Научная статья на тему 'Современное состояние малого бизнеса в России'

Современное состояние малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЫНОК / ПРИБЫЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / MARKET / PROFI T / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собин О. А.

В статье рассматривается состояние малого предпринимательства в экономике современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

The article deals with the state of small business in the economy of the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Современное состояние малого бизнеса в России»



ЭКОНОМИКА

О.А. СОБИН

аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли Тел. 8 920 828 54 45

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В статье рассматривается состояние малого предпринимательства в экономике современного российского общества.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, рынок, прибыль, конкурентоспособность.

В экономике российского общества все более значительную роль играет малое предпринимательство. Его представляют несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в непростых условиях переходного периода. Несмотря на то, что, обладая огромными потенциальными возможностями, малое предпринимательство сегодня еще не стало стратегическим фактором развития экономики страны. Однако оно все же сумело за полтора десятка лет своего существования накопить первичный экономический, финансовый и интеллектуальный ресурсный потенциал.

Проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития малых предприятий, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития малых предприятий нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.

Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности малых предприятий мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет, незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в России.

Кризисные явления 1998 и 2009 годов нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям. Кризисы также показали, что хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее государством пока не обеспечены достаточные условия для его

стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. Прежде всего, кризисы обусловили чисто количественное сужение малого бизнеса: по некоторым оценкам, в ходе этих кризисов ушли с рынка от 30 до 50% всех российских малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью, прекратить свою хозяйственную деятельность. Только треть малых предприятий специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.

Несмотря на крайне неблагоприятные экономические условия с начала рыночных преобразований малый бизнес, хотя и медленно, но укрепляет свои позиции в стране и во многих регионах. Уже к 2010 году в России было 1602,5 тысяч малых предприятий. Наибольшее их количество имеется в торговле и общественном питании (на начало 2010 г. - 858,3 тыс. или 44,1% общего числа малых предприятий), затем

- в операциях с недвижимым имуществом и арендой (на начало 2010 г. - 288,6 тыс. или 18,0% общего числа малых предприятий). В промышленности страны на начало 2010 г. было 165,3 тыс. малых предприятий (13,1% от их общего числа) [3, с.356].

На начало 2010 г. среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) составляла 14721,7 тыс. человек. Наибольшая численность работавших на малых предприятиях - в торговле и общественном питании

- 4943,1 тыс. человек, затем - 1726,4 тыс. человек

- в обрабатывающих производствах и 1488,8 тыс. человек - в строительстве [3, с.356].

Среднесписочная численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности и оборот малых предприятий в 2006 г. показаны в таблице 1.

Сектор малого предпринимательства обеспечивал занятость каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях России. В то же время в странах ЕС в этом секторе занято 50-70% эко-

© О.А. Собин

шей

номически активного населения. При этом развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Так же неравномерно распределяется и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях.

Неравномерность развития малого предпринимательства проявляется и в отраслевом разрезе. В Москве сконцентрировано 87% суммарного уставного капитала банков, 83% взносов страховых компаний. Малые предприятия в основном сосредоточены в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех сферах экономки, включая производство наукоемкой продукции.

В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта.

В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России - около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню.

Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства [4, с.91]:

- недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;

- отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов государственной политики по отношению к малому бизнесу;

- излишние административные барьеры при регистрации, лицензировании, сертификации, системе контроля и разрешительной практики, регулировании арендных отношений и т. д.;

- "налоговый пресс" и громоздкая система отчетности;

- монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями;

Численность работавших и оборот малых предпри

- отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской деятельности;

- недоверие многих предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия ведения бизнеса.

На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата), - недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств.

В то же время уровень развития малого предпринимательства в России явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.

Слабость отечественного малого предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально-ориентированного частного предпринимательства. В числе этих проблем можно выделить следующие:

- энергетический «перекос» экономики, сохранение ее большой зависимости от мировых цен на нефть и газ;

- технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;

- растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо учитывающих национальные интересы страны;

- слабость государственного аппарата, его ориентация на обслуживание крупных финансово-промышленных групп, недостаточный учет интересов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1.

й по видам экономической деятельности [2, с.356]

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) Оборот малых предприятий

тыс. чел. в % к итогу млн. руб. в % к итогу

Всего 8582,8 100 12088232,2 100

из них сельское хозяйство, охта и лесное хозяйство 311,4 3,6 78768,6 0,7

обрабатывающие производства 1726,4 20,1 1146927,7 9,5

строительство 1488,8 17,3 922020,7 7,6

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2741,8 31,9 8721340,5 72,1

транспорт и связь 460,0 5,4 249193,8 2,1

операции с недвижимым имуществом 1162,0 13,5 725101,3 6,0

Развитие малого предпринимательства предоставляет широкую свободу рыночного выбора, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса. Оно нацелено на насыщение рынка товарами и услугами, преодоление отраслевого и территориального монополизма, расширение конкуренции, повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы местных органов власти, развитие сел, малых и средних городов, возрождение народных промыслов, решение экологических проблем.

Деформирующие последствия непродуманного, спонтанного проведения российских экономических реформ, без учета готовности к ним значительной части населения, проявились, прежде всего, в динамике ВВП и, в частности, в становлении рыночных механизмов, одним из важнейших среди которых является малый бизнес. Принцип социальной безопасности в России не срабатывает, так как неэффективен его ключевой компенсатор — малый бизнес, который слабо поддерживается современным государственным регулированием экономики.

Значительная часть предпринимателей (челночно-ларечного типа) не поддается не только регулированию, но и простейшему учету. А ведь в условиях рыночной стихии требуется не просто регулирование экономики, а система управления, планирования, прогнозирования, учета, контроля и т.д., поскольку экономическая безопасность страны требует совместимости интересов всех слоев общества на основе разработки программ, реализующих в воспроизводственных схемах интересы как крупных предпринимателей, так и мелкого бизнеса при сочетании свободы бизнеса и эффективного государственного воздействия.

К сожалению, своеобразие российского менталитета не было учтено при организации малого бизнеса в реформируемой российской экономике, что превратило большую его часть в потенциальный очаг кризисных социальных ситуаций, а общество, в свою очередь, не получило надежной опоры развития цивилизованной рыночной экономики.

Основными препятствиями на пути деловой и предпринимательской активности и бизнеса в современных регионах России являются [4, с.93-94]:

- высокие издержки «входа» на рынок, создаваемые не уровнем рыночной конкуренции, а административными барьерами на пути предпринимательской активности. От забюрократизированной процедуры открытия нового предприятия страдают и отечественные предприниматели, и иностранные, что приводит к потере значительных объемов потенциальных инвестиций;

- неблагоприятная среда функционирования

предпринимателей. Процесс хозяйственной деятельности является объектом внимания примерно трех десятков контролирующих инстанций, которые действуют по своим внутриведомственным инструкциям, при этом масштабы контроля и разного рода проверок почти ничем не ограничены. На практике это приводит к искусственному созданию льготных условий для отдельных коммерческих структур или для вымогания взяток;

- деятельность естественных монополистов, которые в современном виде представляют собой мощные не только хозяйственные, но и политические образования, в значительной мере находящиеся вне контроля властей;

- вводимые региональными властями разного рода ограничения на движение товаров, капитала и рабочей силы на территории страны, в результате чего происходит резкое сужение рынка для одних производителей и сдерживание действия конкурентного механизма для других;

- непрозрачность процедуры издания и применения подзаконных нормативных актов, нацеленных на регулирование и контроль предпринимательской деятельности;

- дестимулирующая роль налогового законодательства (причем, помимо высоких ставок налогов, существует еще проблема распространения налогообложения на основные фонды, т.е. расходы, идущие на расширение деятельности, не вычитаются из налогооблагаемой прибыли), что тормозит развитие процесса.

Безопасность малого бизнеса - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность интересов малых предприятий от внутренних и внешних угроз.

Угрозами в сфере предпринимательства являются разного рода опасности, снижающие эффективность и надежность функционирования предприятий, а в отдельных случаях приводящие к прекращению их деятельности. Данный перечень может быть дополнен экономическими, криминальными, технико-технологическими угрозами.

Существуют и другие негативные явления, приводящие к возможному возникновению угроз предпринимательству [2, с.45]:

- участие госструктур власти и управления в коммерческой деятельности, в том числе для подавления конкурентов;

- использование криминальных структур для подавления конкурентов;

- отсутствие необходимого законодательства, позволяющего эффективно противодействовать недобросовестной конкуренции;

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- экономический и информационный шпионаж;

- отсутствие необходимых условий для ведения бизнеса, а также культуры делового партнерства: неуважение партнеров, невыполнение обязательств, срыв договорных условий.

В настоящее время еще имеют большое распространение формы и методы ведения недобросовестной конкуренции, для которых характерно:

- экономическое подавление: срыв сделок и иных соглашений; парализация деятельности фирм с использованием полномочий госорганов, средств массовой информации; компрометация деятельности фирм; шантаж, компрометация руководителей и отдельных сотрудников;

- физическое подавление: ограбления и разбойные нападения на офисы, склады; угрозы физических расправ; наемные убийства;

- промышленный шпионаж: подкуп сотрудников; передача документов и разработок; копирование программ и данных.

Угрозы в сфере предпринимательства могут быть классифицированы по кластерам [2, с.46]:

- по величине причиненного ущерба: предельный, после которого предприятие может обанкротиться; значительный, но не приводящий к банкротству; незначительный, который предприятие за какое-то время может компенсировать;

- по вероятности возникновения: весьма вероятное возникновение угрозы; вероятное возникновение; маловероятное возникновение;

- по причинам появления: стихийные бедствия; преднамеренные воздействия;

- по характеру нанесенного ущерба: материальный, финансовый, информационный, моральный;

- по характеру воздействия: активные, пассивные.

В таблице 2 указаны различные угрозы малому бизнесу в ключевых сферах экономики.

Как показывает практика, экономическая безопасность малого бизнеса достигается проведением единой политики, системой мер правового, организационного, экономического и технического характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов хозяйствующего субъекта.

О слабом развитии малого бизнеса в Российской Федерации и ее субъектах свидетельствуют данные о доле работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике.

За последние пять лет доля работников малых предприятий практически не изменилась, что свидетельствует о недостаточном внимании к развитию малого бизнеса как федеральных, так и региональных органов законодательной и исполнительной власти. Они так и не смогли создать более благоприятные условия для повышения производительности труда на малых предприятиях, от которого зависит формирование в России среднего класса.

Представляется необходимым создание двухуровневой системы отслеживания безопасности малого бизнеса.

Первый уровень - влияние последствий решений, оказывающих воздействие на состояние отечественной промышленности. Поскольку любое решение (через налоговую и технологическую политику) затрагивает интересы производителей, будь

Таблица 2.

Угрозы безопасности малому бизнесу в ключевых сферах экономики [2, с.28]

Направления угроз Причины возникновения

Социальные угрозы Повышение уровня безработицы, расширение зоны нищеты, увеличение разрыва в уровнях доходов между бедными и богатыми, в том числе в сфере малого предпринимательства, нарастающая региональная дифференциация, а также дискриминационное положение в бизнесе женщин, инвалидов, военнослужащих и т.д.

Экономико-финансовые угрозы Нарушение параметров экономического поведения: уровень инфляции, налоговая система (комбинация налогов и налоговых ставок), ставки (проценты) за кредит ЦБ и других банков, дефицит бюджета, соотношение рубля и доллара, индексы

Правовые угрозы Отсутствие устойчивой законодательной базы, недостаточно полный пакет действующих законов и других нормативно-правовых актов, слабость Уголовного кодекса, недостатки в работе прокуратуры, МВД, служб безопасности и судов на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации

Информационные угрозы Правовые, организационные и инженерно-технические меры, препятствующие формированию и использованию информационных технологий, инфраструктуры и информационных ресурсов, слабая защита информации и прав субъектов.

Организационные угрозы Деформация структур малого бизнеса, создание структур для лжепредпринимательства

то предоставление льгот или выделение кредитов под символический процент, то, очевидно, что при изменениях налоговых ставок изменяется и спрос на кредиты, что приводит к изменениям в денежно-кредитной политике в целом.

Второй уровень - влияние последствий решений, принятых на региональном уровне субъектами Федерации.

Региональное законотворчество в области бюджетно-налоговой политики способно весьма сильновлиятьнадвижениефинансово-материальных средств между регионами: капитал из регионов с более высокой налоговой ставкой всегда устремляется туда, где совокупная налоговая ставка оказывается значительно ниже.

Все вышесказанное показывает, что создание системы мониторинга индикаторов риска малого бизнеса должно стать составной частью общей системы мониторинга индикаторов функционирования всей макроэкономической системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Угрозы интересам страны в области обеспечения экономической безопасности малого бизнеса многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся снижением платежеспособного спроса и финансовой поддержки, с состоянием рынка ценных бумаг и криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, со снижением до критически низкого уровня инновационной деятельности. Во многом их появление обусловлено тем, что в переходный период рыночные отношения развиты слабо и не создают достаточно сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста малого бизнеса. В отдельных сферах угрозу экономической безопасности малого бизнеса создают факторы, косвенно влияющие на результаты предпринимательской деятельности (месторасположение, социальная значимость).

Государственная деятельность по обеспечению контроля за состоянием сферы малого бизнеса страны включает следующие элементы [4, с.97]:

- объективный и всесторонний мониторинг риска экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних тенденций развития жизненно важных для страны сфер экономики;

- разработку комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации негативных тенденций в развитии экономики;

- организацию работы по реализации мер в области корректировки взаимодействия государства с малым бизнесом.

- Каждый параметр угроз экономической безопасности связан с оценкой кризисной ситуации в

определенной сфере малого предпринимательства.

Под направлениями обеспечения безопасности малого предпринимательства следует понимать нормативно-правовые меры, ориентированные на обеспечение комплексной безопасности предпринимательства во всех сферах их деятельности. В практике обеспечения безопасности можно выделить несколько направлений [4, с.98].

1. Правовая защита - это специальные правовые акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие безопасность функционирования предпринимательства на правовой основе.

2. Организационная защита - это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений на нормативно-правовой основе, исключающая нанесение ущерба от внутренних и внешних угроз.

3. Финансово-социальная защита - это использование различных финансовых мер, препятствующих нанесению ущерба финансово-коммерческой деятельности, и недопущение социальных конфликтов.

Правовая защита предпринимательства опирается на Конституцию РФ и систему законодательных актов, ориентированных на законодательно-правовую защиту интересов предпринимательства. Вместе с тем следует отметить, что в условиях недостаточного государственного механизма обеспечения безопасности особое значение приобретают собственные нормативно-правовые акты предприятия (устав предприятия, трудовые договоры с сотрудниками, должностные обязанности сотрудников и др.).

Организационная защита (или организационные мероприятия) играет огромную роль в создании обучающего механизма или даже системы обеспечения безопасного функционирования предприятия. Известно, что значительная часть ущерба причиняется злоумышленными действиями, нерадивостью, небрежностью и халатностью персонала. Для предотвращения такого рода ущерба необходимо:

- осуществление определенных мер при подборе и расстановке кадров, более глубокое ознакомление с сотрудниками, их подготовка, обучение правилам работы, предупреждение о мерах ответственности за причиненный ущерб;

- создание системы экономической безопасности, включая охрану и защиту физическими и техническими средствами.

Финансово-социальная защита предпринимательства включает [2, с.41-42]:

- создание системы финансово-кредитной поддержки малого предприятия бизнеса,

- формирование механизмов предоставления предпринимателям гарантий под кредиты и

страхования;

- согласование созданных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот с возможностями привлечения частных инвестиций, кредитных ресурсов,

- расширение практики применения упрощенной системы налогообложения и учета;

- формирование пакета взаимосвязанных и непротиворечивых законодательных, нормативных и подзаконных актов поддержки малого предпринимательства;

- организацию мониторинга результатов применения и взаимодействия принятых законов и подзаконных актов, связанных с финансированием предпринимательских структур;

- создание нормативно-правовой основы для разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами с целью единого и непротиворечивого регулирования деятельности по созданию благоприятной среды для малого бизнеса;

- обеспечение доступа предпринимателей к информации государственных органов;

- расширение бесплатного информирования предпринимателей о наиболее важных для безопасного ведения дел сведениями;

- организацию контроля за своевременным и качественным обеспечением необходимой информацией предпринимателей со стороны государственных и муниципальных служб;

- отражение во всех средствах массовой информации актуальных проблем деятельности малого предпринимательства;

- организацию системы подготовки и переподготовки малых предприятий и средних предпринимателей, а также чиновников, работающих в структурах, связанных с предпринимательской деятельностью, с учетом предотвращения угроз и рисков, возникающих из-за некомпетентности сторон;

- расширение сети центров обучения на базе федеральной и региональных служб занятости, способствующих переквалификации безработных, открытию новых рабочих мест, реализации предпринимательских проектов;

- материальную и финансовую поддержку учебных заведений всех уровней и форм собственности для квалифицированной подготовки государственных чиновников, предпринимателей и преподавателей для современного обучения студентов.

Библиографический список

1. Бочкарев В.Г. Социальная ответственность бизнеса. М.: ТЕИС. 2006. 172с.

2. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Л.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997. 288с.

3. Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат. 2010.

4. ШестаковР.Б. Развитие малого бизнеса в трасформационной экономике. Орел.: Изд-во «Орлик». 2012. 208с.

O.A. SOBIN

THE CURRENT STATE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA The article deals with the state of small business in the economy of the modern Russian society. Key words: entrepreneurship, small business, market, profit, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.