УДК 234.2
Е.Н. Чеснова (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
8-953-424-70-95, e-mail: Elenika.Nova@ gmail.com
ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ВЕРЫ В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ УЧЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО
В работе рассматривается
феномен религиозной веры на основе анализа религиозно-нравственного
учения Л.Н. Толстого. Выделяются и осмысляются различные аспекты
раскрытия духовно-нравственного
значения веры на основе методологии критериев веры.
Ключевые слова: феномен
религиозной веры, критерии веры, нравственная добродетель, рациональность, Л.Н. Толстой.
В контексте современной религиозной действительности и состояния нравственности в обществе осмысление феномена религиозной веры приобретает особую актуальность. Современный духовный опыт жизни человека и перспективы дальнейшего нравственного развития общества необходимо приводят нас к обращению к философским и нравственнорелигиозным взглядам русских мыслителей, к истокам и основаниям духовности российского общества. Одним из тех, кто оказал огромное влияние своим творчеством и опытом жизни на русскую культуру, мировоззрение, нравственность, является Л.Н. Толстой. Исследование веры, осмысление ее духовно-нравственного значения является актуальным и требует детального рассмотрения в рамках религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Вера предстает одним из многоаспектных феноменов духовной жизни человека. Это не просто изменяющийся религиозный феномен, который на современном этапе имеет множество типов, в том числе может эволюционировать в квазиверу. Феномен веры имеет свою структуру, динамику развития, человеческое основание, выступает парадигмой мышления, духовно-нравственное значение в жизни человека. Данный феномен исследуется во многих областях гуманитарного знания, но в учении Л.Н. Толстого имеет свою специфику, без рассмотрения которой мы не сможем понять мир веры, ее значение для самого мыслителя и пути ее эволюции. Рассмотрение учения Л.Н. Толстого способствует пониманию оснований веры современного секулярного общества с его квазирелигиозностью.
Применяя к религиозно-нравственному учению Л.Н. Толстого методологию критериев веры можно выделить и осмыслить различные аспекты значения веры в духовной, нравственной, религиозной сферах человеческой жизни. Обращаясь к рассмотрению веры в учении мыслителя, можно отметить, раскрытие веры, например, через один из ее критериев, который является универсальным для христианской теологии (католической, протестантской теологии и православного богословия), религиозной этики -нравственную добродетель. Спецификой данного критерия можно считать то, что вера раскрывается как религиозно-этическая категория, имеющая духовно-нравственное значение в жизни человека, разбирается наряду с такими категориями как любовь и надежда, добро и зло, рассматривается через связь с делами, поступками людей, их мотивацией и волей. В моральной философии Л.Н. Толстого феномен веры наряду с душой и Богом является одним из ее метафизических начал.
Проблема веры всегда являлась системообразующей, центральной для религиозно-нравственных исканий мыслителя как в личном, духовнопрактическом, так и в исследовательском плане, как считает Е.Д. Мелешко. Религиозно-нравственный синтез Л.Н. Толстого берет начало с кардинального переосмысления понятия веры. Уже в первой своей исследовательской работе «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1879г.) он пытается определить сущность истинной веры [См.: 2, 10; 1, 10]. Вера, ее актуализация неотделимы от нравственности, религиозной этики Л.Н. Толстого. Религиозный феномен коренится «в единой нравственной основе жизни», которая является общей для всех христианских вероучений, она и есть то, что Толстой Л.Н. называет «истинной верой» и она же является ее критерием. Для Толстого характерно рассмотрение веры именно в сфере нравственности, где сам исследуемый феномен неотделим от религиозноэтических категорий. Также как и для других религиозно-нравственных мыслителей для Л. Н. Толстого характерно рассмотрение веры в неразрывной ее связи с делами, поступками человека. Он пишет: «..вера, из которой не вытекают дела, не есть вера. Это только желание верить во что-нибудь, это только ошибочное утверждение на словах, что я верю в то, что я не верю. Вера, по этому определению, есть то, что содействует делам, а дела - то, что совершает веру, то есть то, что делает веру верою» [3, 266]. Тем самым, определяя тесную и взаимообусловленную связь веры и совершаемых человеком дел, практическую сторону веры. Вера истинная предстает не как утверждение какой-то истины, учения или блага, а как совершаемое действие. Все поступки человека, по мнению Толстого, вытекают из веры, которая основывается на смысле, «который мы приписываем жизни» [3, 267]. А сама жизнь человека получает смысл только в исполнении воли Бога, но не в личном благе. Вера и поступки человека коррелируются тем учением, в которое тот верит. Л.Н. Толстой пишет: «у него будет соответственно этому взгляду вера, и все поступки его будут всегда сообразны с нею... смотря по тому, в чем он будет полагать волю Бога, у него будет и соответствующая
вера, и все поступки его будут вытекать из этой веры» [3, 268]. Поэтому если человек верит в личное благо, то он «будет полагать это благо, - в приобретении ли имения, в знатности ли, в славе, в удовлетворении ли похоти и пр..» [3, 268], но это не будет истинной верой, по мнению мыслителя.
Следуя учению Христа человек должен утверждать его в своей жизни посредством веры и дел, поэтому вера органично вплетается и в его учение о непротивлении злу силой. Вера предстает у него как медиатор тех моральных требований, которые должен актуализировать в своей жизни каждый человек, если он хочет следовать учению Иисуса Христа и спастись от «погибельной жизни» [3, 235]. Вера предстает в учении Л.Н. Толстого как нравственная основа жизни, которая и которой происходит оценивание жизни. В вере происходит оценка того, «что важно и хорошо в жизни, и того, что неважно и дурно» [3, 269]. Причем вера выступает у него как оценка «всех явлений жизни» [3, 269]. Она своего рода моральный критерий для всех действий человека. Истинная блаженная жизнь возможна только в вере. Именно в вере происходит спасение человека от дурной мирской жизни, так как «законная жизнь человеческая есть жизнь блаженная» [3, 224]. Вера для Л.Н. Толстого это также правильно понятая истина учения о спасении, направленная на нее интенция человека, это духовный акт личности и постулирование тех истин, которые помогут и неверию человека. Само неверие означает для него желание утвердиться в том, чего нет. Это по его разумению и является ложной верой. Непосредственными признаками истинной веры выступают ясность и простота, а первыми предметами являются человек и жизнь. Надо также отметить, что вера «есть неизбежное свойство души» [4, 413.]. Существование самой веры не ставиться под сомнение Л. Н. Толстым, но при раскрытии веры в своем учении мыслитель не избежал той тенденции в рассмотрении веры, которую мы находим у многих исследователей, а именно то, что у него нередко встречается отождествление веры с вероучением, религией.
При исследовании веры в учении Толстого можно использовать также такой критерий веры как рациональность. Так как в своих работах он затрагивает гносеологическую проблематику веры, определяя познавательные способности человека, природу и назначение феномена веры. Л. Н. Толстой в целом создает свое оригинальное учение о вере, своеобразную «философию веры», продолжающую русскую традицию цельного духовного знания, ярко выраженную в славянофильстве, как считает Е.Д. Мелешко. Одним из существенных признаков веры Л.Н. Толстой опираясь на учение Христа, видит разумность, «разумное сознание» человеком смысла своей жизни. Вера предстает у него как знание трансцендентных истин, знание того, что стоит выше понимания разума, но «без чего невозможно жить и мыслить», она есть духовное знание и сила жизни, в ней заключается знание смысла жизни человека, который не уничтожаем смертью [См.: 1, 10-11]. Основным методом «разумной веры»
выступает познание «в себе и собою», способствующее адекватному постижению духовных принципов. Толстой Л.Н. считает, что именно вера стоит у человека первым познающим принципом. Вера, будучи истинной, помогает познать и определить свой путь спасения.
Толстой неоднократно подчеркивает разумность веры и отрицает возможность нелепости, абсурдности в вере как лучшего средства для научения людей истине. Поэтому он не согласен с высказыванием человека христианина, «который сказал credo, quia absurdum» [3, 276]. Также он разделяет веру как убеждение в чем-то (это вера не является истинной верой) и веру как веру истинную. Если человек, находясь на позициях веры-убеждения, приобретает веру истинную, то он, поверив в истинное учение Христа, изменяет взгляд на жизнь. Можно отметить, что вера в учении Толстого обладает огромным потенциалом и влиянием на жизнь, духовность, нравственность человека. И в первую очередь это касается истинной веры, так как она выступает основанием добродетельной жизни, разумного сознания блага, смысла жизни. Именно истинная вера, по мнению мыслителя, непоколебима. Так как легко разрушить веру, опознаваемую как убеждение, как доверие. Такая вера слаба и при первом же искушении разрушается. Истинная вера лишена эгоизма, гордыни, она не основывается на вере в себя, а на свете, свете истины и именно в ней, по его мнению, спасение.
В заключение необходимо отметить, что рассмотрение феномена религиозной веры Л.Н. Толстым перекликается с воззрениями в протестантизме на место и роль веры в жизни человека. У Л.Н. Толстого вера действительна в делах, это мирская аскеза. Можно сказать, что спасение возможно только верой при принятии в личностный центр учения о непротивлении злу силой, которое являлось системообразующим в учении о спасении у Иисуса Христа. Только принятие этого учения и реализация его на практике в мирской жизни посредством веры и ее актуализации в делах приводит человека к спасению. Спасение, оправдание только верой является неотъемлемой составляющей учения протестантизма, как одного из направлений в христианстве (окончательно это оформлено в учении М. Лютера). Толстой указывает на то, что через веру в смысл жизни, через труд, понимаемый как благо, человек спасается. Именно в этом коренное отличие для Толстого «не спасение верою», или аскетизмом, а спасение на основе веры в смысл жизни, на основе истинной веры. И жизнь человека возможна в его действии, в жизни среди других грешников, а не в уходе из мира и умерщвлении себя, своей плоти. Сама истинная вера должна раскрываться в делах, поступках человека, а не в уходе из мира, в монастырь. Такие воззрения мыслителя во многом перекликаются с учением о вере и делах, которое в дальнейшем было раскрыто у немецко-американского неоортодоксального протестантского теолога Пауля Тиллиха.
Также немаловажным фактом в учении Л.Н. Толстого выступает его характеристика религиозности общества его времени. Он говорит об
оскудении веры, превращении ее в чисто культовую, ритуальную практику. Затрагивает проблемы личной веры в Бога. Л.Н. Толстой вскрывает истоки неверия и нигилизма в обществе. Для него характерно обращение к секулярным последствиям в области религии и веры. Религиознонравственное учение Л.Н. Толстого это не просто ретроспектива развития человечества в духовном плане, это глубинное проникновение в истоки и смысл его религиозности, нравственности. Вера, ее духовно-нравственное значение является одним из основополагающих элементов, на котором основывается учение Л.Н. Толстого. Последовательное рассмотрение и осмысление феномена религиозной веры в учении великого мыслителя и писателя необходимо для понимания сущности веры, ее действия в жизни человека и влияния на его нравственность, мироощущение, мировоззрение. Это также может послужить основанием для раскрытия таких феноменов как квазивера, квазирелигиозность в современном мире, так как в его трудах вскрываются те проблемы и источники, которые напрямую или косвенно способствуют появлению, формированию и распространению в духовной сфере общества квазирелигиозности.
Литература
1. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. - М.: Наука, 2006. -309с. (в пер.)
2. Моральная философия Л.Н. Толстого: Учебное пособие / Е.Д. Мелешко, С. А. Гусова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2005. -98с.
3. Толстой Л.Н. В чем моя вера?// Л.Н. Толстой В поисках веры. - М.: «Мартин», 2006. - 384с. - (Скрижали мысли).
4. Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении, 1904—1908. Т. 1. - 1957. - 608 с.: 1 л. портр.
Ye.N. Chesnova
UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF FAITH IN THE RELIGIOUS AND MORAL TEACHINGS OF LEO TOLSTOY
In this work discusses the phenomenon of religious faith on the basis of an analysis of religious and moral teachings of L. Tolstoy. Distinguished and conceptualized various aspects of disclosure of spiritual and moral values of the faith based on the methodology criterions of faith.
Keywords: Phenomenon of religious faith, criterion of faith, moral values, rationality, L. Tolstoy.