Научная статья на тему 'Современное состояние исламского образования в Узбекистане'

Современное состояние исламского образования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
647
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние исламского образования в Узбекистане»

ослабление в ходе кризиса курса национальной валюты (сомони) способствовало сокращению импорта дешевых китайских товаров и продовольствия. Переводы от мигрантов, хотя и меньших размеров, были потрачены не на финансирование импорта, как в докризисное время, а на финансирование собственного сельхозпроиз-водства. В результате в Таджикистане смогли собрать невиданный урожай зерновых и других продовольственных культур, а также увеличить поголовье скота и птицы, что помогло компенсировать сокращение переводов.

Сравнивая различные группы таджикских мигрантов: тех, кто остается в России, тех, кто вернулся в ходе кризиса, и тех, кто в кризисный период едет на работу за рубеж, можно видеть, что самая заметная разница между ними - в стратегиях миграции и возвращения. Наиболее активные мигранты меняют регион вселения, ищут возможности трудоустройства в других странах (США, ЕС, ОАЭ и т.д.), учатся новым профессиям. В ходе кризиса отсеиваются неуспешные мигранты, в основном малоквалифицированная молодежь, которая остается в Таджикистане без работы и доходов. Опытные квалифицированные и менее притязательные мигранты работают в России, несмотря на ухудшение условий труда и жизни. В то же время индивидуальные мигрантские стратегии являются частью стратегий мигрантских домохозяйств, которые гибко реагируют на кризис, вырабатывая наиболее эффективный способ реагирования на неблагоприятные обстоятельства. Трансграничная экономика мигрантских домохозяйств помогает всему обществу справиться с последствиями кризиса. Поэтому адаптация к кризису происходит и на уровне отдельных мигрантов, и на уровне домохозяйств, и на уровне всего общественного организма такого государства, столь глубоко вовлеченного в международную миграцию, как Таджикистан.

«Дружба народов», М., 2010 г., № 7, с. 141-156.

Саидакбар Агзамходжаев,

доктор исторических наук

(Ташкентский исламский университет) СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Исламское образование в Узбекистане имеет свои многовековые корни. Еще в раннем Средневековье здесь существовала

разветвленная сеть медресе, где преподавались как религиозные, так и естественные (мирские) науки. По существу, медресе заменяли систему среднего специального и высшего образования. Ма-варауннахр издавна был признан не только в мусульманском, но и во всем мире краем развития науки, культуры, в особенности ислама с теоретической точки зрения. Весь мир знает имена таких великих ученых, как Бируни, Ибн Сина и Улугбек, внесших неоценимый вклад в развитие наук. Мусульманский мир знает и изучает труды Имама аль-Бухари, Имама ат-Термизи, Абу-л-Лайса ас Самарканди, Абу Мансура ал-Матуриди, Бурханиддина Маргина-ни и других, которые, по признанию современных мусульманских богословов, подняли изучение исламских наук до уровня научных дисциплин. Они своими трудами начали новую эпоху в развитии таких наук, как тафсир (толкование к Корану), хадис (предания о Пророке Мухаммаде), фикх (исламское право), калом (богословие). Следует отметить, что все эти корифеи естественных и религиозных наук получили базовое образование в медресе.

При формировании и эволюции локальных мусульманских общин особо важную роль и значение имели главные города Ма-варауннахра, такие как Ташкент, Бухара, Самарканд и Хива. Позже они становятся центрами мусульманской мысли и исламского образования. В ХУ-Х1Х вв. в них были построены известные мусульманскому миру медресе как центры высшего образования, такие как «Мир Араб», «Шердор», «Улугбек», «Тиллакори», «Ку-калдош», «Баракхан». К концу XIX в. в Бухарском эмирате насчитывалось 336, в Хивинском ханстве - 132, в Туркестанском крае - 348 медресе.

Как известно, на переломном этапе общественного развития Среднеазиатского региона конца XIX - начала XX столетия возникло движение за реформацию и обновление системы исламского образования, которое вошло в историю под названием «джади-дизм». Созданием новометодных школ, организацией регулярного выпуска газет, изданием учебников и учебных пособий, особенно по естественным дисциплинам, пропагандой использования достижений европейской культуры они подготовили почву для возникновения национального светского образования, обновления и обогащения духовной жизни, подъема национального самосознания. Усилиями просветителей-джадидов в учебные программы медресе были введены такие дисциплины, как иностранный язык, физика, химия, математика, психология, гигиена, агрономия, экономика, бухгалтерия и коммерция. Однако после установления

советской власти в 20-30-х годах XX в. была развернута мощная антирелигиозная пропаганда и предпринята попытка атеизировать население Средней Азии. Сотни медресе и мечетей были закрыты, не разрешалось осуществление паломничества, преследовались не только верующие, но даже и сторонники просто народных обычаев и верований. Но реальная жизнь не восприняла наступление «воинствующего атеизма». Население продолжало скрытно молиться, отмечать религиозные праздники и совершать обряды, т.е. практиковать так называемый «бытовой ислам».

И лишь только в годы Второй мировой войны в советском государстве проявилось потепление к религии и религиозным организациям. Учрежденное в 1943 г. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) в Ташкенте стало координировать деятельность религиозных организаций пяти республик: Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана. В ведении Духовного управления мусульман были созданы два учебных заведения по подготовке имамов мечетей. Это - медресе «Мир Араб», построенное в Бухаре в XVI в. и воссозданное в советский период в 1945 г., и медресе «Баракхан», построенное в Ташкенте в XVI в. и переименованное с 1971 г. в Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари (Ма'хад). Они до 1990 г. являлись единственными религиозными исламскими учебными заведениями в бывшем Советском Союзе. В организации работы упомянутых учебных заведений и формировании преподавательского состава в новых условиях большая заслуга принадлежит семейству муфтиев Бабахановых - Эшон Ба-бахану Абдулмаджидхану (1943-1957), Зияуддинхану ибн Эшон Бабахану (1957-1982), Шамсиддинхану Бабаханову (1982-1989).

50-60-е годы XX столетия в советском государстве начались новые гонения по отношению к исламу и другим религиям. В 1960 г. были приняты постановления ЦК КПСС и Бюро ЦК КП Узбекистана «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», а также решение Совмина УзССР «О закрытии «святых мест» и мазаров и передаче их в ведение Комитета по охране памятников материальной культуры при Совете Министров УзССР». В 1961 г. было закрыто медресе «Баракхан» как незаконно действующее учебное заведение, а медресе «Мир Араб» с общим контингентом в 40 человек осталось единственным мусульманским религиозным учебным заведением в СССР. В учебной программе был значительно сокращен объем часов, выделенных на изучение религиозных дисциплин, некото-

рые религиозные предметы, например история ислама, были исключены из программы. Особое внимание было уделено изучению светских предметов, таких как русский язык и русская советская литература, политэкономия, история народов СССР, история народов Востока, политическая и экономическая география стран Азии и Африки.

После развала СССР и провозглашения независимости каждое государство Средней Азии стало проводить самостоятельную политику в области исламского образования. Правительством Республики Узбекистан начала осуществляться политика по обеспечению свободы совести, возрождению и развитию исламской культуры, изучению и пропаганде богатого научного и культурного наследия предков, восстановлению и благоустройству исламских святынь. В деле наведения порядка в религиозной сфере важным шагом стало проведение государственной перерегистрации всех религиозных организаций, в том числе конфессиональных учебных заведений. Например, в 1992 г. общее число медресе по Узбекистану превышало 100. Из них только 20 находились в непосредственном ведении Управления мусульман Узбекистана (УМУ).

Нужно отметить, что во многих медресе вообще отсутствовала учебно-методическая документация. Занятия проводили недипломированные специалисты. В отличие от советского времени, в учебном процессе главный упор был сделан на освоение собственно религиозных дисциплин. При этом личные позиции преподавателей и выпускников резко отличались друг от друга. Государство приложило немало усилий для оказания помощи УМУ в установлении порядка в деятельности религиозных учебных заведений. В юридическом плане это выразилось в усилении законодательства по их регистрации и выдаче лицензий.

Изменения в сфере религиозного образования обусловили подготовку компетентных религиозных кадров в достаточном количестве. Особого внимания заслуживает Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан, принятое 22 августа 2003 г. Согласно этому постановлению, во-первых, учитывая тот факт, что в них преподаются религиозные и светские предметы, дипломы, выдаваемые выпускникам Ташкентского исламского института и средних специальных религиозных учебных заведений, были приравнены к государственным документам об образовании. Это позволило выпускникам активно интегрироваться в общественно-политическую жизнь общества. Во-вторых, медресе, прошедшие государственную регистрацию как объекты религиозного культур-

ного наследия, переданы в ведение Управления мусульман Узбекистана (УМУ). В-третьих, религиозные организации отныне стали оплачивать коммунальные услуги не как юридические, а как физические лица. Высвобождающиеся средства, а также благотворительные поступления направляются на ремонт и реконструкцию мечетей, укрепление учебной и материальной базы религиозных учебных заведений, материальное стимулирование деятельности имам-хатибов и преподавателей - мударрисов.

Сегодня исламское образование дается в Ташкентском исламском институте, десяти средних специальных исламских учебных заведениях, в том числе двух женских.

Ташкентский исламский институт имени имама аль-Бухари (ТИИ). Ташкентский исламский институт имени имама ал-Бухари (Олий Ма'хад) был создан 1 октября 1971 г. и располагался в здании медресе «Баракхан». Ныне он находится на территории архитектурного комплекса Хазрати Имом (Хастимом). В 7080-е годы в этом институте обучались студенты из Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, России, Татарстана и других республик. В настоящее время обучение проводится согласно утвержденному государственному образовательному стандарту и новым учебным планам. Учебные дисциплины преподаются по четырем блокам. Первый - гуманитарные и общественно-экономические, второй - математические и естественные, третий - общепрофессиональные, четвертый - специальные. В институте созданы два факультета: «Основы религии» и «История и правоведение ислама». В структуре факультетов функционируют три кафедры: кафедра религиозных наук, кафедра общественно-гуманитарных наук и кафедра иностранных языков. Для подготовки преподавателей для женских исламских средних специальных учебных заведений создана отдельная женская группа.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Ку-калдош». Среднее специальное исламское учебное заведение «Ку калдош» находится в здании медресе «Кукалдош». Медресе «Ку-калдош» считается уникальным историческим памятником архитектуры, построенным в 1569-1570 гг. в городе Ташкенте визирем ташкентских ханов Баракханом и его сыном Дервишем Мухамма-дом, прозванным Кукалдош, что означало «молочный брат хана». При входе за порталом расположена мечеть, справа аудитории, перекрытые куполами. Просторный двор окружен 38 хужрами, расположенными вокруг двора.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Мир Араб». Медресе «Мир Араб» построено в Бухаре Шейхом Саидом Абдуллой аль-Ямани на средства Бухарского эмира Убайдуллаха-на в 1530-1536 гг. Когда аль-Ямани исполнилось 22 года, он приезжает из Йемена в Самарканд в поисках знаний, где знакомится с последователем накшбандийского тариката Ходжой Ахрором Ва-лий. Позже он познакомился с Бухарским эмиром Убайдуллаха-ном и стал его духовным наставником. За глубокие познания в области суфизма местное население прозвало его «Мир Араб», что означало «арабский эмир». За большой вклад аль-Ямани в строительство медресе оно стало называться «Мир Араб». За всю историю деятельности медресе «Мир Араб» его выпускниками были многие видные религиозные деятели, приехавшие из государств Средней Азии, России, Азербайджана, Афганистана, Ирана получить традиционное исламское образование. В настоящее время в среднем специальном исламском учебном заведении «Мир Араб» учатся 113 студентов.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Саййид Мухйиддин Махдум». Медресе было построено по инициативе жителей кишлака Жалабек Олтинкульского района Андижанской области и начало свою деятельность в 1992 г. Оно носит имя авторитетного знатока исламского права, борца за сохранение религиозных ценностей Саййида Мухйиддина Махдума, который вел активную деятельность в 20-30-е годы XX в. Медресе «Саййид Мухйиддин Махдум» состоит из трех основных и четырех подсобных зданий, в которых расположились студенческое общежитие на 175 мест, 13 аудиторий, библиотека, медпункт, столовая и службы быта. В настоящее время в этом учебном заведении обучаются более 111 студентов.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Мулла Киргиз». Здание медресе было построено в 1914-1915 гг. жителем Намангана Атауллаханом и названо в честь зажиточного предпринимателя в области хлопководства и шелководства Муллы Киргиз Охунда (1850-1922), который своими поступками был известен как благочестивый мусульманин, постоянно оказывающий благотворительную помощь нуждающимся. В этом здании расположены администрация, шесть аудиторий, библиотека, компьютерный зал, комната духовности и просветительства, общежитие на 50 мест, столовая и спортзал. В учебном заведении кроме учебных занятий организованы кружки по чтению Корана, тажвид,

фикх, акоид и хадис. В настоящее время в этом учебном заведении обучаются 100 студентов.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Фах-риддин ар-Розий». Среднее специальное исламское учебное заведение начало работу в 1992 г. в здании мечети «Худайкули Эшон бобо» в Ханкинском районе Хорезмской области. В 1994 г. переехало в историческое здание «Дошкинжон бобо» в Ургенче. Этому учебному заведению дано имя великого мыслителя XII в. Имама Фахриддина ар-Розий, который долгие годы жил и творил в Бухаре, Ходженде, Мерве, Ургенче в период правления династии Хо-резмшахов. В новом двухэтажном здании, построенном в 19951997 гг., находятся четыре аудитории, актовый зал, комната духовности и просветительства, компьютерная аудитория, общежитие, столовая. В настоящее время в этом учебном заведении обучаются 85 студентов.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Ходжа Бухари». Среднее специальное исламское учебное заведение начало работу 2 сентября 1992 г. в городе Китаб Кашкадарьинской области. Оно названо именем ученого Саидахмада Вали Кулохдуза Ходжи Бухорий, который жил в XIV в. во времена Бахоуддина На-кшбанди и приехал в Китаб разъяснять сущность суфийского та-риката Накшбандийя. С открытием этого учебного заведения более 300 выпускников получили путевку в жизнь. Некоторые из них продолжают учебу в Ташкентском исламском университете, Национальном университете Узбекистана, Университете мировых языков, Каршинском государственном университете и других вузах республики. Большая часть выпускников стали имам-хатибами, работают мударрисами в исламских учебных заведениях, тем самым выполняя благородную миссию по разъяснению сущности исламского учения. В настоящее время в этом учебном заведении обучаются 127 студентов.

Среднее специальное исламское учебное заведение «Му-хаммад ибн Ахмад аль-Бируни». Среднее специальное исламское учебное заведение было образовано в 1992 г. в Нукусе, Республика Каракалпакстан. Оно названо именем великого ученого-энциклопедиста XI в. Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Бируни, который внес огромный вклад в развитие астрономии, физики, математики, геодезии, геологии, минералогии и медицины. В настоящее время в этом учебном заведении обучаются 64 студента.

Международный центр «Имам аль-Бухари». Этот центр был образован Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан в ноябре 2008 г. на базе центра изучения хадиса, созданного в 1991 г. в Пайарикском районе Самаркандской области. Центр назван именем великого мухаддиса Мухаммада ибн Исмаи-ла аль-Бурию. Деятельность международного центра осуществляется по направлениям: научно-исследовательская работа и переподготовка и повышение квалификации имам-хатибов и тех, кого интересует история и философия ислама, вопросы мусульманского права. Вместе с молодыми учеными Узбекистана повышение квалификации проходят и исследователи из стран СНГ, в частности, из Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана.

Женские средние специальные исламские учебные заведения. Сегодня в ведении Управления мусульман Узбекистана находятся два женских исламских средних специальных учебных заведения. Это «Хадичаи Кубро» в Ташкенте и «Джуйбори Калон» в Бухаре. В них обучаются более 200 студенток. Основную их часть составляют выпускницы общеобразовательных школ, по собственному желанию избравшие эту специальность. Среди них выделяются дочери имамов, с детства изучающие Коран и воспитанные в духе ислама. Основная цель названных учебных заведений - дать студенткам знания и практические навыки по специальности «религиоведение» с присвоением квалификации «преподаватель культуры поведения и начального арабского языка». Главной задачей женских медресе является подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями о религии, хорошо знающих историю мировых религий, в особенности ислама. Студентки наряду с религиозными дисциплинами изучают химию, физику, астрономию, биологию, математику, информатику, арабский, русский и английский языки, т. е. те предметы, которые включены в учебные планы колледжей. Кроме того, студенток обучают дополнительным специальностям, таким как швейное дело, кулинария, медицина и др. Это дает выпускницам еще одну возможность активно участвовать в общественной жизни страны. Окончившие женские медресе девушки преподают в школах и колледжах историю религий мира, арабский язык, правила поведения, работают советницами председателей махаллинских комитетов по вопросам религиозно-просветительской работы и нравственного воспитания. В настоящее время в ташкентском «Хадичаи Кубро» обучаются 85 студенток, а в бухарском «Джуйбори Калон» - 66 студенток.

Ташкентский исламский университет (ТИУ). Ярким примером гармонизации светских и духовно-богословских традиций является Ташкентский исламский университет (ТИУ), созданный в апреле 1999 г. Ташкентский исламский университет открыл возможности для возрождения богатого духовного и культурного наследия священной веры нашего народа - исламской религии, глубокого изучения религиозных, культурных, просветительских произведений великих ученых. Основной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов, бакалавров и магистров, глубоко освоивших основы и направления теологии, историю и философию исламской религии, а также изучивших современные светские науки, способных решать актуальные теоретические и практические задачи, стоящие перед обществом.

Необходимо отметить, что деятельность университета основана на трех основных направлениях. Это учебно-методический процесс, научно-теоретические исследования, духовно-просветительские мероприятия. В университете действуют три факультета: факультет истории и философии ислама; факультет исламского права, экономики и естественных наук; факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. В университете студенты учатся в группах с узбекским и русским языками обучения. В составе факультетов функционируют 10 кафедр, в том числе кафедра ЮНЕСКО по сопоставительному изучению мировых религий. В бакалавриате готовятся специалисты по четырем направлениям: религиоведение и исламоведение; международные экономические отношения; информатика и информационные технологии.

В магистратуре готовятся специалисты по четырем специальностям: религиоведение; исламоведение; исламское право; правовые системы мусульманских стран.

Таким образом, исследование современного состояния исламского образования в Узбекистане позволяет сделать следующее обобщение:

- Прием абитуриентов в духовные учебные заведения осуществляется только из числа людей, имеющих обязательное среднее образование. Во всех религиозных учебных заведениях наряду с религиозными дисциплинами преподаются и светские. Соотношение религиозных и светских дисциплин составляет 60:40.

- Во всех средних специальных исламских учебных заведениях по блоку «общие дисциплины» преподаются родной язык и литература, иностранные языки, история Узбекистана, философия, основы духовности, основы государства и права, обществоведе-

ние, педагогика, психология, география, физика, химия, астрономия, биология, математика, информатика.

- В блоке «специальные дисциплины» студенты изучают историю религий, арабский язык, историю ислама, теологию, мусульманское право, хадисоведение, тажвид, тафсир.

- Студентов духовных учебных заведений обучают также народным ремеслам и полезным профессиям, таким как резьба по дереву, художественный орнамент, золотошвейное дело, ковроткачество, каллиграфия, кройка и шитье и др.

- Исламские учебные заведения имеют собственные библиотеки, в которых в общей сложности хранятся 32 тыс. экз. религиозной, научной, политической, духовно-просветительской литературы, учебники и учебные пособия.

- Уделяется большое внимание использованию технических средств обучения, укрепляется материально-техническая база учебных заведений. В каждом учебном заведении созданы компьютерные классы, в которых студент овладевают современной компьютерной техникой.

- В целях дальнейшего совершенствования методов образования, усиления отдачи от учебного процесса налажена переподготовка педагогических кадров, которая осуществляется на курсах повышения квалификации, организованных при Ташкентском исламском университете, где преподают видные богословы, компетентные ученые, профессора и деятели науки.

- Во всех медресе преподают специалисты, имеющие религиозное высшее образование и понимающие необходимость воспитания в молодых людях религиозной толерантности. Светские науки преподаются лучшими специалистами государственных учебных заведений. Выпускники медресе работают в религиозных организациях, а также в государственных учреждениях, где имеется потребность в кадрах с религиозным образованием.

Рассматривая исламское образование в Узбекистане, можно сказать, что в исламских средних специальных учебных заведениях преподается истинная, миролюбивая, толерантная суть ислама, а Управление мусульман Узбекистана (УМУ) находится на пути восстановления былой славы Среднеазиатского региона как теологического центра, традиционно пропагандирующего толерантный, миролюбивый ислам.

«Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве»,

М, 2009 г., с. 94-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.