УДК 373.1
Лучникова Елена Валерьевна
аспирант кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Elena Luchnikova V.
Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology
Federal State-Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University'
614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya, e-mail: [email protected]
SYNERGISTIC BASIS IN THE FORMATION OF METHODS OF TEACHING NATURAL SCIENCES
Аннотация. Рассматриваются синергетические основания методики преподавания дисциплин естественнонаучного цикла. Автором был использован метод диагностики на определение творческой активности личности учителя. В результате было выявлено количество педагогов, способных для внедрения индивидуального образовательного маршрута в образовательном учреждении. Рассмотрен индивидуальный образовательный маршрут как точка бифуркации.
Ключевые слова: синергетика, индивидуальный образовательный маршрут, точка бифуркации.
Annotation. The article discusses the synergistic basis of the teaching methods of the natural science disciplines. The author used the diagnostic method to determine the creative activity of the teacher's personality. As a result, the number of pedagogues capable of introducing an individual educational route in an educational institution was revealed. Considered an individual educational route as a bifurcation point.
Key words: synergy, individual educational route, bifurcation point.
Сегодня в динамично развивающемся мире методика преподавания в образовательных учреждениях не может строиться на традиционных методах.
© Лучникова Е.В., 2019
Стандарт ФГОС требует новых подходов к обучению и включает в себя системно-деятельностный, личностный подходы к учащимся, а также общественный запрос к субъекту действия (учащемуся), который требует пересмотреть методику преподавания, поскольку субъект живет в быстро меняющемся мире, он не живет в природе и в традициях, он живет в информационной среде. Соответственно его внеучебная информированность вступает в противоречие с методами обучения. Синергетические основания позволяют рассмотреть субъекта действия, т.е. учащегося, как самоорганизующуюся систему, которая должна научиться самостоятельно реагировать на внешние вызовы, т.е. образовательный процесс, и отсюда происходит саморазвитие ребенка. С точки зрения самоорганизующейся системы ребенок приобретает большую свободу, наибольшую ответственность за результаты обучения. Принцип самоорганизации позволяет учащемуся более упрощенно и с минимальными затруднениями включаться информационную среду.
Синергетические основания формирования методики преподавания нужно рассматривать применительно к образовательному процессу в образовательном учреждении. Современная синергетика стала признанным междисциплинарным направлением научных исследований, которое занимается изучением сложных систем, состоящих из многих элементов, частей, компонентов, которые взаимодействуют между собой сложным (нелинейным) образом.
Синергетика - это новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах [2, с. 227].
Нелинейная среда (система) - среда (система), процессы в которой описываются нелинейными уравнениями. Это среда, которая может эволюционировать различными путями, таит в себе бифуркации [2, с. 226].
Синергетика - (греч. sinergia - совместное действие) что-то неопределенное, и часто не заданный результат, а все больше - творчество. Формирование синергетики связано с именами С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожина, Г. Хакена.
С.П. Курдюмов, рассматривая синергетику как новую парадигму, говорит, что она (синергетика) изучает механизмы самоорганизации определенного класса систем (открытых и нелинейных) самой различной природы, начиная с физики и кончая социологией и загадками человеческого «Я», системой его сознания и подсознания [2, с. 14].
И.Р. Пригожин - один из основателей направления синергетики -объясняет ее как теорию случайностей, теорию хаотических процессов, трактуемую в виде самоорганизации [8, с. 351].
Г. Хакен под синергетикой предложил понимать область науки, которая занимается изучением эффектов самоорганизации в физических системах, а также родственных им явлений в более широком классе систем. Новые перспективы, предложенные синергетикой, имеют ряд достоинств [7, с. 125].
Синергетика - это междисциплинарное направление науки, исследующее механизмы эволюции, становления реальности, самоорганизации и «управления» хаосом [1, с. 166]. Важно, что ее принципы в равной степени, присущи как гуманитарному, так и естественнонаучному знанию, особенно наукам о жизни.
Синергетический подход в образовании заключается в таком формате, где происходит сотрудничество между учащимся и учителем, друг с другом. Специалисты в области синергетического подхода Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов в своих трудах говорят о том, что это разновидность системного подхода, где по-новому ставится решение проблем мышления. Данный подход в контексте формирования методики преподавания предметов естественнонаучного цикла способствует повышению ее многообразия и предполагает:
- переход от традиционных форм урока к более современным, где присутствует индивидуализация, где есть самоорганизация, самостоятельность учащихся во время урока;
- создание индивидуального образовательного маршрута как одной из технологии, позволяющих осуществлять в рамках урока сопровождение активной ученической деятельности в разных направлениях;
- обеспечение взаимосвязи семьи и школы как социокультурного педагогического поля, позволяющего организовать эффективное взаимодействие с учащимися и их родителями.
Мы вступили, по выражению Эрвина Ласлоу, в эпоху «бифуркаций», порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов [4, с. 326].
Точка бифуркации - это точка ветвления путей эволюции открытой нелинейной системы [2, с. 40].
Для того чтобы на современных уроках естественнонаучного цикла у учащихся формировалась целостная картина мира и субъект осознавал, что мы живем на дне географической оболочки, необходимо создавать условия, в которых возникнут точки бифуркации - индивидуальные образовательные маршруты.
Индивидуальный образовательный маршрут многими авторами интерпретируется по-разному. Индивидуальный образовательный маршрут - это содержательно-смысловая характеристика образовательной, формирующей и развивающей деятельности образовательного учреждения при личностной включенности в этот процесс самого обучающегося [5, с. 63].
И.А. Галацкова и М.И. Лукьянова рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как вариативный, в их понимании это интегрированная
модель (адаптивного) образовательного пространства, создаваемого школьными специалистами различного профиля в целях активизации личностных возможностей учеников, реализации их индивидуальных особенностей развития на разных этапах школьного обучения [3, с. 8].
Н.И. Ивошина трактует индивидуальный образовательный маршрут как разработку системы задач, соответствующих темпу вхождения в предметное содержание, уровню освоения, адекватной познавательным возможностям подачи [3, с. 9].
Автор предлагает внедрять индивидуальный образовательный маршрут на уроке, где создана вариативная среда деятельности и разные механизмы выбора деятельности. Заранее невозможно предугадать, как будут развиваться учащиеся, проходя через механизм выбора деятельности, создание своих индивидуальных образовательных маршрутов - точек бифуркации. В зависимости от того, каков будет механизм выбора в образовательном пространстве из возможной вариативной среды, где будет происходить задел индивидуального образовательного маршрута, будет несколько вариантов ветвей развития субъектов. Достигнув точек бифуркации и пройдя через них, каждый субъект достигнет своего личного развития. Мы получаем бифуркации при изменении самой среды, а не как результат внутреннего, имманентного развития процессов в заданной среде.
Рассматривая образовательный процесс через призму синергетики, демонстрирующей многоликий хаос, можно заметить скрытые потенции малых флуктуаций, случайностей. Флуктуация - это случайные отклонения мгновенных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности процессов на микроуровне системы [2, с. 228].
Когда и какой случайности (флуктуации, хаосу) удается прорваться и определить вид общего течения событий (выбор деятельности учащимся и масштаб ее реализации) определяется условиями. Именно в этих условиях флуктуация может оказать влияние на результат в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном пространстве.
Предлагая внедрить индивидуальные образовательные маршруты в МАОУ «Гимназия № 5» г. Перми была проведена диагностика педагогов по методике О.Н. Ракитской и М.М. Кашапова на определение творческой активности личности учителя, которая позволила выявить готовность педагогов к созданию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов в гимназии. В диагностике участвовало 57 респондентов. Среди них 21 респондент готов заниматься внедрением ИОМ (36,8 %), 4 респондента почти готовы (7,0 %) и 32
респондента (56,2 %) не готовы. Из 57 респондентов 11 - педагоги естественнонаучных дисциплин. Из 11 респондентов 3 - готовы (27, 3%), 2 -почти готовы (18, 2%) и 6 - не готовы (54,5 %) заниматься практикой внедрения ИОМ. Уровень готовности педагогов для создания и реализации практик индивидуальных образовательных маршрутов представлен на рисунке.
Уровень готовности педагогов МАОУ "Гимназия № 5" к реализации индивидуальных образовательных
маршрутов
не готов
почти готов
готов
О 10 20 30 40 50 60
■ педагоги естественнонаучных дисциплин ивсепедагоги
Рисунок
Соцопрос педагогов в гимназии показал, что немногие педагоги гимназии № 5 готовы работать с учащимися по индивидуальным образовательным маршрутам.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что синергетический подход в методике преподавания составляет научно-методологическую основу для моделирования индивидуальных образовательных маршрутов в естественнонаучных дисциплинах.
Список литературы
1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. - 3-е изд., доп. - М.: ЛКИ, 2009. - С.240.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - С. 236. (Серия «Кибернетика -неограниченные возможности и возможные ограничения»).
3. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ. - Волгоград: Учитель, 2013. - С. 170.
4. Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории / пер. Ю. А. Данилова // Синергетическая парадигма. - М., 2000. - С. 326 - 333.
5. Образовательная программа - маршрут ученика / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: ЮИПК, 1998. - С. 228.
6. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: пер. с англ. / под. общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М., 1986. - С. 432.
7. Удумян Н.К., Современные методы изучения молекулярной эволюции: Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире / отв. ред. Н.К. Удумян. - М.: Наука, 2004., -С. 473
8. Философский словарь / авт.-сост. С.Я. Подпригора, А.С. Подпригора. -2-е, изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, - С. 552.