 %) и Китая (60 %) [2].
Одной из причин недостаточной развитости малого бизнеса является отсутствие необходимого количества финансовых средств. Потребность предприятий в банковском финансировании удовлетворена на 10-15 % [3]. Это свидетельствует о том, что система поддержки малого предпринимательства показывает недостаточную эффективность. Более 90 % малых предприятий не могут начать производство без заемных средств и кредитов. Важным условием кредитования малого бизнеса является осуществление деятельности предприятия на региональном рынке не менее 6 месяцев. Объектами кредитования являются те предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю [4].
Высокие риски кредитования, отсутствие надежного заемщика, отсутствие спроса на условиях банка -причины, препятствующие увеличению объемов кредитования. Для снижения кредитных рисков банки выдвигают жесткие требования к обеспечению ссуд, что недопустимо для большинства малых предприятий. На начальном этапе создания и начала деятельности малого предприятия в качестве источников фи-
нансирования используются личные сбережения и средства, полученные в качестве займов от ближайшего социального окружения. Часто мелкие предприниматели используют потребительские кредиты. В качестве ещё одной причины, препятствующей развитию кредитования малого бизнеса, можно отнести время решения вопроса о предоставлении кредита. Малый предприниматель не располагает достаточным временем и трудовыми ресурсами для сбора документов. Несмотря на указанные проблемы, российские банки, прежде всего, региональные начинают активно осваивать эту нишу, понимая перспективность кредитования малого бизнеса для укрепления своих конкурентных позиций [5].
Сейчас предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. В 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. За 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 17,82 млрд рублей, за 2012 год - около 19 млрд. рублей, а за 2013 год - более 18 млрд рублей.
Значимым новшеством среди мероприятий поддержки малых инновационных компаний стало создание инфраструктуры поддержки малых предприятий в
Секция « Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
области инноваций и промышленного производства. В 2012 году выполнены следующие мероприятия: организованы образовательные курсы по основам предпринимательской деятельности для 11 867 человек, предоставлено 2 134 гранта начинающим предпринимателям, выдано 281 поручительство и 313 микрозаймов малым предприятиям. В целом финансовую поддержку получили 4 241 субъект малого и среднего предпринимательства, создано 10 612 рабочих мест. На поддержку малого бизнеса в Российской Федерации из федерального бюджета было выделено 124,5 миллиарда рублей [6].
Несмотря на значительную финансовую поддержку малого бизнеса со стороны государства, субъектов и муниципальных образований, а также ряд льгот и послаблений, малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации все еще сталкивается с препятствиями, которые мешают его полноценному развитию. Задачей законодательных и исполнительных органов является детальная проработка механизма правового регулирования деятельности таких специфических форм бизнеса, как малое и среднее предпринимательство, вопросов льготного налогообложения, стимулирования развития приоритетных отраслей экономики и других наиболее важных вопросов касающихся данного института.
Библиографические ссылки
1. Сайдуллаев Ф. С. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. 2012. Июль [Электронный ресурс]. URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1937.html.
2. Газета «Файл-РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://file-rf.ru/news/10655.
3. Агаян Ш. А. // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 138-141 [Электронный ресурс]. URL: http://kredit1. ru/blog/kreditovanie_malogo_biznesa_2012/2012-08-22-85.
4. Мурычев А. Банки и малый бизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcsme.ru.
5. Исследование перспектив развития кредитования малого и среднего бизнеса в 2012-3013г. [Электронный ресурс]. URL: http://fin4com.ru/novosti_ finansirovaniya_i_kreditovaniya_biznesa/perspektivy_kre ditovaniyamalogoisrednegobiznesa/.
6. О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства : Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178 (с изм. от 3 октября, 31 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 26января 2012 г.).
© Лукашева А. Э., 2013
УДК 338.45:622.276
Ю. С. Мамонова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Рассматривается состояние инноваций в нефтегазовой отрасли, представлены проблемы и пути их развития. Проведен анализ использования нефтяной компанией «Роснефть» инновационных технологий на разных этапах нефтяной цепочки: от добычи до переработки нефтяного сырья.
В современных условиях усиливается роль инновационной деятельности во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в нефтегазовой, являющейся одним из важнейших секторов экономики России. Развитие инноваций является естественным стремлением нефтегазовых компаний успешно развивать свой бизнес в складывающихся рыночных условиях. Нефтегазовые компании, не являясь по определению инновационными, выступают в качестве потребителей инноваций, присутствующих на рынке.
В настоящее время применение инновационных технологий является одним из источников повышения технологического уровня производства нефтяных компаний, что дает им новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках. Реализация технологических инноваций влияет на основные показатели деятельности предприятия.
Нефтяная и газовая промышленность России на современном этапе их развития сталкиваются с рядом сложных проблем. Необходимо в ближайшее время
решать острый вопрос о применении новых технологий, внедрении результатов научных исследований и научно-технических разработок на всех этапах производства: от геологоразведки до получения готовых нефтепродуктов. Для российских нефтегазовых компаний в области инноваций отмечается следующий ряд проблем:
• Используемое в отрасли оборудование устарело и зачастую не обновляется;
• Низкий объем финансирования НИОКР. Абсолютными лидерами в отрасли в мире являются ExxonMobil и Total. Эти компании вкладывают в НИОКР по 700-800 млн. долл. в год. В расчете на 1 т нефтяного эквивалента затраты «нефтяных гигантов» на НИОКР составляют в среднем 1 долл. на 1 т нефтяного эквивалента и 50 % в структуре общих затрат. Российские компании значительно уступают зарубежным в финансировании НИОКР. Доля соответствующих затрат не превышает 0,02 % от их выручки, а удельные затраты в расчете на 1 т нефтяного эквива-