Donetskova Olga Yurievna
CURRENT STATE OF THE INSTITUTE ..
economic sceinces
UDC 368.1
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
© 2019
Донецкова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело и страхование» Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием института регулирования финансового посредничества на современном этапе. Систематизация современных теоретических и практических подходов к изучению функциональности и значимости института регулирования финансового посредничества. Методологической основой работы явились общенаучные принципы и методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация теоретических основ и практики института регулирования финансового посредничества. В рамках комплексного подхода использовались также методы наблюдения, группировки и сравнения. В статье обоснована позиция авторов о современных тенденциях направлений деятельности института регулирования финансового посредничества и выделены мероприятия по их совершенствованию. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую сферы применения, которые могут быть использованы в разработке законодательных материалов, а также для дальнейших исследований в области функционирования института регулирования финансового посредничества. В условиях новых вызовов времени необходима качественная модернизация института регулирования финансового посредничества, разработка новых инструментов регулирования финансового посредничества и совершенствование их законодательной базы. Авторами в процессе исследования было выявлен ряд проблем в деятельности института регулирования финансового посредничества. В частности, авторами предложены мероприятия для развития института регулирования финансового посредничества.
Ключевые слова: институт регулирования, банки, мегарегулятор, инструменты регулирования, финансового посредничества, страховые компании, финансовый рынок.
CURRENT STATE OF THE INSTITUTE FOR REGULATION OF FINANCIAL INTERMEDIATION
© 2019
Donetskova Olga Yurievna, Ph.D. (Econ.), Associate professor, Department of Banking and Insurance Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Victory Avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. This article discusses the problems associated with the development of the institute of regulation of financial intermediation at the present stage.Goals Systematization of modern theoretical and practical approaches to the study of the functionality and significance of the institution of regulation of financial intermediation. The methodological basis of the work was the general scientific principles and methods of research: analysis and synthesis, induction and deduction, systematization of the theoretical foundations and practices of the institute for the regulation of financial intermediation. Within the framework of an integrated approach, methods of observation, grouping and comparison were also used. The article substantiates the position of the authors on current trends in the activities of the institute for the regulation of financial intermediation and highlights measures for their improvement. Application. The results of the study have theoretical and practical areas of application that can be used in the development of legislative materials, as well as for further research in the field of the functioning of the institution of regulation of financial intermediation. In the face of new challenges of the time, a qualitative modernization of the institution of financial intermediation regulation, the development of new instruments for regulating financial intermediation and the improvement of their legislative base are necessary. The authors in the research process identified a number of problems in the activities of the institute for the regulation of financial intermediation. In particular, the authors proposed measures for the development of the institution of regulation of financial intermediation.
Keywords: regulatory institution, banks, mega-regulator, regulatory tools, financial intermediation, insurance companies, financial market.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Актуальность исследуемой проблемы определена появившейся потребностью интернациональной интеграции и внедрения международных стандартов в сфере регулирования финансового посредничества. Цель статьи заключается в исследовании экономико-правовых отношений в сфере регулирования институтов финансового посредничества в России. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является институциональный подход, отражающий сущность и роль института регулирования финансового посредничества. В результате исследования обозначена значимость института регулирования финансового посредничества на современном этапе. Обеспечение финансовой устойчивости и надежности функционирования финансовых посредников требует оптимального правового регулирования специальным институтом. Конструктивность подхода и компетентные действия регулятора финансового рынка обеспечивают стабильную деятельность всех его элементов в условиях неопределенности. Материалы статьи могут быть использованы при разработках стратегии развития финансового рынка страны.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Многие авторы [1-12] рассматривают тему регулирования финансовых посредников - банков, страховых компаний, пенсионных фондов, МФО и т.п. в отдельности. Однако системный подход в данном вопросе остается открытым.
Формирование целей статьи. Автор считает важным рассматривать регулирование финансового посредничества в совокупности посредством реализации инструментов единого мегарегулятора. При этом, финансовые посредники не должны осуществлять свой бизнес вне реального сектора экономики.
Изложение основного материала исследования.
Эффективность регулирования финансового посредничества можно оценить в периоды преодоления кризисов в экономике. Так, мировой финансовый кризис отрицательно сказался на банковском бизнесе, а увеличение рисков на финансовом рынке дало толчок к развитию страхового бизнеса. Основной причиной кризиса явились несовершенстве инструментов институтов регули-
икономически науки
Донецкова Ольга Юрьевна СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ...
рования финансового посредничества во всех странах. Кризисы финансового рынка одной страны оказывают отрицательное воздействие на финансовый рынок другой страны [13-15]. Глобализация финансового рынка повышает невосприимчивость финансовых посредников от внешних факторов. Поэтому, для минимизации внешних рисков, формируются новые единые институты регулирования финансового посредничества. В нашем понимании, институт регулирования финансового посредничества - это организация, создающая законодательную основу для развития финансовых посредников и защиты интересов их клиентов.
Мировой опыт институционального развития финансового посредничества сформировал две модели его регулирования. В рамках первой модели предполагается выделение центрального банка как единственного института регулирования деятельности финансовых посредников в стране. Вторая модель демонстрирует регулирование деятельности финансовых посредников одновременно как со стороны центрального банка, так и со стороны специальных институтов (например, министерство финансов, независимых специализированных органов); или предполагает наличие одного мегарегуля-тора. Отметим, что в последнее время во многих странах наблюдается тенденция создания мегарегулятора как единого института регулирования финансовых посредников (таблица 1).
Таблица 1- Мегарегулятор как институт регулирования [16]
Профиль финансового ряулятора Группа стран (*годрефорыы)
Единый финансовый ыегарегулятор б статусе пруденциального агентства Австралня(1998), Австрия, Бельгия, Венгрия (2013), Германия, Г ернсн, Гнбр а лгар,Дания,Исландия,Киргизия, Коста-Рнка,Латвия (2001), Мальта (2002), Нидерланды <2004), Никарагуа, Норвегия, ОАЭ, Тайвань,Швейцария, Швеция, ЮАР, Южная Корея, Япония (199В),
ЕдщйЙ. финансовый ыегар е1улятор б статусе центрального банка Армения (2006% Бахрейн (2002), Бермуды, Великобритания (1998)„ Грузия (2009), Ирландия (2001), Казахстан (2003),Канмановы о-ва, Кюр а са о, Литва, Мака о, Малави, Мальдивы, Ро соня (2013), Сингапур, Словакия(2006), Уругвай, Фнджн, Чехия (2006), Эстония (2002)
Мегарегулятор банковского н фондового рынков Люксембург (199 8), Мексика, Финляндия
Мегарегулятор банковского и страхового рынков Б;н;:у.--а: Г1ат;^а-а: Маната,-у: Перу; С альва дор ,СаудовскаяАр авня (2003), Эквадор
Метаре1улятор фондового н страхового рынков Болгария,Боливия,Маврикий, Украина,Чили, Ямайка
Финансовое посредничество регулируется международными и национальными институтами через законодательные и нормативные требования. Например, начиная с 2013 года Базельский комитет по банковскому регулированию предъявляет к банкам единые требования, касающиеся структуры собственного капитала.
Институты регулирования финансового посредничества реализуют поэтапные мероприятия с целью минимизации рисков, роста доверия, обеспечения прозрачности и стабилизации всех финансовых посредников.
Во-первых, определяется объект регулирования, фиксируются границы регулирования в нормативном порядке.
Во-вторых, внедряются нормы, стандарты и принципы регулирования.
В-третьих, осуществляется контроль за реализацией поставленных законодательством норм, утвержденных стандартов и принципов, за стратегическими и концептуальными принципами.
В-четвертых, исполняются предупредительные, принудительные и корректирующие мероприятия. Например, Банком России совместно с Агентством по страхованию вкладов осуществляются меры по предупреждению банкротства.
По данным отчетности Банка России отметим, что, в результате исполнения вышеперечисленных мероприятий, наблюдается снижение количества финансовых посредников (таблица 2).
Таблица 2 - Основные показатели банковского и страхового бизнеса [16, 17].
Показатели 01.01.17 01.01.18 01.01.19
КО, имеющие право на осутцествленнебанковскнх операций, 623 561 484
НебанковскнеКО 48 44 42
Совокупныеактнвы(пасснвы)банковского секторав%к ВВП 92,6% 92,6% 90 %*
Темпы прироста капитала банков 4,2% 0,1% 1,1%
Объем прибыли 5анкоЕ,^[лн руб 1291867,7 1561646,7 1782999,7
Количество субъектов страхового дела 319 309 285
Совокупные активы страхового рынка в % к ВВП 2,58% 2,64% 2,81%
Темпы прироста капитала страхового рынка 29,1% 31% 13,1%
Прнбыль страховых компаний, млв. руб 79 028,7 84013,4 136544,3*
Главной причиной снижения количества этих финансовых посредников выступает нарушение и невыполнение требований мегарегулятора к структуре собственных средств, достаточности капиталов институтов и т.п. (рисунок 1).
Динамика рентабельности банков [17]
Динамика страховых премий (без ОМС) [19]
Рисунок 1- Динамика развития банковского и страхового бизнеса
Согласно официальной статистики ЦБ [20], брокеры, дилеры, управляющие компании также исчезают с рынка до 8-10% в год. Эти процессы вызваны олигополией и огосударствлением бизнеса, при которых рыночные механизмы не могут функционировать. В деятельности финансовых посредников нарастают нерыночность и сверхконцентрация. Так, например, ТОП-5 банкам в 2001 году принадлежало 42% банковских активов, а в 2019 году уже- 60,4%. Аналогичная динамика наблюдается и в страховом бизнесе, ТОП -5 страховых компаний в 2019 г. имеют 42,3 % активов (в 2017 г. - 34,8 %). Сверхконцентрация остатков средств на корсчетах наблюдается в Центральном регионе (а именно, в г. Москва): рост с 50 % в 2001 г. до 85% в 2019 г. При этом, крупнейшим 5 банкам предоставлено 70% креди-
Donetskova Olga Yurievna
CURRENT STATE OF THE INSTITUTE ..
economic sceinces
тов Банка России. На сегодняшний день, на рынке возникла ситуация, при которой средним и мелким банкам трудно конкурировать с крупными банками, у которых имеется поддержка государства [21].
Современную деятельность финансовых посредников в России мы оцениваем, как неудовлетворительную, с высоким уровнем риска и сниженной прибыльностью. Считаем, политика Банка России на современном этапе должна быть стимулирующей, что подчеркнет значимость его как института регулирования финансового посредничества. Мегарегулятор систематически внедряет международно признанные подходы в области регулирования и ограничения рисков. Согласно «Основным направлениям развития финансового рынка РФ на период 2016 - 2018 годов» внедрена развитая система пропорционального регулирования участников финансового рынка. С 2018 года для организации регулятивного баланса для банков с разными объёмами и характером операций осуществляется разделение банков по видам лицензии: с базовой лицензией и с универсальной лицензией. Соответственно, к ним предъявляются различные требования: банки с базовой лицензией получат значительные регуляторные послабления, а также для них будет действовать упрощенный порядок отчетности.
Банком России установлены обязательные нормативы с отдельными особенностями расчета, которые полностью выполняются банками и имеют положительную тенденцию роста (таблица 3).
Таблица 3- Значение основных обязательных нормативов банков [22].
Показатели 01.01.2019
Норматив достаточности с об ственных средств (капитала) 6 анка (Н1.0) 22,86
Норматив мгновенной ликвидно ста (Н2) ХЬоошалъног !1ечанеН1, устэкжпенжкЦБ-15% 75,17
Норматив текущей ликвидности (НЗ) Л [нюшал аяда з 1еч зос ^ НЗ, у ЦБ—5 0% 147,44
Норматив долго срочной ликвидности (Н4) Макпгняпъж!* лгдчзм Н4. усгангаинпи* ЦБ - 20,44
Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) ЬЕакаошшгае оичэае Н". усганакинаак ЦБ - 300% 66,30
Основным видом деятельности банков является кредитование. На 01.01.2019 г. доля кредитов реальному сектору (3 398 468 млн. руб) в общем объеме кредитов (13 865 749 млн. руб) составляет всего 25 % по причине значительных кредитных рисков у заемщика (рисунок 2).
валюты; на увеличение ликвидности финансовых посредников; на стимулирующие кредитование реального сектора Таким образом, действия мегарегулятора носят конструктивный характер.
Грамотные действия регуляторов смогут обеспечить рост и качество деятельности финансовых посредников, несмотря на экономическую нестабильную ситуацию в стране.
Эффективность регулирования финансового посредничества предполагает одновременно наличие двух механизмов: нормативного и институционального, разрабатывающего взаимосогласованные подходы к регулированию. По нашему мнению, совершенствование институтов регулирования финансового посредничества возможно в случае решения следующих задач [24]:
- преодоление сохраняющихся рисков, которые тормозят развитие деятельности финансовых посредников;
- усиления взаимодействия всех институтов, обеспечивающих стабильное и устойчивое развитие финансового посредничества;
- полная унификация с требованиями, которые предъявляются к нормативно-правовым актам ко всем финансовым посредникам;
- предотвращение недобросовестной деятельности финансовых посредников;
- активизация деятельности финансовых посредников на рынке облигаций и синдицированного кредитования;
- обеспечение доверительной среды и справедливой конкуренции на финансовом рынке.
Для принятия конкретных решений в области гармонизации регулирования финансовых посредников, необходимо учитывать концептуальные характеристики развития финансового рынка и на их основе внедрить равновесным балансирующий механизм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Моисеев С., Лобанова М. Концепция макропруденциальной политики (терминология — сущностные аспекты) // Деньги и кредит, 2013. — № 7. — С.46—54.
2. Койбаева М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4 (9). С. 35-38.
3. Шайдуллина В.К. Экономико-правовые проблемы регулирования финансовых услуг в российской федерации в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию // Балтийский гумани-
Рисунок 2- Величина кредитов, предоставленных реальному сектору экономики на 01.01.2019 г., в % от общего объема кредитов (составлено автором по данным ЦБ) [23].
Все регулятивные действия Банка России на современном этапе направлены укрепление национальной
тарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 393-396.
4. Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Формирование российской модели регулирования финансового рынка через построение мегарегулятора //Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 117-131.
5. Восканян Р.О., Ващенко Т.В. Финансовые инновации как элемент развития финансового сектора экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 75-78.
6. Гафурова Г.Т. Оценка развития страхового рынка республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 39-43.
икономически науки
Донецкова Ольга Юрьевна
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ...
7. Донецкова О.Ю., Плужник А.Б. Развитие страхового бизнеса в условиях новых вызовов времени //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 97-100.
8. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Стратегические альтернативы реорганизации негосударственных пенсионных фондов //Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 87-90.
9. Григорьева Л.В. Налоговые стимулы расширения инвестиционно-сберегательного потенциала финансов населения в пенсионной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 1 (37). С. 79-88.
10. Быкова Н.Н., Курилова А.А. Вопросы пенсионного страхования в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 136-140.
11. Юрьева И.А., Масюк Н.Н. Система управления рисками негосударственных пенсионных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 408-411.
12. Мандрон В.В., Никонец О.Е. Степень волотильности конъюнктуры национального финансового рынка в условиях кризиса // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 40-52.
13. Лихтарова О.В. Проблемы и перспективы развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 55-58.
14. Равен Д. Кризис? Какой кризис? //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 84-111.
15. Равен Д. Кризис? Какой кризис? (продолжение - часть III) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 87-101.
16. О развитии банковского сектора Российской Федерации Декабрь 2018 http://www.cbr.ru/Cottection/Cottection/File/14236/razv_ bs_18.pdf
17. Прогноз развития банковского сектора в 2018 году: кризис бизнес-модели [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://raexpert. ru/researches/banks/prognoz_2018 - (дата обращения: 02.04.2019).
18. Итоги 2017 года на страховом рынке: хуже ожиданий [Электронный ресурс]// - Режим доступа:https://raex-a.ru/researches/ insurance/itogi_2017- (дата обращения: 01.04.2019)
19. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков по итогам 2017 года [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы, Центральный Банк. - 2017. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/44273/review_ insure_17Q4.pdf - (дата обращения: 01.04.2019).
20. Итоги 1 полугодия 2017 года на страховом рынке: нет роста без жизни [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://raex-a. ru/researches/insurance/insurance_1h_2017/part5 - (дата обращения: 02.04.2019).
21. Банковское регулирование и банковский надзор в российской федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году, ЦБ, Москва, 2018
22. Обзор финансовой стабильности. IV квартал 2017 г. — I квартал 2018 г. [Электронный ресурс] // Центральный Банк. -2018.-Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/Stability/0FS_17-03.pdf- (дата обращения: 01.04.2019).
23. Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств, млн руб. [Электронный ресурс]// Центральный Банк. - 2019. - https://www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/- (дата обращения: 02.02.2019).
24. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] // Центральный Банк. - 2018. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2018(2019-2020).pdf - (дата обращения: 01.04.2019).