УДК 234.2
Е.Н. Чеснова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел: 8-953-424-70-95, e-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА ВЕРЫ: СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ТИП0Л0ГИЗАЦИЙ И
КЛАССИФИКАЦИЙ ВЕРЫ
В статье анализируется степень научной разработанности проблемы в области исследований феномена веры. Религиозная вера рассматривается на основе анализа существующих типологий веры. Уделяется внимание анализу оснований выведения классификаций и типологий веры. Выделяются и осмысляются различные аспекты раскрытия значения веры на основе методологии критериев веры.
Ключевые слова: феномен веры, типы, классификации веры, критерии веры, квазивера.
Обращаясь к материалу по феномену веры, можно выделить целый ряд областей, наметившихся в раскрытии и исследовании этого сложного многофункционального феномена, и проследить специфику его рассмотрения. Вера - многоаспектный, многофункциональный феномен, представляющий богатый материал для исследования особенно в современной ситуации. При рассмотрении и анализе существующих работ по исследованию веры можно выделить характерные черты для большинства из них: односторонность в исследовании религиозной веры и терминологическая неразрешенность, которые приводят к подмене понятий и искажению сущности веры. Это приводит к осознанию необходимости выработки основных подходов к ее изучению.
Понимание религиозной веры было предметом исследований в различных областях гуманитарного знания. Первое свое раскрытие феномен веры получил уже в Ветхом и Новом Завете, в посланиях апостолов (особенно апостола Павла). Вера рассматривалась многими Отцами Церкви, среди которых можно отметить Афанасия Великого (вера как особое искусство жизни с Богом), Кирилла Иерусалимского (истины веры), Макария Великого (совершенная вера), Амвросия Медиоланского (Символы веры), Блаженного Аврелия Августина (гносеологическая проблематика веры), Иоанна Дамаскина (изложение сущности веры, вероучения). Вера как центральная категория религии полностью не устранима из теологических исследований, она не всегда выходила на первый план, часто к ней обращались в контексте других немаловажных богословских проблем. В католической теологии при исследовании
сущности веры, гносеологической, этической и иных проблематик можно выделить такие имена, как Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберрийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, У. Оккам, Жан Пьер Руссло, Ханс Урс фон Бальтазар, Анри де Любак, Вальтер Каспер, С. Тышкевичь (вера как сверхприродная добродетель), Йозеф (Бенедикт XVI) Ратцингер (сущность веры в контексте секуляризационных процессов, ситуация сомнения и вера, вера и толерантность, истина), А.Ч. Макинтайр (соотношение веры и нравственности, упадок веры и моральные изменения в обществе), С. Дойч (вера как личное отношение с Богом), Джон Милббанк, Дж. Биффи, Ф. Кренцер, Ф.Х. Баракман, Л. Джуссани, архиеп. Хавьер Мартинез, С. Вшолек (рациональность веры) и т.д. Данный ряд можно продолжить еще многими авторами, которые представляют протестантскую ортодоксальную и неортодоксальную теологию, например, М. Лютер, Ж. Кальвин, Ф.Э.Д. Шлейермахер, П. Тиллих (динамика веры), Х. Ричард Нибур, Райнхольд Нибур, К. Барт, Ристо Сааринен (вера и святость) и т.д.
К рассмотрению сущности веры, ее духовно-нравственного измерения обращаются такие православные богословы, как о. С. Булгаков, прот. В.В. Зеньковский, прот. А. Шмеман, митр. Сурожский Антоний (Блум), Феофан Затворник, прот. В. Свешников, прот. С. Остроумов, А.И. Осипов, прот. Г. Дьяченко, архиеп. Гермоген, игумен Петр (Мещеринов), М.М. Тареев, Г. Гутнер и т.д. Среди русских религиозных мыслителей и философов, занимавшихся вопросами религиозной веры отдельно отметим А.С. Хомякова, Л.Н. Толстого, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.
В западной философской и социологической традиции к рассмотрению феномена веры с различных позиций обращались К. Ясперс («философская вера»), С. Кьеркегор (экзистенциальное измерение веры), М. Хайдеггер (вера как способ существования человеческого здесь-бытия), М. Бубер (два образа веры), Т. Пенелхэм, Дж. Ранцо, И.Г. Гаман, Дж. Сантаяна, Э. Фромм, Б. Рассел, Р. Отто, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Белла, П. Бергер, П. Сорокин, Г. Зиммель, Т. Парсонс и т.д. Попытки создания универсального определения, установления набора общих характеристик, создания межкультурной типологии мистического опыта присутствуют в работах У. Стейса. Разработками полноценных типов, моделей веры на основе идеи доверия к Богу занимался Дж. Келленбергер. Попытки концептуализировать веру как некий межрелигиозный феномен, вывести ее универсальность представлены в концепциях К. Сейера и У.К. Смита.
Среди современных российских исследователей социологов и религиоведов, затрагивавших в своих работах проблематику веры, религиозного опыта, религиозности, религиозной мобильности, современного состояния религиозного феномена, в том числе и в контексте секуляризационных процессов происходящих в обществе, глобализации,
модернизации можно отметить В.И. Гараджа, И.Н. Яблокова, Ю.А. Кимелева, П.С. Гуревича, Е.Д. Руткевич, А.Н. Красникова, А.П. Забияко, Е.С. Элбакян, М.М. Шахнович, Ф.Г. Овсиенко, Ю.Р. Селиванова, А.Г. Сафронова, Г.А. Выдрину, В. Локосова, А.Н. Лещинского, С. Филатова, Р. Лункина, Р. Силантьева, Е. Зайцева, Т. Помыткину, С.Д. Лебедеву, А.И. Кырлежева, М.И. Данилову, Е.М. Мирошникову и т.д. Отдельно выделим авторов, работающих в области взаимоотношения веры, этноса, нации, исследующих религиозный компонент этнического самосознания - М.П. Мчедлова, Ю.А. Гаврилова, В.В. Горбунова, А.Г. Шевченко. Идею веры как феномена культуры рассматривает в своих трудах О.В. Ивановская.
Философский анализ концепции возрождения религиозной веры, гносеологическая, экзистенциальная проблематика, исследование веры и языка, религиозных, культурных символов в традиции и современности, психологические аспекты веры и виртуалистика в области веры разбираются и затрагиваются в работах В.Н. Назарова, В.П. Фетисова, Е.К. Веселовой, С. Неллина, Н.А. Подзолковой, Р.А. Ивановой, В.Г. Иванова, А.А. Новикова, Л.А. Бобровой, И.С. Андреева, Н.А. Дмитриевой, В.Н. Тростникова, Л.А. Мишкевича, Г.В. Хлебникова, В.А. Фриауф, А.А. Красилова, И.Н. Крисаловой. Проблемы души и веры раскрываются в работах Д.В. Пивоварова.
Исследование онтологии веры присутствует в работах Р.К. Омельчука. Проблема веры и самоидентификации рассматривается в трудах А.И. Шафорстова. Исследования, посвященные общим и частным проблемам феномена веры - отражены в трудах Базарова Е.Ю., Демидова А.Н., Калюжной Н.А., Костикова К.В., Ряховской Т.В., Соловьева Е.В., Хуснутдинова Ф.А., Черносвитова И.А., Евстефеевой Е.А., Нижникова С.А., Лобазовой О.Ф.
В психологической науке рассмотрение феномена веры, также, получило свою реализацию. Одним из подходов в изучении веры было исследование стадий веры представителями структурных теорий, наиболее разработанной теория стадий веры предстает в трудах Р. Голдмана (первый психолог обратившийся к исследованию стадий веры), Дж. Фаулера. Остальные последователи структуралистского подхода (М. Уилкокс, Б. Пауэрс, Ш. Паркс), внесшие свой вклад в теорию развития веры (faith development) в своих трудах основывались на идеях Фаулера.
Среди представителей функционального подхода проблема веры рассматривалась в работах Л. Шеррил, Дж. Глизон, Д. Капс. Среди интеграционных подходов особо можно отметить имена таких исследователей, как Дж. Вестергофф, Крейг Дикстра и Г. Моран, Р. Рор и Дж. Мартос. Рассмотрением элемента веры - религиозности, ее типов, их эмпирическим исследованием, анализом ценностных критериев религиозного опыта в психологии занимались У. Джеймс, В. Гай, Д. Бэссингер, Ю. Макселон. Рассмотрению веры как центрального феномена
религиозного состояния личности с точки зрения психологии и теологии посвящены работы А. ван Каама. Сведение веры к эмоции и понимание ее как диагностической категории - психоз (паранойя), невроз в соответствующем понимании религии мы встречаем в трудах многих психологов, среди них труды З. Фрейда, Дж. Пратта. Среди отечественных психологов, обращавшихся к изучению феномена веры - Д.М. Угринович, А.И. Юрьев, Р.М. Грановская, Т.П. Скрипкина, Б.С. Братусь, В.Р. Букин и Б.А. Ерунов, Ю.Ф. Борунков, А.К. Козырева, К.К. Платонов, П.Н. Шихирев, А. Двойнин и др.
Представленный спектр проблемных полей и персоналий не исчерпывает всего многообразия проводимых исследований в области рассмотрения, анализа и типологизации феномена веры, но приводит нас к пониманию важности и необходимости глубокого и систематизированного изучения феномена человеческого бытия - веры. Данный обзор проблематик в области научного исследования веры дает объективное представление о многоаспектном феномене веры и помогает определить область для исследования веры, выделения и осмысления различных ее аспектов, значения, в том числе и на основе методологии критериев веры.
При исследовании религиозной веры, ее типологизации и классификации необходимо учитывать, что вера является сложным феноменом, и, несмотря на индивидуальный, неповторимый религиозный опыт человека, имеет определенные черты, которые позволяют его классифицировать по типам и уровням, выделить основные модели веры. Например, для создания классификации веры за основной признак могут брать: опыт святого (святость сущего или святость должного), духовное развитие веры, спе ифика выражения веры, основание опыта веры (рациональная, мистическая вера), отношение к рациональным основаниям, мышлению (научная, религиозная, рациональная, эмоциональная, слепая, философская вера), обоснованность откровением, традицией, вероучением, культовой практикой (вера, верование, веренье, суеверие, языческая вера, личная вера в Бога, квазивера) и так далее.
Вызывает научный интерес и тот факт, что веру, рассматриваемую как «мощный духовный фактор становления человека» [1, 5], используют как критерий типологии личности. Данный подход мы наблюдаем у Н.А. Калюжной, которая на основе критерия отношения человека к проблеме абсолютного выделяет два основных типа веры: религиозная вера и метафизическая вера. Религиозная вера определяется как «исконная направленность человека на понимание мира и себя в этом мире через обращение к Богу как трансцендентной сущности», метафизическая вера как «обращенность человека к законосообразности бытия, то есть всеобщему ходу вещей, порождающему множественность явлений в единстве целого» [1, 5]. Сама вера предстает как идеальный тип, так как она приобретает неповторимые черты под влиянием жизненного опыта и
личностных особенностей ее носителя. Сам анализ поведения, переживаний людей, образов, типов религиозной веры коррелируется с типологией религиозной личности: 1) экзистенциальный тип религиозной личности; 2) устойчивый тип религиозной личности; 3) харизматический тип религиозной личности; 4) простой человек. В каждом из них, на наш взгляд, религиозная вера имеет свои характерные черты. Отличительными чертами экзистенциального типа веры можно считать соотнесенность с сомнением, одиночество, индивидуальность и неповторимость опыта, абсурдность веры, ценностная дисгармония, разрыв между сакральным и мирским, индивидуальный поиск общения с Богом, диалог с Ним. Устойчивый тип религиозной веры характеризуется отсутствием сомнения веры по поводу своих оснований (сомнение либо преодолено, либо не возникало), есть ощущение действительного присутствия Бога в мире. Вера здесь, если следовать типологии Д. Келленбергера, предстает как «безусловная достоверность», она выше рациональности и логики. Человек может прийти к этому типу веры через экзистен иальный тип веры, а может иметь его изначально. При любых обстоятельствах динамики духовной жизни человека сохраняется автономность личности и его вера [1, 7-8]. Можно заключить, что в такой вере установлена крепкая связь человека с сакральным. Нравственная парадигма основана на акте принятия трансцендентного и полагании в своей жизни ценностей, источник которых Бог. Обрядовая сторона в такой вере не играет главной определяющей роли. В харизматическом типе веры особое значение имеет вера во встречу со своим Спасителем в личном религиозном опыте, в вере проявляется подверженность личности необузданности и агрессивности, мягкости и сентиментальности. Крайностями такой веры выступают проявления черт фанатизма с низким уровнем рефлексии [1, 8]. Последний тип, рассматриваемый в религиозном типе личности, является - простой человек. Спецификой религиозности здесь можно считать спокойное течение жизни без стремления понять свою веру, религиозные тради ии, обряды. Главными критериями выступают простота, утилитарность. Отсутствие сомнения связано с одной стороны с отсутствием переживания соприкосновения с Богом, с другой стороны с отсутствием переживания Его отсутствия. Религиозное чувство данному типу не свойственно, его заменяет способность к моральному и эстетическому чувству. Для третьего и четвертого типа характерным является увлеченность внешними атрибутами религиозности. Отдельным типом выделяется метафизический тип веры. Главным является: вера в незыблемые законы бытия, особый эстетический опыт переживания гармонии, согласованности с Универсумом, направленность веры на весь Универсум соотнесенность «творческого бессмертия» с верой [1, 9-10]. Вера утверждает включенность человека в бытие, гармонизирует отношения с миром. Религия и вера предполагают символическое понимание в контексте
универсальных, незыблемых законов бытия, нравственность формируется в таком типе индивидуально. Религиозный опыт предстает как эстетика гармонии.
Если рассматривать в рамках данной классификации выделяемый нами тип квазиверы, то его можно определить как модификацию экзистенциального и устойчивого типов личности и их типов веры, а также соединение экзистенциального типа с простым типом. Так как в квазивере наличествует разлом между сакральным и мирским. Она сопряжена с сомнением, культовая сторона жизни не имеет определяющего значения, одно из главных мест отдается нравственной стороне духовной жизни человека, реализация ценностей происходит в мирском пространстве, отдается предпочтение простоте, утилитарности.
Помимо типов веры, представленных Н.А. Калюжной, немалый интерес представляет типология веры П. Тиллиха. Данная типология выводится из опыта святого, который может принимать два изначальных фундаментальных вида - святость сущего (онтологический тип веры) и святость должного (нравственный тип веры), которые в свою очередь подразделяются на отдельные типы веры. С одной стороны, по мнению П. Тиллиха, типы веры как таковые статичны и не соприкасаются друг с другом. Но внутри них существующие типы обладают динамическим элементом, что является причиной «противостояния и столкновения между различными типами веры в любом религиозном сообществе и между самими великими религиями» [2, 169]. Сами типы веры являются умонастроениями, которые ни в одной сфере жизни не существуют в чистом виде, но в каждом из них есть черты, которые определяют данный тип и включают в себя формы и средства выражения веры. Данная классификация строиться на выделении двух главных элементов опыта святого - святости су его и святости должного, неизменно присутствующих в типах веры и определяющих главные типы и подтипы. Святым становится то, что предельно интересует человека. Осознание святого есть осознание присутствия божественного, присутствия содержания предельного интереса. Поэтому определяющие типы веры главные элементы, имеют следующую характеристику:
• Первый - присутствие здесь и сейчас, оно охватывает душу своей устрашающей и очаровывающей силой, врываясь в повседневную реальность, потрясая и направляя ее вне себя самой экстатическим образом. Это святое присутствует и ощущается как присутствующее. Опыт святого - святость сущего, онтологический тип веры.
• Второй элемент - понимание святого как суда над всем сущим, это требование личной и публичной святости в смысле справедливости и любви. Предельный интерес человека представляет то, что эта личность сущностно есть и то, чем личность должна стать. Это поддерживает
человека в качестве закона его бытия. Опыт святого - святость должного, нравственный тип веры.
Далее сам онтологический тип веры подразделяется на следующие самостоятельные типы веры:
1. Сакраментальный тип. Религиозный тип. Он универсален, т.к. присутствует во всех религиях. Вера здесь состояние захваченности через особого посредника. Сакраментальный объект воспринимается как святой сам по себе, утрачивает в акте веры свойство указывать по ту сторону себя. Акт веры направлен на объект представляющий предельное. Вера утрачивает свою прозрачность, что ведет к возможности ее искажения. Главным выступает положение о том, что ничто не свято вне корреляции веры.
2. Мистическая вера. Религиозный тип веры. В нем присутствуют отказ от конкретных сакраментальных типов веры и стремление выйти за их пределы. Главное - истинное содержание веры в смысле предельного интереса невозможно ни отождествить с частью реальности, ни выразить на языке рациональной системы. Точкой соприкосновения конечного и бесконечного является глубина человеческой души, в которую можно проникнуть, отказавшись от предварительных интересов во имя предельного интереса, что достигается посредством медита ии, созерцания и экстаза. Вера находится в состоянии колебания между обладанием и не обладанием содержания предельного интереса. Мистический элемент присутствует в любом типе веры.
3. Гуманистический («секулярный») вид онтологического типа веры. Здесь вера предстает как состояние предельной заинтересованности в предельном. Само божественное проявляет себя в человеческом, а предельным интересом человека становится сам человек - предельное в конечной реальности. Данный тип веры действует в пределах границ человеческой природы и не выходит за них. Имеет множество вариаций, природа которых секулярна, но в онтологическом типе веры определяется как романтико-консервативный (онтологический тип гуманистической веры). Вера понимается как секуляризованная сакраментальная вера. В ней божественное дано здесь и сейчас, а измерение предельного, лежащего в ее основе, скрыто. Опасность такого типа - человек может прийти к пустоте [2, 171-175].
Во втором главном типе - нравственном типе веры, особой характерной чертой выступает идея закона. Бог дал закон как дар и приказание, а само соблюдение закона открывает возможность приблизиться к Нему. В этом типе веры подчинение закону выражает нравственное подчинение. Данный тип веры включает в себя три самостоятельных типа нравственной веры:
1. Юридический тип. Получил распространение в талмудическом иудаизме и исламе. Предельный интерес представляет по большей части
ритуальные и социальные законы. Последние трансцендируя ритуальный элемент, создают святость «должного». Источник этих законов - предмет предельного интереса, пророк, а их содержание тождественно его предписаниям.
2. Договорный тип. В наибольшей мере проявился в конфуцианском Китае, где вера присутствует не только в культе предков, но и в безусловном характере предписаний. В их основе лежит представление о законе Вселенной, который проявляет себя в законах государства и общества.
3. Этический тип. Наиболее яркое выражение - еврейские пророки, ветхозаветный иудаизм. Подчинение закону справедливости становится способом достижения Бога. Божественный закон - предельный интерес, центральное содержание веры, окончательный критерий отношения к Богу. Подчиняясь закону, человек может общаться с Богом.
4. Нравственный тип секулярной веры определяется Тиллихом как прогрессивно -утопический. Данный тип веры опирается на заданные традиции, на основе которой критикует современную ситуацию и стремиться выйти за ее пределы [2, 174-177].
Несмотря на представленное многообразие типов веры, на их различие, существующее в истории веры противопоставление, Тиллих считает, что их сущностное единство не может распасться окончательно, и элементы одного типа могут спокойно присутствовать в другом типе. В истории веры это отразилось в процессе «расхождения и схождения» различных типов веры, которые происходили и внутри акта веры и в содержании веры [2, 179]. Можно отметить, что классификация типов П. Тиллиха не исчерпывает всего многообразия типов веры, но намечает определенную матрицу существования и определения характерных черт. В ней нет квазиверы. Используя разработанную П. Тиллихом матрицу типов можно определить место квазиверы в ней. На наш взгляд она является выражением типа, который вписывается в онтологический тип веры, а именно, в романтико-консервативный (онтологический тип гуманистической веры) тип веры.
Помимо фундаментального обоснования типов веры П. Тиллиха, в философской мысли делаются попытки создания универсального определения, установления набора общих характеристик, создания межкультурной типологии мистического опыта (У. Стейс), выделяются и анализируются модели веры, основой которых выступает «доверие» к Богу вне зависимости от того, какое значение они придают достоверности и ее основаниям (Дж. Келленбергер - «три модели веры», М. Унамуно -«агонизирующая вера»). Основания данных типологий это гносеологические характеристики веры.
На наш взгляд рассматривать феномен веры в контексте типологизаций и классификаций можно также и с точки зрения
критериального подхода, котор й раскр вает веру как ногоаспектн й феномен и в тоже самое время представляет возможность для объективного и всестороннего исследования веры, в том числе и ее смыслового содержания. В данной статье мы выделяем и анализируем на основе разнообразных трудов в области исследования и типологизации веры критерии, в рамках которых происходит изучение и определение понятия религиозной веры. Так как считаем, что знание ключевых характеристик феномена веры позволит наиболее полно его исследовать и выйти на уровень понимания цельной человеческой личности, понять ее духовный, внутренний, нравственный мир, проанализировать основания, мотивы ее поступков, действий.
Для того чтобы приступить к характеристике критериев в исследовании веры, мы должны учитывать, что религиозная вера имеет свою цель, объектно-субъектную связь, мотивацию, предельный интерес, актуализацию, включает в себя множество элементов и функций. Неотъемлемыми в ней являются носитель веры (сам человек, религиозная, личность), религиозно-нравственное начало, бесконечный предельный интерес, направленный на трансцендентное. Также не надо забывать, что вера является центральным системообразующим феноменом человеческого бытия, проявляется как ментальность в культуре, со иальной реальности, предстает как необходимый фундаментальный компонент религиозной жизни, религии в целом, влияет и определяет психологическое состояние религиозной личности. Обращаясь к изучению феномена религиозной веры, мы можем видеть то, что он предстает как экзистенциальный, онтологически связанный с ценностной системой категорий, ментальностью отдельного человека и общества в целом. Что в свою очередь обуславливает такую характерную черту данного религиозного феномена, как его динамика и способность к эволюции.
Обращаясь к существующим определениям веры в гуманитарном знании (например, в философии, этике, психологии, теологии, богословии), мы можем выделить восемь наметившихся критериев определения смыслового содержания понятия религиозной веры.
1) Критерий веры сводится к вероучению или отождествляется с ним, либо сводится к отдельным понятиям вероучения (символами веры, вероисповеданием, религией, религиозностью, религиозным опытом, религиозным чувством). Это приводит к смешению понятий. Вера как личностный феномен становиться лишь определением направления вероучения, например, христианская вера, иудейская вера, католическая вера и т.д. Здесь мы говорим не столько о самом религиозном феномене, сколько о доктринальной оболочке религии. Такое отождествление часто обедняет феномен религиозной веры, сводя его лишь к догматам той или иной религии, религиозного вероучения (когда под верой понимаются,
например, Символы веры). В большей степени это свойственно для православного богословия, распространена в католической и протестантской теологии, религиозной философии, социологии религии.
2) Понятие веры определяется психикой (эмоции, невроз, аффект), которая выступает как критерий веры, что выражается в эмоционалистском и волюнтаристском искажениях веры (Фома Аквинский, Р. Декарт, И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Г. Геффдинг, Г. Оллпорт, У. Джеймс), в сведении веры к эмоции, неврозу, аффекту, которые в своем подавляющем большинстве не имеют рационального обоснования, оперирующего архетипами в сознании человека (К.Г. Юнг, З. Фрейд, С. Эртербурн и Дж. Фелтон). Может иметь место своеобразное соединение аффективного и рационального элементов в понимании феномена веры (Т. Пенелхэм). Вера предстает как особое состояние психики верующих субъектов, эмоциональное, ценностное отношение к предмету веры, волевой акт веры (негативным следствием данной концепции выступает сведение веры к своеволию в выборе предмета веры, к простому верованию, умалению веры и выведению на главный план ее составного элемента - воли). Характерно для психологии, теологии (католической и протестантской), философии.
3) Рациональность как критерий веры, связана с определением границ действия веры, соотношения веры и разума, веры и знания, исследования веры и сомнения. Примерами раскрытия парадигмы веры выступает формула «верую, ибо абсурдно» (парафраз концепции веры Тертуллиана), либо вера понимается как «вера ищущая понимания» (Ансельм Кентерберрийский). В контексте этой проблематики, прослеживаются различные тенденции в понимании веры и знания, разума и не только как отдельных областей, со своим специфическим предметом, содержанием. Может утверждаться их неразрывное единство или постулироваться приоритет одного над другим. Обобщенно соотношение веры и разума можно представить так: а) гармония веры и разума, верующий разум и разумная вера (это может быть и гармония, и своего рода модификация феноменов, т.е. заимствование функций и постулирование равноправия феноменов); б) размежевание сфер действия веры и разума; в) главенство одного за счет умаления роли другого, либо его отрицания. Отношение веры и сомнения в основном рассматривается с нескольких позиций: 1) взаимоисключения одного другим, 2) вера и сомнение неразрывно связаны, человек постоянно находится и в сомнении и в вере, сомнение выступает необходимым элементом веры. Также в этот блок можно отнести рассмотрение веры с позиций истинности и ложности, выведение и разграничение роли таких понятий как вера научная (рациональная) и религиозная (вера сводится к эмоциональной, духовной сфере), философская вера, верование, суеверие, веренье,
осознанная и неосознанная вера, слепая вера, дремлющая вера, недифференцированная вера.
4) Критерий веры как совокупность рационального, эмоционального, бессознательного, иррационального и рационального как целостность веры. В данный раздел мы относим исследование и понимание веры как эмоционально-рационального феномена. Это можно видеть в теологии, философии, психологии религии. Самым ярким примером такого комплексного подхода к пониманию феномена религиозной веры мы можем считать концепцию веры П. Тиллиха, который считал, что в вере соединяются как рациональные, так и бессознательные элементы, что она не только доверие и преданность, но и «высший интерес», «безусловная забота», центрированный акт личности. Вера предстает как целокупный акт всех сил личности. Интересное соединение иррационального и рационального («союз со знанием») позиционирующим цельность веры выступает в варианте, предложенном К. Ясперсом - «философская вера».
5) Экзистенциальный критерий в понимании религиозной веры, как противоположность традиционным критериям о боге и божественном откровении, как истоке веры характерно для таких областей знаний как философия религии, теология, социология религии, психология религии. Раскрывается в исследованиях динамики развития религиозного феномена, его типов и уровней, особенно в протестантской теологии, где многие из модернистов, вслед за Ф. Шлейермахером и другими представителями протестантской «либеральной теологии», фактически отказываются, по мнению Д.М. Угриновича, от ряда догматических принципов оценки феномена веры и ставят главным акцентом своих исследований экзистенциальные, антропологические факторы в раскрытии сущности веры.
6) Культура как критерий веры. Вера предстает здесь как гуманизирующий личность и культуру феномен, основная детерминанта характера со иальных представлений и культуры, ее модусов (О.В. Ивановская). Вера понимается как парадигмальный и ментальный феномен, как «рабочая гипотеза, базирующаяся на разуме и опыте, дающая смысл жизни» (Д.У. Ферм). Кимелев Ю.А., анализируя исследования западной философии религии, ее основных направлений исследования в области религиозного феномена, говорит о том, что вера предстает как форма культурного бытия человека, общества, цивилизации, как одна из идеационных констант религии, имеющая собственное «когнитивное ядро», «логику».
7) Нравственная добродетель как критерий веры является универсальным для христианской теологии (католической, протестантской теологии и православного богословия), религиозной этики. Вера рассматривается как религиозно-этическая категория,
имеющая духовно-нравственное значение в жизни человека, разбирается наряду с такими категориями как любовь и надежда, добро и зло, рассматривается через связь с делами, поступками людей, их мотивацией и волей.
8) Критерий понятия религиозной веры как социокультурной реальности, связанной с религиозностью (религиозное сознание, поведение, отношение: (М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Лобье, В. Шмидт, П. Бергер, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков, Г.А. Выдрина, С.Д. Лебедев и д.р.), религиозной мобильностью людей (П. Сорокин, А.Г. Сафронов), как «практическая вера» (Г. Зиммель). Вера в данном аспекте исследований сравнивается с толерантностью, плюрализмом с одной стороны и с фанатизмом, религиозным фундаментализмом, религиозной ксенофобией, религиозной нетерпимостью с другой. Исследуется в контексте влияния и формирования ментальности общества, человеческого религиозного сознания, поведения и т.д. Отдельно ведутся исследования веры и ее влияния на этноконфессиональную идентичность, рассматривается и анализируется динамика этнорелигиозной структуры населения, религиозная вера и отношение к мигрантам, национально-гражданская самоидентификация и т.д. (М.П. Мчедлов, А.Г. Шевченко и др.). Наибольшее развитие имеет в таких областях гуманитарного знания, как социология религии, культурология.
Выделенные нами критерии не исчерпывают всего потенциала скрытого в сущности религиозной веры, являясь одним из способов классификации и типологизации при раскрытии смыслового содержания феномена веры. Само наличие различных типологий и классификаций феномена веры приводит нас к мысли о том, что, вера представляет собой необычайно емкий, типологически разнообразный структурированный религиозный феномен с единой целостной системой элементов, осмысление которого необходимо и актуально в свете различных аспектов жизни человека.
Литература
1. Калюжная Н.А. Человек религиозный и человек метафизический: вера и типология личности // Гуманитарные исследования: журнал фундаментальных и прикладных исследований. Астрахань, 2005. № 3 (15). С. 5-10.
2. Тиллих Пауль. Динамика веры // Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 132-215.
Ye.N. Chesnova
CURRENT STATE OF RESEARCH OF THE PHENOMENON OF FAITH: THE DEGREE OF SCIENTIFIC PROBLEM ELABORATION AND FEATURES OF TYPOLOGY AND CLASSIFICATION OF FAITH
ryMaHMTapHbie BeflOMOCTM Tmy mm. fl. H. ToncToro
№ 4, fleKa6pb 2012 r.
In this article analyzes the degree of elaboration of scientific problems in the field of research of the phenomenon of faith. Religious faith is considered on the basis of analysis of the existing typologies of faith. Attention is paid to the analysis of breeding grounds of classifications and typologies of faith. Distinguished and conceptualized various aspects of the disclosure of the value of faith-based methodology criteria faith.
Keywords: phenomenon of faith, types, classification of faith, criterions of faith, quasi-faith.