Научная статья на тему 'Противодействие экономическим преступлениям, совершаемым в сфере частного предпринимательства'

Противодействие экономическим преступлениям, совершаемым в сфере частного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1267
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие экономическим преступлениям, совершаемым в сфере частного предпринимательства»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ В СФЕРЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мазур С.Ф., д.ю.н.

Академия управления МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Пределы частной предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Нарастание негативных тенденций в экономике России в определенной мере обусловлено побочными последствиями реформирования собственности. К началу 90-х гг. XX в. в России в государственной собственности находилось более 90 % основных фондов страны. В ходе осуществления экономической реформы, в частности в результате приватизации, доля государственной собственности резко сократилась.

Наиболее распространенной на сегодня в экономике России является сфера частного предпринимательства. По форме собственности, на 1 января 2003 г. 76,9 % всех организаций в Российской Федерации были частными, 4,1 % - государственными, 6,2 % - муниципальными, 6,4 % - общественные и религиозные объединения, а 6,4 % основаны на прочих видах собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную1. Ввиду продолжающегося реформирования управления экономикой в России, тенденция увеличения доли частных предприятий за счет сокращения государственных и муниципальных предприятий сохраняется и в настоящее время.

При этом следует учитывать, что в капиталах значительной части частных предприятий содержится доля государственных или муниципальных средств, однако, согласно ч. 3 ст. 213 ГК РФ, юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими

1 Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. - М., 2003. Р-13.2. Социально-

экономическое положение России. Январь 2004 года. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. -М., 2004. С. 128.

юридическими лицами по иным основаниям. Таким образом, имущество названных структур по закону относится к частной собственности (так, по состоянию на начало 2002 г., Российская Федерация являлась участником 4407 акционерных обществ. В зависимости от размера государственного участия, Россия владела более чем 50 % акций 736 акционерных обществ, 25-50 % акций - 1401, менее 25 % акций - 2270 предприятий2).

По нашему мнению, частная предпринимательская деятельность подлежит усиленной (по сравнению с другими субъектами предпринимательства) правовой защите со стороны государства.

Представляется, что это не ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, основанной на других формах собственности, и не нарушает установленное Конституцией Российской Федерации равенство всех форм собственности. Усиленная правовая защита частной предпринимательской деятельности должна быть направлена на фактическое выравнивание статуса частных предпринимателей по сравнению с существующим положением других «участников игры» на предпринимательском «правовом поле» - так же как усиленная защита гражданским правом прав потреби-теля-гражданина направлена на фактическое выравнивание его статуса по сравнению со статусом других участников гражданского процесса (изготовителя, исполнителя, продавца и импортера) и не ущемляет закрепленный Гражданским кодексом РФ принцип равенства сторон.

В настоящее время продолжается практика неравного отношения власти по отношению к частному предпринимательству (по сравнению с государственным). По данным проведенного в 2004 г. Фондом ИНДЕМ социологического исследования3, в государственном предпринимательстве в пять раз реже встречаются фирмы, никак не связанные с деловыми отношениями с государством. А имеющие льготы, наоборот, - в три раза чаще, получающие государственные заказы - в четыре раза. И льготы, и государственные заказы государственные предприятия получают в 40 раз больше, чем частные предприятия.

Этот же вывод вытекает из результатов проведенного автором исследования. А приведенные ниже показатели характеризуют соотношение объема выпущенной продукции на предприятиях государственной и частной формы собственности в 1994 - 1999 гг. (%) 4

2 Кузык М.Г., Симачев Ю.В. Проблемы стимулирования интеграционных процессов в государственном секторе промыш-ленности//Российский экономический журнал. 2003. № 4. С. 24.

3 Российская газета. 2004. 19 мая.

4 Российский экономический журнал. 2001. № 3. С. 94.

Предприятия 1994г. 1995г. 1996г. 1998г. 1999г.

Государственные 19,9 9,7 8,9 9,8 8,2

Частные 15,0 18,9 26,2 26,7 29,6

Более половины работающего населения Российской Федерации занято на предприятиях частной формы собственности, 5-7% граждан активно включились в бизнес, имеют собственное дело или фирму. Однако, по наблюдениям социологов, стать предпринимателями могут лишь 4-5 % населения, что очень мало. Для этого занятия требуется такой набор качеств, который встречается в людях довольно редко5. По приведенным Росстатом РФ данным6, из общего числа лиц в возрасте 15 лет и более, занятых в экономике, 58 млн. человек (95 %) являлись работающими по найму, примерно 1 млн. человек (1,5 %) - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн. человек

- индивидуальные предприниматели.

Указали в качестве источника средств к существованию доход от трудовой деятельности 62,2 млн. человек. Для 18,2 млн. человек личное подсобное хозяйство являлось источником средств к существованию. Впервые получена численность лиц, у которых сбережения и доход от ценных бумаг являлся источником средств к существованию

- 0,4 млн. человек. Доход от сдачи в наем или в аренду имущества указали 0,2 млн. человек. Пособие по безработице получали 1,2 млн. человек.

- Хочется отметить относительность и условность приведенных данных о статусе населения и занятости - они указывались гражданами без предъявления документов, удостоверяющих подлинность этих сведений и больше говорят о самосознании респондентов. Кроме того, людям есть что скрывать по данным вопросам - это касается и численности частных предпринимателей и источников их доходов (о масштабах и причинах, обуславливающих рост «теневой экономики», а также

0 факторах криминогенности в частной предпринимательской деятельности, необходимо говорить отдельно). Так, сегодня масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства, считает заместитель начальника управления по организации расследования налоговых преступлений Следственного комитета при МВД РФ В. Миронов7. Так, по данным Федеральной налоговой службы РФ, на

1 ноября 2003 г. из 4149,8 тыс. организаций, учтенных в ЕГРПО (едином регистре предприятий и организаций) процедуру перерегистрации прошли 2,1 млн. юридических лиц, по 1,8 млн. сведений о перерегистрации или ликвидации нет (0,2 млн. из них

5 См.: Федоров В.В.//Российская газета. 2003. 15 марта.

6 Основные итоги первой очереди автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 г.//Российская газета. 2003. 4 ноября.

7 Российская газета. 2003. 21 ноября.

являются филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц). Таким образом, из-под государственного контроля выведена почти половина функционирующих на территории России организаций. Кроме того, законное прекращение деятельности субъектов частного предпринимательства в России значительно затруднено из-за бюрократических проволочек и высокой степени коррупции в этой сфере (особенно это положение сложно у индивидуальных предпринимателей, обязанных в течение 2004 г. перерегистрироваться). Причем владельцам предприятий ликвидировать юридическое лицо легче - в России существует весьма прибыльный, дорогой и коррупционный рынок по ликвидации организаций.

По мнению руководителя центра экспертных проблем общественного объединения предпринимателей «ОПОРа России» Д. Крыловой, этот рынок в основном и процветает из-за того, что законодательно эта процедура не упрощена, а требования регистрирующих органов зачастую «просто ненормальны». Услуги посредников по ликвидации организаций оцениваются в 600-1000 долл. США8. По мнению Д. Крыловой, в настоящее время в России более миллиона «мертвых» фирм. Их владельцы уверены, что руки налоговых инспекторов до них никогда не дойдут, т.к. с регистрацией по фиктивным почтовым адресам в стране всегда было несложно. Другое дело индивидуальный предприниматель, который зарегистрирован по своему домашнему адресу - и найти его легче (и даже его наследников), а главное - он не так обеспечен и изощрен, как предприниматель корпоративный.

Таким образом недостатки в механизме государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порождают еще один сектор криминогенности в сфере частного бизнеса.

Изучаемые нами преступления экономической направленности, совершаемые в частном предпринимательстве, в основном затрагивают малый и средний бизнес, поэтому представляется необходимым уделить в данной работе некоторое внимание его развитию. По мнению С.М. Миронова, после бурного взлета малого предпринимательства в первой половине 90-х гг. наступил явный застой. Сегодня количество малых предприятий, численность их работников меньше, чем в 1997 г., и это при исключительно благоприятных экономических условиях, при рекордных темпах роста экономики России за последние годы. Для исправления существующего положения он предлагает взамен программ «поддержки» малого предпринимательства разработать программы его развития и на федеральном, и на региональном уровне для создания управленческого механизма,

8 Российская газета. 2004. 9 июня.

направленного на достижение конкретных количественных и качественных ориентиров для малого бизнеса, а также создать комплекс законодательства, закрепляющего права предпринимателя и ответственность за их нарушение9.

По нашему мнению, приоритетом в усиленной защите частной предпринимательской деятельности должно пользоваться малое предпринимательство. Однако в области развития малого бизнеса, по мнению Д. Белоусова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в России происходит явный провал с администрированием. Это происходит в сфере розничной торговли, строительства и финансовом секторе. Если торговые сети платят налоги более или менее нормально, то ларьки отдают казне лишь 10-20 % того, что должны. В строительстве, особенно жилищном, до половины налогов «утекают». А в сфере финансов (банковская деятельность, страхование, пенсионное обеспечение и пр.) доходы вообще не растут в доле ВВП после 1998 г.10 Приведенные показатели лишь в небольшой степени иллюстрируют высокую степень кримино-генности в малом предпринимательстве в России и наглядно показывают остроту и проблемность его развития - с одной стороны, он жизненно необходим для развития экономики страны и возрождения ее среднего класса, трудолюбивого, инициативного и предприимчивого, а с другой - сложность (а иногда и невозможность) контроля за функционированием малого бизнеса при крайне низком правосознании его участников неизбежно порождает значительную криминогенность в данной сфере. Видимо, только многолетнее развитие данного вида предпринимательства и выработка прочных положительных традиций смогут переломить существующее положение в России.

В экономической литературе данные о показателях развития малого и среднего предпринимательства разнятся, однако в главном они схожи: по валовому и относительным показателям численности малых и средних предприятий, занятых на них работающих, доле в производстве ВВП можно определить уровень развития экономики России и ее место в ряду развитых стран мира11.

В США 19330 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса (на 10 тыс. жителей приходится 742), обеспечивают занятость 72 % трудоспособного населения, производят 50-52 % ВВП, что составляет 30-32 долл. на душу населения в год (Россия соответственно - 2-2,5 долл.) Напрашива-

9 Российская газета. 2003. 4 ноября.

10 Российская газета. 2004. 28 апреля.

11 Данные ресурсного центра поддержки малого предприни-

мательства и Федерального фонда поддержки малого пред-

принимательства в 2001 г.//Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 66.

Страны Кол-во малых и средних предпр-й (тыс.) Кол-во малых и средних предпр-й на 10 тыс. жителей Занято на мал средних пред (млн. чел.)

Великобритания 2630 460 13,6

Германия 2290 370 18,5

Италия 3970 680 16,8

Страны ЕС 15770 450 68,0

США 19330 742 70,2

Япония 6450 496 39,5

Россия 875 57 7,5

ется вывод: для того чтобы Россия вышла на уровень США по важнейшему показателю - ВВП в общем объеме на душу населения, ей необходимо иметь такой же уровень развития малого и среднего предпринимательства12.

А, например, изучаемая нами Липецкая область является одним из аутсайдеров по развитию малого предпринимательства - для региона- донора такое положение вещей, конечно же, нельзя назвать нормальным. Важная причина провала малого бизнеса, особенно в сельских районах, кроется в богатом бюджете области. Все последнее десятилетие власти за счет бюджетных средств создают демпинговые условия на областном рынке товаров и услуг. Так, предприятие «Липецкоблс-бытсервис», которое при приватизации удержало большую часть имущества, получало ежегодно несколько миллионов бюджетных рублей для выполнения переданных ему государственных функций. Облпотребсоюз имел льготы по уплате налогов, а некоторое время назад ему из бюджета выделили миллион рублей на покупку автолавок, чтобы он смог доставлять продукты и товары первой необходимости в сельскую глубинку (в 550 населенных пунктах области нет магазинов). Однако, по словам губернатора Липецкой области О. Королева, потребкооперация нежизнеспособна, так как имеет огромные производственные фонды и не дает простора для частной инициативы13. Вторая причина провала малого бизнеса в регионе - в организации дел на местах. Розничную торговлю сконцентрировали в больших торговых центрах и пассажах, где всем желающим торговать не хватает торговых мест, к тому же плата за каждое поднялась в несколько раз. К тому же в райцентрах торговля эти центры зачастую не работают в самые торговые выходные дни и вечерние часы.

Но все-таки администрация области делает попытки реально помочь малому предпринимательству. Так, на заседании координационного совета по развитию малого бизнеса в области, прошедшем в октябре 2003 г. под председательством губернатора области, он предложил предпринимателям собственными силами разработать областную программу поддержки предприниматель-

12 Болотов С.А. Предпринимательство как форма молекулярного экономического роста//Сб. науч. ст. Вып. 5/Под ред. Ю.А. Соколовой. - М., 2002. С. 78-79.

13 Российская газета. 2003. 20 октября.

ства на будущий год (в области действует 8 общественных организаций, представляющих интересы частных собственников).

В 2004 г. государственные гарантии для финансирования малого предпринимательства в РФ составили 3 млрд. руб. (с 1996 г. на эти нужды государственный бюджет выделял по 200 млн. руб. в год.)

Малый бизнес, где предпринимательское поведение зачастую наиболее четко выражено, получил широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой. Малый бизнес этих стран составляет экономическую основу жизни - массовое, динамичное и гибкое малое предпринимательство. Именно здесь создаются и циркулируют основные национальные ресурсы, они становятся питательной средой для среднего и даже крупного бизнеса. В значительной степени малый бизнес за короткий срок накапливает средства для развития целых хозяйственных отраслей, помогает сделать рывок в экономике, какой в разное время совершили Япония, Южная Корея, Гонконг, Китай и другие стра-ны14.

По данным Росстата РФ, на 1 января 2003 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий, где среднесписочная численность работников составляла 7,2 млн. человек (еще 0,5 млн. являлись внешними совместителями и 253 тысячи выполняли там работу по гражданско-правовым договорам15). А, например, в Москве в августе 2005 г. было 197 тыс. малых предприятий, а в апреле 2006 г. - уже 202 тысячи, на которых заняты около 2 млн. человек, прибавка только за год составила 60 тыс. рабочих мест (если умножить эту численность работников малого бизнеса на три - средний размер московской семьи - то получится, что шесть миллионов москвичей кормятся именно за счет этой отрасли, а это больше половины лиц, официально зарегистрированных в городе16.

Насущным представляется существенное изменение не только практики воздействия нашего государства на малое предпринимательство и строгое соблюдение всеми государственными и муниципальными органами и учреждениями действующего законодательства, направленного на его поддержку, но и изменение самого этого законодательства - прежде речь всего идет об уточнении понятия малого предпринимателя, а затем и о правовых мерах по регулированию его деятельности и защиты. Так, предполагается существенно расширить круг лиц, относимых к малому бизнесу и считать малыми предприятия с численностью до

См.: Болотов С.А. Указ. соч. С. 77-78.

15 Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. - М., 2003. Р-13.3.

16 Интервью директора Департамента поддержки и развития

малого предпринимательства гор. Москвы М.М. Вышегород-цева//Российская газета. 2006. 24 апреля.

100 работников (в настоящее время ими признаются предприятия, на которых работают 30 - 50 - 100 человек, в зависимости от вида деятельности), а также предпринимателей без образования юридического лица при условии, что у них работает не более 99 человек, а также значительно поднять верхнюю «планку» предела годового дохода субъектов малого предпринимательства, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения (с 15 млн. руб. до 100).

Думается, что неоправданное расширение числа лиц, подпадающих под программы государственной поддержки, может существенно повредить самой (безусловно правильной) идее этой поддержки, нарушит принцип свободной конкуренции предпринимательской деятельности. Таким образом, расширять круг предпринимателей, относящихся по закону к малым, необходимо очень осторожно, с учетом баланса сил и интересов всего общества, а также с обязательным ранжированием субъектов малого бизнеса и потому претендующих на государственную поддержку, не только по числу наемных работников, по роду их деятельности, а также в зависимости от уровня капитализации, от объема и направленности совершаемых ими сделок и т.п.

Так, по расчетам, произведенным в октябре 2003 г. Управлением налогообложения малого предпринимательства МНС России (в настоящее это Федеральная налоговая служба, подотчетная министерству финансов РФ), средний уровень их годового дохода в России составляет 25-30 млн. руб. - таким образом, в случае определения верхнего предела дохода малого предприятия в 100 млн. руб. в год, к малым предпринимателям будет неоправданно отнесен широкий ряд более крупных предприятий17.)

Важным фактором отнесения предпринимателей к сфере малого предпринимательства является возможность ведения ими упрощенной системы налогообложения - собираемость налогов увеличивается, а затраты на ведение бухгалтерии и соответственно налоговые расчеты падают. С 1 января 2004 г. налоги, которые поступят в бюджет от предприятий малого бизнеса, пользующихся упрощенной системой налогообложения, распределяются в равных долях между федеральным и местными бюджетами. Эта поправка в Налоговый кодекс РФ делает развитие малого предпринимательства более привлекательным для российских регионов и изменение налогового порога более реальной.

Четкое градуирование как размера предприятий, так и условий их предпринимательской деятельности, должно основываться на устойчивой и максимально точно сформулированной федеральной законодательной базе, чтобы каждый потенци-

17 Российская газета. 2003. 27 октября.

альный предприниматель ясно представлял будущие «правила игры» на длительный срок и мог рассчитать свои возможности.

Российские предприниматели в полной мере ощущают на все особенности и недостатки действующего российского законодательства, регулирующего их деятельность. Большая группа проблем частных предпринимателей связана с пониженной способностью малых и средних предприятий к самозащите.

Российское законодательство уже содержит правовые нормы, необходимые для эффективной защиты прав предпринимателей. Крупные предприятия, банки уже научились ими пользоваться. По оценке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРа России», предпринимателями у государства выигрывается до 90 % судебных дел18. Но малые и средние предприятия зачастую вынуждены самостоятельно заниматься защитой своих прав, а это им часто не по средствам, тем более что проблемы малого и среднего бизнеса кроются в несовершенстве законодательства и практики его применения. Многие положения Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» унаследованы еще от СССР, а Налоговый кодекс РФ употребляет словосочетание «малое предпринимательство» единственный раз - в статье 18 («Специальные налоговые режимы»).

Отношения государства и частного предпринимательства должны базироваться, во-первых, на строгом соблюдении законов и норм рынка, а во-вторых, на осознании обеими сторонами взаимной зависимости в достижении прогресса. То есть процветание государства невозможно без развития предпринимательства, а предпринимательство немыслимо без стабильных государственных институтов.

В экономической литературе различают индивидуальную (единоличную, семейную) и групповую (акционерную, кооперативную, коллективную) частную собственность. В достаточно типичной рыночной экономике 10-15% вещественных факторов производства находится в индивидуальной частной собственности, 60-70 % - в групповой частной собственности и 15-20% - в государствен-ной19. Наряду с этими «чистыми» формами собственности существуют разнообразные формы смешанной (совместной) собственности, иностранная собственность и др.

Наличие одновременно нескольких форм собственности придает экономике конкурентный, динамичный характер. Место и роль каждой формы собственности определяется тем, какая из них

18 Российская газета. 2003. 19 сентября.

19 Е.Г. Ефимова. Экономика для юристов: Учебник. - М., 2004.

С. 38.

наилучшим образом отвечает требованию эффективности использования ограниченных ресурсов общества. Сегодня практически любое общество живет в условиях многообразия форм собственности, предопределяющего множественность организационно-правовых форм предприятий20. Многообразные потребности людей могут достаточно эффективно удовлетворяться лишь на основе равноправного сосуществования предприятий различных типов, базирующихся на разных формах собственности.

Индивидуальная частная собственность -форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одним лицом или семьей. В условиях рыночной экономики предприятия, находящиеся в индивидуальной частной собственности, численно абсолютно преобладают. Индивидуальная частная (семейная) собственность, как правило, представлена в малом бизнесе (кафе и бензоколонки, маленькие магазины и фермерские хозяйства и т.д.) Поэтому, хотя такие предприятия численно абсолютно преобладают, на их долю приходится лишь небольшая часть национального объема производства. Так, в США 12,8 млн. предприятий или 73 % от общей численности предприятий негосударственного сектора составляют фирмы, находящиеся в единоличном владении, но на их долю приходится только 4,9 % валового дохода страны.

В развитых рыночных экономиках преобладает (по доле в национальном объеме производства) акционерная собственность. Акционерное общество как форма объединения капиталов рассчитано на крупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями.

Акционерная форма собственности возникла еще в начале ХУ11 в., но широкое распространение получила лишь в последней трети Х1 Х в. Ее бурное стимулировалось достижениями научнотехнического прогресса, обусловившими возрастание порогового (начального) минимума капитала, необходимого для реализации крупного проекта (создания металлургических заводов, строительства железных дорог, мостов, каналов и т.д.) Индивидуальных капиталов было недостаточно для осуществления таких крупных проектов, в то же время их объединение позволяло привлечь необходимые средства. Акционерная форма собственности в России была широко распространена в дореволюционный период, существовала она и в первые годы Советской власти. Однако в начале 30-х гг. ХХ в. все акционерные общества были превращены в государственные предприятия. Вновь акционерная форма собственности начала развиваться в России с конца 80-х гг. ХХ в.

20 См.: Там же. С. 37-38.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 1 млн. предприятий, представляющих акционерную собственность.

На втором месте по доле в национальном объеме производства находится коллективная и кооперативная собственность - общая (совместная) долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Возникает такая собственность путем объединения имущественных, денежных взносов (паев) или распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников в делах соответствующего предприятия. Особенностью кооперативной и коллективной собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом (юридическое лицо -М.С.Ф.) Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, распределяемого пропорционально либо внесенному паю, либо трудовому вкладу, а также право на участие в управлении и на изъятие своей доли при выходе из коллектива. В совместной (долевой) собственности, как правило, находятся мелкие и средние предприятия, где достаточно четко прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении и распределении дохода. В России совместная собственность представлена преимущественно товариществами, кооперативами и закрытыми акционерными обществами21.

Процесс активизации защиты прав потребителей особенно важен ввиду серьезных изменений в структуре собственности организаций, осуществляющих розничную торговлю или производящих бытовое обслуживание населения.

На 1 января 2003 г. в России 96 % предприятий розничной торговли по форме собственности относились к негосударственному сектору и только 4 % были государственные (86 % предприятий этого вида - частные, включая 2 % предприятий по-требкооперации22). А, например, в Москве почти все магазины в настоящее время частные (государственными осталось только несколько булочных), 98 % всех приватизированных магазинов находится в руках бывших трудовых коллективов и в 99 % случаев они являются обществами с ограниченной ответственностью (около 100 магазинов являются акционерными обществами). В частных магазинах идет активный процесс перераспределения приватизированной собственности. Изредка собственниками становятся люди «со стороны», а

21 См.: Там же. С. 40-41.

22 Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. - М., 2003. Р-19.4.

в основном это директора магазинов. Количество собственников сокращается в среднем с пятидесяти до трех, при этом нередки криминальные способы перераспределения этой собственности. В Москве за последние три года число рынков сократилось с 242 до 13523. По данным Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, более 70 % семей делают покупки исключительно там, это более 30 % розничного товарооборота.

Однако, согласно произведенного анализа, только 1/4 часть доходов от налогообложения попадает в городскую казну. На этих рынках зарождаются, растут, набирают вес и приобретают все большее влияние организованные преступные группировки (сегодня практически каждый рынок контролируется представителями той или иной этнической преступной группировки). Такое же положение на всех 31 плодоовощных базах города24.

Переход к рыночной экономике в России открыл дорогу развитию частного предпринимательства, созданию сети коммерческих банков, финансовых компаний, акционерных обществ и тому подобных новых видов экономических структур. Поскольку не было просчитанного и обоснованного прогноза развития рыночной экономики в нашей стране, законодательная база не поспевала за возникающими преступными проявлениями и законы принимались в основном по уже наступившим негативным последствиям, - все это способствовало росту преступлений практически во всех рыночных сферах экономики25.

В контексте настоящего исследования под предпринимательством понимается инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, функционированию и развитию предприятия, имеющая своей целью сбыт производимой продукции и получение прибыли.

Под предпринимателем же мы понимаем лицо, способное понять структуру потребностей, сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания материальных благ и творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами и финансовыми возможностями26.

Однако четко разграничить государственное и частное предпринимательство в России сложно

23 20 продовольственных, 23 сельскохозяйственных, 58 универсальных, 18 вещевых и 16 специализированных. Из них только 14 являются собственностью города и имеют статус государственного унитарного предприятия и их число сокращается. В ходе проходящей реформы производится благоустройство рынков и упорядочение их деятельности. Планируется оставить в Москве около 100 рынков//Российская газета.

2004. 24 марта.

24 Бурдуков П., Колокольцев В. Тайны рыночной экономи-ки//Финансовый контроль. 2003. № 10 (23). С. 90-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Ларьков А.Н. Преступность в сфере экономи-ки//Преступность и реформы в России/Под ред. А.И. Долговой. - М., 1998. С. 208.

26 Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность: Толковый

терминологический словарь. - М., 1995. С. 238.

ввиду происходящих в нашей стране изменений в экономическом строе, в первую очередь при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В России произошла диффузия

форм собственности, проникновение частной собственности в экономику оказалось значительно большим, чем это регистрируется официальной статистикой27.

Неопределенность границ частного сектора является следствием как минимум двух причин:

1) вплоть до последнего времени «организованные» формы приватизации играли незначительную роль: они либо легализовали ранее осуществленное перераспределение, либо путем массовой приватизации готовили базу для последующего вторичного перераспределения;

2) специфики форм возникновения частного сектора, шкала которых чрезвычайно велика - от прямого грабежа государственной собственности до легальных трансакций: среди последних можно выделить:

■ перевод части созданной государственными предприятиями добавленной стоимости в частный сектор;

■ создание финансовых холдингов, конгломератов, полугосударственных банков и финансовых структур, содействующих возникновению параллельных рынков денег, кредитов и капитала;

■ возникновение задолженности и кредитной зависимости между предприятиями как преддверие легальной или теневой приватизации;

■ включение ранее монопольной государственной собственности в экономический оборот;

■ спонтанное развитие частного сектора на базе быстро происходящего в переходный период обогащения за счет прежде всего нелегального перераспределения государственной собственности и т.д.

Отдельные проблемы квалификации экономических преступлений, совершаемых в сфере частного предпринимательства

Частная предпринимательская деятельность обладает высокой степенью криминогенности и в этом плане явно недостаточно исследована наукой. Распространение новых форм собственно-

сти повлекло изменения структуры преступных посягательств на них. Вместе с тем обеспечение нормального развития такого значительного сегмента рыночной экономики, как частная предпринимательская деятельность, должно сыграть важ-

27 Глинкина С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку//Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. -М., 1997. С. 253-254. См. там же характеристику основных направлений, методов и участников приватизации в России.

ную роль в создании и укреплении такой составляющей правового государства, как правовая экономика.

Одной из важнейших задач нашего государства является постановка под контроль, предупреждение и постепенное устранение «теневого» сектора как основного фактора криминогенности в экономике. При этом необходимо учитывать, что нелегальный, теневой и криминальный секторы экономики сегодня находятся одновременно в отношениях взаимосвязи и конкуренции в различных сферах рынка, по отдельным видам товаров и услуг. В среде ряда ученых - экономистов сложившийся бизнес справедливо называют амораль-

ным28.

Особое распространение противоправные методы ведения дел и управления людьми получили в малом бизнесе, первоначально существовавшем в условиях полного игнорирования трудовых прав работников, сплошь окруженном вымогателями из числа рэкетиров и чиновников-взяточников, основанном на скрытых расчетах, укрывательстве налогов и криминально-силовом «выбивании» долгов. Рыночная конкуренция приобрела криминальные формы, ориентированные на получение сверхприбылей с использованием односторонних преимуществ, монополизацию различных секторов рынка или территорий. Слабая защищенность предпринимательства также бесспорно свидетельствует о неудовлетворительном состоянии обеспечения безопасности экономики современной России29.

В выполнении концептуальной задачи устранения «теневого» сектора экономики и причин, ее порождающих, определяющую роль играет соблюдение «правил игры» добропорядочного, законного предпринимательства, обеспечить которое и призваны со своей стороны, наряду с гражданскими, административными и другими правовыми средствами, уголовно-правовые средства охраны нормальной частной предпринимательской деятельности.

Упор на изучение их будет сделан автором в настоящей работе.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных законодателем в гл. 22 УК РФ, является система охраняемых государством общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики.

28 Беликов В.В., Кушель Е.С. Деятельность крупных сообществ как угроза безопасности России//Безопасность. 1996. № 7-12. С. 72; Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации/Под ред. В.Н. Лопатина. -М., 2001. С. 7.

29 Афанасьев М.Н. Правящая элита России: образ деятель-ности//Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4. С. 35; Влияние законодательства на теневой и криминальный оборот капитала в России//Гос-во и право. 2000. № 1. С. 44.

Общественные отношения как объект уголовно-правовой охраны представляет собой определенные связи между людьми (субъектами отношений), складывающиеся в процессе их совместной материальной и духовной деятельности на основе определенного способа производства и специфики, проявляющейся на каждой ступени естественно исторического развития общества. Таким образом, общественные отношения всегда нужно рассматривать как определенный результат социальной деятельности30.

Подобный подход определяет употребление в УК РФ терминов «преступления в сфере экономики» (раздел У111) и «преступления в сфере экономической деятельности» (гл. 22) при обозначении соответствующих групп преступлений.

Особенностью последних является то, что их совершение связано с осуществлением той или иной деятельности в сфере производства товаров и услуг, в которой важную роль играют имущественные отношения, основанные на праве собственности. Благодаря имущественным отношениям собственность втянута в экономику, участвует в ней, что в конечном итоге приводит к воспроизводству и приумножению материальных благ и ценностей.

В данном утверждении мы исходим из того, что современное понятие экономической системы включает в себя совокупность общественных процессов, происходящих на основе действующих в обществе имущественных отношений и организационных форм.

Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в обществе формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами31.

Поэтому П.С. Яни, рассматривая преступления, совершаемые в сфере хозяйственной или экономической деятельности, определяет их как «предпринимательские преступления»32.

Предпринимательская деятельность, согласно российскому гражданскому законодательству, представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую в целях систематического извлечения прибыли. Она функционирует в рамках определенных имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению собственностью, которая является основным средством обеспечения производства товаров и услуг, адресованных широкому кругу потребителей. Здесь собст-

30 Таций В.Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. - Харьков, 1988. С. 16.

1 См.: Большакова И.И. Экономика. - М., 1994. С. 7.

32 См.: Яни П.С. Экономическая и коррупционная преступ-

ность//Уголовное право. 1997. № 4. С. 109.

венность выступает и как предусмотренное законом право и возможность обладать и распоряжаться ею, и как экономическая категория, непосредственно используемая в сфере производства материальных благ или в сфере экономики.

Изложенное указывает на более узкую сферу имущественных отношений, основанных на праве собственности. Через эти отношения собственность участвует в процессе потребления самой себя, конечным итогом которого является воспроизводство и приумножение.

В экономической теории не существует четкого разграничения между предпринимательской и иной экономической деятельностью.

До настоящего времени в науке не сформулированы четкие разделительные признаки, критерии, принципы и т.д., которые позволили бы рассматривать каждое из этих понятий самостоятельно. По мнению В.М. Егоршина и В.В. Колесникова, «можно допустить понимание экономической деятельности как предпринимательства, как предпринимательской деятельности. Очевидно, такая трактовка экономической деятельности может быть использована в качестве универсальной... Итак, с определенной долей условности можно заключить, что преступность в сфере экономической деятельности представляет собой не что иное, как преступность в сфере предпринимательства («в сфере предпринимательской деятельности»)33.

По нашему мнению, это утверждение неточно. Нельзя ставить знак равенства (даже с определенной долей условности) между экономической и предпринимательской деятельностью. Экономическая деятельность гораздо шире предпринимательской - к ней относятся многие виды не предпринимательской деятельности, хотя и связанной с производством, обменом, распределением и потреблением материальных благ и услуг. Это и не предпринимательские сделки коммерческих организаций, предприятий, и сделки некоммерческих организаций, и сделки граждан, не связанные с предпринимательской деятельностью, однако направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ и услуг.

Изменения, внесенные в уголовное законодательство России принятием УК РФ (1996 г.), создали условия для равной уголовно-правовой защиты различных форм собственности в нашей стране.

Вступившая в силу 1 января 1995 г. первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации называет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ч.1 ст. 212 ГК РФ) - к иным формам собственности можно было бы отнести также общественную и религиозную. Этот вопрос окончательно не разрешен ни в экономической ни, тем более, в юридической науке. По нашему мнению, законодателю необходимо в

33 Егоршин В.М., Колесников В.В. Указ. соч. С. 78.

нем определиться ввиду особого места и роли общественных и религиозных объединений в жизни общества. В демократической и светском государстве (к которым относится и Россия) их степень распространенности и значение значительно возрастают (так, только численность общественных и религиозных объединений в России возросла с 1996 г. по настоящее время почти втрое, с 95 тыс. до 244,3 тыс. на 1 января 2003 г.34), а в еще большей степени выросла их общественная, политическая и экономическая активность.

Однако, наряду с неоспоримыми преимуществами демократизации общества (важными факторами которой является, в том числе, активизация самодеятельности членов общества, всестороннее развитие общественной и духовной жизни), ей сопутствуют и некоторые негативные проявления, в частности в жизнедеятельности некоммерческих организаций, и в первую очередь общественных и религиозных.

Так, одним из распространенных посягательств на экономику нашей страны является незаконная предпринимательская и иная экономическая деятельность некоммерческих организаций. Ими зачастую нарушается основополагающие принципы деятельности таких организаций, сформулированные в Гражданском кодексе России -некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абзац 2 ч. З ст. 50 ГК РФ). Они не вправе распределять полученную прибыль между участниками (ч.1 ст. 50 ГК РФ).

Примерно с 1991 г. значительное распространение в нашей стране получило создание общественных объединений и различных фондов (в первую очередь благотворительных) с целью занятия под их прикрытием предпринимательской деятельностью. Наиболее одиозными стали в этой связи благотворительные фонды, чья цель декларировалась в виде поддержки национального спорта, а также инвалидов войны в Афганистане (так, Российский фонд инвалидов войны в Афганистане указом Президента России от 30 ноября 1991 г. и 22 декабря 1992 г. был полностью освобожден от уплаты всех налогов, сборов и таможенных платежей. Бывшее руководство этого фонда начало «торговать» этими льготами, способствовать незаконной предпринимательской деятельности и уклонению от уплаты налогов. Подавляющая часть полученных средств была незаконно присвоена виновниками и не дошла до рядовых инвалидов.)

Ряд существенных злоупотреблений были также выявлены в деятельности многих других организаций инвалидов, а также спортивных объеди-

34 Россия в цифрах. 2003. Краткий статистический сборник. Госкомстат России. Р-13.2.

нений в нашей стране (причем необходимо отметить значительную распространенность незаконной экономической деятельности при функционировании подобных организаций и объединений и за рубежом - средства массовой информации часто отмечают их подконтрольность организованной преступности). Так, имея значительные финансовые льготы, Национальный Фонд Спорта (НФС) активно занимался предпринимательской и политической деятельностью, к которой были причастны ряд бывших и нынешних руководителей государства и силовых структур, извлекая из этой незаконной предпринимательской деятельности сверх-прибыли35.

Названная активизация различных аспектов деятельности и значительное развитие многих общественных и религиозных объединений пока еще не сопровождается прозрачностью источников их доходов (так, ряд важных нормативных и организационных мер, направленных на легализацию средств и способов предвыборной борьбы, был принят осенью 2003 г. в нашей стране). С 11 апреля 2006 г. в нашей стране была существенно изменена процедура государственной регистрации некоммерческих организаций, порядок надзора и контроля за их деятельностью36. Наконец-то появилась надежда на значительное упорядочение создания и функционирования этих, играющих такое большое значение в жизни общества, объединений.

Четкое установление формы собственности организации, работники которой совершили (или против которой совершено) преступное посягательство, необходимо для правильной квалификации преступления, для установления потерпевшего, а также (в отдельных случаях) для определения наличия или отсутствия признаков преступления против интересов государственной и муниципальной службы в деянии виновного.

Как представляется, данную коллизию можно разрешить путем анализа формы собственности организации, на которую посягал виновный (так как в ранее действовавшем уголовном законодательстве уголовно-правовая защита различных форм собственности отличалась, приоритет отдавался государственной и общественной собственности, причем даже после внесения изменений в уголовное законодательство России 1 июля 1994 г., формально их уравнявших).

Основная составляющая работы по декриминализации экономики - приведение всех ее сфер к нормам закона. В интересах развития легального

35 В настоящее время, лишившись названных льгот и привилегий, эти предпринимательские структуры превратились, по сути, в обыкновенные торгово-посреднические организации, действующие, к тому же, отчасти незаконно (М.С.Ф.)

36 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10 января 2006 г.//Российская газета. 2006. 17 января.

бизнеса необходимо установить фактическое равенство всех субъектов экономической деятельности перед законом, чтобы не было привилегированных и льготных фондов от нашего спорта, от патриархии и т.д.37

- Нельзя не согласиться в этом с главой (в 2000 г.) ГУЭП МВД России, - предпринимательство должно быть законным, основанным на одинаковых «правилах игры» для всех его субъектов, добросовестной конкуренции между ними (и равной уплате налогов и иных обязательных платежей для всех его участников).

Так, общеизвестен криминальный передел собственности предпринимательских структур, получающих сверхприбыли от занятия предпринимательством «под крышей» организаций различных льготных категорий граждан, но менее известны сообщения средств массовой информации о том что, например, Русская православная церковь занимает первое место в стране по объему импорта спиртного или третье - легковых автомобилей.

- Очевидно, что эти факты заслуживают тщательного расследования правоохранительных органов и, в случае их подтверждения - всестороннего осуждения. Главное же то, что необходимо принятие срочных законодательных и организационных мер, направленных на изменение данной ситуации - так, по нашему мнению, общественные, благотворительные, религиозные и другие подобные объединения вообще не должны сами заниматься предпринимательской деятельностью. Вкладывать же имеющиеся у них средства они могли бы в предпринимательство коммерческих юридических лиц на общих основаниях, под контролем государства как над законностью их источников, так и за последующим распределением полученной ими прибыли по целевому назначению.

Если при определении того, к какой форме собственности относится имущество граждан, государственных или муниципальных организаций, затруднений нет, то в отношении собственности общественных объединений на практике возникают серьезные сомнения. Они начинаются с вопроса о том, какие организации можно отнести к общественным.

Понятие общественного объединения сформулировано Федеральным законом России от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» (с изм. и доп.) Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч.

1 ст. 5 Закона)38. Основополагающим отличием

37 Гурьев В.В. О собственности и инвесторах//Российская газета. 2000. 29 сентября.

38 Законодатель называет и раскрывает следующие органи-

общественных объединений от коммерческих организаций является то, что они осуществляют свою деятельность не для извлечения прибыли. Статья

2 названного Закона определяет также, что общественные объединения не являются религиозными или коммерческими либо некоммерческими союзами (ассоциациями).

Приведенное выше определение общественного объединения вытекает также из положений части первой ГК РФ (глава четвертая «Юридические лица» рассматривает общественные организации вместе с религиозными).

Под общественными и религиозными организациями (объединениями) понимаются добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы (ст. 117 ГК РФ).

Значительные затруднения на практике вызывают случаи, когда государство или муниципальное образование является собственником части имущества юридического лица: неясно, кто является потерпевшим и являются ли руководители данных юридических лиц должностными лицами.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности»39 указывает, что имущество различных юридических лиц, в уставной капитал которых входят и государственные средства, не может рассматриваться как государственное (абз. 2 п. 3).

Представляется, что это толкование справедливо только для случаев, когда юридическое лицо не является унитарным государственным предприятием или государственным учреждением или если государственная организация не является сособственником негосударственной организации.

Для правового анализа ситуации, когда государство владеет частью средств юридического лица, необходимо рассмотреть ее гражданско-правовую природу.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в том числе и дочерние предприятия), а также финансируемые собственником учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (абзац 3 п. 2

зационно-правовые формы общественных объединений: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

39 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. - М., 2000. С. 4в3.

статьи 48 ГК РФ). Государство или муниципальные образования являются собственниками имущества данных юридических лиц, а последние распоряжаются им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на основе ст. ст. 113 - 115, 120, 294 - 300 ГК РФ.

Если государство или муниципальное образование владеет имуществом, являющимся частью какой-либо общей собственности, и при этом новое юридическое лицо не образовывалось и данное объединение не преобразовывалось в хозяйственное товарищество или общество, то каждый из со-собственников остается собственником принадлежащего ему имущества (ч. 1 ст. 244 ГК РФ) и его правовой статус определяется по правилам главы 16 ГК РФ.

Во всех остальных случаях коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (ч. 3 ст. 213 ГК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что имущество, принадлежащее любому юридическому лицу (кроме общей собственности государства или муниципального образования, а также за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений) является объектом частной, общественной или религиозной собственности, но не государственной или муниципальной (даже, например, имущество, принадлежащее хозяйственному товариществу (обществу) со 100 -процентным государственным или муниципальным участием).

Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого предприятия.

Преступления, совершаемые на потребительском рынке

Большая часть преступлений в сфере частного предпринимательства совершается на потребительском рынке. Поэтому нам следует определиться как с самим понятием потребительского рынка, так и с видами преступлений, которые отнесены правоохранительной практикой к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке.

Понятие «рынок» (в частности, потребительский рынок) в праве отсутствует, а в экономической литературе трактуется неоднозначно.

Существуют две основные группы понятий рынка, отражающих его наиболее существенные черты:

1) Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товарной продук-

ции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда.

2) Всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуг40.

В экономической литературе сформулировано, что рынок - это господствующая и определяющая форма связи товаропроизводителей на основе общественного разделения труда; совокупность сделок купли и продажи товаров; совокупность форм и способов организации сотрудничества людей друг с другом, служащая к тому, чтобы в коммерческих целях свести продавцов и покупателей и дать им возможность первым продать, а вторым купить товары и услуги; совокупность общественных отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции; сфера товарного обращения (обмена). Она характеризуется определенной системой экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения между продавцами и покупателями данного способа общественного производства41. Или: «рынок - механизм обмена, устанавливающий непосредственный контакт продавцов и покупателей продукта, фактора производства или ценной бумаги»42.

Рынок не следует отождествлять с торговлей. Последняя представляет собой обособившуюся отрасль экономики, специализирующуюся исключительно на реализации товаров непосредственно потребителям и регулируемой торговым правом (большинство российских цивилистов торговое право называют также коммерческим правом43. Коммерция (лат. - соттесют) - торговля; коммер-

40 См.: Лекарев С.В., Порк В.А. Указ. соч. С. 265.

41 См.: Внешнеэкономический толковый словарь/Под ред. И.П. Фаминского. - М., 2000. С. 344; Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. -СПб., 1998. С. 314.

42 Экономическая энциклопедия/Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М., 1999. С. 696; Кристофер Пасс, Брайне Лоуз, Лесли Девис. Словарь по экономике/Пер. с англ. П.А. Ватника. - СПб., 1998. С. 493.

43 См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.,

2000; В.Б. Королев. Коммерческое право. - М., 2000. и др. В ряде стран торговое право - обособившееся от гражданского права отрасль, регулирующего торговлю и предприниматель-

скую деятельность вообще. Во Франции, ФРГ, Японии и США торговое законодательство кодифицировано (например, в сШа существует Единообразный торговый кодекс). Нормы,

содержащиеся в торговых кодексах, - это предписания, отно-

сящиеся к ситуациям, которые не могут возникать за пределами торгового оборота. Однако в связи с коммерциализацией гражданского права сфера, регулируемая торговым правом, постоянно увеличивается и граница между граждан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ским и торговым правом становится весьма условной и подвижной. Поэтому ряд стран (Швейцария, Италия, Нидерланды) нормы торгового права включили в единый Гражданский кодекс - то же положение существует и в Российской Федерации.

сант (фр. - соттегсаП) - лицо, занимающееся частной (выделено автором) торговлей44. Торговля охватывает лишь часть сферы товарного обращения (обмена). Рынок и торговля выступают как разнопорядковые, качественно разнородные понятия. Первое представляет собой самостоятельную экономическую категорию, особую сферу в системе общественного воспроизводства, второе - лишь отрасль экономики45.

Термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом -торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана именно с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы».

По определению известного русского юриста Г.Ф. Шершеневича, «деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ, называется торговлей. Ее задача заключается в том, чтобы доставить блага к тому месту и к тому времени, где и когда возникнет спрос со стороны потребителей»46.

Торговое право он определял как «совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает тор-говлей»47.

По мнению современных исследователей коммерческой и торговой деятельности, коммерция

- вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики48.

Понятия потребителя и его контрагентов -продавца, изготовителя, исполнителя, импортера, подпадающих под действие Закона России «О защите прав потребителей», сформулированы в преамбуле указанного Закона. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, до-

44 Словарь иностранных слов/Отв. ред. Ф.Н. Петров. - М.,

2005.

45 Внешнеэкономический толковый словарь/Под ред. И.П. Фаминского. - М., 2000. С. 344-345.

46 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.) - М., 1994. С. 24.

47 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 4 т. - СПб., 1908. Т. 1. С. 18.

48 Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. - М., 2000. С. 15.

машних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности49.

Контрагентами потребителя могут быть изготовители, исполнители, продавцы, импортеры -организации независимо от их организационноправовой формы (т.е. и некоммерческие), а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям, выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору либо реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (таким образом, названные лица, выполняющие эти же действия не для потребителей, а для других лиц, для использования в иных, кроме потребительских, целях, под данный Закон также не подпадают.)

С.А. Павлова считает, что потребительский рынок есть сфера обращения товаров и услуг между организациями, а также индивидуальными предпринимателями, реализующими товары по договору купли-продажи и оказывающими услуги или выполняющими работы по возмездному договору, и гражданами, приобретающими товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли50.

М.М. Хубутия определяет потребительский рынок как область экономической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с целью получения коммерческой прибыли, связывающей сферу производства со сферой потребления и реализуемой посредством торговли потребительскими товарами и предоставления потребительских услуг населению51.

Все перечисленные экономические дефиниции с точки зрения правового содержания А.В. Агафонов сводит к экономическим отношениям между продавцом и покупателем (потребителем)52, в которых проявляются производственные отношения данного способа общественного способа производства, где экономические отношения есть совокупность общественных отношений по поводу производства, распределения и потребления материальных благ53.

Отсюда субъектами отношений на потребительском рынке А.В. Агафонов признает только потребителей и продавцов (подпадающих под За-

49 О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. (в ред. Федерального закона РФ от 9 января 1996 г. с изм. от 17 декабря 1999 г.)/Парций Я.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». - М., 2005.

50 Павлова С.А. Потребительский рынок: защита от преступной экономической деятельности: Учеб. пособ. - Красноярск, 2002. С. 3.

51 Хубутия М.М. Предупреждение экономических преступлений на потребительском рынке: Дис....канд.юрид.наук. - М., 2002. С. 13.

52 Агафонов А.В. Понятие «потребительский рынок» в Рос-сии//»Черные дыры» в Российском законодательстве. 2003. № 1. С. 358-359.

53 Мазур С.Ф. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности: Монография. - М., 1998. С. 28.

кон России «О защите прав потребителей»), а потребительский рынок как уголовно-правовую категорию определяет в качестве охраняемых уголовным законом определенных производственных отношений данного способа общественного производства между продавцом и потребителем (покупателем), которым в результате преступления причиняется или может быть причинен существенный вред54. Исходя из этой посылки, он предлагает к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, относить только девять их видов, предусмотренных гл. 22 УК РФ (ст. ст. 171-1, 178-180, 186-188, 191, 200) и, в порядке исключения, - преступление, предусмотренное ст. 238 УК РФ.

Разделяя мнение А.В. Агафонова об отнесении к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, деяний, совершенных в сфере розничной торговли и грубо нарушающих права потребителей, трудно согласиться со значительным сужением числа субъектов данной группы преступлений путем исключения из них изготовителей товаров и исполнителей работ или услуг, предназначенных непосредственно для предоставления потребителям (как отмечалось выше в настоящей работе, Закон России «О защите прав потребителей» называет их в качестве контрагентов потребителей.)

Думается, что следование этой позиции может привести к необоснованному сокращению объектов уголовно-правовой защиты и цель, поставленная руководством МВД России при формулировании анализируемой группы преступлений (соответственно и при определении задач специализированных подразделений органов внутренних дел, направленных на противодействие этим преступлениям) не будет достигнута.

Соглашаясь с позицией автора о включении в состав преступлений, совершаемых на потребительском рынке, деяний, предусмотренных нормой об ответственности за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), последовательным было бы отнесение к этому виду преступлений, существенно нарушающих права потребителей, также и нарушение санитарноэпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ) и сокрытие информации об информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ).

Впервые термин «потребительский рынок» был использован российским правоприменителем в тексте приказа МВД России от 23 августа 1993 г. № 391 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с упорядоче-

нием ответственности за незаконную торговлю»55. Названный приказ вычленил из общей массы уголовно наказуемых деяний одиннадцать составов преступлений, которые были сгруппированы под обобщающим названием «Преступления в сфере потребительского рынка». К ним были отнесены, в частности, преступления, предусмотренные ст. ст. 154-3 (незаконное повышение или поддержание цен), ст. 156 (обман покупателей и заказчиков), ст. 156-6 (нарушение государственной дисциплины цен), ст. 157 (выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 162-4 (незаконное предпринимательство) и ст. 162-5 УК РСФСР (незаконное предпринимательство в сфере торговли).

Министерство внутренних дел РФ своим приказом разделило эти составы по подследственности следующим образом: подразделения милиции общественной безопасности обязаны были выявлять и производить первоначальные следственные действия по составам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 156, ч. 1 ст. 156-5, ст. 162-4 УК РСФСР. Остальные были отданы в подследственность подразделений криминальной милиции.

Для этой цели были созданы в системе территориальных органов внутренних дел соответствующие отделы (отделения, группы), а в подразделениях милиции общественной безопасности вопросами правовой борьбы с указанными преступлениями было поручено заниматься отделам (отделениям, группам) по исполнению административного законодательства России.

Указанные преступления, по мнению законодателя, могли совершаться только в сфере социально-экономических отношений.

В связи с изменением социальноэкономической обстановки к середине 90-х гг. ХХ в. и принятием УК РФ (1996 г.), приказом МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» к преступлениям, совершаемым в сфере потребительского рынка отнес пять составов преступлений, а именно предусмотренных: ст. 171 (незаконное предпринимательство), ст. 173 (лжепредпринима-тельство), ст. 181 (нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм), ст. 182 (заведомо ложная реклама) и ст. 200 УК РФ (обман потребителей).

Проведя анализ предложенной МВД России систематизации указанных составов преступлений можно прийти к выводу, что их объединяет только экономическая деятельность лиц, их совершающих.

Этим же приказом в системе подразделений милиции общественной безопасности отделы

54 См.: Агафонов А.В. Назв. работа. С. 359.

55 Российская газета. 1993. 17 июля.

(отделения, группы) по исполнению административного законодательства РФ были преобразованы в отделы (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства.

Приказом МВД России от 3 марта 2002 г. № 199 «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» количество видов преступлений, отнесенных к преступлениям в сфере потребительского рынка, было расширено до шестнадцати. К ним теперь стали относиться преступления, предусмотренные: ч. 1 ст. 158 (кража без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 159 (мошенничество без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 160 (присвоение или растрата без отягчающих обстоятельств), ч. 1 ст. 163 (вымогательство без отягчающих обстоятельств), ч.ч. 1-2 ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без особо квалифицирующих обстоятельств), ч. 1 ст. 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества без отягчающих обстоятельств), ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 171 (незаконное предпринимательство без отягчающих обстоятельств), ч.ч. 1-2 ст. 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, без особо квалифицирующих обстоятельств), ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 180 (незаконное использование товарного знака), ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), ч. 1 ст. 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды без отягчающих обстоятельств), ст. 200 (обман потребителей), ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), ст. 256 (незаконная добыча водных животных и растений), ст. 258 (незаконная охота), ст. 260 (незаконная порубка деревьев и кустарников), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащие конфискации), ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) и ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия).

Оценивая этот перечень, отметим, что по нашему мнению, совершенно прав А.В. Агафонов, предложивший исключить из числа преступлений

данного вида все те, которые отнесены в настоящее время к преступлениям в сфере потребительского рынка, но в действительности таковыми не являются, поскольку совершаются не в сфере экономической деятельности, а посягают на другие видовые объекты преступления - собственность, здоровье населения, экологию, правосудие и порядок управления (кроме преступлений, предусмотренных ст. 238 УК РФ, где, действительно, дополнительным объектом преступления выступают экономические права и свободы потребителя56.) Правда, остается непонятным мотив отнесения им к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, контрабанды - она непосредственно эту сферу не затрагивает, а традиционно относится к преступлениям против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенным преступлениям)57.

Нормы УК РФ, предусмотренные ст. ст. 182 (заведомо ложная реклама) и 200 (обман потребителей), утратили силу с 16 декабря 2003 г.58

Если для борьбы с злоупотреблениями с рекламой законодатель справедливо полагает достаточными наличия комплекса гражданско-правовых и административно-правовых средств воздействия на нарушителей, то для противодействия обману потребителей они нам представляются недостаточными (хотя, безусловно, в борьбе с этим самым распространенным видом посягательств на права потребителей должны преобладать частноправовые, а не публично-правовые меры этого противодействия). В условиях отсутствия уголовно-правового запрета обмана потребителей, его частичную замену могли бы составить нормы о мошенничестве и причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (вопрос о целесообразности декриминализации нормы об обмане потребителей подлежит отдельному обсуждению - М.С.Ф.).

Таким образом, мы полагаем, что к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, в настоящее время следует отнести деяния, предусмотренные девятью действующими нормами УК РФ:

■ ст. 159 (мошенничество);

■ ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием);

■ ст. 171 (незаконное предпринимательство);

■ ст. 171-1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции);

56 См.: Указ. соч. С. 357-359.

57 См., например, Российское уголовное право: Курс лекций в У11 томах/Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1У. Преступления в сфере экономики. - Владивосток, 2000. С. 330-347.

58 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21 ноября 2003 г.//Российская газета. 2003. 16 декабря.

■ ст. 178 (монополистические действия и ограничение конкуренции);

■ ст. 180 (незаконное использование товарного знака);

■ ст. 236 (нарушение санитарно-

эпидемиологических правил);

■ ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей);

■ ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности)59.

Субъектами данных преступлений должны быть только названные в Законе России «О защите прав потребителей» лица - изготовители, исполнители, продавцы, импортеры, нарушающие диспозиции указанных уголовно-правовых норм.

Процесс активизации защиты прав потребителей в России особенно важен ввиду серьезных изменений в структуре собственности организаций, осуществляющих розничную торговлю или оказывающих бытовое обслуживание населения, и перехода их на рыночные отношения.

59 Причем в анализируемом приказе МВД РФ № 199 от 3 марта 2002 г. деяния, предусмотренные ст. ст. 171-1 и 178 УК РФ, к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке, не относились (М.С.Ф.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.