и экспорте полезных ископаемых и энергоресурсов. Хотя в России такой сегмент экономики очень значителен, ее положение среди стран БРИКС наилучшее (+3), тем не менее этот показатель невысокий, такой же имеет, например, Центральноафриканская Республика, стоящая в рейтинге по ИЧР на предпоследнем, 188-м месте. Отрицательные величины отмечены у Индии, Китая и ЮАР: -5; -9; -23 соответственно.
Исходя из шагов российского правительства за последние два-три года, направленных на экономическое и финансовое оздоровление, а также на поддержку социальной сферы, есть основания надеяться, что достигнутый уровень человеческого развития россиян останется стабильным. Тенденциозные данные таблицы 1 показывают, что на всех этапах постсоветского периода, даже в самые трудные времена, потенциал человеческого развития в России оставался и остается выше общемирового показателя. Условия для этого были заложены в СССР - передовом социальном государстве. В наследие оно оставило не только мощную экономическую инфраструктуру, но и общепризнанные достижения в науке, образовании, здравоохранении, культуре. На них еще многое держится. Кроме того, мы обладаем огромными природными ресурсами, и если использовать их с умом, можно надеяться, что развитие России станет более устойчивым.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»
Дмитриева Е.Л.,
старший научный сотрудник (ИНИОН РАН) ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. В статье рассматривается история мусульманского образования в России. Анализируются три периода существования системы исламского обучения в России: дореволюционный, советский и постсоветский.
Ключевые слова: исламское образование; богословие; медресе; мактаб; традиционализм; джадизм; «Мир-Араб»; Духовное управление мусульман.
Исламское образование в России насчитывает много веков, но до сих пор находится на стадии формирования, и одной из при-
чин такого положения дел являются события, происходившие в истории нашей страны на протяжении всего ХХ в.
Исторически на территории России исламское образование можно было получить в мактабах (начальных школах, организованных при мечетях) и медресе. В медресе поступали юноши, уже прошедшие обучение в мактабе. Мактабы и медресе - это традиционные для России исламские учебные заведения, которые являлись основой для последующей подготовки мусульманского духовенства. Мактабы и медресе действовали во всех районах компактного проживания мусульманского населения в России, что позволяло любому человеку, исповедовавшему ислам, получить религиозное образование. Из окончивших медресе получались высокообразованные специалисты по богословию, которые свободно владели литературным арабским языком. Подобная система религиозного исламского образования существовала на территории Российской империи вплоть до революции 1917 г. и последовавших вслед за ней изменений во всех сферах жизни российского общества.
На начало XX в. исламское образование в России было представлено двумя школами - традиционной и джадидской. Традиционная школа давала знания, основанные на классических принципах исламского богословского образования. Выпускники таких учебных заведений, получив глубокие религиозные знания в области ислама и мусульманского богословия, практически были нацелены на решение внутриконфессиональных проблем. Вопросы адаптации системы религиозного образования к изменяющимся российским и мировым реалиям в традиционных учебных заведениях игнорировались, поэтому их выпускники за пределами самой мусульманской общины практически не были востребованы. Пытаясь сохранить традиционные устои исламской уммы, представители традиционализма выступали против всех, даже кажущихся на первый взгляд незначительных новшеств. Традиционализм явился ответной реакцией на наметившиеся перемены, которые обозначились в социально-экономической и духовно-идеологической жизни российского общества во второй половине Х1Х в., когда наметился поворот на путь современного развития.
Приверженцы джадидской школы (араб. «усуль-аль-джадид», т.е. новый метод) призывали модернизировать систему обучения, включив в процесс обучения светские дисциплины, освоение которых было необходимо мусульманскому сообществу для того,
чтобы привести традиционные мировоззренческие системы в соответствие с быстро меняющимися требованиями времени.
Усилиями джадидов в учебные программы медресе были введены такие дисциплины, как иностранный язык, физика, химия, математика, психология, гигиена, агрономия, экономика, бухгалтерия и коммерция. Реформаторы нередко встречали сопротивление консервативно настроенных имамов, названных кадимистами (араб. «кадим», т.е. старый). И если представители мусульманского духовенства - известнейшие богословы, как правило, являлись выпускниками традиционных исламских учебных заведений, то интеллигенцию мусульманских народов представляли выпускники джадидских учебных заведений. Основные джадидские медресе, как правило, функционировали в городской среде, в отличие от традиционалистских, остававшихся в большинстве своем в сельской местности.
Конец этому противостоянию положила советская власть -к началу 30-х годов ХХ в. были закрыты большая часть мечетей и мусульманских религиозных учебных заведений, и таким образом система исламского религиозного образования была разрушена. Окончательный упадок системы исламского образования происходит после перевода (конец 20-х и середина 30-х годов прошлого века) письменности мусульманских народов СССР с арабской графики на латиницу, а впоследствии на кириллицу.
Тем не менее само исламское религиозное образование окончательно не исчезло. Так как интерес населения к религиозным знаниям сохранялся, то обучение религиозным дисциплинам в этот период осуществлялось неофициально (в частных домах, на квартирах или в условиях труднодоступной местности, например в удаленных аулах).
В годы Великой Отечественной войны религиозная политика советского государства подверглась существенной корректировке - смягчению позиции государства по отношению к религии. Такое изменение во многом было связано с патриотическим настроем верующих граждан, которые принимали активное участие в борьбе против фашизма. Это ознаменовало новый этап в отношениях государства и религии. В 1945 г. в Бухаре открывается единственное на то время в СССР высшее исламское учебное заведение - медресе «Мир-Араб». Организация учебного процесса была строго регламентирована и контролировалась государственными органами по делам религии. Слушатели должны были носить светскую одежду и демонстрировать светский образ жизни.
Программа, по которой обучались слушатели медресе, состояла из 11 предметов (шесть религиозных, три языковых и два светских). Слушатели медресе имели возможность проходить стажировку в исламских университетах за границей (Египет, Сирия, Марокко, Судан, Иордания). Медресе «Мир-Араб» находилось в ведении Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), которое на тот момент имело статус неформального лидера среди духовных управлений мусульман на территории СССР. С 1956 (на практике с 1957 г.) по 1961 г. в Ташкенте также функционировало медресе Баракхан. А в 1971 г. в Ташкенте открылся первый исламский институт - Ташкентский исламский институт имени имама Аль-Бухари, где могли совершенствовать свои знания будущие богословы и преподаватели медресе. В медресе обучались слушатели из всех республик СССР.
Таким образом, исламские учебные заведения Узбекистана способствовали преемственности традиций духовного образования и решали задачу подготовки священнослужителей для мусульманской общины в других республиках СССР.
Активно исламские учебные заведения на территории СССР начали возрождаться только с конца 1980-х годов, когда наступило время коренных изменений в жизни советского общества. В конце 80-х годов прошлого века при Московской Соборной мечети на базе курсов по изучению Корана, основ ислама, истории ислама, арабского и татарского языков было открыто медресе, ставшее впоследствии одним из первых мусульманских учебных заведений в постсоветской России.
После распада СССР у мусульманского сообщества России появилась возможность восстановления и развития системы исламского образования в полной мере.
На первоначальном этапе процесса реисламизации в России в 90-х годах прошлого века вопросами восстановления и организации религиозного образования занимались представители традиционного мусульманского духовенства. С начала 90-х годов многие из руководителей местных мусульманских общин и даже муфтия-тов лично проводили уроки по арабскому языку и основам ислама. Занятия проходили в мечетях, в воскресных школах и давали знания уровня начальной системы образования. В это же время начинается формирование системы профессионального мусульманского образования. Появляются мусульманские учебные заведения среднего и высшего уровня, а также восстанавливаются старейшие исламские учебные заведения во всех регионах России, где тради-
ционно проживало мусульманское население (Татарстан, Башкортостан, Поволжье, Северный Кавказ и т.д.).
Учебные заведения в этот период возникали хаотично, независимо друг от друга, учебный процесс не был отрегулирован и унифицирован, не было единых учебных планов и программ, деятельность таких учебных центров никем не координировалась и была недоступна для общественного контроля. На начальном этапе в профессиональных мусульманских учебных заведениях использовались книги, изданные в разных странах, на основе различных течений в исламе, не являющихся традиционными для России. Некоторые из таких учебных заведений стали базами экстремистов. На формирование основ мусульманского образования в России в этот период истории значительное влияние оказывают иностранные миссионеры. Не только демократизация общественной жизни способствовала восстановлению связей с зарубежными единоверцами, но и сами официальные руководители ДУМов во многом способствовали такому влиянию. Нередко муфтии допускали иностранных миссионеров к процессу образования российских мусульман, не видя в этом ничего предосудительного. Сказывалось также отсутствие собственных педагогических кадров, образовательных религиозных программ, а приглашение иностранных миссионеров рассматривалось как вынужденная мера со стороны исламского духовенства. Много молодых мусульман в то время уехало получать образование в зарубежные университеты.
В таких условиях стала очевидна необходимость участия государства в организации системы религиозного образования мусульман, на чем настаивали и сами представители духовенства. В марте 2005 г. на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, на котором впоследствии был утвержден единый образовательный стандарт всех уровней для религиозного исламского обучения. В 2007 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.06.2007 № 775-р) в целях противодействия распространению идей радикального ислама была принята программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама для работы в исламских религиозных объединениях (священнослужителей, преподавателей учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений, издательств). В рамках этой концепции таких специалистов в России стали готовить несколько светских вузов (Пятигорский лингвистический университет, Московский государственный лингвистический университет, Казанский федеральный
университет, Нижегородский государственный университет), а также исламские религиозные высшие учебные заведения (Российский исламский институт в Уфе, Московский исламский университет, Северо-Кавказский исламский университет). В настоящее время в России насчитывается уже более 80 мусульманских религиозных учебных заведений. Активно идет процесс становления системы исламского среднего и высшего образования, предпринимаются попытки выработки основополагающих документов, помогающих осмыслению серьезных богословских проблем и способствующих объединению мусульман России. Духовные управления мусульман Европейской части России, Поволжья и Северного Кавказа мусульман должны выработать единую позицию в вопросах исламского богословия, а также определить место и роль ислама в современной общественно-политической жизни страны.
Исламское образование в современной России - это стратегическое направление внутренней и внешней политики. Межконфессиональное согласие в России должно основываться на доступной и качественной системе религиозного образования, отвечающей национальным традициям и включенной в единое образовательное пространство.
Литература
1. Халилова З. Слушатели медресе советского Узбекистана (1945-1991): Социальная жизнь и повседневные практики // Россия и мусульманский мир. ИНИОН РАН. М., 2016. № 10. С. 49-64.
2. Ахмадуллин В.А. Типичные ошибки исследователей, изучающих исламское образование в СССР // Пространство и время. Ро81 scriptum: Переводы, рецензии, мнения. 3 (13) 2013. С. 235-238.
3. Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: История и современность / Отв. ред. И.П. Добаев. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2006. 172 с.
4. Кашаф Ш.Р. Модернизация исламского образования как фактор религиозной и национальной безопасности России. Ислам в современном мире. М., 2015. Т. 11. № 4. С. 47-61.
5. МуртазинМ.Ф. Развитие исламского религиозного образования на Северном Кавказе и в Европейской части страны: Тенденции и перспективы. // Материалы научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Юга России», г. Ставрополь. М.: Книжный мир, 2015.
6. Мухаметшин Р.М. Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 35-46.
Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир»