Научная статья на тему 'Надзорно-регуляторная политика Банка России в страховой сфере'

Надзорно-регуляторная политика Банка России в страховой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1490
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / БАНК РОССИИ / НАДЗОРНО-РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАХОВОЙ РЫНОК / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ СФЕРЫ / INSURANCE / BANK OF RUSSIA / SUPERVISORY AND REGULATORY POLICY / INSURANCE MARKET / THE INSTITUTE OF COACHING / INSTITUTE OF THE OMBUDSMAN / INSURANCE COMPANIES / GOVERNMENTAL REGULATION OF THE INSURANCE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамадиева Э.Ф., Сафуанов Р.М., Кашипова И.Р.

Статья посвящена рассмотрению основных направлений и инструментов организации страхового надзора в современных условиях. Авторами анализируются изменения в страховой сфере, обусловленные упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и передачи надзорно-регуляторных функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков Российской Федерации. В статье особое внимание уделено основным проблемам и направлениям развития страхового рынка России в свете принятых решений, направленных на оптимизацию страховой защиты интересов участников страховых отношений. В рамках исследуемой проблематики авторами проведен аналитический обзор состава и распределения страховых компаний России в контексте реализации Банком России регуляторно-надзорных функций. На основе полученных результатов выделены наиболее злободневные вопросы, требующие решения в рамках дальнейшего формирования нормативно-правовой базы для осуществления Банком России надзорно-контрольных функций, а именно: необходимость стандартизации деятельности страховщиков, страховых агентов и брокеров, страховых актуариев и юристов; разработка профессиональных стандартов для работников страховой сферы; разработка наиболее действенных форм и методов контроля за деятельностью филиалов страховых компаний, обществ взаимного страхования и страховых посредников; повышение общей страховой грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervisory-regulative policy of Bank of Russia

This article is devoted to the consideration of main ways and tools of insurance supervisory organization in the modern conditions. The authors analyze changes in the insurance sphere, conditioned by abolition of Federal financial markets service (hereinafter FFMS) and giving supervisory-regulative functions to Bank of Russia, which became mega regulator of all the financial markets in Russian Federation. The article focuses on the main problems and ways of Russian insurance market development in the light of the decisions made, aimed at optimization of insurance security of participants in insurance relations. In the frames of the problem studied the authors have made the analytical review of content and distribution of Russian insurance companies in the context of Bank of Russia's realization of supervisory-regulatory functions. According to the results got the article marks out the spectrum of the most urgent problems which demand solution in the frames of further formation of statutory-regulatory base for Bank of Russia's supervisory-control functions, and exactly: necessity of insurers' activity standardization, insurance agents and brokers, insurance actuaries and lawyers, development of professional standards for insurance sphere workers, development of the most efficient forms and methods for control of insurance companies' branches activity, companies of mutual insurance and insurance mediators, growth of general insurance literacy of population

Текст научной работы на тему «Надзорно-регуляторная политика Банка России в страховой сфере»

Э.Ф. Мухамадиева, канд. экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики, Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Р.М. Сафуанов, доктор экон. наук, профессор, И. Р. Кашипова, канд. экон. наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Уфимский филиал Финансового университета при правительстве РФ, г. Уфа, Россия,

teffi83@yandex.ru, safuanov54@mail.ru, kitt79@yandex.ru

НАДЗОРНО-РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА РОССИИ В СТРАХОВОЙ СФЕРЕ*

Статья посвящена рассмотрению основных направлений и инструментов организации страхового надзора в современных условиях. Авторами анализируются изменения в страховой сфере, обусловленные упразднением Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и передачи надзорно-регуляторных функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков Российской Федерации. В статье особое внимание уделено основным проблемам и направлениям развития страхового рынка России в свете принятых решений, направленных на оптимизацию страховой защиты интересов участников страховых отношений. В рамках исследуемой проблематики авторами проведен аналитический обзор состава и распределения страховых компаний России в контексте реализации Банком России регуляторно-надзорных функций. На основе полученных результатов выделены наиболее злободневные вопросы, требующие решения в рамках дальнейшего формирования нормативно-правовой базы для осуществления Банком России надзорно-контрольных функций, а именно: необходимость стандартизации деятельности страховщиков, страховых агентов и брокеров, страховых актуариев и юристов; разработка профессиональных стандартов для работников страховой сферы; разработка наиболее действенных форм и методов контроля за деятельностью филиалов страховых компаний, обществ взаимного страхования и страховых посредников; повышение общей страховой грамотности населения.

Ключевые слова: страхование, Банк России, надзорно-регуляторная политика, страховой рынок, институт кураторства, институт омбудсмена, страховые компании, госрегулирование страховой сферы.

Современное состояние рынка страховых услуг в России нельзя оценить однозначно. На проходившей в Казани в начале июня 2014 года конференции, приуроченной к 210-й годовщине со дня основания Казанского университета, глава Всероссийского союза страховщиков (далее ВСС) Игорь Юргенс на пленарном заседании отметил, что «2013 год для страхового рынка оказался тяжелым... Динамика пока неплохая, однако мы росли вместе с экономикой, а что будет дальше — неясно. Нужны регуляторные изменения, без них роста

не будет — рынок слишком инертен». В приветствии участникам конференции президент Второго научного общества страховых знаний Е.В. Коломин также обозначил необходимость «развития и совершенствования страховой защиты экономики и страны в целом».

В настоящее время, по общедоступным данным, в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 1 апреля 2014 года зарегистрирован 431 страховщик, в т. ч. 419 страховых организаций и 12 обществ взаимного страхования (далее ОВС).

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам. Постановление от 05 февраля 2014 г. № 43 «О выделении в 2014 году грантов Республики Башкортостан молодым ученым и молодежным научным коллективам»

Сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела России1

Таблица 1

Субъекты страхового дела Кол-во Уставный капитал, руб.

31.12.2013 г. 31.03.2014 г. 31.12.2013 г. 31.03.2014 г.

Страховые организации 420 419 210 368 480 145 217 022 420 387

ОВС 12 12 0 0

Страховые брокеры 165 164 251 047 868 253 508 868

Итого 597 582 210 619 528 013 217 275 929 255

Общая сумма уставного капитала субъектов страхового дела России на 31.03.2014 г. составила 217 275,929 млн. рублей (таблица 1) *.

В целях обеспечения благоприятных условий для формирования высококонкурентоспособного страхового рынка и повышения эффективности реализации возложенной на Центральный банк России контрольно-надзорной функции в марте 2014 года принято решение о разделении страховщиков на две группы: крупные страховые организации и прочие страховые организации.

При этом надзор за страховыми организациями, входящими в первую группу, будет осуществлять в центральном аппарате Банка России Департамент страхового рынка, а за страховыми организациями, входящими во вторую группу, надзор будет осуществляться исходя из территориальной принадлежности страховщиков, для чего созданы три центра компетенции (рис. 1).

Банк России разделил страховые компании, взяв за базу объем собираемых страховых премий. Об этом в феврале 2014 года на национальном страховом форуме объя-

БАНК РОССИИ

Департамент страхового рынка Банка России

в г. Москва

Центры компетенций 1 ~

в г. Санкт-Петербург

в г. Новосибирск

Центральный федеральный округ 1 Северо-западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский федеральные округа Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа

Первые 100 страховых компаний (далее СК) по объему собираемых страховых премий (95,51%): 1—20 СК — «Системно значимые СК»; 21—100 — прочие крупные СК Ж Ж

Страховые компании, не вошедшие в первую сотню по объему собираемых страховых премий (4,49%)

Крупные страховые организации

Прочие страховые организации

Страховые организации

Рис. 1. Распределение страховых организаций в контексте выполнения Банком России надзорно-регулирующей функции

* Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 405 страховщиков, 9 не проводили страховые операции, 17 не представили форму статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховщика» за январь — март 2014 года в виде электронного документа.

Таблица 2

Распределение страховщиков по территориальной принадлежности в рамках созданной структуры мегарегулирования

№ п/п Наименование и местонахождение территориальных учреждений Банка России, в адрес которых представляется отчетность субъектами страхового дела с 03.03.2014 Территории, на которых находятся субъекты страхового дела Наименование территориального подразделения Службы Банка России по финансовым рынкам, в адрес которого направлялась отчетность до 03.03.2014

1 Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (г. Москва) Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва, город Байконур (Республика Казахстан) Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе

2 Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации (г. Санкт-Петербург) Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в СевероЗападном федеральном округе

Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Пермский край Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Кам-ском регионе

Республика Башкортостан, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе

3 Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации (г. Санкт-Петербург) Республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика — Чувашия, Кировская, Нижегородская области Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г. Нижний Новгород

Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Южном федеральном округе

Республика Крым, г. Севастополь -

4 Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области (г. Новосибирск) Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе

Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский, Камчатский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

вил директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации И. Жук.

Таким образом, Центральный аппарат ЦБ РФ займется над- =

зором за первой сотней страховщиков. Надзор за остальными страховщиками будут осуществлять три территориальных учреждения ЦБ: «Москва возьмет на себя страховщиков Центрального федерального округа, Санкт-Петербург — страховщиков из округов до Урала; Новосибирск — страховщиков из округов за Уралом» (табл. 2).

В данном контексте необходимо отметить, что еще в октябре 2013 года руководство Банка России заявило о непрозрачности страхового рынка и необходимости ликвидации сомнительных компаний. Тогда же на конференции «Эффективное управление финансами в страховом бизнесе» К. Шамшев обозначил наличие признаков банкротства у восьми из двадцати крупнейших страховых компаний2.

По материалам ежедневной деловой газеты «РБК Dayly», Банк России собира-

Первой двадцатке страховых компаний присвоен статус системно значимых, и их ожидает самый жесткий надзор со стороны ЦБ РФ. Двадцатка признана системно значимой, так как уход с рынка компаний из этого сегмента может серьезно ударить по экономике страны в целом.

ется очистить страховой рынок от обществ с ограниченной ответственностью. Данное утверждение основано на выступлении К. Шамшева, который озвучил в качестве одной из первоочередных мер — в контексте госрегулирования страховой сферы — «перевести весь страховой рынок на акционерную форму собственности»3.

В контексте изложенного выше в качестве первых шагов реализации мер, направленных на обеспечение наиболее эффективного выполнения надзорной функции Банком России, стало внедрение института кураторства, в рамках которого все крупные страховые организации разделены на три группы (табл. 3—4).

Первой двадцатке страховых компаний присвоен статус системно значимых, и их ожидает самый жесткий надзор со стороны ЦБ РФ. Двадцатка признана системно значимой, так как уход с рынка компаний из этого сегмента может серьезно ударить по экономике страны в целом. В свою очередь, первая десятка страховщиков получит по личному куратору. Вторая десятка — од-

ного куратора на две страховые компании. В третью группу страховщиков войдут компании, занимающие по объему собираемой премии места с 21-го по 100-е.4 Данную группу страховщиков ожидает менее пристальный надзор — на четыре страховые компании будет приходиться один представитель ЦБ РФ5.

На вторую, укрупненную, группу страховых организаций — «прочие страховые компании», а таковых в настоящее время насчитывается чуть более 330, институт кураторства не распространяется, поскольку на долю данных страховых компаний приходится всего лишь около 4,5% общего объема собираемых страховых премий. Необходимо также отметить, что из всей совокупности страховых компаний, отнесенных в данную группу, реально работают чуть больше 200.

Представленные в таблице 4 данные отражают статичность и высокую динамичность выбранного ЦБ РФ критерия распределения страховщиков, что, в свою очередь, обусловливает необходимость дополнитель-

ной проработки вопроса о выборе и обосновании критерия распределения страховщиков в рамках внедрения института кураторства.

Вместе с тем отметим, что доминирующая часть страховщиков позитивно воспринимает решение Банка России о введении института кураторства. Так, аналитик «Ин-весткафе» М. Кузьмин, отметил, что данная мера «позволит реально оценить положение дел в страховых компаниях, а соответственно, и на рынке в целом... В последующем это поможет сформировать необходимую надзорную и регуляторную политику для страхового рынка»6.

Необходимо также отметить, что для достижения вышеобозначенной цели 4 марта 2014 года на рассмотрение в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ро-спотребнадзор) направлен подготовленный Минфином России и одобренный Правительством РФ проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам

Таблица 3

Перечень системно значимых страховых компаний России по состоянию на 01.04.2014 г.

№ Название страховой организации Город Объем собранных страховых премий, тыс. руб. (% от всего рынка)

1 СОГАЗ Москва 40 755 150 (15,50)

2 Росгосстрах Люберцы 24 561 310 (9,34)

3 Ингосстрах Москва 18 561 057 (7,06)

4 ВТБ Страхование Москва 14 556 018 (5,54)

5 РЕСО-Гарантия Москва 14 540 317 (5,53)

6 Альфастрахование Москва 12 432 620 (4,73)

7 Альянс Москва 9 727 635 (3,70)

8 ВСК Москва 9 314 017 (3,54)

9 МАКС Москва 8 272 954 (3,15)

10 Согласие Москва 7 991 358 (3,04)

11 Сбербанк страхование Москва 5 376 568 (2,04)

12 Капитал страхование Когалым 4 876 851 (1,85)

13 Группа Ренессанс страхование Москва 4 799 163 (1,83)

14 Транснефть Москва 3 839 236 (1,46)

15 ЖАСО Москва 3 075 096 (1,17)

16 Страховая группа МСК Казань 3 035 325 (1,15)

17 Росгосстрах-жизнь Москва 2 863 206 (1,09)

18 Ренессанс жизнь Москва 2 712 252 (1,03)

19 Уралсиб Москва 2 660 914 (1,01)

20 Альфастрахование-жизнь Москва 2 595 510 (0,99)

Итого по системно значимым СК (1—20 место): 196 546 557 (74,74)

Итого по прочим крупным СК (21—100 место) 54 626 970 (20,77)

Итого по прочим СК: 11 814 635 (4,49)

Всего по рынку: 262 988 162 (100)

Таблица 4

Состав и распределение страховых компаний России в контексте принятых решений реализации Банком Россиирегуляторно-надзорных функций

2012 год, 12 месяцев 2013 год, 6 месяцев 2013 год, 12 месяцев

СК 445 430 407

ОВС 10 11 12

СПБ1 169 164 162

ПО5 14 13 13

Всего 638 618 594

Распределение СК по объему собираемых страховых премий, тыс. руб. (% от всего рынка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Росгосстрах — 97 431 792 (12,04%) Росгосстрах — 53 526 609 (11,45%) Росгосстрах — 99 793 408 (11,03%)

2 СОГАЗ — 75 994 356 (9,39%) СОГАЗ — 51 993 940 (11,12%) СОГАЗ — 84 773 198 (9,37%)

3 Ингосстрах — 67 806 253 (8,38%) Ингосстрах — 34 585 984 (7,40%) Ингосстрах — 66 619 233 (7,37%)

4 РЕСО-Гарантия — 51 828 065 (6,41%) РЕСО-Гарантия — 29 696 722 (6,35%) РЕСО-Гарантия — 57 441 194 (6,35%)

5 Альфастрахование — 34 159 505 (4,22%) Согласие — 19 882 443 (4,25%) Согласие — 41 774 713 (4,62%)

6 ВСК — 33 579 261 (4,15%) Альфастрахование — 19 111 314 (4,09%) Альфастрахование — 40 704 204 (4,50%)

7 Согласие — 33 303 721 (4,12%) ВТБ Страхование — 18 773 590 (4,01%) ВСК — 37 814 015 (4,18%)

8 Альянс — 25 028 083 (3,09%) ВСК — 17 347 355 (3,71%) Альянс — 32 917 561 (3,64%)

9 ВТБ Страхование — 22 786 630 (2,82%) Альянс — 15 287 017 (3,27%) ВТБ Страхование — 30 755 929 (3,40%)

10 Страховая группа МСК — 9 953 432 (2,47%) МАКС — 10 474 731 (2,24%) Ренессанс жизнь — 21 323 556 (2,36%)

Всего 1 топ 10 461 871 098 (57,09%) 270 679 705 (57,89%) 513 917 011 (56,82%)

11 Группа Ренессанс страхование — 18 037 339 (2,23%) Ренессанс жизнь — 10 252 751 (2,19%) Группа Ренессанс страхование — 18 895 624 (2,09%)

12 МАКС — 16 152 019 (2,00%) Группа Ренессанс страхование — 9 425 850 (2,02%) Страховая группа МСК — 18 714 507 (2,07%)

13 ППФ страхование жизни — 15 443 508 (1,91%) Страховая группа МСК — 9 246 301 (1,98%) Уралсиб — 16 202 896 (1,79%)

14 Уралсиб — 12 869 232 (1,59%) Уралсиб — 7 826 398 (1,67%) МАКС — 15 476 960 (1,71%)

15 ЖАСО — 11 796 010 (1,46%) ППФ страхование жизни — 6 900 841 (1,48%) ЖАСО — 12 233 736 (1,35%)

16 Капитал страхование — 9 392 763 (1,16%) Транснефть — 6 688 045 (1,43%) Росгосстрах-жизнь — 11 323 656 (1,25%)

17 ЦЮРИХ — 8 637 222 (1,07%) Капитал страхование — 6 050 385 (1,29%) Альфастрахование-жизнь — 10 793 926 (1,19%)

18 Ренессанс жизнь — 8 632 935 (1,07%) ЖАСО — 5 603 204 (1,20%) АЛИКО — 9 847 385 (1,09%)

19 Росгосстрах-жизнь — 8 347 677 (1,03%) Росгосстрах-жизнь — 5 301 048 (1,13%) ГУТА-Страхование — 9 706 316 (1,07%)

20 Транснефть — 8 338 936 (1,03%) Альфастрахование-жизнь — 4 300 151 (0,92%) Транснефть — 9 361 031 (1,03%)

Всего 2 топ 10 117 647 641 (14,54%) 71 594 974 (15,32%) 132 556 037 (14,66%)

Всего топ 20 579 518 739 (71,63%) 342 274 679 (73,21%) 646 473 048 (71,48%)

21-100 180 566 213 (22,32%) 100 042 799 (21,39%) 207 641 136 (22,96%)

100-Ы 48 974 822 (6,05%) 25 227 447 (5,40%) 50 315 646 (5,56%)

Всего 809 059 774 (100%) 467 544 925 (100%) 904 429 830 (100%)

Примечание: СПБ — страховые и перестраховочные брокеры; ПО — перестраховочные общества.

потребителей услуг финансовых организаций». Данный законопроект предусматривает создание института финансового уполномоченного по правам потребителей услуг финансовых организаций. Предполагается, что деятельность такого института будет направлена на упрощение порядка разрешения споров между потребителями услуг финансовых организаций — физическими лицами и финансовыми организациями — путем обеспечения быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного урегулирования таких споров.

Для координации деятельности финансовых уполномоченных предлагается создать некоммерческую организацию — Службу финансовых уполномоченных — в форме некоммерческого партнерства. В случае принятия данного закона учредителем такой службы выступит Банк России. Кроме того, в связи с тем, что в указанной сфере наибольшее количество споров возникает по отношению к кредитным и страховым организациям, законопроектом предлагается обязательное участие таких организаций в институте финансового уполномоченного.

Таким образом, планируется, что в надзорном процессе за всеми группами страховщиков будут принимать участие Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров и Главная инспекция Банка России (рис. 2)7.

Помимо организационных изменений в рамках реформирования регуляторно-

надзорных функций Банк России намерен ужесточить контроль качества активов страховых организаций. В данном направлении планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на осуществление оперативного мониторинга инвестиционных активов страховщиков; проведение комплексных встречных проверок наличия реальных активов на межотчетные даты; ужесточение требований к размещению собственных средств и страховых резервов; изменение требований к платежеспособности страховщиков путем реализации модели, учитывающей качество портфеля и риски, принятые на страхование; переход на ежеквартальную надзорную отчетность всех страховых организаций.

Также планируется ужесточение требований к претендентам на стадии создания и государственной регистрации страховой компании, а именно — регистрация страховщика в качестве юридического лица через Банк России и внедрение инструмента бизнес-планирования как механизма обеспечения финансовой состоятельности страховщика.

Основные инструменты, обозначенные мегарегулятором в контексте достижения поставленных целей и решения промежуточных задач, представлены на рис. 38.

Несомненно, представленный на рисунке 3 перечень инструментов надзор-но-регуляторной политики мегарегулятора в сфере страхования не является исчерпывающим, он отражает лишь наиболее востре-

Организация страхового надзора

Рис. 2. Организация страхового надзора

Инструменты надзорно-регуляторной политики Банка России в страховой сфере

проработка и внедрение стандартов Solvency-II

введение надзора за страховыми группами и системно значимыми СК, внедрение расчета «рисков на группу»

реформа контроля качества активов страховщиков (требования к структуре всех активов и контроль их реальной надежности)

утверждение стандартных условии по отдельным видам добровольного страхования

унификация законодательства по обязательным видам страхования в части лимитов и таблиц выплат, актуарная корректировка тарифов

формирование информационной системы добровольного страхования (Бюро страховых историй)

приведение требований в соответствие с мировой практикой к дополнительной инфраструктуре: риск-менеджменту, полномочиям актуариев и использованию рейтингов

введение актуарного аудита деятельности страховщика и его отчетности

создание системы пруденциальных нормативов для выявления компаний, не отвечающих установленным требованиям финансовой устойчивости

гармонизация процедуры лицензирования субъектов страхового дела с лицензированием кредитных организаций

развитие электронного страхования, стандартизация оказания страховых услуг через Интернет

построение гибкой системы санкций применяемых к субъектам страхового дела

Рисунок 3. Инструменты надзорно-регуляторной политики Банка России в страховой сфере

бованные в современных условиях направления работы Банка России.

Особый интерес вызывают также количественные индикаторы оценки эффективности работы страхового надзора (КР1) на среднесрочную перспективу, представ-

ленные начальником отдела развития страхового рынка департамента страхового рынка ЦБ РФ Д.С. Кудловым (табл. 5).

На основе вышеприведенных данных можно констатировать, что Банк России ставит ориентиром повышение с позиции

Таблица 5

Ключевые индикаторы оценки эффективности работы страхового надзора

на среднесрочную перспективу

Показатель 2012 год 2016 год 2018 год

Доля высоконадежных и высоколиквидных активов, % 30* 50-60 75-90

Доля «проблемных» страховщиков по результатам стресс-тестов (на основе рекомендации Международной организации страховых надзоров), % - 20-30 5-10

Доля страховых споров, урегулируемых в суде, % 100 70-80 20-50

Количество жалоб на страховщиков за год, тыс. ед. 40 20-25 10-15

Внедрение Solvency II нет нет да

Доля страховых премий в ВВП, % 1,3 1,5-1,8 2-2,5

Доля домохозяйств, предприятий, объектов, квартирного фонда, охваченных страхованием, % 514 8 15

Доля автовладельцев, имеющих полис КАСКО, % 514 10-20 30-40

Доля страхования жизни в общей премии, % 5,3 8-10 15-20

По экспертным оценкам

*

ликвидности качества активов страховых компаний, снижение числа судебных споров в области страхования к 2018 году более чем в два раза при повышении к концу того же периода доли страховых премий в ВВП почти вдвое.

К 2018 году планируется также существенное снижение доли судебных разбирательств, которая должна составить всего 20—25% от текущего уровня. Достижение данного эффекта, по мнению Д. Кудлова, возможно посредством принятия поправок о претензионном порядке выплат в ОСАГО, а также путем создания института омбуд-смена в страховом сегменте.

В рамках реализации раздела VII плана мероприятий «Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» — «Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчи-

I---------------------1 г-------

вости»9, Д.С. Кудлов представил дорожную карту надзорно-регуляторной политики Банка России в страховой сфере (рис. 4).

Подводя итоги рассмотрению проблематики, отметим, что комплексная поэтапная реализация обозначенных выше мероприятий позволит сформировать оптимальные условия для перехода страховой отрасли на интенсивный путь развития, предусматривающий структурные преобразования отрасли.

При этом данные преобразования должны быть направлены на развитие потенциально растущих отраслей страхования (жизни, медицинское, имущественное), расширение сферы деятельности страховщиков, повышение ориентированности на клиента, повышение прозрачности, стабильности и зрелости российского страхового рынка, на гармонизацию российского страхового законодательства с международной практикой и рекомендациями Между-

2015 год

Изменение отчетности страховщиков для оценки рисков

Внедрение требований к бухгалтерскому учету страховщиков

Гармонизация процедуры лицензирования субъектов страхового дела с лицензированием кредитных организаций

Построение гибкой системы

санкций, применяемых к субъектам страхового дела

2018 год

Завершение внедрения 8о1уепсу-П

Внедрение ключевых атрибутов эффективного режима восстановления платежеспособности

и ликвидации страховых компаний

ики Банка России 914-2018 гг.)

2014 год

Подготовка плана реализации «списка 202»

Определение системно значимых страховщиков

Введение института актуариев на страховом рынке

Введение электронного документооборота при заключении договоров страхования

Формирование информационной системы добровольного страхования (Бюро страховых историй)

Рис. 4. «Дорожная карте в страховой сфере н

Внедрение пруденциальных показателей финансовой устойчивости и платежеспособности

Разработка требований к проведению страховщиками стресс-тестов

народной ассоциации страховых надзоров и Организации экономического сотрудничества и развития.

Отметим, что комплексная поэтапная реализация обозначенных выше мероприятий позволит сформировать оптимальные условия для перехода страховой отрасли на интенсивный путь развития, предусматривающий структурные преобразования отрасли. Вместе с тем, по нашему мнению, в рамках дальнейшего формирования инструментальной базы осуществления Банком России надзорно-контрольных функций необходимо предпринять меры по повышению общей страховой грамотности населения, по стандартизации деятельности страховщиков, страховых агентов и брокеров, страховых актуариев и юристов, разработать профессиональные стандарты работников страховой сферы деятельности, разработать наиболее действенные формы и методы контроля за деятельностью филиалов страховых компаний, обществ взаимного страхования и страховых посредников. ^

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Реестр страховых организаций — страховщики, перестраховщики, брокеры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.insur-info.ru/register/ (дата обращения: 31.08.2014).

2. Страховщики могут уйти с рынка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/

business/2013/10/03/5680481.shtml (дата обращения: 31.03.2014).

3. Банк России нашел на рынке страховщиков-банкротов. [Электронный ресурс]. URL: http:// rbcdaily.ru/finance/562949989122572 (дата обращения: 25.02.2014).

4. ЦБ введет своих представителей в страховые компании. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vestifinance.ru/articles/39498 (дата обращения: 25.08.2014).

5. ЦБ готовит санацию страховщиков. [Электронный ресурс]. URL: http://life24.ru/news/cb_ gotovit_sanaciyu_strahovschikov/ (дата обращения: 25.03.2014).

6. Носкова Е. Крупнейшие страховые компании получат кураторов из ЦБ. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2014/02/17/strahovanie-site.html (дата обращения: 20.02.2014).

7. В России появиться финансовые уполномоченные по правам потребителей услуг финансовых организаций. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ligazakon.ru/main/1435-v-rossii-poyavitsya-finansovye-upolnomochennye-po-pravam-potrebiteley-uslug-finansovyh-organizaciy.html (дата обращения: 02.05.2014).

8. Состояние и перспективы страхового рынка в Российской Федерации. Задачи регулятора. [Электронный ресурс]. URL: http://yadi.sk/d/uTPQ1yoqMaxnK (дата обращения: 16.06.2014).

9. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г № 1293-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www garant.ru/products/ipo/prime/doc/70323750/ (accessed 02.05.2014).

SUPERVISORY-REGULATIVE POLICY OF BANK OF RUSSIA

E.F. Mukhamedieva, Candidate of economics, Docent, the department of accounting, analysis, audit and statistics, Ufa State University of Economics and Service, R.M. Safuanov, Doctor of Economics, Professor, I.R. Kashipova, Candidate of Economics, Docent, the department of finance and credit, Ufa branch of Finance University under the Government of the Russian Federation, Ufa, Russia, teffi83@yandex.ru, safuanov54@mail.ru kitt79@yandex.ru

This article is devoted to the consideration of main ways and tools of insurance supervisory organization in the modern conditions. The authors analyze changes in the insurance sphere, conditioned by abolition of Federal financial markets service (hereinafter — FFMS) and giving supervisory-regulative functions to Bank of Russia, which became mega regulator of all the financial markets in Russian Federation. The article focuses on the main problems and ways of Russian insurance market development in the light of the decisions made, aimed at optimization of insurance security ofparticipants in insurance relations.

In the frames of the problem studied the authors have made the analytical review of content and distribution of Russian insurance companies in the context of Bank of Russia's realization of supervisory-regulatory

functions. According to the results got the article marks out the spectrum of the most urgent problems which demand solution in the frames of further formation of statutory-regulatory base for Bank of Russia's supervisory-control functions, and exactly: necessity of insurers' activity standardization, insurance agents and brokers, insurance actuaries and lawyers, development of professional standards for insurance sphere workers, development of the most efficient forms and methods for control of insurance companies' branches activity, companies of mutual insurance and insurance mediators, growth of general insurance literacy ofpopulation. Key words: insurance, Bank of Russia, supervisory and regulatory policy, the insurance market, the Institute of coaching, the Institute of the Ombudsman, insurance companies, governmental regulation of the insurance sector.

References

1. Reestr strakhovykh organizatsii — strakhovshchiki, perestrakhovshchiki, broker [The register of insurance companies - insurers, reinsurers, brokers]. Available at: http://www.insur-info.ru/register/ (accessed 31.08.2014).

2. Strakhovshchiki mogut uiti s rynka. [Insurers may withdraw from the market]. Available at: http://www. gazeta.ru/business/2013/10/03/5680481.shtml (accessed 31.03.2014).

3. Bank Rossii nashel na rynke strakhovshchikov-bankrotov. [The Bank of Russia found on the market of insurers of bankrupt]. Available at: http://rbcdaily.ru/ finance/562949989122572 (accessed 25.02.2014).

4. TsB vvedet svoikh predstavitelei v strakhovye kompanii. [The Central Bank will impose their representatives in insurance companies]. Available at: http://www. vestifinance.ru/articles/39498 (accessed 25.08.2014).

5. TsB gotovit sanatsiiu strakhovshchikov. [The Central Bank is preparing a reorganization of insurers]. Available at: http: //life24.ru/ news/cb_gotovit_sanaciyu_strahov-schikov/ (accessed 25.03.2014).

6. Noskova E. Krupneishie strakhovye kompanii poluchat kuratorov iz TsB. [The largest insurance company will receive curators from the Central Bank]. Available at: http://www.rg.ru/2014/02/17/strahovanie-site.html (accessed 20.02.2014).

7. V Rossii poiavit'sia finansovye upolnomochennye po pravam potrebitelei uslug finansovykh organizatsii. [In Russia to receive the financial commissioners for the rights of consumers of financial services organizations]. Available at: http://www.ligazakon.ru/main/1435-v-rossii-poyavitsya-finansovye-upolnomochennye-po-pravam-potrebiteley-uslug-finansovyh-organizaciy.html (accessed 02.05.2014).

8. Sostoianie i perspektivy strakhovogo rynka v Rossiis-koi Federatsii. Zadachi reguliatora [Status and prospects of the insurance market in the Russian Federation. The task of the regulator]. Available at: http://yadi.sk/d/uT-PQ1yoqMaxnK (accessed 16.06.2014).

9. The decree of the RF Government dated 22 July 2013, No. 1293-R. Available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70323750/ (accessed 02.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.