УДК 23/28: 130:159.9.016:167:179.9:234.2:241
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
Е.Н. Чеснова
Посвящается раскрытию сложившихся тенденций и подходов в исследовании феномена веры на основе критериального метода, который раскрывает смысловое содержание понятия на основе анализа и систематизации сложившихся тенденций и подходов в понимании религиозного феномена в социогуманитарном знании. Вера рассматривается в контексте современного состояния религиозного феномена: различных аспектов секуляризационных процессов, протекающих в обществе, современного духовного состояния общества.
Ключевые слова: вера, квазивера, критериальный метод, критерий веры, парадигма мышления, религиозный феномен, секуляризация.
Статья посвящена раскрытию сложившихся тенденций и подходов в исследовании феномена веры, систематизацией которых выступает выделяемый нами критериальный метод исследования религиозного феномена. Через критерии веры, выступающие раскрытием смыслового содержания понятия, мы также раскроем ее современное состояние и проблемы, с которыми сталкивается человек при ее актуализации. В первую очередь критериальный метод направлен на исследование религиозной веры, которую обобщенно можно представить следующим образом: Вера - это эмоционально-рациональный динамически развивающийся феномен человеческого бытия, обладающий объектно-субъектной связью, и представляющий собой фундаментальный предельный интерес, характеризующийся направленностью на трансцендентное, божественное или иное начало, находящееся вне самого субъекта (носителя) веры. Вера формирует цен-ностно-мотивационную, духовную, когнитивную структуру личности, становясь его парадигмой мышления и получая свою актуализацию в деятельности человека. Данное определение веры не учитывает всю многоас-пектность и многофункциональность религиозного феномена, но помогает представить глубину и сложность религиозного феномена.
Актуальность обращения к исследованию феномена веры связана с систематизацией и углублением знаний о религиозном феномене, а также обусловлена его местом и ролью не только в ретроспективе, но и на современном этапе развития общества и протекающих в нем процессов секуляризации. Последние характеризуют себя как «разволшебствование мира», десакрализация, дешифровка мифов, эволюция религиозных феноменов, изменения ценностей и ценностных представлений в обществе, тенденции возникновения ресакрализации и сакрализации как ответа на секуляризацию и ее последствия и т. д.
Помимо позитивных аспектов развития общества наблюдаются и негативные тенденции, например, ценностная аномия, повышенный уровень агрессии, жестокости, стремление к деструкции и самодеструкции, что также влияет на духовно-нравственное, социокультурное измерение и понимание веры. В связи с этим возникает необходимость обращения к критериальному методу в исследовании веры, который дает возможность систематизации и обобщения знаний о вере на основе анализа сложившихся представлений, тенденций и подходов в изучении и исследовании веры. При рассмотрении веры в различных отраслях социогуманитарного знания, в трудах философов, социологов, психологов, католических и протестантских теологов, православных богословов, мы выделяем следующие наметившиеся критерии определения смыслового содержания данного понятия:
1. Критерий веры сводится к вероучению или отождествляется с ним, либо сводится к отдельным понятиям вероучения (символами веры, вероисповеданием, религией, религиозностью, религиозным опытом, религиозным чувством). Это приводит к смешению понятий. Вера как личностный феномен становится лишь определением направления вероучения, например, христианская вера, иудейская вера, католическая вера и т. д. Здесь мы говорим не столько о самом религиозном феномене, сколько о доктринальной оболочке религии. Такое отождествление часто обедняет феномен религиозной веры, сводя его лишь к догматам той или иной религии, религиозного вероучения. В большей степени такой подход в раскрытии веры характерен для православного богословия, распространен в католической и протестантской теологии, религиозной философии, социологии религии.
2. Понятие веры, определяемое психикой (эмоциями, неврозом, аффектом). Психика человека выступает критерием веры. Вера, в зависимости от того, является ли она системообразующим или деструктивным феноменом, понимается как особый вид эмоции (например, религиозная вера) или как невроз, аффект (например, «токсическая вера»). Даная тенденция в социогуманитарном знании выражается в эмоционалистском и волюнтаристском искажениях веры (Ф. Аквинский, Р. Декарт, И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Г. Геффдинг, Г. Оллпорт, У. Джеймс). Вера на основе данного критерия предстает как особое состояние психики верующих субъектов, эмоциональное, ценностное отношение к предмету веры, волевой акт веры. Негативным следствием искажения содеражния веры выступает здесь то, что при сведении веры к эмоции, неврозу, аффекту, которые в своем подавляющем большинстве не имеют рационального обоснования, оперирующего архетипами в сознании человека (К.Г. Юнг, З. Фрейд, С. Эртербурн и Дж. Фелтон), мы не учитываем когнитивную функцию веры, ее рациональные основания. В контексте рассмотрения данного критерия веры может иметь место своеобразное соединение аффективного и ра-
ционального элементов в понимании феномена веры, которое мы находим у Т. Пенелхэма. Рассмотрение веры в рамках данного критерия характерно для психологии, теологии (католической и протестантской), философии.
3. Рациональность как критерий веры, связанный с определением границ действия веры, соотношения веры и разума, веры и знания, исследования веры и сомнения. Примерами раскрытия парадигмы веры выступает формула "верую, ибо абсурдно" (парафраз концепции веры Тертулли-ана), либо вера понимается как "вера, ищущая понимания" (Ансельм Кен-терберийский). В контексте этой проблематики прослеживаются различные тенденции в понимании веры и знания, разума и не только как отдельных областей, со своим специфическим предметом и содержанием. Может утверждаться их неразрывное единство или постулироваться приоритет одного над другим. Обобщенно соотношение веры и разума можно представить так: а) гармония веры и разума, верующий разум и разумная вера (гармония или своего рода модификация феноменов, т. е. заимствование функций и постулирование равноправия феноменов); б) размежевание сфер действия веры и разума; в) главенство одного за счет умаления роли другого либо его отрицания. Отношение веры и сомнения в основном рассматривается с нескольких позиций: 1) взаимоисключения одного другим (данный подход наиболее характерен для православного богословия, встречается в католической и протестантской (в различных ответвлениях) теологии); 2) вера и сомнение неразрывно связаны, человек постоянно находится и в сомнении и в вере, сомнение выступает необходимым элементом веры (данный подход характеризует в первую очередь современный взгляд на состояние веры в мире, в ретроспективе присутствует во взглядах теологов и богословов). Также в этот блок можно отнести рассмотрение веры с позиций истинности и ложности, выведение и разграничение роли таких понятий, как вера научная (рациональная) и религиозная (где вера сводится к эмоциональной, духовной сфере), философская вера, верование, суеверие, веренье, осознанная и неосознанная вера, слепая вера, дремлющая вера, недифференцированная вера. Интересный вариант при раскрытии веры с позиции критерия рациональности, на наш взгляд, представляет рассмотрение органического сочетания веры и разума, идея бесконечности знания и веры, отсутствия ограничений между ними. Такое понимание отсутствия противоположности между верой и знанием мы видим в русской философии (в лице Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского), на это обращает внимание в своем исследовании А.С. Стрельцов [1, с. 319].
4. Критерий веры как совокупность рационального, эмоционального, бессознательного, иррационального и рационального как целостность веры. В данный раздел мы относим исследование и понимание веры как эмоционально-рационального феномена. Данный подход в понимании веры можно видеть в теологии, философии, психологии религии. Наиболь-
ший интерес представляет подход в раскрытии веры, данный немецко-американским неортодоксальным теологом П. Тиллихом, который считал, что в вере соединяются как рациональные, так и бессознательные элементы, что она не только доверие и преданность, но и "высший интерес", "безусловная забота", центрированный акт личности. Вера представляет собой, по его мнению, целокупный акт всех сил личности. Интересное соединение иррационального и рационального ("союз со знанием"), позиционирующих цельность веры, предложено К. Ясперсом. Он выделяет такой тип веры, как "философская вера".
5. Экзистенциальный критерий в понимании религиозной веры. Данный критерий веры тесно переплетается с эволюционной перспективой и динамикой развития веры. Отличительной чертой выделяемого критерия веры выступает его противоположность традиционным критериям о Боге и божественном откровении как истоке веры. Он характерен для таких областей социогуманитарного знания, как философия религии, теология, социология религии, психология религии, феноменологии религии. Экзистенциальный критерий веры раскрывается в исследованиях динамики развития религиозного феномена, его типов и уровней. Например, исследования в психологии религии и социологии религии по изучению динамики, развития веры в процессе жизни религиозной личности, влияния веры на религиозную мобильность человека. Последнее в своих трудах затрагивает один из современных украинских исследователей А.Г. Сафронов. Его подход можно считать соединением экзистенциального критерия и критерия веры как социокультурной реальности в раскрытии смыслового содержания веры.
В психологии религии и в теологической психологии существуют представления о том, что религиозный феномен может изменяться от неиндифицированной до универсализирующей веры (стадии веры Дж. Фаулера, сторонники теории faith development (развитие веры) Мэри Уилкокс, Брюс Пауэрс, Шерон Паркс). В контексте динамики жизни человека вера может эволюционировать, трансформироваться из веры в Бога в веру в «божественное» (П. Тиллих). В исследованиях, направленных на раскрытие онтологической функции веры, вера рассматривается как неотъемлемый феномен человеческого бытия. Вера предстает как «бытийная вера», бытийно-ценностный феномен, который влияет на бытие человека, в процессе раскрытия феномена веры происходит раскрытие феномена личности (Р.К. Омельчук) [2, с. 66]. Через раскрытие веры человека происходит процесс становления личности, протекает путь к истинному бытию. Под верой в рамках выделяемого критерия понимают «искреннее бытие», благодаря которому происходит процесс перехода из одного бытия в другое, когда посредством веры происходит не только «раскрытие» человека, но и переворот, «взрыв» внутри него (Ж.-П. Сартр) [2, с. 59]. К вопросам экзистенции веры обращаются в большей степени в протестантской теоло-
гии. Многие из представителей модернистской теологии ставят главным акцентом своих исследований экзистенциальные, антропологические факторы в раскрытии сущности веры.
6. Культура как критерий веры. Вера предстает здесь как гуманизирующий личность и культуру феномен, основная детерминанта характера социальных представлений и культуры, ее модусов (О.В. Ивановская). Вера понимается как парадигмальный и ментальный феномен, как "рабочая гипотеза" (Д.У. Ферм). Мы имеем дело уже с существующей в культуре парадигмой веры (С.А. Нижников). При анализе тенденций, при которых главным критерием в понимании веры выступает критерий культуры, Ю.А. Кимелев отмечал, что вера предстает как форма культурного бытия человека, общества, цивилизации, как одна из идеационных констант религии, имеющая собственное "когнитивное ядро", "логику".
7. Нравственная добродетель как критерий веры. Данный подход раскрытия смыслового содержания веры является универсальным для христианской теологии, богословия, религиозной этики. Вера рассматривается как религиозно-этическая категория, имеющая духовно-нравственное значение в жизни человека, разбирается наряду с такими категориями, как любовь и надежда, добро и зло, рассматривается через связь с делами, поступками людей, их мотивацией и волей. С данным критерием веры тесно связано сотериологическое понимание смыслового содержания понятия веры. Оно раскрывается в том, что вера предстает как одна из основных форм спасения человека. В протестантизме она выступает единственным способом спасения и оправдания человека, только через нее возможно принятие оправдания святостью Иисуса Христа перед Богом в жизни человека. Вероучительная формула «спасение только верой» приписывается Амвросию Медиоланскому. Данная догматическая формула утверждает, что спасение совершается только Богом. Он дарует человеку веру по благодати, и только она может его спасти, а не его дела и поступки. Принцип sola fide (только верою) является фундаментальным положением реформа-ционного движения; он выразился в Аугсбургском исповедании лютеранской церкви, в Шмалькальденских артикулах, в Гейдельбергском катехизисе реформатских церквей. В кальвинизме данный принцип выразился в идее двойного предопределения в деле спасения. В современном экуменистическом движении данный принцип сохраняется. В русской религиозной философии принцип спасения только верой отстаивал в своих трудах Л.И. Шестов. Крайней формой выражения принципа спасения только верой выступает «монергизм», в котором утверждается отрицание свободы воли у человека в деле спасения. Мы полагаем, что сотериологическое осмысление веры выступает не как самостоятельный критерий веры, но как одна из форм понимания веры как нравственной добродетели. В контексте данного критерия вера также может пониматься как ценность, как «личностное ценностное отношение», характеризующее «стремление лич-
ности достичь того или иного бытия, воспринимаемого в качестве истинного» [2, с. 72].
Соединением экзистенциального критерия и критерия нравственной добродетели выступает тенденция понимания бытийной веры как процесса ценностного становления и раскрытия личности от начального состояния к «истинному я». Вера предстает как стремление личности в процессе своей жизни, поступков к тому, кем человек должен стать на основе принятой ценностной системы.
8. Критерий понятия религиозной веры как социокультурной реальности. Рассмотрение веры в данном контексте в основном происходит на оснорве исследования такого элемента веры, как религиозность (религиозное сознание, поведение, отношение). Также вера рассматривается в связи с религиозной мобильностью людей. Главным выступает то, что вера понимается как "практическая вера" (Г. Зиммель) и т. д. Спецификой рассмотрения веры в рамках социального является то, что она получает свою предметность как практический, социальный феномен при учете его религиозного содержания. В социологии рассмотрение веры в контексте ее социокультурной реальности мы находим уже у Э. Дюркгейма и М. Вебера. В первую очередь социологов привлекает рассмотрение веры в рамках данного критерия из-за происходящих уже с ХУ-ХУ1 веков секуляризаци-онных процессов, вследствие которых отчетливо прослеживают тенденцию уменьшения влияния религии, изменение парадигмы мышления человека и парадигмы веры, утверждение светских принципов и взглядов. Секуляризация повлияла на формирование нового типа благочестия (мирская жизнь это проявление христианских добродетелей при утверждении принципа светскости, действия человека основаны на здравом смысле, разуме, в соответствии с экономическими, политическими и культурными интересами, над которыми не давлеют религиозные авторитеты). Современное общество и культура формируются на основе принципа светскости, автономии светского начала, разграничения «божественного» и «человеческого», что привело, по выражению М. Вебера, к «расколдовыванию мира», «обмирщению» социума. Критерий социокультурной реальности характеризует современное состояние феномена религиозной веры, выявляет его специфику. Единственно доступной современному человеку может быть только мирская реальность, религиозная жизнь полностью сливается с мирским существованием верующего. В этом плане критерий социокультурной реальности веры соединяется с экзистенциальным критерием и критерием нравственной добродетели веры. На раскрытии данного соединения критериев мы остановимся более подробно, так как данный комплекс критериев раскрывает современное состояние веры, сложившиеся тенденции и подходы в понимании самого феномена, его места и роли в жизни человека, социума.
Укорененность в здесь и сейчас актуализирует духовно-нравственный потенциал личности в мирском существовании, что приводит к тому, что вера как таковая в большей степени уже не являет собой выход к трансцендентному. Вера замыкается на идее преображения мирской жизни, выражается в следовании идеалам добродетельной жизни, остается в жизни человека в большей степени в своем этическом измерении. Проблеме динамики веры в мирской жизни, важности мирской жизни как единственно доступной человеку для реализации его веры посвящены работы К. Барта, Ф. Гогартена, П. Тиллиха, Д. Бонхёффера, Г. Кокса и т. д. Само существование веры под вопрос не ставится. Главным является то, что действия человека в секулярном обществе разграничены: вопросы мирской жизни относятся к компетенции светского начала, вопросы религиозности, религиозных предпочтений являются личным делом и выбором каждого.
В современном обществе происходит понижение интереса к культовой практике и повышение интереса к идее личного Бога, происходит своего рода личная приватизация религии, веры, религиозного опыта. Пространство веры человека это он сам, сформированное им самим мировоззрение, парадигма мышления, парадигма веры. Человек в самосознании предстает как свободный автономный субъект, он имеет право критически воспринимать все и оценивать. Сам человек влияет на развитие своей веры: останется ли она на уровне смутного ощущения бесконечного, уровне неидентифицированной, детской веры или выйдет на более высокий уровень развития, станет определенной парадигмой мышления или примет крайние извращенные формы (токсическая вера, фанатическая вера). В современном мире существуют разнонаправленные тенденции: помимо тенденции дальнейшей секуляризации сознания, демифологизации теологических категорий, «процесса модернизации» [3, с. 359] и т. д. имеет место и тенденция, направленная на «возрождение» традиционных религий, религиозности, «религиозное обновление». Предпосылкой его возникновения можно считать поиск современным индустриальным человеком психологической, эмоциональной, моральной стабильности в ситуации все возрастающей сложности жизни, в которой человек сталкивается с множеством различных проблем.
Секуляризация и ее последствия неоднозначны. С одной стороны, происходит глубокий сдвиг в человеческом мышлении, «десакрализации» восприятия человеком окружающего его мира. С другой стороны, мы имеем дело уже с видоизменением «социального способа» выражения религии, констатацией эволюции религиозных феноменов. Например, появление новых модификаций веры, типов веры, квазиверы, квазирелигиозности, появлению которых способствуют происходящие в обществе религиозные перегруппировки, религиозная мобильность отдельных индивидов и религиозных групп. Все это предстает как нормальный процесс развития
общества, следствием которого может быть даже усиление влияния религии в ее обновленных образцах (например, религии New Age).
Вера, которая для современного человека давно уже стала парадигмой мышления, начинает меняться в зависимости от изменения мировоззрения человека, от «эмоционального вожделения», «аппетита» индивида [4, с. 265-266], характеризуя уровень религиозной мобильности человека, группы, общества. Обилие материала делает возможным понимание веры изнутри, вплоть до ее первоначального опыта, и позволяет уловить сущность религиозного феномена, сделать собственный выбор. Сама вера, ее опыт не могут быть устранены из жизни человека, несмотря на все негативные моменты секуляризации (утрата смысла, аномия, дезориентация, деструкция представлений об абсолютных непререкаемых императивах, ценностей и символов и т.д.).
По существу современный верующий человек - это секулярно верующий. Его вера это своего рода квазивера, так как он живет в «мире без Бога», живет мирской жизнью, ее интересами, берет на себя ответственность за все свои поступки. Вера предстает как следование нравственным идеалам, постулируемых божественным и реализуемых в рамках мирской жизни. Одну из главных ролей начинает играть ее нравственная, ценностная функция. Но даже при эволюции, изменении веры она не может исчезнуть из жизни человека, как и религия, так как вера и религия базируются на основе культурных ценностей, которые разделяют большинство религий. Эти ценности выражаются в универсальных понятиях - любовь, надежда, мир, справедливость и т. д., которые интегрируются в сознание человека посредством его опыта веры и реализуются в его жизни через ее актуализацию.
Анализируя существующие точки зрения на секуляризацию, секу-ляризационные процессы в обществе, можно выделить несколько тенденций, протекающих в современном обществе и влияющих на сам феномен веры. А именно: 1) процесс дальнейшей секуляризации и десакрализации который приводит к тому, что вера предстает как глубоко личный религиозный феномен, реализуемый в мирской жизни, укорененный в духовно-нравственной сфере, имеет четкую градацию действий: ценностная актуализация в жизни, связь с трансцендентным в рамках культовой практики, парадигма веры имеет секулярный характер. Сакральное утрачивает свой статус сакрального, священного и обращается в профанное; 2) сакрализация, деифицирование десакрализованных, демифологизированных религиозных символов, категорий, религиозного комплекса (вера, вероучение, религиозный культ), которые ориентируют веру на мирскую реальность, выводя человека из общения с трансцендентным и замыкая его в мирском секулярном пространстве. Результатом может выступать новый тип веры - квазивера, изменение парадигмы веры, когда мировоззрение человека строится на сакрализованных дешифрованных религиозных сим-
волах; 3) ресакрализация веры, обусловленная личным выбором человека, основанная на мировоззрении человека и влияющая на его самоидентификацию, на этноконфессиональную идентификацию. При этом динамика веры может обладать определенной долей неоднозначности. Вера в процессе своего индивидуального развития может проходить через точки подъема, роста достигающего своего наивысшего пика развития и упадка. Это может приводить к тому, что в обществе при наложении различных индивидуальных динамик веры могут сосуществовать одновременно тенденции роста и упадка. Это влияет на уровень религиозной мобильности, религиозные перегруппировки, религиозность общества. Также надо учитывать, что наличие глубокой веры у индивида(-ов) не является основанием для высокого процента воцерковленных прихожан, большого интереса к культовой практике и т. д. Наибольшее развитие данная тенденция рассмотрения веры в рамках выделенного комплекса критериев имеет в такой области социогуманитарного знания, как социология религии, затрагивается также в культурологии, философии религии, религиоведении и т. д.
Критериальный подход можно применить не только в понимании религиозной веры, но и в раскрытии смыслового содержания понятия других религиозных феноменов. Например, при исследовании эсхатологической веры, эсхатоса веры мы выходим на такой религиозный феномен как эсхатология. Применительно к нему мы концептуально выделяем следующий блок критериев, выводимых нами по аналогии с критериями веры:
1. Процесс интерпретации как критерий, уровни толкования понятия и контекст: вероучение, научные концепции и представления, художественно-фантастические представления. Последние тесно связаны с критерием культуры (ярким примером являются продукты массовой культуры, книги и фильмы с различными версиями человеческой истории, цивилизации, Галактики и т.д.).
2. Критерий отождествления понятий.
3. Экзистенциальный критерий.
4. Отношение ко времени, временной континуум.
5. Эволюционная перспектива как критерий.
6. Катастрофизм как критерий.
7. Эмоционально-рациональное измерение как критерий, в первую очередь, на наш взгляд, это касается рассмотрения и разграничения таких неотъемлемых эмоционально-когнитивных элементов эсхатологии как эсхатологические настроения (эмоциональная сфера) и эсхатологические представления (когнитивная сфера, процесс мышления, результатом которого выступают образы предметов и явлений на основе знания, памяти и воображения, как самого человека, так и социума), которые включены в парадигму эсхатологической веры (данное разграничение является авторской позицией -Е.Ч.).
8. Сотериологическое осмысление смыслового содержания эсхатологии тесно соединено с сотериологической функцией веры (в различных ответвлениях христианства).
9. Добродетель как критерий. Тесно связан с сотериологическим критерием, основой является рассмотрение духовно-нравственного измерения человека и социума, веры, их места и роли в контексте эсхатологических представлений.
10. Культура как критерий раскрытия смыслового содержания эсхатологии.
Помимо критериального метода в исследовании смыслового содержания веры, раскрытия ее сущности и современного состояния можно использовать различные классификации и типологизации. В рамках последних на основе знаний, полученных в рамках критериального метода, можно систематизировать существующие типы веры, ее функции, аспекты актуализации в жизни человека и т. д. Тем самым критериальный метод может послужить методологической основой для комплексного исследования феномена религиозной веры, а также других религиозных феноменов.
Список литературы
1. Стрельцов А.С. О роли познания в философии свободы Н.А. Бердяева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2012. С. 316-324.
2. Омельчук Р.К. Феноменология веры как ценностного отношения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 65-74.
3. Бергер П. Еретический императив // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339-364.
4. Сорокин П. Система социологии // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 259-266.
5. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии [Электронный ресурс] // URL: http://humanities.edu.ru/db/msg/8109 (дата обращения: 24.04.2008).
6. Чеснова Е.Н. Феномен религиозной веры в контексте современного социокультурного развития. [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 2. Тула, 2012. С. 29-39. URL: http://tsput.ru/about us/activities/scientific activities/science/2 vupysk.pdf (дата обращения: 15.09.2012).
7. Чеснова Е.Н. Современное состояние исследований феномена веры: степень научной разработанности проблемы и особенности типологи-заций и классификаций веры. [Электронный ресурс] // Гуманитарные ве-
домости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 4. Тула, 2012. С. 44 - 56. URL: http://tsputru/fb/hum/4/mdex.html#44 (дата обращения: 17.04.2014).
Чеснова Елена Николаевна, канд. филос. наук, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
CRITERION METHOD IN THE STUDY OF PHENOMENON OF FAITH
E.N. Chesnova
The article is devoted to the prevailing trends and approaches to the study of the phenomenon of faith on the basis of the criterion method, which reveals the semantic content of the concept based on the analysis and classification of current trends and approaches to the understanding of the religious phenomenon in socio-humanitarian knowledge. Faith in the article is considered in the context of the modern state of this religious phenomenon: different aspects of secularization processes in society and modern spiritual state of society.
Key words: faith, quasi-faith, criterion method, criterion of faith, thinking paradigm, religious phenomenon, secularization.
Chesnova Elena Nikolaevna, PhD (Philosophy), senior lecturer, Eleni-ka.Nova@,gmail.com; [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.