Научная статья на тему 'Стратегия управления малым предпринимательством в регионе'

Стратегия управления малым предпринимательством в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ / STRATEGY MANAGEMENT / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / DEVELOPMENT TRENDS OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кох И.А., Черкасова В.Ю., Шелгинский А.Е.

В статье Коха И.А., Черкасовой В.Ю. и Шелгинского А.Е. «Стратегия управления малым предпринимательством в регионе» анализируется развитие малого предпринимательства в Свердловской области и Уральском федеральном округе. Цель статьи дать оценку стратегии управления малым бизнесом в регионе. Методы. Проанализированы законодательство и статистика развития малого предпринимательства в Уральском регионе в сравнении с показателями по всей стране. Результаты и область применения. В данном исследовании приводятся статистические данные развития малого предпринимательства в Свердловской области и Уральском регионе. В частности, подробно рассматривается динамика развития малого предпринимательства по сферам деятельности, рост числа малых предприятий и численность работающих на них. Научная новизна. Выявлены закономерности изменений показателей развития малого бизнеса на основе сравнительного анализа. Установлено преобладание активности малого бизнеса в торговле и сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY MANAGEMENT SMALL BUSINESS IN THE REGION

In the article, Kokh I. A., Cherkasova V. Y. and Shlginskiy A. E. «management Strategy small business in the region» analyzes legislation and statistics of small business development Sverdlovsk region and the Urals Federal district. The purpose of this article is to evaluate the strategy of small business management in the region. Methods. Analysis of the statistics of small business development in the Ural region in comparison with indicators across the country. Results and application. In this study, statistical data of small business development in Sverdlovsk region and the Ural region. In particular, it examines in detail the dynamics of development of small business by industry, the increase in the number of small enterprises and number of employees working for them. Scientific novelty. The regularities of changes of indicators of small business development on the basis of comparative analysis. A predominance of activity of small business in trade and services.

Текст научной работы на тему «Стратегия управления малым предпринимательством в регионе»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В РЕГИОНЕ

Кох И. А.

доктор социологический наук, профессор кафедры теории и социологии управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), заведующий кафедрой философии и культурологи, Уральский государственный горный университет, 620099,

Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, kia4@mail.ru

Черкасова В. Ю.

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и социологии управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620099, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, violett.cherckasowa@yandex.ru

Шелгинский А. Е.

аспирант кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620099, Россия,

г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, kia4@mail.ru

УДК 33.338.1

ББК 60.82

Аннотация. В статье И. А. Коха, В. Ю. Черкасовой и А. Е. Шелгинского «Стратегия управления малым предпринимательством в регионе» анализируется развитие малого предпринимательства в Свердловской области и Уральском федеральном округе.

Цель статьи - дать оценку стратегии управления малым бизнесом в регионе.

Методы. Проанализированы законодательство и статистика развития малого предпринимательства в Уральском регионе в сравнении с показателями по всей стране.

Результаты и область применения. В данном исследовании приводятся статистические данные развития малого предпринимательства в Свердловской области и Уральском регионе. В частности, подробно рассматривается динамика развития малого предпринимательства по сферам деятельности, рост числа малых предприятий и численность работающих на них.

Научная новизна. Выявлены закономерности изменений показателей развития малого бизнеса на основе

^ сравнительного анализа. Установлено преобладание активности малого бизнеса в торговле и сфере услуг.

о

см

uj Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, стратегия управления предприниматель-

<4; ством, тенденции развития малого предпринимательства.

а

*

о

Ü STRATEGY MANAGEMENT SMALL BUSINESS IN THE REGION

§

OQ

a

(D

:r

Kokh I. A.

Doctor of Science (Sociological), Professor of Department of theory and sociology of management of Ural Institute of management -branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), head of the Department of

CO CO

o

cb philosophy and cultural studies, Ural state mining University (Russia), 620099, Russia, Ekaterinburg, str 8 March , 66, kia4@mail.ru

Cherkasova V. Yu.

"J Candidate of Science (Sociological), Associate professor of Department of theory and sociology of management of Ural Institute :§ of management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620099, Russia, © Ekaterinburg, str. 8 March , 66, violett.cherckasowa@yandex.ru

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е. Shelginskiy A. E.

Post-graduate of Department of theory and sociology of management of Ural Institute of management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620099, Russia, Ekaterinburg, str. 8 March , 66, kia4@mail.ru

Abstract. In the article, I. A. Kokh, V Y. Cherkasova and A. E. Shlginskiy «management Strategy small business in the region» analyzes legislation and statistics of small business development Sverdlovsk region and the Urals Federal district. The purpose of this article is to evaluate the strategy of small business management in the region. Methods. Analysis of the statistics of small business development in the Ural region in comparison with indicators across the country.

Results and application. In this study, statistical data of small business development in Sverdlovsk region and the Ural region. In particular, it examines in detail the dynamics of development of small business by industry, the increase in the number of small enterprises and number of employees working for them.

Scientific novelty. The regularities of changes of indicators of small business development on the basis of comparative analysis. A predominance of activity of small business in trade and services.

Key words: entrepreneurship, small business, strategy management, entrepreneurship, development trends of small business.

Предпринимательство вообще есть вид экономической активности, связанный с целесообразной деятельностью, основанной на самостоятельной инициативе и ответственности личности предпринимателя и направленной на создание материальных и духовных ценностей с целью извлечения прибыли. Предпринимательство неразрывно связано с рыночной экономикой и является ее важнейшим элементом. Малое предпринимательство выступает в качестве вида (или разновидности) предпринимательства вообще.

Предпринимательство обнаруживает свою сущность в явлении, в конкретных видах предпринимательской деятельности, которые обладают определенной формой и определенным содержанием. Определенному содержанию предпринимательской деятельности соответствует его определенная форма. Форма деятельности определяется содержанием деятельности и находится в постоянном процессе изменения, т.к. в силу преобразований внутренних связей предмета (предпринимательства вообще) постоянно меняется и само содержание деятельности. Изменяющиеся формы предпринимательской деятельности выражаются в качественной определенности элементов изучаемого явления (объекта). Совокупность (состав) всех элементов объекта в их качественной определенности и взаимодействии представляет собой содержание объекта. Качественная определенность при этом не существует в «чистом» виде (сама по себе), но всегда проявляется исключительно в каких-либо связях и отношениях

Для определения роли и места малого предпринимательства в экономике, стратегию его развития в регионе необходимо раскрыть его качественно-количественную определенность, которая определена его свойствами и выражена в определенных связях и отношениях.

Малое предпринимательство как социальное и экономическое явление обладает несколькими существенными свойствами. Прежде всего, это способность удовлетворять определенные общественные потребности, - общее существенное свойство, присущее всей предпринимательской деятельности как таковой. Способность удовлетворять общественные потребности осуществляется через деятельность бесконечного многообразия конкретных субъектов малого предпринимательства, каждый из которых относительно обособлен друг от друга, самостоятелен в своей хозяйственной деятельности и дифференцирован (отграничен) друг от друга во времени и пространстве, - это следующая группа существенных свойств. Обособленность, самостоятельность и дифференцированность субъектов малого предпринимательства действительно порождают бесконечное разнообразие их деятельности, однако конкретная деятельность отдельных малых предприятий определяет конкретные закономерности функционирования, вызванных их общей принадлежностью к предпринимательству вообще. Предпринимательство реализуется через деятельность конкретных предприятий, а малое предпринимательство представляет собой специфику осуществления общего в единичном, выражая тем самым свою особенность как социально-экономического объекта. Специфичность малого предпринимательства выражается через такие его существенные свойства, как мобильность, гибкость, специализированность, довольно хорошую внутреннюю управляемость, неустойчивость во внешней экономической среде и др. Свойства малого предпринимательства, проявляющиеся в отношениях с окружающим миром, обеспечивают преимущественное преобладание малых размеров (форм, масштабов)

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

конкретных субъектов малого предпринимательства как наиболее адаптивную форму их существования.

Выявленные существенные свойства малого предпринимательства определяют выполняемые им функции, а также его преимущества и недостатки, место в социальной структуре и социальную роль в обществе. Качественная определенность малого предпринимательства выражается в его функционировании именно как малого предпринимательства со всеми его достоинствами и недостатками. Сохранению его качественной определенности способствует гибкость и специализация, позволяющие оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и быстро переориентироваться на изменившийся спрос.

Известна способность малых предприятий к гибкости и адаптации к постоянным изменениям экономических условий. Малое предприятие в рыночной среде способно устойчиво функционировать, если использует свои преимущества и верно определит стратегию своего развития. Неповоротливости мощных экономических структур, обладающих значительными финансовыми средствами и широкой сферой своего влияния в обществе, малые предприятия противопоставляют свою гибкость, возможность быстрой диверсификации своей деятельности, четкое знание своей клиентуры и своих ресурсов, маневренность и возможность конкретного решения конкретных проблем, неизбежно возникающих в текущей хозяйственной деятельности. Специфичность малого предпринимательства выражается в узкой специализированности профиля деятельности малого предприятия, в занятии и удержании определенной экономической «ниши» в предпринимательской сфере, позволяющей достойно встретить и пережить возможные рыночные потрясения. Предприятия-гиганты не способны охватить все ниши в экономике, - малые предприятия заполняют эти ниши предложением своих товаров и услуг и обеспечивают динамизм в развитии экономики. Специализация и гибкость малых предприятий тесно связаны друг с другом, обеспечивая малому бизнесу способность успешно действовать в сфере выпуска малосерийной продукции, выпуск которой крупному предприятию экономически невыгоден, а также удовлетворять потребности небольших локальных сегментов общего рынка сбыта. По мнению П. Друкера, удачливость предпринимателей будет определяться их умением сочетать свои практические и стратегические цели, используя для этого следующие принципы: 1) опередить конкурентов, ворваться первым и нанести массированный удар, 2) нападать быстро и неожиданно, 3) поиск и захват «экологической ниши», 4) изменение экономических характеристик продукта, рынка или отрасли [1, с. 47].

Конкурентным преимуществом малого предпринимательства является снижение затрат на

производственную инфраструктуру. В России на начало 2015 года 38,8 % малых предприятий работают в сфере оптово-розничной торговли и мелкого ремонта, не требующих значительных долгосрочных вложений в производство. Малые предприятия, обладающие производством и основными фондами, как правило, обеспечивают более полную загрузку имеющегося оборудования, что не всегда удается субъектам крупного бизнеса, а также обеспечивают снижение накладных транспортных расходов и расходов на штат управления. Важно отметить, что сохранение конкурентных преимуществ малого предпринимательства требует от предпринимателя инновационной активности и усилий всех работников малого бизнеса.

Оборотной стороной специфичности малого предпринимательства с его низкими затратами на приобретение и содержание основных фондов является его экономическая неустойчивость. Достаточно наличие довольно длительного во времени спада спроса на специфическую продукцию и услуги малого предприятия, чтобы привести последнее к разорению и исчезновению из экономической жизни общества.

В силу указанных обстоятельств экономическая неустойчивость определяет величину жизненного цикла малых предприятий. Считается, что малое предприятие в первые два года своей деятельности подвержено особенному риску, затем обретает некоторую устойчивость, но пятилетний юбилей своей деятельности встречает лишь пятая часть из числа созданных малых предприятий. На каждом этапе жизненного цикла малых предприятий обнаруживаются те или иные трудности, с которыми им необходимо справиться самостоятельно. В деятельности малого предприятия накапливаются количественные изменения, приводящие к усилению его внутренней противоречивости и появлению проблем повышенной сложности, с которыми малые предприятия зачастую справиться самостоятельно не могут. Противоречие разрешается посредством изменения качественной определенности самого малого предприятия, - оно должно перейти на уровень среднего и крупного бизнеса (либо став таковым самостоятельно, либо войдя в него как часть целого), если не хочет вообще покинуть экономическую сферу деятельности.

Малый бизнес участвует в решении проблемы занятости, создает дополнительные рабочие места, в том числе благоприятно относится к предоставлению возможности работы женщинам и лицам старших возрастов, а также тем, кто стремится работать неполный рабочий день или по индивидуальному графику. В этом контексте можно сказать, что малый бизнес предлагает предпринимателю вполне возможное осуществление независимости и свободы от государства, а работникам - от безличного отношения к ним работодателей в сфере крупного производства.

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

Работающие в сфере малого бизнеса лица выступают основанием формирования среднего класса, создавая социальную базу для его производства и воспроизводства, а также для поддержки курса проведения рыночных реформ. Среда малого предпринимательства выдвигает из своих рядов экономически активных и разносторонних людей - представителей современного предпринимательства и управления. Тем самым малое предпринимательство вносит свой вклад в процесс институционализации происходящих в стране экономических процессов, формируя культуру и реализуя стратегию создания и внедрения инноваций в саму экономику.

К малому предпринимательству традиционно относят предприятия различных организационно-правовых форм, но сходных между собой размерами средней численности занятых на них работников. Под малым бизнесом в отечественной науке понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой физических лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Кроме численности занятого персонала, критериями отнесения предприятия к сфере малого бизнеса являются размер его уставного капитала, величина имеющихся в его распоряжении активов, объем товарооборота или величина прибыли (дохода). Можно подобрать и другие критерии, но вышеперечисленных вполне достаточно для определения характера действующих субъектов в сфере малого предпринимательства.

В Российской Федерации с принятием Федерального Закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 14 июня 1995 г. под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Указанным Законом установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

(статья 4) к малым предприятиям (юридическим лицам) относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия определенным критериям.

Становление рыночной экономики в России было не однозначным и потребовало времени для осуществления различных этапов своего развития. Соответственно, эволюция малого предпринимательства в своем развитии также прошла несколько стадий, на каждом из которых была своя стратегия развития. Нам представляется, что в развитии малого предпринимательства в России можно выделить три последовательных этапа.

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

Табл. 1. Число малых предприятий на конец года, тыс.

Годы РФ Уральский федеральный округ Свердловская область Доля региона в РФ, %

2000 879,3 56,2 21,6 2,46

2001 843,0 56,3 21,6 2,56

2002 882,3 56,6 22,8 2,58

2003 893,0 57,8 25,1 2,81

2004 953,1 60,6 28,6 3,00

2005 979,3 66,3 29,1 2,97

2006 1032,8 75,9 30,3 2,93

2007 1137,4 81,2 33,1 2,91

2008 1347,7 92,6 39,2 2,91

2009 1602,5 136,1 64,0 3,94

2011 1836,4 173,5 72,8 3,96

2012 2003,0 183,5 76,5 3,82

2013 2063,1 191,6 81,7 3,96

2014 2103,8 200,0 81,8 3,89

Рост численности за 2000-2014, раз 2,39 3,56 3,79 1,58

Здесь и далее расчет по: Регионы России. Социально-экономические показатели. Ежегодные статистические сборники за 2001-2015 гг.

Первый этап имел место в период 1987-1993 годов. Это время возникновения и численного роста количества предприятий различных видов собственности, происходившего во многом стихийным образом, период появления качественно новых форм - малых предприятий. Данный период характеризуется отсутствием четкой нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства, а также отсутствием структур поддержки малого бизнеса со стороны государства. Осознавая невозможность сохранить предыдущую, социалистическую систему управления экономикой, государство рассматривало предпринимательство как жизненно необходимое социальное явление, а самих предпринимателей как социальную силу, способную решить проблему безработицы, насыщения рынка товарами и услугами и, как следствие, уменьшить социальную напряженность в обществе.

Во время второго этапа, который датируется 19941999 годами, малое предпринимательство переходит к деятельности в условиях законодательного государственного регулирования и стабилизации экономической ситуации. Малое предпринимательство стало представлять собой значимую социальную силу, которую необходимо эффективно использовать, в нем произошел переход от стихийности к структурности.

Третий этап, длящийся с 2000 года по настоящее время, признает малое предпринимательство

атрибутом рыночной экономики, без которого невозможно представить себе нормальное развитие рыночного общества. Мелкие предприниматели-собственники численно представляют собой значительную часть собственников, а потому их роль в социально-экономической жизни страны и доля производимого ими валового национального продукта резко возрастает. Более того, малое предпринимательство стало

Табл. 2 .Число малых предприятий на 10 000 человек населения

Годы РФ Уральский федеральный округ Свердловская область

2008 95 76 89

2009 113 111 146

2011 128 143 169

2012 140 150 177

2013 144 157 189

2014 144 163 189

Рост численности за 2008-2014, раз 1,52 2,14 2,12

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

рассматриваться как важный фактор устойчивого развития нашего общества. Государственная политика по отношению к малому предпринимательству находит свое выражение в конкретных мерах государственной поддержки, совершенствовании законодательства, созданию структур содействия развитию малого бизнеса. Президентом России В. В. Путиным поставлена задача достичь к 2020 году качественно нового состояния российской экономики, где «малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 г. -это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги» [2].

Активно развивается малое предпринимательство и в Свердловской области, постоянно превышая среднегодовые показатели роста числа малых предприятий по стране. Данные приводимой ниже таблицы 1 показывают, что число малых предприятий в Свердловской области за 2000-2014 гг. выросло в 3,79 раза. За этот же период численность малых предприятий в целом по Российской Федерации увеличилась в 2,39 раза, а в Уральском федеральном округе в 3,56 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на достигнутые значительные показатели, потенциал численного роста малых предприятий далеко не исчерпан. По мнению ряда исследователей, [3, с. 15] , современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.

Сохраняется такая же динамическая картина и по числу малых предприятий в расчете на 10 000 человек населения, что подтверждается данными, приводимыми в таблице 2. За последние шесть лет, с 2008 г. по 2014 г., рост числа малых предприятий в анализируемом отношении составил 2,12 раза. Такой рост характерен для малых предприятий всего Уральского федерального округа (здесь увеличение почти такое же - в 2,14 раза), но более чем в два раза превышает аналогичные показатели в целом по стране, которые составляют 52 %. Сопоставляя данные таблиц 1 и 2,3 и 4 можно сделать вывод о наличии в Свердловской области экономически, более активного населения, чем в целом по стране, что подтверждает привлекательность региона для развития малого предпринимательства, следовательно, избранной органами власти стратегии развития предпринимательства в регионе.

Сравнительные данные по распределению малых предприятий по видам экономической деятельности, средней численности занятых работников и обороту приведены в таблицах 3-5.

При анализе числа малых предприятий по видам экономической деятельности ситуация аналогичная. Темпы увеличения числа малых предприятий

в разрезе отдельных видов экономической деятельности по Уральскому федеральному округу и Свердловской области также превышают соответствующие показатели по стране в целом.

Интересен факт темпов роста за период 20052014 гг. численности малых предприятий в сфере строительства, которые опережают показатели по другим видам деятельности. Здесь число малых предприятий в целом по стране увеличилось в 2,29 раза, что более чем на 20 % превышает этот показатель по обрабатывающей промышленности и торговле. В Свердловской области численность малых предприятий в этом секторе возросла еще больше, достигнув величины в 2,77 раза, что, тем не менее, меньше, чем по Уральскому федеральному округу.

Доля числа малых предприятий Свердловской области в общем числе малых предприятий Российской Федерации увеличилась с 2,46 % в 2000 г. до 3,89 % в 2014 г. Увеличение доли малого предпринимательства за этот период происходило равномерными темпами, что говорит об устойчивости тенденции и последовательности в реализации избранной стратегии. Максимальное значение доли в 3,99 % было достигнуто в 2009 г., после которого наступила стабилизация, обусловленная нарастанием кризисных явлений в экономике. В связи с этим в сфере обрабатывающей промышленности, наоборот, доля малых предприятий сокращалась вплоть до отметки 1,73 % в 2008 году. Снижение высвободило определенную нишу для развития предпринимательства, чем воспользовались предприниматели уже в следующем 2009 году, резко нарастив свою активность в этом секторе экономики. Доля малых предприятий Свердловской области здесь выросла почти в два раза, достигнув отметки в 3,44 %. Влияние полученного импульса ощущается до сих пор, доля плавно повышается, достигнув значения в 3,7 % при максимуме в 3,9 % в 2011 г.

Почти аналогичную картину мы наблюдаем и в сфере строительства. Здесь также минимальные значения доли были достигнуты в 2008 г. на отметке в 1,44 %, после чего последовал еще более бурный рост по темпам увеличения доли до 3,46 % в 2009 г., которая сохраняется примерно на этом же уровне и в настоящее время. В отличие от сектора обрабатывающей промышленности, показатели доли в 3,43 % в 2014 г. отстают от средних показателей по общей численности в 3,89 %, что указывает на имеющиеся здесь возможности для развития малого предпринимательства.

Сектор оптово-розничной торговли и мелкого ремонта оказался гораздо более устойчивым к негативным последствиям 2008 г., не допустив снижения своей доли. Минимум был пройден в 2006 г. на отметке в 3,19 %. Благоприятная обстановка 2009 г. позволила

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

Табл. 3. Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности на конец года

Регион Годы Рост численности за 2005-2014, раз

2005 2006 2007 2008 2009 2011 2012 2013 2014

Обрабатывающие производства

РФ 120,0 123,4 128,6 144,5 165,3 171,3 191,6 195,9 199,9 1,67

Уральский федеральный округ 8,2 9,2 8,3 7,9 12,2 15,4 16,4 16,8 17,6 2,15

Свердловская область 3,4 3,7 3 2,5 5,7 6,7 7,1 7,2 7,4 2,18

Доля региона в РФ, % 2,83 2,99 2,33 1,73 3,44 3,91 3,71 3,68 3,7 1,31

Строительство

РФ 109,3 117,1 130,7 160,2 193,7 202,6 231,3 241,5 250,4 2,29

Уральский федеральный округ 9,2 10,6 11,1 10,5 17,6 21,8 23,9 24,8 26,7 2,90

Свердловская область 3,1 3,2 3,7 2,3 6,7 7,1 7,6 8,2 8,6 2,77

Доля региона в РФ, % 2,84 2,73 2,83 1,44 3,46 3,5 3,29 3,4 3,43 1,21

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

РФ 448,8 464,6 510,6 571,9 658,3 727,3 787 806,8 815,8 1,82

Уральский федеральный округ 30,2 33,8 37,8 43,8 58,5 69,6 71,9 79,6 80,3 2,66

Свердловская область 15 14,8 16,9 22,2 30,2 32,9 33,8 39,5 37,6 2,51

Доля региона в РФ, % 3,34 3,19 3,31 3,88 4,59 4,52 4,29 4,89 4,61 1,19

сектору резко повысить свою долю до 4,61 % в 2014 г., превысив средние показатели по стране.

Стратегия развития малого предпринимательства в Свердловской области направлена на увеличение численности занятых на малых предприятий, а также доли работников производственных предприятий по сравнению с преобладающими до сих пор предприятий сферы услуг, прежде всего торговли. Поскольку прирост населения и численность жителей Свердловской области в последние десятилетия изменились несущественно, то можно пренебречь учетом величины численности населения Свердловской области при анализе среднесписочной численности работников малых предприятий, так как. возможное увеличение последней нельзя будет объяснить исключительно ростом численности самого трудоспособного населения. Среднесписочная численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности представлена в таблице 4.

В целом по Российской Федерации за 2005-2014 гг. мы наблюдаем увеличение числа занятых работников в малом предпринимательстве на 34 % при росте населения в трудоспособном возрасте в 1,23 %, скорректированная величина роста составляет, таким образом,

32,9 %. Примерно такие же при анализе численности занятых в оптово-розничной торговле, в целом по стране увеличение на 1,28 %. В строительстве и обрабатывающих производствах численность занятых практически не изменилась, а с учетом роста населения в целом по стране можно даже говорить об относительном уменьшении числа занятых работников.

В Свердловской области рост числа занятых работников в малом предпринимательстве составил 62,7 % при значении 57,2 % по Уральскому федеральному округу. Такой темп роста позволил увеличить долю региона по этому показателю до 3,51 % при доле численности населения в 2,96 %, - здесь мы видим подтверждение тезиса о внимании органов власти к малому предпринимательству в Свердловской области.

Неблагоприятная тенденция наблюдается при анализе занятых по отдельным видам экономической деятельности. В целом по стране мы видим значительное увеличение численности занятых работников в оптово-розничной торговле - на 27,7 %, в то время как в сфере строительства рост составил всего 2 %, а в сфере обрабатывающих производств зафиксировано снижение на 3,4 %. При этом снижение численности занятых в сфере обрабатывающих производств не отразилось

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

Табл. 4. Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий (без внешних совместителей) по видам экономической деятельности, тыс. человек

Регион Годы Рост численности за 2005-2014, раз

2005 2006 2007 2008 2009 2011 2012 2013 2014

Всего

РФ 8045,2 8582,8 9239,2 10436,9 10247,5 10422,0 10755,7 10775,2 10789,5 34,1

Уральский федеральный округ 567,2 585,7 649,9 702,2 811,8 909,8 918,2 922,2 891,5 57,2

Свердловская область 232,9 243,3 278,8 304,0 374,0 383,2 397,0 399,4 379,0 62,7

Доля региона в РФ, % 2,89 2,83 3,02 2,91 3,65 3,68 3,69 3,71 3,51 21,5

Обрабатывающие производства

РФ 1600,8 1726,4 1812,9 1704,6 1559,1 1542,8 1542,1 1567,8 1547 -3,4

Уральский федеральный округ 117,8 122,1 118,3 108,9 104,4 131,7 131,7 136,7 137,6 16,8

Свердловская область 55,5 59,2 54,4 47,1 43,6 56,9 57 61,4 61,9 11,5

Доля региона в РФ, % 3,47 3,43 3 2,76 2,8 3,69 3,7 3,92 4 15,3

Строительство

РФ 1410,8 1488,8 1625,5 1652,9 1534 1427,9 1480,8 1452,8 1439,3 2

Уральский федеральный округ 116,3 128,7 126,8 122,2 126,4 119,8 127,8 120,5 117,8 1,3

Свердловская область 43 43,6 32,2 34,6 42,5 33,2 40,8 37,6 35,6 -17,2

Доля региона в РФ, % 3,05 2,93 1,98 2,09 2,77 2,33 2,76 2,59 2,47 -19

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

РФ 2505,7 2741,8 3009,5 3400 3233,9 3012,5 3163,1 3219,7 3200,1 27,7

Уральский федеральный округ 180,1 182 228,4 253,2 317 291,1 301,6 312,9 298,3 65,6

Свердловская область 69 71,2 112,9 135,3 186,7 157,2 161,4 169,8 161,1 133,5

Доля региона в РФ, % 2,75 2,6 3,75 3,98 5,77 5,22 5,1 5,27 5,03 82,9

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

Табл. 5. Доля населения, занятого в сфере малого предпринимательства (оценка на конец года), тыс. человек

Год Российская Федерация Свердловская область

население*, всего население, занятое в сфере МП население*, всего население, занятое в сфере МП

всего % всего %

2005 90238,7 8045,2 8,9 2761,7 232,9 8,4

2011 87121,1 10422,0 12,0 2592,8 383,2 14,8

2012 86151,5 10755,7 12,5 2559,4 397,0 15,5

2013 85200,5 10775,2 12,6 2519,1 399,4 15,9

2014 85419,9 10789,5 12,6 2479,4 379,0 15,3

2014 к 2005, % -5,3 34,1 41,6 -10,2 62,7 82,1

* - здесь под населением понимается население в трудоспособном возрасте, численность такого населения определена на основании справочника: Регионы России. Социально-экономические показатели. Ежегодный статистический сборник за 2014 г Таблица 2.5.

на состоянии аналогичной занятости в Уральском федеральном округе и Свердловской области - по этому показателю рост составил 16,8 % и 11,5 % соответственно.

В сфере строительства показатели Уральского федерального округа чуть ниже показателей в целом по стране, но и тут отмечается рост в 1,3 %. А в Свердловской области наблюдается резкое сокращение численности занятых по этому виду экономической деятельности, сокращение составило 17,2 %.

Что касается численности работников в оптово-розничной торговле, то показатели Свердловской области почти в пять раз превышают показатели в целом стране: 133,5 % против 27,7 %, причем максимальные значения показывали рост на 186,7 % за 2009 г., далее в течение последних пяти лет идет отток людей в другие виды экономической деятельности.

Значения показателей таблицы 5 показывают, что доля населения, занятого в сфере малого предпринимательства, неуклонно возрастает. Несмотря на сокращение численности населения в трудоспособном возрасте как в России в целом (-5,3 % за последние десять лет), так и в Свердловской области в частности (-10,2 %), численность занятых в сфере малого предпринимательства увеличилась на 34,1 % по России и на 62,7 % в Свердловской области. Доля населения, занятого в сфере малого предпринимательства, достигла величины в 12,6 % в целом по России и 15,3 % в Свердловской области относительно населения в трудоспособном возрасте, причем в Свердловской области доля занятых в этой сфере экономики увеличилась за рассмотренный период в два раза больше, чем в целом по стране (82,1 % против 41,6 %). Тем не менее, текущие показатели весьма далеки от намеченных в стратегии 50 % занятых к 2020 г. В условиях расширения

объемов государственной поддержки и наличия упрощенных систем налогообложения, малое предпринимательство пока не оправдывает возлагающихся на него надежд. Показатели его развития по-прежнему отстают от развитых стран, в которых доля малых предприятий в ВВП составляет от 52 % (США) до 67 % (страны ЕС), а сам малый бизнес обеспечивает от 54 % (США) до 78 % (Япония) занятости населения [4].

Анализ приведенных в таблицах данных показывает относительную благополучность Уральского федерального округа и Свердловской области по количеству малых предприятий и занятых на них работников. Далее проанализируем экономический эффект деятельности малых предприятий. Соответствующие показатели приведены в справочнике: Регионы России. Социально-экономические показатели. Ежегодный статистический сборник за 2014 г.

Согласно этим статистическим данным, в целом по стране за 2005-2014 гг. оборот малых предприятий вырос в 2,75 раза при выделяющихся темпах роста оборота в строительстве, где они составили 4,1 раза. В сфере обрабатывающих производств увеличение на уровне общих значений по стране - в 2,65 раза, а в сфере оптово-розничной торговли рост скромнее - в 2,21 раза.

В Свердловской области на уровне общих показателей по стране находится сфера оптово-розничной торговли - здесь увеличение в 2,16 раза (по стране 2,21), рост оборота в строительстве областью не поддержан - увеличение в 2,8 раза (по стране 4,1), но компенсируется опережающими темпами роста в обрабатывающих производствах - рост в 3,16 раза (против 2,65 по стране).

Таким образом, в Уральском федеральном округе и Свердловской области большая часть показателей развития малого предпринимательства значительно

Кох И. А., Черкасова В. Ю., Шелгинский А. Е.

превышают аналогичные по стране в целом в частности, за исключением небольшого отставания в строительстве (рост в 3,9 раза против 4,1 раз). Следовательно, избранную стратегию развития малого предпринимательства в регионе можно считать эффективной и успешной.

Литература:

1. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992.

2. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости. 30 января 2012 г. № 15 (3029).

3. Мамедова Н. А., Девяткин Е. А. Малый бизнес в рыночной среде. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.

4. Осипов Е. М. Институционализация социального партнерства как условие развития малого бизнеса

в России. Автореферат дис. ... д-ра соц. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2013.

References:

1. Drucker P. F. Market: how to enter the leaders. Practice and principles. M: JV «Book Chamber International». 1992.

2. Putin V. V. About our economic tasks // Vedomosti. 30 January 2012. № 15 (3029).

3. Mamedova N. A., Devyatkin E. A. Small business in a market environment. M.: Izd. EAOI Center. 2009.

4. Osipov E. M. Institutionalization of social partnership as a condition for the development of small business in Russia. Author's abstract of Doctor's Dissertation (Sociological sciences). M.: Moscow State University named of M. V. Lomonosov. 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.