долины превратились в опасную зону, где возникли новые проблемы, возрождаются старые противоречия; этничность, гражданство, территориальность претерпели коренную трансформацию, которая шла разными путями в отдельных страновых частях Ферганской долины, и в результате понятия идентичности и представления об этнической территории имеют различное наполнение, вступают в противоречия между собой; вклад в разрастание конфликтности вносит рыночная экономика, так как растет конкуренция «без правил», расширяется круг сторон конфликта, включая пограничников, криминалитет, диаспоры, международные организации; усилия государств и международных организаций, направленные на снижение конфликтности, сводятся к установкам на максимально возможное обеспечение инфраструктурной, транспортной и энергетической независимости приграничных сообществ друг от друга, в результате чего разрушается взаимосвязь сообществ; страхи и опасения сторон порождают новые конфликты и одним из факторов, генерирующих страх, является так называемая «исламская угроза», которая заставляет страны минировать границы, препятствовать передвижению людей, товаров и транспорта.
Поиск выхода из этой тяжелой и запутанной ситуации может быть успешным только благодаря разработке новых стратегий управления конфликтами, скоординированным действиям властей всех уровней, учитывающим позиции и интересы местных сообществ.
Автор реферата Е.Л. Дмитриева
Гафуров У.Т.,
ректор Ташкентского исламского института им. Имама Ал-Бухари (при Управлении мусульман Узбекистана) ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН УЗБЕКИСТАНА
Ключевые слова: исламское образование, Духовное управление мусульман Узбекистана, Ташкентский исламский институт, ханафитская богословско-правовая школа, традиционализм, гуманистические идеи ислама, реисламизация, религиозный радикализм.
История исламского образования в Узбекистане насчитывает более 12 веков. Еще в 1Х-Х вв. здесь существовала разветвленная сеть медресе, где преподавались как исламские, так и естественные (светские) науки. По существу медресе заменяло систему среднего специального и высшего образования. Но особенно интенсивно эволюционные процессы системы исламского образования заметны в конце ХХ - начале ХХ1 в.
Необходимость анализа процесса эволюции религиозного образования в современном Узбекистане, учебно-методического содержания новых образовательных программ в исламских учебных заведениях, понимания общих процессов, связанных с трансформацией и реформированием системы современного исламского образования, становится очевидным.
В попытке манипулировать мусульманскими верующими с тем, чтобы они обеспечивали поддержку новой власти, в 20-е годы ХХ в. советское правительство выступило с заявлениями поддержки мусульман, обещая им религиозную свободу. Однако спустя даже десятилетие, когда обнаружилось, что в связи с высокой религиозностью мусульман антирелигиозная государственная политика не достигла успеха среди последователей ислама, советское правительство предприняло ряд мер, в результате которых сеть мусульманских учебных заведений в Узбекистане была практически уничтожена.
I. Формирование и функционирование сети учреждений мусульманского образования Управления мусульман Узбекистана в советское время с 1943 по 1991 г.
Единственными легальными и доступными для советских мусульман в 40-50-е годы ХХ в. учебными заведениями по подготовке религиозных кадров1 не только для Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), но и для всех четырех исламских духовных управлений бывшего СССР2 стали:
1 Имамы мечетей, мударрисы исламских учебных заведений, руководители регионального ранга - кади, муфтии и другие религиозные служители.
2 С 1944 г. управление духовными делами мусульман СССР осуществляли четыре независимых друга от друга центра - Духовные управления мусульман (ДУМ) Средней Азии и Казахстана (Ташкент), ДУМ Закавказья (Баку), ДУМ
восстановленное медресе Мир-и 'Араб (известна с 1540 г., воссоздана в 1945 г.) в Бухаре и медресе Барак-хан (1956-1961) в Ташкенте. На базе последнего в 1971 г. был создан Ташкентский исламский институт ('Алий ма 'хад) имени Имама ал-Бухари, который функционирует по настоящее время.
На формирование перечисленных учебных заведений в новых условиях большое влияние оказало семейство муфтиев САДУМ Бабахановых - Ишан Бабахан Абдулмаджидханов (19431957), Зияутдинхан Бабаханов (1957-1982), Шамсиддинхан Баба-ханов (1982-1989).
В мае 1945 г. САДУМ принял постановление «О создании двух медресе в гг. Ташкент и Бухара», с общим контингентом учащихся 90 человек и сроком обучения 9 лет. Учебный цикл состоял из двух ступеней: первая ибтида 'и (5 курсов) и вторая рушди (4 курса).
После долгой переписки с Москвой 10 октября 1945 г. Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК) СССР принял распоряжение об открытии в гг. Ташкенте и Бухаре мусульманских духовных училищ.
С 1 октября 1946 г. в медресе «Мир Араб» началось обучение 30 студентов. По решению САДУМ, учебный год начался 2 октября и продолжался до 1 мая, т. е. шесть месяцев с учетом зимних каникул. С 1962/63 уч. г. продолжительность учебы была изменена на восемь месяцев (с 1.09 по 1.05)1.
Директором «Мир Араб» был назначен Такаев Абдухамид. Учителями Мухитдинов Ходжиакбархан (главный мударрис, учитель арабского языка, сарф, нахв, кираат, тажвид) и Изамов Гулям (преподаватель, учитель узбекского языка, сарф, нахв, хуснихат, хисаб)2.
Но открытие медресе «Барак-хан» затянулось, и только в 1956 г. при содействии бывшего Уполномоченного советов в УзССР Иногамова3 было принято окончательное решение об
Северного Кавказа (Буйнакск (ныне Махачкала)), ДУМ Европейской части СССР и Сибири (Уфа).
1 Информация о начале учебного года в духовном училище медресе «Мир Араб» в г. Бухаре - ЦГА Узбекистана, фонд № 837, опись № 39, дело № 1319, лист 18 (13.09.1962 г.).
2 Список руководящего и обслуживающего состава медресе «Мир Араб» г. Бухара - ЦГА Узбекистана, фонд № 2456, опись № 1, дело № 92, лист 104 (1945).
3 В 04.02.1960 г. его отстранили от работы за попустительство, помощь и поддержку мусульманского духовенства с объявлением строгого выговора
открытии второго медресе в Ташкенте. Протоколом № 4 заседания полного состава членов Президиума САДУМ от 22 мая 1956 г. 6-7-8 классы медресе «Мир Араб» были переведены в медресе «Барак-хан», а 1-5 классы остались в «Мир Араб».
Директором медресе «Барак-хан» был назначен заместитель председателя САДУМ Фазылходжа Садикходжаев, заведующим учебной частью - бывший секретарь Сиражитдин Зияутдинов1. Позже директором был назначен заместитель председателя САДУМ Исмаил Саттиев (1959), а завучем - Шаикрам Шаисламов (1962). Здесь преподавали Фазилхаджа Садикхваджаев, Мухиддин Бабахаджаев, Сулайман-кари Хамидов и Мухаммад-Амин Абду-рахманов. 1 ноября 1956 г. учеба началась в здании гостиницы мечети «Тилла-Шайх» (г. Ташкент) и в двух классах медресе «Барак-хан»; учащихся было 34 человека (16-18), 23 из которых были из Узбекистана, четыре - из Таджикистана, четыре - из Киргизстана, два - из Казахстана и один - из Каракалпакской АССР.
В то время в обоих учебных заведениях преподавались 13 предметов, четыре из которых - религиозные (тафсир, хадис, мусталах ал-хадис - терминология хадиса, фикх), а семь - языковые (синтаксис, литература и риторика арабского языка, сочинение слов на арабском языке, русский и персидский языки) и два - светские (экономическая география, история СССР). Результаты полученных учащимися знаний оценивались мударрисами и преподавателями. Межсессионные экзамены обычно проводились по пяти предметам: тафсир, хадис, фикх, синтаксис (нахв), красноречие (балагат)2.
В хрущёвскую эпоху (1953-1964) в стране начались новые гонения по отношению к исламу и другим конфессиям. В 1960 г. были приняты постановления ЦК КПСС и Бюро ЦК КП Узбекистана «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», а также решение Совмина УзССР «О закрытии "святых мест" и мазаров и передаче их в ведение Комитета по охране памятников материальной культуры при
с занесением в учетную карточку. 18 ноября 1960 г. вопрос об Иногамове повторно обсуждался на Бюро ЦК КП Узбекистана, постановлением которого Иногамов был исключен из рядов КПСС.
1 Информация о начале 1960/61 уч. г. в духовных училищах Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана - ЦГА Узбекистана, фонд № 2456, опись № 1, дело № 275, лист 2.
2 Учебный план медресе «Мир Араб» - ЦГА Узбекистана, фонд № 2456, опись № 1, дело № 92, лист 105 (1945).
Совете Министров УзССР», тем самым был закрыт один из основных каналов доходов САДУМ.
Среди прочих, в 1961 г. было закрыто медресе «Барак-хан» как незаконно действующее; медресе «Мир Араб» с общим контингентом 40 человек осталось единственным мусульманским религиозным учебным заведением1.
В учебной программе был значительно сокращен объем часов, выделенных на изучение религиозных дисциплин, а некоторые религиозные предметы, например история ислама, были вовсе исключены из программы. Особое внимание было уделено изучению русского языка и других светских предметов (русская советская литература, политэкономия, история народов СССР, история народов Востока, политическая и экономическая география стран Азии и Африки)2.
Решение об открытии Ташкентского исламского института имени Имама ал-Бухари было принято Советом по делам религий СССР в 1969 г., но институт начал функционировать только с 1971 г.
По программе на все четыре курса было предусмотрено 5878 учебных часов, из них 2812 (46,2%) - на религиозные дисциплины и 3066 (53,8%) - на светские. Учебная программа состояла из 21 дисциплины, в том числе: география СССР, Конституция СССР, история СССР, физкультура, основы государства и права3.
Значительное место в обучении и воспитании учащихся уделялось внеклассным работам. В целях повышения «культурного и политического уровня» учащихся среди них регулярно проводились лекции по актуальным вопросам международной жизни, важнейшим событиям дня.
Выписывалось более 25 наименований журналов и газет общесоюзного и республиканского уровней (журналы «Наука и жизнь», «Наука и религия», «Советский Союз», газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Совет Узбекистони» и др.).
1 Письмо № 150 от 12.07.1961 заместителя уполномоченного советов по делам религиозных культов при Совете Министров УзССР А. Иванова заместителю Председателя СовМина УзССР - ЦГА Узбекистана, фонд № 837, опись № 39, дело № 900, лист 1.
2 Информация о начале учебного года в духовном училище медресе «Мир Араб» в г. Бухаре - ЦГА Узбекистана, фонд № 837, опись № 39, дело № 1319, лист 19 (13.09.1962 г.).
3 Справка о деятельности мусульманских учебных заведений, функционирующих на территории Узбекской ССР, - ЦГА Узбекистана, фонд № 2456, опись № 1, дело № 589, лист 18.
Обязательным для студентов стал просмотр информационной программы «Время» Центрального телевидения, в каждой келье были установлены радиорепродукторы. Один раз в месяц организовывалось коллективное посещение кино или театра1.
Просьбы учащихся об увеличении часов на преподавание религиозных предметов оставлялись без внимания. Высказывания же иностранных религиозных деятелей, посетивших СССР, сводились в основном к оценке низкого уровня преподавания религиозных предметов, арабского языка и малого количества учащихся.
Состояние исламского образования в рассматриваемый период в решающей степени зависело от отношения к нему со стороны как центральных, так и местных властей. Здесь заметно явное отличие нового советского конфессионального учебного заведения от традиционного - переход от индивидуальных занятий к коллективным. Именно на этом моменте терялось качество усвоения материала студентами и оценки их знаний. В учебном плане заметно деление дисциплин на две группы (светские, религиозные), причем светские дисциплины (история Родины, география, русский язык и др.) впервые, даже по сравнению с программой, разработанной по новым методикам для конфессиональных учебных заведений, стали превалировать над собственно религиозными.
В методике преподавания религиозных дисциплин также произошли серьезные изменения. Первым делом было отказано традиционной системе - преподавания по старым классическим учебникам-сочинениям средневековых авторов. При их замене заметны две тенденции: 1) идеологические установки традиционалистской школы; 2) попытки подражать арабским мусульманским университетам. Важную роль в этом сыграли стажировки ответственных работников САДУМ в исламских университетах арабского мира.
Отсутствие специального методического органа и опытных методистов дало свои негативные результаты. Рабочие учебные планы составлялись самими преподавателями (мударрисами) очень поверхностно: за все годы существования САДУМ не было издано ни одного своего учебно-методического пособия или учебника. Основная цель учебного заведения состояла в подготовке кадров, лояльно настроенных по отношению к советскому госу-
1 Справка о деятельности мусульманских учебных заведений, функционирующих на территории Узбекской ССР, - ЦГА Узбекистана, фонд № 2456, опись № 1, дело № 589, лист 20.
дарству, не особо сильно образованных в религиозных науках. По существу многие студенты проводили время в стенах этого заведения с единственной целью - легализовать религиозное образование, полученное ими в частном порядке (в худжре или в семье).
«Перестройка» второй половины 80-х годов прошлого века положила начало либерализации отношения к религии и верующим. Такая либерализация стала неожиданностью, в первую очередь, для государственных органов. С развалом Советского Союза начались бесконтрольные процессы в духовной жизни общества. Строительство мечетей и медресе разворачивалось в каждом малом селении, кварталах крупных населенных пунктов и городов. Их количество не поддается точному учету. Если в 1989 г. мечетей было 89, то в 1993 г. - их стало более 3 тыс. Почти при каждой мечети создавались «школы по изучению Корана» или иные школы. Тогда же началась легализация подпольных религиозных учебных заведений.
Открытость общества породила новое явление: началось интенсивное проникновение на территорию Узбекистана различных исламистских организаций, ввоз огромного количества исламской литературы. Среди таких организаций наибольшую активность проявили «Джама'ат-и таблиг», «Хизб ат-Тахрир ал-ислами», турецкие, иранские и саудовские организации.
Эти и другие тенденции, начавшиеся в годы перестройки, получили новое развитие и в постсоветский период.
II. Система исламского образования Управления мусульман Узбекистана в годы независимости с 1991 г. по настоящее время
За период советского правления в Центрально-Азиатском регионе вследствие репрессивной, атеистической политики в отношении религии произошло значительное ослабление роли традиционной модели ислама, принадлежащей к ханафитской бого-словско-правовой школе, как наиболее либеральной, толерантной к «религиозному инакомыслию» мазхабу, сложившемуся в течение веков и представляющему собой синтез исламских положений и местных доисламских традиций.
В начале 1990-х годов ключевым моментом ослабления позиций местного ислама и роста нетрадиционных для региона исламских течений, в том числе радикальных и ранее неизвестных
в регионе, стала критическая нехватка квалифицированных кадров среди духовенства (имамов, преподавателей, ученых-богословов, знатоков исламских наук).
В первые годы независимости возникла необходимость в зарубежном религиозном образовании с целью приобретения духовенством профессионального исламского образования. Данный процесс вначале во многом носил хаотичный и непродуманный характер. Наряду с отправкой за рубеж на обучение в известные мировые исламские образовательные центры, такие как Аль-Азхар (в Египте), большое количество студентов из стран Центральной Азии попало в малоизвестные, сомнительные учебные заведения (в Пакистане, Саудовской Аравии и т.д.). Все это способствовало тому, что вместо приобретения профессиональных знаний в области мусульманского богословия многие студенты познакомились с радикальными направлениями в исламе, в том числе и с идеологией так называемого «чистого ислама», «исламского халифата».
С другой стороны, к моменту активного проникновения извне в регион различных радикальных исламских организаций, выступающих под лозунгами возращения мусульманским народам «истинного» ислама, на территории Центральной Азии сформировалась протестная база среди неформального духовенства, поддерживающего идею реисламизации мусульманского общества региона в рамках «чистого ислама».
Тогда существовала убежденность, что из арабо-мусульман-ского мира придут только чистые идеи, лишенные какой-либо политической подоплеки. Между тем процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей оказался очень болезненным -было подорвано единство традиционалистов, создана благоприятная почва для бесконтрольного распространения различных течений ислама, в том числе радикальных и ранее неизвестных в регионе.
К моменту активного проникновения извне в регион различных радикальных исламских организаций, выступающих под лозунгом возращения мусульманским народам «истинного» ислама на территории Центральной Азии, жаждущая в информационном и идеологическим плане часть мусульманского населения вместо приобретения знаний о созидательной сущности ислама познакомилась и впитала, как губка, учения радикальных групп, в том числе и идеологию так называемого «чистого ислама», «исламского халифата».
Комплекс причин роста влияния идей религиозного радикализма был вызван также неосведомленностью многих простых мусульман о внутренней природе и гуманистических идеях исламской религии. Несмотря на то что имеются существенные различия между традиционным исламом и религиозными экстремистскими идеями, последние обрели достаточное количество сторонников среди населения.
С развалом Советского Союза начались бесконтрольные процессы возрождения религии. Строительство мечетей и медресе разворачивалось в каждом малом селении, кварталах крупных населенных пунктов, городов. Их количество не поддается точному учету. Если в 1989 г. мечетей было 89, то в 1993 г. - их стало более 3 тыс.
Почти при каждой мечети создавались «курсы по изучению Корана» или иные религиозные школы. Общее число исламских учебных заведений (медресе) по Узбекистану в 1992 г. превышало 100. Из них только 20 находились в непосредственном ведении Управления мусульман Узбекистана1.
Нужно отметить, что во многих этих медресе вообще отсутствовала учебно-методическая документация. Занятия проводили недипломированные специалисты. В отличие от советского времени, в учебном процессе главный упор был сделан на освоение собственно религиозных дисциплин. При этом личные позиции преподавателей и выпускников резко отличались друг от друга.
Проблема ограниченного, недостаточного количества квалифицированных религиозных кадров, вызванная хаотичностью открытия религиозных организаций (мечетей и медресе), бесконтрольностью назначения имамов, неграмотностью большинства священнослужителей (часто минбари - трибуны мечетей занимали далекие от религии люди), привела к невозможности эффективного религиозного противодействия проникновению религиозных экстремистских идеологий.
Вышеперечисленные факторы и обстоятельства определяли актуальность возрождения традиционных для региона исламских традиций, раскрытых в научных трудах великих мыслителей Мавераннахра, и подчеркивали необходимость совершенствования
1 Список медресе, подведомственных Управлению мусульман Маверан-нахра, - Архив отдела религиозного образования Управления мусульман Узбекистана.
системы мусульманского образования и подготовки квалифицированных религиозных кадров.
Как подчеркивал первый президент Республики Узбекистан И. Каримов, «необходимо мобилизовать силы и помочь просвещенному, толерантному исламу самому противостоять тем воинствующим фанатичным силам, которые пытаются доминировать в исламе».
Большое значение придавалось противопоставлению созидательной сущности традиционной модели ислама нетрадиционным идеологиям, а также проведению широкомасштабной разъяснительной работы среди населения, раскрывающей, с одной стороны, содержание и сущность духовно-нравственных ценностей ислама, а с другой - негативные стороны идеологии экстремизма, тем самым ослабляя позиции последнего.
После достижения независимости государством было выработано новое отношение к религии. При проведении религиозной политики в независимом Узбекистане соблюдаются два принципа:
1. Светский характер государства.
2. Его толерантность - веротерпимое и равноправное отношение ко всем религиям, стремление к развитию созидательного сотрудничества с религией.
В деле наведения порядка в религиозной сфере важным шагом стало проведение государственной перерегистрации всех религиозных организаций, в том числе конфессиональных учебных заведений.
Государство предприняло немало усилий для оказания помощи УМУ в установлении порядка в деятельности религиозных учебных заведений. В юридическом плане это выразилось в ужесточении законодательства по их регистрации и выдаче лицензий.
Изменения в сфере религии обусловили подготовку компетентных религиозных кадров в достаточном количестве. До открытия в нынешнем году по инициативе президента страны Шавката Мирзиёева Высшего медресе «Мир Араб» в г. Бухаре в Узбекистане функционировали Ташкентский исламский институт, десять среднеспециальных исламских учебных заведений, в том числе два женских1.
1 В июне 2017 г. Министерство юстиции Узбекистана зарегистрировало Высшее медресе «Мир Араб» в Бухарской области в качестве еще одного высшего религиозного образовательного учреждения.
Заслуживает особого внимания постановление кабинета министров Республики Узбекистан, принятое 22 августа 2003 г. Согласно этому постановлению, во-первых, дипломы, выданные выпускникам Ташкентского исламского института и среднеспе-циальных религиозных учебных заведений, учитывая тот факт, что в них преподаются религиозные и светские предметы, были приравнены к государственным документам об аттестации.
Во-вторых, религиозные объекты (мечети, медресе), прошедшие государственную регистрацию как объекты культурного наследия, передаются Управлению мусульман Узбекистана для пользования.
В-третьих, религиозные организации отныне будут оплачивать коммунальные услуги не как юридические, а как физические лица. Высвобождающиеся средства, а также благотворительные поступления будут направляться на ремонт и реконструкцию мечетей, укрепление учебной и материальной базы религиозных учебных заведений, материальное стимулирование деятельности имам-хатибов и преподавателей-мударрисов.
В Ташкентском исламском институте дисциплины преподаются по четырем блокам: гуманитарные и общественно-экономические, математические и естественные, общепрофессиональные, специально-исламские предметы.
Во всех средних исламских учебных заведениях по блоку «общие дисциплины» преподаются родной язык и литература, иностранные языки, история, основы духовности, основы государственного права, обществоведение, педагогика, психология, эстетика, география, физика, химия, астрономия, биология, математика, информатика.
В блоке «специальные дисциплины» студенты изучают историю религий, арабский язык, историю ислама, теологию, мусульманское право, хадисоведение, рецитацию Корана, тафсир. Кроме этого, в медресе также обучают художественному ремеслу, здесь функционируют кружки по каллиграфии и по орнаменту. Особое внимание уделяется занятию спортом. Начиная с 2000/01 уч. г. стало традицией проведение спортивных состязаний между духовными учебными заведениями в рамках программы «Баркамол авлод» (Всесторонне развитое поколение).
В целях дальнейшего совершенствования методики образования, усиления отдачи от учебного процесса налажена также переподготовка педагогических кадров. На курсах повышения квалификации, организованных при Ташкентском исламском уни-
верситете, преподают видные богословы республики, компетентные ученые, профессора и деятели науки.
Студентов исламских учебных заведений обучают также народным ремеслам и полезным профессиям, таким как резьба по дереву, художественный орнамент, золотошвейное дело, ковроткачество, каллиграфия, кройка, шитьё и др.
Учебные заведения имеют собственные библиотеки, оснащенные необходимой религиозной, научной, политической, духовной, просветительской литературой, учебниками и пособиями. В фондах библиотек накоплены более 32 тыс. томов книг, 22 тыс. из которых - религиозного, остальное светского содержания.
Уделяется большое внимание использованию технических средств в процессе обучения, постоянно укреплялась материально-техническая база. В каждом учебном заведении начали функционировать компьютерные классы, в которых студенты овладевают современной компьютерной техникой.
Начиная с 2002/03 уч. г. проводится единая олимпиада по всем предметам, что стимулирует рост интереса студентов к научным и учебным дисциплинам1.
Важно отметить придание нового мощного импульса вопросам обеспечения социальной стабильности, сохранения истинной сути и содержания священной религии ислам, сохранения и изучения богатейшего религиозно-духовного наследия великих предков после прихода к власти нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
Глава государства наряду с расширением международного сотрудничества и укреплением межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе уделяет особое внимание повышению уровня знаний народа об истинной сути и содержании религии, а также необходимости посредством жизненных и действенных примеров прививать молодежи здоровое отношение к религии.
«Важнейшей задачей мы считаем довести до широкой мировой общественности подлинно гуманистическую суть Ислама. Мы чтим нашу священную религию как средоточие исконных ценностей. Мы решительно осуждаем и никогда не примиримся с теми, кто ставит нашу великую веру в один ряд с насилием и кровопролитием. Ислам призывает нас к добру и миру, сохране-
1 Управление мусульман Узбекистана (на узбекском, английском, русском, арабском языках). - Ташкент, 2014. - С. 78-93.
нию подлинного человеческого начала», - подчеркнул Ш. Мирзиёев, выступая на недавней 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Изменения в государственной политике в отношении религии, а также коренные перемены в образовательной сфере позволили решить широкий круг вопросов, связанных с совершенствованием системы исламского образования в Узбекистане.
В целях дальнейшего совершенствования методики образования, усиления отдачи от учебного процесса происходят структурные изменения, наблюдается улучшение в организации учебного процесса. Изменились и расширились цели среднего и высшего исламского образования. В системе исламского образования отмечаются новые подходы к разработке образовательных стандартов, аттестации научно-педагогических кадров. Появились новые требования к интеллектуальному уровню религиозных кадров, призванные помочь им ответить на злободневные вопросы современности.
Разрабатываются и последовательно воплощаются в жизнь новые программы мер по дальнейшему комплексному и качественному развитию системы исламского образования, совершенствованию учебно-методического содержания образовательных программ исламских учебных заведений, повышению уровня подготовки высококвалифицированных религиозных кадров, укреплению и модернизацию материально-технической базы исламских образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными, информационно-коммуникационными технологиями.
В системе мер по возрождению и более глубокому изучению религиозно-духовного наследия предков, подготовке квалифицированных кадров в сфере религии следует особо отметить, что уже с начала текущего года по инициативе и согласно постановлениям президента Узбекистана созданы международные научно-исследовательские центры имени Имама ат-Термизи в г. Термезе и имени Имама ал-Бухари в Самарканде, Центр исламской цивилизации в г. Ташкенте, еще одно высшее исламское учебное заведение - Высшее медресе «Мир Араб» в г. Бухаре.
Начиная с 2017/18 уч. г. учебные программы девяти исламских среднеспециальных учебных заведений (медресе) совершенствованы на уровне бакалавриата.
В 2017 г. произошло много радостных событий и в Ташкентском исламском институте. В частности, увеличены квоты приема абитуриентов на 70%. В целях обеспечения мечетей имам-хатибами с высшим исламским образованием в институте создано
новое специальное заочное отделение со сроком обучения три года. В 2017/18 уч. г. в специальное заочное отделение поступило 60 действующих имам-хатибов республики, имеющих среднее специальное исламское образование и стаж практической работы в мечетях не менее пяти лет.
С ноября 2017 г. при Управлении мусульман Узбекистана начали свою деятельность пять исламских научных школ: школа исламского права (фикх) при научном центре Бурханиддина ал-Маргинани в Фергане, школа хадиса при научном центре ал-Бухари в Самарканде, школы исламской теологии (акида) при научных центрах Имама ал-Матуриди в Самарканде и Абул-Муина ан-Насафи в Кашкадарье, школа тасаввуфа при научном центре Бахауддина Накшбанда в Бухаре.
Указом президента Шавката Мирзиёева от 15 декабря 2017 г. создана Исламская академия Узбекистана. Учредителем негосударственного высшего образовательного и научно-исследовательского учреждения выступает Управление мусульман Узбекистана.
Деятельность Исламской академии Узбекистана, которая 15 января 2018 г. была зарегистрирована Министерством юстиции, направлена на обеспечение высших и средних специальных религиозных образовательных учреждений страны высококвалифицированными научными и педагогическими кадрами.
В Исламской академии будут готовиться магистры по специальностям «Корановедение», «Наука фикх», «Хадисоведение» и «Наука калам». Кроме того, здесь будут функционировать базовая докторантура (PhD) и докторантура Doctor of Science.
Для обучения и ведения научных исследований на контракт-но-грантовой основе будут приниматься граждане Узбекистана и других стран. Для независимых исследователей планируется внедрение возможностей дистанционного образования и самостоятельного ведения исследований.
Квота приема студентов на магистратуру академии на 2018/19 уч. г. определена в количестве 16 мест. В последующие годы квота будет определяться Управлением мусульман в зависимости от потребностей в научно-педагогических кадрах.
При новой академии будет действовать Специализированный научный совет по защите магистерских и докторских диссертаций и присвоению научных степеней магистра исламоведения, доктора философии (PhD) и доктора (Doctor of Science) исламове-дения.
Таким образом, можно сказать, что исламские учебные заведения УМУ (девять медресе, Ташкентский исламский институт и Высшее медресе «Мир Араб»), Исламская академия Узбекистана совместно с исламскими академическими школами (фикха, акиды, хадиса, тасаввуфа) и научно-исследовательскими центрами (Имама ат-Термизи, Имама ал-Бухари, Центр исламской цивилизации) создадут единую систему непрерывного исламского образования и науки.
Подводя итоги сказанному, особо хотим отметить, что за прошедшие годы Управление мусульман Узбекистана поднялось на качественно новый уровень в сфере подготовки квалифицированных религиозных кадров, возрождения и более глубокого изучения бесценного религиозного наследия ученых и богословов Мавераннахра, противодействия невежеству просвещением, воспитания молодежи в духе национальной гордости, толерантности и общечеловеческих ценностей.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».