O.V. Solopov
The author considers the concept of cultural tourism and identifies its basic elements. There was defined the difference between tourism and other forms of traveling. The author reveals the main motives and purposes of travel caused both by external and internal reasons. Cultural values are considered as a component of a tourist product. The article outlines the significance of cultural tourism for modern culture.
Key words: cultural tourism, wandering, migration, travel, cultural value.
Solopov Oleg Viktorovich, PhD (Philosophy), Junior Research Associate, vodvizhnik@,mail.ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.
УДК 23/28: 241.13:316.423.2:316.74:236
КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВЕРА» И «ЭСХАТОЛОГИЯ»
Е.Н. Чеснова, Е.Г. Якимова
Дается анализ проблемы соотношения феномена религиозной веры и эсхатологических настроений и представлений. Раскрывается смысловое содержание понятий «вера» и «эсхатология» на основе критериального подхода. На основе выделенных критериев смыслового содержания исследуемых феноменов дается осмысление соотношения веры и эсхатологических настроений, представлений человека. Анализируется влияние религиозных феноменов на мировоззрение и духовные поиски в обществе.
Ключевые слова: вера, критерии веры, эсхатология, критерии эсхатологии, эсхатологические настроения и представления.
Вера и эсхатология, эсхатологические настроения и представления занимают особое место в отечественной и мировой культуре. Данные феномены человеческого бытия влияют на жизнь человека, характеризуют и формируют его парадигму мышления, способствуя раскрытию духовного потенциала личности. Они предстают как репрезентативные категории человеческой духовной культуры, неотъемлемо связанные с развитием и историей общества. Рассмотрение веры и эсхатологии необходимо для понимания современной культуры общества, раскрытия его мировоззренческих и ценностных предпочтений, тенденций в нравственно-духовной сфере, выявления эсхатологических настроений и их глубины и интенсивности, понимания специфики современных эсхатологических представлений. Эсхатологические настроения и представления, глубина религиозного опыта и динамика изменения веры человека связаны с периодами социальных, экономических и политических кризисов, военных конфликтов, природных катаклизмов, религиозных перегруппировок, смены картины мира,
изменения духовно-нравственной парадигмы общества, ценностной аномии, переосмысления смысложизненных ценностей в обществе. Конец XX - начало XXI века также проходит под знаком их сильного воздействия на парадигму мышления человека, эмоциональную и духовно-нравственную сферу жизни общества. Изменение современного мышления проходит под знаком «самооправдания», отказа от абсолютных норм, ценностей и источников в нравственности [8, с. 99]. Это ведет, с одной стороны, к тому, что человек становиться единственным творцом всего. А, с другой стороны, всесторонняя ответственность за все свои творения и деяния приводит к чувству постоянной опасности, угрозы собственного бытия со стороны окружающего мира и от самого себя. Вследствие этого эсхатология и вера выходят за рамки религии и философии, трансформируясь в универсальный общемировоззренческий элемент общественного сознания, парадигму мышления современного секулярного общества. Это свидетельствует об актуальности исследований в области веры и эсхатологической проблематики в контексте мировой культуры, в мировоззренческих и духовных поисках современности. По проблемам осмысления роли веры и эсхатологии, эсхатологических настроений, представлений существует множество различных трудов в области теологии (католической и протестантской), православного богословия, философии, этики, социологии, психологии, религиоведения, культурологии в контексте междисциплинарных исследований. Анализу подвергаются как религиозные и философские тексты, так и вторичные источники, содержащие в себе комментарии на них, раскрывающие различные дискурсы рассмотрения данных феноменов. Но в виду многообразия источников возникают проблемы с определением их смыслового содержания, роли в жизни современного человека. Поэтому целью данной статьи является определение на основе критериального подхода смыслового содержания веры и эсхатологии, анализ соотношения веры и эсхатологических настроений, эсхатологических представлений, осмысление их роли в мировоззренческих и духовных поисках современного общества на основе материала из различных областей социогуманитарного знания, на основе аналитического, системного, диалектического, компаративного методов, метода контент-анализа.
Для того чтобы понять, как соотносятся феномен религиозной веры и эсхатология, эсхатологические настроения и представления, необходимо учитывать несколько аспектов при их исследовании и актуализации в жизни человека, религиозной группы, общества. Мы должны понимать, что религиозная вера имеет свою цель, объектно-субъектную связь, мотивацию, предельный интерес, актуализацию, включает в себя множество элементов и функций. Неотъемлемыми в ней являются носитель веры, религиозно-нравственное начало, бесконечный предельный интерес, направленный на трансцендентное. Также вера является центральным системообразующим феноменом человеческого бытия, проявляется как ментальность
в культуре, социальной реальности, предстает как необходимый фундаментальный компонент религиозной жизни, религии в целом, влияет и определяет психологическое состояние религиозной личности и общества в целом. Обращаясь к изучению феномена религиозной веры, мы можем видеть то, что он предстает как экзистенциальный, онтологически связанный с ценностной системой категорий, что в свою очередь, обуславливает такую характерную черту данного религиозного феномена, как его динамика и способность к эволюции. В связи с этим возникает необходимость обращения к критериальному подходу в исследовании веры, который дает базу для раскрытия смыслового содержания данного понятия и выявления его роли в жизни современного общества и человека, а также характеризует особенности проявления эсхатологической экзистенции веры. При рассмотрении веры в различных отраслях гуманитарного знания, в трудах философов, социологов, психологов, католических и протестантских теологов, православных богословов мы выделяем следующие наметившиеся критерии определения смыслового содержания данного понятия (об этом более подробно смотреть также наше диссертационное исследование и статьи - Е.Ч.):
1. Критерий веры сводится к вероучению или отождествляется с ним либо сводится к отдельным понятиям вероучения (символами веры, вероисповеданием, религией, религиозностью, религиозным опытом, религиозным чувством). Это приводит к смешению понятий. Вера как личностный феномен становится лишь определением направления вероучения, например, христианская вера, иудейская вера, католическая вера и т.д. Здесь мы говорим не столько о самом религиозном феномене, сколько о доктринальной оболочке религии. Такое отождествление часто обедняет феномен религиозной веры, сводя его лишь к догматам той или иной религии, религиозного вероучения. В большей степени свойствено для православного богословия, распространено в католической и протестантской теологии, религиозной философии, социологии религии.
2. Понятие веры определяется психикой (эмоции, невроз, аффект), которая выступает как критерий веры, что выражается в эмоционалист-ском и волюнтаристском искажениях веры (Ф. Аквинский, Р. Декарт, И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахер, Г. Г еффдинг, Г. Оллпорт, У. Джеймс), в сведении веры к эмоции, неврозу, аффекту, которые в своем подавляющем большинстве не имеют рационального обоснования, оперирующего архетипами в сознании человека (К.Г. Юнг, З. Фрейд, С. Эртербурн и Дж. Фелтон). Может иметь место своеобразное соединение аффективного и рационального элементов в понимании феномена веры (Т. Пенелхэм). Вера предстает как особое состояние психики верующих субъектов, эмоциональное, ценностное отношение к предмету веры, волевой акт веры. Характерно для психологии, теологии (католической и протестантской), философии.
3. Рациональность как критерий веры связана с определением границ действия веры, соотношения веры и разума, веры и знания, исследования веры и сомнения. Примерами раскрытия парадигмы веры выступает формула "верую, ибо абсурдно" (парафраз концепции веры Тертуллиана), либо вера понимается как "вера ищущая понимания" (Ансельм Кентерберийский). В контексте этой проблематики, прослеживаются различные тенденции в понимании веры и знания, разума и не только как отдельных областей, со своим специфическим предметом, содержанием. Может утверждаться их неразрывное единство или постулироваться приоритет одного над другим. Обобщенно соотношение веры и разума можно представить так: а) гармония веры и разума, верующий разум и разумная вера (гармония или своего рода модификация феноменов, т.е. заимствование функций и постулирование равноправия феноменов); б) размежевание сфер действия веры и разума; в) главенство одного за счет умаления роли другого, либо его отрицания. Отношение веры и сомнения в основном рассматривается с нескольких позиций: 1) взаимоисключения одного другим, 2) неразрывной связи, - человек постоянно находится и в сомнении, и в вере, сомнение выступает необходимым элементом веры. Также в этот блок можно отнести рассмотрение веры с позиций истинности и ложности, выведение и разграничение роли таких понятий, как вера научная (рациональная) и религиозная (вера сводится к эмоциональной, духовной сфере), философская вера, верование, суеверие, «веренье», осознанная и неосознанная вера, слепая вера, дремлющая вера, недифференцированная вера. Интересный вариант при раскрытии веры с позиции критерия рациональности, на наш взгляд, представляет рассмотрение органического сочетания веры и разума, идея бесконечности знания и веры, отсутствия ограничений между ними. Такое понимание отсутствия противоположности между верой и знанием мы видим в исследовании русской философии (в лице Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского), проводимом А.С. Стрельцовым [2, с. 319].
4. Критерий веры как совокупность рационального, эмоционального, бессознательного, иррационального и рационального как целостность веры. Сюда отностся исследование и понимание веры как эмоциональнорационального феномена. Это можно видеть в теологии, философии, психологии религии. П. Тиллих считал, что в вере соединяются как рациональные, так и бессознательные элементы, что она не только доверие и преданность, но и "высший интерес", "безусловная забота", центрированный акт личности, как целокупный акт всех сил личности. Интересным соединением иррационального и рационального ("союз со знанием"), позиционирующим цельность веры, выступает вариант, предложенный К. Ясперсом, - "философская вера".
5. Экзистенциальный критерий в понимании религиозной веры, который тесно переплетается с эволюционной перспективой и динамикой
развития веры. Данный критерий выступает как противоположность традиционным критериям о Боге и божественном откровении как истоке веры. Он характерен для таких областей знаний, как философия религии, теология, социология религии, психология религии, феноменологии религии. Раскрывается в исследованиях динамики развития религиозного феномена, его типов и уровней. Выражается в динамике развития веры в процессе жизни религиозной личности. Религиозный феномен может изменяться от неиндифицированной веры до универсализирующей веры (стадии веры Дж. Фаулера, сторонники теории faith development (развитие веры) Мэри Уилкокс, Брюс Пауэрс, Шерон Паркс). В контексте динамики жизни человека вера может эволюционировать, трансформироваться из веры в Бога в веру в божественное (П. Тиллих). Вера рассматривается как неотъемлемый феномен человеческого бытия. Предстает как «бытийная вера», бытийно-ценностный феномен, который влияет на бытие человека, в процессе раскрытия феномена веры происходит раскрытие феномена личности (Р.К. Омельчук) [1, с. 66], происходит процесс становления личности, протекает путь к истинному бытию. Веру понимают как «искреннее бытие», благодара которому происходит процесс перехода из одного бытия в другое, когда посредством веры происходит не только «раскрытие» человека, но и переворот, «взрыв» внутри него (Ж.-П. Сартр) [1, с. 59]. К вопросам экзистенции веры обращались в протестантской теологии, где многие из модернистов ставят главным акцентом своих исследований экзистенциальные, антропологические факторы в раскрытии сущности веры.
6. Культура как критерий веры. Вера предстает здесь как гуманизирующий личность и культуру феномен, основная детерминанта характера социальных представлений и культуры, ее модусов (О.В. Ивановская). Вера понимается как парадигмальный и ментальный феномен, как "рабочая гипотеза" (Д.У. Ферм). При анализе данных тенденций Ю.А. Кимелев отмечает, что вера предстает как форма культурного бытия человека, общества, цивилизации, как одна из идеационных констант религии, имеющая собственное "когнитивное ядро", "логику".
7. Нравственная добродетель как критерий веры является универсальным для христианской теологии, богословия, религиозной этики. Вера рассматривается как религиозно-этическая категория, имеющая духовнонравственное значение в жизни человека, разбирается наряду с такими категориями, как любовь и надежда, добро и зло, рассматривается через связь с делами, поступками людей, их мотивацией и волей. С данным критерием веры тесно связано сотериологическое осмысление смыслового содержания понятия веры. Оно раскрывается в том, что вера предстает как одна из основных форм спасения человека. В протестантизме она является единственным способом спасения и оправдания человека, только через нее возможно принятие оправдания святостью Христа перед Богом в жизни
человека. Вероучительная формула спасения только верой приписывается Амвросию Медиоланскому. Принцип sola fide (только верою) является фундаментальным положением реформационного движения, выразился в Аугсбургском исповедании лютеранской церкви, в Шмалькальденских артикулах, в Гейдельбергском катехизисе реформатских церквей. В кальвинизме данный принцип выразился в идее двойного предопределения в деле спасении. В русской религиозной философии принцип спасения только верой отстаивал в своих трудах Л.И. Шестов. Крайней формой выражения принцип спасения только верой выступает монергизм, в котором утверждается отрицание свободы воли у человека в деле спасения. Сотериоло-гическое осмысление выступает не как самостоятельный критерий веры, но как одна из форм осмысления веры как нравственной добродетели. В контексте данного критерия вера также может пониматься как ценность, как «личностное ценностное отношение», характеризующее «стремление личности достичь того или иного бытия, воспринимаемого в качестве истинного» [1, с. 72]. Бытийная вера представляет собой процесс ценностного становления и раскрытия личности от начального состояния к «истинному я». Вера предстает как стремление личности в процессе своей жизни, поступков к тому, кем человек должен стать на основе принятой ценностной системы.
8. Критерий понятия религиозной веры как социокультурной реальности, связанной с религиозностью (религиозное сознание, поведение, отношение), религиозной мобильностью людей. Вера понимается как "практическая вера" (Г. Зиммель) и т.д. Наибольшее развитие имеет в таких областях гуманитарного знания, как социология религии, культурология.
В контексте выделенных авторами критериев определения смыслового содержания понятия веры интересный вариант соединения различных критериев репрезентирует проблематика веры и эсхатологических настроений человека, религиозных групп. Вера рассматривается здесь как направленность на будущее, соединяется с концепцией Страшного Суда, конца света, через представления о линейности исторического процесса, в сотериологии. К. Хюбнер при рассмотрении теологии Р. Бультмана пишет о том, что Страшный Суд, понимаемый им "как эсхатон истории, осуществляется в каждом акте веры", в нем выносится приговор всему имманентному, в результате чего "христианская вера" предстает уже в своей сущности "эсхатологической верой или эсхатологической экзистенцией", в то же самое время вера остается экзистенциальным движением вследствие того, что в ней присутствуют как "Страшный суд, так и Спасение и избавление" [3].
При раскрытии эсхатологической проблематики обычно веру рассматривают как феномен, уготованный к трансформации при наступлении Царствия Божия. Например, у А.С. Хомякова при наступлении Царствия Божия не будет отдельно веры, отдельно надежды, отдельно любви. Будет
только одна любовь. Наиболее распространенной тенденцией можно считать рассмотрение оскудения религиозной веры и любви, упадка, кризиса веры, религиозности. Кризис веры в контексте эсхатологических настроений воспринимается как знак наступления последних времен перед вторым пришествием Иисуса Христа. К вопросу веры в контексте эсхатологических настроений обращался целый ряд теологов и богословов, например, Св. Антоний Великий, Ф. Затворник, схиархимандрит Лаврентий Черниговский, протоиерей Николай Афанасьев, С.Л. Франк, А. Шмеман и т.д. Рассмотрение веры как одной из необходимых и главных составляющих для спасения человека при втором пришествии Иисуса Христа, наступлении Страшного Суда и Царствия Божьего является универсальным для теологии (католической и протестантской), православного богословия, религиозной философии. Рассматривая эсхатологическую проблематику веры применительно к выделяемымавторами критериям ее смыслового содержания, можно считать данную проблематику преимущественно одним из дискурсов рассмотрения религиозной веры чем самостоятельным критерием веры, так как в данной проблематике вера раскрывается в контексте нескольких критериев понимания ее смыслового содержания: экзистенциальный критерий, критерий веры как совокупность рационального, эмоционального, бессознательного, иррационального и рационального как целостность веры, культура как критерий веры, нравственная добродетель как критерий веры, вера как социокультурная реальность. Главным, на наш взгляд, здесь является экзистенциальный критерий, который вбирает в себя все остальные, соединяя их в неразрывную связь. В эсхатологической экзистенции веры получают свою реализацию эсхатологические представления и настроения, сообразуясь с той парадигмой мышления, мировоззрением, которые формирует и выражает вера человека, выступая на современном этапе развития общества когнитивным ядром религии. В рамках экзистенции веры происходит реализация и актуализация тех духовно-нравственный ценностей, добродетелей, которые репрезентируются как наиболее значимые для спасения и добродетельной жизни. Сами эсхатологические представления, возникающие, например, в воображении человека в виде образов "конца света" и предшествующих ему событий, способствуют осмыслению мира в целом, себя в нем и своей роли в истории. Эсхатологические настроения характеризуют переживания человека в связи с нарастанием тревоги и неопределенного ощущения приближающейся реальной глобальной катастрофы в эмоциональном, психологическом и концептуально-когнитивном плане. Человек посредством веры принимает в свою парадигму мышления представления об эсхатологической картине развития истории, культуры, общества. Посредством эмоционального и рационального элементов веры эсхатологические настроения проявляются в человеческом бытии, определяя его экзистенциальные основания.
При обращении к анализу генезиса эсхатологии как учения о последних вещах, конечной судьбе мира и человека в рамках иудео-христианской традиции можно выделить следующие критерии раскрытия эсхатологии на основе методологии критериального подхода (примененного нами ранее к понятию «вера» - Е.Ч.) в определении смыслового содержания понятия «эсхатология»:
1) процесс интерпретации как критерий, включающий в себя буквальное или символическое толкование понятия «эсхатология» и ее основных составляющих в рамках вероучения и религиозных, научных, художественно-фантастических концепций и воззрений. Примером этого может являться милленаризм, который делает акцент на втором пришествии Христа и установлении тысячелетнего Царства Божия на земле, который может иметь буквальный, символический или духовный характер. Также здесь можно говорить и об амилленаризме (Августин, М. Лютер, Ж. Кальвин, Б.Б. Уорфилд, О. Оллис, Э. Хойкема и др.), постмиллинаризме (И. Флорский, Д. Уитби, Г. Рейнольдс, Д. Эдвардс, С. Хопкинс, Ч. Ходж, Л. Бойтнер, А. Кайпер, П. де Лобье и др.), премилленаризме (в Германии И.Г. Альштедт, И. Мёде, в Великобритании Г.Л. Арчер, И. Ньютон, в немецком пиетизме, баптизме, пятидесятничестве) в рамках иудеохристианской традиции;
2) критерий отождествления понятий, состоящий в том, что часто исследователи эсхатологии смешивают и отождествляют понятия эсхатология и апокалиптизм, несмотря на то, что каждое из них обладает своим смысловым содержанием [9].
3) экзистенциальный критерий, в рамках которого эсхатология, эсхатологические события понимаются как экзистенциальный суд человека над самим собой, основанный на представлении о вечно настоящем во временном плане пришествии Христа, преобразованным во внутренний процесс души (Р. Бультман);
4) отношение ко времени, которое можно представить с нескольких основных позиций а) отношение к прошлому, настоящему или будущему;
б) синтез нескольких временных промежутков; в) отсутствие временной последовательности. При раскрытии исторического развития человечества происходит смещение акцента с идеи циклического понимания времени к представлениям о линейной направленности исторического процесса от начала до конца. В результате этого эсхатология приобретает завершенную форму. В рамках данного критерия можно говорить, например, о том, что эсхатологические события понимаются как завершение исторического процесса и переход в новый эон существования - Царство Божие (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов и др.). Здесь также можно рассматривать такие смысловые значения, как: 1) второе пришествие Христа и наступление Царства Божия как ключевые события конца существующего мира, который должен состояться в
ближайшем будущем (И. Вейсс, А. Швейцер, М. Вернер); 2) служение, смерть и воскресение Иисуса представляет собой эсхатологический суд над миром, кульминацию истории, наступление Царства Божия в абсолютном, а не временном смысле (С.Ч. Додд, К. Барт, В.Г. Кюммель); 3) служение, смерть и воскресение Иисуса Христа как начало Царства Божия, полная реализация и осуществления которого произойдет в будущем (И. Иеримиас, Дж. А.Т. Робинсон); 4) воскресение Иисуса Христа и сошествие Святого Духа на Церковь как знаковые события входа в историю последних времен, разделяющие настоящее и будущее (У. Мэнсон);
5) эволюционная перспектива как критерий при раскрытии смыслового содержания эсхатологии, в рамках которого происходит осмысление ее как перехода в «грядущий век» без космологической катастрофы путем социальной, природной и мистической эволюции (П. Тейяр де Шарден). Здесь мы можем говорить и социально-нравственной эволюции общества, которая подразумевает Царство Божие как царство праведности и нравственных ценностей (А. Ритчль, А. Гарнак);
6) катастрофизм как критерий, на основании которого эсхатология раскрывается как учение о гибели «антропологического космоса» (В. Пан-ненберг). Сюда можно отнести апокалиптизм, который акцентирует внимание на катастрофическом завершении исторического процесса и событиях, сопровождающий грядущий конец мира и всей человеческой истории. Катастрофическое завершение исторического процесса может являться одним из возможных, но не предопределенных заранее и окончательно. Например, в русле русской религиозной философии конец мира и истории имеет двойственный характер: катастрофа и преображение. Человек является главным действующим лицом будущей истории мира, роль которого может быть в этом процессе пассивной и созерцательной (В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев) или активной и творческой (Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов);
7) эмоционально-рациональное измерение как критерий, включающий в себя осмысление таких важных элементов эсхатологии как эсхатологические настроения и эсхатологические представления, которые включены в парадигму веры. Часто исследователями эсхатологии эсхатологические настроения (соотносящиеся с эмоциональной сферой человека) и эсхатологические представления (являющиеся процессом мышления, абстрагирования и анализа, воссоздания образов предметов и явлений на основе знания, памяти и воображения) отождествляются (данное разграничение является авторской позицией - Е.Ч.);
8) сотериологическое осмысление. Раскрывается в том, что эсхатология имеет спасительное значение в исполнении исторических событий, реализацией которых выступает торжество Царства Божия (А. Шмеман). В данном контексте эсхатология понимается как отличительная черта христианской веры в Бога. Также ярким примером выступает здесь мессиа-
низм, где главная смысловая нагрузка учения связана с образом Мессии, который в определенный момент времени вмешивается в историю с целью спасения человеческого рода, что предваряет наступление эсхатологических событий;
9) добродетель как критерий, который тесно связан с сотериологи-ческим критерием и направлен на рассмотрение духовно-нравственного измерения человека, его места и роли в контексте эсхатологических представлений. Например, творческое следование Христу в любви в настоящем как осуществление надежды последнего времени, гуманизация человека, социализация человечества, достижение гармонии всего творения (Ю. Мольтман);
10) культура как критерий раскрытия смыслового содержания эсхатологии. Рассмотрение тесной связи эсхатологии, эсхатологических настроений и представлений с культурой мы можем обнаружить в воззрениях Г.П. Федотова. В рамках данного критерия можно видеть интересную реализацию эсхатологических воззрений и концепций в различных областях массовой культуры (средствах массовой информации, кинематографе, литературе, музыке, живописи и т.д.). Эсхатологическая проблематика в культуре проникнута мыслью о том, что культурное творчество людей не является бессмысленным и не исчезнет бесследно. Оно воскреснет, преобразится и сложится в стены Царства Божия.
На основе проведенного авторами критериального анализа исследования эсхатологии можно сделать вывод о том, что существует тесная и неразрывная связь веры и эсхатологии, эсхатологических настроений и представлений. Конечно, выведенные авторами критерии не исчерпывают всего многообразия смыслового содержания понятий «вера» и «эсхатология», но дают парадигмальную матрицу при дальнейшем исследовании данных феноменов в их эволюционной перспективе.
Список литературы
1. Омельчук Р.К. Феноменология веры как ценностного отношения // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 65-74.
2. Стрельцов А.С. О роли познания в философии свободы Н.А. Бердяева // Известия ТулГУ. Г уманитарные науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 316-324.
3. Хюбнер К. Экзистенциальная аналитика и эсхатологическая вера. // Хюбнер К. Истина мифа. [Электронный ресурс] URL: http://www. gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Hubn/29.php (дата обращения: 13.03.2012).
4. Федотов Г.П. Эсхатология и культура // Русская историософия: антология / под ред. С.Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С. 394-405.
5. Чеснова Е.Н. Критерии определения смыслового содержания понятия религиозной веры. // Наука, техника, человек: межвуз. сб. науч. работ аспирантов и молодых ученых / Под ред. О.Д. Гараниной, С.И. Некрасова, И.А. Ламбаевой. М.: МГТУ ГА, 2013. Вып. 5. С. 118-121.
6. Чеснова Е.Н. Проблематика веры и эсхатологических настроений в контексте исследования смыслового содержания понятия религиозной веры. // Там же. С. 122-124.
7. Чеснова Е.Н., Якимова Е.Г. Проблематика веры и эсхатологических настроений в мировоззренческих и духовных поисках современности (статья). / Chesnova Ye.N., Yakimova Ye.G.The issue of faith and eschatologi-cal mood in world outlook and spiritual quest modernity (article) // Humanities and socio-economic science in the era of globalization and universalization. Budapest, 2013 November 15th-17th. [Электронный ресурс] URL: http://scaspee.com/6/post/2013/11/the-issue-of-faith-and-eschatological-moodinworld-outlookandspiritual-questmodernity-chesnova-yen-yakimova-yeg.html (дата обращения: 22.12.2013).
8. Юрков С.Е. Проблемы современной этики и Л. Толстой // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.
С. 92-100.
9. Якимова Е.Г. Соотношение понятий «апокалиптика» и «эсхатология» в иудаизме и христианстве // Позиция. Философские проблемы науки и техники: Сб. статей / под ред. С.И. Некрасова и Н.А. Некрасовой. Вып. 4. М.; Орёл: Изд-во ОГУ, 2010. С. 135-144.
10. Якимова Е.Г. Апокалиптизм, мессианизм, милленаризм как формы выражения эсхатологических представлений иудео-христианства // Философия и наука в современном мире: сб. аспирант. работ № 11. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. С. 18-22.
Чеснова Елена Николаевна, канд. филос. наук, ст. преп., [email protected]; [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Якимова Елена Георгиевна, канд. филос. наук, ст. преп., helena 183ayandex.ru; lialia. mistiksagmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный университет им.
Л. Н. Толстого.
CRITERION APPROACH TO DETERMINATION OF SEMANTIC CONTENT OF "FAITH” AND
"ESCHATOLOGY" CONCEPTS
E.N. Chesnova, E.G. Yakimova
The article analyzes the relation of the phenomenon of faith and eschatological sentiments and views. It reveals the semantic content of "faith" and "eschatology" concepts on
the basis of the criterion approach. On the basis of selected criteria of semantic content of phenomena under examination there was presented the understanding of relationship between faith and eschatological sentiments and views of a person. The author analyzes the impact of religious phenomena on the world outlook and spiritual search in the society.
Key words: faith, criteria of faith, eschatology, criteria of eschatology, eschatological sentiments and views.
Chesnova Elena Nikolaevna, PhD (Philosophy), Senior Lecturer, [email protected]; [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University,
Yakimova Elena Georgievna, PhD (Philosophy), Senior Lecturer, [email protected]; [email protected], Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.
УДК 271.22:004.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ СВЯТЫМ ПРЕСТОЛОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
М.В. Ермакова
Интернет это инструмент, при помощи которого можно осуществлять разные функции. Кто-то работает онлайн, кто-то развлекается, кто-то ищет информацию, а кто-то эту информацию предоставляет. Когда же речь заходит о Церкви, то использование Интернета и его возможностей обретает иное значение - миссионерское, проповедническое, душеспасительное. Церковь, являясь организацией, тысячелетиями помогающей человеку обращаться к Богу, будучи тем самым проводником коммуникации, как никто другой сможет использовать новый инструмент для достижения своих целей, для информирования и коммуницирования с существующей и потенциальной паствой. Однако у этого процесса есть свои проблемы и особенности.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Патриарх Кирилл, Папа Римский, Католическая церковь, Святой престол, Ватикан, официальный сайт, youtube, twitter, facebook, официальный телеканал, информационные технологии, радио, Интернет, имидж, информация.
Задача данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать уникальный процесс использования информационных технологий Святым Престолом и Русской православной церковью (РПЦ) с целью общения с социумом, и возникающие при этом проблемы. Глобальное распространение Интернета и его универсальность привели к тому, что многие сферы