Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
155
М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.;
7. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.;
8. Попов Е.С., Семенов В.И. Россия и Финляндия. Сильные соседи. «Современные аспекты экономики» выпуск №10 (206) 2014 г., 115 с.;
9. ВКР - Семенов В.И. «Совершенствование управления процессами транспортировки грузов в международных перевозках (на примере ОАО «ММП»)», ГУУ, 16.06.2015, 78 с.;
10. Гранберг А.Г.Развитие Северного морского пути. Выпуск 3 - М., СОПС, 2001.;
11. Воронов В.И., Степанец А.В., Стульский В.А. Применение имитационных моделей в логистическом управлении морского порта ISBN-5- 8224-0038-8 Журнал “РОССИЯ В XXI ВЕКЕ: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА” № 1(3), ВГУЭС.: Владивосток 2001 г.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Семченко Галина Владимировна
Магистрант ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва
Павлов Владимир Сергеевич
Ирис Конгресс Отель, г. Москва
АННОТАЦИЯ
Российская Федерация для зарубежного гостиничного бизнеса остается привлекательным рынком, несмотря на непростую геополитическую обстановку. Ключевым отличием развития гостеприимства в нашей стране является ведущая роль государства в формировании гостиничной индустрии, а также недостаточное развитие российских гостиничных сетей ввиду незрелости и самих сетей, и рынка. Москва, оставаясь центром делового и культурного туризма, показывает снижение ключевых гостиничных показателей, Сочи и Крым напротив - существенный рост. ABSTRACT
The Russian Federation for a foreign hotel business remains an attractive market despite the difficult geopolitical situation. A key differentiator of hospitality in our country is the leading role of the state in shaping the hotel industry, as well as insufficient development of Russian hotel chains because of immaturity networks themselves and the market. Moscow, leaving the center of the business and cultural tourism, shows a decline of key hotel indicators, Sochi and Crimea on the contrary - a significant growth.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, гостиничные сети, конкуренция, санкции
Key words: hospitality industry, hotel chains, competition, sanctions
Зарождение индустрии гостеприимства в XIV веке за рубежом как собирательное понятие обращения с посетителями, включающее в себя сферу размещения, питания, транспорт и развлекательные мероприятия, ненамного изменилось и в наши дни. Индустрия гостеприимства прошла долгий путь от «гостиничных предприятий» до «индустрии гостеприимства». Как и любая отрасль, индустрия гостеприимства формируется и развивается под влиянием внутренних (трудовых, материальнотехнических, финансовых, организационно-управленческих и других) и внешних (экономических, социальных, политических, правовых, культурных, транспортно-инфраструктурных, экологических и прочих) факторов. Глобализация, концентрация, развитие международной торговли, торговых союзов - все это способствовало развитию и формированию крупных гостиничных сетей. На начало января 2014 г. общее количество гостиничных номеров в мире составляет 19,5 млн, из них почти 42% (7,85 млн) принадлежат одному из брендов. Из 10 крупнейших гостиничных сетей мира 1 британская (InterContinental Hotels Group/IHG), 1 французская (Accor), 1 китайская (Home Inns), 7 (Hilton Worldwide, Marriott International, Wyndham Hotel Group, Choice Hotels International, Starwood Hotels & Resorts, Best Western, Carlson Rezidor Hotel Group) являются американскими. В Российской Федерации из топ-10 сетевых отелей работают восемь: InterContinental Hotels Group/IHG, в РФ сеть представлена 15 отелями, из них 7 в Москве; Hilton
Worldwide - 18 отелей, из них 2 в Москве; Marriott International - 16 отелей, из них 8 в Москве; Wyndham Hotel Group - 3 отеля; Accor - 24 отеля, из них 10 в Москве; Starwood Hotels & Resorts -10 отелей, из них 5 в Москве; Best Western - 7 отелей, из них 2 в Москве; Carlson Rezidor Hotel - 32 отеля, из них 6 в Москве.
В последнее время в глазах российского государства индустрия гостеприимства, а вместе с ней и туризм приобретают большую значимость, и отрасль получает дополнительные стимулы к развитию. В отличие от зарубежных стран, в Российской Федерации развитие индустрии происходило благодаря влиянию и интересу, прежде всего, самого государства, а не частного бизнеса. Отличительной особенностью является и тот факт, что катализатором повышения качества гостиниц, услуг и их количества являлись грандиозные международные события в нашей стране - начиная от Олимпиады-80, открытия «железного занавеса» и заканчивая Зимними Олимпийскими Играми в Сочи в 2014 г. и приближающимся Чемпионатом мира по футболу в 2018 г. Все накопленное «советское наследие» гостиничной индустрии перешло в современную Россию, претерпев минимальные изменения, что потребовало и до сих пор требует значительного вливания финансовых средств для приведения гостиниц к международным стандартам. Одним из шагов по приведению российской индустрии гостеприимства к международному уровню является введение классификации гостиничной отрасли.
156
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Система классификации гостиничного хозяйства в Российской Федерации постоянно развивается, дополняется и расширяется, что говорит о поступательном развитии туризма и индустрии гостеприимства. Вызывает некую озабоченность тот факт, что «катализатором» развития системы являются участие страны в международных соревнованиях, поскольку при отсутствии данных побед, возможно, никаких шагов по совершенствованию системы бы не произошло. Нормативно-правовая база функционирует в соответствии с международными стандартами, предложения представителей гостиничной отрасли учитываются в разрабатываемых законах и подзаконных актах, формируется единая система классификации гостиниц и иных средств размещения, которая впоследствии станет обязательной к использованию по всей стране.
Новейшая история развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации берет начало с 1997 г., когда была организована первая отечественная гостиничная сеть «Норд-отель» (учредитель ГАО «Москва») из добровольного объединения 12 гостиничных предприятий. Тем не менее, в целом, за исключением сетей «HELIOPARK Hotels & Resorts», «Azimut Hotels», «AMAKS Hotels&Resorts» и Cronwell Hotels&Resorts в Российской Федерации отсутствуют крупные, узнаваемые бренды с единой политикой, стандартом и подходом к клиентам. Это объясняется как разрозненным советским «прошлым» гостиниц, так и сильными позициями зарубежных сетевых отелей. Очевидно, что российским гостиничным сетям предстоит еще проделать немало работы для повышения качества и уровня обслуживания, чтобы позиционировать себя сетями международного уровня. Тем не менее, ввиду сложившейся внешнеполитической обстановки и «взрывному» росту и интересу к внутреннему туризму, российские гостиничные сети имеют шанс выровнять сложившийся дисбаланс, особенно, в регионах, где отсутствуют зарубежные сети и воспользоваться открывающимися возможностями. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране определяла развитие гостиничного хозяйства в 2014-2015 гг. При этом внешние факторы, влияющие на развитие гостиничных сетей в разные месяцы, менялись: если в первой половине
2014 г. большее влияние оказывали политические факторы (в том числе, изменившаяся в худшую сторону геополитическая обстановка в мире по отношению к Российской Федерации), то во второй половине и, в особенности, в конце 2014 г. - начале 2015 г. на первый план вышли социально-экономические факторы (резкое обесценивание рубля, значительно возросшая инфляция). Как следствие, почти в 2 раза снизилась стоимость гостиничных объектов в валютном исчислении, повысилась стоимость обслуживания кредитных обязательств. Несмотря на сложившиеся непростые взаимоотношения и «войны санкций» между Российской Федерацией и рядом западных стран, ни одна из сетей не отказалась от своего решения о расширении своего присутствия на российском рынке. В
2015 г. международные гостиничные сети планируют открыть в Российской Федерации и в СНГ свыше 8900 новых номеров, из них 5100 - в РФ (Москва - 1200 номеров). Наметившееся снижение загруженности отелей прямым образом влияет на сроки ввода новых объектов, некоторые из них откладываются на неопределенный срок. Несомненно, санкции, политическая нестабильность и колебания курсов валют негативно сказываются на российской гостиничной индустрии, в частности, на загрузке отелей. В феврале 2015 г. выручка номерного фонда на один но-
мер в России сократилась на 13,6% до 2,5 тыс. руб., средняя цена за номер/ночь упала на 6% до 5,1 тыс. руб., заполняемость сократилась от 8,1% до 49,9%. Больше всего от сокращения туристов, в том числе из-за рубежа, страдают высокоразрядные гостиницы. Большинство из них международные и отчитываются перед акционерами в иностранной валюте. Значительно (почти на 50%), из-за обвала рубля, ухудшились ожидания, перспективы и прибыль в валюте. В отелях среднего ценового сегмента тарифы также снизились, но не столь значительно, до 10%. Отели низшего ценового сегмента только выигрывают, поскольку их заполняемость не падает, а растет. Бизнестуризм, являющийся главным драйвером развития гостиничных сетей в Москве, удерживает лидирующие позиции в целях поездки в столицу, однако и групповой туризм набирает обороты: в рейтинге городов по посещению иностранными туристами в 2012 г. Москва занимала 19 место (4,1 млн. прибытий), в 2013 г. - 26 место (5,4 млн. прибытий), в 2014 г. 24 место (5,7 млн. прибытий). В 2015 году ожидается снижение посещаемости Москвы и Санкт-Петербурга на 10-15%. К 2020 г. рынок гостиничных услуг продолжит свое поступательное развитие, чтобы удовлетворить возрастающий спрос зарубежного и отечественного туризма. По оценкам Правительства Москвы к 2025 г. Москву посетит 14,8 млн. чел. Не будет отставать и гостиничная региональная сеть (достаточно вспомнить про Чемпионат мира по футболу в 2018 г.). В ближайшей перспективе туристическая отрасль в субъектах Российской Федерации продолжит испытывать повышенный интерес в связи с резким ростом спроса на внутренний туризм.
При анализе конкурентной среды высокоразрядных гостиниц Москвы можно отметить, что текущее состояние характеризуется замедляющимися темпами роста, ограниченностью клиентской базы, снижением операционных показателей. Тем не менее, данный сегмент является достаточно привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствуют дальнейшие планы по открытию новых «люк-совых» гостиниц, расширение спектра предоставляемых услуг. Использование зарубежного опыта работы гостиниц в РФ способствует формированию конкурентных преимуществ отелей. Различные инструменты продаж, менеджмента, маркетинга, управления персоналом, успешно зарекомендовавшие себя за рубежом используются и в российских условиях. Правильное позиционирование гостиничного предприятия позволяет завоевать прочные позиции в конкурентной борьбе.
В целом, среди всего комплекса направлений совершенствования высокоразрядных гостиниц можно выделить 5 основных направлений: оптимизация каналов продажи; пересмотр ценовой политики; активное предложение и использование комплементарных услуг гостиниц (проведение и организация интерактивных мероприятий, спортивных состязаний, встреч глав государства, правительств и т.п.); расширение специальных предложений, проведений акций, мероприятий по привлечению дополнительных клиентов; повышение компетентности персонала, лояльности сотрудников, снижение текучести кадров. Таким образом, использование данных мероприятий должно поспособствовать совершенствованию деятельности высокоразрядных гостиниц в г. Москве, повысить эффективность их работы и найти новые пути достижения поставленных целей в изменившихся социально-экономических и политических условиях в стране и мире в целом.
Для совершенствования гостиничной отрасли и повышения привлекательности отрасли для клиентов необходимы усилия не только отельеров, но и государства. Именно государство должно регулировать нормативно-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
157
правовые отношения, приводить в соответствие с международными правилами документы, касающиеся гостиничного хозяйства, например, систему классификации средств размещения. Обязательность системы классификации гостиниц и иных средств размещения - верный шаг на пути приведения к единству функционирования системы. Тем не менее, очевидно, что нестабильная внешнеполитическая ситуация, экономический кризис и финансовые последствия «санкционных войн» требуют принимать во внимание при разработке и проведении государственной политики в отраслях гостиничного и туристического хозяйства. Новая экономическая реальность вынуждает занимать свободные ниши в регионах, предлагать уникальные продукты, дополнять существующие услуги новыми, расширять клиентскую базу путем использования гибкой ценовой политики. Развитие внутренних курортов, таких как Крым и Сочи, несомненно, должно способствовать повышению качества и уровня услуг, изменить негативное восприятие о российских курортах как о непривлекательных по соотношению цена-качество. Очевидно, что применение лучших зарубежных практик в Российской Федерации должно учитывать российскую специфику, историю формирования индустрии в нашей стране и вектор ее развития. При грамотном использовании опыта, это будет способствовать росту, популярности и качеству предоставляемых гостиничных услуг.
Важным моментом является то, что необходимо делать акцент на сильные стороны каждого из курортов Российской Федерации и не «перетягивать», ввязываясь в
конкуренцию и соперничество друг с другом, поскольку изначально условия конкуренции между Сочи, Крымом и другими субъектами неравны. Москва, оставаясь центром туристического бизнеса страны и гостиничного хозяйства уже ощутила необходимость использования вышеназванных инструментов, поскольку потенциал экстенсивного роста практически исчерпан. В ближайшем будущем внешнеполитическая ситуация стабилизируется, «санкции» будут сняты и очень важно, насколько к тому времени будет устойчива сложившаяся система в гостиничном хозяйстве - сможет ли она противостоять новым условиям, возросшей конкуренции, насколько страна и регионы окажутся готовы конкурировать с другими странами, когда российский турист уже не будет руководствоваться стоимостью и патриотизмом, но сможет обратить внимание и на качество предоставляемых услуг.
Список литературы
1. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.
2. Вопков Ю.Ф. Введение в гостиничный и пуристический бизнес, М.: Феникс, 2003.
3. Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов В.В., Сорокина Е.В. Основы индустрии гостеприимства. М.: Дашков и Ко, 2009.
4. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие. 2-е изд. Мн.: Новое знание, 2001.
5. Лайко М.Ю., Ильина Е.Л., Нощенко О.Ю. Маркетинг услуг гостеприимства. - М.: РЭА, 2002.
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РЫНКА ТРУДА
Сенокосова Ольга Владимировна
Канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, СГУ имени Чернышевского Н.Г.
г. Саратов
АННОТАЦИЯ
Целью работы является выявление изменений, происходящих на рынке труда в условиях трансформации экономической системы. Трансформация самого рынка труда проявляется в трансформации организации, институтов, пространства, системы отношений между субъектами и т.д.
ABSTRACT
The aim of this work is the identification of the changes occurring in the labour market in the conditions of transformation of the economic system. The transformation of the labor market is manifested in the transformation of organizations, institutions, spaces, systems of relations between entities.
Ключевые слова: рынок труда, сеть, институты, трансформация.
Keywords: the labour market, network, institutions, transformation.
Структурные изменения, произошедшие в экономике под влиянием трансформационных процессов в обществе, как результат его «перехода» из индустриального в постиндустриальное, оказали весьма неоднозначное влияние на экономическую среду рынка труда. Изменение рынка труда трактуется неоднозначно.
Существующие направления трактовок трансформации рынка труда интересны. Бикчантаева А.И. под трансформацией рынка труда понимает изменение его сущностных характеристик, в первую очередь отраслевой и институциональной организации, осуществляемое в результате целенаправленного государственного воздействия на основные направления и способы использования трудовых ресурсов экономической системы, а также действия рыночных механизмов, приводящих к изменению эффективности задействования труда в процессах обще-
ственного производства.[3] Дукарт С.А., Слета Е.В. связывают с трансформацией комплексное изменение ее составляющих элементов.[5]
Иконникова Н.И. рассматривает трансформацию как качественное изменение общественных явлений и общества в целом под преобладающим воздействием субъективного фактора. Трансформации рынка труда и отношений занятости происходила в контексте общероссийских изменений, вызванных либерализацией и структурной перестройкой экономики страны в целом[4].
Невозможно дать всеобъемлющую и четкую характеристику экономическим явлениям и процессам, связям и отношениям, которые присущи экономической трансформации рынка труда, но необходимо рассмотреть все имеющиеся подходы к этому явлению.
В последние годы проведено большое количество исследований, затрагивающих проблемы трансформации