Анализ современного состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в структуре региональной промышленности
Analysis of the current status and trends of small and medium enterprises in
the structure of the regional industry
Старший научный сотрудник научно-исследовательского института экономики и управления УГУЭС Казыханов Руслан Радикович [email protected]
Аннотация
В статье определены и обоснованы современное состояние и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в структуре региональной промышленности. Дана оценка современной ситуации, характеризующей развитие малого и среднего промышленного предпринимательства в Республике Башкортостан. Выявлены ключевые факторы, обуславливающие низкую долю малого и среднего бизнеса в структуре региональной промышленности. Определены приоритетные направления, формирующие благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе региона.
Abstract
The article identified and justified the current state and trends of development of small and medium-sized enterprises in the structure of the regional industry. The evaluation of the current situation, characterized by the development of small and medium-sized industrial enterprises in the Republic of Bashkortostan.Identified key factors that contribute to the low share of small and medium-sized businesses in the structure of the regional industry.Identified priority areas for forming favorable conditions for the development of small and medium-sized enterprises in the industrial sector in the region.
Ключевые слова:малое и средний бизнес, промышленность, регион,кластер, конкурентоспособность, инновации.
Keywords: small and medium-sized businesses, industry, region, cluster, competitiveness and innovation.
В современных условиях возрастания геополитических рисков, ухудшения макроэкономической ситуации становится особенно важным обеспечение устойчивого развития региональной экономики. Важнейшей составной частью экономической политики региона является промышленная политика, поскольку промышленность является главной отраслью, формирующей объём ВВП и определяющей уровень экономического развития регионов и страны в целом.
Ключевым фактором обеспечения решения многих задач отраслей промышленности, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней является малое и среднее производственное предпринимательство. Таким образом, уровень эффективности малого и среднего производственного предпринимательства в регионе можно рассматривать как потенциал устойчивости социально-экономического развития региона.
В качестве объекта исследования в данной статье выбрана Республика Башкортостан - один из регионов Российской Федерации с динамично развивающейся промышленностью.В республике находится один из крупнейших в стране топливно-энергетический и нефтехимический комплекс, занимающий по переработке нефтяного сырья, производству автомобильных бензинов и дизельного топлива 1-е место среди регионов России. Валовой региональный продукт (ВРП) Башкортостанапо итогам 2013 года составил 1 трлн 163,3 млрд рублей (+3,1% к 2012 г). Планируется, что ВРП республики достигнет к 2016 году размера в 1,5 трлн рублей.
По состоянию на 1 января 2014 г. в РБ зарегистрировано 177 876 действующих хозяйствующих субъекта (-5% к 2013 г.), относящихся к МСП в том числе ИП - 87 075 (-15% к 2013 г.).
200000 180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
188215
102597
85618
на 01.01.13
ИП Организации
177876
ту -5% 87075 -15% 90801 -6%
на 01.01.14 Итого
Рисунок 1. Динамика изменения количества хозяйствующих субъектов. Структура отраслей, представленных выявленными субъектами МСП РБ (в денежном исчислении) [1,2]
В РБ действует большое количество крупных производств в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую и существенную долю внутреннего рынка. В агропромышленном комплексе Республики Башкортостан успешно функционируют около 1 тысячи сельскохозяйственных организаций, 150 - средних и крупных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, более 4,5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 582 тысячи личных подсобных хозяйств.
В РБ действуют 13122 производственных предприятия (промышленное производство+с/х=целевая):
- в том числе сельскохозяйственных - 3524 предприятия (целевая аудитория в части АПК)
- промышленных предприятий - 9588 ед.
На их долю приходится 14,4% (остальное строительство, услуги, торговля) (таблица 1).
Таблица 1
Распределение организаций по видам экономической деятельности в РБ (на 1
января 2014 г., единиц) [1,2]
2011 2012 2013 2014
Всего,вт.ч. 81353 80957 85618 90801
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4097 3972 3671 3524
Рыболовство, рыбоводство 97 96 87 88
Промышленное производство,вт.ч. 8278 8506 8534 9588
добыча полезных ископаемых 549 550 582 613
обрабатывающие производства 7284 7453 7952 8420
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 445 515 541 555
Строительство 9353 9400 10146 11033
Оптовая и розничная торговля, ремонт техники 23080 22827 24950 26699
Транспорт и связь 3684 3798 4143 4546
Финансовая деятельность 1392 1507 1583 1786
Операции с недвижимым имуществом, аренда 14726 14444 15031 15916
Государственное управление, обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 2728 2720 2716 2964
Образование 5213 4957 5114 5083
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1369 1413 1493 1570
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5994 5923 6132 6306
Соотношение уровня развития среднего и малого бизнеса в промышленности, а также приоритет структур крупного бизнеса становятся важнейшими вопросамиразработки новой структуры промышленности. Сегодня уже становится понятно, что государственная промышленная политика в отношении предпринимательства будет эффективна настолько,
насколько сможет обеспечить увязку целей и интересов государства и самого бизнеса.
В силу исторических обстоятельств в России сформировались два ведущих агента в структуре промышленности:
- государство, инициировавшее экономическую реформу;
- крупный бизнес, возникший в результате и в процессе социально-экономических преобразований в стране.
В современных российских условиях малое и среднее предпринимательство не является равноправным представителем в сложившейся структуре.
Западный опыт свидетельствует о необходимости участия в процессе разработки и реализации промышленной политики малого и среднего производственного предпринимательства. При этом необходимо учитывать, что в России малое и среднее производственное предпринимательство находятся пока в неравноправных условиях. Однако их вовлечение целесообразно, поскольку, во-первых, это полезно для развития всей системы малого и среднего предпринимательства, и, во-вторых, будет способствовать их трансформации.
В промышленности современной России сформировались интегрированные бизнес-группы (ИБГ), появившиеся из энергетических и сырьевых компаний. Такие компании не только пережили кризисные периоды экономики, но и выросли в экономические субъекты, способные аккумулировать необходимые для инвестиций финансовые потоки.
Особенностью формирования крупных промышленных бизнес-структур в России является то обстоятельство, что этот процесс происходит на уже сложившейся масштабной индустриальной базе (в отличие от развивающихся стран), во многом предопределяющей создание крупных корпоративных структур. Только они способны в сложившихся условиях брать на себя технологические и финансовые риски инноваций, а также решить проблему внедрения. Промышленные бизнес-группы могут создать
вокруг себя кластер малого инновационного и производственного бизнеса, для которого они становятся источником платежеспособного спроса. Одним из примеров такой интеграции являются крупные холдинги в нефтехимической отрасли Республики Башкортостан, вокруг которых сложилась стабильная обслужившая инфраструктура малых и средних производственных предприятий.
Инновационная экономика формирует новый стиль промышленной деятельности, в которой в большей мере капитал управляется интеллектом, чем интеллект обслуживает капитал. В этих условиях самым конкурентоспособным ресурсом компаний и страны в целом становится высокая квалификация и совокупные знания ее работников. Однако интеллектуально-кадровый потенциал инновационной экономики формируется и развивается не в сырьевых интегрированных бизнес-группах, а в наукоемких и информационно-технологических компаниях малого и среднего бизнеса.
Значительные перспективы для развития инновационного потенциала малых и средних промышленных компаний дало создание региональных инжиниринговых центров, реализуемых на принципах частно-государственного партнерства. На настоящий момент 12 регионов России представляют 20 успешно действующих или находящихся в стадии становления центры, функционирующие в различных областях промышленности. Основная цель таких центров - предоставление субъектам МСП полного цикла работ и услуг в области проектирования и дальнейшего продвижения инновационной продукции и разработок. Создание инжиниринговых центров станет перспективной основой сотрудничества реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса и образовательных структур. В Республике Башкортостан в настоящее время действуют 2 региональных инжиниринговых центра - кластер малотоннажной нефтехимии, который объединил 10 предприятий МСП и 2 государственных предприятия из Уфы, Стерлитамака, Салавата и Октябрьского.
Координатором кластера является Министерство промышленности РБ. Также действует «Инжиниринговый Центр Биотехнологий», созданный на базе ГБУ РБ «НИТИГ АН РБ». В рамках мероприятий региональных инжиниринговых центров малым и средним промышленным компаниям предоставляются инженерно-исследовательские, консультационные услуги по разработке технологических процессов, технологических карт, технологий оборудования производства; по коммерциализации НИОКР (продвижение и внедрение новых технологий на производственных предприятиях); ведется информирование производственных предприятий МСП о мерах государственной поддержки (в целевом сегменте) и услугах РЦИ РФ, некоммерческих и общественных организаций по трансферту технологий.
При успешной реализации данных мероприятий малый и средний промышленный бизнес, несмотря на свою слабость и незначительную долю в ВНП, может и должен стать при целенаправленной поддержке государства наиболее заинтересованными субъектами разработки и реализации промышленной политики.
В настоящее время в Республике Башкортостан создана достаточно эффективная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая в себя 48 организаций, в том числе:
- Фонд развития и поддержки малого предпринимательства РБ;
- АНО «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства РБ»;
- Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан (ТПП РБ);
- АНО «Инфраструктурные проекты РБ»;
- Ассоциация организаций предпринимательства РБ.
В целях развития малого и среднего производственного, в том числе инновационного, предпринимательства особое значение приобретает развитие инновационной инфраструктуры экономики Республики Башкортостан. Инфраструктура инновационной деятельности достаточно многообразна и, в целом, обеспечивает эффективную реализацию комплекса
мероприятий, направленных на дальнейшее развитие и расширение инновационной компоненты в экономике Республике Башкортостан, предусмотренных Долгосрочной целевой инновационной программой РБ на 2010-2015 годы. Одна из задач данной программы формирование сети технопарков.
В Республике создана и активно развивается целая сеть технопарков и индустриальных парков (табл. 2, 14) [3].
Таблица 2
_Сеть технопарков Республики Башкортостан_
Технопарк Место- Основные направления деятельности
положение технопарка
технопарка
Центр трансфера г. Техническая поддержка субъектов
технологий Нефтекамск малого и среднего предпринимательства
инжиниринговая фирма «Ритокс-
Инновация-С»
«Хозрасчетный г.Уфа Научно-исследовательские и опытно-
творческий центр Уфимского конструкторские работы в области создания высокоэффективных
авиационного смазочных материалов и
университета» антикоррозионных композиций для машиностроения, создание оборудования
«Институт нефтехимперерабо тки Республики Башкортостан» г.Уфа Исследование, разработка, проектирование, производство в нефтегазовой отрасли (добыча, транспорт, переработка
«Технопарк г.Уфа Разработки в области компьютерного
авиационных проектирования, повышения прочности
технологий» агрегатов, внедрения технологии вакуумно-плазменного нанесения защитного покрытия
«Медтехника» г.Уфа Разработка, производство и реализация медицинской техники и изделий медицинского характера
Центр трансфера г.Уфа Трансфер технологий в области
технологий в нанотехнологий
области
наноиндустрии ООО «Инновации, образование, наука»
«Инмаш» г.Стерлитама к Производство машин и оборудования, транспортных средств, тары и упаковки, электрооборудования
«Эколайн» г.Мелеуз Производство спецодежды, спецобуви, клеевых смесей
«Башкирия» г.Мелеуз Разработка и внедрение инновационных технологий промышленного производства, продуктов питания лечебно-профилактического назначения
Таблица 3
Сеть индустриальных парков Республики Башкортостан
Индустриальный парк Местоположение индустриального парка Основные направления деятельности индустриального парка
«Строительные материалы Башкортостана» г. Агидель Промышленное производство и сопутствующие услуги
«ХимТерра» г.Благовещенск Малотоннажная химия, переработка полимеров, машиностроение
«Прикамье» г.Нефтекамск Промышленное производство и сопутствующие услуги
«Салават» г.Салават Переработка нефтехимических продуктов
«Уфимский» Уфимский район Размещение инфраструктурных объектов
В настоящее время продолжается дальнейшее совершенствование инновационной инфраструктуры малого и среднего производственного предпринимательства.
Несмотря на происходящие серьезные изменения в сфере малого и среднего производственного предпринимательства в положительную
сторону, сохраняются и нерешенные вопросы. В частности, практические повсеместно отраслевая структура производственных МСП характеризуется преобладанием деятельности в сфере торговли и услуг. В РБ более 50% всех субъектов МСП занято в сфере потребительского рынка, при этом весьма незначительное количество (14%) субъектов МСП, занятых в производстве (таблица 1).
К причинам, сдерживающим ускоренное развитие МСП в промышленности следует отнести также слабую поддержку на муниципальном уровне и отсутствие действенных механизмов взаимодействия малого, среднего и крупного промышленного бизнеса.
Для решения упрощения доступа субъектов производственных МСП к нежилым помещениям необходимо обеспечить формирование и доступ к сведениям об использовании государственного и муниципального недвижимого имущества, включая сведения о производственных мощностях и объектах незавершенного строительства.
Вместе с тем следует расширить формы региональной поддержки малого и среднего производственного предпринимательства в сфере инновационной деятельности: в том числе, научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами; методиками, инструкциями, положениями, законодательными актами по различным вопросам анализа, обоснования и оптимизации инновационных и организационных решений; обеспечение инновационной деятельности адекватной информацией; оказание помощи в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламировании и сбыте продукции;защита прав малых фирм в государственных и муниципальных конкурсах на инновационные разработки и поставки инновационной продукции; включение инновационных проектов малых компаний в комплексные региональные инновационно-инвестиционные программы; содействие в проведении сложных ремонтов современного оборудования", осуществление протекционистских мер во внешнеэкономической деятельности малых и
средних производственных фирм; поддержка в углублении внутрирегиональной и межрегиональной кооперации малых и средних предприятий с крупными промышленными компаниями.
В качестве основных тенденций можно отметить мероприятия.отраженные в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [4]:
- снижение барьеров для старта собственного дела;
- предоставление двухлетних налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, производственной и социальной сферах;
- расширение доступ малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым крупными государственными компаниями и естественными монополиями. Эта работа осуществляется в рамках реализации соответствующей дорожной карты, утвержденной Правительством Российской Федерации;
- обеспечение доступа малых и средних предприятий к имущественным и финансовым ресурсам;
- формирование национальной системы гарантийных организаций, координирующим центром которой выступит Агентство кредитных гарантий. Основные задачи указанного агентства - предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям для увеличения объемов гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства и прямых гарантий предпринимателям, действующим в неторговом секторе и реализующим инвестиционные проекты;
- повышение информационной открытости и доступности мер государственной поддержки для предпринимателей - определение единых требований к официальным Интернет-сайтам по
информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Осуществляя разнообразные меры государственной поддержки малых и средних промышленных фирм, следует всегда осознавать, что они, во-первых, являются неотъемлемой частью реального сектора экономики, а во-вторых, при правильном содействии функционированию производственных МСП, они становится важным фактором повышения конкурентоспособности региона.
Список литературы
1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/ - Загл. с экрана. - Яз.рус.
2. Федеральная служба государственной статистики, статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ -Загл. с экрана. - Яз.рус.
3. Данные официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minpromrb.ru/bashkortostan.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.
4. Данные официального сайта Министерства экономического развития РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minecon. bashkortostan.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.