Научная статья на тему 'Формирование благоприятного экономического климата с позиции индикаторов финансовой безопасности как основа развития предпринимательства'

Формирование благоприятного экономического климата с позиции индикаторов финансовой безопасности как основа развития предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкина Л.А., Егина Н.А.

Реализация важнейшей стратегической задачи современной России формирование новой инновационно-прорывной модели развития невозможна без активизации предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. На возрастающую роль предпринимательства при переходе к новой модели общественного воспроизводства и повышении уровня экономической безопасности неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Президент Российской Федерации. Вместе с тем, согласно данным Росстата, в настоящее время в реальном секторе (промышленность, сельское хозяйство и строительство) работает только треть всех предприятий, занятых малым бизнесом, и за последние 3 года этот уровень возрос только на 2%. Поскольку основная доля предприятий малого бизнеса приходится на торговлю и общественное питание (45,0%), Россию зачастую называют страной «перепродавцов». Приходится с сожалением констатировать, что за годы реформ в российской экономике малое предпринимательство в реальном секторе экономики так и не стало заметным явлением. Отчасти это происходит потому, что не решена в полном объеме проблема экономической безопасности…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование благоприятного экономического климата с позиции индикаторов финансовой безопасности как основа развития предпринимательства»

8 (29) - 2008

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОЗИЦИИ ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИ М АТЕЛ ЬСТВ А

Л. А. КОРМИШКИНА,

доктор экономических наук, профессор

Н. А. ЕГИНА,

кандидат экономических наук, доцент Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Реализация важнейшей стратегической задачи современной России — формирование новой инновационно-прорывной модели развития — невозможна без активизации предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. На возрастающую роль предпринимательства при переходе к новой модели общественного воспроизводства и повышение уровня экономической безопасности неоднократно обращал внимание в своих выступлениях Президент Российской Федерации. «Необходимо принять конкретные меры для того, чтобы... не нарушая достигнутой финансовой устойчивости... сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций.росту предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. Это — реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда», — подчеркивал В. В. Путин в Обращении к Федеральному Собранию РФ в 2007 г. 1 Вместе с тем, согласно данным Росстата, в настоящее время в реальном секторе (промышленность, сельское хозяйство и строительство) работает только треть всех предприятий, занятых малым бизнесом, и за последние 3 года этот уровень

возрос только на 2 %.2 Поскольку основная доля предприятий малого бизнеса приходится на торговлю и общественное питание (45,0 %) 3, Россию зачастую называют страной «перепродавцов».

Приходится с сожалением констатировать, что за годы реформ в российской экономике малое предпринимательство в реальном секторе экономики так и не стало заметным явлением. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2006 г. составила 8582,8 тыс. чел., или 12,8 % всех занятых в экономике4. Весьма незначительным остается объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями в общем объеме национального производства. Это свидетельствует о недостаточной активизации малого предпринимательства, которое в условиях рыночной экономики является действенным фактором ускорения ее роста.

Среди причин, сдерживающих деловую активность малых предприятий в реальном секторе российской экономики, прежде всего, следует назвать отсутствие благоприятного экономического климата в сфере финансово-кредитной политики. Заметим, что экономический климат мы рассматриваем как

* Опубликовано при финансовой поддержке РГНФ в рамках темы 08-02-00106а.

1 http://www. kremlin.ru.

2 Россия в цифрах. 2007. Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2007. С. 176 — 177.

3 Там же, с. 177.

4 Там же, с. 91, 178.

совокупность благоприятных и неблагоприятных условий для вложения капитала в предпринимательскую сферу, обусловленных в значительной степени соблюдением (или отклонением) пороговых индикаторов финансовой безопасности.

Экономический климат любой страны формируется при активном участии государства. Оно определяет внешнюю и внутреннюю политику; вводит налоги; устанавливает процентные ставки, меняя их в зависимости от экономической ситуации и сдерживая их рост специальными экономическими методами; воздействует на уровень собираемости налогов; активно занимается отработкой законодательных актов, формируя тем самым экономические, политические, правовые условия, определяющие функционирование предприятий.

В этой связи формирование благоприятного экономического климата в России с позиции индикаторов финансовой безопасности предполагает:

• оптимальный уровень налогообложения предприятий;

• эффективную кредитную политику;

• протекционистскую внешнеэкономическую

политику.

Для перехода к новой модели развития и активизации предпринимательской деятельности Россия, прежде всего, должна иметь налоговую систему, в большей степени отвечающую рыночным отношениям, чем существующая ныне. Качественной характеристикой налоговой системы, как известно, является тяжесть налогообложения.

Необходимо подчеркнуть, что формирование налоговой базы, способность предприятий к уплате налогов неразрывно связаны с финансовым состоянием последних. К сожалению, приходится констатировать, что в современной российской экономике все еще присутствуют проявления многостороннего (общего) финансового кризиса. Его основные формы: убыточность; разрушение основного капитала, неплатежеспособность; криминализация финансового менеджмента; сознательное сокрытие финансовых потоков от учета, контроля, налогообложения; хищения финансовых ресурсов и др.

Так, несмотря на наметившуюся тенденцию к сокращению убыточных предприятий (организаций) в российской экономике, на начало 2007 г. таковых все еще насчитывалось 29,7 % 5 от общего числа предприятий, а рентабельность в экономике в целом снизилась с 10,2 % в 2003 г. до 9,3 % в 2006 г.6

5 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2007. С. 362.

6 Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. — М.:

Росстат, 2007. С. 365.

С точки зрения налоговой политики, падение рентабельности означает исчезновение налогооблагаемой базы для ряда налогов, прежде всего, налога на прибыль.

Общий знаменатель, к которому можно привести тяжесть бремени всех налогов, — это прибыль предприятия. Согласно одной из используемых в экономической науке методик о тяжести налогообложения можно судить на основе следующей формулы:

нб = В - ер - Пг х юс,

(1)

в - ер

где Нб — тяжесть налогового бремени,

В — выручка от реализации, включая все налоги,

Ср — затраты на производство товаров и реализацию услуг (без учета налогов), Пг — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации за вычетом всех налогов, уплачиваемых за счет нее. Расчеты, проведенные по этой формуле, подтверждают факт непомерной тяжести налогового бремени, возложенного на российские предприятия. Так, по нашим расчетам, в 2007 г. бремя налогообложения по отношению к прибыли превысило 41 %, что препятствует активизации предпринимательской деятельности и снижает темпы экономического роста. Заметим, что в ряде случаев налоговый пресс выполняет несвойственную налогам функцию конфискации фондов возмещения предприятий.

В сложившейся ситуации конкретная задача эффективной налоговой политики состоит в том, чтобы формирование налоговой ставки на прибыль осуществлялось в максимально стимулирующей форме с учетом эффекта Лаффера. Кроме того, необходимо обеспечить также соответствие уровней номинального и фактического налогового бремени предприятий. Пока не ясно, на каком уровне от ВВП или добавленной стоимости такое соответствие может быть достигнуто. Вместе с тем, можно назвать диапазон возможных значений номинального налогового бремени (по действующим налогам), который, исходя из опыта зарубежных стран, колеблется в пределах 30 — 40 % от ВВП. Причем, если при уровне налогообложения в 30 % от ВВП (согласно опыту США) могут быть обеспечены более быстрое развитие экономики и рост налоговых поступлений в будущем, то при 40 % от ВВП можно иметь большие текущие поступления в бюджет при меньших темпах развития экономики.

8 (29) - 2008

Угрозы и безопасность

Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то, на наш взгляд, представляется необходимым произвести дифференциацию ставок НДС по отдельным видам продукции, имеющим резкие различия в уровне рентабельности по объективным причинам. Кроме того, следует также минимизировать НДС на промежуточных звеньях технологической цепи и т. д.

Решая вопросы стимулирования предпринимательской активности на федеральном уровне, в том числе путем введения особых режимов налогообложения для малых предприятий, целесообразно предусматривать гарантии против административного произвола на местном уровне (например, злоупотреблений при определении стоимости патентов и др.).

Особо хотелось бы отметить значение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для формирования благоприятного экономического климата в целях активизации и развития предпринимательства в Российской Федерации.

Так, отечественные ученые вполне справедливо подвергают критике действующую систему налогообложения нефтяного сектора РФ, одним из объектов которой является применение одинаково высоких ставок налогообложения нефти, как продаваемой на внутреннем рынке, так и идущей на экспорт. Мы разделяем мнение академика В. И. Маевского о том, что для удовлетворения возрастающего спроса на нефть и нефтепродукты со стороны отечественных товаропроизводителей «.целесообразно уменьшение ставки НДПИ в целом или отдельное регулирование НДПИ на экспортируемую нефть и нефть, направляемую на внутренний рынок» 7.

Налоговый механизм, обеспечивающий формирование благоприятного экономического климата для развития предпринимательской деятельности, должен соответствующим образом взаимодействовать с кредитно-банковской политикой, процентными ставками, предоставляя определенные преимущества предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Логика экономического развития такова, что ставки по кредитам в целом должны быть ниже уровня средней прибыли в экономике. Только при этих условиях у предпринимателей появится возможность пользоваться заемными средствами. В свою очередь кредитные ставки коммерческих банков должны быть выше ставки рефинансирования

7 Маевский В. И. Экспорт нефти и экономическая безопасность России / Материалы Всерос. науч. -практ. конф. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. С. 15.

и ставок по вкладам, иначе банки просто не смогут эффективно работать. И, наконец, все участники кредитного рынка должны иметь реальный процентный доход, т. е уровень номинальных процентных ставок должен быть выше инфляции:

Р > г > i, (2)

где Р — рентабельность экономики, г — ставка по кредитам, i — уровень инфляции.

В российской экономике на современном этапе можно наблюдать достаточно неблагоприятную картину: средний уровень рентабельности малого бизнеса составляет 1,8 %, при этом уровень рентабельности крупных и средних предприятий — 13,2 % (исключение: нефтедобывающая промышленность — 24,6 %; черная и цветная металлургия — соответственно 24,1 и 23,8 %; связь — 19,8 %), средний уровень рентабельности реального сектора экономики — 9,3 %. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам нефинансовым организациям на срок от 1 года до 3 лет за 2004 г. колебались в интервале от 10,8 до 15,1 %. 8

К сказанному добавим, что с февраля 2008 г. в первый раз за 10 последних лет произошло повышение ставки рефинансирования на 0,25 процентных пункта (ее значение составило 10,25 %) при одновременном увеличении ставки РЕПО и процента по отчислениям в Фонд обязательного резервирования. Эти меры, предпринятые ЦБ России для борьбы с вышедшей из-под контроля инфляцией, приведут к удорожанию кредитов — как для крупного бизнеса, так и для потребителей, — что, в конечном счете, негативно скажется на активизации предпринимательской деятельности в реальном секторе российской экономики.

Приведенное выше соотношение между рентабельностью реального сектора российской экономики и ставкой по кредитам при внимательном анализе объясняет многие существующие на сегодняшний момент проблемы отечественной экономики, связанные с недостаточным инвестированием и уходом капитала в спекулятивные операции, а также его оттоком за границу. Итак, чем выше эффективность инвестиционных проектов и чем ниже банковский процент, тем выше инвестиционная деятельность и предпринимательская активность. Чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше в экономике эффективных бизнес—проектов, тем меньше спрос инвесторов.

Высокие процентные ставки по ссудам препятствуют перемещению кредитных ресурсов в реальный

8 Экономическая безопасность России / Под ред. В. К. Сенчаго-ва. — М.: Дело, 2005. С. 332.

сектор и содействуют его технологической деградации, что делает российский рынок малопривлекательным для инвесторов. Для российских предпринимателей оказывается выгоднее вкладывать капиталы за границу, где реальный сектор дает возможность получать прибыль, пользуясь кредитными ресурсами по умеренным ставкам. Так, в 90-х годах из страны ежегодно вывозилось от 70 до 80 млрд долларов, только за январь — февраль 2008 года отток капитала из России достиг уровня 18 миллиардов долларов. И правительственные, и независимые аналитики сходятся во мнении, что основными причинами оттока средств являются финансовый кризис и вывод спекулятивных капиталов.

Как отмечалось выше, заметную роль в активизации и развитии предпринимательства в реальном секторе экономики играет протекционистская внешнеэкономическая политика, предполагающая в рамках экономической безопасности:

• ориентацию валютной политики на защиту внутреннего рынка и стимулирование экспорта;

• применение гибкой тарифной политики и квотирования импорта продукции, позволяющих поддерживать внутренние цены на уровне мировых и защищать отечественных товаропроизводителей.

Применительно к Российской Федерации следует подчеркнуть, что прежде всего за счет особой валютной политики — многократной девальвации после финансового кризиса 1998 г. были сформированы достаточно благоприятные макроэкономические предпосылки для замещения импорта продукцией отечественного производства, сопровождаемого феноменом быстрого роста промышленной продукции. Созданный таким образом потенциал импортозамещения был весьма значительным и оценивался, по расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИНП РАН, в машиностроении на уровне 7 — 8 % роста промышленного производства, в пищевой промышленности — 12 %9.

Что же касается развитых стран, то, к примеру, США в настоящее время, опираясь на заниженный курс своей национальной валюты по отношению к евро, обеспечивают значительное повышение конкурентоспособности экспортных товаров и рост объемов экспорта, тем самым на этой основе получают дополнительные финансовые ресурсы для модернизации производственного аппарата.

Особо хотелось бы отметить возрастающее значение для развития российского предприни-

9 Кузнецов Ю. Временщики // Эксперт. 2000. № 11. С. 12.

мательства таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Последнее, как известно, во всем мире является одним из важнейших инструментов регулирования структурных сдвигов в экономике.

Действующий в настоящее время в России таможенный тариф в значительной мере стимулирует приток иностранных инвестиций именно в производство, ориентированное на внутренний рынок. Уровень ставок таможенных пошлин, применяемых в отношении готовых изделий, выше уровня ставок для подавляющего большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий в 2 — 5 раз. Для сырьевых товаров и комплектующих изделий установлена минимально возможная ставка пошлины в размере 5 %, в то время как для большинства готовых изделий она составляет максимально возможную величину в 30 %.

Между тем возможности российского таможенного тарифа выполнять данную функцию недостаточны, и в настоящее время они обнаруживают тенденцию к дальнейшему сужению. Во-первых, степень его дифференциации в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых стран, где число тарифных позиций превышает 10 тыс. Во-вторых, диапазон ставок российского тарифа узок — от 5 до 30 %.

Среди многочисленных доводов в пользу протекционизма в России используется положение о необходимости защиты зарождающейся национальной промышленности. Однако на деле очень часто тарифы защищают не «молодые» отрасли, а, напротив, как раз старые, теряющие свою конкурентоспособность. Будет ли введена защита или нет, зависит от значения данной отрасли для экономики страны и от политической силы заинтересованных кругов.

В заключение заметим, что более детальное рассмотрение понятия экономического климата с позиции индикаторов финансовой безопасности, развертывание его в систему рекомендуемых мер требуют серьезного методологического анализа, выявления соотношения понятия экономического климата с другими смежными понятиями.

От развития ситуации в финансовых сегментах экономики, переплетенных между собой многочисленными связями, прежде всего и зависит развитие реального сектора экономики, учитывая, что в настоящее время финансово-кредитные отношения пока не только не вносят позитивного вклада в развитие предпринимательской деятельности, но и оказывают сдерживающее воздействие, часто приводят к критическим ситуациям в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.