икономически науки
Ковалева Эльвина Рустамовна, Фукина Светлана Петровна ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ ...
UDC 336.025
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА
НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ
© 2019
Ковалева Эльвина Рустамовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Фукина Светлана Петровна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, улица Московская, 42, е-mail: svetlanapf@yandex.ru)
Аннотация. В рамках совершенствования механизма регулирования финансового рынка в 2013 году был создан единый мегарегулятор, функции которого по настоящий день выполняет Банк России. В связи с передачей Банку России полномочий по контролю и надзору за субъектами страхового дела актуализируются вопросы дальнейшего развития страхового рынка России. Оценка деятельности мегарегулятора была проведена по ряду критериев, характеризующих работу субъектов страхового дела (количество субъектов, размер уставного капитала, количество отозванных лицензий). Анализ итогов проведенных контрольных мероприятий Банка России за субъектами страхового дела выявил неоднозначную динамику показателей, что связано с усилением контрольной функции и требований в части финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Корреляционно-регрессионный анализ позволил установить тесную связь между количеством страховщиков и ростом их уставного капитала и построить прогноз количества страховщиков на три года. В целом все проводимые контрольно-надзорные мероприятия мега-регулятора направлены, прежде всего, на повышение доли высоконадежных страховщиков и снижение количества споров и жалоб на страховщиков, что в итоге способствует динамичному развитию страхового рынка России.
Ключевые слова: мегарегулятор, страхование, страховой надзор, Банк России, страховые компании, нарушение страхового законодательства.
ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA AS A MEGAREGULATOR OF THE INSURANCE MARKET
© 2019
Kovaleva Elvina Rustamovna, Candidate of Economics, Associated Professor
of chair «the Finance and the credit» Fookina Svetlana Petrovna, senior teacher of chair «the Finance and the credit» Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya str., 42, е-mail: svetlanapf@yandex.ru)
Abstract. In the context of perfecting the mechanism of regulating of the financial market there was created a single megaregulator, whose functions were carried out by the Central Bank of Russia. In connection with the delegation of authority over controlling and supervision of insurance market actors to the Bank of Russia questions of further development of the insurance market in Russia are of current importance. The assessment of the activities of the megaregulator was based on several criteria which characterize the work of insurance market actors (number of actors, amount of minimum share capital, number of the revoked licenses). The analysis of the results of the measures of control conducted by the Bank of Russia revealed the complex trend of indicators, which is associated with strengthening of the control function and demand in the sphere of financial viability and solvency of the insurers. Correlation and regression analysis allowed to identify a close link between the number of the insurers and growth of the amount of their minimum share capital and to make the prediction of the number of the insurers for three years. In general, all of the controlling and monitoring measures of the megaregulator are intended above all to increase the percentage of highly reliable insurers and to decrease the amount of conflicts and insurance complaints, which in the end facilitates the dynamic development of the insurance market in Russia.
Keywords: megaregulator, insurance, insurance supervision, the Bank of Russia, insurance companies, violation of insurance law.
Проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важной тенденцией последнего времени является укрепление позиций Банка России как мегарегулятора финансового рынка. Большую роль Банк России играет и на страховом рынке, осуществляя контроль и надзор за соблюдением субъектами требований страхового законодательства. Основная задача мегарегулятора в этом случае - это обеспечение стабильности и развития на страховом рынке России. Многие авторы придают большое значение вопросам мегарегулирования как фактора стабильного развития страхового рынка.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Хоминич И.П. в своем исследовании отмечает, что если следовать только экономической сущности необходимости и проблемам создания мегарегулятора в России и не учитывать организационные, политические и иные аспекты, то российский финансовый рынок на сегодняшний день не готов к консолидированному управлению и не нуждается в мегарегулировании. Сектора финансового рынка обособлены по отношению друг к другу, не достаточно интегрированы, финансовые институты не универсальны, отсутствует встроенность в международную финан-
совую практику, между банковскими и небанковскими финансовыми посредниками отсутствует взаимное пересечение предложений финансовых продуктов, уровень секьюритизации финансовых инструментов не свидетельствуют о единстве финансового рынка как общего объекта мегарегулирования. [1, с.37]
Многие авторы затрагивают вопросы оценки эффективности деятельности мегарегулятора. Например, Рамазанов А.В. отмечает необходимость создания модели эффективной денежно-кредитной Банка России. [2, с. 133]
Прокопьева Е.Л считает, что «систематизировать все методы и направления страхового регулирования затруднительно, поскольку они разнообразны и могут реализовываться как прямыми, так и косвенными способами. Причем задействованными могут быть различные государственные органы и структуры» [3, с.1692].
Ряд из них подчеркивает наряду с плюсами закрепления функций мегарегулирования за Банком России также и множество разногласий со стороны страхового сообщества, органов государственной власти и потребителей страховых услуг.
Среди проблем, осложняющих динамичное развитие страхового рынка в России, авторы выделяют неоднозначность подходов к пониманию сущности и механизму страхового регулирования и страхового надзора,
Kovaleva Elvina Rustamovna, Fookina Svetlana Petrovna ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE CENTRAL BANK ..
economic sceinces
проблему конкуренции на российском страховом рынке, низкое качество страховых услуг, отсутствие адекватной государственной поддержки, формальность действия механизмов саморегулирования [4-13].
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с этим возникает необходимость оценки деятельности Банка России на страховом рынке. Воздействие мегарегулятора на субъектов страхового рынка осуществляется посредством лицензирования и установления законодательных норм, поэтому в исследовании были выбраны критерии: количество субъектов страхового дела, размер минимального и совокупного уставного капитала страховщиков, количество отозванных лицензий и нарушения страхового законодательства.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С 1 сентября 2013 г. полномочия по надзору за страховой деятельностью были переданы Банку России. В соответствии со статьей 76.1 ФЗ №251-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» к полномочиям Банка России отнесены регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за деятельностью страховых организаций.
С этого момента Банк России ввел усиленный контроль за деятельностью страховых организаций. Основным результатом реализации мегарегулятором своих полномочий за некредитными финансовыми организация, к которым относятся страховые организации, является снижение их количества на рынке страховых услуг.
Таблица 1 - Динамика количества субъектов страхового дела в 2013-2018 гг., ед.*
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 30.062018
Субъекты страхового дела 597 567 47В 364 309 293
Страховые организации 420 404 334 256 226 214
Страховые брокеры 165 151 134 96 71 67
Общества взаимного страхования 12 12 10 12 12 12
гг.) минимальный размер уставного капитала для страховых организаций, оказывающих услуги по рисковым видам страхования (кроме страхования жизни), увеличился в 10 раз, с 30 млн. руб. до 300 млн. руб. Для страховщиков, оказывающих услуги по страхованию жизни, рост уставного капитала за аналогичный период составил 7 раз. Наименьшее повышение уставного капитала произошло для перестраховщиков со 120 до 600 млн. руб.
Таблица 2 - Динамика минимального размера уставного капитала страховых организаций [14]*
Виды страхования Минимальный размер уставного капитала (УК) 1
с 01.07 базовый млн. 2007 УК 30 зуб с 01.01 базовый млн. 2012 УК 120 руб. cOl.Ol 2019 г базовый УК 300 млн. руб."
Попрэлонтш коэффициент 'Е ,,--Ё " 5 Э I ^ Поправочный коэффициент - ё э I ^ g ^ > 3§ ь d я к 2 If = * 'S Ё " й Э ! 1 а
Стр ахование жизни 2 60 2 240 1,5 450
Страхование отнеечэстных случаев нболезнен 1 30 1 120 1 300
Медицинское страхование (ДМС) 1 30 1 120 1 300
Страхование имуще ства 1 30 1 120 1 300
Страхование финансовых рисков 1 30 1 120 1 300
Страхование предпринимательских рисков 1 30 1 120 1 300
Стр ахование гр эжд энской ответственности 1 30 1 120 1 300
Перестрахование 4 120 4 480 2 600
Стр аховые медицинские организации (осуществляющие ОМС) 60 120
* Действующие страховые компании должны будут в три этапа, до 1 января 2022 года, доформировать свои уставные капиталы согласно новым требованиям
* Систематизировано и составлено авторами
Главным образом повышение минимального уставного капитала страховых организаций Банк России производит в целях укрепления их финансовой устойчивости и надежности и эффективного развития страхового рынка в целом.
На рисунке 1 отражена динамика совокупного уставного капитала страховщиков в России.
* Составлено авторами по данным ЦБ РФ
Сокращение количества страховых организаций в течение анализируемого периода почти на 50% объясняется главным образом отзывом у неблагонадежных компаний лицензий на оказание страховых услуг. Необходимо отметить, что снижение количества субъектов страхового дела связано не только с отзывом лицензии вследствие нарушения законодательства, но и добровольным отказом от ведения деятельности. Сокращение количества страховых организаций не связано с сужением страхового рынка, а объясняется реорганизационными процессами (слиянием и присоединением).
Анализ итогов проведенных контрольных мероприятий Банком России за субъектами страхового дела за 2013-2018 гг. выявил наряду с сокращением числа действующих поднадзорных страховых организаций уменьшение числа страховых брокеров с 165 ед. в 2013 году до 67 ед. к концу первого полугодия 2018 года.
Количество обществ взаимного страхования более стабильно на протяжении анализируемого периода по сравнению с другими субъектами страхового дела.
В 2012-2014 гг. на сокращение количества страховых организаций существенно повлияло повышение государственным органом страхового надзора минимального размера уставного капитала.
В 2019 году ожидается существенное сокращение количества страховых организаций, т.к. в соответствии Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» с 01.01.2019 года в очередной раз увеличен минимальный размер уставного капитала страховых организаций.
Согласно данным таблицы 2 за 11 лет (с 2007 до 2019
Рисунок 1 - Динамика размера совокупного уставного капитала страховщиков, мтл. руб. (составлено авторами по данным Госкомстата) Планомерный рост совокупного уставного капитала страховщиков после 2010 года объясняется повышением минимального размера уставного капитала в 2007 и 2012 гг. После 2013 года наблюдается неоднозначная динамика совокупного уставного капитала, что связано с активными реорганизационными процессами и отзывом лицензий у субъектов страхового дела в связи с нарушение законодательства.
Учитывая выявленную динамику, необходимо установить влияет ли размер уставного капитала страховщиков на количество страховых организаций на страховом рынке России. Для этого с помощью корреляционно-регрессионный анализ была проведена оценка. В качестве зависимого фактора (У) обозначим количество страховых организаций, а в качестве независимого фактора (Х) - совокупный уставный капитал страховых организаций.
В результате анализа было установлено, что связь между факторами тесная и высока степень влияния размера совокупного уставного капитала на количество
икономически науки
Ковалева Эльвина Рустамовна, Фукина Светлана Петровна ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ ...
страховых организаций ^=0.906, R2 =0,82), а также было получено следующее уравнение регрессии: у= 1811,76 -6,8Х.
Таблица 3 - Исходные данные*
Показатель 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Количество страховых^ организаций (« 918 857 786 702 «18 572 458 420 404 334 256 226
Совокупный уставный капитал, млрд. руб. 149,4 156,5 158,7 150,7 151,2 177,9 198,6 224,1 217,1 204,3 2283 212,5
* Составлено авторами
Уравнение означает, что при росте совокупного уставного капитала на 1 млрд. руб., количество страховых организаций сократится почти на 7 единиц (или со страхового рынка уйдет одна страховая компания при росте совокупного уставного капитала на 147 млн. руб.).
Можно предположить, что очередное повышение минимального уставного капитала страховых организаций до 300 млн. руб. с 1.01.2019 года приведет к существенному сокращению количества страховых организаций. Используя полученное уравнение регрессии, было спрогнозировано количество страховых организаций на 2019-2020 гг.
Исключено из р е е строк по причине отзыва лицензий Субъекты страхового рынка (всего) Страховые организации Общества взаимного страхования Страховые брокеры
2013 год 46 39 0 7
2014 год 38 24 0 14
2015 год 73 59 2 12
2016 год 87 71 0 16
2017 год 44 25 0 19
1 квартал 201S года 11 9 0 2
ние изменений в законодательство об ОСАГО.
С 2017 года наблюдается постепенное сокращение процесса отзыва лицензий у страховых организаций, что говорит о стабилизации ситуации на рынке страховых услуг и в 2018 году наблюдается наименьшее сокращение их количества - 12 единиц.
Особо подчеркнем, что с 01.01.2019 года Банк России наделяется правом отзывать лицензию на осуществление страхования при неоднократном в течение года существенном (более 20%) нарушении требований финансовой устойчивости, запрещать/ограничивать совершение отдельных сделок (например, проведение финансовых операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами).
После наделения Банка России функциями мегаре-гулятора совместно со страховым сообществом были разработаны основные показатели, характеризующие эффективность страхового надзора.
Таблица 5 - Ключевые показатели эффективности страхового надзора [17]
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017г. 2018 г.
Доля высоконадёжных страховщиков 50% 50-60% 75% 75-90%
Доля •■(проблемных» страховщиков 30 % 20-30% 10% 5-10%
Доля страховых споров,регулируемыхв суде 80 % 70-30% 50% 20-50%
Количество жалоб на страховщиков за год, тыс. 25 20-25 15 10-15
Рисунок 2 - Прогноз количества страховых организаций на 2019-2020 гг.
(составлено авторами)
Полученное прогнозное значение подтверждает ежегодное сокращение страховых организаций. Согласно прогнозу в 2020 году на страховом рынке России будет функционировать около 100 страховых организаций.
Большую роль в сокращении количества страховых организаций играет не только рост уставного капитала, но и отзыв лицензий Банком России у страховых организаций в связи с нарушением страхового законодательства.
Таблица 4 - Количество отозванных Банком России лицензий в связи с нарушением законодательства за 2015-2018 гг., ед. [15,16]
Подчеркнем, что за 5 лет (2013-2017 гг.) осуществления Банком России полномочий органа страхового надзора финансовая устойчивость всего сектора страховых услуг значительно выросла. Так, доля надежных компаний в секторе за 5 лет увеличилась фактически на 45% (с 30 до 75%); доля «проблемных» страховщиков сократилась на 30% и на конец 2018 года составляла всего 5-10%.
Следующим положительным показателем по результатам проведения Банком России страхового надзора является то, что каждый второй спор стал решаться без судебного разбирательства. В свою очередь, количество жалоб на страховщиков за 2013-2017 гг. сократилось более чем в 2,5 раза с 40 000 ед. до 15 000 ед., что также является важным показателем эффективной деятельности органа страхового надзора.
Анализ данных административного производства, связанного со страховыми организациями за 2017 г. выявил, что самым распространенным нарушением является необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования, либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования (ст.15.34.1) (см. рис. 3). Дела по данному нарушению составляют практически половину административного производства (48%). Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов (ст. 13.25) и невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России (ст. 19.5) встречаются примерно с равной частотой.
Согласно данным, представленным в таблице 4, что отзыв лицензий у субъектов страхового дела в связи с нарушением законодательства является довольно актуальной мерой надзорного реагирования Банка России. Наибольшее количество лицензий было отозвано у страховых организаций, как главных распространителей страховых услуг.
В период с 2013 по 2018 гг. в рамках проведения Банком России контрольных полномочий по выявлению нарушений страхового законодательства и применению мер ответственности за их совершение была остановлена деятельность 206 страховых организаций, что составило почти 50% от числа компаний, действующих на страховом рынке России в 2013 году. Существенное сокращение количества страховщиков произошло в 20152016 гг. на 70 и 78 соответственно, что связано с внесе-
23%
29%
43%
I ст.15.34.1 Ict.13.25 ст. 19.5
Рисунок 3 - Удельный вес нарушений норм страхового законодательства в общей структуре выявленных _нарушений в 2017 г., % [18,19]
Kovaleva Elvina Rustamovna, Fookina Svetlana Petrovna
ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE CENTRAL BANK .
economic sceinces
Анализ структурного состава нарушителей норм страхового законодательства в рамках проведения надзорных мероприятий в 2017 г. выявил как юридических, так и должностных лиц.
Рисунок 4 - Доли нарушений законодательства должностных и юридических лиц в 2017 г., % [18,19]
Из 31 рассматриваемого дела только в шести к ответственности были привлечены сотрудники страховых организации, что составило 19%. В остальных случаях ответственность понесли страховые организации.
Рисунок 5 - Средние размеры штрафов по каждому нарушению для юридических лиц в 2017 г., тыс. руб.
[18,19]
Оценка средних размеров штрафов по каждому нарушению для юридических лиц показала, что наибольшие штрафы (357,14 тыс. руб.) предусмотрены за нарушение статьи 19.5 КоАП РФ (при закрепленных законодателем 200-700 тыс. руб.).
Наименьшие размеры штрафов применялись за нарушения ст. 13.25 КоАП РФ (50-200 тыс. руб.). За наиболее распространенное нарушение (ст. 15.34.1) на страховые организации был наложен штраф в размере 127,78 тыс. руб.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результатом деятельности Банка России как органа страхового надзора за 2013-2018 гг. является снижение количества страховщиков, выявление нарушений норм страхового законодательства и принятие соответствующих мер ответственности в рамках обеспечения стабильности функционирования страхового рынка России, защиты прав и законных интересов страхователей, выявления недобросовестных участников страхового дела, повышения качества предоставляемой страховой защиты. Кроме этого, необходимо рекомендовать, что помимо надзорных мероприятий Банка России на страховом рынке необходимы меры, направленные на создание благоприятного климата функционирования субъектов страхового дела, развития страхового посредничества и
инфраструктуры страхового рынка. В целом, все проводимые мероприятия направлены на повышение надежности страховых организаций и дальнейшее развитие страхового рынка России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хоминич И.П. Страховой рынок России в условиях реформы финансового регулятора //Банковские услуги. 2013. №7. С. 32-37.
2. Рамазанов А.В. Роль ЦБ РФ как мегарегулятора: оценка и пути повышения //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №9. С. 131-134.
3. Прокопьева Е.Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит. 2017. № 28. С. 1690-1706.
4. Романова М.В. Страховой рынок и мегарегулятор: новые перспективы // Современные технологии управления. — 2014. — № 12 (48).
5. Щербина О.Ю. Мегарегулятор финансовых рынков в России // Финансы и кредит. 2015. № 34. С. 36-46.
6. Вавилова И.А. Надзорное регулирование со стороны ЦБ РФ за страховой деятельностью // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 3-4. С. 22-32.
7. Фукина С.П. Оценка модели развития страхового рынка России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2 (7). С. 77-80.
8. Гафурова Г.Т. Оценка развития страхового рынка республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3 (8). С. 39-43.
9. Амбарнова О.Ю., Варкулевич Т.В. Система внутреннего контроля и ее интегральная оценка - как инструмент повышения эффективности деятельности страховых организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 15-19.
10. Быкова Н.Н., Курилова А.А. Порядок лицензирования страховой деятельности в России // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 145-148.
11. Донецкова О.Ю., ПлужникА.Б. Развитие страхового бизнеса в условиях новых вызовов времени //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 97-100.
12. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Артемова Т.О. Актуальные направления развития страхования в России в аспекте развития экономических процессов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 99-101.
13. Кирюшкина А.Н., Курилова А.А. Страхование физических лиц // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 193-196.
14. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ: Обзор ключевых показателей страховщиков за 2015 год / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/ review_insure_040516.pdf
15. Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2018. - № 31. - ст. 4840.
16. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ: Обзор ключевых показателей страховщиков за 2017 год / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/document/file/44273/ review_insure_17q4.pdf
17. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ: Обзор ключевых показателей страховщиков за 1 квартал 2018 года / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/ document/file/47303/review_insure_18q1.pdf
18. Надзор за участниками финансовых рынков/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_ insurance/
19. Решения Банка России в отношении субъектов страхового дела/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ finmarket/nfoprikaz/