УДК 373.1 UDC 371.1
Лучникова Елена Валерьевна
Аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел: +7 (982) 4375497, e-mail: [email protected]
Luchnikova Elena Valerievna
Postgraduate student, Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
THE CURRENT STATE OF THE STUDY OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES
Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос состояния изучения индивидуальных образовательных маршрутов. Раскрыта сущность и определение понятия индивидуальный образовательный маршрут в научной литературе (Е. А. Александрова, М. И. Башмаков, И. А. Галацкова, Т. М. Ковалёва, Н. Н. Суртаева, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской). Представлена дефиниция в разных смысловых значениях. Индивидуализация образовательного процесса подкреплена внедрением индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении. Рассмотрена учебно - познавательная деятельность, которую в виде плана составляет педагог с учащимся и родителем, с учетом индивидуальных потребностей. Описывается индивидуальная образовательная траектория учеными -исследователями, как персональный путь, как след линии движения учащихся в образовательном процессе МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми. Сказано об интеграции вариативных образовательных маршрутов в образовательном пространстве. Обозначена необходимость нахождения подходов к каждому ученику для реализации, разработки и ведения индивидуального образовательного маршрута. Специфика обучения учащихся с помощью индивидуальных образовательных маршрутов проявляется в том, что у учащихся формируется навык выбора деятельности во время образовательного процесса. Выявлена недостаточность изучения вопроса о внедрении индивидуального образовательного маршрута в образовательном процессе. Указана тьюторская позиция педагога в создании условий выбора в пространстве урока и сопровождения учащихся во время выбора деятельности, ведении индивидуального образовательного маршрута. Высказано предположение о связи индивидуального образовательного маршрута посредством влияния на личностные качества учащихся.
Abstract
The article is dedicated to the study of individual educational routes. The author reveals the essence and definition of the concept of individual educational route formulated in the academic literature (Aleksandrova E. A., Bashmakov M. I., Galatskova I. A., Kovaleva T. M., Surtaeva N.N., Tryapitsyna A. P., Khutorskoy A.V.). The definition presented has different semantic meanings. Individualization of the educational process is supported by the introduction of an individual educational route in an educational institution. The author considers educational-cognitive activity, which is represented in the form of a plan and is made by a teacher in cooperation with a student and a parent, taking into account individual needs of a student. The individual educational route in Gymnasium № 5 of Perm is described by the author as a personal path, as a course of students' development in the educational process. The author mentions the integration of variable
educational routes in the educational space, and indicates the need to find approaches to each student for the implementation, development and maintenance of an individual educational route. The specificity of teaching students using individual educational routes is manifested in the fact that in the course of educational process students develop the skill of choosing an activity. The author reveals the lack of study of the issue of introduction of an individual educational route in the educational process. The author indicates that a teacher has a tutor's role in creating the conditions for choosing in the space of the lesson and accompanying students during the choice of activity, maintaining an individual educational route.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория, педагогическая деятельность, универсальные учебные действия, образовательные возможности, тьюторское сопровождение.
Keywords: individual educational route, individual educational trajectory, pedagogical activity, universal learning activities, educational opportunities, tutor support.
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом современный ученик должен овладеть следующим набором метапредметных навыков, а именно: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, осуществлять учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, самостоятельно планировать учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования]. Для достижения личностных результатов, как это требует ФГОС учащимся необходимо сформировать ответственное отношения к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Предметные результаты должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования. Для развития личности ученика в современном образовании осуществляется переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая подразумевает изменение деятельности ученика и учителя на уроке. Выделение идеи индивидуализации образования требует организации образовательного процесса с учетом индивидуализации. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»]. А современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики гласит о том, что новая структура стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для развития учащихся.
Основная часть
Сущность индивидуального образовательного маршрута рассматривается в различных источниках научной литературы. Индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу рассматривают ученые - исследователи (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), в качестве персональной траектории освоения содержания образования (Е. А. Александрова, М. Г. Остренко), а содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель
образовательного пространства с вариативными образовательными маршрутами (И. А. Галацкова) [Кунаш 2012: 77].
Так, А. П. Тряпицина рассматривает индивидуальную программу, которая отражает интересы, возможности, потребности ученика [Тряпицына, 1998, с. 63]. Важно воспитать личность с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, т.к. XXI век нуждается в творческих, гармонично-развитых личностях. Используя индивидуальную программу развития, становится возможным реализовать социальный заказ общества. А. П. Тряпицына в классификации маршрутов использует за основу возрастной критерий. Суртаева Н. Н. дает свое определение индивидуальной образовательной траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующую его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями» [Суртаева, 1998, с. 13]. Хуторской А. В. рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. [Хуторской, 2005, с. 82]. Предполагается рассмотрение образовательного процесса как средства достижения личностных целей саморазвития и самосовершенствования для реализации личностного потенциала каждого учащегося. Индивидуальная образовательная траектория, с точки зрения Т.М. Ковалёвой - это траектория индивидуального образовательного движения, «след» линии движения учащегося, складывающийся путём фиксацию содержания его проб и опыта, образовательных достижений и характеристик индивидуального образовательного пространства и дающий возможность педагогического прогнозирования и реализации тьюторского проекта [Ковалёва, 2012, с. 229].
Общий план учебно-познавательной деятельности, составленный педагогом совместно с учащимся при участии родителей предлагает Л. А. Осадчая, где отображены образовательные потребности и индивидуальные особенности учащихся, а также возможности внешкольной образовательной среды, в которой находятся учащиеся [Ниязова, 2014, с. 13]. Составляя план учебно-познавательной деятельности, который учитывает все интересы учащегося, его образовательные возможности и в пределах образовательной организации и за ней, появляется возможность индивидуализировать образовательный процесс, видеть развитие учащегося и становление его как личности. Индивидуальность каждого ученика и ученицы подталкивает педагогов находить определённые подходы к каждому из них, с учётом их возможностей и интересов. Именно этот подход реализуется в разработке и ведении индивидуального образовательного маршрута [Погребняк, 2018, с. 163].
По мнению И. А. Галацковой индивидуальность проявляется в разной степени усвоения учащимися учебного материала, индивидуальном темпе, скорости продвижения в учении, познавательных мотивов. И. А. Галацкова предлагает вариативный образовательный маршрут в адаптивных системах обучения, формирующий у учащихся навыки свободного ответственного самоопределения [Галацкова, 2010, с. 9]. При разработке вариативных образовательных маршрутов становится возможным развитие учащихся с учетом их потребностей, это и маршруты с учетом ослабленного здоровья учащихся; маршрут для учащихся с опережающими темпами развития; маршрут для учащихся с низкой учебной мотивацией; маршрут для одаренных учащихся. Данные маршруты интегрируют специалисты различного профиля в образовательное пространство с целью реализации индивидуальных особенностей развития учащихся. Реализация вариативных маршрутов подразумевает прохождение всех этапов школьного обучения, где отражается не только учебная деятельность, но и другие виды деятельности в образовательном процессе.
М. А. Кунаш говорит о том, что для каждого возрастного этапа существуют наиболее эффективные модели индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающие потребности и возможности обучающихся. В представлении М. А Кунаш индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель индивидуального образовательного пространства, создаваемого педагогами и обучающимися с целью активизации, самораскрытия и саморазвития личностных возможностей [Кунаш, 2011, с. 110]. Индивидуальный образовательный маршрут становится средством формирования познавательной компетенции учащихся и направлен не на достижение знаний, а на выработку собственных приемов проектирования учебной деятельности.
Е. А. Александрова классифицирует индивидуальные образовательные траектории на основе направленности интересов и предлагает реализацию индивидуальных образовательных траекторий для старшеклассников в качестве программы собственной деятельности учащихся, с учетом индивидуального стиля учения и общения [Александрова, 2016, с. 22]. Для эффективной разработки траектории и ее реализации необходимо педагогическое сопровождение учащихся. Педагогическое сопровождение организовывается в образовательном пространстве для того, чтобы учащийся смог разработать свою траекторию развития самостоятельно, а также успешно ее реализовать и выбрать нужную стратегию обучения. При выборе стратегии обучения старшеклассники руководствуются набором своих сформированных ценностей, которые во многом определяют дальнейшие образовательные планы учащихся.
По мнению М. И. Башмакова дефиниция «Индивидуальный образовательный маршрут» - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения», он «складывается из чередования индивидуальных практик и проектов, последовательно сменяемых друг другом» [Башмаков, 2000, с. 23]. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позиции ученика как субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [Воробьева, 1999, с. 190]. В понимании С. В. Воробьевой происходит дифференциация как на стадии разработки, так и на стадии реализации маршрута.
На основании изученных определений и их трактовок можно предположить, что индивидуальный образовательный маршрут имеет связь с траекторией, планом, программой, а также недостаточность изучения вопроса о внедрении индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном процессе. Определения сходны по смыслу, но не являются тождественными. Становление личности учащихся происходит в новых социокультурных условиях, видны заметные изменения в представлении об индивидуализации. В педагогическом словаре Коджаспирова А. Ю. индивидуализация обучения это - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [Коджаспиров, 2000, с. 31]. Индивидуализацией в образовании занимались ученые А. С. Границкая, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков. Цель технологии А. С. Границкой заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности. Нужно развивать и совершенствовать умения ученика работать самостоятельно, добывать знания самому и на этой основе формировать интеллект школьника, то есть необходимо адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащегося. В. Д. Шадриков выделяет общие принципы индивидуализации: стратегия процесса обучения, использование индивидуальной работы по всем предметам с другими формами учебной деятельности, использование для учения индивидуального стиля [Селевко, 2005, с. 229]. Индивидуализация в понимании И. Э. Унт - это учет в
образовательном процессе особенностей индивидуального развития учащегося, во всех его формах и методах, в независимости от того, какие формы и методы учитываются [Унт, 1990, с.8]. На сегодняшний день школа слабо ориентирована на формирование и развитие индивидуальности и учет способностей учащегося. Но не смотря на слабость учета индивидуальных особенностей учащихся, есть ряд исследователей, которые внедряют практику индивидуализации в образовательных учреждениях. Становится актуальным разрабатывать и внедрять индивидуальные образовательные маршруты в образовательный процесс. Поскольку в образовательных организациях нет четкой разработанности как осуществлять внедрение индивидуального образовательного маршрута, то это является затруднительным и невозможным индивидуализировать образовательный процесс учащихся.
Проектируя индивидуальный образовательный маршрут в МАОУ «Гимназии № 5» города Перми автор использует его как различные варианты учебной деятельности учащихся 5-6 классов во время урока, в котором заложено согласно ФГОС развитие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебном процессе, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Говоря о вариантах учебной деятельности во время урока, учащимся 5 - 6 классов предлагается на выбор вид деятельности, которой им хотелось бы заниматься на уроке, не теряя предметного навыка учения, лишь раскрывая в себе индивидуальные возможности и способности к обучению. Вариативность видов деятельности включает в себя разное дидактическое проектирование, заранее подготовленное учителем. При реализации вариативности учебной деятельности учащийся учится планировать свое время, раскрывая в себе навык самоконтроля и самообразования, что является на сегодняшний день одним из важных качеств учащихся.
Индивидуальный образовательный маршрут в пространстве урока 5-6 классов МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми формирует реализацию своих образовательных возможностей у учащихся в течение всего образовательного процесса. Тьюторское сопровождение педагогом заключается в создании условий выбора в пространстве урока в реализации, апробации и внедрении индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут учитывает индивидуальное развитие учащегося и возможность продвижения в обучении на том уровне, который в состоянии осилить сам учащийся за весь образовательный процесс. Осуществляется продвижение учащихся по своему выбранному образовательному маршруту в рамках урока. Тем самым возникает возможность у учащихся проявить себя во время урока, быть успешным в реализации своего индивидуального образовательного маршрута с учетом своих индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут учащихся полностью учитывает требования Федерального образовательного стандарта. Достижение личностных результатов учащихся возникает за счет осуществления самостоятельного выбора индивидуального образовательного маршрута при удовлетворении своих образовательных потребностей и проявления самосознания в процессе выбора самого маршрута.
Заключение
Современное состояние изучения вопроса об индивидуальном образовательном маршруте наглядно показывает, что:
- осуществление апробации и реализации индивидуального маршрута в образовательном возможно в пространстве школы, и как результат - это формирование перманентной личности учащегося в образовательном процессе;
- сформированность интегративной траектории индивидуального образовательного маршрута необходимо формировать для продолжения обучения на разных ступенях образовательного процесса.
От разумного выбора зависит не только успешное обучение, но и самоопределение в жизни. Возможность реализовать свой маршрут становится актуальным поскольку на сегодняшний день в современной школе актуализируется самореализация учащихся: разная степень учебной мотивации, разные познавательные интересы, разные способности к обучению. Поэтому индивидуальные образовательные маршруты направлены на формирование личности образованной, нравственной, творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самого себя и другого человека; личности, которая может применять знания, и правильно действовать в нестандартных ситуациях в рамках урока.
Список литературы
Александрова Е. А. Методология сочетания процессов индивидуализации и социализации в практике образования // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. / Под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Е. С. Пяткиной, Л. В. Шиповой, М. Д. Коноваловой. М.: Издательство «Перо», 2016. 728 с. [Электронное издание]
Башмаков М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы // Школьные технологии.2000.№ 4. С. 20-23.
Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. 460 с.
Галацкова И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды: автореф. канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 29 с.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Ковалёва Т. М. Профессия «тьютор». Тверь: «СФК - офис», 2012. 246 с.
Кунаш М. А. Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов старших подростков // Академический вестник Института образования взрослых российской академии образования. Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 109-113
Кунаш М. А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Том II (Психолого- педагогические науки). С. 77-81.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр - 271. http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (дата обращения 26.09.2020)
Ниязова Х. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей: Методические рекомендации. / Автор-составитель: Х. Н. Ниязова. Ханты-Мансийск: Редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2014. 60 с.
Погребняк М. С. Готовность учебных заведений к ведению индивидуальных образовательных маршрутов // Вестник научного общества студентов, аспирантов, молодых ученых. 2018. № 4. С. 163166
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 561 с.
Суртаева Н. Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий // Химия в школе. 1998. № 4. С. 13-17.
Тряпицина А. П. Образовательная программа - маршрут ученика / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: ЮИПК, 1998. 228 с.
Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.09.2020)
Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя / А. В. Хуторской. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
References
Aleksandrova E. A. Metodologiia sochetaniia protsessov individualizatsii i sotsializatsii v praktike obrazovaniia [Methodology for combining the processes of individualization and socialization in educational practice]. Reabilitatsiia, abilitatsiia i sotsializatsiia: mezhdistsiplinarnyi podkhod. Sbornik nauchnykh statei. Ed. O. E. Nesterova, R. M. Shamionov, E. S. Piatkina, L. V. Shipova, M. D. Konovalova. Moscow, Pero, 2016, 728 p.
Bashmakov M. I. Individual'naia obrazovatel'naia programma srednei shkoly [Individual secondary school educational program]. Shkol'nye tekhnologii, 2000, no. 4, pp. 20-23.
Vorob'eva S. V. Teoreticheskie osnovy differentsiatsii obrazovatel'nykh programm [Theoretical foundations of the differentiation of educational programs]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Saint Petersburg, 1999, 460 p.
Galatskova I. A. Modelirovanie variativnykh obrazovatel'nykh marshrutov uchashchikhsia kak sredstvo obespecheniia adaptivnosti shkol'noi sredy [Modeling of variable educational routes of students as a means of ensuring the adaptability of the school environment]. Abstract of Ph. D. thesis. Ul'ianovsk, 2010, 29 p.
Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Iu. Pedagogicheskii slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow, Akademiia, 2000, 176 p.
Kovaleva T. M. Professiia «t'iutor» [The profession "tutor"]. Tver', SFK-ofis, 2012, 246 p.
Kunash M. A. Pedagogicheskie usloviia realizatsii individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov starshikh podrostkov [Pedagogical conditions for the implementation of individual educational routes for older adolescents]. Akademicheskii vestnik Instituta obrazovaniia vzroslykh rossiiskoi akademii obrazovaniia. Chelovek i obrazovanieаc, 2011, no. 3 (28), pp. 109-113.
Kunash M. A. Podkhody k klassifikatsii individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov shkol'nikov [Approaches to the classification of individual educational routes of schoolchildren]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2012, no. 3, vol. II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki), pp. 77-81.
Nasha novaia shkola: Natsional'naia obrazovatel'naia initsiativa [Our new school: national education initiative], available at: http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4 (available: 26 September 2020).
Niiazova Kh. N. Individual'nyi obrazovatel'nyi marshrut kak forma pedagogicheskoi podderzhki odarennykh detei [Individual educational route as a form of pedagogical support for gifted children]. Metodicheskie rekomendatsii. Khanty-Mansiisk: Redaktsionno-izdatel'skii otdel AU "Institut razvitiia obrazovaniia", 2014, 60 p.
Pogrebniak M. S. Gotovnost' uchebnykh zavedenii k vedeniiu individual'nykh obrazovatel'nykh marshrutov [Readiness of educational institutions to maintain individual educational routes]. Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspirantov, molodykh uchenykh, 2018, no. 4, pp. 163-166.
Selevko G. K. Entsiklopediia obrazovatel'nykh tekhnologii [Encyclopedia of educational technologies]. Vol. 1. Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2005, 561 p.
Surtaeva N. N. Tekhnologiia individual'nykh obrazovatel'nykh traektorii [Technology of individual educational trajectories]. Khimiia v shkole, 1998, no. 4, pp. 13-17.
Triapitsina A. P. Obrazovatel'naia programma - marshrut uchenika [Educational program - student route]. Ed. A. P. Triapitsyna. Saint Petersburg, IuIPK, 1998, 228 p.
Unt I. E. Individualizatsiia i differentsiatsiia obucheniia [Individualization and differentiation of training]. Moscow, Pedagogika, 1990, 192 p.
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia [Federal state educational standard of basic general education], available at: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (accessed: 26 September 2020).
Khutorskoi A. V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniia. Kak obuchat' vsekh po-raznomu? [Personality-oriented learning methodology. How do you teach everyone differently?]. Moscow, VLADOS-PRESS, 2005, 383 p.